Нетрадиционные техники арт-терапии при взаимодействии родителей с ребенком с ОВЗ (ребенком-инвалидом). Изотерапия
консультация по изобразительному искусству (изо)

Коннова Кристина Юрьевна

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_art-terapiya_izoterapiya.docx25.72 КБ

Предварительный просмотр:

ДОКЛАД

Нетрадиционные техники арт-терапии при взаимодействии родителей с ребенком с ОВЗ (ребенком-инвалидом). Изотерапия

Автор: Коннова Кристина Юрьевна, преподаватель художественного отделения, первой квалификационной категории.

Многие дети не могут регламентировать время нахождения в телефоне, Интернете, даже если это все очень важно и по учебе. Не могут правильно фильтровать информацию, а также нет смысла ее запоминать, ведь она всегда под рукой. Это все отражается на памяти, мыслительном процессе в целом. Так же ребенок не общается со сверстниками как это должно быть, конечно, это ведет к социальной изоляции. Вследствие многих факторов идет как раз эта самая «перегрузка», что очень плохо влияет на психику школьника: стрессы, депрессии, страхи.

Современное образование уделяет большое внимание психологической помощи детей. Сейчас уже в детском саду с малышами занимается психолог, оценивает личностные характеристики малыша, его психотип, особенности психики и поведения, его природные наклонности, страхи.

«Арт-терапия» достаточно новое в психологии направление. Как и все направления психотерапии, оно вышло из клинической практики и подразумевало под собой воздействие на человека искусством.

Первые упоминания о данном виде терапии возникли еще в 19 веке, когда врачи психиатрических отделений заметили, что больные, в период обострений любили рисовать и бросали это делать, когда шли на поправку.

Термин Арт-терапия впервые употребил Э. Хилл (английский художник, педагог, арт-терапевт), который вслед за Фрейдом считал, что первоначальные мысли и переживания человека, возникающие в подсознании, выражаются в символах и образах. Но сам Фрейд никогда не использовал рисунки, в отличие от своего ученика и последователя К. Юнга. Современные психотерапевты рассматривают Арт-терапию как самостоятельный вид терапии.

Сегодня Арт -терапия применяется не только в клиниках, она доступна как одно из новых течений, «Арт-терапия в школе». Данная терапия используется не только для лечения, но и для профилактики возникновения психологических проблем. Это связано с тем, что она придаёт человеку, принимающему в ней непосредственное участие, уверенность в своих способностях, возвращает ощущение самоценности, помогает при нарастающих нарушениях сна, уменьшает стресс и фрустрацию, повышает адаптивные способности личности.

Для уравновешивания психоэмоционального состояния ребенка, можно воспользоваться такой техникой как изотерапия. В узком смысле изотерапия - это направление арт-терапии, использующее методы изобразительного искусства для нормализации психического состояния детей и взрослых.

Изначально изотерапия занимала главенствующую роль в арт-терапии, только потом к ней добавилась музыкотерапия, библиотерапия, сказкотерапия, маскотерапия и другие.

Основная цель изотерапии извлечь из подсознания ребенка, то в чем он не признается даже себе, достать из потаенных уголков души самые главные переживания, страхи, проблемы.

Задачи изотерапии:

  • помочь выплеснуть наружу все скрытое и потаенное;
  • избавиться от агрессии, страхов, фобий;
  • освободиться от нервозности, психологической зажатости, неуравновешенности и т.д.;
  • поднять самооценку;
  • избавиться от комплексов;
  • помочь решить семейный, социальные, межличностные проблемы;
  • помочь самореализоваться;
  • раскрыть творческий потенциал.

Это лишь немногие задачи, которые можно решить с помощью техники изотерапия.

Арт-терапия включает в себя довольно много разных техник и методов это музыкотерапия, библиотерапия, игротерапия, маскотерапия, коллаж, песочная терапия и др.

Одной из значимых методик является изотерапия, на ней мы остановимся подробнее, т.к. в данной методике в полной мере проявляется творчество, выплескивается негативная энергия и человек познает свое «Я».

Занятия с художественными материалами: красками, глиной, пластилином, бумагой, другими различными материалами позволяет ребенку осуществить терапевтические задачи: работа со страхами, агрессией, преодоление эмоциональных проблем, взаимодействие с другими детьми, развитие моторики, выражение своих чувств, переживаний с помощью искусства.

Изотерапия замечательная методика, т.к. дает ребенку не общаться с руководителем, сверстниками, ведь часто дети могут замыкаться в себе и не идти на контакт, а выражать свои мысли, чувства, проживания в виде рисунка.

Важно донести ребенку, что изотерапия не имеет цели научиться рисовать, главная задача в данном методе познать себя, услышать потаенные уголки своей души, дать выход творческой энергии.

Изотерапия развивает навыки общения и взаимодействия, уверенность в себе, способствует мотивации познания, творчества и обучения; развивает и корректирует эмоциональную сферу; стимулирует развитие мелкой моторики; развивает высшие психические функции такие, как мышление, внимание, речь, воображение; помогает скорректировать страхи, переживания и страдания; имеет релаксационное воздействие, так как ребенок с помощью рисования отдыхает от отрицательных эмоций и мыслей, снимает напряжение.

Вначале, нужно определиться, с какой целью мы начинаем заниматься данной методикой.

Если ребенок настроен агрессивно, присутствуют негативные мысли, эмоции и действия, если он находится в стрессе, депрессии, то нужно выбирать лепку, а не рисунок. Пластилин, глина, шамот, данные материалы вберут в себя весь негатив, материал очень пластичен, поддается всем действиям, его можно рвать, мять, гнуть, вытягивать, катать... Ребенок вложит в эти действия свои эмоции, весь негатив. Рисунок в данном случае только усугубит ситуации, а лепка наоборот успокоит.

Если предстоит выбирать между рисунком или аппликацией, то стоит выбрать первый вариант. Здесь ребенок проявит себя творчески в полной мере, важно отдать предпочтение краскам (масло, акварель, гуашь, акрил), а не графическим материалам (простые или цветные карандаши, сангина, мелки, пастель и др.). Краски и кисть очень пластичные материалы, ребенок сам выбирает нажим и строгость линии, может рисовать пятном или только линиями. Карандаш же не дает такого раскрепощения в рисунке. Также следует предоставить разнообразие цветового решения, не используя только основные цвета (синий, красный, желтый).

Не стоит пользоваться линейкой, циркулем, лекалом и прочими приспособлениями, т.к. эти предметы не дают наибольшего выхода энергии, все изотерапевтические рисунки следует выполнять от руки.

Занятие изотерапией должно основываться на определенных принципах. Если отсутствуют один или несколько принципов, данная терапия может оказаться совершенно бессмысленной.

  1. В данной технике не стоит задача рисовать правильно, академически,

красиво. Важно чтобы рисунок был произвольным и в полной мере дал выход негативной энергии.

  1. Нужно убедить ребенка, не давать оценку своей работе, и работам других

детей, этот пункт соприкасается с 1 пунктом.

  1. Предоставить широкий ассортимент изобразительных инструментов. Их

выбор может о многом рассказать: карандаш возьмёт педант или перфекционист, краски — свободолюбивая натура, фломастеры — склонный к неискренности и лжи.

  1. Рисунок должен быть изображен от руки без использования чертежных

материалов.

  1. На занятии должна быть тихая, непринужденная обстановка, так же

достаточно места для каждого из занимающихся, чтобы ребенок мог уединиться и в полной мере раскрыться.

  1. Психолог, педагог не должен вмешиваться в работу учащегося. Здесь идет

индивидуальная работа, личные переживания, наполненные смыслом только самого человека.

  1. Обязательно, рисующий должен рассказать что он изобразил, таким

образом он сам может понять почему у него например есть определенный страх.

  1. В групповых занятиях без согласия нельзя комментировать работу других

детей.

Также руководитель собирает работы учащихся для контроля или корректировки дальнейшей работы.

Вся изотерапия делится на два вида пассивный - когда выполняется работа по уже созданным произведениям искусства (срисовка, создание умещенных копий) и активный - создание чего-то нового, своего видения на мир, предметы.

Также участников выделяют по количеству группы: индивидуальные, парные, групповые.

Возможно использовать следующие приемы в работе с практикой Изотерапии:

  1. Выдувание краски, «Кляксография». (Необходимые инструменты:

вода, гуашь или акварель, кисть, трубочка для напитков).

В данной технике рисунок словно рождается сам, стоит только начать творить. Данное занятие не только увлекательное, полезное в плане избавления от негатива, приобретения положительных эмоций, но и очень благотворно влияет на здоровье. Т.к. выдувание через трубочку развивает легкие, силу вдоха-выдоха и вообще дыхательную систему ребенка в целом.

  1. Рисование ладошками (необходимые материалы: краски, кисть, бумага,

вода).

У людей очень развиты тактильные ощущения, данная техника рисования позволяет раскрепоститься ребенку, активизирует мышление, творческий потенциал ребенка. Ученик полностью расслабляется, поддаваясь искусству.

  1. Монотипия (необходимые материалы: бумага, кисть, краска, вода,

возможно использование стекла).

Данный вид техники очень интересен тем, что ребенок рисует кляксу на одной половине листа, пока она не высохла, быстро сворачивает лист пополам и прижимает ко второй половине листа. Получается необычная клякса, которую нужно доработать, дорисовать.

Если использовать стекло, то работа продумывается заранее, так же нужно делать все очень быстро, чтобы краска не высохла. Наносится определенный рисунок на стекло, отпечатывается на листе и также дорабатывается.

  1. Рисование на влажной бумаге.

Эта техника повышает эмоциональный настрой группы. Даже дети, которые не умеют работать в группе, охотнее идут на контакт с окружающими, процесс взаимодействия между участниками протекает легче. При данном виде технике, краски податливы, словно текут, что дает огромный выплеск творческой энергии.

  1. Рисование на мятой бумаге.

Наряду с техникой рисования на влажной бумаге, существует техника

рисования на мятой бумаге. Подростки легко работают с этой техникой, она необычна и нова для них. Можно использовать скомканную бумагу вместо кисти, получаются причудливые пятна, которые затем дорабатываются.

Также высокую эффективность имеют техники рисования определенными предметами: марлей, ватными палочками, штампы картофелем, тампонами, перьями, листиками разных деревьев, веточками, камнями и др.

Огромному выплеску негативной энергии, проработке страхов, приобретению позитивного мышления способствуют такие техники как набрызгивания, мыльные пузыри, «Каракули», рисование пальцами и др.

Изотерапия это лишь один из видов Арт-терапии. Данная терапия приводит к положительным результатам: улучшение настроения, повышение коммуникабельности и самооценки. Ребенок становится более спокойным, уравновешенным, идущим на контакт со сверстниками и взрослыми.

Подводя итог можно сказать, что в момент занятиям изотерапией дети расслабляются, познают себя, раскрывают глубины своего подсознания и освобождаются от проблем. С помощью данной методики можно избавиться от ряда вредных привычек: пристрастие к алкоголю, курению, зависимость от гаджетов, сети Интернет.

Библиография

  1. «Арт-терапия — новые горизонты» / Под ред. А.И. Копытина. - М.: Когито-Центр, 2021.
  2. «Арт-терапия детей и подростков»/ под ред. Александр Копытин, Елена Свистовская. - М.: Когито-Центр, 2023.
  3. «Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий»/ под ред. Лебедевой Л. Д. - СПб.: Речь, 2023.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по ИЗО для дошкольников по изучению нетрадиционных техник рисования "Нетрадиционные техники рисования. Оттиск поролоном, Рисование пингвина"

Данное занятие знакомит учащихся 5-7 лет с одним из видов нетрадиционных техник рисования "оттиском поролонм". На самом занятии активно применяются ИКТ (для знакомства с новым материалом, проведения ф...

Консультация для родителей "Нетрадиционные техники рисования"

Мы предлагаем вам несколько вариантов нетрадиционной техники рисования, которые Вы можете использовать дома со своим ребенком....

консультация для родителей: "Нетрадиционная техника рисования"

Мы предлагаем вам несколько вариантов нетрадиционной техники рисования, которые Вы можете использовать дома со своим ребенком....

Индивидуальная программа сопровождения ребенка с ОВЗ (ребенка - инвалида)

Индивидуальная программа сопровождения ребенка с ОВЗ (ребенка - инвалида)...

Консультации для родителей .Су-Джок терапия в логопедии. Как научить ребенка здороваться. Использования литературы в семейном воспитании. Использование устного народного творчества в коррекции нарушений речи у детей дошкольного возраста.

Консультации для родителей .Су-Джок терапия в логопедии. Как научить ребенка здороваться.  Использования литературы в семейном воспитании. Использование устного народного творчества в к...

Зачем ребенку необходимо рисовать в нетрадиционных техниках. Презентация ДООП.

Представляю вашему вниманию свою авторскую Дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу «Чудесное рисование. Плюс». Она основана на комплексном подходе и имеет  художе...

План взаимодействия по сопровождению ребенка инвалида

План взаимодействия по сопровождению ребенка инвалида...