Краеведческий зал школы
статья по изобразительному искусству (изо)
Краеведение способствует решению задач социальной адаптации воспитанников школы, формированию у них готовности жить и трудиться в своем селе, районе, крае, республике, участвовать в их развитии, социально-экономическом и культурном обновлении. Это одна из актуальных социально-педагогических задач нашего времени.
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kraevedcheskiy_zal_shkoly_ekskursiya_23_zoya_s.docx | 276.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Краеведческий зал школы.
Добрый день, уважаемые гости!
Зовут меня …
1. К 90-летию нашего округа в школе был создан Краеведческий зал по инициативе Управляющего совета школы и родителей. Некоторые предметы являются подлинными (облас, рыболовная сеть). Другие были воссозданы по образу подлинных вещей под чутким руководством председателя Управляющего совета Нуртдиновой Нины Михайловны.
Часть экспозиции находится на 2 этаже младшего корпуса и представляет флору и фауну нашего округа, оформленные во время отпуска нашими учителями изобразительного искусства – Власовой Лидией Прокопьевной и Карповой Галиной Михайловной.
Маленького размера картины, выполненные маслом, эскизы дипломных работ студентов Нижневартовского государственного университета Факультета искусств и дизайна, проходивших государственную педагогическую практику в нашей школе.
2. Краеведческий зал является очень востребованным у учителей географии, биологии, начальных классов. Учителя совместно с учениками здесь решают разные учебные задачи, используя формы работ: проводят квесты, устные журналы, организовывают креативные фотосессии на фоне стойбища оленеводов, готовятся к географическому диктанту о нашем городе. За этими двумя колоннами можно найти почти всю необходимую информацию об истории города Нижневартовска.
3. Я работаю учителем изобразительного искусства в начальных классах. Именно с этого возраста Краеведческий зал становится важнейшем СРЕДСТВОМ связи ОБУЧЕНИЯ и ВОСПИТАНИЯ с жизнью.
Материалы по краеведению, представленные в зале, я включаю в свои уроки, в соответствии с календарно-тематическим планированием.
Например, тематические уроки в разделе «Региональный компонент»:
1 класс – «Хантыйские узоры»;
2 класс – «Узоры народов ханты (наряд для девочки)»;
3 класс – Иллюстрация к сказкам Маргариты Кузьминичны Анисимковой, по книге «Сказы» и Анны Митрофановны Коньковой – «Сказки бабушки Аннэ»;
4 класс – «Хантыйские куклы».
Всё это помогает активизировать учебный процесс, пробуждая интерес к знаниям о Югорском крае.
4. Я часто обращаюсь к краеведческому залу для проведения внеурочных занятий. До этнографического парка-музея Варьёгана больше 200 км и нет возможности нам с учениками своими глазами увидеть жилища и познакомиться с укладом жизни хантов.
Поэтому я ребят привожу сюда на экскурсию. Дети выполняют графические зарисовки с экспонатов музея.
В нашем городе традиционно проходят городские конкурсы творческих работ, такие как: «Неиссякаемый источник», «В единстве народов – сила Югры», «Я на Севере живу», «Нижневартовск – город мой», «Раскрась город яркими красками» и др. И мы активно и результативно участвуем.
С моими кружковцами шьём одежду коренных народов Севера, рисуем тематические картины по предложенным темам.
На занятиях «Мир подвижных игр» изучаем национальные игры, изготавливаем своими руками атрибутику: бубен с колотушкой, повязки на голову, разрабатываем дизайн медалей – наград для победителей.
5. Летом у нас работает пришкольный лагерь «Солнышко».
В Краеведческом зале для детей младших отрядов проводим экскурсии, мастер-классы. Например, изготовили хантыйскую национальную детскую игрушку-куклу «Акань», чум оленевода.
Украшали хантыйскую одежду, научившись вырезать аппликации из дублерина (материала, клейкого с одной стороны) простых узоров: «Щучьи зубы», «Заячьи уши», «Оленьи рога».
6. Убранство нашего Краеведческого зала является готовой декорацией для показа инсценировок, мини-спектаклей. Оказывается, любимую всеми уху придумали ханты. Мы показали детям мини-спектакль «Почему уху назвали ухой». Нам понадобилось только поставить перед чумом треногу с котелком и сразу начали оживать неподвижные персонажи, находящиеся на стойбище. Весной проводим познавательный праздник «Вороний день». С 2011 года Законом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры установлено, что День коренных малочисленных народов Севера автономного округа «Вороний день» является официальным праздником автономного округа и празднуется ежегодно во вторую субботу апреля. Думаю, что такое знакомство и отражение быта и истории своего края, местных обычаев в своём творчестве у учащихся будут способствовать сохранению традиций народов Севера.
7. В нашей школе учатся много детей разных национальностей из Средней Азии. Для них являются диковинкой наши сибирские морозы, даже интересные обычаи и традиции коренных народов Севера. Для них приобщение к культуре народов Севера начинается с краеведческого зала однозначно.
Мы живём в необыкновенном крае. И через все совокупные мероприятия мы доносим до ребят информацию о многоликих жителях Югры, стараемся прививать любовь к нашему краю.
Даже, посещая только краеведческий зал нашей школы, они начинают понимать, что этот мир прекрасен, и нужно охранять уникальную сибирскую природу. Не быть «чужими» на новой Родине!
Каждый воспитанный житель Югры должен знать историю своего края, традиции коренных жителей и относиться к ним с пониманием и уважением.
Хантыйская игра «Хейро» («Солнце»).
Правила игры.
Играющие становятся в солнечный круг, берясь за руки и идя по кругу приставным шагом, руками делают равномерные движения вперёд-назад и на каждый шаг говорят: «Хейро» («Солнце»). Ведущий – Солнце сидит на корточках в середине круга с бубном и ритмично бьёт колотушкой в бубен. Игроки разбегаются, когда Солнце встаёт и выпрямляется (вытягивает руки с колотушкой в стороны).
Все игроки должны увёртываться от Солнца при его поворотах.
На сигнал: «Раз, два, три – в круг скорей беги». Те, кого ведущий не задел, возвращаются в круг. Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы Лыкошинской школы-интерната №2 по краеведческому направлению. «Родиноведческое содержание образования»
Выступление на региональных педагогических краеведческих чтениях....
Краеведческий компонент в тематическом планирование по ИЗО в начальной и средней школе
Тематическое планирование по предмету ИЗО в начальной и средней школе по краеведческому компоненту....
Краеведческий музей школы
Краеведческий музей школы...
Рабочая программа по историко-краеведческому кружку «ШКОЛА КРАЕВЕДА»
Программа историко-краеведческого кружка составлена с учетом актуальных положений ФГОС основного общего образования. Она призвана обеспечивать региональные особенности содержания образования в области...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Туристстко-краеведческой направленности «Школа выживания»
Программа «Школа выживания» предназначена для укрепления здоровья детей, их физического и спортивного совершенствования, а также социально-психологической реабилитации подростков в сложных...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Туристстко-краеведческой направленности «Школа безопасности»
Социально психологически развитый человек в жизни, труде, межличностных отношениях руководствуется цивилизованными моральными и правовыми нормами, социальными ценностями, принятыми в данном обществе. ...
Краеведческий зал школы
Краеведческий зал как средство формирования интереса к истории родного края на уроках....