Урок по теме "Хохлома"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс)
Предварительный просмотр:
Тема: «Золотая Хохлома.»
Цель: научить выполнять декоративную роспись тарелочки под «хохлому».
Задачи: Образовательные: Познакомить с народным декоративно-прикладным искусством (“Хохлома”). Научить выполнять и использовать растительные элементы (травка, клубничка, цветок) в технике хохломской росписи.
Воспитательные: Воспитывать эстетическое отношение к предметам искусства и бытовой культуры. Воспитывать художественный вкус. Воспитывать взаимную вежливость и аккуратность.
Развивающие: Развивать творческие способности, изобразительные навыки. Развивать технические умения –умело пользоваться кистью (рисовать кончиком кисти, всей кистью, свободно двигать в разных направлениях). Развивать композиционные умения, чувство цвета.
Развить умение коммуникативного отношения
Оборудование: Выставка предметов декоративно-прикладного искусства, ложечки, иллюстрации, детские рисунки прошлых лет.
Ход урока. 1.Организационный момент.
- Что такое сувенир? (От французского – помнить, вспоминать. Подарок на память. Чаще всего это изделие дек.-прик. искусства и худ. промышленности)
В каждом доме, живут и служат нам различные предметы. И если их
коснулась рука художника или народного умельца, они становятся произведениями декоративно - прикладного искусства.
Прикладное - это значит то, к чему приложено умение, искусство. Например: у некоторых до сих пор может на столе стоит глиняный кувшин, наполненный молоком. Если порыться в бабушкиных вещах, можно найти старинное полотенце, вышитое красными петухами или с кружевом на концах, или черную, словно лакированную коробочку.
В России почти не было таких мест, где люди с давних пор не занимались бы каким-нибудь прикладным искусством. Из поколения в поколение передавались секреты народного мастерства.
- Кто мне скажет, какие народно-художественные промыслы вы знаете?
Д: (хохлома, городец, жестово, резьба, палех, дымка, кружево, гжель и т. д.)
(на доске висят репродукции, где изображены народно-художественные
промыслы).
У: Что такое Хохлома? Хохлома! – какое странное и веселое слово. В нем и смех слышится и восхищенное – Ох! и восторженное АХ!
У: Как же оно начиналось, это удивительное хохломское художество? А вы слышали легенду о Хохломе? давайте послушаем внимательно
“В давние времена в Москве жил мастер-иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Мастер любил своё дело, но больше всего он любил вольную жизнь и поэтому однажды тайно покинул царский двор и перебрался в глухие керженские леса за Волгу. Избу поставил, стол да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшённую кашу и птицам пшена не забывал подсыпать. Прилетела как-то к его порогу Жар – Птица. Он и её угостил. Понравилось ей жить у мастера, но долго задерживаться она не могла – надо было лететь дальше. А в благодарность за доброту взмахнула крылом и коснулась им посуды, которую мастер изготовил, – и та стала золотой. Никто ту Жар-птицу не видел, поэтому с тех пор каждый мастер рисует ее по-своему. А еще любят мастера рисовать различные сказочные, фантастические цветы да ягоды: землянику, смородину, рябину, калину”
- Вы догадались, о каких мастерах говорится в легенде? (о хохломских мастерах)
Тема нашего урока «Золотая хохлома» (на доске) - Сегодня на уроке мы с вами будем мастерами по росписи посуды. Мы распишем тарелочку в технике хохломской росписи.
- Посмотрите, какая яркая, праздничная, красивая хохломская посуда. (Показ)
Хохломская роспись -
Алых ягод россыпь,
Отголоски лета
В зелени травы.
Рощи - перелески,
Шелковые всплески,
Солнечно-медовой
Золотой листвы
У красы точеной
Сарафан парчовый,
По волнам узоров.
Яхонты горят
Что за чародеи
Хохлому одели
В этот несказанный
Праздничный наряд:
Роспись хохломская
Словно колдовская,
В сказочную песню
Просится сама
И нигде на свете
Нет таких соцветий
Всех чудес чудесней
Наша хохлома
История промысла.
- Своё название промысел получил от села Хохлома. В старину оно было большим торговым центром. Оттуда во все концы России развозили расписную деревянную посуду. Труд был раздельным. В одной деревне, например: заготавливали чурки или «баклуши». Это несложное занятие не очень уважалось, отчего и повелось говорить о тех, кто не любил себя утруждать – «любит бить баклуши». А из баклуш выдалбливали, вытачивали ложки, чашки, ковши. Затем такую посуду продавали в соседнюю деревню, где работали другие мастера.
Учитель. А вы знаете, как деревянные изделия становятся золотыми?
Ребята! Посмотрите еще раз на изделия, из какого материала делают
мастера свои изделия?
Д: (из дерево)
У: А какие цвета чаще всего используют?
Д: (золотой, черный, красный, иногда темно-зеленый)
У: Для изделий хохломы характерно сочетание красного и черного цветов с
золотистым
Используется два типа росписи: 8-9 слайды
- «верховая»- красным и черным цветом на золотистом фоне;
- «под фон»- золотистый силуэтный рисунок на цветном фоне. Золотистая хохлома - это огненные краски узоров, которые складываются из разнообразных завитков трав, цветов и ягод и восхищают нас своей неповторимой торжественной красотой, богатством фантазии.
К азбуке хохломской росписи относятся: травные мотивы, элементы росписи «под листок», «под фон», «Кудрина», «ягодки».
- Ребята, зачем надо украшать посуду узором?
Д: (чтобы было красиво)
Практическая работа.
А теперь представим себя народными умельцами - художниками, а наш кабинет станет мастерской по росписи посуды.
Сегодня мы будем расписывать изделия.
(У вас на столах имеются картонные шаблоны. Объединитесь в 6 групп и распишите изделия. Обменяйтесь получившимися работами и оцените каждую роспись с учетом использования хохломского узора)
Наша задача: Выполнить эскиз , используя мотивы хохломской росписи.
Физкультминутка. Итог. Сегодня вы все были мастерами хохломской росписи и выполнили замечательные работы. Выставка детских работ. Ярмарка.
- Ребята, понравился вам урок?
- Что нового мы узнали на уроке?
- Что мы повторили?
- Вы сегодня увидели, что хотя прошло уже не одно столетие, искусство Хохломы живёт и радует людей. Искусство Хохломы развивается и сейчас на фабриках «Хохломской художник» и «Хохломская роспись» в городе Семёнов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/09/30/picture-112245.jpg)
Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.
При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке....
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/30/picture-330164-1383160067.jpg)
Методическая разработка урока литературы по теме «Творчество Сергея Есенина»(11 класс). Тема урока - «Голубая Русь» Сергея Есенина. Тип урока –урок-исследование.
Знакомство со стихотворениями С.Есенина, посвящёнными теме родины, с творческим методом поэта....
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/09/picture-401226-1391934239.jpg)
Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)
Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/10/picture-231919-1415628616.jpg)
Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка
Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы: рисование по представлениюТип урока: комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами изобразительного языка ...
![](/sites/ap.nsportal.ru/files/pictures/2018/10/06/picture-545858-1538813006.jpg)
Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.
Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/10/picture-613559-1431228819.jpg)
Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.
Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/30/picture-730749-1451459329.jpg)
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...