Конспект занятия студии ДПИ "Мастер" "Истоки и современное развите народных промыслов"
план-конспект урока (5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Тема заниятия:
«Истоки и современное развитие народных промыслов».
Цель: выполнение росписи по мотивам хохломского промысла.
Задачи:
А) образоват.: продолжить знакомство с народными промыслами России; закрепить уже имеющие знания о народном декоративно-прикладном искусстве; закреплять умения творчески применять элементы народной росписи.
Б) воспитат.: воспитывать интерес и любовь к искусству своего народа, чувство ответственности за сохранение и преумножение художественных традиций.
В) развив.: развивать творческое воображение; способствовать формированию художественного вкуса.
Зрительный ряд: разделочные доски, расписанные по мотивам народных промыслов, наглядные пособия, детские рисунки.
Материалы: цветная бумага, ножницы, гуашь, большие и маленькие кисти.
Музыкальный ряд: народные мелодии ( плясовые, протяжные).
Ход занятия:
- Мне хотелось бы начать занятие старинной красивой легендой…
Дед мой вот что сказывал. В стародавние времена полюбил парень девицу.
Лицом он был не красив, и потому боялся лишний раз ей на глаза показаться, не то что речи о любви заводить.
Думал он как быть и надумал сделать ей такой подарок, чтобы без слов поняла про его любовь. Парень этот был искусный резчик, ковши, ложки, часами резал. Вот и затеял он вырезать ковш красотой словно утица. Три дня не пил, не ел, все к уткам что на озере жили присматривался. А потом и вовсе про себя забыл, заперся в избе и вышел только тогда, когда утица словно живая получилась. Ковш этот о двух ручках (скобарь). Вот одна из них головой утиной стала, а другая хвостом вытянулась.
Пришелся подарок девице по сердцу. Ай да мастер, этакую красоту сотворил-как не полюбить такого. Вскоре свадьбу сыграли, и родился у них первым сын-весь в батюшку. И у него к резьбе дар был. Отцовскую утицу он повторил, да еще узорами украсил. А внук когда подрос, тоже резному делу всей душой прикипел. К тому ковшу изобрел-приладил маленькие ковшики- «утят для малых ребят.
Так и повелось: от отца к сыну передавалось мастерство, и сохраняя отцово и дедово, добавлял каждый резчик свое умение и выдумку, душу вкладывал. Так и дожила утица до наших дней. Вслед за той семьей и вся деревня за резьбу принялась. Летом хлеб растят, а зимой разные поделки режут. Сначала для себя делали, а потом на продажу, тем и стали промышлять- сложился промысел.
- Итак, ребята, тема нашего занятия:
«Истоки и современное развитие народных промыслов».
Множество на Руси было промыслов, где по дереву работали. На одних с резными украсами, на других с росписью.
- А какие народные промыслы вам известны? Ответить вам поможет мини-выставка разделочных досок и ваши рисунки.
(Хохлома, Городец, мезенская, ракульская, пермогорская)
Самый знаменитый- Хохломской промысел. Вот именно о нем мы будем вести разговор на уроке.
- Отчего произошло название «хохломской» промысел?
Название получил от большого торгового села «Хохлома», где скупали изделия мастеров из ближайших деревень и сел.
В 17 веке потянулись в Заволжье «утеклецы»- староверы, не согласные с новыми правилами и крепко стоявшими за старую веру и дедовские обычаи. Среди них были и иконописцы. « Муравники», так называли художников, которые писали природу на иконах, взялись за роспись домашней утвари- от деревянных ложек до бездонных сундуков. Применяли они секретный способ золочения.
В чем же он состоит? Когда готово «белье» (так называют белую не раскрашенную еще посуду) начинается подготовка к росписи. Художник натирает посуду жиденьким слоем глины (чтобы все поры в дереве сгладились), потом олифой (т.е. белилами и красно-коричневым суриком), а как «встанет»- высохнет посудина, тогда покрывает ее алюминиевым порошком. Вот и пришло время за кисть браться.
Окунет ее живописец в красную краску-киноварь, и поплывет она по «серебряному морю». Сначала тоненькой ниточкой, потом наберет силу и выгнется крутой дугой, и на полном ходу взлетит над чашей и замрет, И зовется эта роспись «Кудриной». А есть еще роспись «травка»; «ягодка»; «листок» -это все «верховая роспись».
- Чем она отличается от росписи «под фон»?
(«верховая» выполняется свободным махом кисти, под фон»- это когда рисунок черным контуром наносят, а между линиями заполняют краской).
-Что художник делает после того, как распишет изделие?
Покрывает его лаком (5-6 раз), и тогда уже в печь калить посуду ставит. Вот и нам сегодня предстоит потрудиться. Каждый из вас распишет свое изделие, кто кувшин, кто утицу, кто ложки.
Работать будете сразу кистью (сначала крупные элементы напишите - ягодки, листочки, а затем и травку).
- Какие цвета будете использовать?
Давайте еще раз внимательно посмотрим на хохломскую роспись. Вы будете смотреть, а я с помощью советов мастеров постараюсь помочь вам проникнуть в таинство рождения прекрасной росписи и вооружиться приемами работы. Внимательно смотрите и слушайте, какие напутствия давал мастер ученикам.
1- «травку» пиши пузатенькую, нажим в середине делай! Худая осока плохо смотрится.
2-« Не разбрасывай траву, пиши так, чтобы были они у корешка, что меха у гармошки- все вместе».
3- « Не пиши тесно- пусть кустик свободно раскинет свои листики, словно человек, которому живется на земле привольно».
4- « Учитесь у стариков да у природы, а пишите свои узоры, что к сердцу близки, Это и будет настоящее творчество!».
- Согласны ли вы с этим утверждением? А если согласны с мудрыми словами, то за работу, которая близка к сердцу, пора приниматься!
Практическая работа.
- декоративность (композиция, форма, цвет, изобразительные элементы)
- содержательность (полнота реализации в практической деятельности знаний, полученных в процессе восприятия)
- индивидуальность (авторская позиция, фантазия, новизна в рамках традиций)
Во время практической работы из черной, охристой, красной бумаги ребята вырезают ковши- скобкари, ложки, чашки, утицы и расписывают узорами. (звучат народные песни).
-… При раскопках Новгородцы археологи нашли деревянную ложку, датированную 14 веком, с красно-желтым причудливым узором. Археологи считают, что она предок современной хохломской росписи. Так что сегодня вы еще раз наглядно убедились в том, что традиции сохраняются, живут, развиваются в творчестве прекрасных мастеров Хохломы. И прекрасной иллюстрацией тому служат и ваши работы: разнообразие сюжетов, умение творчески применять приемы народной кистевой росписи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла.
Урок- презентация "Искусствр Гжели. Истоки и современное развитие промысла" в 5 классе по программа Б.М.Неменского....
"Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла"
г. Муром Владимирская областьМБОУ СОШ №13Снисар Г.Д. учитель I категорииИзобразительное искусство 5 класс...
Урок изобразительного искусства в 5 классе по программе Б.М.Неменского на тему "Жостово. Истоки и современное развитие промысла"
Урок изобразительного искусства в 5 классе по проограмме Б.М. Неменского на тему "Жостово. Истоки и современное развитие промыла"...
"Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла"
Снисар Г.Д. учитель I категорииИзобразительное искусство 5 класс Тема...
Конспект и презентация урока ИЗО на тему: "Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла" 6 класс
Цели урока:-закрепление знаний учащихся о народных промыслах России;-знакомство с историей художественного промысла Жостово;-знакомство с разнообразием форм подносов и вариантов построения цветочных к...
Технологическая карта к уроку изобразительного искусства на тему "Народные промыслы, их истоки и современное развитие. Промыслы нашего края", 5 класс
Тема урокаНародные промыслы, их истоки и современное развитие. Промыслы нашего края.Цель урокаПродолжить ознакомление учащихся с народными промыслами и промыслами родного края.Задачи урока...
Конспект урока по изобразительному искусству. Тема:"Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла". 5 класс.
Конспект урока по изобразительному искусству. Тема "Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла". 5 класс....