Открытый урок ИЗО в 5 классе на тему: «Дизайнерские приемы в оформлении игрушек и аксессуаров на примере точечной росписи»
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 5 класс)
Точечная роспись акриловыми красками - это очень увлекательное занятие для учеников. Умение дозировано выдавливать краску из тюбика, точками прокладывать все контуры декоративного изображения на листе простым карандашом. Делать правильный выбор цвета в композиции, согласно таблице по цветоведению.Следовать этапному декоративному рисованию композиции с помощью точечного следа из специализированных тюбиков с акриловыми красками и с узким носиком.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_dizaynerskie_priemy_skladannaya.docx | 51.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок ИЗО в 5 классе на тему:
«Дизайнерские приемы в оформлении игрушек и аксессуаров на примере точечной росписи»
Разработал учитель ИЗО и технологии: Складанная Дина Алексеевна, учитель МБОУ «ООШ № 2» п. Ханымей Пуровского района
Тип урока | Усвоение новых знаний | |||||||
Структура урока | Комбинированная | |||||||
Цель урока | Выполнить творческую работу в технике точечная роспись. | |||||||
Цели деятельности учителя | Объяснение поэтапного выполнения творческой работы Оформление подарка в форме сердечек и их украшение. Развитие интереса к новой технике росписи и привитие вкуса к профессии художника-оформителя, дизайнера. | |||||||
Задачи урока | Обучающие: научиться оформлять игрушки в новой технике новым художественным материалом. Развивающие: развить свои способности при оформлении декоративных изделий. Воспитывающие: создать своими руками красивые игрушки из картона для украшения елки или интерьера кабинета. | |||||||
Планируемые образовательные результаты | ||||||||
Предметные ууд | Метапредметные ууд | Личностные ууд | ||||||
• понимать роль технического прогресса в современном мире; • иметь представление о единстве нескольких профессий и учебных предметах при изучении данной темы: • выполнять творческие работы с опорой на собственное чувство композиции и стиля, а также на умение владеть определенным художественным материалом; • развивать индивидуальные творческие способности учащихся, формировать устойчивый интерес к творческой деятельности на уроке и на кружковых занятиях по предмету ИЗО. | Познавательные: • определять цель, проблему в учебной деятельности. Регулятивные: • планировать деятельность в учебной ситуации; • работать по плану, сверяясь с целью; • планировать деятельность, излагать своё мнение в диалоге о достижении эмоциональной образности. Коммуникативные: • участвовать в диалоге; сотрудничать с учителем, контролировать свои действия и поступки в ходе урока, соучаствовать в решении творческих задач
| • понимать значение образовательного и практического усвоения новых знаний и понятий; • вырабатывать доброжелательное отношение к своим товарищам; • вырабатывать свои мировоззренческие позиции, чувство гармонии и практичности: • пользоваться предоставленным материалом, преобразуя и переосмысляя творческое задание в индивидуальном размышлении или в групповом обсуждении для лучшего достижения цели (выполнения задания, согласно теме урока). | ||||||
Методы и формы обучения | Объяснительно-иллюстративные. Формы обучения: фронтальная и индивидуальная | |||||||
Образовательные ресурсы | Интернет ресурсы. | |||||||
Оборудование | Компьютер, проектор, интерактивная доска, раздаточный материал, состоящий из картонных шаблонов в форме сердечек, краски в тюбиках, предназначенных для точечной росписи, салфетки и картон для выполнения пробных фрагментов росписи и для проверки размеров точек, подкладной материал, чтобы не испачкать стол, линейка, циркуль и простой карандаш. | |||||||
Наглядно-демонстрационный материал | Презентации «Точечная роспись», готовые декорированные в технике точечной росписи сердечки, ранее выполненные учениками. Выставка изделий из кожи, стекла с точечной росписью. | |||||||
Основные понятия и термины | Дизайн. Точечная роспись. Художник – оформитель. Художник – дизайнер. Палехская лаковая миниатюра. Иконописцы. | |||||||
Организационная структура (сценарий урока) | ||||||||
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Осуществляе-мая деятельность учащихся | Формы органи-зации совзаимо-действия на уроке | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Проме-жуточ-ный конт-роль | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | ||
I. Организационный момент | Подготовка учащихся к изучению нового материала. Укомплектованность рабочего стола, обеспечение каждого ученика раздаточным материалом. | Приветствие учащихся. Проверка готовности учащихся к уроку, а это – наполняемость ученических столов раздаточным материалом, состоящий из картонных цветных заготовок в форме сердечек, краски в тюбиках, предназначенных для точечной росписи, салфетки и картон для выполнения пробных фрагментов росписи и для проверки размеров точек, подкладной материал, чтобы не испачкать стол и простой карандаш. На доске размещена выставка работ из сердечек с ажурным декорированием в технике точечной росписи. | Учащиеся наполняют свой стол: Раздаточный материал в файлах, краски для точечной росписи, салфетки, карандаш простой, линейка и ластик. | Фронталь-ная, индивиду-альная | Регулятивные: определяют цель, проблему в учебной деятельности, планируют деятельность в учебной ситуации, выдвигают версии, выбирают средства достижения цели. Личностные: осознают свои интересы и учебные цели. | Проверка рабочих столов уч-ся, наполненных необходимым материалом согласно списка, оговоренного учителем | ||
II. Изучение нового материала | Беседа. | Учитель: После того как вы посмотрели на подготовленный зрительный ряд на доске, на раздаточный материал, который находится у каждого на столе, как вы думаете, о чем пойдет речь? Ученики: Наверно, мы будем выполнять открытки к Новому году? Учитель: Хорошая идея! Еще какое будет мнение? Ученики: Творческая работа с цветным картоном и его художественное оформление. Учитель: Отлично! Вы все правы, но я подкорректирую тему урока и сформулирую ее так: «Дизайнерские приемы в оформлении игрушек и аксессуаров на примере точечной росписи». Тема у нас обозначилась, а давайте сформулируем цель работы на уроке. Ваши предложения. Ученики: Выполнить открытку или игрушку в технике точечной росписи. Учитель: Отлично! Так и решим, что эта лучшая цель, к которой мы будем стремиться. Есть у нас еще не решенные задачи, а они такие: обучающие, развивающие и воспитывающие. Обучающие задачи, какие вы здесь видите? Ученики: Научиться пользоваться новыми красками и как их накладывать на картонную форму. Учитель: Я согласна и подтверждаю, что эта задача очень хорошо подойдет для нашего урока. Она почти так и прописана у меня. Развивающие задачи мы сможем определить сейчас? Ученики: Мы будем развивать свои способности во время выполнения работы как художники – дизайнеры. Учитель: Почему бы и нет? Пусть будет еще такая задача стоять перед нами. Труднее будет нам определить воспитывающую задачу. В чем будет состоять воспитательный момент на уроке? Кто готов высказаться? Ученики: Мы изготовим открытки и подарим их кому-то. Учитель: Хорошо! Еще предложение. Учитель: Нам полезно узнать, что своими руками мы можем еще что-то красивое сделать. Ученики: Мысль великолепная! Учитель: Может еще есть предложения по воспитывающим задачам данного урока. Ученики: Создать своими руками елочные игрушки и украсить ими интерьер дома или елке. Учитель: Принимаю все высказывания, потому что они мало чем отличаются от поставленных задач мною, даже расширились эти задачи. Спасибо всем за активную работу! Сформулируем окончательно цели и задачи.
Выполнить творческую работу в технике точечная роспись.
Обучающие: научиться оформлять игрушки в новой технике и с новым художественным материалом. Развивающие: развить свои способности при оформлении декоративных изделий. Воспитывающие: создать своими руками красивые игрушки из картона для украшения елки или интерьера кабинета. Тип урока: усвоение нового материала. | Воспринимают новый материал, участвуя в беседе, просматривая зрительный ряд на интерактивной доске, на которой демонстрируется презентация с перелистыванием файлов по мере устного пояснения материала. Слушая учителя, поясняющего новый материал, вступают в беседу и анализируют изученный материал. Высказывают свое отношение к разным ситуациям, предложенных учителем. Сравнивают и обсуждают устный материал, Проводится блиц опрос о полученной информации для закрепления предварительных знаний на уроке. | Фронталь-ная, индивиду-альная | Познавательные: новые знания о создании декоративных образов на игрушках, открытках и аксессуарах с использованием нового оформительского материала и применения для декора вещей новой техник «Точечной росписи». Понимают значение и последовательность предстоящей работы. Коммуникативные: формируют коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, с учителем в процессе образовательной деятельности. Личностные: вырабатывают свои мировоззренческие позиции, чувство гармонии и практичности и успешности, выполняя предложенный алгоритм действий учителем. | Изучают творческое задание, полученное на уроке, используя раздаточный материал- файлы с готовыми шаблонами и заготовками, требующие выполнения, добиваясь сходства с требованиями и нацеливанием выполнения предстоящей работы в том объеме и качестве, задуманного учителем. | ||
III. Подготовка учащихся к выполнению творческого задания | Беседа. Обсуждение. Зарождение идеи и формы узоров для предстоящей декоративной работы. | Учитель: Слово «точка» с чем у вас ассоциируется? Что сразу приходит на ум, какие образы появляются с этим словом. Ученики: Точка ставится в конце предложения и завершает его мысль. Учитель: Это так и есть! Какие образы появляются с этим словом еще? Ученики дополняют этот образ. Точка в математике, а конкретно она может быть на геометрических фигурах, при построении отрезков, углов, в местах пересечения линий. Учитель: Отлично! Еще подумайте. Ученики: В черчении много есть точек построений. Еще говорят так «Точка отсчета, точечное освещение, попал в точку». Еще звезды на небе, они ночью светят как яркие точки. Учитель: Правильно, есть такие выражения, сравнения, а как называется новое направление в образовании? Ученики: Точка роста. Учитель: Точка роста – это тот фундамент образования, когда мы растем и физически, и умственно, и интеллектуально, и музыкально… и развиваемся во всех направлениях возрастая и, прорастая, тянемся к свету, точно так как из семечки прорастает стебелек, затем веточки, листики появляются и т. д. Спасибо за хорошие сравнения и примеры по ассоциации со словом «точка». Теперь мы обратим особое внимание к точке, как к художественному образу в изобразительном искусстве. Может вы, где-то наблюдали присутствие точки в декоративно-прикладном искусстве? Мы изучали с вами разные народные промыслы и выполняли декоративные работы кистью и красками. Ученики: Точками художники дополняют роспись цветов, ягод, орнаментальных дорожек, проложенных по контуру изделий в таких народных промыслах как в Хохломе, в Дымковской, в Городецкой росписи. Учитель: Новая творческая работа будет связана с точечной росписью. Импрессионисты использовали технику рисования точкой в живописи. У Сёра Жорж есть такое полотно под названием «Воскресный день на острове Гран-Жатт». Еще есть такой народный промысел как Палехская лаковая миниатюра, которая тоже имеет элементы точечного письма. Давайте посмотрим презентацию «Точечная роспись», из неё вы узнаете появление точки в декоративном письме и еще вы познакомитесь с этапами предстоящей работы. Данная презентация - это исследовательский проект, в котором мы с ученицей 7 класса 3 года назад открыли тайну появления точки в декоративном искусстве и доказали переселение точки с икон в ДПИ. Оказывается, что художники иконописцы, расписывая иконы, и в тех местах, где должно быть жемчужное украшение, заменяли его точечной росписью. Верующие люди хотели выразить свою любовь к Богу через богатое украшение икон. Денег не хватало на дорогой жемчуг, так и перешли иконописцы условно к точечной росписи на иконах, как бы меняя иконописный дизайн на альтернативную замену. В советские времена пошли гонения на церковь, на верующих и на художников иконописцев, и тем пришлось осваивать новый вид декоративного творчества под названием «Палехская лаковая миниатюра», а иконы писали тайно. Умение рисовать людей, стилизовать дома, горы, природу, помогло бывшим иконописцам перенесли свой опыт в такое красивое творчество как «Палех», которое интересно нам и сейчас. Теперь декорирование точкой стало делом постоянным и для ажурности востребованным в этом виде искусство. Другие мастера подхватили эту идею и стали точечную роспись добавлять в народное декоративное письмо. В презентации есть примеры точечного письма на посуде, на различных аксессуарах, таких как планнинг, чехол для телефона, на бутылке из-под уксуса, на стаканах и вазах. Точки удобней наносить на прозрачную посуду. С противоположной стороны стекла можно наклеить бабочку, цветок, листочек из бумаги, а на лицевой стороне по контурам наносить точечные ряды. Точки должны быть одного размера и отстоять друг от друга на равных расстояниях в 1 или 2 мм. Цветовое решение остается за художником. Можно выбрать теплые или холодные тона. Назовите их. Ученики: Холодные тона – это синие, сиреневые, зеленые, а теплые – это красные, желтые, оранжевые, коричневые. Учитель: Объясните, какие это нюансные цвета, а какие контрастные? Ученики: Нюансные цвета считаются близкими по тону и цвету, а контрастные – это противоположные цвета, если сравнивать их по цветовому кругу. Учитель: На ученических столах у каждого ученика уже находится раздаточный материал, и мы должны его изучить. Шаблоны в форме сердечек из цветного картона. Причем одно небольшое сердечко контрастного или нюансного цвета размещается в центре большего сердечка. Кромка остается по периметру от 2 до 3 см. По 3 тюбика с акриловой краской для точечной росписи разных цветов у каждого. На носиках тюбиков имеется колпачок и его надо снимать перед началом работы и одевать после выполнения работы в этом цвете. Краски быстросохнущие, поэтому бережно относитесь к содержимому в тюбиках. Подкладной материал в виде прямоугольника из серого картона должен находиться под шаблоном из сердечка, чтобы краска не попала на стол, потому что ее трудно смывать. Есть у каждого по 2 салфетки, чтобы вытирать носики на тюбиках, если краска выдавится больше нормы. Еще линейка и карандаш. Просмотрев презентацию, вы немного настроились на творческую волну и, чтобы лучше созрели идеи по дизайну ваших авторских работ, сделаем зарядку. Упражнение 1. Руки скользят вдоль тела и поднимаются вверх, потянутся вместе с руками на носочках, задержать паузу и плавно опуститься на полную ступню с опусканием рук. Упражнение 2.Руки на талии, закручивание тела влево и вправо. Упражнение 3. Руки на талии, попеременное вращение плечами вперед и назад. Упражнение 4. Закрыть ладонями глаза, на счет 5 открыть. Упражнение 5. Поморгать глазами часто – часто и перенести взгляд на углы противолежащей стены по часовой стрелке. Упражнение 6. Диагонально и вертикально провести глазами по поверхности стены, описывая восьмерку, предположительно представляя, что точки находятся по углам стены и в центре. | Зрительное изучение демонстрации презентации с файлами по теме. Слушая учителя, поясняющего новый материал, делают повтор новых слов и понятий. Вступают в беседу и анализируют изученный материал. Высказывают свое отношение к разным ситуациям, предложенных учителем. Сравнивают и обсуждают устный материал. Проводится блиц опрос о полученной информации для закрепления предварительных знаний на уроке. | Фронталь-ная, индивиду-альная | Познавательные: познают разнообразный мир декорирования предметов. Сравнивают природные образы и вносят их в работу как свое дизайнерское видение декоративных элементов композиции с помощью точки. Коммуникативные: обмениваются мнениями и советами, умеют слушать друг друга; определяют проблему, выдвигают версии, выбирают средства достижения цели; формулируют, аргументируют и отстаивают свое мнение; Личностные: понимают свою роль на уроке, формируют коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителем в процессе образовательной деятельности, вырабатывают свои мировоззренческие позиции. В работе крайне аккуратны и исполнительны, ведь точка поддается ученикам терпеливым, усидчивым и трудолюбивым. | При устных ответах и в рассуждениях уч-ся оценивают степень их осведомленности в понятии нанесения точечной росписи на картоне в определенной последовательности и в корректной отдаленности. Равномерное чередование точек, их убывание и наростание, плотность и разряженность важны при достижении художественного замысла и сохранении общей композиции. | ||
IV. Практи-ческая часть работы. | Творческая деятельность | Задание на уроке: Рабочий стол наполнен всем необходимым материалом и чертежными инструментами. Учитель сообщает учащимся этапы выполнения творческой работы. 1.На шаблоне с помощью линейки и карандаша постройте разбивочные линии, дорожки, а циркулем, кто пожелает, можно нанести дуги, окружности, любые геометрические формы. Данные построения желательно выполнять симметрично – это уравновесит форму сердечка, и дизайн получится классическим. Вы можете этого и не делать, если у вас есть свой другой стиль работы, позволяющий вам сместить центры, приоритеты симметричности. Чем хороша точечная роспись так это как гласит поговорка «Вольному воля». И все же, кто использует предварительную разбивку на образце простым карандашом, составляя схему для прохождения точками по карандашному следу, у того дизайн сердечка (игрушки, открытки, сувенира) будет аккуратней и ажурней. 2. Приступая к нанесению точек на сердечках, попробуйте выдавить немного краски на палитру, убедитесь в ее качестве. Затем на черновиках пройтись по прямой, по дуге, по кругу точками из тюбика, чтобы прочувствовать с какой силой вам надо выдавливать краски для одной точки. Вы откорректируете таким способом величину точек, расстояние между ними и проверите качество самой краски в тюбиках. Поработали данным цветом, закрыли носик тюбика колпачком, чтобы краска не высыхала. Берете следующий тюбик. Проверяете его таким же образом. 3. После этих проб можно приступать к точечной росписи на главном образце неторопливо и качественно. Близко точки не наносите, они могут сливаться, образуя неровную черточку или прямую, но не очень ровную линию. 4. Некоторые художники выдавливают немного краски на палитру и с помощью зубочистки, обмакивая ее конец в краску, наносят точки на изделие. 5. Пока краски свежие, надо не прикасаться к точкам до полного их высыхания. 6. Где брать темы и сюжеты для данной дизайнерской работы? Перед вами на доске есть зрительный ряд для подсказок, есть презентация «Точечная роспись» и есть Интернет ресурс. 7.Дизайн открытки будет у каждого авторский, поэтому смело творите и создавайте красоту. | Дети изучают новое направление в декорировании открыток, игрушек, аксессуаров через точечную роспись. Находят интересные решения по созданию авторских методик по размещению точек на форме сердца. Добиваются симметричности в работе и кружевной легкости. Изучают этапы работы и применяют опыт других художников-оформителей в своих образцах. | Фронтальная, индивиду-альная
| Познавательные: понимают и усваивают новый материал, выполняют практическое задание из пошаговых действий, создают творческие работы с опорой на собственное чувство вкуса и меры, а также умеют владеть различными навыками графического черчения. Личностные: осознают целостность действий в достижении цели и многообразие взглядов. Проявляют творческую фантазию, выдумку, находчивость, умение адекватно оценивать ситуацию в процессе работы. Регулятивные: планируют деятельность в учебной ситуации; определяют проблему, выдвигают версии; выбирают средства достижения цели. Решают возникающие проблемы по мере их появления в ходе работы путем согласования с учителем, повторения новой темы, используя метод мозгового штурма. Личностные: выполняют практическую часть задания на уроке в определенной последовательности. Ученики дают свои предложения по лучшему размещению вспомогательных карандашных линий, их ажурности для точечного следа. | Подготовка рабочего стола для выполнения творческой работы. Использование чертехных инструментов для составления схемы рисунка, по следам которой будут пролегать точки. . | ||
V. Итог урока. Рефлек-сия | Обсуждение творческой деятельности и урока в целом. | Главная цель достигнута: сердечки с точечной росписью выполнены. Оформляется выставка работ на доске в кабинете. Аккуратно на магнитах развешиваются декорированные изделия и учителем выставляются итоговые оценки с пояснением. Рефлексия: 1.Какую творческую работу мы выполняли на уроке? 2. Точечную роспись можно выполнять на других предметах? 3.Чем удобна такая роспись и много ли времени надо потратить на ее освоение? 4.Какие изображения можно получить на изделиях, работая точечным способом? Итог урока с закреплением: 1. Можно ли считать точечную роспись как удачной дизайнерской находкой? 2. На каком материале можно работать акриловыми точками? 3.Игрушка, открытка, женский или мужской аксессуар доступны для точечной росписи (к примеру: футляр для очков, бумажник, блокнот) или нет? 4. Можно ли точечную роспись выполнять в содружестве с линией и пятном в декоративной работе? 5. Как вы думаете, почему форма сердечка использовалась нами для основы дизайнерской работы? Спасибо за ваш труд и таланты, которые вы нам продемонстрировали! Кто хочет продолжить обучение по точечной росписи, то вы можете найти материал в интернете или посетит кружок рисования, согласно расписанию. Урок окончен! | Учащиеся рассматривают выполненные работы, обмениваются впечатлениями и опытом. Отвечают на вопросы учителя. Подводят итог урока. Находят взаимосвязь некоторых учебных дисциплин и предметов при изучении темы. Узнали виды профессий, связанных с декорированием предметов быта, аксессуаров и др. изделий. | Фронталь-ная, индивидуа-льная | Коммуникативные: излагают своё мнение в диалоге; строят понятные для присутствующих по коммуникации речевые высказывания. Регулятивные: Закрепляют полученные знания и навыки. Активно участвуют в итоговом опросе, закрепляя изученный материал на уроке. Личностные: учатся критически осмысливать творческий процесс; адекватно оценивать и контролировать свои эмоции, знания, навыки и умения в творческой деятельности. Анализируют действия на уроке. | Уборка рабочего стола, возвращение красок, подкладного картона, лишних шаблонов учителю, а что-то убирается на свои места: карандаши, линейки, ножницы и неиспользованные салфетки. | ||
Домашнее задание: Для закрепления навыка работы точкой, распишите точечно фломастерами осенний лист или снежинку. Основу можете вырезать из белого картона или из белого ватмана. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект открытого урока в 8 классе по теме "Языковые приемы сжатия текста"
Урок русского языка в 8 классе по теме "Способы сжатия текста" (в рамках подготовки учащихся к итоговой аттестации в новой форме)...
Тема открытого урока: «Разработка карт технологического процесса изготовления изделия из древесины. Оформление проекта.»
Тема открытого урока: «Разработка карт технологического процесса изготовления изделия из древесины. Оформление проекта.»...
Тема открытого урока: «Разработка карт технологического процесса изготовления изделия из древесины. Оформление проекта.»
Тема открытого урока: «Разработка карт технологического процесса изготовления изделия из древесины. Оформление проекта.»...
Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным и бытовым газом. Искусственное дыхание. Открытый урок в 8 классе.
Тема: Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным и бытовым газом. Искусственное дыхание. Цели:Познакомить учащихся с источниками угарного газа, симптомами отравления газом,...
Конспект урока для 9 класса по теме: «Технические приемы: передача, броски, подбор мяча, остановки и передвижения в баскетболе»
Закрепить навыки остановок и передвижений с мячом в баскетболе....
Методическая разработка открытого урока по дисциплине "Физическая культура" Тема: «Техника приемов игры в волейбол»
Чтобы добиться успеха в волейболе, необходимо прежде всего в совершенстве овладеть техникой игры. Технику волейбола составляют специальные технические приемы, которые волейболисты применяют в процессе...