Методическая разработка по патриотическому воспитанию на уроках изобразительного искусства «Образ героя Отечества»
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 6 класс)

Некрасова Юлия Ивановна

Основной задачей патриотического воспитания средствами изобразительного искусства является развитие художественно-творческих способностей детей в неразрывном единстве с воспитанием духовно – нравственных качеств путем целенаправленного и организованного обучения. Основной задачей патриотического воспитания является развитие художественно-творческих способностей детей в неразрывном единстве с воспитанием духовно – нравственных и патриотических качеств путем целенаправленного и организованного обучения. Сознание начинается с познания, то есть, восприятия знаний, информации. В состав патриотического сознания включены следующие знания: истории Родины, ее культуры, традиций; моральных норм отношения к Родине, которые выработались многими поколениями предков. Освоение и принятие ценностей, связанных с патриотизмом - важнейший элемент патриотического воспитания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка  по патриотическому воспитанию на уроках изобразительного искусства «Образ героя Отечества»

Пояснительная записка

Основной задачей патриотического воспитания средствами изобразительного искусства является развитие художественно-творческих способностей детей в неразрывном единстве с воспитанием духовно – нравственных качеств путем целенаправленного и организованного обучения. Основной задачей патриотического воспитания является развитие художественно-творческих способностей детей в неразрывном единстве с воспитанием духовно – нравственных и патриотических качеств путем целенаправленного и организованного обучения. Сознание начинается с познания, то есть, восприятия знаний, информации. В состав патриотического сознания включены следующие знания: истории Родины, ее культуры, традиций; моральных норм отношения к Родине, которые выработались многими поколениями предков. Освоение и принятие ценностей, связанных с патриотизмом - важнейший элемент патриотического воспитания.

При реализации вопроса о патриотическом воспитании ставится три задачи, направленные на формирование всесторонне развитой личности: образовательная, воспитательная и развивающая.

Основной образовательной целью занятий по изобразительному искусству является развитие у ребенка художественных способностей, умения видеть, переживать, сопереживать, отражать свой внутренний мир, явления окружающей действительности через художественный образ, изучение творчества художников.

Воспитательные задачи состоят в том, чтобы воспитывать духовно-нравственные качества, а также любовь и бережное отношение к историческому наследию. Методика занятий направлена на формирование художественных навыков сюжетного мышления и  изображения человека, способности учащихся самостоятельно создавать выразительные композиции.

В комплект методической разработки входит:  методическая разработка урока «Портрет героев», разработка  занятия по изучению особенностей книжной графики в рамках изостудии, презентация «Последовательность создания многофигурной сюжетной композиции».


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка занятия на тему: «Рисунки - иллюстрации рассказов о войне»

      Учебные занятия на тему: «Рисунки - иллюстрации рассказов о войне» входят в раздел общеобразовательной общеразвивающей программы изостудии «Диво», под названием «Подготовка к конкурсам и выставкам».  Данные занятия позволяют более плотно использовать нравственный потенциал искусства, как средство формирования и развития этических принципов и идеалов в целях духовного развития личности.

Искусство (музыка, изобразительное искусство, поэзия) оказывает широкое и многостороннее воздействие на человека. Любое произведение вызывает искусства наше ответное чувство.

Эстетическое восприятие различных видов искусств позволяет сформировать у детей не только эстетическое отношение к искусству, но и способствует творческому духовному развитию учащихся. Все виды искусства связаны многими нитями, и знание одного из них помогает более глубокому восприятию и пониманию остальных. Посредством интеграции в изобразительную деятельность музыкальной и поэтической составляющей, песен о Великой Отечественной войне, можно вызвать яркий эмоциональный отклик, который помогает воспитывать чувство   патриотизма и гордости   за Родину.

 Для обучающегося в студии изобразительного искусства образное видение мира развивается через краски, композиции, цветовое моделирование. Здесь необходимо соблюдать гармонию во взаимодействии слуховой и зрительной наглядности. Передача музыки, ее эмоционально образного содержания средствами изобразительного искусства вполне соответствует психологическим особенностям обучающегося.  Представленный материал из цикла занятий по разделу «Подготовка к конкурсам и выставкам» включает творческие задания, которые способствуют повышению уровня креативности, вызывают яркий эмоциональный отклик. Данный  вид занятия  помогает глубже воспринять тему патриотизма.

Цель:

Создание сюжетной композиции по музыкальным произведениям Великой отечественной войны. Формирование композиционных умений  обучащихся, на  занятиях тематического рисования.

Задачи:

Предметные: 

-закрепить основные знания по созданию сюжетной композиции по музыкальным произведениям;

-  познакомить с произведениями художников   времен Великой Отечественной войны;

-научить применять полученные знания и умения в своей практической деятельности;

Метапредметные:

- способствовать формированию поиска самостоятельных решений в череде поставленных задач.

- развивать коммуникативные способности детей, их воображение и пространственные представления;

Личностные:

-способствовать нравственно-патриотическому воспитанию обучающихся;

-формирование у учащихся знаний о музыкальных произведениях Великой Отечественной войне 1941-1945 года

 -вызвать эмоциональный отклик, воспитывать чувство   патриотизма и гордости   за Родину, раскрыть   величие подвига русского народа.

Вид занятия: интегрированное,  военно - патриотической направленности.

Тип занятия: учебное занятие комплексного применения знаний, умений, навыков

Форма организации занятия: групповая.

Форма проведения занятия: учебное занятие

Оборудование:  ноутбук и мультимедийная установка для проведения презентации, музыкальный центр, плакаты, фотографии героев и солдат, фотографии и фронтовые письма из семейных архивов, произведения художников:

1. Плакат-картина Ираклия  Тоидзе «Родина  - мать  зовет!» 1941г.

2. В. Г. Пузырьков «Солдаты» (Побратимы).  

 3. В. Герасимов «Мать партизана»  1943г.

4.А.А. Пластов «Фашист пролетел» 1942 г

Музыкальный ряд:

Песни войны: «Вставай страна огромная…» «Кино идет, воюет взвод»…«Этот день Победы!» «Ты пишешь письмо мне…в пылающий адрес войны».  «Мне кажется порою, что солдаты…», «Три танкиста - три веселых друга» «Мы уходили на войну» «Синий платочек» и т. п.

План занятия:

 Проверка подготовленности обучающихся к учебному занятию.

Организация (приветствие, вступительное слово). Формулирование целевых установок учебного занятия и плана работы -5 мин.

  1. Основная часть. – 35 мин.

Заключительная часть занятия (анализ продуктивности занятия) – 5 мин

Методы обучения:  

  • репродуктивный;
  • наглядная демонстрация   формируемых знаний, умений и навыков (практический)
  • объяснение методики  (объяснительно-показательный).

Методы воспитания:

  • метод положительного примера;
  • метод одобрения и осуждения.

Дидактические принципы:

  • сознательность и активность;
  • системность и последовательность;
  • прочность;
  • доступность;
  • связь теории с практикой

Ход занятия:

1.Приветствие. 

Проверка подготовки к занятию.

Создание позитивного настроя. Восприятие.  Педагог  обращает внимание детей на тему занятия.

2.Основная теоретическая часть.

«Все дальше во времени уходит от нас    война …Вы,  ребята,  знаете  о  войне  лишь  по   книгам, кинофильмам, по   произведениям   художников, а  так   же  по песням о войне. Песни, рожденные годы Великой Отечественной войны всегда работали   на единение всех: солдат и офицеров, детей, тружеников тыла огромный   патриотический подъем.

 У этих песен был особый характер -  обличительный   и призывной, душевный и боевой. В песнях о войне − боль, переживания, тоска, ярость народа, борющегося за свою родину, за мир на своей родной земле. Давайте вспомним некоторые из них:

В ходе беседы звучат отрывки  песен:

  «Вставай страна огромная…» «Кино идет, воюет взвод»…«Этот день Победы!» «Ты пишешь письмо мне…в пылающий адрес войны».  «Мне кажется порою, что солдаты…», «Три танкиста - три веселых друга» «Мы уходили на войну» «Синий платочек» и т. п.

Педагог:

А какая из песен ближе вам? Почему?

Ответы детей.

Педагог:

Война во все времена была одной из основных тем в творчестве художников. В советское время эта тема приобрела еще большее значение. Кроме воспроизведения батальных сцен, картины о войне часто приобретают и идеологическое значение. Ведь это прекрасная возможность показать пример для подражания, вызвать ненависть к врагам Родины.  Художники так же как поэты и композиторы показывают в своих работах   героизм,  мужество,  стойкость  народа  в годы  войны.  В  произведениях  художников  раскрывается  образ  человека  – патриота,  его  стойкость  и  мужество,  беспримерная  любовь  к  Родине. Рассмотрим несколько произведений художников, посвященных войне.

Зрительный ряд:

Ираклий Тоидзе «Родина  -мать  зовет» Плакат- картина    1941г.

В. Г. Пузырьков «Солдаты» (Побратимы).  

С. В. Герасимов «Мать партизана»,   1943г.

А.А. Пластов «Фашист пролетел»,   1942 г.

Плакат - картина Ираклия Тоидзе «Родина - мать  зовет.»     1941г.

Педагог:

 Напряженным этапом в творчестве  Ираклия  Тоидзе  стали  годы  войны.  Особую известность получил плакат «Родина – мать  зовет» − страстный  призыв, который заставляет  вспомнить   о  лучших  произведениях  искусства.   На  плакате  создан  образ  женщины, художник  сумел  придать  ее  лицу  верное  выражение, сделать  ее  призывающий  жест  простым.     Ружейные  штыки, выступающие  из-за  спины,  и  лист с  текстом  воинской  присяги  в  ее  руке   усиливают  впечатление  обобщающей  значимости  образа.

Обратите внимание  на раскраску  плаката, которая состоит   из  двух  цветов  -  черного  и красного.    

          Гнев,  душевную  боль  выражали  художники, рассказывая  о  страданиях  и  жертвах  мирных  людей, звериной  сущности  фашистов.  Но  ни  в  одном  произведении,  созданных  в  эти  годы  не  утрачена  вера  в  человека.

А.А. Пластов  «Фашист  пролетел»  1942 г.

Педагог:

Подлинное признание пришло  к  художнику  в  годы  войны, когда   в  1942 году  на  выставке  в  Третьяковской  галерее  появилось   его  полотно   «Фашист  пролетел». Созданная  художником  под  впечатлением  пережитого, работа  эта  имеет  значение  широкого  обобщенного  реалистического  символа.

Символичны  в  ней  и  русская  природа  и  погибший  от  вражеской  пули   пастушонок, и  зловещий  силуэт  улетающего  фашистского   стервятника.

Художник  передал  в  картине  своеобразие  колорита  русской  осени;  золотисто – желтых  листьев  берез, порыжелых   трав,  нежной  зелени  первых  всходов  озими.  

На  фоне  проникнутого   чувством  горячей  любви  к  Родине  пейзажа  преступление  выглядит  особенно  чудовищным.

С. В. Герасимов  «Мать  партизана» 1943г.

О  своих  чувствах,  побудивших  написать  картину, Герасимов   говорил:  «В  эти  тяжелые  годы  войны, когда  мы  все  жили  только  одним  чувством  любви  к  Родине,  мне  захотелось  в  картине  найти  выражение  этих  чувств  и  настроений  моих  и  всего  русского  народа. Так    в  1943 году  появилась картина  «Мать  партизана»,  где  я  мечтал  в  образе  матери,  русской  женщины – крестьянки  воплотить несгибаемое  мужество  и  душевное  величие  русского  народа…»

Замысел художника получил воплощение  в  образе  русской  женщины - патриотки, волевой, мужественной, сумевшей  побороть  в  себе  личное  горе  ради  любви  к  людям.  Персонажи  картины   -  это две  противоборствующие  фигуры.  С  одной  стороны  -  русская   женщина-крестьянка, с  другой  - фашист.

Фигура  женщины  занимает  господствующее  положение в  картине -  к  ней   обращается  фашист,  на  нее  смотрит  молодой  партизан  - ее  сын, ожидая  ответа, стоят  односельчане.  Допрос  и  жестокая  расправа  происходят  на  фоне  разгромленной  войной,  потерявшей  живые  краски  деревенской  улицы.

В  тяжелые  годы  войны  даже  пейзаж  резко  меняет  свой  характер, он  становится  таким  суровым, как  все  вокруг.

Особую ценность представляют произведения тех мастеров, которые воочию столкнулись с событиями этой поры, сами участвовали в боях, прочувствовали и запомнили  увиденное.

 К таким мастерам живописи относится

 народный украинский художник  В.Г. Пузырьков.  

Учебу в художественном институте прервала война.  Летом 1941г. молодой художник добровольцем уходит на фронт. 

 После тяжелого ранения   был    комиссован и снова   продолжил  учебу   в  художественном  институте.   Большое  место  в  его  творчестве  занимает  военная  тематика. У него очень много картин о войне назовите, какие вы знаете?

 Видеоряд: (картины «Глухая ночь», «Они сражались за Родину»,  «Черноморцы», «В землянке»).

Жизненно-правдивой по художественно-образному строю   является имеющая   автобиографическую основу  картина «Солдаты» ( Побратимы). (тяжело раненого Пузырькова тоже вынес  с  поля  боя  товарищ -  побратим). Вопрос: Что изображено на картине ?

Ответ:  Только что закончилось сражение.  Догорают  подбитые  вражеские  танки.  По грязной дороге с нечеловеческим   напряжением  сил  стрелок –

автоматчик    тащит  на  себе  раненого  боевого  товарища.  Композицией  картины  является  лицо  автоматчика,  его  крепко- накрепко  сжатые  руки, которыми  он  держит  побратима.   Сколько в лице воина упорства, сознание  товарищеского  боевого  долга.  Вся  фигура,  освещенная  солнцем  -  это   символический  образ  всех  тех,  кто  отстоял  и  защитил   Родину.

Практическая часть занятия.

- Сейчас я раздам вам тексты  отрывков из рассказов о войне, которые мы слушали, еще раз вчитайтесь внимательно в текст, выбрав сюжет. Каждый из вас выбирает свой сюжет и переносит его по своим впечатлениям на бумагу, составляя свою композицию.   Я предлагаю выполнить композиции на военную тему  по  сюжетам из  рассказов.

(Во время практической работы фоном звучат военные песни).

В конце занятия проводится мини - выставка и анализ выполненных    эскизов – иллюстраций  по произведениям  посвященных войне.

Заключительная часть занятия.  

Рефлексия:

1. Что Вы ожидали узнать на этом занятии, и что получилось узнать.

Что оказалось для вас самым неожиданным?

 Проводится анализ выполненных работ, поощрение учащихся за интересные идеи в создании сюжетных композиций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Патриотическое воспитание на уроках изобразительного искусства в школе №1 г. Пятигорска.

Патриотическое воспитание в нашей школе является одной из приоритетных задач воспитательной работы. Патриотическое воспитание должно осуществляться на основе качественно нового представления о с...

План-конспект урока (изобразительное искусство, 4 класс) по теме: Урок изобразительного искусства "Образ художественной культуры Японии"

Тема: Образ художественной культуры Японии. «Япония – глазами детей» Цель:  сформировать у учащихся представление о многообразии культуры Японии, воспитывать нравственно-эстетическую отзывчи...

Доклад «Патриотическое воспитание учащихся средствами изобразительного искусства в ДХШ»

Доклад знакомит преподавателей дхш со средствами формирования нравственности, патриотизма, гражданской активности, любви к малой Родине средствами изобразительного искусства....

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Все явления нашего времени подтверждают, что нестабильность политико-экономической сферы, социальная расслоение общества, изменение духовных ценностей оказали отрицательное влияние на общественное соз...

Формирование патриотического воспитания на занятиях изобразительного искусства." Афганская война глазами детей".

Формирование патриотического воспитания школьников на занятиях изобразительного искусства."Афганская война глазами детей"....

Система патриотического воспитания на занятиях изобразительным искусством.

Система патриотического воспитания на занятиях изобразительным искусством.Нравственно-патриотическое воспитание детей — одна из важных задачсовременного общественного развития. Воспитание любви ...

Гражданско-патриотическое воспитание в программе изобразительного искусства

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви...