Программа по ИЗО 1-4 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо)
Программа по ИЗО для младших школьников коррекционная школа 1 вар
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_izo_1-4_b.doc | 209.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ленинградской области «Приозерская школа – интернат, реализующая адаптированные образовательные программы»
ПРИНЯТА на педагогическом совете Протокол № 1 от «30» августа 2022 года | УТВЕРЖДЕНА Распоряжением директора № 260 от «31» августа 2022 года |
Адаптированная рабочая образовательная программа по предмету «Изобразительная деятельность» 1-4 класс на 2022-2023 учебный год |
Ответственный за реализацию программы
учитель 1 квалификационной категории
Алексеева Ю.А.
Г. Приозерск
2022-2023 уч.г.
Адаптированная рабочая образовательная программа по
Изобразительной деятельности
- Пояснительная записка
- Описание места учебного предмета в учебном плане
- Предметные результаты освоения учебного предмета
- Содержание учебного предмета
- Тематическое планирование
- Система оценки достижения планируемых результатов
- Программно-методическое обеспечение
- Контрольно- измерительные материал
- Лист корректировки рабочей программы
1. Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Изобразительная деятельность» составлена на основе:
- требований к результатам освоения адаптированных основных общеобразовательных программ, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1,
- адаптированной образовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ ЛО «Приозерская школа – интернат», и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
Программы | «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы» под редакцией В.В.Воронковой (раздел «Изобразительное искусство», автор И.А.Грошенков) – Москва «Просвещение», 2004 г. программа в предметной области « » |
Учебник | Изобразительное искусство, 1 класс: М.Ю. Рау, М.А.Зыкова. – М: Просвещение, 2018г. Изобразительное искусство 2 класс М.Ю.Рау, М.А.Зыкова издательство Просвещение» 201г. Изобразительное искусство 3 класс М.Ю.Рау, М.А.Зыкова издательство Просвещение» 2018г. Изобразительное искусство 4 класс М.Ю.Рау, М.А.Зыкова издательство Просвещение» 2018г. |
Цель программы:
Всестороннее развитие личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения его к художественной культуре и обучения умению видеть прекрасное в жизни и искусстве; формирование элементарных знаний об изобразительном искусстве , общих и специальных умений и навыков изобразительной деятельности ( в рисовании, ленке, аппликации); развитие зрительного восприятия формы, величины, конструкции, цвета предмета, его положении в пространстве, а также адекватного отображения его в рисунке, аппликации, лепке; развитие умения пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни.
Задачи:
1. Воспитание интереса к изобразитель ному искусству, показать значение изобразительного искусства в жизни человека;
3. Воспитание в детях эстетического чувства и понимание красоты окружающего мира, художественного вкуса.
4. Обучение изобразительным техникам и приемам с использованием различных материалов и инструментов; учить правильно использовать кисть, подбирать размер кисти, цвет для изображения объекта.
5. Обучение разным видам изобразительной деятельности (рисованию, аппликации, лепке);
6. Обучение правилам и законам композиции, цветоведения, построения орнамента в разных жанрах художественной деятельности;
7. Приобщение учащихся к истокам русской народной культуры средствами изобразительной деятельности;
5. Учить использовать широкий спектр цветов для создания образов, картин, раскрашивания, видеть контур объектов, создавать фон рисунка.
5. Учить работать в коллективе, выполнять работу от начала и до конца с заданными качественными параметрами, соответствующими возрасту и способностям ребенка.
2. Описание места учебного предмета в учебном плане.
Согласно адаптированной образовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на изучение предмета «1-4 классов » отводится в общем объёме 34 часа из расчета: 1 час в неделю.
Характеристика класса по уровням усвоения программного материала.
В классе 13 человек, из них
в 1 классе – 4 человека,
во 2 классе - 3 человека,
в 3 классе - 3 человека,
в 4 классе – 3 человека.
Общая характеристика класса:
Структура психических нарушений обучающихся с легкой умственной отсталостью складывается из особенностей недоразвития практически всех психических проявлений. Ощущения и восприятия формируются замедленно и с большим количеством особенностей и недостатков. Замедленный и суженный объем зрительного восприятия. Нарушение (изменение или отсутствие) мотивационного компонента восприятия, т. Е. личностного отношения, как это имеет место у умственно отсталых людей, сказывается на перцептивной активности. Дети неусидчивы, легко возбудимы. Ухудшение концентрации внимания, имеющееся у умственно отсталых лиц, приводит к снижению его устойчивости. Это затрудняет целенаправленную познавательную деятельность, являясь одной из основных предпосылок к возникновению трудностей в мыслительной деятельности. Недоразвитие мышления умственно отсталых детей, в частности, определяется тем, что оно формируется в условиях неполноценного чувственного познания, речевого недоразвития и ограниченной практической деятельности. Инертность мышления, затрудненность переключения с одной мысли на другую, т. Е. вязкость, своеобразное резонерство, проявляется в обстоятельности и излишней детализации. Обнаруживается замедленность, тугоподвижность интеллектуальных процессов и трудности переключения. У умственно отсталых детей эпизодическая «забывчивость» — явление нередкое.
Память обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), таким образом, отличается:
- Замедленностью и непрочностью запоминания
- Быстротой забывания
- Неточностью воспроизведения
- Эпизодической забывчивостью
- Плохим припоминанием
Нарушение опосредованной памяти, связанной с мыслительными операциями, наблюдается у всех умственно отсталых лиц. Оно объясняется неэффективностью процесса переработки и отбора подлежащих запоминанию впечатлений, что тесно связано с опосредствованным характером запоминания.
Уровень | Характеристика учащихся по учебным возможностям обучения | Коррекционная работа | ФИО учащихся |
1 | 1 группу составляют ученики, наиболее успешно овладевающие программным материалом в процессе фронтального обучения. Все задания ими, как правило, выполняются самостоятельно. Они не испытывают больших затруднений при выполнении измененного задания, в основном правильно используют имеющийся опыт, выполняя новую работу. Умение объяснять свои действия словами свидетельствует о сознательном усвоении этими учащимися программного материала. Им доступен некоторый уровень обобщения. Полученные знания и умения такие ученики успешнее остальных применяют на практике. При выполнении сравнительно сложных заданий им нужна незначительная активизирующая помощь взрослого. | На формирование у детей формируются навыков наблюдения; На совершенствование приемов обследования изображаемого объекта; На овладение специфическим восприятием – умением видеть предмет целостно, в единстве его свойств; На формирование полных и точных представлений о предметах и явлениях окружающего мира; На воспроизведение увиденного, но на основе полученных представлений о предметах, явлениях реального мира создание в рисунке новых оригинальных произведений; На развитие зрительной и двигательной памяти; На формирование умения изображать предметы, т.е. запечатлевать представления о нем и способе его изображения; На совершенствование мыслительных операций на уроках изобразительного искусства у детей в наглядно-практической деятельности. | |
2 | Учащиеся 2 группы также достаточно успешно обучаются в классе. В ходе обучения эти дети испытывают несколько большие трудности, чем ученики 1 группы. Они в основном понимают фронтальное объяснение учителя, неплохо запоминают изучаемый материл, но без помощи сделать работы не в состоянии. Их отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ, они нуждаются в помощи учителя, как активизирующей, так и организующей. Перенос знаний в новые условия их в основном не затрудняет. Но при этом ученики снижают темп работы, допускают ошибки, которые могут быть исправлены с незначительной помощью. Объяснения своих действий у учащихся 2 группы недостаточно точны, даются в развернутом плане с меньшей степенью обобщенности. На уроках ИЗО ученики рассматриваемой группы нуждаются в определенной помощи при нахождении той или иной особенности объекта, но их умение ориентироваться и планировать развивается успешно. Работы чаще всего выполняются ими самостоятельно и правильно. | ||
3 | К 3 группе относятся ученики, которые с трудом усваивают программный материал, нуждаясь в разнообразных видах помощи (словесно-логической, наглядной и предметно-практической). Успешность усвоения знаний, в первую очередь, зависит от понимания детьми того, что им сообщается. Для этих учащихся характерно недостаточное осознание вновь сообщаемого материала (правила, теоретические сведения). Им трудно понять материал во время фронтальных занятий, они нуждаются в дополнительном объяснении. Их отличает низкая самостоятельность. Темп усвоения материала у этих учащихся значительно ниже, чем у детей, отнесенных к 2 группе. Несмотря на трудности усвоения материала, ученики в основном не теряют приобретенных знаний и умений могут их применить при выполнении аналогичного задания, однако каждое несколько измененное задание воспринимается ими как новое. Это свидетельствует о низкой способности учащихся данной группы применять полученные навыки. | ||
4 | К четвертой группе относятся учащиеся, которые отличаются более осознанным поведением. Самостоятельно выполняют учебные задания, поручения. Дети вступают в контакт и работают в коллективе, обращаются за помощью и принимают помощь. Во время работы требуется контроль педагога, четкая постановка цели и ее повторение в течение урока, напоминание. |
3. Результаты освоения учебного предмета по уровням.
Класс | Минимальный уровень | Достаточный уровень |
1 класс | знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, обращения и санитарно-гигиенических требований при работе с ними; пользование материалами для рисования, аппликации, лепки; знание названий предметов, подлежащих рисованию, лепке и аппликации; следование при выполнении работы инструкциям учителя; узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов и действий. | Знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании, лепке и аппликации; Знание выразительных средств изобразительного искусства: «изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «контур», «пятно», «цвет», объем и др.; использование разнообразных технологических способов выполнения аппликации; применение разных способов лепки; |
2 класс | организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы; знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета и др.; владение некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание); знание некоторых выразительных средств изобразительного искусства: «изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «пятно», «цвет»; | Знание правил цветоведения, светотени, перспективы; построения орнамента, стилизации формы предмета и др.; знание видов аппликации (предметная, сюжетная, декоративная); знание способов лепки (конструктивный, пластический, комбинированный); нахождение необходимой для выполнения работы информации в материалах учебника, рабочей тетради; |
3 класс | знание названий некоторых народных и национальных промыслов, изготавливающих игрушки: Дымково, Гжель, Городец, Каргополь и др.; передача в рисунке содержания несложных произведений в соответствии с темой; выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы; адекватная передача цвета изображаемого объекта, определение насыщенности цвета, получение смешанных цветов и некоторых оттенков цвета; | оценка результатов собственной изобразительной деятельности и одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец); |
4 класс | рациональная организация своей изобразительной деятельности; планирование работы; осуществление текущего и заключительного контроля применение приемов работы карандашом, акварельными красками с целью передачи фактуры предмета; ориентировка в пространстве листа; | Знание названий некоторых народных и национальных промыслов (Дымково, Гжель, Городец, Хохлома и др.); рисование с натуры и по памяти после предварительных наблюдений, передача всех признаков и свойств изображаемого объекта; рисование по воображению; различение и передача в рисунке эмоционального состояния и своего отношения к природе, человеку, семье и обществу; |
Формирование УУД у учащихся
В сфере личностных УУД у учащихся будут сформированы: | В сфере познавательных УУД учащиеся научатся: | В сфере регулятивных УУД учащиеся научатся: | В сфере коммуникативных УУД учащиеся научатся: |
- положительное отношение к учению; - желание приобретать новые знания и умения; - способность оценивать свои действия. | - соблюдать правила по технике безопасности. - соблюдать правила организации рабочего места. - соблюдать правила бережного использования красок и других материалов. - эстетически относиться к окружающему миру и самому себе. - анализировать информацию, полученную из разных источников. - научатся использовать различные приемы работы в художественной деятельности. - будут знать основные понятия в изобразительной деятельности (пластилинография, декор, коллаж, мазок, тон, фон, цвет, шаблон) - научатся следовать устным инструкциям учителя, создавать рисунки в различных техниках. | - принимать и сохранять учебную задачу; - работать по плану; - адекватно оценивать свои достижения. | - вести диалог с учителем и одноклассниками; - задавать вопросы; - слушать и отвечать на вопросы других; - высказывать свою точку зрения; - работать в парах и рабочих группах. |
4. Содержание учебного предмета
Примерное содержание предмета Содержание программы отражено в четырех разделах:
«Обучение композиционной деятельности»,
«Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию»;
«Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в живописи»,
«Обучение восприятию произведений искусства».
Программой предусматриваются следующие виды работы:
―рисование с натуры и по образцу (готовому изображению); рисование по памяти, представлению и воображению; рисование на свободную и заданную тему; декоративное рисование.
―лепка объемного и плоскостного изображения (барельеф на картоне) с натуры или по образцу, по памяти, воображению; лепка на тему; лепка декоративной композиции;
―выполнение плоскостной и полуобъемной аппликаций (без фиксации деталей на изобразительной поверхности («подвижная аппликация») и с фиксацией деталей на изобразительной плоскости с помощью пластилина и клея) с натуры, по образцу, представлению, воображению; выполнение предметной, сюжетной и декоративной аппликации;
―проведение беседы о содержании рассматриваемых репродукций с картины художников, книжной иллюстрации, картинки, произведения народного и декоративно-прикладного искусства.
Введение.
Человек и изобразительное искусство; урок изобразительного искусства; правила поведения и работы на уроках изобразительного искусства; правила организации рабочего места; материалы и инструменты, используемые в процессе изобразительной деятельности; правила их хранения.
Формирование организационных умений:
правильно сидеть,
правильно держать и пользоваться инструментами (карандашами, кистью, красками),
правильно располагать изобразительную поверхность на столе.
Сенсорное воспитание: различение формы предметов при помощи зрения, осязания и обводящих движений руки; узнавание и показ основных геометрических фигур и тел (круг, квадрат, прямоугольник, шар, куб); узнавание, называние и отражение в аппликации и рисунке цветов спектра; ориентировка на плоскости листа бумаги.
Развитие моторики рук: формирование правильного удержания карандаша и кисточки; формирование умения владеть карандашом; формирование навыка произвольной регуляции нажима; произвольного темпа движения (его замедление и ускорение), прекращения движения в нужной точке; направления движения.
Обучение приемам работы в изобразительной деятельности (лепке, выполнении аппликации, рисовании):
Приемы лепки:
―ощипывание кусков от целого куска пластилина и разминание;
―размазывание по картону;
―скатывание, раскатывание, сплющивание;
―примазывание частей при составлении целого объемного изображения.
Приемы работы с «подвижной аппликацией» для развития целостного восприятия объекта при подготовке детей к рисованию:
―складывание целого изображения из его деталей без фиксации на плоскости листа;
―совмещение аппликационного изображения объекта с контурным рисунком геометрической фигуры без фиксации на плоскости листа;
―расположение деталей предметных изображений или силуэтов на листе бумаги в соответствующих пространственных положениях;
―составление по образцу композиции из нескольких объектов без фиксации на плоскости листа.
Приемы выполнения аппликации из бумаги:
―приемы работы ножницами;
―раскладывание деталей аппликации на плоскости листа относительно друг друга в соответствии с пространственными отношениями: внизу, наверху, над, под, справа от …, слева от …, посередине;
―приемы соединения деталей аппликации с изобразительной поверхностью с помощью пластилина.
―приемы наклеивания деталей аппликации на изобразительную поверхность с помощью клея.
Приемы рисования твердыми материалами (карандашом, фломастером, ручкой): ―рисование с использованием точки (рисование точкой; рисование по заранее расставленным точкам предметов несложной формы по образцу).
―рисование разнохарактерных линий (упражнения в рисовании по клеткам прямых вертикальных, горизонтальных, наклонных, зигзагообразных линий; рисование дугообразных, спиралеобразных линии; линий замкнутого контура (круг, овал). Рисование по клеткам предметов несложной формы с использованием этих линии (по образцу);
―рисование без отрыва руки с постоянной силой нажима и изменением силы нажима на карандаш. Упражнения в рисовании линий.
Рисование предметов несложных форм (по образцу);
―штрихование внутри контурного изображения; правила штрихования; приемы штрихования (беспорядочная штриховка и упорядоченная штриховка в виде сеточки);
―рисование карандашом линий и предметов несложной формы двумя руками. Приемы работы красками:
―приемы рисования руками: точечное рисование пальцами; линейное рисование пальцами; рисование ладонью, кулаком, ребром ладони;
―приемы трафаретной печати: печать тампоном, карандашной резинкой, смятой бумагой, трубочкой и т.п.; приемы кистевого письма: примакивание кистью; наращивание массы; рисование сухой кистью; рисование по мокрому листу и т.д. Обучение действиям с шаблонами и трафаретами:
―правила обведения шаблонов;
―обведение шаблонов геометрических фигур, реальных предметов несложных форм, букв, цифр.
Обучение композиционной деятельности Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию Формирование понятий: «предмет», «форма», «фигура», «силуэт», «деталь», «часть», «элемент», «объем», «пропорции», «конструкция», «узор», «орнамент», «скульптура», «барельеф», «симметрия», «аппликация» и т.п. Разнообразие форм предметного мира. Сходство и контраст форм.
Геометрические фигуры. Природные формы. Трансформация форм. Передача разнообразных предметов на плоскости и в пространстве и т.п.
Обследование предметов, выделение их признаков и свойств, необходимых для передачи в рисунке, аппликации, лепке предмета. Соотнесение формы предметов с геометрическими фигурами (метод обобщения). Передача пропорций предметов. Строение тела человека, животных и др. Передача движения различных одушевленных и неодушевленных предметов.
Приемы и способы передачи формы предметов:
- лепка предметов из отдельных деталей и целого куска пластилина;
- составление целого изображения из деталей, вырезанных из бумаги; вырезание или обрывание силуэта предмета из бумаги по контурной линии;
- рисование по опорным точкам, дорисовывание, обведение шаблонов, рисование по клеткам, самостоятельное рисование формы объекта и т.п.
Сходство и различия орнамента и узора. Виды орнаментов по форме: в полосе, замкнутый, сетчатый, по содержанию: геометрический, растительный, зооморфный, геральдический и т.д. Принципы построения орнамента в полосе, квадрате, круге, треугольнике (повторение одного элемента на протяжении всего орнамента; чередование элементов по форме, цвету; расположение элементов по краю, углам, в центре и т.п.).
Практическое применение приемов и способов передачи графических образов в лепке, аппликации, рисунке.
Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в рисунке с помощью красок
Понятия: «цвет», «спектр», «краски», «акварель», «гуашь», «живопись» и т.д
Эмоциональное восприятие цвета. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния (радость, грусть). Роль белых и черных красок в эмоциональном звучании и выразительность образа. Подбор цветовых сочетаний при создании сказочных образов: добрые, злые образы.
Приемы работы акварельными красками: кистевое письмо ― примакивание кистью; рисование сухой кистью; рисование по мокрому листу (алла прима), послойная живопись (лессировка) и т.д. Практическое применение цвета для передачи графических образов в рисовании с натуры или по образцу, тематическом и декоративном рисовании, аппликации.
Обучение восприятию произведений искусства Примерные темы бесед: «Изобразительное искусство в повседневной жизни человека. Работа художников, скульпторов, мастеров народных промыслов, дизайнеров». «Виды изобразительного искусства». Рисунок, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусства, архитектура, дизайн. «Как и о чем создаются картины» Пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетная картина. Какие материалы использует художник (краски, карандаши и др.).
Русское народное искусство и его роль в жизни человека (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюмы). Какие материалы используют художники-декораторы. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стеклах).
Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России с учетом местных условий. Произведения мастеров расписных промыслов (хохломская, городецкая, гжельская, жостовская роспись и т.д.).
Тематика уроков дается на все классы, но требования к выполнению разные, в зависимости от группы учащегося и уровня владения художественными навыками.
- Тематическое планирование деятельности обучающихся
1-4 класс (34 часа в год)
№ п/п | Тема урока | Количество часов |
1. | Рисование на тему «Как я провел лето». | 1 |
2. | Рисование с натуры листа клена. | 1 |
3. | Рисование с натуры ветка рябины | 1 |
4. | Рисование с натуры овощей и фруктов в виде набросков. | 1 |
5. | Беседа по картинам: А.Пахомов «Мы растем на смену старшим», С. Чуйков «На границе». | 1 |
6. | Рисование геометрического орнамента в квадрате. | 1 |
7. | Составление узоров в квадрате из растительных форм. | 1 |
8. | Рисование на тему «Сказочная избушка». | 1 |
9. | Беседа на тему «Декоративно-прикладное искусство» (Хохломская роспись, игрушки, резьба по дереву). | 1 |
10. | Беседа на тему «Золотая хохлома». Демонстрация изделий народного промысла (посуда). | 1 |
11. | Рисование на тему «Моя любимая игрушка». | 1 |
12. | Рисование с натуры игрушки-автобуса. | 1 |
13. | Рисование «Виды транспорта». | 1 |
14. | Рисование с образца геометрического орнамента в квадрате. | 1 |
15. | Декоративное рисование расписной тарелки (Новогодняя тематика). | 1 |
16. | Рисование ракеты. | 1 |
17. | Рисование пирамидки. | 1 |
18. | Рисование с натуры бумажного стаканчика. | 1 |
19. | Декоративное рисование панно «Снежинки». | 1 |
20. | Беседа по картинам: В. Сигорский «Первый снег», Н. Жуков «Дай дорогу». | 1 |
21. | Оформление поздравительных открыток к 23 февраля. | 1 |
22. | Оформление поздравительных открыток к 8 марта. | 1 |
23. | Декоративное рисование листка календаря к празднику 8 марта. | 1 |
24. | Рисование кормушки для птиц. | 1 |
25. | Рисование на тему «Пришла весна». Рассматривание иллюстраций картин. (И. Левитан «Март», К. Юон «Мартовское солнце»). | 1 |
26. | Рисование постройки из элементов строительного материала. | 1 |
27. | Декоративное рисование в круге узора из лепестков. | 1 |
28. | Рисование на тему «Наши спутники в космосе». | 1 |
29. | Рисование бабочки. | 1 |
30. | Рисование с натуры в виде набросков (3-4 предмета на одном листе) столярных или слесарных инструментов. | 1 |
31. | Рисование и оформление открыток к Дню Победы. | 1 |
32. | Рисование с натуры предметов симметричной формы (настольная лампа, зонт). | 1 |
33. | Рисование узора для крышки коробки квадратной формы. | 1 |
34. | Рисование на тему «Здравствуй, лето!». | 1 |
6. Система оценки достижения планируемых результатов
Обучающимся 1 классов оценка не выставляется. объектом оценки результатов освоения программы по предмету «Изобразительное искусство» является способность обучающихся решать учебно – познавательные и учебно – практические задачи. Оценка достижения предметных результатов ведется как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и входе выполнения работ.
Для оценки планируемых результатов взята бальная система. Баллы проставляются в индивидуальной карте ученика.
Критерии оценки в баллах.
Баллы | Уровень сформированности навыка |
0 | Навык или умение отсутствует |
1 | Пассивное участие (действие выполняется взрослым, ребенок позволяет что-либо делать с ним) |
2 | Навык или умение проявляется иногда при значительной помощи взрослого |
3 | Навык или умение проявляется иногда при частичной помощи взрослого |
4 | Навык или умение проявляется иногда, ребенок выполняет действие самостоятельно |
5 | Навык или умение проявляется в большинстве случаев, ребенок выполняет действие самостоятельно |
Изобразительное искусство | Баллы | Баллы | Баллы | |||
начало года | середина года | конец года | ||||
Критерии, индикаторы оценки уровня необходимых навыков по изобразительному искусству. | ||||||
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | |||
Минимальный уровень | ||||||
Знает назначения художественных материалов, инструментов и принадлежностей, используемых на уроках изобразительного искусства в I классе; | Может рассказывать о работе художника, ее особенностях (элементарные сведения); | Умеет сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом; | Умеет сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом; | |||
Знает названия выразительных средств изобразительного искусства: "линия", "цвет"; названия основных цветов солнечного спектра, цветов ахроматического ряда; | Знает требования к композиции изображения на листе бумаги; | Знает части конструкции изображаемого предмета (строение объектов): | Знает части конструкции изображаемого предмета (строение объектов): | |||
Знает названия изображаемых на уроке предметов, действий объектов, изобразительных действий; | Знает некоторые характерные признаки деревьев разных пород (березы, ели, сосны); строение дерева (части дерева); | Знает части конструкции изображаемого предмета (строение объектов): | Знает названия некоторых народных и национальных промыслов, изготавливающих игрушки (Дымково, Городе ц и др.); | |||
Знает элементарные правила работы с краской, пластилином (шиной), клеем, карандашом; | Использует речевой материал, изучавшийся в I и II классе; | Знает и называет некоторых виды народных и национальных промыслов, изготавливающих игрушки (Дымково, Городе ц и др.); | Имеет представление о приемах передачи глубины пространства | |||
Знает строение (конструкцию) изображаемых предметов: части тела человека, части дерева, дома; | Имеет представление о приемах передачи глубины пространства | Знает о существующем в природе явлении осевой симметрии | ||||
Знает порядок расположения одного или нескольких изображений на | Знает о существующем в природе явлении осевой симметрии. | |||||
Достаточный уровень | ||||||
Умеет правильно сидеть за партой, правильно располагать лист бумаги на парте, придерживая его рукой; правильно держать при рисовании карандаш, при рисовании красками - кисть; | Умеет рисовать простым карандашом волнистые, ломаные, прямые линии в разных направлениях (горизонтальном, вертикальном, наклонном к горизонтальному направлению | Умеет планировать деятельность при выполнении частей целой конструкции; | Умеет планировать деятельность при выполнении частей целой конструкции; | |||
Может ориентироваться на изобразительной плоскости ("середина", "край" листа бумаги); | Умеет рисовать предметы с простой, слабо расчлененной формой (с помощью опорных точек, по шаблону или самосооятельно, от руки); | Умеет находить правильное изображение знакомого предмета среди выполненных ошибочно; исправлять свой рисунок, пользуясь ластиком; | Умеет находить правильное изображение знакомого предмета среди выполненных ошибочно; исправлять свой рисунок, пользуясь ластиком; | |||
Может подготавливать к работе и аккуратно убирать после работы свое рабочее место; | Умеет изображать фигуру человека в лепке и в рисунке под руководством | Сохраняет в узоре при составлении аппликации ритм повторением или чередованием формы и цвета его элементов; | Сохраняет в узоре при составлении аппликации ритм повторением или чередованием формы и цвета его элементов; | |||
Может обводить карандашом шаблоны несложной формы, пользоваться трафаретом; | Умеет рисовать деревья сразу кистью или фломастером, передавая отличительные признаки, учитывая строение; | Умеет изображать элементы Городецкой росписи; | Может изображать элементы Городецкой росписи; | |||
Может проводить от руки вертикальные, горизонтальные и наклонные линии, не вращая при этом лист бумаги; соединять линией точки; | Умеет изображать дома городского и деревенского типа; | Умеет соотносить форму предметов с геометрическими эталонами (на | Умеет соотносить форму предметов с геометрическими эталонами (на | |||
Умеет различать цвета, которыми окрашены предметы или их изображения; _- закрашивать цветными карандашами, соблюдая контуры; рисовать сразу кистью, пятном, без предварительного изображения карандашом; | Умеет передавать основные смысловые связи в несложном рисунке на | Может владеть приемами осветления цвета (разбавлением краски водой рассказать, что изображено на картине, перечислить характерные | Владеет приемами просветления цвета (разбавлением краски водой или добавлением белил); рассказать, что изображено на картине, перечислить характерные признаки изображенного времени года. | |||
Может узнавать, называть геометрические формы (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал); | Умеет выполнять в технике аппликации узоры в полосе, достигая ритма повторением и чередованием формы или цвета; следовать предложенному учителем порядку действий при складывании аппликации, в лепке, рисовании. | |||||
Может передавать в рисунках форму несложных плоскостных и объемных объектов, устанавливать ее сходство с известными геометрическими формами с помощью учителя; отождествлять свой рисунок с предметом; | ||||||
Может использовать приемы лепки: раскатывание комка кругообразными движениями между ладонями до образования шара; продольными движениями ладоней -до образования "палочки", сплющивания полученного образования, | ||||||
Может в аппликации использовать приемы: вырезания ножницами (резать по прямой линии полоски бумаги) и аккуратного наклеивания; | ||||||
Может узнавать и различать в книжных иллюстрациях, репродукциях изображенные предметы и действия; сравнивать их между собой по форме, цвету, величине под руководством учителя. |
7. Программно-методическое обеспечение
Методический комплект для учителя. Грошенков И.А. «Занятия изобразительным искусством в специальной коррекционной школе», Москва, Институт общегуманитарных исследований, 2001 год, Грошенков И.А. «Изобразительная деятельность в специальной коррекционной школе VIIIвида». Москва, Асадема, 2002 год. Методическое рекомендации Т.В. Нестеровой «Обучение тематическому рисованию младших с нарушением интеллекта». Екатеринбург, 2000 год. Методические рекомендации Т.В. Нестеровой «Обучение младших школьников декоративному рисованию». Екатеринбург, 2000 год.
Таблицы – схемы по рисованию орнамента, рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, Таблицы по народным промыслам.
Учебно – практическое оборудование: конструкторы, краски, акварельные, гуашь, бумага А3, А4; бумага цветная, картон, фломастеры, карандаши, мелки, кисти, ножницы, шаблоны геометрических фигур и реальных предметов; муляжи фруктов, овощей, предметы быта. Клей, салфетки, бросовый материал.
Технические средства – ноутбук, интерактивная доска, проектор,
Интернет ресурсы; http://nsportal.ru/, http://ihfourok.ru/, http://pedsovet.su/.
8. Контрольно-измерительные материалы
Проверка и оценка знаний и умений проводится путем наблюдений за работой обучающихся во время уроков и конкретного запланированного задания.
Задания:
1. Нарисуй геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал.
2. Дорисуй крылья у бабочки.
3. Отрежь полоску, вырежи круг, квадрат.
4. Разрывай бумагу на мелкие кусочки.
5. Сложи лист пополам.
6. Слепи из пластилина шарики, колбаску, размажь пластилин по листу бумаги, не выходя за нарисованный контур.
7. Подбери цвета к картине.
8. Раскрась рисунок красками.
9. Что ты будешь делать сначала, а что потом.
10. Измени цвет, сделай его светлее.
11. Расскажи, что изображено на картине.
12. Перечисли характерные признаки времени года.
13. На что похожа форма?
14. Изобрази элементы Городецкой росписи.
15. Нарисуй дом деревенский, городской.
16. Составь узор на полоске из цветов.
16. Наблюдения на уроке, задания игрового типа.
9. Лист корректировки рабочей программы
№ п/п | Название раздела, темы | Дата проведения по плану | Дата проведения по факту | Причина корректировки |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы
Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф
Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...