Различные формы дополнительной работы с учащимися «Дополнительные занятия учащихся по изобразительному искусству»
материал по изобразительному искусству (изо)

Закутаева Анна Леонидовна

   Разработки внеклассных мероприятий требуют от педагогов временных затрат для подготовки данного вида деятельности, ведь необходимо найти интересный, актуальный материал по заданной теме, который не только заинтересует учащихся, но и не оставит их равнодушными. Кроме того, нужно четко распланировать все части мероприятия, выбрать методы и приемы подачи материала, определиться с формой проведения занятия и необходимым оборудованием, наглядным и дидактическим материалом для проведения внеклассного мероприятия. Кроме того, нужно четко распланировать все части мероприятия, выбрать методы и приемы подачи материала, определиться с формой проведения занятия и необходимым оборудованием, наглядным и дидактическим материалом для проведения внеклассного мероприятия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад

Различные формы дополнительной работы с учащимися

«Дополнительные занятия учащихся по изобразительному искусству»

Подготовила учитель ИЗО Закутаева А.Л.

Эстетическое воспитание детей средствами искусства, воспитание их художественного вкуса, пробуждение интереса к изобразительному и декоративно-прикладному творчеству одна из основных задач работы внеклассной работы в кружках по изобразительному искусству. Занятия в ИЗО кружках способствуют более полноценному и разностороннему развитию детей. На таких занятиях дети имеют возможность полнее проявить свои творческие способности и углубить познания в области изобразительного искусства.

Внеклассная работа по изобразительному творчеству - это продолжение учебно-воспитательного процесса, начатого на уроке. Ее разнообразные формы и виды дополняют и углубляют знания учащихся, а также способствуют поддержанию устойчивого интереса к изучению предмета.

Задачи внеклассной работы по изобразительному искусству

В общеобразовательной школе учитель изобразительного искусства, кроме поурочной организации занятий, проводит с детьми внеклассную и внешкольную работу.

Внеклассные (факультативные занятия, кружки, студии, выставки, конкурсы), внешкольные (домашняя самостоятельная изобразительная деятельность, экскурсии, кружки, студии, выставки, конкурсы) занятия — формы организации учебных занятий во внеурочное время. Целью которых является расширение, углубление и повышение познавательной деятельности, а также коррекцию знаний учащихся по учебным предметам в соответствии с их потребностью, запросами, способностями и склонностями.

Организацию и содержание внеклассной работы по изобразительному искусству разрабатывает методика внеклассной работы по изобразительному искусству (раздел, изучающий возможности и эффективность занятий по изобразительному искусству вне урока и вне обязательных программ).

Методика внеклассной работы разрабатывает основы организации внеклассной работы в школе, ее содержание, методы, межпредметные связи и связи с классными занятиями по изобразительному искусству

Внеклассная работа по изобразительному искусству решает:

- задачи развития эстетических интересов школьников, развития их изобразительных творческих умений;

- вопросы занимательности при углубленном изучении изобразительного искусства,

- вопросы искусствоведческого краеведения и пр.

Рассматриваются также конкретные вопросы: методика кружковой работы, выставок, конкурсов, предметных праздников, олимпиад, недель изобразительного искусства и др.

Разработки внеклассных мероприятий требуют от педагогов временных затрат для подготовки данного вида деятельности, ведь необходимо найти интересный, актуальный материал по заданной теме, который не только заинтересует учащихся, но и не оставит их равнодушными. Кроме того, нужно четко распланировать все части мероприятия, выбрать методы и приемы подачи материала, определиться с формой проведения занятия и необходимым оборудованием, наглядным и дидактическим материалом для проведения внеклассного мероприятия. Кроме того, нужно четко распланировать все части мероприятия, выбрать методы и приемы подачи материала, определиться с формой проведения занятия и необходимым оборудованием, наглядным и дидактическим материалом для проведения внеклассного мероприятия.

Сам сценарий внеклассного мероприятия — это подробная разработка содержания мероприятия, оформленная литературно и раскрывающая все элементы и действия внеклассного мероприятия, изложенные в четкой логической последовательности. В сценарии должна быть раскрыта тема и цель, оформлены все логические переходы от одной части мероприятия к другой. Самое главное при написании сценария — конкретизировать общую тему, найти и осветить проблемный аспект поднятого вопроса, который волнует коллектив большего всего. Каждое внеклассное мероприятие, как правило, приурочено к какому-то конкретному празднику, значимому дню или личности, либо же проблемной теме. Важно, чтобы сценарий внеклассного мероприятия соответствовал возрастным особенностям учащихся. Оно может быть посвящено, к примеру, творчеству А. Пушкина, Ф. Шаляпина или А. Ахматовой. Также может быть поднята проблемная тема, важная для детей того или иного возраста: вред наркотиков, человек в обществе, дети и деньги, правила безопасности в общении с животными.

Сценарий мероприятия должен содержать в себе развитие какого-то конкретного сюжета, причем наличие конфликта обязательно. Сценарий без конфликта не настолько ярко раскрывает все идеи занятия. После проведения внеклассного мероприятия любой формы, учителю необходимо провести анализ внеклассного мероприятия. Существует два разных вида анализа внеклассного мероприятия: предметно-содержательный и психолого-педагогический. В первом типе анализируется содержательная часть мероприятия, его воспитательная направленность. Второй тип в первую очередь рассматривает занятие с педагогической точки зрения. Схема анализа внеклассного мероприятия следующая: Первый пункт: оценить обоснование темы заданного мероприятия. Далее — проанализировать цели и задачи мероприятия и то, насколько они были достигнуты в ходе проведения урока. Далее рассмотреть место проведения и форму самого занятия и обратить внимание на то, насколько они соответствовали выбранной теме

Активность учеников на занятии помогает оценить то, насколько педагогу удалось донести материал до учащихся и правильно ли были выбраны методы и приемы ведения мероприятия. Самый последний пункт анализа — выявить педагогическую ценность мероприятия и значение его для дальнейшего развития каждого ученика в отдельности и коллектива в целом.

Каждый учитель должен также выполнить и самоанализ проведенного мероприятия. Это дает возможность оценить насколько внеклассное мероприятие удалось, оценить собственное педагогическое мастерство и выявить моменты, которые стоит подкорректировать или уделить им особое внимание при подготовке следующего занятия. Самоанализ способствует самосовершенствованию и мотивирует на дальнейшее развитие всех, в том числе и учителей. Проведение внеклассного мероприятия - важная часть работы педагога. Это одна из наиболее интересных составляющих школьной жизни. Внеклассное мероприятие требует большой подготовительной работы перед самим проведением мероприятия для того, чтобы занятие было эффективным, заинтересовало учащихся и не оставило их равнодушными к поднятой теме занятия а, наоборот, мотивировало к дальнейшему изучению, обсуждению и осмысливанию проблемы. Внеклассное мероприятие всегда способствует развитию творческих способностей детей и личностному росту учащихся. Проведение внеклассного мероприятия -важная часть работы педагога. Это одна из наиболее интересных составляющих школьной жизни. Внеклассное мероприятие требует большой подготовительной работы перед самим проведением мероприятия для того, чтобы занятие было эффективным, заинтересовало учащихся и не оставило их равнодушными к поднятой теме занятия а, наоборот, мотивировало к дальнейшему изучению, обсуждению и осмысливанию проблемы. Внеклассное мероприятие всегда способствует развитию творческих способностей детей и личностному росту учащихся. Проведение внеклассного мероприятия — важная часть школьной жизни учителя и учащихся, которая способствует раскрытию потенциала обеих сторон, а анализ проведенного мероприятия часто помогает выявить, устранить и скоординировать существующие проблемы в коллективе. Внеклассное мероприятие — это всегда интересно как для учителя, так и для учащихся. Ученики узнают новую полезную информацию, проявляют активность, а учитель получает возможность взглянуть на своих учеников с другой стороны

При организации любой формы занятий по изобразительному искусству планирование осуществляется по дидактической схеме:

- цели, задачи преподавания изобразительного искусства в той или иной форме организации занятий;

- содержание курса изобразительного искусства, соответствующее этим целям;

- принципы, подходы, направления обучения (учитывающие, как правило, искусствоведческие, психологические, педагогические теории, положенные в основу курса);

- методы, способы, приемы, средства (с учетом формы учебной деятельности педагога и учащихся).

Планирование занятий представляется в нормативных документах по предмету концепции, для факультатива в виде таблицы, включающей в себя сквозную нумерацию уроков на учебный год, темы уроков и практической работы, формат работы, перечень художественных материалов и техник, цели и задачи занятий. Формулировки тем уроков и практической работы могут в случае необходимости корректироваться учителем. Также он имеет право на изменение последовательности изучения тем занятий

В процессе ознакомления учащихся с произведениями искусства, особенностями выполнения определённых видов художественных работ мульти - медийные презентации могут быть заменены показом репродукций картин художников, творческих работ учащихся и т. д.

«Примерное календарно-тематическое планирование» ставит цель помочь учителю изобразительного искусства правильно организовать работу, но не должно сдерживать его инициативу и творческий подход к преподаванию факультатива. Учитель может распределить учебный материал по-другому, учитывая особенности каждого класса.

Таким образом, внеклассное мероприятие - важнейшая часть работы учителя. Проведение этих занятий всегда имеет воспитательное воздействие на учеников всех возрастов. Внеклассные мероприятия — занятия или события в коллективе, которые должны быть организованы непосредственно учителем или же самим общеобразовательным учреждением и нести воспитательный характер. К таким мероприятиям также можно отнести игру, экскурсии, походы в музеи и т.д. Успешность и результативность обучения во многом зависит от выбора методов и приемов обучения, но, в то же время, важность влияния правильной организации и проведения внеклассного мероприятия нельзя не отметить. Каждый учитель знает, что очень часто интерес к какому-либо предмету можно вызвать именно при проведении внеклассного мероприятия, или же каким-то образом повлиять, к примеру, на выбор будущей профессии. Наиболее распространенные мероприятия: творческая деятельность, внеклассные кружки, студии и творческие объединения, научные сообщества и предметные кружки, выставки, массовые праздники, экскурсии, конференции, конкурсы и олимпиады. Любое внеклассное мероприятие включает в себя три основных этапа: подготовительный этап, этап самого проведения мероприятия и анализ (или самоанализ) проведенного занятия.

Особенности организации и методики проведения внеклассной работы по изобразительному искусству

Внеклассную работу нужно строить таким образом, чтобы дети продолжали развиваться, совершенствовали свои знания, умения и навыки по предмету.

Основными формами внеклассной работы с детьми являются кружки, факультативные занятия по изобразительному искусству.

В школьной практике широкое распространение получили кружки рисунка и живописи, графики, композиции, декоративно-прикладного искусства, оформительского искусства, скульптуры.

Основная задача кружков по изобразительному искусству — развитие художественных способностей школьников в процессе обучения средствам выразительности различных видов изобразительного искусства, формирование у учащихся эстетических потребностей, вкуса, воспитание интереса к искусству, понимания его роли в жизни народа

Как правило, в кружке одновременно занимаются 12—15 учащихся. Меньшее количество учащихся в кружках по сравнению с их количеством на уроке изобразительного искусства дает возможность педагогу больше времени уделить индивидуальной работе.

Большинство учебных заданий в кружке рассчитано на относительно длительное время — 3—6 часов. Кроме того, в кружках значительно шире применяются такие материалы, как гуашь, темпера, черная тушь, сангина, соус, пастель, уголь, мелки. В кружке скульптуры дети учатся лепить из пластилина, глины.

Эти особенности организации процесса занятий в кружках позволяют успешно выполнять учебно-воспитательные задачи кружковой работы по изобразительному искусству:

а) воспитать у учащихся эмоционально-эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающей действительности, к произведениям изобразительного искусства;

б) развить художественные способности каждого учащегося, исходя из его индивидуальных особенностей;

в) научить школьников рисовать с натуры, по памяти и по представлению, грамотно передавая особенности формы, конструктивного строения, пространственного расположения, светотени и цвета изображаемых объектов; научить рисовать фигуру человека;

г) сформировать у учащихся умение самостоятельно разработать и последовательно выполнить тематическую композицию;

д) воспитать у школьников стремление использовать полученные в кружке знания, умения и навыки в общественно полезной работе — оформлении стенных газет, школьных выставок, праздничных вечеров;

е) научить анализу произведений искусства

Формы и методы работы в изо кружках должны быть несколько иными, чем в классе, приближенными к художественной школе.

Руководя работой учащихся, надо не ограничиваться объяснениями, а больше показывать на практике, как работать кистью, как разводить краску, подбирать нужные тона и цвета. Желательно, чтобы на этих занятиях сам преподаватель выполнил в присутствии учащихся основной процесс работы над частью постановки.

Законченные работы полезно просмотреть коллективно, с тем, чтобы учащиеся отметили достоинства и недостатки своих рисунков. В конце просмотра надо суммировать их высказывания и дать указания к исправлению рисунков.

В школьных кружках изобразительного искусства при комплектовании групп не следует разбивать детей по их художественной подготовке, так как это приведет к созданию нескольких параллельных групп. Однако педагогу необходимо учитывать индивидуальные склонности и способности каждого члена кружка, помогая их развитию.

Важным видом занятий в кружках является ознакомление учащихся с выдающимися произведениями изобразительного искусства. В отличие от аналогичного вида занятий на уроках в кружке педагог имеет возможность более подробно рассказать о демонстрируемом произведении, о творческом пути художника, шире привлечь для сравнения произведения мастеров живописи, графики, скульптуры Необходимо отметить, что возможности использования местных художественных промыслов практически имеются в любой сельской местности (резные украшения наличников, или вышивка, кружева, или резные деревянные поделки.

Успешная работа кружка во многом зависит от правильной организации занятий и четкого планирования. Планируя работу кружка, педагог должен учитывать количество часов, тематику заданий, местные условия, индивидуальные особенности детей, их интересы.

Основные задачи факультативных курсов — дальнейшее расширение и углубление знаний учащихся по изобразительному искусству, активное развитие художественного вкуса и художественно-творческих способностей школьников, а также умений и навыков самостоятельно анализировать содержание и художественные достоинства произведений мастеров живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Эти курсы должны вызвать живой интерес учащихся к занятиям живописью, рисунком, гравюрой, керамикой, к изучению истории искусств.

В отличие от уроков, а также кружковых занятий по изобразительному искусству факультативные занятия носят ярко выраженный проблемный характер. Они рассчитаны на повышенную активность и самостоятельность учащихся в восприятии материала, в выполнении заданий. На факультативных занятиях особенно важен дифференцированный подход к учащимся, внимание к их интересам, склонностям. Это будет способствовать удовлетворению их потребности заниматься изобразительным искусством, попробовать себя в художественном творчестве.

Один из сложных вопросов, стоящих перед учителем,— разработка методики проведения факультативных занятий. Прежде всего, следует разнообразить методику занятий, сочетая лекции учителя с творческой работой школьников, с сообщениями, с анализом художественных произведений, шире использовать совместные (коллективные) обсуждения рисунков, скульптур. Очень важно разнообразить технику художественных работ — выполнять рисунки карандашом, углем, цветными карандашами, пастелью, акварелью, гуашью, в линогравюре, монотипии; создавать скульптуры в глине, пластилине; выполнять изделия из керамики и папье-маше.

На длительные практические работы школьников (натюрморты, тематические композиции, скульптуры и т.д.) в условиях факультатива, как правило, отводится б—8 часов. Это позволяет глубоко и всесторонне изучить закономерности композиции, перспективы, цветоведении, раскрыть законы изображения объемных (трехмерных) предметов на плоскостном (двухмерном) листе бумаги В качестве объектов изображения па факультативных занятиях учащимся предлагаются отдельные предметы сложной формы (чучела зверей, птиц, античные вазы и т.н.), Тематические натюрморты; рекомендуется выполнение зарисовок пейзажного характера, памятников архитектуры, фигуры человека, отдельных частей фигуры человека (голова, кисти рук и т.п.). В отличие от изображения аналогичных натурных постановок на уроках и в кружке, на факультативных занятиях школьники должны изобразить их но возможности во всей совокупности действительных характеристик. Отличительной особенностью факультативных занятий является обязательное сочетание практических занятий с анализом репродукций с произведений мастеров живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства (кроме специальных занятий по истории искусств).

На факультативных занятиях учащиеся фактически кратко изучают историю искусств с древнейших времен до наших дней.

Одна из широко распространенных форм внеклассной работы — беседы об изобразительном искусстве. Их проведение вызвано желанием учащихся подробнее узнать о творчестве того или иного художника, основательнее познакомиться с техникой живописи и графики. Учитель должен так построить работу, чтобы в беседе активно участвовали все школьники.

Для учащихся V классов можно организовывать лекции, которые проводит или учитель, или приглашенный специалист (искусствовед, художник). Лекция строится с учетом возраста и подготовленности учащихся, материал излагается в простой и занимательной форме.

Обычно лекции носят характер обзора творчества того или иного художника, скульптора, достижений архитектуры конкретной исторической эпохи, мастеров искусства, произведения которых широко рекомендуются учебной программой для I—ХI классов Обобщающий характер должны носить лекции по видам и жанрам изобразительного искусства, по технике живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства Особую актуальность приобретают лекции, раскрывающие вопросы, не предусмотренные программой. Это, прежде всего, техника лепки, техника обжига и покрытия глазурью изделий (керамика), художественное конструирование (дизайн) и др.

Доклады об изобразительном искусстве, готовят наиболее подготовленные и способные ученики. Тему доклада и список литературы преподаватель предлагает докладчику за месяц до выступления.

Экскурсии, призваны расширять и углублять знания детей, получаемые на уроке и факультативных занятиях. Они углубляют знания, полученные учащимися в часы классных занятий, расширяют их кругозор и активизируют самостоятельную работу над рисунками.

Для того чтобы экскурсия прошла с пользой для учащихся, оказала на них эстетическое воздействие и расширила их кругозор, педагог должен проявить внимание к ее организации. Необходимо на очередном уроке предварительно познакомить школьников с целью экскурсии, с ее планом и организационными требованиями, связать содержание экскурсии с учебной работой. После экскурсии необходимо провести итоговую беседу.

Во время экскурсий педагог обращает внимание детей на живописные и композиционные особенности городского или сельского пейзажа, предлагает им сделать быстрые наброски как с целью изучения натуры, так и в качестве подготовительного материала для композиций. Простым и полезным приспособлением на экскурсиях могут служить рамки-видоискатели разного формата из плотной бумаги, позволяющие вычленять отдельные куски пейзажа при решении композиционных задач.

Там, где возможно, следует организовать экскурсии в художественные музеи и на выставки. Желательно, чтобы педагог заранее познакомился с экспозицией выставки. Это позволит ему при осмотре с учащимися обратить их внимание на нужные экспонаты, решая определенные методические задачи. Многие внеклассные мероприятия (например, доклады, встречи с художниками, экскурсии в музеи, на выставки и т. д.) проводятся в тесном контакте с классными руководителями, учителями литературы, истории, географии.

Организация общешкольных выставок рисунков. Такие выставки обычно устраиваются в конце учебного года как творческий отчет о работе кружков. Выставки оформляются или в кабинете изобразительного искусства и черчения, или в зале, коридорах школы. При оформлении выставки надо помнить о важном значении, для развития эстетического вкуса детей распределения рисунков и подписей к ним на стендах.

Конкурсы по изобразительному искусству. Обычно проводятся тематические конкурсы — конкурс на лучший рисунок по различным темам.

Большая работа проводится в школьных музеях изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Непосредственное участие школьников в сборе экспонатов для выставки, в оформлении экспозиции, в проведении бесед, лекций в музеях способствует развитию у учащихся интереса и любви к искусству, формированию у них эстетического вкуса. С организацией школьных музеев тесно связан другой вид внешкольной работы по эстетическому воспитанию учащихся — походы. Их целью является изучение памятников архитектуры, сбор предметов декоративно-прикладного искусства Особенно сложной формой внеклассного руководства является наблюдение за домашней работой учащихся. Педагогу необходимо регулярно просматривать, кроме домашних заданий, еще и рисунки учащихся, выполненные ими по собственной инициативе. Это даст ему возможность сохранить творческий подход школьников к работе, направлять ее и оберегать от влияния дурного вкуса, фотографичности, натурализма.

Просматривая самостоятельные работы учащихся, преподаватель в нужном случае подскажет новую тему, пути ее решения, внушит ученику, что с этой задачей он справится, напомнит, что авторы известных картин — большие художники-реалисты — всегда использовали натуру.

Для успешного руководства внеклассной работой необходимо заранее составить план всех мероприятий, наметить их тематику. Внеклассная работа преподавателя рисования согласовывается с классным руководителем и с учащимися. Необходимо также учитывать время внеклассных занятий, количество мероприятий и возрастные особенности учащихся.

Форма и характер планов внеклассной работы могут быть весьма разнообразными.

Внеклассные и внешкольные занятия развивают интерес и любовь к изобразительному искусству, более полно знакомят учащихся с замечательными произведениями выдающихся художников, содействуют идейному и эстетическому воспитанию. Содержание внеклассных занятий должно быть как можно более разнообразным и увлекательным.

Кружок — наиболее распространенный вид внеклассной работы. Изокружки могут быть самые различные: рисунка и живописи, лепки, декоративно-прикладного искусства, оформительского дела, линогравюры, керамики, «юных искусствоведов», мозаики.

Успех работы кружка зависит от увлеченности учителя, хорошей организации занятий, обеспечения необходимым инвентарем и натурным фондом, от регулярности занятий и их четкого планирования. При планировании работы необходимо учитывать количество членов кружка, количество часов, тематику заданий, их сложность, методику проведения занятий и организацию итоговых выставок.

К началу каждого занятия необходимо заранее подготовить соответствующие объекты натурной постановки, муляжи или свежие плоды, подобрать их композиционно по окраске и величине, сообразуя с ними цвет драпировки, с тем, чтобы в организационной части занятия установить натуру в короткий срок.

Мы часто сталкиваемся с ошибочным мнением об изобразительной деятельности – люди относятся к ней, как к чему-то не нужному, не серьезному и бесполезному.

Очень часто идей - много, а выразить их не могут не только дети, но и большинство взрослых людей. И здесь нам на помощь приходит изобразительная грамота. Ведь как в русском языке есть правила писания, так и в изобразительном искусстве есть правила изображения. Они помогают передать на плоском листе бумаги глубину пейзажа, объемные формы посуды в натюрморте, пропорции и особенности строения тела человека в портрете.

Чтобы изображение соответствовало замыслу автора, нужны развитые общеинтеллектуальные умения: сравнивать, анализировать, синтезировать и моделировать.

Творчество - есть создание чего-то нового, своего, личного, индивидуального; представляет собой комбинацию тех элементов, которые были взяты из действительности, и которые наш мозг переработал и выдал в новой интерпретации.

Важно и то, как ребенок воспринимает окружающий мир. Пассивность, страх и творчество – понятия взаимоисключающие. Поэтому так важна по-особенному доверительная атмосфера на занятии.

Зрительный ряд, должен работать на идею и цели занятия.

Для создания у детей приподнятого настроения советуем использовать интеграцию. Проще всего объединиться с учителями музыки, литературы и технологии.

Еще одна очень важная предпосылка творческой деятельности –вариативность задания. Если мы работаем над тематической картиной, то и сюжеты и средства выразительности могут быть различными.

Занятия искусством положительно сказываются на здоровье детей. Повышается эмоциональный тонус детей, возникает положительное отношение к школе, снижается невротизация, тревожность и утомляемость детей, повышается общая креативность человека, развивается воображение.

Особое внимание во внеклассной работе необходимо уделить следующим особенностям организации образовательного процесса:- организация обучения на добровольных началах: дети—родители — педагоги;

- комфортный, неформальный характер психологической атмосферы, не регламентированной обязательствами и стандартами;

- возможность для учащихся сочетать различные направления и формы занятий с учетом свободного времени;

- возможность для детей перехода из одной группы в другую (по тематике, способностям, возрасту)

Из выше указанного следует, что во внеклассной работе заложены огромные возможности для развития творческих способностей.

Реализовать задачу развития творческих способностей можно используя следующие формы внеклассной работы

- индивидуальная работа учащихся;

- групповые занятия в кружках, клубах, студиях, обществах и других творческих объединениях по интересам;

- массовые мероприятия.

Например:

Игра «Интересные вопросы»

Каждому участнику дается карточка с вопросом. Педагог обращает внимание на то, что вопросы необычные. Отвечая на некоторые из них, нужно активизировать фантазию и воображение.

Вопросы игры:

1. Вообразите, с каким цветком вы можете себя сравнить?

2. Каким предметом, вещью вы можете себя представить?

3. Каким сказочным героем?

4. Каким зверем?

5. Каким временем года?

6. Каким природным явлением?

7. С каким деревом вы можете себя сравнить?

8. Каким магазином вы можете себя представить?

9. Какое, по вашему мнению, у вас самое яркое качество?

10. Какое качество в себе вы хотели бы развить?

11. Какое качество в людях вам больше всего нравится?

12. Какое качество противоположного пола вы особенно цените?

13. Что вам нравится в собеседниках, рядом с которыми вы сейчас находитесь?

14. С чем вы не можете мириться?

15. Чем вы увлекаетесь?

Каждому участнику предоставляется возможность ответить на вопросы игры. По ходу игры учащиеся знакомятся с личностными качествами друг с друга.

Игра «Кто я?»

Далее работа с масками проводится следующим образом: детям предлагается в символической форме рассказать о себе, о своих особенностях — линиями, цветными пятнами, знаками оформить бумажные маски (5 минут).

Затем происходит обсуждение готового творческого продукта, при этом каждый участник может не только представить свой продукт, но и высказаться о том, что хотел передать каждый учащийся.

Анализ работ проходит в свободной форме в доброжелательной атмосфере.

Игра «Пойми другого»

- Мы успешно можем общаться и знакомиться друг с другом через слова, т.е. вербально, а какой еще вид общения существует между людьми? (дети отвечают – мимикой, жестами)

- Да, правильно, такой вид общения называется невербальным.

Наша задача — придумать, как в невербальном виде продемонстрировать свое желание. Предлагаются карточки с желаниями:

1. Я хочу посмотреть телевизор.

2. Я мечтаю о лете.

3. Я хочу на море.

4. Я хочу покататься на машине.

5. Я собираю букет ромашек.

6. Я хочу кусочек торта.

7. Я хочу летать на самолете.

8. Я играю на скрипке.

9. Я хочу рисовать картину.

10. Я - артист.

11. Я плаваю.

12. Я в космосе.

13. Я мечтаю о золотой медали.

14. Я учу детей.

15. Я играю в компьютерные игры.

Во время этой игры участники активно взаимодействуют, смеются, проявляют в себе и видят в окружающих находчивость и смекалку, узнают друг друга.

В качестве обобщения всем участникам предлагается вместе с педагогом на листах ватмана выполнить коллективную творческую работу «Мы». Для выполнения этого задания предлагается набор изобразительных материалов и инструментов. Форму и смысл коллективного выражения придумывают учащиеся совместно с педагогом (одна большая маска).

Упражнение на рефлексию «Клубок»

Педагог предлагает образовать круг. С помощью упражнения подводятся итоги занятия. Каждый участник называет то, что ему сегодня понравилось, дает краткий отзыв, говорит, что нового узнал на занятии, после чего передает клубок соседу, и так, пока не замкнется круг.

Последним участником, которому передают клубок, является педагог, он говорит слова благодарности учащимся за их активность, дает краткий отзыв об их деятельности.

В качестве заключения представляем свое педагогического кредо: в каждом ребенке есть искорка прекрасного, ее нужно суметь увидеть. Этому, с нашей точки зрения, способствуют творчество и фантазия.

Педагог, организуя художественно-творческую деятельность учащихся, создает оптимальные условия проживания ими трех творческих состояний: зрителя, художника, критика. Организуя учебно-воспитательную работу на уроке, педагог должен приложить максимум усилий, чтобы способствовать реализации в учебном процессе этих установок.

Выражая свою точку зрения на проблему организации внеклассной работы по изобразительному искусству, Климчук В. писал: формирование мировоззрения маленького человека и его художественно-эстетического видения должно проходить параллельно с овладением техникой изобразительного искусства.

Итак, существует достаточно большое количество форм организации внеклассной работы по изобразительному искусству. Выбор формы зависит от конкретных задач, решаемых педагогом, и материально-технического оснащения учебного процесса.

Главной задачей педагога является умение заинтересовать детей, развивать в них творческую активность, не навязывая собственных мнений и вкусов. Педагог должен пробудить в ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, а разнообразие форм проведения уроков, дают значимые результат.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алехин, А. Д. Изобразительное искусство / А. Д. Алехин. – М : Просвещение, 2013. С.84.

2. Алехин, А. Д. Когда начинается художник / А. Д. Алехин. – М. : Просвещение, 1994. С.134.

3. Аранова, С. В. Обучение изобразительному искусству / С. В. Аранова. – СПб. : Каро, 2014. С 231

4. Бесчастнов, Н.П. Черно-белая графика / Н.П Бесчастнов – М., 2012. – 271 с.

5. Бетенски М. Что ты видишь? Новые методы арт-терапии [Текст] / М. Бетенски; Пер. с англ.М. Злотник. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2012. – 256 с.

6. Вачьянц, А. М. Западноевропейское Средневековье. – М.: Айрис-Пресс, 2011. С. 167

7. Вачьянц, А. М. «Звучащее безмолвие», или Основы искусствознания. – М. : ТОО «Издательский и книготорговый центр АЗ», 2010. С. 96

8. Губницкий, С. С. Декоративно-оформительские работы / С. С. Губницкий. – М.: Профиздат, 1961. С.256

9. Гуткина, Н.И. Психологические проблемы взаимодействия учителя с подростком [Текст] / Н.И. Гуткина // Вопросы психологии. - 2014. - № 2. - С. 99-106.

10. Герчук, Ю.А. Что такое орнамент? / Ю.А. Герчук – М., 2013. – 302 с.

11. Дженнингс С. Сны, маски и образы. Практикум по арт-терапии [Текст] /С. Дженнингс, А. Минде;Пер. с англ.И. Динерштейн. – М.: Эксмо, 2013. – 384 с.

12. Дмитриева, М. А. Михаил Врубель / М. А. Дмитриева. – М.: Детская литература, 2012. С.211.

13. Звонцов, В.М. Основы понимания графики / В.М. Звонцов – М.: 2013. – 62 с.

14. Кирцер, Ю. М. Рисунок, живопись / Ю. М. Кирцер. – М.: Высшая школа, 1992.

15. Калуст Даглидян: Декоративная композиция: учебное пособие 2011. С. 213

16. Кузин, В. С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе / В. С. Кузин. – М. : Агар, 2011. с.88.

17. Калечиц, Т.Н. Внеклассная и внешкольная работа с учащимися [Текст]/ #1040;. Кейлина, Т.Н. Калечиц. – М.: Просвещение, 2010. – 119 с.

18. Каджаспирова, Г.М. Педагогика [Текст] / Г.М. Каджаспирова. – М.: Гардарики, 2014, -528с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изучение основ композиции как средство формирования учебных универсальных действий в тематическом рисовании учащихся отделения изобразительного искусства ДШИ

Данная работа призвана  объяснять принципы построения композиции, с целью формирования УУД в тематическом рисовании  детей 1-4 кл. ДШИ.«Учитель должен сознательно идти в ногу с современность...

Обобщение педагогического опыта по теме: "Развитие натуралистических умений учащихся средствами изобразительного искусства "

      Интеграция биологии и изобразительного искусства позволяет преодолеть один из недостатков традиционного образования. Он выражается в том, что знания, получаемые учащимися п...

Методическая разработка занятия по направлению - изобразительное искусство (возраст воспитанников 11 – 14 лет) На тему: «Краски осени. Осенний пейзаж»

Занятия  изобразительным искусством – это прежде всего занятия  творчеством, помогающие детям развивать воображение, мелкую моторику рук, глазомер, цветовое восприятие окружающего мира. Рисо...

Диагностика знаний учащихся отделения изобразительного искусства ДШИ по предмету «История изобразительного искусства».

Среди предметов художественно-эстетического цикла «История изобразительного искусства» занимает важное место. Основными типами контроля знаний учащихся являются: устный опрос, тестирование...

"Буква как художественный символ" - методический материал по изобразительному искусству, МХК, может быть использован на занятиях кружков по изобразительному искусству.(ОДОД).

В презентации рассматривается история возникновения буквы как художественного символа, несущего смысловую нагрузку....