Программа Радуга красок
рабочая программа по изобразительному искусству (изо)

Программа по ИЗО для младших школьников коррекционной школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_raduga_krasok_1-4_b.doc240 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение  Ленинградской области «Приозерская школа – интернат,  реализующая адаптированные образовательные программы»

ПРИНЯТА

на педагогическом совете

Протокол № 1

от «30» августа 2022 года                                                                                                                            

УТВЕРЖДЕНА

Распоряжением директора № 260

               от «31»  августа  2022  года

Адаптированная

рабочая образовательная  программа

по предмету

«Радуга красок»»

1-4 класс

на 2022-2023 учебный год

Ответственный за реализацию программы

 учитель  1 квалификационной категории

Алексеева Ю.А.

г. Приозерск

2022 – 2023 учебный год

Адаптированная рабочая образовательная программа

по предмету «Радуга красок»

  1. Пояснительная записка
  2. Описание места учебного предмета в учебном плане
  3.  Предметные результаты освоения учебного предмета
  4. Содержание учебного предмета
  5. Тематическое планирование
  6. Система оценки достижения планируемых результатов
  7. Программно-методическое обеспечение
  8. Лист корректировки рабочей программы

1. Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Радуга красок» составлена на основе:

  • требований к результатам освоения адаптированных основных общеобразовательных программ, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1,
  • адаптированной образовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ ЛО «Приозерская школа – интернат»,
  • учебного плана ГБОУ ЛО «Приозерская школа – интернат» на 2022-2023 учебный год и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:

Программы

  • Авторская программа «АдекАРТ»  (школа акварели) М.С.Митрохиной

Учебник

  • Питер Грей «Техники рисования», я- художник. Эксмо, 2012г.

О.Л.Иванова, И.И. Васильева. Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка, - СПб., Речь; М: Сфера, 2011.

  • Искусство - детям. Альбом. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. Москва, Мозаика-Синтез, 2008г.
  • Хворостов А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе. - М..1988г. - 175 с.

       Целью  программы является формирование творческой и созидающей личности через приобщение детей к искусству,  изобразительному творчеству.

       Задачи программы:

1Обучающие:

-  Продолжать формировать знания детей о декоративно-прикладном искусстве России;

- Продолжать способствовать освоению практических приемов и навыков изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции);

- Продолжать создавать условия для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами;

2. Развивающие:

- Развивать интерес детей к традициям и промыслам России;

- Развивать умение детей эстетически воспринимать красоту окружающего мира;

- Развивать творчество и воображение  детей.

Воспитательные:

- Воспитание художественного вкуса и чувства гармонии;

- Воспитывать уважение детей к культурному  прошлому  России.

2. Место учебного предмета в учебном плане.

Согласно адаптированной образовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на изучение предмета «Радуга красок» отводится в общем объёме 68 часов из расчета:

в 1-4 класс - 68 часов (34 учебных недели) по 2 часа в неделю.

Характеристика класса по уровням усвоения программного материала.

           В классе 13 человек, из них

 в 1 классе - 4 человека,

 во 2 классе -  3   человека,

 в 3 классе  - 3     человека,

 в 4 классе – 3 человека.

Общая характеристика класса:     

       Структура психических нарушений обучающихся с легкой умственной отсталостью складывается из особенностей недоразвития практически всех психических проявлений. Ощущения и восприятия формируются замедленно и с большим количеством особенностей и недостатков. Замедленный  и суженный объем зрительного восприятия. Нарушение (изменение или отсутствие) мотивационного компонента восприятия, т. е. личностного отношения, как это имеет место у умственно отсталых людей, сказывается на перцептивной активности. Дети неусидчивы, легко возбудимы.  Ухудшение концентрации внимания, имеющееся у умственно отсталых лиц, приводит к снижению его устойчивости. Это затрудняет целенаправленную познавательную деятельность, являясь одной из основных предпосылок к возникновению трудностей в мыслительной деятельности. Недоразвитие мышления умственно отсталых детей, в частности, определяется тем, что оно формируется в условиях неполноценного чувственного познания, речевого недоразвития и ограниченной практической деятельности. Инертность мышления, затрудненность переключения с одной мысли на другую, т. е. вязкость, своеобразное резонерство, проявляется в обстоятельности и излишней детализации. Обнаруживается замедленность, тугоподвижность интеллектуальных процессов и трудности переключения. У умственно отсталых детей эпизодическая «забывчивость» — явление нередкое.

           Память обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), таким образом, отличается:
- Замедленностью и непрочностью запоминания

- Быстротой забывания

- Неточностью воспроизведения

- Эпизодической забывчивостью

-  Плохим припоминанием
        Нарушение опосредованной памяти, связанной с мыслительными операциями, наблюдается у всех умственно отсталых лиц. Оно объясняется неэффективностью процесса переработки и отбора подлежащих запоминанию впечатлений, что тесно связано с опосредствованным характером запоминания.

                Коррекция недостатков психического и физического развития обучающихся на уроках изобразительного искусства заключается в следующем:

― коррекции познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;

― развитии аналитических способностей, умений сравнивать, обобщать; формирование умения ориентироваться в задании, планировать художественные работы, последовательно выполнять рисунок, аппликацию, лепку предмета; контролировать свои действия;

― коррекции ручной моторики; улучшения зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразных технических приемов рисования, лепки и выполнения аппликации.

― развитие зрительной памяти, внимания, наблюдательности, образного мышления, представления и воображения.

Уровень

Характеристика учащихся по учебным возможностям обучения

Коррекционная работа

ФИО учащихся

1

1  группу составляют ученики, наиболее успешно овладевающие программным материалом в процессе фронтального обучения. Все задания ими, как правило, выполняются самостоятельно. Они не испытывают больших затруднений при выполнении измененного задания, в основном правильно используют имеющийся опыт, выполняя новую работу. Умение объяснять свои действия словами свидетельствует о сознательном усвоении этими учащимися программного материала. Им доступен некоторый уровень обобщения. Полученные знания и умения такие ученики успешнее остальных применяют на практике. При выполнении сравнительно сложных заданий им нужна незначительная активизирующая помощь взрослого.

На формирование у детей формируются навыков  наблюдения;

На  совершенствование  приемов обследования изображаемого объекта;

На овладение  специфическим восприятием – умением видеть предмет целостно, в единстве его свойств;

На формирование  полных и точных представлений о предметах и явлениях окружающего мира;

На  воспроизведение  увиденного, но на основе полученных представлений о предметах, явлениях реального мира создание в рисунке новых  оригинальных произведений;

На  развитие зрительной и двигательной памяти;

На формирование умения  изображать предметы, т.е. запечатлевать представления о нем и способе его изображения;

 На совершенствование мыслительных операций на уроках изобразительного искусства у детей в наглядно-практической деятельности.

2

    Учащиеся 2 группы также достаточно успешно обучаются в классе. В ходе обучения эти дети испытывают несколько большие трудности, чем ученики 1 группы. Они в основном понимают фронтальное объяснение учителя, неплохо запоминают изучаемый материл, но без помощи сделать работы  не в состоянии.

    Их отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ, они нуждаются в помощи учителя, как активизирующей, так и организующей. Перенос знаний в новые условия их в основном не затрудняет. Но при этом ученики снижают темп работы, допускают ошибки, которые могут быть исправлены с незначительной помощью. Объяснения своих действий у учащихся 2 группы недостаточно точны, даются в развернутом плане с меньшей степенью обобщенности.

    На уроках ИЗО ученики рассматриваемой группы нуждаются в определенной помощи при нахождении той или иной особенности объекта, но их умение ориентироваться и планировать развивается успешно. Работы   чаще всего выполняются ими самостоятельно и правильно.

3

  К  3  группе относятся ученики, которые с трудом усваивают программный материал, нуждаясь в разнообразных видах помощи (словесно-логической, наглядной и предметно-практической).

Успешность усвоения знаний, в первую очередь, зависит от понимания детьми того, что им сообщается. Для этих учащихся характерно недостаточное осознание вновь сообщаемого материала (правила, теоретические сведения). Им трудно понять материал во время фронтальных занятий, они нуждаются в дополнительном объяснении. Их отличает низкая самостоятельность. Темп усвоения материала у этих учащихся значительно ниже, чем у детей, отнесенных к 2 группе. Несмотря на трудности усвоения материала, ученики в основном не теряют приобретенных знаний и умений могут их применить при выполнении аналогичного задания, однако каждое несколько измененное задание воспринимается ими как новое. Это свидетельствует о низкой способности учащихся данной группы применять полученные навыки..

4

К четвертой группе относятся учащиеся, которые отличаются более осознанным поведением. Самостоятельно выполняют учебные задания, поручения. Дети вступают в контакт и работают в коллективе, обращаются за помощью и принимают  помощь. Во время работы требуется контроль педагога, четкая постановка цели и ее повторение в течение урока, напоминание. Память также кратковременная, внимание неустойчивое, часто отвлекаются.

3. Предметные результаты освоения учебного предмета по уровням.

Достаточный уровень

Минимальный уровень

- Организовывать свое рабочее место, правильно сидеть за партой, правильно держать тетрадь для рисования и карандаш

- Передавать в рисунках основную форму предметов, устанавливать ее сходство с известными геометрическими формами с помощью учителя.

- Узнавать и различать в иллюстрациях изображения предметов, животных, растений, известных детям из ближайшего окружения, сравнивать их между собой.

- Пользоваться  различными инструментами изобразительной деятельности (ножницами, кистью, стеком)

- Знать и называть некоторые виды нетрадиционных техник  рисования и использовать их самостоятельно)

- Знать некоторые названия

- Выполняя рисунки, использовать только одну сторону листа.

- Обводить карандашом шаблоны несложной формы, соединять точки, проводить от руки вертикальные, горизонтальные, наклонные, округлые линии.

- Ориентироваться на плоскости листа бумаги.

- Закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры рисунка и направление штрихов ( сверху вниз, слева направо, наискось).

- Различать и называть цвета.

- Узнавать и показывать основные геометрические фигуры и тела.

- Работать  красками, пластилином.

Формирование УУД у учащихся        

В сфере личностных УУД у учащихся будут сформированы:

В сфере познавательных УУД учащиеся научатся:

В сфере регулятивных УУД учащиеся научатся:

В сфере коммуникативных УУД учащиеся научатся:

- положительное отношение к учению;

- желание приобретать новые знания и умения;

- способность оценивать свои действия.

- соблюдать правила по технике безопасности.

- соблюдать правила организации рабочего места.

- соблюдать правила бережного использования красок и других материалов.

- эстетически относиться к окружающему миру и самому себе.

- анализировать информацию, полученную из разных источников.

- научатся использовать различные приемы работы в художественной  деятельности.

- будут знать основные понятия в изобразительной деятельности (пластилинография, декор, коллаж, мазок, тон, фон, цвет, шаблон)

- научатся следовать устным инструкциям учителя, создавать рисунки в различных техниках.

- принимать и сохранять учебную задачу;

- работать по плану;

- адекватно оценивать свои достижения.

- вести диалог с учителем и одноклассниками;

- задавать вопросы;

- слушать и отвечать на вопросы других;

- высказывать свою точку зрения;

- работать в парах и рабочих группах.

4. Содержание учебного предмета

           Содержание программы «Радуга красок» нацелено на формирование художественной культуры школьников как части культуры духовной, на приобщение детей к миру искусств, общечеловеческим и национальным ценностям через их собственное творчество и освоение художественного опыта.

           Программа  ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству.

           Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение обучающихся к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у школьников развиваются творческие начала.

           Тематическая цельность программы помогает обеспечить прочные эмоциональные контакты школьников с искусством, приобщить их к художественной культуре.

           В основу программы положены следующие общие направления: действие и радость, увлечение работой.

           Участие детей в художественном событии вызывает у них чувство радости. Программа содержит примерный объем знаний и направлена на работу с каждым ребенком, что позволяет усложнять содержание в зависимости от возраста и возможностей  ребенка.

Программа состоит из разделов:

1. Раздел "Вводная часть".

2. Раздел "Основы рисунка. Изобразительные средства рисунка"

3. Раздел "Изображение растительного мира"

4. Раздел "Изображение животного мира"

5. Раздел "Основы композиции. Взаимосвязь элементов в произведении»

6. Раздел "Декоративно-прикладное искусство в жизни человека"

7. Раздел "Жанры изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт»

8. Раздел "Иллюстрации к сказке"

9. Раздел «Нетрадиционные техники рисования»

10. Раздел "Тематическое рисование»

        Программа предусматривает преподавание материла по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным приемам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста, учитывая их психологические особенности. Это гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие воспитывает уверенность в себе.
      Программа предполагает и постепенное изменение видов работы, участие в конкурсах и выставках. Это является стимулирующим элементом, необходимым в процессе обучения.
      Основная задача на всех этапах освоения программы – содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка.

     Используемые технологии:

1. Игровые

2. Здоровьесберегающие

3. Информационно – коммуникативные

4. Развивающие

5. Личностно – ориентированная

5. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

1-4 класс (68 часов в год)

Учебно-тематический план второго года обучения

№ п/п

Наименование урока, количество часов.

Работа с бумагой ,  работа с ножницами.

Работа с бумагой ,  работа с ножницами.

Работа с бумагой ,  работа с ножницами. Сминание бумаги

Работа с бумагой ,  работа с ножницами. Сминание бумаги

Работа с бумагой ,  работа с ножницами. Сминание бумаги

Нетрадиционные способы рисования

Рисование, аппликация, работа с ножницами.

Лепка

Рисование, аппликация, работа с ножницами.

Работа с бумагой

Работа с бумагой

Урок 11. Осенний лес.

  • Отпечатывание листьями. 1 ч.

Нетрадиционные способы рисования

Рисование с раскрашиванием

Рисование с раскрашиванием

Аппликация

Раскрашивание узора на одежде

Работа  соленым тестом

Работа  соленым тестом

Раскрашивание

Нетрадиционные способы рисования

Рисование и раскрашивание

Раскрашивание

Работа с соленым тестом. Раскрашивание

Рисование

 Работа с  нитками

Оригами

Работа с бумагой

Рисование

Аппликация

Объемная аппликация

Объемная аппликация

Объемная аппликация

Работа с бумагой

Работа с бумагой

Рисование нетрадиционными способами

Рисование

Рисование

Рисование по схеме

Работа с соленым тестом. Рисование

Аппликация

Раскрашивание

Аппликация , раскрашивание

Оригами, работа с бумагой

Оригами, работа с бумагой

Работа с ножницами, с бумагой. Аппликация

Работа с ножницами, с бумагой. Аппликация

Работа с ножницами, с бумагой. Аппликация

Работа с ножницами, с бумагой. Аппликация

Раскрашивание

Работа с ножницами, с бумагой. Аппликация

Рисование , работа с соленым тестом.

Работа с ножницами, с бумагой. Аппликация

Раскрашивание акварелью

  • Урок 53.

Раскрашивание

Животные 1 ч.

Раскрашивание необычными способами

Раскрашивание

Работа с ножницами, с бумагой. Аппликация

Раскрашивание

Раскрашивание

Работа с ножницами, с бумагой. Аппликация с элементами рисования

Аппликация

Аппликация

Нетрадиционные способы рисования

  • Урок 62.

Колокольчики

1 ч.

Работа с соленым тестом

Работа с ножницами, с бумагой. Аппликация

Объемная аппликация

Объемная аппликация

Поделка и бросового материала

Рисование по замыслу

Рисование по замыслу

Итого:

68

            6. Система оценки достижения планируемых результатов

    Для оценки планируемых результатов взята бальная система. Баллы проставляются в индивидуальной карте ученика.

Критерии оценки в баллах.

Баллы

Уровень сформированности навыка

0

Навык или умение отсутствует

1

Пассивное участие (действие выполняется взрослым, ребенок позволяет что-либо делать с ним)

2

Навык или умение проявляется иногда при значительной помощи взрослого

3

Навык или умение проявляется иногда при частичной помощи взрослого

4

Навык или умение проявляется иногда, ребенок выполняет действие самостоятельно

5

Навык или умение проявляется в большинстве случаев, ребенок выполняет действие самостоятельно

Результаты предметной диагностики.

Раздел

Критерии, индикаторы

Контрольно-измерительные материалы

Баллы

Баллы

Баллы

начало года

середина года

конец года

Предметное рисование

Изображает по представлению отдельные  предметы

Наблюдения на уроках

Правильно передавать зрительное соотношение величин предметов

Рисование  мячиков

Ориентироваться на плоскости листа бумаги

Игра «Где живет зайчик?»

Узнавать и различать в иллюстрациях изображения предметов, животных, растений, известных детям из ближайшего окружения, сравнивать их между собой

Наблюдения на уроках

Сюжетное рисование

Для создания сюжета использует различные материалы: бумагу, пластилин.

Наблюдения на уроках

Передает строение, величину, пропорции, характерные признаки  образов

Наблюдение на уроках

Развиты композиционные умения.

Сказка Колобок

Декоративное рисование

Интересуется народными росписями

Что тебе нравится?

Выделяет основные элементы узора городецкой росписи, гжели.

Покажи городецкую роспись.

Аппликация

Работает с ножницами, цветной бумагой, клеем.

Наблюдения на уроках.

Создает образ из деталей, правильно располагает на листе бумаги.

Наблюдения на уроках

Создает сюжет из деталей, передает характер картины.

Наблюдения на уроках

Лепка

Различает пластичные материалы и их свойства.

Наблюдения на уроках

Различает инструменты и приспособления  для работы с пластичными материалами.

Наблюдения на уроках

Разминает пластилин, тесто; раскатывает  тесто скалкой. Отрывает  кусочки материала от целого куска; откручивает кусочки материала от целого куска; отщипывает кусочки материала от целого куска; отрезает  кусочки материала стекой.

Наблюдения на уроках

Размазывает материал: размазывает пластилин (по шаблону, внутри контура).

Наблюдения на уроках

Катает  колбаски (на доске, в руках), катает шарик (на доске, в руках).

Наблюдения на уроках

7. Программно-методическое обеспечение

Методический комплект для учителя. Грошенков И.А. «Занятия изобразительным искусством  в специальной коррекционной школе», Москва, Институт общегуманитарных исследований, 2001 год, Грошенков И.А. «Изобразительная деятельность в специальной  коррекционной школе  VIIIвида».  Москва, Асадема, 2002 год. Методическое рекомендации  Т.В. Нестеровой «Обучение тематическому рисованию младших с нарушением интеллекта». Екатеринбург, 2000 год. Методические рекомендации Т.В. Нестеровой «Обучение  младших школьников декоративному рисованию». Екатеринбург, 2000 год.

Таблицы – схемы по рисованию орнамента, рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, Таблицы по народным промыслам.

Учебно – практическое оборудование: конструкторы, краски, акварельные, гуашь, бумага А3, А4; бумага цветная, картон, фломастеры, карандаши, мелки, кисти, ножницы, шаблоны геометрических фигур и реальных предметов; муляжи фруктов, овощей, предметы быта. Клей, салфетки,  бросовый материал.

Технические средства – ноутбук, интерактивная доска, проектор,

Интернет ресурсы; http://nsportal.ru/, http://ihfourok.ru/, http://pedsovet.su/.

8. Лист корректировки рабочей программы

№ п/п

Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Дата проведения по факту

Причина корректировки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка *Радуга красок*

Программа относится к художественно эстетическому направлению. Разработана на основе методики Г.С Швайко и И.А Лыковой. Занятия сгруппированы по циклам на основе единой тематики....

Учебно-тематический план изостудия "Радуга красок"

Цель программы:Научить детей замечать красоту вокруг себя (на улице, в быту, в школе, в общении с людьми и т.д.) и с помощью радуги красок передать ее в своем творчестве.Задачи:1.   Обучающа...

Занятие: конкурс-турнир "Радуга красок"

Занятие разработано для детей 12-14лет.Задачи занятия:Обучающие - повторить сведения о жанрах, произведениях, авторах произведений изобразительного искусства, закрепить знания по основам цветоведения,...

Программа кружковой работы "Радуга красок" во 2й младшей группе

Разработана  программа  на  год  по  нетрадициооным  техникам  рисования  для  младших  дошкольников. Подобрана  литература,  разработаны...

Сценарий мероприятия "Волшебная кисть и радуга красок".

Цели. Разбудить воображение, ум и сердце ребенка, способствовать проявлению в ребенке творческого начала, эмоциональной отзывчивости и эстетического восприятия искусства; осуществлять взаимосвязь эсте...

Общеразвивающая программа внеурочной деятельности общекультурного направления (художественной направленности) "РАДУГА КРАСОК"

      Программа «Радуга - красок» предназначена  для детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих интерес к художественной деятельности и направлен...

Дополнительная общеразвивающая программа "Палитра красок"

Отличительные особенности и новизна настоящей программы прослеживаются по нескольким направлениям.Во-первых, данная программа предусматривает, что дети приобретают определённые знания по истории и тео...