Выявление на раннем этапе одаренности обучающихся и развитие их художественных способностей
статья по изобразительному искусству (изо)

Бардина Любовь Алексеевна
Одарённые дети в художественно-творческой деятельности отличаются от своих сверстников тем, что владеют пространственным мышлением, творческим воображением и фантазией. Работать с такими детьми интересно, но непросто, так как дети с творческой направленностью требуют особого подхода, особой системы обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bardina_statya_odarennost_statya.docx19.59 КБ

Предварительный просмотр:

Бардина Любовь Алексеевна,

учитель изобразительного искусства

БОУ города Омска «Гимназия № 75»

Выявление на раннем этапе одаренности обучающихся и развитие их художественных способностей

Проблема одарённости в настоящее время становится очень актуальной. В своей педагогической практике мы часто встречаем детей, имеющих творческие способности или высокие потенциальные возможности в художественном творчестве. Раннее выявление и обучение, а также воспитание одарённых, талантливых детей является одной из актуальных задач образования в современном обществе. Раскрыть способности одарённого ребенка на раннем этапе важно для него самого, его родителей и для общества, так как общество сегодня нуждается в неординарной творческой личности.

Одарённые дети в художественно-творческой деятельности отличаются от своих сверстников тем, что владеют пространственным мышлением, творческим воображением и фантазией. Педагогу необходимо выявить (разглядеть) в ребёнке все эти качества и приобщить к интересной творческой деятельности, раскрывая его природные способности. Работать с такими детьми интересно, но непросто, так как дети с творческой направленностью требуют особого подхода, особой системы обучения.

Работая с одарёнными детьми, учитель должен постоянно обновлять свои знания, быть профессионально грамотным, способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности. Важно владеть современными образовательными технологиями, постоянно сотрудничать со школьным психологом, классным руководителем и родителями одарённого ребёнка. Это сотрудничество всегда  направлено на развитие ребёнка и становление его как автора творческой работы. 

Художественные проявления возникают в раннем детстве. Педагогу, работающему с детьми подросткового и младшего возраста, необходимо определить художественные способности как можно раньше, составить индивидуальный маршрут, применяя необходимые диагностики. Одна из важных воспитательных целей художественного образования – сформировать потребность в творческом развитии и поддерживать интерес к художественной деятельности. Поэтому педагогу нужно тщательно подбирать информацию к выбранной области искусства, развивать у воспитанников умения, навыки и потребность учиться.

Увлечение искусством и любовь к нему приходят к ребёнку не сами по себе, к этому должен заботливо и планомерно вести его педагог – профессионал, который донесёт все тонкости художественного мира, научит понимать и чувствовать всю красоту и сложность изобразительного искусства.

Рисунок как продукт деятельности несёт в себе отпечаток личности ребёнка, его настроения. Детский рисунок может рассматриваться как показатель развития художественной одарённости. Поэтому работу с одарёнными детьми необходимо начинать с первого класса на уроках изобразительного искусства, когда учитель может наблюдать за выполнением каждого программного рисунка, видя своеобразный творческий подход ребенка к заданию и  интерес к творческой деятельности. Выявив интерес к творческой деятельности, необходимо провести диагностику способностей одарённого ребенка (беседа, тестовые методики Дж. Гилфорда, выделяющие оригинальность, новизну и гибкость высказываемых идей и Э. Торенса – изобразительная часть, выполнение рисунков с разной тематикой).

В последнее время разработано много программ преподавания курса изобразительного искусства, опирающихся на требования Федерального государственного образовательного стандарта начального и общего образования. Учитывая эти требования, необходимо разработать индивидуально-образовательную программу (индивидуальный образовательный маршрут) для каждого одарённого ребёнка в отдельности, которая будет соответствовать его потребностям, возможностям и уровню его одарённости. В данной программе должна прослеживаться система работы, направленная на раскрытие и развитие творческих способностей. Посещение Омского областного музея изобразительных искусств им. М.А. Врубеля помогает изучить живописные и графические приёмы, которые художники применяют в своём творчестве, развивает интерес к различным видам и жанрам искусства, создаёт стимул для углубленного изучения выбранного направления художественной деятельности. В мастерских омских художников ребёнка наполняют впечатления от встречи с мастерами, их творческим опытом в написании картин.

 В индивидуальный образовательный маршрут входит и работа над конкурсными рисунками по следующему плану:

- выбор конкурса;

- беседа по предложенной теме;

- работа с иллюстративным материалом;

- разработка эскиза (поиски композиции, цветового решения);

- выполнение конкурсного рисунка;

- оформление рисунка.

Выявив одарённого ребенка и обучая его несколько лет, учитывая его интересы и их направленность, необходимо разрабатывать новые программы каждый год в соответствии с его возрастом и художественным развитием, чтобы развивая и сохраняя способности ребёнка перейти от программных рисунков  к творческим работам и исследовательской деятельности, связанной с художественным направлением. Для одарённых детей очень важен фактор признания значимости их работы. Организация персональных выставок, привлечение к участию в творческих конкурсах различного уровня даёт им возможность проявить самостоятельность и почувствовать успешность, востребованность своей художественно-творческой деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие литературно-художественных способностей учащихся средствами гимназического альманаха (на примере издания альманаха "Лира")

Статья даёт представление о том, как с помощью школьного альманаха можно развивать литературно-художественные способности учеников....

«Развитие творческих художественных способностей детей дошкольного возраста»

Проблема развития творчества всегда была одной из актуальных. Одним из основных условий развития творческой личности ребенка-дошкольника является широкий подход к решению проблем эстетического отношен...

Методика выявления одаренных детей на раннем этапе развития

Статья, описывающая опыт работы по выявлению и диагностике особо одаренных детей в детской эстрадно-вокальной студии....

План работы учителя географии по выявлению и развитию способностей одаренных обучающихся.

 Определение одаренности ребенка - сложная задача, решаемая как психологическим обследованием, так и опросом родителей, учителей и сверстников о школьной и внешкольной деятельности ребенка...

ВЫЯВЛЕНИЕ И СОПРОВОЖДЕНИЕ ТВОРЧЕСКИ ОДАРЕННЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

Выявление творчески одаренных обучающихся на уроках на уроках технологии может происходить через наблюдение за их работой и результатами этой работы, а также через общение с ними и выяснение их интере...