Духовно-нравственное воспитание обучающихся и развитие их творческих способностей в системе дополнительного образования
материал
Предварительный просмотр:
Публичное представление
собственного инновационного педагогического опыта
педагога дополнительного образования
МБУ ДО «Большеберезниковский «Дом детского творчества»
Большеберезниковского муниципального района Республики Мордовия
Макаркиной Елены Николаевны
«Духовно-нравственное воспитание обучающихся и развитие их творческих способностей в системе дополнительного образования детей посредством вокального искусства»
Общие сведения | ||
Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом | Должность с указанием преподаваемого предмета | Стаж работы в должности |
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Большеберезниковский» «Дом детского творчества» Республики Мордовия, 431750 с.Б.Березники, ул. Ленина, 56 | Педагог дополнительного образования | 13 лет |
Актуальность опыта
Считается, что все дети талантливы. Надо только увидеть в каждом ребенке определенный потенциал и постараться максимально его развить. Для чего? Любое государство нуждается в талантливых людях. И не только для того, чтобы держать пальму первенства в какой-то области (науке, искусстве). Интеллигентный человек с развитым эстетическим вкусом, работая в любой отрасли, принесет гораздо больше пользы своей стране, осознанно стремясь к красоте и творчески подходя к любому делу. Далеко не каждая семья имеет возможность обучать своего ребенка в детских школах искусств. Но большинство детей тянется к музыке, творчеству. И здесь неоценима роль учреждения дополнительного образования как самого доступного и разностороннего фактора приобщения детей к прекрасному.
Голос человека – это самый важный инструмент общения, выражения чувств и желаний. Самое распространенное из искусств – пение. С одной стороны, оно не требует каких-то финансовых затрат (приобретение муз. инструмента, танцевальной формы, красок, кистей и т.д.). Петь могут все и везде. С другой стороны, чтобы вокальное творчество не оставалось на уровне семейного и дружеского круга, ему, как и любому другому виду искусства, надо учиться, развивать музыкальный слух и вкус. Недостаточно просто слушать популярные песни и подражать их исполнителям – профессиональным музыкантам. Важно помочь ребенку усвоить азы грамотного вокала, необходимый минимум профессиональных знаний (теория музыки), а также развить его собственные творческие способности (умение свободно чувствовать себя на сцене, артистично воплощать идею, образ вокального произведения).
С этой целью мною и была разработана дополнительная общеразвивающая (дополнительная образовательная) программа вокального творческого объединения «Весняночка».
Давно известно, что занятие вокалом улучшает общее физическое состояние человека. Как правило, часто поющие люди и певцы-профессионалы живут до глубокой старости, сохраняя хорошее здоровье. Все потому, что постоянно упражняя слуховой аппарат, дыхательную систему, диафрагму, человек попутно тренирует свои сосуды и сердце (тут уместно вспомнить дыхательную гимнастику Стрельниковой и отдельный цикл ее упражнений для вокалистов – звезд отечественной эстрады). Кроме того, гормоны радости – эндорфины, которые вырабатываются в организме человека при исполнении песен, продлевают жизнь, укрепляя иммунитет. Следовательно, занятия пением приносят очевидную пользу и взрослому, и ребенку.
2. Основная идея опыта.
Одной из главных целей воспитания в современной школе является воспитание высоконравственной и творческой личности. Изменения, которые периодически происходят в разных сферах жизни общества, приводят к значительной потере духовных ценностей. Эти изменения снижают воспитательный потенциал российской культуры, искусства, образования как важнейших факторов формирования духовно-нравственного воспитания. Следовательно, возникает необходимость создания реальных условий, способствующих формированию духовно – нравственного развития и развития творческих способностей.
Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Согласитесь, что невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своим истокам. И в вокальном искусстве это, как нигде, находит свое отражение.
Работа по созданию целостной системы духовно – нравственного развития и развития их творческих способностей была начата с анализа фактического состояния уровня развития воспитанников по данному направлению. Цель диагностики – определение уровня творческого начала, наличия духовно-нравственных ценностей. Для диагностики были выбраны самые информативные методики: прослушивание; тестирование; анкетирование;
наблюдения; беседа.
В результате данной диагностики было выяснено, что незначительное число обучающихся имеет четкое представление о том, в чем проявляется любовь к Отечеству, к своей малой родине, к общечеловеческим ценностям. Они смутно представляли себе, что означает творчество, нравственность и духовность. Всё это и послужило условием становления опыта.
3. Теоретическая база опыта
Каждый из нас воспринимает и переживает музыку по-своему. Это зависит от уровня нашей образованности и воспитанности.
К сожалению, реальность нашей жизни такова, что в наше время понятие интеллигентного человека, увы, не всегда связывается с уровнем его культуры. И я вижу своё предназначение в том, чтобы средствами вокального искусства формировать культурного человека.
Работая в дополнительном образовании, я ищу ответ на такие вопросы: как сделать, чтобы искусство не было отчуждено от ребенка, а стало частью его души, чтобы на моих занятиях преобладали не словесно-информативные, а активно-творческие и проблемные методы? Как сделать занятие по вокалу обучением искусству и творчеству, где не будет места обыденности и схематизму?
Своей первостепенной задачей, как педагога дополнительного образования, я вижу в обеспечении продуктивной деятельности обучающихся. Начальным моментом мыслительного процесса является проблемная ситуация. Именно проблемной ситуацией и определяется вовлечение воспитанников в деятельность, способствующую развитию их творческих способностей. И для современного занятия внедрение новых методов проблемного и развивающего обучения стало реальностью.
Наш центр дополнительного образования «Дом детского творчества» располагается в сельской местности. Многие из воспитанников не были ни в театре, ни в филармонии и с вокальным искусством встречаются впервые на моих занятиях. И мне, как педагогу, необходимо создать такие условия, когда у ребят появляется желание заниматься музыкой, когда дети начинают «хотеть» слушать её, исполнять и пытаться постигнуть «тайну» творчества. Музыкальное образование и воспитание детей находится в моих руках с 7 до 17 лет. За это время они должны постичь духовный опыт человечества, раскрыть механизм превращения жизненных явлений в музыкальные образы в единстве содержания, формы и средств выражения.
И для себя я выделила те методы, которые сегодня являются наиболее актуальными.
Музыкально-педагогическая концепция Д.Б.Кабалевского стала базовой основой моей работы, ведущим принципом которой является связь музыки (и искусства в целом) с жизнью.
Наряду с концепцией Д.Б.Кабалевского ведущее место в работе занимают:
Психологическая концепция Л.С.Выготского о целостности и единстве художественной деятельности ребенка; Теоретико-педагогическая концепция В.А.Сластенина;
Концепция полихудожественного воспитания, теория интегрированного преподавания искусства Б.П.Юсова; Психологическая концепция способностей, исследования в области восприятия и представления Б.М.Теплова.
Учение об интегрирующих функциях ведущих идей учебных дисциплин Г.Ф.Федорца.
Кроме того, труды известных отечественных ученых в области педагогики, психологии, теории и практики музыкального и театрального образования и воспитания (Абдуллина Э.Б., Алиева Ю.Б., Станиславского К.С., Немова Р.С., Асафьева Б.В., Петрушина В.И., Эльконина Б.Д.). Программа «Певческая Школа» В. В. Емельянова; «Народное пение» И. А. Ильина; педагогическая концепция К.Орфа; Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой.
4. Новизна
Новизна предлагаемого опыта заключается в том, что применение современных типов занятий и технологий позволяет повысить интерес обучающихся к творческой и общественной деятельности, предусматривает разные формы подачи и усвоения духовно-нравственного материала, заключает в себе большой образовательный, развивающий и воспитательный потенциал. Практическая значимость данного опыта заключается в том, что использование разных типов занятий и различных технологий отвечает современным требованиям, стоящим перед дополнительным образованием, при подготовке конкурентоспособных граждан.
5. Технология опыта.
В ходе реализации программы стараюсь использовать разнообразный арсенал методов и средств обучения, позволяющих достигать продуктивного уровня развития познавательной деятельности, стимулировать эмоционально-волевую и творческую сферы личности воспитанника. К числу наиболее используемых методов относятся:
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
словесные (рассказ, беседа, лекция, дискуссия, конференция), наглядные (иллюстрация, видео- и медиадемонстрация, музыкальная демонстрация), практические (вокальные, ритмические и инструментальные упражнения)
По степени самостоятельности мышления обучающихся
проблемные, проблемно-поисковые
Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности
познавательные игры (Если бы я был композитором, Я – дирижер и др.), создание ситуации занимательности (ролевые игры, музыкальные постановки, ритмические декламации)
Методы контроля и самоконтроля в обучении
методы устного контроля и самоконтроля (устный индивидуальный и фронтальный опросы).
Проектный метод (создание и защита своих проектов – творческих и научно-исследовательских).
Как педагог, я стараюсь постоянно работать над повышением своего педагогического мастерства, применять разнообразные формы занятий, внедрять современные образовательные технологии.
Основными технологиями, используемыми в работе, являются: здоровьесберегающие; развивающие; проблемные; поисковые; информационно-коммуникационные; технологии активного обучения.
Разнообразные методы и приемы работы мною направлены на решение конкретных целей и задач - как образовательного плана, так и духовно-нравственного воспитания. В процессе разучивания песенного репертуара детьми стараюсь помочь им осмыслить главную идею (всегда высоконравственную!) песни, совершаю с ними экскурс в историю, вспоминая народные традиции, гордясь ратными подвигами, восхищаясь самобытностью и духовными подвигами, наслаждаясь в песне красотой и гармонией музыкального ряда. Именно поэтому в аспекте духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в учреждении дополнительного образования детей реализация программы вокального творческого объединения заслуживает особого внимания. Она предполагает:
1) выбор технологии обучения, способствующей включению в учебно-воспитательный процесс эмоциональной сферы для развития и реализации духовно-нравственных качеств личности воспитанника;
2) изучение содержания и выбор дидактической системы отвечающей педагогическим устремлениям педагога;
3) осуществление и демонстрацию инновационных подходов на практике через занятия и мероприятия различных уровней.
Для развития творческого потенциала детей во время внеурочной деятельности создаются определённые условия, когда обучающиеся не пассивны, а активно проявляют себя, погружаясь в творческую деятельность, раскрывая всё новые грани своего таланта.
6.Результативность опыта.
Итогом реализации программы является концертная деятельность. Вся работа, которая была проведена учащимся над музыкальным произведением, проходит «испытание на прочность» в условиях публичного выступления. Только концертное выступление определяет и уровень освоения материала, и степень одаренности исполнителя, и его психологическую устойчивость, и многое другое. Именно во время выступления проверяется решительно все: и комплекс природных музыкально-исполнительских данных, и «технический» потенциал, и приобретенные знания, умения и навыки, и устойчивость психики.
Концертная деятельность оказывает большое влияние на личность музыканта-исполнителя и, на мой взгляд, для формирования психического состояния творческого подъёма во время выступления наиболее ценными являются следующие потребности: потребность приобщиться к прекрасному, участвуя в исполнительском процессе; потребность в творческом общении с партнёрами по ансамблю и с публикой, а также потребность в самовыражении, в желании запечатлеть, сохранить, донести до других людей свое представление о музыкальном художественном образе.
Выступление перед публикой помогает раскрытию творческих способностей детей, возможно, становлению в будущем талантливых артистов. Здесь и радость творчества, и гордость за свой коллектив, и утверждение себя как личности.
Эффективность данного опыта доказывают высокие результаты и успехи обучающихся во внеурочной деятельности.
Воспитанники, конечно же, используют все приобретенные на занятиях знания, навыки, умения в практической жизнедеятельности, участвуя в творческих конкурсах, фестивалях, концертах и добиваются определенных результатов.
Вот каких результатов мы добились за последние пять лет совместной творческой деятельности.
ФИ учеников | Класс | Название конкурса | Год | Результат |
Муниципальный уровень | ||||
Вокальный ансамбль «Весняночка» | 9 | Муниципальный этап республиканского конкурса эстрадной песни «Живи, народная душа!» | 2016 | Победитель |
Вокальный ансамбль «Весняночка» | 9 | Муниципальный этап республиканского конкурса эстрадной песни «Серебряная музыка» | 2016 | Победитель |
Дурнайкина Кристина | 8 | Муниципальный этап республиканского конкурса народной песни «Серебряная музыка» | 2017 | Призер 3 место |
Вокальный ансамбль «Весняночка» | 10 | Муниципальный этап республиканского конкурса паириотической песни «Я люблю тебя, Россия!» | 2017 | Победитель |
Вокальный ансамбль «Весняночка» | 9-11 | Муниципальный этап республиканского конкурса эстрадной песни «Живи, народная душа!» | 2019 | Победитель |
Региональный уровень | ||||
Дурнайкина Диана | 9 | Республиканский конкурс эстрадной песни «Серебряная музыка» | 2016 | Призер 3 место |
Вокальный ансамбль «Весняночка» | 9 | Республиканский конкурс народной песни «Живи, народная душа!» | 2016 | Диплом в номинации |
Дурнайкина Диана | 9 | Республиканский конкурс патриотической песни «Я люблю тебя, Россия!» | 2016 | Диплом в номинации |
Вокальный ансамбль «Весняночка» | 10 | XX фестиваль народного творчества «Шумбрат, Мордовия!» | 2016 | Лауреаты в номинации «Вокал» |
Дурнайкина Диана | 10 | XX фестиваль народного творчества «Шумбрат, Мордовия!» | 2016 | Лауреат в номинации «Вокал» |
Вокальный ансамбль «Весняночка» | 10 | Республиканский конкурс патриотической песни «Я люблю тебя, Россия!» | 2017 | Призер 2 место |
Вокальный ансамбль «Весняночка» | 11 | XX1 фестиваль народного творчества «Шумбрат, Мордовия!» | 2017 | Дипломант в номинации «Вокал» |
Вокальный ансамбль «Весняночка» | 9-11 | Республиканский конкурс народной песни «Живи, народная душа!» | 2020 | Призер 3 место |
Список литературы.
- Д.Б.Кабалевскоий, «Музыкально-педагогическая концепция»;
- Л.С.Выготский, «Психологическая концепция о целостности и единстве художественной деятельности ребенка»;
- В.А.Сластенин, «Теоретико-педагогическая концепция»;
- Б.М.Теплов, «Психологическая концепция способностей»;
- Программа «Певческая Школа» В. В. Емельянова;
- «Народное пение» И. А. Ильина;
- Абдуллин Э.Б., «Теория и практика музыкального образования и воспитания»;
- А.Н. Стрельникова, «Дыхательная гимнастика»;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Художественно - творческая деятельность обучающихся во внеурочное время в творческих объединениях в системе дополнительного образования детей - как сфера индивидуализации образования.
Данная методическая разработка представляет собой методический материал для проведения внеклассной и внеурочной работы. Предназначена для использования в работе педагогов дополнительного образова...
Организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в творческих объединениях в системе дополнительного образования
Проект как творческая задача интеллектуального и практического характераПорядок выполнения проектовКритерии оценки проектаСтруктура творческого проекта...
Организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в творческих объединениях в системе дополнительного образования (презентация к выступлению)
1 слайд: Проект – совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.2 слайд: Основные составляющие учебного проекта: ...3 слайд: Учебный проект - определен...
Развитие музыкальных способностей в системе дополнительного образования
Развитие музыкальных способностей в системе дополнительного образования...
Методическая разработка "Особенности развития творческих способностей детей в дополнительном образовании"
Данная методическая разработка предлагает варианты подхода к решению проблемы развития творческих способностей детей...
Развитие творческих способностей детей в дополнительном образовании
В настоящее время во всем мире привлекает внимание проблема развития детей, обладающих определенными отличными от других способностями. С давних времен у многих наций появлялись дети, которые с ...
Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии как средство развития творческих способностей на занятиях дополнительного образования в рамках предмета «Изобразительное искусство»
Своеобразие и новизна предлагаемого опыта заключаются в том, что применение цифровых образовательных ресурсов, возможностей онлайн-досок и документ-камеры позволяет существенно снизить затраты времени...