Урок по теме "Хохлома"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс)

План-конспект урока по теме "Хохлома"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_hohloma._5_kl.docx21.99 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Золотая Хохлома.»                                                       

Цель: научить выполнять декоративную роспись тарелочки под «хохлому». 

 Задачи:                                                                                                                                               Образовательные:                                                                                                                                          Познакомить с народным декоративно-прикладным искусством (“Хохлома”).                                      Научить выполнять и использовать растительные элементы (травка, клубничка, цветок) в технике хохломской росписи.                                                      

 Воспитательные:                                                                                                             Воспитывать эстетическое отношение к предметам искусства и бытовой культуры. Воспитывать художественный вкус.                                                              Воспитывать взаимную вежливость и аккуратность.    

 Развивающие:                                                                                                                         Развивать творческие способности, изобразительные навыки.                                              Развивать технические умения –умело пользоваться кистью (рисовать кончиком кисти, всей кистью, свободно двигать в разных направлениях). Развивать композиционные умения, чувство цвета.

Развить умение коммуникативного отношения

Оборудование: Выставка предметов декоративно-прикладного искусства, ложечки, иллюстрации, детские рисунки прошлых лет.

 Ход урока.                                                                                           1.Организационный момент.   

- Что такое сувенир? (От французского – помнить, вспоминать. Подарок на память. Чаще всего это  изделие дек.-прик. искусства и худ. промышленности)

В каждом доме, живут и служат нам различные предметы. И если их

коснулась    рука    художника    или    народного    умельца,     они     становятся произведениями декоративно - прикладного искусства.

Прикладное - это значит то, к чему приложено умение, искусство. Например: у некоторых до сих пор может на столе стоит глиняный кувшин, наполненный молоком. Если порыться в бабушкиных вещах, можно найти старинное полотенце, вышитое красными петухами или с кружевом на концах, или черную, словно лакированную коробочку.

В России почти не было таких мест, где люди с давних пор не занимались бы каким-нибудь прикладным искусством. Из поколения в поколение передавались секреты народного мастерства.

-        Кто мне скажет, какие народно-художественные промыслы вы знаете?
Д: (хохлома, городец, жестово, резьба, палех, дымка, кружево, гжель и т. д.)
(на  доске  висят  репродукции,  где  изображены  народно-художественные
промыслы).

У: Что такое Хохлома? Хохлома! – какое странное и веселое слово. В нем и смех слышится и восхищенное – Ох! и восторженное АХ!

У: Как же оно начиналось, это удивительное хохломское художество? А вы слышали легенду о Хохломе? давайте послушаем внимательно

“В давние времена в Москве жил мастер-иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Мастер любил своё дело, но больше всего он любил вольную жизнь и поэтому однажды тайно покинул царский двор и перебрался в глухие керженские леса за Волгу. Избу поставил, стол да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшённую кашу и птицам пшена не забывал подсыпать. Прилетела как-то к его порогу Жар – Птица. Он и её угостил. Понравилось ей жить у мастера, но долго задерживаться она не могла – надо было лететь дальше. А в благодарность за доброту взмахнула крылом и коснулась им посуды, которую мастер изготовил, – и та стала золотой.                                      Никто ту Жар-птицу не видел, поэтому с тех пор каждый  мастер рисует ее по-своему. А еще любят мастера рисовать различные сказочные, фантастические цветы да ягоды: землянику, смородину, рябину, калину”

 - Вы догадались, о каких мастерах говорится в легенде? (о хохломских мастерах) 

Тема нашего урока «Золотая хохлома» (на доске)                                                                                     -  Сегодня на уроке мы с вами будем мастерами по росписи  посуды. Мы распишем тарелочку в технике хохломской росписи.    

-  Посмотрите, какая яркая, праздничная, красивая хохломская посуда. (Показ)

Хохломская роспись -
Алых ягод россыпь,
Отголоски лета
В зелени травы.
Рощи - перелески,
Шелковые всплески,
Солнечно-медовой
Золотой листвы
           У красы точеной
           Сарафан парчовый,
            По волнам узоров.
            Яхонты горят
            Что за чародеи
            Хохлому одели
            В этот несказанный
            Праздничный наряд: 

                          Роспись хохломская
                          Словно колдовская,
                          В сказочную песню
                           Просится сама
                           И нигде на свете
                           Нет таких соцветий
                           Всех чудес чудесней
                           Наша хохлома

История промысла.

         -  Своё название промысел получил от села Хохлома. В старину оно было   большим торговым центром. Оттуда во все концы России развозили расписную  деревянную посуду. Труд был раздельным. В одной деревне, например: заготавливали чурки или «баклуши». Это несложное занятие не  очень уважалось, отчего и повелось говорить о тех, кто не любил себя утруждать – «любит бить баклуши». А из баклуш  выдалбливали, вытачивали ложки, чашки, ковши. Затем такую посуду продавали в соседнюю деревню, где работали другие мастера.

Учитель. А вы знаете, как деревянные изделия становятся золотыми?                    

                Ребята! Посмотрите еще раз на изделия, из какого материала делают

мастера свои изделия?

Д: (из дерево)

У: А какие цвета чаще всего используют?

Д: (золотой, черный, красный, иногда темно-зеленый)

У: Для изделий хохломы характерно сочетание красного и черного цветов с

золотистым

Используется два типа росписи: 8-9 слайды

  1. «верховая»- красным и черным цветом на золотистом фоне;
  2. «под фон»- золотистый силуэтный рисунок на цветном фоне. Золотистая хохлома - это огненные краски узоров, которые складываются из разнообразных завитков трав, цветов и ягод и восхищают нас своей неповторимой торжественной красотой, богатством фантазии.

К азбуке хохломской росписи относятся: травные мотивы, элементы росписи «под листок», «под фон», «Кудрина», «ягодки».

- Ребята, зачем надо украшать посуду узором?
Д: (чтобы было красиво)

 Практическая работа.

А теперь представим себя народными умельцами - художниками, а наш кабинет станет мастерской по росписи посуды.

Сегодня мы будем расписывать изделия.

(У вас на столах имеются картонные шаблоны. Объединитесь в 6 групп и распишите изделия. Обменяйтесь получившимися работами и оцените каждую роспись с учетом использования хохломского узора)

Наша задача: Выполнить эскиз , используя мотивы хохломской росписи.

Физкультминутка.                           Итог. Сегодня вы все были мастерами хохломской росписи и выполнили замечательные работы. Выставка детских работ. Ярмарка.

  • Ребята, понравился вам урок?
  • Что нового мы узнали на уроке?
  • Что мы повторили?
  • Вы сегодня увидели, что хотя прошло уже не одно столетие,  искусство Хохломы живёт и радует людей. Искусство Хохломы развивается и сейчас на фабриках «Хохломской художник» и «Хохломская роспись» в городе Семёнов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы:  рисование по представлениюТип урока:  комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами   изобразительного языка   ...

Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.

Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...

Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.

Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна  в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...