Индивидуальный проект на тему: "Гжель:от истоков до современности"
проект по изобразительному искусству (изо, 8 класс)
Индивидуальный проект на тему: "Гжель:от истоков до современности"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 339.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальный проект
(Секция «Искусство»)
Тема:
«Гжель:от истоков до современности»
Выполнила:
г.о. Чехов, 2024 г.
Содержание:
1.1 История возникновения промысла 4
1.2 Технология изготовления бело-голубой росписи 4
1.7. Посещение гжельского фарфорового завода 7
Глава 2. Практическая часть 11
2.1 Роспись фарфоровой чашки 11
Введение
Русский народ славится своим творчеством. Среди всего многообразия направлений и промыслов особое место занимает гжельская роспись. Рисунки на керамике в этом неподражаемом стиле снискали всемирную известность. В чем же секреты этого волшебного искусства?
О Гжели как о керамическом промысле заговорили в конце XVIII века. Первое упоминание о Гжели как местности относится к XIV веку: оно встречается в 1328 г. в духовной грамоте Ивана Калиты. Затем это название повторяется в духовных грамотах других князей и в завещании Ивана Грозного в 1572-1578 гг. Гжельская волость была целиком приписана к Аптекарьскому приказу в 1770 г. «для дела алхимической посуды», а М.В. Ломоносов, по достоинству оценивший гжельские глины. Неплодородная земля, покрытая бескрайними лесами, имела в недрах богатейшие залежи глины и располагала крестьян к занятиям гончарством больше, чем к сельскому хозяйству. Гжельцы исстари говорили: «Не землей мы кормимся — глина здесь — золото». Не случайно именно здесь русские мастера создали художественные заводы, развивалась фарфоровая, фаянсовая и майоликовая крестьянская промышленность.
В одном из указов Мануфактур-коллегии 1724 г. специально отмечено широкое изготовление крестьянами посуды из белой глины в Гжели. Игрушечный промысел известен в деревне Володино с XVII века. Наиболее активное развитие гончарных промыслов в Гжели началось во второй четверти XIX века. Население занималось изготовлением кирпича, труб, изразцов, глиняной посуды, плитки для ремонта церквей.
Гжель стала первым центром в стране, где начались систематические поиски рецептуры фаянса.
Актуальность проекта
За много веков гжельская роспись не утратила своей красоты и обаяния. Она пользуется огромным спросом как у россиян, так и у иностранных туристов. Это промысел развивается и сегодня, так как в магазине можно купить различные изделия.
Гипотеза: я предполагаю, что изучение декоративно-прикладного искусства «Гжель» играет важную роль в системе эстетического воспитания подрастающего поколения.
Цель проекта:
изучение особенностей развития декоративно-прикладного искусства «Гжель» с начала его появления и до сегодняшнего дня.
Задачи:
- изучить историческую, энциклопедическую, научную литературу по данному вопросу;
- изучить и описать опыт работы мастеров завода «Гжель»;
- познакомиться с историей русского народного художественного промысла, привить интерес к росписи «Гжель»
Глава 1 Теоретическая часть
1.1 История возникновения промысла
За свою более чем шестивековую историю Гжель переживала разные периоды. Поначалу колорит строился на пятицветии : белый фон акцентировал звучание лилового, зеленого, желтого и синего. Позже появился, хоть и в подражание Англии, а все равно глубоко русский, бело – голубой полуфаянс с цветами, выполненными, кажется, одним виртуозным мазком!
Ученые делят историю крестьянского гончарства Гжели на три этапа. Первый относится к 1770 -1790 г., когда в Москве появился первый русский керамический завод Афанасия Гребенщикова. Выпускал он художественную майолику – изделие из цветной глины, покрытой непрозрачной глазурью.
Новый расцвет начинается с 1840 г, когда в гжельской округе сосредоточилась половина фарфоровых предприятий России. К этому времени мастера изобрели полуфаянс, который покрывали прозрачной бесцветной глазурью
Роспись могла быть под и надглазурной, но наносилась всегда синей краской – кобальтом Эта роспись: синие цветы, синие листья, нежно - голубые бутоны !
Третий период – время после Великой Отечественной войны. Своим возрождением знаменитая Гжель обязана ученому-искусствоведу А.Б. Салтыкову, художнице Н.И. Бессарабовой и местным мастерицам. Александр Борисович Салтыков студенческих лет и в годы работы в Государственном Историческом музее изучал традиции старой Гжели.
1.2 Технология изготовления бело-голубой росписи
При разработке нового стиля за основу был взят принцип сочетания белого фона с синей росписью. Бело- голубая роспись получается необычным способом: сперва изделия расписывают при помощи оксида кобальта (он имеет черный цвет), после этого покрывают глазурью белого цвета и ставят в печку.
После этого кобальт восстанавливается и приобретает тот самый небесно-голубой оттенок, глазурь же становится прозрачной – вот и секрет чуда. Гжельские мастера различают 20 оттенков синего. Будет цвет светлее или темнее, все от мастера зависит. Как он кистью мазок положит.
Опрос о гжельской росписи
Результаты опроса в классе показали, что только 12 % моих одноклассников знают основные цвета гжельской росписи.
1.3Виды гжельской росписи
Гжельская роспись делится на 3 вида:
- растительная роспись (травка, злаки, ягоды, веточки, гирлянды цветов и т.д.). Кроме роз изображают маки, георгины, лилии, пионы, астры - форма, конечно же, условная;
- орнаментальная роспись - это "шашечки" (несколько рядов сине-белых квадратов по бортику и поясок-отводка тоже вдоль бортика), «гребёнки» (в виде ели), «капельки», «жемчужинки», «усики»;
- cюжетная роспись (природа и времена года, сценки городской жизни и деревенский быт, персонажи русских сказок и былин).
Стилистика работ настолько ярко выражена, что она с успехом применяется в интерьере дома, в вышивке и одежде. Характеристики присущие орнаментальной росписи гжель:
- исключительно ручная работа;
- неизменно белый фон (исключение – зеркальные работы, где основа темно-синяя);
- узоры и орнаменты составлены смешением синего и белого цветов;
- цветовые переходы отличаются резкостью;
- выдерживание строгой последовательности оттенков;
- предмет и его декор составляют цельную композицию;
- элементы позолоты подчеркивают сине-кобальтовый колорит.
1.4 Чем выполняется роспись
Основными инструментами и материалами, которые искусство гжель использует в производстве своих творений, являются оксид кобальта, глазурь, шпатели и кисти различного размера и вида. Изначально химический реагент, применяемый в качестве основной краски, имеет черный цвет. Однако, в процессе обжига меняет его на синий. В зависимости от степени концентрации получаются разнообразные оттенки.
Инструментальный состав дополняет стеклянная палитра, где художник смешивает краски, добиваясь нужного колорита. Готовый рисунок покрывается глазурью белого цвета. Далее изделие подвергают обжигу. Молочная глазурь становится прозрачной. Гжельская роспись предусматривает зеркальный прием: по глухому кобальтовому тону наносится композиция рисунка белой краской. Создается 3D эффект морозных белоснежных узоров.
1.5 Основные цвета росписи
Традиционно рисунки гжель выполняются только оттенками синего. В этой особенности заключается изумительное мастерство художников: при помощи одного колера показать всю палитру мира. Перечень цветов не очень длинный:
- фоновый цвет фарфора – белый;
- разнообразные оттенки от бледно-голубого до насыщенного ярко-синего;
- темный кобальтовый;
- белый цвет росписи на синем фоне в приеме зеркальной проекции;
- золотой или платиновый декор.
1.6 Приемы росписи гжели
Применяются сложные способы нанесения краски, так как гжель – это роспись ручной работы кистями по обожженному фарфору. Современная техника отличается от той, что применяли раньше. Древние мастера писали сюжеты «с листа». Они придумывали рисунок по ходу росписи, обогащая его новыми компонентами. Сейчас весь сюжет составляется заранее и потом наносится без значительных изменений. Основные приемы подразделяются в зависимости от:
- направлений наносимых линий;
- положения кисти при рисовании;
- длины ворса применяемого инструмента.
Базовая техника росписи состоит из нескольких приемов:
- Ситчик. Мелкие детали прорисовываются концом длинного ворса кисти.
- Китайский мазок. На широкую кисть берут два оттенка и непрерывно пишут рисунок до уменьшения насыщенности.
- Мазок с тенью. В этом случае синий цвет на кисти имеет оттенок гуще, а белый образует узкую полоску.
1.7. Посещение гжельского фарфорового завода
Чтобы поближе познакомиться с этим видом народного промысла, я вместе с классом посетил Гжельский фарфоровый завод. И началось моё увлекательное путешествие с посещения музея гжельской посуды, где на экспозиции были представлены самые разнообразные экспонаты, дошедшие до наших времен. Посуда поразила нас тем, что ни одна ваза, ни одна из фигур не повторялись ни по форме, ни по росписи. Это говорило лишь о том, что мастера в те далекие времена были самого наивысочайшего класса.
Дальнейшее наше путешествие по заводу переместилось в цех, где из глины изготавливают заготовки посуды. Сначала берут глину, кладут в специальную форму и закрепляют ее с боков и в таком виде оставляют на несколько недель, пока глина не высохнет и не примет нужную ей форму.
Но самое интересное - это изготовление посуды на гончарном круге. Мастеров такого дела на заводе не так уж и много, но те, которые работают, -это обязательно продолжатели дела своих отцов, дедов. Из беседы с мастером мы выяснили, что этому ремеслу его обучил дедушка, который сам много лет проработал на заводе, вкладывая свою любовь и душу в каждое изделие.
Следуя традициям народной керамики, гжельские мастера создают посуду со скульптурными дополнениями и декоративную жанровую скульптуру. Мы тоже попробовали поработать на гончарном круге, но у нас ничего не получилось, видимо, потому, что, это сложное ремесло, требующее многих лет труда и тренировок.
Далее мы перешли в следующий цех, где происходит роспись глиняных изделий. Каждый кувшин, ваза расписываются вручную, соблюдая технологию, которая передается из поколения в поколение уже несколько веков. В основном этой работой занимаются женщины. Хранительницы гжельского огня - женщины, и не оттого только, что они особо чувствуют хрупкость и нежность материала, но еще и потому, что, оставаясь одни в военное лихолетье, не дали ему погаснуть, не позволили уйти в небытие старинному искусству дедов и прадедов.
Сейчас верной помощницей в цехах объединения стала современная техника. Но машины машинами, а мастерство умельцев Гжели держит главенство. Используют они, как и в старину, в художественной росписи изделий традиционные рисунки. Пожалуй, нет ничего удивительного в том, что изделия Гжели пользуются большой любовью каждого из нас. Ведь творческую фантазию мастеров питает неиссякаемый источник многих поколений народных умельцев России.
Кроме растительной применяется и сюжетная роспись в виде различных сцен из народной жизни. Мы побеседовали с одной из мастериц. От нее мы узнали, что в ее
роду вот уже на протяжении нескольких поколений все женщины занимались и занимаются росписью посуды. Мастерица сказала, что расписывать посуду для нее самое интересное занятие, так как в роспись каждого кувшина или вазы она вкладывает свою душу, любовь и нежность. Она очень рада, что эта посуда для кого-то будет приятным сувениром или подарком.
Последний цех, который мы посетили в ходе нашей экскурсии - это обжиг глиняных горшков. Этой работой занимаются исключительно мужчины, так как это очень трудный и сложный процесс. Нам показали, как происходит закладка посуды в печь для ее дальнейшего обжига. Мы с нетерпением ждали, когда же мы увидим конечный результат, и вот настал тот момент. Кувшины достали из печи, и их красота и неповторимость нас поразила. Посуда была необыкновенно красива и оригинальна.
В конце нашего путешествия мы приняли участие в «мастер-классе», где нам было предложено из глины слепить любую фигурку, которую нам бы захотелось. Было очень приятно, когда подвели итоги наших работ, и одна из учениц нашей школы заняла второе место за самую оригинальную фигурку из глины, за что она получила памятный подарок и грамоту.
У экскурсовода мы поинтересовались, изменилась ли технология изготовления гжельской посуды на современном этапе ее развития и желает ли молодежь работать на заводе. На наш вопрос она ответила так.
Ассортимент включает в себя более 700 наименований изделий: сервизы - чайные, кофейные и столовые, вазы - от миниатюрных до напольных, сувениры - от мелкой пластики до больших скульптур, часы, штофы, менажницы, фруктовницы и другие изделия.
Особенность форм изделий: от мелкой пластики до крупных ваз, от декоративно- прикладного характера до утилитарного. Пластическая и конструктивно- технологическая проработка с использованием в формообразовании рельефного декора, включая лепку, контррельефа, максимальное применение принципа соединения посуды со стилизованной скульптурой, присутствие мягкой пластики на корпусе изделий - все это придает нашим изделиям самобытность и гармоничность.
Декоративность и художественная уникальность в росписи и в формах изделий во многом определяется организацией среды производства, его теплой атмосферой. Светлые, свободные, уютные цеха, часовня, зоопарк, зимний сад, спортивный корт, пруд на территории, парусник с синими парусами на реке Гжелка. Продуманные условия работы на предприятии «Гжель» определяют и особое отношение к ней. Красота вокруг - то и изделия выходят теплые, добрые: роспись легкая с настроением, каждая мастерица вносит в разработанный автором рисунок свое, и получается каждое изделие особенным, единственным, несущим идею автора, а также настрой и мастерство художника, выполняющего роспись. То есть метод творческого варьирования применяется на предприятии при изготовлении и росписи каждого изделия.
Живут и развиваются традиции Гжели, и об этом заботятся все люди, живущие в этом районе. А происходит это так: жители Гжели живут и работают по принципу «где родился, там и пригодился». А реализуется он по - своему. Дети с малых лет, пойдя в ясли, детский сад знакомятся с Гжелью, но не навязчиво, а очень аккуратно. Делается это так: они играют в гжельские игрушки, живут в «теремах», расписанных гжельскими мастерами и невольно у них появляется интерес самим также уметь расписывать и все знать о Гжели. Потом поступают они в художественную школу, связанную с производством, а далее в художественно- промышленный техникум, училище. Поэтому получается, что основная особенность сегодняшней творческой жизни промысла - большой приток молодежи. Работы юных мастеров постоянно демонстрируются на крупных выставках, вызывая восхищение и надежду на дальнейший расцвет промысла.
Частые гости на предприятии - его бывшие работники, жители села Гжель и окрестностей. Это те, кто в течение многих лет возрождал, хранил и создавал народный промысел Гжель. Это носители традиций земли гжельской, ее красоты и силы. Именно они своими рассказами, а порой показав или поправив что- то в работе художницы или исполнителя, дают нашим сотрудникам те знания, настрой, опыт, о которых не прочтешь ни в одной книге и которому не научат ни в одном самом высшем учебном заведении.
Именно изучение традиций земли Гжельской в сочетании с ограниченным выпуском количества изделий одного вида, идущих на отливку или роспись, открывают возможность избежать «протока», вала, позволяют творчески подойти к работе каждому участнику производства.
Удовлетворяя различные вкусы потребителей, наши мастера ориентированы на создание устойчиво традиционных изделий, вобравших в себя самобытность промысла, красоту, изящество, пластику форм. Работая в тесном контакте с мастерами-живописцами, авторы произведений создают и новые композиционные решения. Каждый художник-живописец вкладывает частичку своей души и тепла в сине-голубые мазки, собирая их в огромные букеты, украшает ювелирной графикой ромбических сеток, связывает все элементы декора в единую орнаментальную композицию.
Для ценителей и коллекционеров изделий промысла, художники оформляют свои произведения фамильными вензелями и семейными гербами, пишут портреты и пейзажи, подарочные надписи с символикой и логотипами, создавая гармоничные произведения по росписи и форме в традиционной для промысла манере.
На предприятии работает 95 человек, 54 из которых занимаются производством фарфора.
Каждый месяц на производстве осваивается по 5 - 7 наименований новых видов изделий, тем самым обновляется ассортимент. На производстве трудятся профессиональные художники-живописцы и художники-модельщики, окончившие Гжельский художественно-промышленный колледж и другие учебные художественные заведения.
Ведущими художниками-живописцами являются: Нечаева Е.М., Миронова Т.А., Кононова Г.Н.- выпускники Гжельского колледжа.
На производстве создан постоянно действующий художественный совет, в состав которого входят: руководство предприятия, художники-модельщики и художники- живописцы, технологи, специалисты по маркетингу. Главная цель и задача этого совета - создавать и выпускать высокохудожественные изделия в традициях, характерных для Гжели, повышать художественный уровень изделий, определять художественную стратегию развития предприятия.
Предприятие «Гжель» успешно продолжает и приумножает, пропагандирует традиции Гжельского региона, способствует сохранению коллективной природы народного промысла, традиций и умений трудовых династий, раскрывает творческие способности молодежи. Ежедневно предприятие посещают от 100 до 150 туристов из разных городов России и зарубежья, которым специалисты рассказывают историю гжельского промысла, знакомят с процессом производства фарфора, традиционного для данного региона, демонстрируют приемы росписи и учат писать традиционную гжельскую розу при посещении «мастер-класса».
Предприятие «Гжель» впервые в феврале 2006 года представило свои изделия на экспертизу, проводимую специалистами Художественно-экспертного совета Московской области по народным художественным промыслам на предмет отнесения выпускаемых изделий к изделиям народных художественных промыслов.
Предприятие «Гжель» активно ведет выставочную деятельность, принимая участие в международных, федеральных и межрегиональных выставках, представляя покупателю новизну и традиционность, высокое качество выпускаемой продукции. За участие в выставках предприятие отмечено Дипломами и грамотами.
Глава 2. Практическая часть
2.1 Роспись фарфоровой чашки
Познакомившись со всеми этапами производства гжельской посуды, яотправился на мастер - класс по росписи чашки. Опытный художник показал, как правильно наносить узор, какую кисть лучше использовать. Сначала я выполнил рисунок на бумаге, а затем перенёс его на чашку.
Рисунок наносился кобальтом, на вид он был чёрным. Художник нанёс кобальт на стекло, продемонстрировал виды мазка, чтобы получился чёткий рисунок. Оказалось не так просто нанести рисунок навесу и гжельская роза, которую я нарисовал на чашке, получилась не совсем ровная. Но я не расстроился, ведь опытные художники набивают руку годами.
Чашка осталась на заводе и месяц находилась в печи, а потом работники завода прислали её в школу. На дне написано моё имя. Так делают все мастера, которые выполняют роспись.
Заключение
В ходе работы над проектом я достигла поставленной цели и выполнила задачи. Научилась самостоятельно выполнять гжельскую роспись, узнала её историю и посетила фарфоровый завод. Познакомилась с интересными людьми, художниками, которые сохраняют нашу культуру и традиции.
Гжельская роспись является одним из видов ознакомления с народным художественным творчеством и дает необходимую основу для воспитания эстетических качеств современной молодежи. Она прошла очень сложный исторический путь, но сохранила свою самобытность и неповторимость. В преемственности поколений, бережно хранящих и приумножающих традиции, сочетающих их с современностью, мне видится надежный фундамент творческого будущего народного промысла.
Список литературы
- Алексахин Н.Н. «Голубая сказка» - М.: «Народное образование, 1996.
- Адамайтис О. «Русская керамика XVIII- начала XIX века» - М.: «Советский художник», 1980.
- Гачев Г. «Творчество, жизнь, искусство» - М.: «Детская литература», 1980.
- Полунин В. «Русское декоративно-прикладное искусство» - М.: «Просвещение», 1995.
- Проспект Майолика Гжели -М., 1984.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий проект с элементами исследовательской деятельности: "Русский народный костюм: от истоков к современности"
Представлены различные творческие проекты по народному костюму...
Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла.
Урок- презентация "Искусствр Гжели. Истоки и современное развитие промысла" в 5 классе по программа Б.М.Неменского....
"Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла"
г. Муром Владимирская областьМБОУ СОШ №13Снисар Г.Д. учитель I категорииИзобразительное искусство 5 класс...
Урок изобразительного искусства в 5 классе по программе Б.М.Неменского на тему "Жостово. Истоки и современное развитие промысла"
Урок изобразительного искусства в 5 классе по проограмме Б.М. Неменского на тему "Жостово. Истоки и современное развитие промыла"...
Конспект занятия студии ДПИ "Мастер" "Истоки и современное развите народных промыслов"
Выполнение росписи по мотивам хохломы...
Проект урока изо в 5 классе "Народные промыслы.Истоки и современное развитие".
Проект урока изо в 5 классе "Народные промыслы.Истоки и современное развитие" по программе Б.М Неменского....
Индивидуальный проект ученика 9 класса по теме "Питание современных подростков"
Индивидуальный проект, выполненный учеником 9Б(коррекционного) класса. Представлен обучающимся на защите проекта...