Конспект интегрированного урока «Растения и их декоративное изображение на рисунках по мотивам городецкой росписи «Птица счастья»".
план-конспект занятия по изобразительному искусству (изо, 5 класс)
Цели урока: повторить и обобщить знания о многообразии растений, определить значение растений в природе и жизни человека, смоделировать птицу счастья, используя символы цвета и растений.
Задачи:
Образовательная: повторить особенности строения растений; уметь различать реальные и декоративно-стилизованные изображения растений.
Развивающая: развивать память, речь, умение выделять главное, обобщать, проводить аналогию и сравнение; научить правильно оценивать уровень своих знаний; развивать знания о декоративно-прикладном творчестве, показав роль растений в изображении волшебной птицы счастья, применяя способы соединения по сходству символы цвета и растений.
Воспитательная: воспитывать интерес к разнообразию окружающего мира, стремление к сохранению его многообразия; воспроизведения в изобразительной деятельности цветочных и травяных элементов ; продолжить формирование основ экологической культуры.
Тип урока: обобщение и систематизации знаний.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: Знание отличительных признаков цветковых растений, умение различать их в природе, наглядном материале; знание и воплощение техники городецкой росписи.
Метапредметные: Умение работать с источниками информации, умение отбирать необходимые сведения для предстоящей работы, умение анализировать предоставленный материал.
Личностные: Развитие любознательности, самоконтроля, эстетическое развитие через личностное отношение к изобразительному искусству.
Универсальные учебные действия.
Познавательные УУД: развитие у учащихся навыков поиска и отбора необходимой информации, её систематизация, сопоставления.
Регулятивные УУД: развитие навыков выполнять задания в соответствии с поставленной целью, самоанализ теоретических и практических областей своей работы;
Коммуникативные УУД: формирование потребности сотрудничать с учителем, аргументировать свою точку зрения
Личностные УУД: развитие любознательности и интереса к изучению природы, искусству живописи.
Содержание учебного материала:
Особенности растений (цветок, семя, плод), значение растений в природе и жизни человека, использование изображений растений в декоративно-прикладном творчестве (Птица Счастья).
Деятельность учащихся: уметь работать , используя свои имеющеся знания и применять новые рекомендации учителя. Обобщать, делать выводы, соблюдать правила работы с раздаточным материалом, уметь выполнять рисунки в технике Городца.
Оборудование: презентация: изображения покрытосеменных растений лугов, полей; декоративные предметы городецкой росписи, изображения фрагментов городецкой росписи, репродукции работ художников, работы учащихся, краски, учебники по ИЗО; компьютер, проектор.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekstovyy_dokument_opendocument.odt | 36.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект интегрированного урока
«Растения и их декоративное изображение на рисунках по мотивам городецкой росписи «Птица счастья»".
Цели урока: повторить и обобщить знания о многообразии растений, определить значение растений в природе и жизни человека, смоделировать птицу счастья, используя символы цвета и растений.
Задачи:
Образовательная: повторить особенности строения растений; уметь различать реальные и декоративно-стилизованные изображения растений.
Развивающая: развивать память, речь, умение выделять главное, обобщать, проводить аналогию и сравнение; научить правильно оценивать уровень своих знаний; развивать знания о декоративно-прикладном творчестве, показав роль растений в изображении волшебной птицы счастья, применяя способы соединения по сходству символы цвета и растений.
Воспитательная: воспитывать интерес к разнообразию окружающего мира, стремление к сохранению его многообразия; воспроизведения в изобразительной деятельности цветочных и травяных элементов ; продолжить формирование основ экологической культуры.
Тип урока: обобщение и систематизации знаний.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: Знание отличительных признаков цветковых растений, умение различать их в природе, наглядном материале; знание и воплощение техники городецкой росписи.
Метапредметные: Умение работать с источниками информации, умение отбирать необходимые сведения для предстоящей работы, умение анализировать предоставленный материал.
Личностные: Развитие любознательности, самоконтроля, эстетическое развитие через личностное отношение к изобразительному искусству.
Универсальные учебные действия.
Познавательные УУД: развитие у учащихся навыков поиска и отбора необходимой информации, её систематизация, сопоставления.
Регулятивные УУД: развитие навыков выполнять задания в соответствии с поставленной целью, самоанализ теоретических и практических областей своей работы;
Коммуникативные УУД: формирование потребности сотрудничать с учителем, аргументировать свою точку зрения
Личностные УУД: развитие любознательности и интереса к изучению природы, искусству живописи.
Содержание учебного материала:
Особенности растений (цветок, семя, плод), значение растений в природе и жизни человека, использование изображений растений в декоративно-прикладном творчестве (Птица Счастья).
Деятельность учащихся: уметь работать , используя свои имеющеся знания и применять новые рекомендации учителя. Обобщать, делать выводы, соблюдать правила работы с раздаточным материалом, уметь выполнять рисунки в технике Городца.
Оборудование: презентация: изображения покрытосеменных растений лугов, полей; декоративные предметы городецкой росписи, изображения фрагментов городецкой росписи, репродукции работ художников, работы учащихся, краски, учебники по ИЗО; компьютер, проектор.
Ход урока.
1. Организационный этап. Эмоционально-положительный настрой на урок, создание доброжелательной атмосферы.
- Здравствуйте, ребята! Мы рады приветствовать вас на необычном уроке. Вы видите в классе сегодня много гостей, многие из которых тоже являются учителями замечательного предмета ИЗО. Они с нетерпением ждут от нас создания чего то невероятного, творческого, прекрасного.
- Давайте, посмотрим, друг на друга и улыбнемся. Я рада, что у вас хорошее настроение. Это значит, что нас ждет совместная интересная работа.
2. Актуализация знаний.(Основываясь на опорных знаниях учащихся по указанной теме, подвести их к формулировке темы и целей урока.)
- Что же мы будем изучать на данном уроке? Чтобы это узнать, давайте с вами посмотрим на экран
- Что мы видим на картинке? (луговые цветы) (внимание на красоту, цвета, освещение...)
- На следуущем слайде мы видим - … (комнатные и садовые цветы)
- на третьем слайде розы
- В современном мире насчитывается более 350 тыс. видов растений. Задумайтесь, как прекрасен наш мир.
- Перенесемся на минуту в картинную галерею, где остановимся и рассмотрим картину Рембранта Ван Рейна «Флора» (1634г.)
Что вы видите на картине?
- На картине молодая женщина одета в богатый , весь расшитый костюм и блестящий атласный плащ. На голове пышный венок, в руках жезл увенчанный цветами. Так художник изобразил древнеримскую богиню цветов, расцвета весны и полевых плодов, покровительницу земледелия и растительности в целом.
-Что это за богиня?
-Флора.
- А теперь обратите внимание на картину, которая выполнена по мотивам Городецкой росписи. Что же вы можете сказать о ней? (ответы детей)
- Что объединяет эти две картины? (ответы)Верно, ребята, на картинах изображение растений несет за собой характерное изображение фантастики и декоративности.
- Конечно же, и вот пришло время сказать и о том, что за тема урока у нас с вами сегодня? (предположения детей)«Растения и их декоративное изображение на рисунках по мотивам городецкой росписи «Птица счастья»"»
- Да, изображение цветов. Но изображать мы будем необычные цветы, используя технологию по мотивам городецкой росписи.
- А послушайте ребята, как красиво о растениях написал поэт:
Цветы нам дарят настроенье,
И пробуждают вдохновенье,
Как символ чистой красоты,
Ведь очень трудно без мечты! (слайд)
- Да, конечно, тема нашего урока непосредственно связана и с изобразительным искусством, с особой техникой росписи и изображений цветочной растительности.
Рассмотрим значение растений в жизни человека, и, главное, постараемся сделать наброски в городецкой технике, используя изображения данных растений.
-Итак. Ответьте на вопрос: какое царство органического мира можно назвать Флорой?
-Да царство Растения. Теперь давайте посмотрим на слайд:
(Водоросли) | Очень древние растения, произрастающие в воде. Их тело называют слоевищем. Корней, листьев, стеблей и цветков нет. Органы прикрепления к субстрату – ризоиды. |
(Папоротники) | Это небольшие многолетние растения, которые имеют корень, стебель, листья. Размножаются они при помощи спор. Существует легенда о данных растениях, если найдешь их цветок, то станешь богатым и счастливым. Но никто не находил цветок у этих растений, так как он просто у них отсутствует. |
(Покрытосеменные) | Данная группа растений очень широко распространена. У них есть стебель, корень, листья, плоды с семенами и цветки. Это самые высокоорганизованные растения. |
- Каждое из этих растений обязательно найдет свое место в необычном исполнении сюжета, например: при изображении сказочной Русалки вы примените...? Верно, водоросли. При изображении папоротника...? Конечно, это будет Леший. Ну а при рисовании Птицы Счастья, какие цветы мы с вами сможем выбрать? Верно, откройте пожалуйста учебники на стр 82. Рассмотрите внимательно картинки с изображениями городецких художников. Что объединяет все эти работы?
- Да, вы правы, изображение цветов и трав.
Хочется отметить и то, что растения поднимают нам настроение, а творческих людей вдохновляют на создание шедевров. Я вам предлагаю немного отдохнуть и отвлечься на физминутку.
Нетолько музыканты, но и художники, конечно же, неравнодушны к красоте растений. Как вы считаете, символом чего может быть изображенная на картинах роза?
Посмотрите на слайд и подумайте какие цвета вы будете применять сегодня в работе?
- Красный - любовь, мужество
- Зеленый – надежда, изобилие, свобода
- Черный – скромность, печаль, образованность
- Белый - мирные намерения
- Синий – великодушие, честность, верность
А теперь посмотрите а следующий слайд. Сравните символическое значение растений со своими чертами характера.
- Роза- время и вечность, красота, счастье
- Виноград - плодородие, изобилие и жизненная сила
- Ромашка — чистота, благополучие, верность
вот наступило время для творчества. На ваших столах есть незаконченные работы Птицы Счастья. Посмотрите внимательно, что мы с вами будем дорисовывать на примере моего рисунка. Вы самостоятельно выбираете изображения растений и их цветов. Ориентируетесь на технологические карты, на ваших столах и приступайте незамедлительно к творчеству. Удачи!
Самостоятельная работа: звучит музыка «Вальс цветов» Чайковского
Подведение итогов:
Мы с вами совершили необычное и увлекательное путешествие. Попробуем сделать общий вывод по нашему уроку.
Выводы учащихся: растения необходимы человеку, имеют сложное строение, имеют отличительные признаки, делятся на группы.
Рефлексия:
- Итак, наш урок подходит к концу. Как вы оцениваете свою работу на уроке?
Ответы учащихся.
Домашнее задание:
Подготовить небольшое сообщение о культурном растении, его использовании, можно ли встретить изображение данного растения, например, на гербе?
- Золотой - могущество, знатность
- Серебряный - чистота, невинность, благородство
- Красный - любовь, мужество
- Пурпурный - сила, могущество, щедрость
- Зеленый – надежда, изобилие, свобода
- Лазоревый - честность, верность
- Черный – скромность, печаль, образованность
- Белый - мирные намерения
- Синий – великодушие, честность, верность
- Пурпурный – умеренность, щедрость, господство
- Дуб, кипарис – долголетие, сила, мощь
- Лилия – моральная чистота, непорочность, власть
- Роза- время и вечность, жизнь и смерть, красота, счастье
- Виноград - плодородие, изобилие и жизненная сила
- Чертополох – скорбь, излечение ран, аскетизм
- Тюльпан – кратковременность красоты, достаток
- Картофель- плодородие
- Лотос – преодоление трудностей, красота, нежность
Закончи предложение:
сегодня я узнал…
было интересно…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
у меня получилось …
я попробую…
меня удивило…
мне захотелось…
Самоанализ урока.
Учитель: Либина Елена Александровна
Предмет: Изобразительное искусство.
Класс: 5.
Тема урока: «Растения и их декоративное изображение на рисунках по мотивам городецкой росписи «Птица счастья»».
Тип урока и его структура: Интегрированный урок. Структура соответствует теме урока и его целям.
В классе 29 человек. Успеваемость 100%. Многие обладают творческими способностями, есть дети, посещающие художественную школу и внеурочные занятия по декоративно-прикладному творчеству. Общая оценка работы класса – отлично.
При планировании урока учитывались возрастные особенности учеников и включался игровой момент, что позволило заинтересовать учащихся.
Данный урок в школьном планировании преподавания изобразительного искусства относится к разделу «Декоративно-прикладного творчества». Тема урока связана с предыдущим и последующими уроками. Урок изобразительного искусства интегрирован с уроками биологии и музыки - так наиболее эффективно проявляется творчество, происходит понимание народности. Через систематизацию полученных ранее знаний подаётся новый материал.
Форма урока – урок-практикум, во время которого происходит формирование умений, необходимых для выполнения изображения.
Цели урока: повторить и обобщить знания о многообразии растений, определить значение растений в природе и жизни человека, смоделировать птицу счастья, используя символы цвета и растений.
Задачи:
Образовательная: повторить особенности строения растений; уметь различать реальные и декоративно-стилизованные изображения растений.
Развивающая: развивать память, речь, умение выделять главное, обобщать, проводить аналогию и сравнение; научить правильно оценивать уровень своих знаний; развивать знания о декоративно-прикладном творчестве, показав роль растений в изображении волшебной птицы счастья, применяя способы соединения по сходству символы цвета и растений.
Воспитательная: воспитывать интерес к разнообразию окружающего мира, стремление к сохранению его многообразия; воспроизведения в изобразительной деятельности цветочных и травяных элементов ; продолжить формирование основ экологической культуры.
Тип урока: обобщение и систематизации знаний.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: Знание отличительных признаков цветковых растений, умение различать их в природе, наглядном материале; знание и воплощение техники городецкой росписи.
Метапредметные: Умение работать с источниками предоставленной информации, умение отбирать необходимые сведения для применения их в дальнейшей работе, умение анализировать предоставленный материал.
Личностные: Развитие любознательности, самоконтроля, эстетическое развитие через личностное отношение к изобразительному искусству.
Универсальные учебные действия.
Познавательные УУД: развитие у учащихся навыков поиска и отбора необходимой информации, её систематизация, сопоставления.
Регулятивные УУД: развитие навыков выполнять задания в соответствии с поставленной целью, самоанализ теоретических и практических областей своей работы;
Коммуникативные УУД: формирование потребности сотрудничать с учителем, аргументировать свою точку зрения
Личностные УУД: развитие любознательности и интереса к изучению природы, искусству живописи.
Содержание учебного материала:
Особенности растений (цветок, семя, плод), значение растений в природе и жизни человека, использование изображений растений в декоративно-прикладном творчестве (Птица Счастья).
Деятельность учащихся: уметь работать , используя свои имеющеся знания и применять новые рекомендации учителя. Обобщать, делать выводы, соблюдать правила работы с раздаточным материалом, уметь выполнять рисунки в технике Городца.
Оборудование: презентация: изображения покрытосеменных растений лугов, полей; декоративные предметы городецкой росписи, изображения фрагментов городецкой росписи, репродукции работ художников, работы учащихся, краски, учебники по ИЗО; компьютер, проектор.
Урок разделён на шесть этапов:
1. Организационный момент: является важным этапом урока, потому что в это время перед учителем ставится задача настроить учащихся на учебную деятельность.
2. Актуализация знаний: формируется познавательные Универсальные учебные действия (анализировали иллюстрации, извлекали из них информацию), регулятивные Универсальные Учебные Действия (определяли тему урока)
3. Объяснение нового материала: формируется умение сравнения соотнесения информации (познавательные Унив Учеб Деят).
4. Целеполагание: на данном этапе было окончательное осмысление намеченной цели и подведение учащихся к учебным задачам.
5. Практическая деятельность и представление результатов: на этом этапе у учащиеся уже сформировались познавательные Унив Учеб Деят (они определили цель и задачу урока, извлекли необходимую информацию), регулятивные (спланировали свою деятельность, осуществили взаимоконтроль).
Содержание урока соответствует требованиям государственных программ. Формы и методы обучения подобраны с учетом особенностей учебного материала. Использование интересного материала позволяет доступно объяснить некоторые термины. Для активизации творческой активности и воображения использовался наглядный материал.
Главным этапом урока является выполнение изобразительной деятельности. Четко была поставлена цель урока.
По моему мнению, время на уроке было распределено рационально. Главный этап урока – выполнение декоративного изображения цветов по мотивам городецкой росписи в изображении «Птицы счастья»
Основным дидактическим материалом была презентация по данной теме, наглядное пособие картина «Казак с казачкой», технологические карты для изображения городецких цветов.
Контроль усвоения знаний был организован во время изучения новой темы; во время изобразительной деятельности дети определяли и использовали в изображениях различные цвета, подбирая их по предложенным схемам и вносили в работы свои идеи, конструируя изображения из тех, что предложены в технологических схемах; при подведении итогов урока (задавались вопросы на актуализацию пройденного материала).
В течение всего урока обеспечивалась высокая работоспособность школьников, которая была достигнута благодаря тому, что работа в классе используется на уроке уже не в первый раз, и дети умело справляются с заданиями.
Рациональное использование времени на уроке обеспечивалось за счет того, что были продуманы этапы формулировки темы урока и этап получения теоретических знаний.
Психологическая обстановка на уроке была доброжелательной, непринуждённой. Дети чувствовали себя свободно, не скованно. Это было достигнуто благодаря атмосфере сотрудничества всех участников урока и благоприятному музыкальному фону.
Все поставленные цели и задачи были достигнуты. Методы и приемы подобраны в соответствии с задачами урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного урока Лидерство. Конформность. Толерантность. По мотивам произведения В. Железникова «Чучело»., разработанный в соавторстве с учителем литературы Шакуровой И.В и педагогом -психологом Розенбаумом М.Н.
Конспект интегрированного урока обществознания, социальной психологии и литературы в 10 классе: Лидерство. Конформность. Толерантность. По мотивам произведения В. Железникова «Чучело»., разработанный ...
Открытое занятия: Использование изображения птиц в различных видах декоративно - прикладного искусства. Выполнение мотива городецкой росписи «петушок».
Ознакомление обучающихся с вариантами изображения птиц в различных видах декоративно - прикладного искусства, изучение кистевых приемов росписи....
Конспект интегрированного урока ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И ИНФОРМАТИКИ и ИКТ, тема «Изображение предметного мира – натюрморт».
Интегрированный урок изобразительного искусства и информатики и ИКТТема урока: «Изображение предметного мира - натюрморт»Класс /возраст: 6 класс.Формы работы: фронтальная, индивидуаль...
Конспект интегрированного урока в 3 классе на тему: "Рисунок в технике "Граттаж"
Урок на тему: "Рисунок в технике "Граттаж", проводится по дисцеплине "Рисунок"....
Конспект интегрированного урока по теме: «7 возрастов счастья» (обществознание + литература)
Конспект интегрированного урока по теме:«7 возрастов счастья»(обществознание + литература)...
Использование мотивов Городецкой росписи на уроках ИЗО в 5 классе
Стремление к творчеству, восприятию прекрасного в окружающем мире есть у всех детей, и очень важно, чтобы это стремление не пропало у них с возрастом. Маленькие дети рису...