ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Туристстко-краеведческой направленности «Школа безопасности»
рабочая программа по обж

Социально психологически развитый человек в жизни, труде, межличностных отношениях руководствуется цивилизованными моральными и правовыми нормами, социальными ценностями, принятыми в данном обществе. Он ориентирован на гармоничное решение проблем своей жизни, обеспечение ее духовной и материальной полноты. Ему важно не только что он делает, но и как он это делает (творчески, качественно, красиво). Ответственный, трудолюбивый, добросовестный, оптимистично настроенный человек не боится трудностей, достойно переносит неудачи, в экстремальных ситуациях поступает в соответствии с нормами морали и совести

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_shkola_bezopasnosti.docx196.33 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2 им. А.И. Исаевой»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

Туристстко-краеведческой направленности

«Школа безопасности»

Возраст обучающихся: 10-16 лет

Срок реализации: 9 месяцев (сентябрь-май)

                                                           

Автор-составитель:

Прокаев Вячеслав Васильевич,

преподаватель-организатор ОБЖ

г. Нефтеюганск, 2020г.

Пояснительная записка

  Социально психологически развитый человек в жизни, труде, межличностных отношениях руководствуется цивилизованными моральными и правовыми нормами, социальными ценностями, принятыми в данном обществе. Он ориентирован на гармоничное решение проблем своей жизни, обеспечение ее духовной и материальной полноты. Ему важно не только что он делает, но и как он это делает (творчески, качественно, красиво). Ответственный, трудолюбивый, добросовестный, оптимистично настроенный человек не боится трудностей, достойно переносит неудачи, в экстремальных ситуациях поступает в соответствии с нормами морали и совести. Социально развитая личность психологически интегрирована в общество, в котором она живет, что проявляется в ее гражданственности, патриотизме.

       Важное социально-психологическое свойство личности, способствующее успешности в жизни, способность объективной оценки самого себя в обществе, микро группе, тогда как неадекватная оценка своих способностей и качества своих действий, самоуспокоенность или неверие в свои силы могут привести к негативным последствиям в экстремальной ситуации.

       Весьма существенной характеристикой человека и его поведения является групповая интегрированность, осознание себя как члена определенного социального слоя, группы.

         Недостаточная подготовленность к экстремальным ситуациям может привести к тяжелым, а порой и трагическим последствиям. Чтобы избежать их, необходимо:

-        знать виды экстремальных ситуаций, их особенности;

-        уметь выполнять необходимые действия, не ухудшая их качество под влиянием своего психического состояния и необычных обстоятельств экстремальных ситуаций;

-        уметь выполнять особые действия, сообразные специфике конкретных экстремальных ситуаций;

-        обладать специально развитыми качествами, повышающими способность к успешным действиям в специфичных экстремальных ситуациях, наиболее вероятных в жизни и деятельности;

-        обладать повышенной экстремальной устойчивостью, чтобы безопасно выходить из экстремальных испытаний без негативных последствий для дела, жизни и здоровья;

-        быть способным настойчиво, невзирая на трудности, реализовать

свои намерения, наступательно преобразуя обстоятельства экстремальной ситуации и гибко управляя своим поведением.

       Не подлежит сомнению, что хорошо подготовленный к экстремальным ситуациям человек более уверен в себе, чем неподготовленный. Осознание собственной неподготовленности, неумелости - источник волнения и паники даже там, где для них нет оснований. Подготовленный человек лучше разбирается в особенностях возникающих ситуаций, более правильно оценивает их, предвидит развитие событий, тем самым не позволяет застать себя врасплох и не вынужден действовать впопыхах. Подготовленный человек действует спокойнее, допускает меньше ошибок и промахов, не создает себе по незнанию дополнительные трудности.

Дополнительная общеобразовательная программа  «Школа безопасности» разработана согласно требованиям следующих нормативных документов:

- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;

- Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р);

- СанПин к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41);

- Порядок организации и осуществления образовательной  деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 № 196);

- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р);

- «Об утверждении Концепции развития воспитания в системе общего образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» Приказа Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от   31.01.2013 № 63;

- «Об утверждении правил персонифицированного финансирования в ХМАО-Югре» приказа ДОиМП ХМАО-Югры от 04.06.2016 № 1224  (с изменениями от 20.08.2018 №1142).

Требования к квалификации педагога дополнительного образования: высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю кружка, секции, студии, без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы.

Дополнительная общеобразовательная программа  относится к  туристско-краеведческой направленности.

Актуальность

Следует иметь в виду, что обучение безопасной жизнедеятельности - не самоцель. Оно неразрывно связано с проблемой достижения ребенком успеха в жизни, его самореализации, самоутверждения, удовлетворения его разнообразных жизненных потребностей. От объективных, а тем более субъективных трудностей ребенку не уйти, и надо учить его не только избегать опасностей, но и смело решать жизненные проблемы, умело действовать при их возникновении. Это важно еще и потому, что трудности и экстремальные ситуации человеку создают не только природа, техника или окружающие его люди. Очень часто он создает их себе сам, а его неподготовленность всегда усложняет положение. Поэтому подготовка ребенка к встрече с экстремальными ситуациями и грамотным действиям при их возникновении - одна из составляющих обеспечения его успешной, благополучной и безопасной жизни, и к этому надо готовить детей целенаправленно.

        Противостояние трудностям, успехи в деятельности определяются в первую очередь правильным представлением об окружающем мире, обществе и взаимоотношениях в нем. Это находит свое выражение в адекватном мировосприятии. Поэтому так важно дать детям основы социально психологических знаний.

Адресат программы. 

Дополнительная общеобразовательная программа  «Школа безопасности»  ориентирована  на обучающихся 10-16 лет.

Объем и срок реализации программы. Данная образовательная программа рассчитана на 114 часов. Наполняемость групп 10-12 человек.

Формы и режим занятий: в проведении занятий используется групповая форма деятельности. Состав группы постоянный. Набор детей - свободный. Основной формой работы являются учебно-познавательные и практические занятия. Отчет о работе проходит в форме Юнармейских и туристических слетов,  военно-спортивных игр и соревнований. Занятия  проводятся в очной форме 3 раза  в неделю по 1 академическому часу.

Цель программы:

Обучить,  детей первичным правилам безопасного пребывания в автономных условиях, приемам и способам оказания помощи, терпящим бедствие. Воспитать, любовь к родному краю и бережное отношение к природе родного края. Способствовать формированию устойчивой потребности в приобретении навыков самостоятельной деятельности.

Задачи:

Воспитательные:

Воспитание культуры максимально возможного безопасного поведения в критических ситуациях на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;

Воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности;

Воспитание уважения к культурному и историческому наследию своего Отечества.

Развивающие:

Развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;

Развитие умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;

Развитие умения применять полученные теоретические знания на практике - принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.

Обучающие:

Обучение основным правилам преодоления туристской полосы препятствий;  

Обучение первичным спасательным навыкам;

Обучение основным правилам оказания первой доврачебной помощи пострадавшим;

Обучение основным приемам и действиям в опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера.

Планируемые результаты Программы

Ученик, знающий историю своего региона, города, с активной гражданской позицией, физически развитый, подготовленный к грамотным действиям в  природных автономных условиях.

Учащиеся научаться:

-соблюдать правила поведения и технику безопасности во время занятий;

-основным правилам оказания первой доврачебной помощи пострадавшим;

-преодолевать туристическую полосу препятствий в смоделированной среде, затем в природных условиях;

-принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;

-вязать узлы, использующиеся в туристических целях;

-устанавливать палатки разных типов;

-основным действиям с компасом;

-ориентированию на местности;

-технике преодоления природных препятствий.

Учащиеся узнают:

-технику безопасности при работе с туристическим инвентарём и снаряжением;

-способы добывания, хранения и переноски огня;

-способы очистки и обеззараживания воды;

-международную кодовую систему сигналов бедствия;

-препараты аптечки, их назначение и применение;

-условные топографические знаки.

Периодичность оценки результатов Программы

Результаты образовательной деятельности учащихся отслеживаются путём проведения начальной, промежуточной и итоговой аттестации.

Начальная - проводится в течение первых двух-трёх недель с момента зачисления учащегося в объединение.

Цель – выявление стартовых и индивидуальных возможностей учащегося.

Методы проведения: индивидуальное собеседование, анкетирование, тестирование, наблюдение.

Промежуточная - проводится по завершению двух месяцев обучения.

Цель - отслеживание динамики развития каждого ребёнка, коррекция образовательного процесса.

Методы проведения: тестирование, сдача контрольных нормативов.

Итоговая - проводится в конце обучения.

Цель - подведение итогов освоения образовательной программы.

Методы проведения: Прохождение маршрута по типу «Поисково-спасательные работы». т.д.

По качеству освоения программного материала выделены следующие уровни знаний, умений и навыков:

высокий - программный материал усвоен учащимся полностью, воспитанник имеет высокие достижения;

средний - усвоение программы в полном объеме, при наличии несущественных ошибок;

ниже среднего - усвоение программы в неполном объеме, допускает существенные ошибки в теоретических и практических заданиях; участвует в конкурсах на уровне коллектива.

Техническая платформа

Наименование

Количество

Список группового снаряжения

1

Верёвка основная (диаметром 10-12 мм), длина 40 м

2 шт.

2

Верёвка вспомогательная (диаметром 6-8 мм), длина 60 м

    1шт.

3

Медицинская аптечка

1шт.

4

Ремонтный набор

1шт.

5

Часы со стрелками

2шт.

6

Навигатор

1 шт.

7

Палатки с тентами и стойками

4 шт.

8

Костровое хозяйство

1 комплект

9

Тент (для кухни, костра, дров)

1 шт.

10

Варочная посуда

1 комплект

11

Топор        

1 шт.

12

Пила ручная

1 шт.

13

Фонарь электрический

4 шт.

14

Брезентовые рукавицы для кухни

1 пара

15

Сапёрная лопатка

1 шт.

Список личного снаряжения

1

Рюкзак с полиэтиленовым вкладышем

1 шт.

2

Спальный мешок

1 шт.

3

Коврик теплоизоляционный

1 шт.

4

Индивидуальная медицинская аптечка

1 шт.

5

Накидка от дождя

1 шт.

6

Брезентовые рукавицы

1 пара

7

Система страховочная        

1 комплект

8

Карабин с муфтой

4 шт.

9

Репшнур (диаметром 10 мм), длина 3 м                        

1 шт.

10

Кольцо из репшнура (диаметром 6-8 мм)

2 шт.

11

Компас                                                

1 шт.

Веревочный полигон

1

Карабин

45 шт.

2

Блок-ролик

10 шт.

3

Жумар

15 шт.

4

Спусковое устройство

15 шт.

5

Веревка основная статическая диаметр 10мм

300 м

6

Веревка вспомогательная диаметр 8 мм

200 м

7

Маты гимнастические

14 шт.    

Кабинет ГО

1

Стол

10

2

Стул

20

3

Проектор

1

4

Экран

1

5

Робот-тренажер для оказания первой помощи

1

6

Тренажер сердечно - легочной и мозговой реанимации

1

7

Противогаз ГП-5

15 шт.

Критерии оценки

Тема

Высоки уровень  

Средний уровень

Низкий уровень

1

Вводное занятие

Уверенно знает и понимает правила внутреннего распорядка, пожарной безопасности, техники безопасности на занятиях и во время соревнований.

Знает, но в неполной мере понимает некоторые аспекты правила внутреннего распорядка, пожарной безопасности, техники безопасности на занятиях и во время соревнований.

Наблюдаются существенные пробелы в знании и понимании правил внутреннего распорядка, пожарной безопасности, техники безопасности на занятиях и во время соревнований.

2

История родного края

Знает границ ХМАО-Югры, а также типовые особенности региона (рельеф, гидрографию, растительность, полезные ископаемые и климат).

Наблюдаются незначительные пробелы в знании границ ХМАО-Югры, а также типовых особенностей региона (рельеф, гидрографию, растительность, полезные ископаемые и климат).

Слабо знает границы ХМАО-Югры, а также типовые особенности региона (рельеф, гидрографию, растительность, полезные ископаемые и климат).

3

Действия в чрезвычайных ситуациях

Знает и уверенно выполняет на практике правила поведения при ЧС

Знает но выполняет на практике правила поведения при ЧС неуверенно с некритичными ошибками

Не знает и не выполнят правила поведения при ЧС, либо знает правила но выполняет их на практике со значительными ошибками

4

Спасательная  подготовка

Умеет подбирать снаряжение для похода в соответствии с задачами похода. Умеет пользоваться личным и командным туристическим снаряжением. Умеет вязать и применять по назначению не менее 11 основных узлов..    

Умеет подбирать снаряжение для похода в соответствии с задачами похода с незначительными ошибками. Умеет пользоваться личным и командным туристическим снаряжением. Умеет вязать и применять по назначению не менее 7 основных узлов.

Не умеет подбирать снаряжение для похода в соответствии с задачами похода. Не умеет пользоваться личным и командным туристическим снаряжением. Не умеет вязать и применять по назначению не менее 7 основных узлов.

5

Промежуточная аттестация

Умеет преодолевать препятствия туристической полосы препятствий с обязательной самостраховкой

Умеет преодолевать препятствия туристической полосы препятствий с обязательной самостраховкой (допускаются срывы с последующим самовосстановлением).

Не умеет преодолевать препятствия туристической полосы препятствий с обязательной самостраховкой

6

Первая доврачебная помощь в полевых условиях

Знает и умеет комплектовать походную мед. аптечку. Умеет оказывать первую помощь при кровотечении, капиллярном, венозном и артериальном. Умеет проводить иммобилизацию  конечностей с последующей транспортировкой, при возможности таковой.

Знает и умеет комплектовать походную мед. аптечку с не существенными ошибками. Умеет оказывать первую помощь при кровотечении, капиллярном, венозном и артериальном. Умеет проводить иммобилизацию  конечностей но не умеет осуществлять транспортировку пострадавшего.

Не умеет комплектовать походную мед. аптечку. Не умеет оказывать первую помощь и иммобилизацию.

7

Ориентирование на местности

Умет читать топографическую и спортивную карту. Умеет ориентироваться на местности по карте и компасу с погрешностью не более 2* и не более 2метров.

Умет читать топографическую и спортивную карту. Умеет ориентироваться на местности по карте и компасу с погрешностью не более 5* и не более 5метров.

Не умеет читать топографическую и спортивную карту.

При ориентировании на местности допускает ошибки более 5* и более 5метров.

8

Поисково-спасательные работы

Проходит маршрут в полном соответствии с ЗМК (зачетной маршрутной картой).  

Проходит маршрут в полном соответствии с ЗМК (зачетной маршрутной картой) но с некоторыми опозданиями по ходу движения и несущественными ошибками при выполнении спасательных работ.  

Не соблюдаются условия прохождение маршрута.  

9

Итоговая аттестация

10

Итоговое занятие

Умеет проводить анализ и самоанализ.

Умеет проводить анализ.

Не умеет проводить анализ.

Учебный план второго модуля

Тема

Итог

Теория

Практика

1

Вводное занятие

1

1

-

2

История родного края

4

2

2

3

Действия в чрезвычайных ситуациях

6

2

4

4

Спасательная  подготовка

46

3

43

5

Промежуточная аттестация

2

1

1

6

Первая доврачебная помощь в полевых условиях

12

3

9

7

Ориентирование на местности

34

4

30

8

Поисково-спасательные работы

6

1

5

9

Итоговая аттестация

1

1

1

10

Итоговое занятие

1

1

-

Итого

114

19

95

Календарный учебный график реализации дополнительной образовательной  программы «Школа безопасности» 

114 часов (сентябрь-май)

Число

месяц

Время проведения занятия

Тема

Кол-во

часов

Форма занятий

Форма контроля

-

Вводное занятие

1

лекция

Беседа

-

Дата образования ХМАО, памятные вехи земли Югорской.

1

Поисковое чтение

Викторина

-

Географическое положение ХМАО.

1

Лекция

Квест

-

Природные богатства ХМАО.

1

Поисковое чтение

-

Вклад ХМАО промышленности в экономику России.

1

Поисковое чтение

Викторина

1

-

Правила поведения при захвате группы в заложники.

1

Изучение, практическое выполнение

Практическое тестирование

-

Использование средств индивидуальной защиты органов дыхания.

1

Изучение, практическое выполнение

Практическое тестирование

-

Действия группы в зоне химического заражения

1

Изучение, практическое выполнение

Наблюдение

-

Действия группы в зоне ЧС природного характера.

1

Изучение, практическое выполнение

Наблюдение

-

Действия группы в зоне ЧС природного характера.

1

Изучение, практическое выполнение

Тестирование

-

Действия группы в зоне ЧС техногенного характера.

1

Изучение, практическое выполнение

Тестирование

-

Подгонка страховочной системы

1

Практическое занятие

Практическое тестирование

-

Правила использования страховочной системны

1

Практическое занятие

Практическое тестирование

-

Способы вязания туристических узлов

1

Практическое занятие

Практическое тестирование

Способы вязания туристических узлов

1

Практическое занятие

Практическое тестирование

Способы вязания туристических узлов

1

Практическое занятие

Практическое тестирование

-

Способы вязания туристических узлов

1

Практическое занятие

Практическое тестирование

-

Способы вязания туристических узлов

1

Практическое занятие

Практическое тестирование

-

Способы использования спусковых устройств

1

Практическое занятие

Практическое тестирование

-

Способы использования спусковых устройств

1

Практическое занятие

Практическое тестирование

-

Способы использования устройств для вертикального подъема по веревке

1

Практическое занятие

Практическое тестирование

-

Способы использования устройств для вертикального подъема по веревке

1

Практическое занятие

Практическое тестирование

-

Способы использования спусковых устройств

1

Практическое занятие

Практическое тестирование

-

Способы использования спусковых устройств

1

Практическое занятие

Практическое тестирование

-

Комплектация личного и группового снаряжения, его транспортировка.

1

Практическое занятие

Практическое тестирование

-

Комплектация личного и группового снаряжения, его транспортировка.

1

Практическое занятие

Практическое тестирование

-

Способы преодоления навесной переправы по горизонтальной веревке с самостраховкой и челноком

1

Изучение

Практическое тестирование

-

Способы преодоления навесной переправы по горизонтальной веревке с самостраховкой и челноком

1

Практическое выполнение

Практическое тестирование

-

Способы преодоления навесной переправы по горизонтальной веревке с самостраховкой и челноком

1

Практическое выполнение

Практическое тестирование

-

Техника преодоления навесной переправы по горизонтальной веревке с самостраховкой и челноком

1

Практическое выполнение

Практическое тестирование

-

Техника преодоления навесной переправы по горизонтальной веревке с самостраховкой и челноком

1

Практическое выполнение

Практическое тестирование

-

Техника преодоления навесной переправы по горизонтальной веревке с самостраховкой и челноком

1

Практическое выполнение

Практическое тестирование

-

Техника преодоления «Ромба» и навесной переправы

1

Практическое занятие

Практическое тестирование

-

Техника преодоления «Ромба» и навесной переправы

1

Практическое занятие

Практическое тестирование

-

Техника преодоления разновысоких качающихся перекладин.

1

Практическое занятие

Практическое тестирование

-

Техника преодоления разновысоких качающихся перекладин.

1

Практическое занятие

Практическое тестирование

-

Техника преодоления качающихся перекладин.

1

Практическое занятие

Практическое тестирование

-

Техника преодоления качающихся перекладин.

1

Практическое занятие

Практическое тестирование

-

Комплексное прохождение туристической полосы препятствий.

1

Практическое занятие

Практическое тестирование

-

Комплексное прохождение туристической полосы препятствий.

1

Практическое занятие

Практическое тестирование

-

Комплексное прохождение туристической полосы препятствий.

1

Практическое занятие

Практическое тестирование

-

Комплексное прохождение туристической полосы препятствий.

1

Практическое занятие

Практическое тестирование

-

Комплексное прохождение туристической полосы препятствий.

1

Практическое занятие

Практическое тестирование

-

Комплексное прохождение туристической полосы препятствий.

1

Практическое занятие

Практическое тестирование

-

Комплексное прохождение туристической полосы препятствий.

1

Практическое занятие

Практическое тестирование

-

Комплексное прохождение туристической полосы препятствий.

1

Практическое занятие

Практическое тестирование

-

Комплексное прохождение туристической полосы препятствий.

1

Практическое занятие

Практическое тестирование

-

Комплексное прохождение туристической полосы препятствий.

1

Практическое занятие

Практическое тестирование

-

Комплексное прохождение туристической полосы препятствий.

1

Практическое занятие

Практическое тестирование

-

Комплексное прохождение туристической полосы препятствий.

1

Практическое занятие

Практическое тестирование

-

Комплексное прохождение туристической полосы препятствий.

1

Практическое занятие

Практическое тестирование

-

Комплексное прохождение туристической полосы препятствий.

1

Практическое занятие

Практическое тестирование

-

Комплексное прохождение туристической полосы препятствий.

1

Практическое занятие

Практическое тестирование

-

Комплексное прохождение туристической полосы препятствий.

1

Практическое занятие

Практическое тестирование

-

Комплексное прохождение туристической полосы препятствий.

1

Практическое занятие

Практическое тестирование

-

Комплексное прохождение туристической полосы препятствий.

1

Практическое занятие

Практическое тестирование

-

Комплексное прохождение туристической полосы препятствий.

1

Практическое занятие

Практическое тестирование

-

Промежуточная аттестация

1

Практическое занятие

Выполнение контрольных нормативов

-

Промежуточная аттестация

1

Практическое занятие

Выполнение контрольных нормативов

-

Аптечка туриста. Препараты аптечки, их назначение и применение.

1

Изучение

Тестирование

-

Виды кровотечений.

1

Изучение

Тестирование

-

Первая доврачебная помощь при различных видах кровотечений.

1

Изучение

Тестирование

-

Первая доврачебная помощь при различных видах кровотечений.

1

Изучение

Тестирование

-

Первая доврачебная помощь при различных видах кровотечений.

1

Изучение

Тестирование

-

Первая доврачебная помощь при переломах конечностей.

1

Практическое выполнение

Тестирование

-

Первая доврачебная помощь при переломах конечностей.

1

Практическое выполнение

Тестирование

-

Первая доврачебная помощь при переломах конечностей.

1

Практическое выполнение

Тестирование

-

Правила транспортировки пострадавшего.

1

Изучение

Тестирование

-

Транспортировка пострадавшего.

1

Практическое выполнение

Практическое Тестирование

Транспортировка пострадавшего.

1

Практическое выполнение

Практическое Тестирование

-

Желудочно-кишечные заболевания и отравления.

1

Изучение

Тестирование

-

Ориентирование на местности. Карты местности.

1

Изучение

Практическое Тестирование

-

Ориентирование на местности. Карты местности.

1

Практическое выполнение

Практическое Тестирование

-

Ориентирование на местности. Карты местности.

1

Практическое выполнение

Практическое Тестирование

-

Ориентирование на местности. Карты местности.

1

Практическое выполнение

Практическое Тестирование

-

Ориентирование на местности. Карты местности.

1

Практическое выполнение

Практическое Тестирование

-

Ориентирование на местности. Карты местности.

1

Практическое выполнение

Практическое Тестирование

-

Ориентирование на местности. Карты местности.

1

Практическое выполнение

Практическое Тестирование

-

Ориентирование на местности. Карты местности.

1

Практическое выполнение

Практическое Тестирование

-

Ориентирование на местности. Карты местности.

1

Практическое выполнение

Практическое Тестирование

-

Ориентирование на местности. Карты местности.

1

Практическое выполнение

Практическое Тестирование

-

Условные топографические знаки.

1

Изучение

Тестирование

-

Условные топографические знаки.

1

Изучение

Тестирование

-

Условные топографические знаки.

1

Изучение

Тестирование

-

Составление легенды по карте.

1

Практическое выполнение

Практическое Тестирование

-

Составление легенды по карте.

1

Практическое выполнение

Практическое Тестирование

-

Составление легенды по карте.

1

Практическое выполнение

Практическое Тестирование

-

Составление легенды по карте.

1

Практическое выполнение

Практическое Тестирование

-

Основные действия с компасом.

1

Изучение

Практическое Тестирование

-

Основные действия с компасом.

1

Изучение

Практическое Тестирование

-

Движение по заданному азимуту.

1

Практическое выполнение

Практическое Тестирование

-

Движение по заданному азимуту.

1

Практическое выполнение

Практическое Тестирование

-

Движение по заданному азимуту.

1

Практическое выполнение

Практическое Тестирование

-

Движение по заданному азимуту.

1

Практическое выполнение

Практическое Тестирование

Прохождение маршрута на 10КП (до 3км)

1

Практическое выполнение

Практическое Тестирование

Прохождение маршрута на 12КП (до 3км)

1

Практическое выполнение

Практическое Тестирование

Прохождение маршрута на 12КП (до 5км)

1

Практическое выполнение

Практическое Тестирование

Прохождение маршрута на 15КП (до 5км)

1

Практическое выполнение

Практическое Тестирование

-

Изготовление компаса из подручных материалов.

1

Практическое выполнение

Практическое Тестирование

-

Изготовление компаса из подручных материалов.

1

Практическое выполнение

Практическое Тестирование

-

Способы определения расстояния на местности.

1

Практическое выполнение

Практическое Тестирование

-

Определение расстояния до недоступного объекта.

1

Практическое выполнение

Практическое Тестирование

-

Определение расстояния до недоступного объекта.

1

Практическое выполнение

Практическое Тестирование

-

Определение высоты объекта.

1

Практическое выполнение

Практическое Тестирование

-

Определение высоты объекта.

1

Практическое выполнение

Практическое Тестирование

-

Комплектация и укладка личного и командного снаряжения

1

Изучение

Практическое Тестирование

-

Составление маршрута

1

Практическое выполнение

Практическое Тестирование

-

Спасательные работы на воде

1

Практическое выполнение

Практическое Тестирование

-

Преодоление заболоченного участка местности по жердям  через проложенную гать

1

Практическое выполнение

Практическое Тестирование

-

Наведение переправы через ров с использованием бревна

1

Практическое выполнение

Практическое Тестирование

-

Переправа по бревну с страховочными перилами

1

Практическое выполнение

Практическое Тестирование

-

Итоговая аттестация  

1

Практическое выполнение

Прохождение контрольной дистанции

-

Итоговое занятие

1

Аналитический разбор

Итого

114

Содержание программы

1.Вводное занятие.

Теория: Ознакомление с правилами внутреннего распорядка. Правила пожарной безопасности. Техника безопасности на занятиях, при проведении прогулок, туристических походов, экскурсий .

2.История родного края.

Теория: Территория и границы Нефтеюганского региона, ХМАО и Тюменской области. Рельеф, гидрография, растительность, полезные ископаемые и другие природные условия. Климат, его влияние на возможности занятий туризмом.

                                            3. Действия в чрезвычайных ситуациях.

Правила поведения членов группы в условиях:

- аварий и катастроф техногенного и природного характера;

- захвата группы в заложники;

- заражения АХОВ.

4. Спасательная подготовка.

Личное снаряжение для многодневного похода, требования к нему. Подгонка личного снаряжения. Изготовление, усовершенствование и ремонт снаряжения.

Групповое снаряжение для многодневного похода, требования к нему. Комплектование личного и группового снаряжения.

Страховочная система способы её одевания и подгонки размера.

Спасательные устройства их предназначения и техники  использования.

Спасательные веревки  их разновидности и цели применения.

Узлы, использующиеся в туристических целях.

Узлы для связывания веревок: прямой, встречный, встречная восьмёрка, ткацкий, брамшкотовый, академический, грейпвайн, травяной, змеинный.

Петлевые узлы: простой проводник, двойной проводник, проводник восьмерка, австрийский срединный, булинь.

Вспомогательные узлы: удавка, штык, двойной штык, стремя, схватывающий.

Отработка техники движения и преодоления препятствий туристической полосы препятствий.

5.Промежуточная аттестация

Промежуточная - проводится по завершению двух месяцев обучения.

Цель – отслеживание динамики развития каждого ребёнка, коррекция образовательного процесса.

Метод проведения – контрольное прохождение веревочной полосы препятствий без потери самостраховки.

6.Первая доврачебная помощь в полевых условиях.

Состав походной аптечки, перечень и назначение лекарственных препаратов. Показания и противопоказания к применению лекарственных препаратов. Хранение, транспортировка, пополнение походной аптечки. Индивидуальная аптечка туриста. Ушибы, ссадины, потертости. Характеристика кровотечений. Первая помощь желудочно-кишечных заболеваниях и отравлениях.

Первая помощь при капиллярном, венозном и артериальном кровотечениях. Правила наложения жгута. Виды повязок, основные правила наложения повязок. Первая помощь при переломах конечностей. Иммобилизация (обездвижение) пострадавшего подручными и специальными средствами. Положение пострадавшего при транспортировке. Способы транспортировки пострадавшего: на руках, на импровизированных носилках, при помощи наплечных лямок. Изготовление носилок из подручных средств. Требования к носилкам.

7.Ориентированиена местности.

Географическая и топографическая карты. Географические координаты точки на местности и определение их на топографической карте. Виды топографических карт. Условные знаки топографических карт: населенные пункты, гидрография, дорожная сеть и сооружения на ней, растительный покров, местные предметы. Спортивная карта, ее назначение, отличие от топографической карты. Условные знаки спортивных карт, виды спортивных карт: масштабные, внемасштабные, линейные и площадные. Условные знаки. Устройство компаса, правила пользования им. Ориентирование карты и компаса. Азимут, снятие азимута с карты. Определение сторон горизонта и приблизительных азимутов при помощи Солнца, Луны, Полярной звезды. Определение сторон горизонта при помощи местных предметов, созданных природой и людьми, по растительности. Причины, приводящие к потере ориентировки. Порядок действий в случае потери ориентировки: прекращение движения, анализ пройденного пути, поиск сходной, параллельной ситуации на карте. Необходимость выхода на крупные линейные или площадные ориентиры. Использование троп, идущих в нужном направлении, движение по генеральному азимуту. Движение вдоль ручьев, рек, выход к жилью.

Изображение рельефа на топографических и спортивных картах. Влияние рельефа на пути движения. Движение по азимуту. Приёмы обхода препятствий. Движение через промежуточные ориентиры. Взятие азимута на предмет. Упражнения по определению азимута, снятие азимута с карты. Тренировка на прохождение азимутальных отрезков, прохождение через контрольные пункты по азимуту без использования карты. Упражнения и соревнования на прохождение азимутальных дистанций в ограниченном коридоре. Измерение кривых линий на карте с помощью курвиметра. Определение расстояния до недоступного предмета, ширины реки, оврага. Упражнения по определению расстояния до недоступного предмета, по определению ширины реки, оврага. Движение по легенде - подробному описанию пути.

8.Поисково спасательные работы.

Тактические приемы выхода группы из аварийных ситуаций (остановка движения, разбивка лагеря, отход группы к месту предыдущей стоянки, продолжение движения до более подходящего места установки лагеря). Организация и тактика поиска группы, нарушившей контрольные сроки. Работа по спасению группы, терпящей бедствие. Порядок эвакуации группы с маршрута. Связь с поисково-спасательной службой.

Отработка, техники преодоления естественных препятствий используя личное, командное снаряжение и подручные средства.  

9.Итоговая аттестация.

Итоговая аттестация проводится в конце обучения.

Цель - подведение итогов освоения программы.

Методы проведения: участие военно-спортивных игах и соревнованиях, Юнармейских и туристических слетах.

10.Итоговое занятие.

Подведение итогов по результатам выполненной программы.   Награждение грамотами учащихся, успешно освоивших программу модуля

Методическое обеспечение

Формы  проведения занятий:

-чередование занятий практических и теоретических, проведение мастер-классов, экскурсий, конкурсов, соревнований, олимпиад.

Методы и приемы, применяемые на занятиях:

-Словесные методы обучения (устное изложение; беседа; анализ произведений искусства);

-Наглядные методы обучения (показ упражнений, исполнение педагогом; наблюдение; работа по образцу);

-Практические методы обучения;

-Частично-поисковые методы обучения (дети участвуют в подборе материала).

Дидактическое обеспечение:

Наглядные пособия:

-тематические плакаты;

-тематические видеофильмы;

-тематические стенды;

-топографические карты.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Арефьев В. Е. Введение в туризм. Барнаул, 2014

2. Дроздов А. В. Основы экологического туризма. М., 2015.

3. Косолапов А. Б. Теория и практика экологического туризма. М., 2015.

4. Курило Л. В. Краеведение и туризм. М., 1914.

5. Сборник законодательства Российской Федерации в области туризма.//С. Р. Ахмеров, Н. Ю. Репина и др. Саратов, 2016.

6. Седова Н. А. Культурно-просветительный туризм. М., 2014.

7. Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания. – М.: Просвещение, 2014.

8. Баранов С.П. Педагогика / С.П. Баранов. - М.: Просвещение, 2017. - 236 с.

9. Былеева Л., Коротков И., Яковлев В. Подвижные игры. – 4-е изд., перераб. и доп. М., 2014.

10. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации. / Под ред. Е.Н. Степанова. – М.: ТЦ «Сфера», 2017.

11. Государственная программа патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2015-2020 годы. // Собрание законодательства РФ -2016.

12. Николаев А.А., Семенов В.Г. Развитие выносливости у спортсменов. М.: «СПОРТ», 2018г.

13. Конституция Российской Федерации. – М. Юридическая литература, 1993.// Собрание законодательства РФ -1994.

14. Костюкова О. И. Основы туризма. Владивосток, 1917.

15. Менеджмент туризма. Туризм как вид деятельности.//Н. И. Гаранин, И. В. Зорин, Е. Н. Ильина, В. А. Квартальнов и др. М., 2015.

16. Окишев П. А. Основы туризмоведения. Томск, 2015.

17. Организация туризма.//Под ред. Н. И. Кабушкина. Мн., 2015.

 18. Гулиев Н. А., Кулагина Е. В. Введение в специальность: Туризм. Омск, 2012.

 19. Долженко Г. П. Экскурсионное дело. М.-Ростов-на-Дону, 2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Школа молодого журналиста» (14-18 лет)

Журналистика  во все времена притягивала внимание молодых людей. Их увлекают романтические представления об этой профессии, возможность познания мира через общение с интересными, известными людьм...

РЕЦЕНЗИЯ на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу социально-педагогической направленности «Школа молодого журналиста» (автор-разработчик – педагог дополнительного образования Анна Сергеевна Головлева)

Представленная к рецензированию общеобразовательная программа направлена на популяризацию в детско-юношеской и молодежной среде профессии журналиста. В настоящее время в обществе к сфере деятельности ...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА социально - педагогической направленности «Школа безопасности»

Данная программа имеет социально-педагогическую направленность.Новизна программы в том, что впервые предложена система поведенческих алгоритмов действий в экстремальных ситуациях, рассмотрены психолог...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА естественно-научной направленности «Школа безопасности»

Данная программа имеет естественно-научную направленность.Новизна данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы опирается на понимание приоритетности воспитательной работы, напра...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности "Школа юных риторов и журналистов".

Программа внеурочной деятельности на базе Центра цифрового и гуманитарного профилей "Точка роста"...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Туристстко-краеведческой направленности «Школа выживания»

Программа «Школа выживания» предназначена для укрепления здоровья детей, их физического и спортивного совершенствования, а также социально-психологической реабилитации подростков в сложных...