Конспект интегрированного урока по теме: «7 возрастов счастья» (обществознание + литература)
методическая разработка по литературе (7 класс)

Кафедра словесности Гимназии им. Е.М. Примакова

Конспект интегрированного урока по теме:

«7 возрастов счастья»

(обществознание + литература)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integratsiya_konspekt_uroka_-.docx116.49 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного урока по теме:

«7 возрастов счастья»

(обществознание + литература)

5 класс

                                                                                                                                                                   учитель русского языка

                                                                                                                                                  и литературы

                                                                                                                                                    Рычагова О.И.

Тип урока: урок повторения и обобщения изученного материала

Цель урока: обеспечить повторение и обобщение материала по теме: «Возрастные периоды в жизни человека», опираясь на глубокое понимание нравственного смысла текста сказки Е. Л. Шварца «Сказка о потерянном времени»; актуализировать предметные знания по вышеуказанной теме и сформировать позитивное восприятие возрастных особенностей каждого периода.

Задачи:

Образовательные:

- совершенствовать умение учащихся мыслить критически, выделяя возрастные периоды в жизни человека;

- высказывать оценочные суждения о прочитанном;

- выборочно читать текст для доказательства своих мыслей;

- развивать умение делать выводы, анализировать литературное произведение;

Воспитательные:

- воспитание бережного отношения к своему времени и времени других;

- принятие ценностей каждого возрастного периода;

- воспитание познавательного интереса.

Развивающие:

- развитие умения сотрудничать с одноклассниками и учителем в решении учебных задач;

- развитие умения работы в группе;

- развитие умения объективно оценить свой труд и труд товарищей.

- обогащать словарный запас учащихся, развивать речь;

- развивать самоконтроль учащихся, произвольное внимание, память, мышление.

п/п

Цель + что отрабатывается

Этап

УЧЕБНОЕ ЗАДАНИЕ

Тип группового взаимодействия

Дидактический материал

Время на выполнение задания

Примечания

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

Положительный настрой обучающихся на урок, погружение в контекст урока.

Этап вызова (инклюз)

Формулирование темы и цели урока детьми.

 Разбить учащихся на группы, отрабатывается  умение работать друг с другом, умение понимать значение загадок о возрастных периодах.

Актуализация предметных знаний по теме.

Актуализация предметных знаний по теме.

Организационный момент:

Работа над темой урока

Учитель литературы

Друзья мои, мы очень рады

Войти в приветливый наш класс.

И для учителей награда -

Сиянье ваших умных глаз.

Мы знаем: каждый в классе - гений, 
Но без труда талант не впрок.
Скрестите шпаги ваших мнений -
Мы вместе сочиним урок!
Но не обычный, повседневный
Урок мы с вами проведем.
Обществознание с литературой, 
Сегодня в гости позовем.

  На фоне видео с ускоренным развитием ростка учитель литературы зачитывает стихотворение «Росток».

Классу задаётся вопрос на ассоциативный ряд. Делается переход к формулировке темы урока.

Совместное формулирование темы урока.

На уроках литературы мы с вами работали с малыми жанрами фольклора: какой из них показался вам наиболее интересным?

(загадки)

Oбратимся к загадкам и постараемся найти верные отгадки:

1. Сколько в радуге цветов,
Дней в неделе у китов.
Гномиков у Белоснежки,
Братьев-близнецов у пешки,
Нот, что знают даже дети,
И всего чудес на свете,
Разобраться с этим всем
Нам поможет цифра…

(Семь)

2. Что в нашей жизни с течением времени всегда увеличивается и никогда не уменьшается? Его нельзя спрашивать у женщин?

(Возраст)

3. Мама, папа и братишка,
Озорной котёнок Тишка.
Сегодня мы все дома вместе:
Котёнок выпачкался в тесте,
Братишка в кубики играет,
Наш папа что-то там читает,
Мамуля вяжет на диване,
А я звоню подружке Ане.
И пусть на улице ненастье,
Побыть с родными – это …
 

(Счастье) 
 Молодцы! Давайте сформулируем тему урока из получившихся отгадок, употребляя слова в правильной грамматической форме:

  “Семь вОзрастов счастья“

Как вы думаете: какую цель мы должны перед собой поставить, помня: что у нас в гостях две учебных дисциплины?

(постановка цели детьми).

Настало время разделиться по этим возрастным периодам, объединяющим в себе 7 отрезков полного жизненного пути. Как же называются три основных периода, мы сейчас снова отгадаем (обучающиеся

разбиваются на 3 группы путём отгадывания загадок):

1 группа

Несется, словно птица –
Вперед она стремится !
Сильны и крЕпки ноги –
Всегда в пути, в дороге .
Ей не страшны невзгоды ,
Ее волнует мода .
Бушует в жилах кровь ,
Приветствует  любовь .
Слагает стих , волнуясь …

Она зовется

 (ЮНОСТЬ)

2 группа:

«Молодость. Зрелость»

Каждый день в работе ,
Все по распорядку .
В пике да в цейтноте 
Мчится без оглядки .
Иногда с таблеткой ,
Утром – без зарядки .
Делится с соседкой ,
Как лечила пятки .
Дома и на службе 
Целый день вертелась …
Кто она такая ?
Ее имя…

(ЗРЕЛОСТЬ)

3 группа:

«Преклонный возраст. Старость».

Идет – хрустят коленки -
Придерживаясь стенки,
Держась за поясницу,
И голова кружится.
Рукою держит посох,
Сгибается со вздохом,
И все-то ей не в радость – 
Она зовется …

(СТАРОСТЬ)

Учитель обществознания:

«Дорогие дети! На столах у каждой группы находятся наборы с иллюстративными материалами. Вам нужно их рассмотреть, проанализировать, соотнести с возрастными периодами и разместить на флипчартах те иллюстрации, которые соответствуют возрастным периодам вашей группы».

После завершения задания учитель просит участников группы прокомментировать свой выбор.

Учитель адресует вопрос представителям каждой группы: «В чем заключается счастье и сложности каждого периода?»

Ученики делают свои предположения, отвечая на вопрос.

Учитель литературы:

Если спросить ваших бабушек и дедушек, какие фильмы-сказки они смотрели в детстве, среди прочих названий обязательно будет «Золушка». Сценарий этого фильма написал Евгений Львович Шварц. Став взрослым, начал писать для сцены, но его манила литература. Первой книгой для детей стала «Рассказ старой балалайки». А какое произведение Е. Л. Шварца мы с вами недавно прочитали? («Сказка о потерянном времени») Проверим, насколько вы были внимательны при чтении текста.

Конкурс «Гонки времени» (на флипчарт прикрепляется бумажный циферблат и переводится стрелка на час вперёд после каждого правильного ответа (побеждает команда, у которой «быстрее пробежало время»)

Учитель: Для каждой команды приготовлено по 5 вопросов.

Для 1-ой команды:

  • Какое любимое слово у него было? («Успею»)
  • Сколько было злых волшебников? (4)
  • Как выдала себя Надежда Соколова? («Играла в классы»)
  • Что сделал волшебник перед тем, как рассказать об обратном превращении детей? (Он вышел на цыпочках из домика, обошел его кругом, вернулся, запер дверь на задвижку и поворошил сено палкой.)
  • В кого превратился главный герой сказки? (В высокого, худого, бледного старика)

Для 2ой команды:

  • Где Петя Зубов их встретил? (В лесном домике)
  • Почему злые волшебники не заметили главных героев? (Они спали)
  • В каком классе учились главные герои сказки? (Петя Зубов, Надежда Соколова, Маруся Поспелова – 3 класс, Вася Зайцев – 2 класс)
  • О чем больше всего горевал Зубов, став взрослым? («Мне даже пенсию не дадут»)
  • Как звали главного злого волшебника? (Сергей Владимирович)

Для 3й команды:

  • «Летит трамвай, десятый номер. А на «колбасе» висит старичок. Шапка лихо надвинута на ухо, борода развевается на ветру…» О ком эти строки? (О Васе Зайцеве)
  • В какое время нужно было переводить стрелки часов? (В полночь)
  • Почему Петя чувствовал себя несчастным? (Он не мог играть с друзьями)
  • По каким признакам Зубов узнал Марусю Поспелову? («Газета «Пионерская правда», съела изюм из батона, играла в мяч)
  • Как происходило превращение злых волшебников? (Стоят-растут-взрослеют-дряхлеют-пропадают)
  • По каким предметам отставал Петя? (Русский язык, арифметика, пение)

Учитель обществознания

«Как вы думаете, может ли человек одного возраста ощущать себя представителем другого возраста, не зависимо от количеств лет? Перед тем как ответить на вопрос, посмотрите, пожалуйста, мультфильм «Банка».

После просмотра мультфильма ученики отвечают на сформулированный вопрос.

 После просмотра мультфильма.

«Сейчас я попрошу участников групп и гостей нашего урока ответить на вопросы. Детям я бы хотела предложить поразмышлять над следующим вопросом. Какие черты взрослого или пожилого человека есть в вашей жизни? Родителей я бы хотела попросить написать на доске примеры того, что в вашей сегодняшней жизни есть детского и разделить эти примеры на две категории: что помогает и что мешает». Дети совещаются в группах, родители пишут примеры на доске.

Дети озвучивают свои варианты ответов, родители комментируют свой ответ.

Учитель литературы:

 Как прожить каждый возраст счастливо и сделать счастливыми других?

Ответы учащихся и родителей фиксируются на флипчартах.

Беседа с детьми, сидящими по периметру класса

Диалог

Социализация в группах материала и работа над созданием коллажа

Групповая работа

Групповая работа

Загадки по коннотациям темы урока,

загадки на распределение по группам: «Юность», «Зрелость», «Старость»

Слайды с текстами загадок на доске

На столах групп расположены предметы обихода в соответствии с возрастами:

1 группа – погремушка, мягкая игрушка и учебник;

2 группа – кошелек, ключи от машины;

3 группа – очки, шаль, книга сказок.

Рядом с каждой группой стоит флипчарт для создания «продукта» - коллажа «… - это возраст счастья!»

Мультфильм студии «Шар» «Банка»

5 мин

3 мин

3 мин

9.

Подвести итоги урока, выдать домашнее задание

Подведение итогов урока

Рефлексия

+

Домашнее задание

Составление синквейна на темы: “Возраст”, “Счастье”, “Время”

Письменно поразмышлять на тему: «Какие обязанности в семье должен выполнять человек в рамках разных возрастных периодов?».

Фронтальная работа

Индивидуальная работа

Распечатка алгоритма составления синквейна

 (см. Приложение к конспекту урока)

Оценочные часики (см. Приложение к конспекту урока)

2 мин

1 мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект интегрированного урока по теме "Чай не пьешь - какая сила?"

План-конспект интегрированного урока по теме "Чай не пьешь-какая сила" предназначен для учащихся профессионального училища специальности "Повар, кондитер". Данный урок создан 3 преподавателями: препод...

Конспект интегрированного урока на тему: "Вклад выдающихся английских ученых в истории мировой физики".

Данный материал можно использовать на уроках страноведения, фрагмента открытого урока....

Конспект интегрированного урока по теме:"Зима"

Урок разработан учителем-логопедом Убелс М.Ю. совместно с учителем начальных классов Красниковой И.А.  Тема урока :"Зима. Безударные гласные. Слова различных слоговых конструкций"....

Конспект интегрированного урока по теме «Стихотворения Сергея Есенина на уроке русского языка. Текст»

Конспект интегрированного урока по теме «Стихотворения Сергея Есенина на уроке русского языка. Текст»Цель: вспомнить и привести в систему изученное о тексте,  повторить основные сведения об изобр...

Интегрированный урок по теме "Нравственные ценности в обществознании и литературе". 8-й класс

Организовать деятельность учащихся по повторению и обобщению  пройденного  материала; формирование у обучающихся представления о нравственных ценностях, понимания о добре и зле, любви и нена...