ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Туристстко-краеведческой направленности «Школа безопасности»
рабочая программа по обж
Социально психологически развитый человек в жизни, труде, межличностных отношениях руководствуется цивилизованными моральными и правовыми нормами, социальными ценностями, принятыми в данном обществе. Он ориентирован на гармоничное решение проблем своей жизни, обеспечение ее духовной и материальной полноты. Ему важно не только что он делает, но и как он это делает (творчески, качественно, красиво). Ответственный, трудолюбивый, добросовестный, оптимистично настроенный человек не боится трудностей, достойно переносит неудачи, в экстремальных ситуациях поступает в соответствии с нормами морали и совести
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_shkola_bezopasnosti.docx | 196.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2 им. А.И. Исаевой»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
Туристстко-краеведческой направленности
«Школа безопасности»
Возраст обучающихся: 10-16 лет
Срок реализации: 9 месяцев (сентябрь-май)
Автор-составитель:
Прокаев Вячеслав Васильевич,
преподаватель-организатор ОБЖ
г. Нефтеюганск, 2020г.
Пояснительная записка
Социально психологически развитый человек в жизни, труде, межличностных отношениях руководствуется цивилизованными моральными и правовыми нормами, социальными ценностями, принятыми в данном обществе. Он ориентирован на гармоничное решение проблем своей жизни, обеспечение ее духовной и материальной полноты. Ему важно не только что он делает, но и как он это делает (творчески, качественно, красиво). Ответственный, трудолюбивый, добросовестный, оптимистично настроенный человек не боится трудностей, достойно переносит неудачи, в экстремальных ситуациях поступает в соответствии с нормами морали и совести. Социально развитая личность психологически интегрирована в общество, в котором она живет, что проявляется в ее гражданственности, патриотизме.
Важное социально-психологическое свойство личности, способствующее успешности в жизни, способность объективной оценки самого себя в обществе, микро группе, тогда как неадекватная оценка своих способностей и качества своих действий, самоуспокоенность или неверие в свои силы могут привести к негативным последствиям в экстремальной ситуации.
Весьма существенной характеристикой человека и его поведения является групповая интегрированность, осознание себя как члена определенного социального слоя, группы.
Недостаточная подготовленность к экстремальным ситуациям может привести к тяжелым, а порой и трагическим последствиям. Чтобы избежать их, необходимо:
- знать виды экстремальных ситуаций, их особенности;
- уметь выполнять необходимые действия, не ухудшая их качество под влиянием своего психического состояния и необычных обстоятельств экстремальных ситуаций;
- уметь выполнять особые действия, сообразные специфике конкретных экстремальных ситуаций;
- обладать специально развитыми качествами, повышающими способность к успешным действиям в специфичных экстремальных ситуациях, наиболее вероятных в жизни и деятельности;
- обладать повышенной экстремальной устойчивостью, чтобы безопасно выходить из экстремальных испытаний без негативных последствий для дела, жизни и здоровья;
- быть способным настойчиво, невзирая на трудности, реализовать
свои намерения, наступательно преобразуя обстоятельства экстремальной ситуации и гибко управляя своим поведением.
Не подлежит сомнению, что хорошо подготовленный к экстремальным ситуациям человек более уверен в себе, чем неподготовленный. Осознание собственной неподготовленности, неумелости - источник волнения и паники даже там, где для них нет оснований. Подготовленный человек лучше разбирается в особенностях возникающих ситуаций, более правильно оценивает их, предвидит развитие событий, тем самым не позволяет застать себя врасплох и не вынужден действовать впопыхах. Подготовленный человек действует спокойнее, допускает меньше ошибок и промахов, не создает себе по незнанию дополнительные трудности.
Дополнительная общеобразовательная программа «Школа безопасности» разработана согласно требованиям следующих нормативных документов:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
- Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р);
- СанПин к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41);
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 № 196);
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р);
- «Об утверждении Концепции развития воспитания в системе общего образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» Приказа Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 31.01.2013 № 63;
- «Об утверждении правил персонифицированного финансирования в ХМАО-Югре» приказа ДОиМП ХМАО-Югры от 04.06.2016 № 1224 (с изменениями от 20.08.2018 №1142).
Требования к квалификации педагога дополнительного образования: высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю кружка, секции, студии, без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы.
Дополнительная общеобразовательная программа относится к туристско-краеведческой направленности.
Актуальность
Следует иметь в виду, что обучение безопасной жизнедеятельности - не самоцель. Оно неразрывно связано с проблемой достижения ребенком успеха в жизни, его самореализации, самоутверждения, удовлетворения его разнообразных жизненных потребностей. От объективных, а тем более субъективных трудностей ребенку не уйти, и надо учить его не только избегать опасностей, но и смело решать жизненные проблемы, умело действовать при их возникновении. Это важно еще и потому, что трудности и экстремальные ситуации человеку создают не только природа, техника или окружающие его люди. Очень часто он создает их себе сам, а его неподготовленность всегда усложняет положение. Поэтому подготовка ребенка к встрече с экстремальными ситуациями и грамотным действиям при их возникновении - одна из составляющих обеспечения его успешной, благополучной и безопасной жизни, и к этому надо готовить детей целенаправленно.
Противостояние трудностям, успехи в деятельности определяются в первую очередь правильным представлением об окружающем мире, обществе и взаимоотношениях в нем. Это находит свое выражение в адекватном мировосприятии. Поэтому так важно дать детям основы социально психологических знаний.
Адресат программы.
Дополнительная общеобразовательная программа «Школа безопасности» ориентирована на обучающихся 10-16 лет.
Объем и срок реализации программы. Данная образовательная программа рассчитана на 114 часов. Наполняемость групп 10-12 человек.
Формы и режим занятий: в проведении занятий используется групповая форма деятельности. Состав группы постоянный. Набор детей - свободный. Основной формой работы являются учебно-познавательные и практические занятия. Отчет о работе проходит в форме Юнармейских и туристических слетов, военно-спортивных игр и соревнований. Занятия проводятся в очной форме 3 раза в неделю по 1 академическому часу.
Цель программы:
Обучить, детей первичным правилам безопасного пребывания в автономных условиях, приемам и способам оказания помощи, терпящим бедствие. Воспитать, любовь к родному краю и бережное отношение к природе родного края. Способствовать формированию устойчивой потребности в приобретении навыков самостоятельной деятельности.
Задачи:
Воспитательные:
Воспитание культуры максимально возможного безопасного поведения в критических ситуациях на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
Воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности;
Воспитание уважения к культурному и историческому наследию своего Отечества.
Развивающие:
Развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
Развитие умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;
Развитие умения применять полученные теоретические знания на практике - принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.
Обучающие:
Обучение основным правилам преодоления туристской полосы препятствий;
Обучение первичным спасательным навыкам;
Обучение основным правилам оказания первой доврачебной помощи пострадавшим;
Обучение основным приемам и действиям в опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера.
Планируемые результаты Программы
Ученик, знающий историю своего региона, города, с активной гражданской позицией, физически развитый, подготовленный к грамотным действиям в природных автономных условиях.
Учащиеся научаться:
-соблюдать правила поведения и технику безопасности во время занятий;
-основным правилам оказания первой доврачебной помощи пострадавшим;
-преодолевать туристическую полосу препятствий в смоделированной среде, затем в природных условиях;
-принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
-вязать узлы, использующиеся в туристических целях;
-устанавливать палатки разных типов;
-основным действиям с компасом;
-ориентированию на местности;
-технике преодоления природных препятствий.
Учащиеся узнают:
-технику безопасности при работе с туристическим инвентарём и снаряжением;
-способы добывания, хранения и переноски огня;
-способы очистки и обеззараживания воды;
-международную кодовую систему сигналов бедствия;
-препараты аптечки, их назначение и применение;
-условные топографические знаки.
Периодичность оценки результатов Программы
Результаты образовательной деятельности учащихся отслеживаются путём проведения начальной, промежуточной и итоговой аттестации.
Начальная - проводится в течение первых двух-трёх недель с момента зачисления учащегося в объединение.
Цель – выявление стартовых и индивидуальных возможностей учащегося.
Методы проведения: индивидуальное собеседование, анкетирование, тестирование, наблюдение.
Промежуточная - проводится по завершению двух месяцев обучения.
Цель - отслеживание динамики развития каждого ребёнка, коррекция образовательного процесса.
Методы проведения: тестирование, сдача контрольных нормативов.
Итоговая - проводится в конце обучения.
Цель - подведение итогов освоения образовательной программы.
Методы проведения: Прохождение маршрута по типу «Поисково-спасательные работы». т.д.
По качеству освоения программного материала выделены следующие уровни знаний, умений и навыков:
высокий - программный материал усвоен учащимся полностью, воспитанник имеет высокие достижения;
средний - усвоение программы в полном объеме, при наличии несущественных ошибок;
ниже среднего - усвоение программы в неполном объеме, допускает существенные ошибки в теоретических и практических заданиях; участвует в конкурсах на уровне коллектива.
Техническая платформа
№ | Наименование | Количество |
Список группового снаряжения | ||
1 | Верёвка основная (диаметром 10-12 мм), длина 40 м | 2 шт. |
2 | Верёвка вспомогательная (диаметром 6-8 мм), длина 60 м | 1шт. |
3 | Медицинская аптечка | 1шт. |
4 | Ремонтный набор | 1шт. |
5 | Часы со стрелками | 2шт. |
6 | Навигатор | 1 шт. |
7 | Палатки с тентами и стойками | 4 шт. |
8 | Костровое хозяйство | 1 комплект |
9 | Тент (для кухни, костра, дров) | 1 шт. |
10 | Варочная посуда | 1 комплект |
11 | Топор | 1 шт. |
12 | Пила ручная | 1 шт. |
13 | Фонарь электрический | 4 шт. |
14 | Брезентовые рукавицы для кухни | 1 пара |
15 | Сапёрная лопатка | 1 шт. |
Список личного снаряжения | ||
1 | Рюкзак с полиэтиленовым вкладышем | 1 шт. |
2 | Спальный мешок | 1 шт. |
3 | Коврик теплоизоляционный | 1 шт. |
4 | Индивидуальная медицинская аптечка | 1 шт. |
5 | Накидка от дождя | 1 шт. |
6 | Брезентовые рукавицы | 1 пара |
7 | Система страховочная | 1 комплект |
8 | Карабин с муфтой | 4 шт. |
9 | Репшнур (диаметром 10 мм), длина 3 м | 1 шт. |
10 | Кольцо из репшнура (диаметром 6-8 мм) | 2 шт. |
11 | Компас | 1 шт. |
Веревочный полигон | ||
1 | Карабин | 45 шт. |
2 | Блок-ролик | 10 шт. |
3 | Жумар | 15 шт. |
4 | Спусковое устройство | 15 шт. |
5 | Веревка основная статическая диаметр 10мм | 300 м |
6 | Веревка вспомогательная диаметр 8 мм | 200 м |
7 | Маты гимнастические | 14 шт. |
Кабинет ГО | ||
1 | Стол | 10 |
2 | Стул | 20 |
3 | Проектор | 1 |
4 | Экран | 1 |
5 | Робот-тренажер для оказания первой помощи | 1 |
6 | Тренажер сердечно - легочной и мозговой реанимации | 1 |
7 | Противогаз ГП-5 | 15 шт. |
Критерии оценки
№ | Тема | Высоки уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
1 | Вводное занятие | Уверенно знает и понимает правила внутреннего распорядка, пожарной безопасности, техники безопасности на занятиях и во время соревнований. | Знает, но в неполной мере понимает некоторые аспекты правила внутреннего распорядка, пожарной безопасности, техники безопасности на занятиях и во время соревнований. | Наблюдаются существенные пробелы в знании и понимании правил внутреннего распорядка, пожарной безопасности, техники безопасности на занятиях и во время соревнований. |
2 | История родного края | Знает границ ХМАО-Югры, а также типовые особенности региона (рельеф, гидрографию, растительность, полезные ископаемые и климат). | Наблюдаются незначительные пробелы в знании границ ХМАО-Югры, а также типовых особенностей региона (рельеф, гидрографию, растительность, полезные ископаемые и климат). | Слабо знает границы ХМАО-Югры, а также типовые особенности региона (рельеф, гидрографию, растительность, полезные ископаемые и климат). |
3 | Действия в чрезвычайных ситуациях | Знает и уверенно выполняет на практике правила поведения при ЧС | Знает но выполняет на практике правила поведения при ЧС неуверенно с некритичными ошибками | Не знает и не выполнят правила поведения при ЧС, либо знает правила но выполняет их на практике со значительными ошибками |
4 | Спасательная подготовка | Умеет подбирать снаряжение для похода в соответствии с задачами похода. Умеет пользоваться личным и командным туристическим снаряжением. Умеет вязать и применять по назначению не менее 11 основных узлов.. | Умеет подбирать снаряжение для похода в соответствии с задачами похода с незначительными ошибками. Умеет пользоваться личным и командным туристическим снаряжением. Умеет вязать и применять по назначению не менее 7 основных узлов. | Не умеет подбирать снаряжение для похода в соответствии с задачами похода. Не умеет пользоваться личным и командным туристическим снаряжением. Не умеет вязать и применять по назначению не менее 7 основных узлов. |
5 | Промежуточная аттестация | Умеет преодолевать препятствия туристической полосы препятствий с обязательной самостраховкой | Умеет преодолевать препятствия туристической полосы препятствий с обязательной самостраховкой (допускаются срывы с последующим самовосстановлением). | Не умеет преодолевать препятствия туристической полосы препятствий с обязательной самостраховкой |
6 | Первая доврачебная помощь в полевых условиях | Знает и умеет комплектовать походную мед. аптечку. Умеет оказывать первую помощь при кровотечении, капиллярном, венозном и артериальном. Умеет проводить иммобилизацию конечностей с последующей транспортировкой, при возможности таковой. | Знает и умеет комплектовать походную мед. аптечку с не существенными ошибками. Умеет оказывать первую помощь при кровотечении, капиллярном, венозном и артериальном. Умеет проводить иммобилизацию конечностей но не умеет осуществлять транспортировку пострадавшего. | Не умеет комплектовать походную мед. аптечку. Не умеет оказывать первую помощь и иммобилизацию. |
7 | Ориентирование на местности | Умет читать топографическую и спортивную карту. Умеет ориентироваться на местности по карте и компасу с погрешностью не более 2* и не более 2метров. | Умет читать топографическую и спортивную карту. Умеет ориентироваться на местности по карте и компасу с погрешностью не более 5* и не более 5метров. | Не умеет читать топографическую и спортивную карту. При ориентировании на местности допускает ошибки более 5* и более 5метров. |
8 | Поисково-спасательные работы | Проходит маршрут в полном соответствии с ЗМК (зачетной маршрутной картой). | Проходит маршрут в полном соответствии с ЗМК (зачетной маршрутной картой) но с некоторыми опозданиями по ходу движения и несущественными ошибками при выполнении спасательных работ. | Не соблюдаются условия прохождение маршрута. |
9 | Итоговая аттестация | |||
10 | Итоговое занятие | Умеет проводить анализ и самоанализ. | Умеет проводить анализ. | Не умеет проводить анализ. |
Учебный план второго модуля
№ | Тема | Итог | Теория | Практика |
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | - |
2 | История родного края | 4 | 2 | 2 |
3 | Действия в чрезвычайных ситуациях | 6 | 2 | 4 |
4 | Спасательная подготовка | 46 | 3 | 43 |
5 | Промежуточная аттестация | 2 | 1 | 1 |
6 | Первая доврачебная помощь в полевых условиях | 12 | 3 | 9 |
7 | Ориентирование на местности | 34 | 4 | 30 |
8 | Поисково-спасательные работы | 6 | 1 | 5 |
9 | Итоговая аттестация | 1 | 1 | 1 |
10 | Итоговое занятие | 1 | 1 | - |
Итого | 114 | 19 | 95 |
Календарный учебный график реализации дополнительной образовательной программы «Школа безопасности»
114 часов (сентябрь-май)
№ | Число месяц | Время проведения занятия | Тема | Кол-во часов | ||
Форма занятий | Форма контроля | |||||
- | Вводное занятие | 1 | лекция | Беседа | ||
- | Дата образования ХМАО, памятные вехи земли Югорской. | 1 | Поисковое чтение | Викторина | ||
- | Географическое положение ХМАО. | 1 | Лекция | Квест | ||
- | Природные богатства ХМАО. | 1 | Поисковое чтение | |||
- | Вклад ХМАО промышленности в экономику России. | 1 | Поисковое чтение | Викторина | ||
1 | ||||||
- | Правила поведения при захвате группы в заложники. | 1 | Изучение, практическое выполнение | Практическое тестирование | ||
- | Использование средств индивидуальной защиты органов дыхания. | 1 | Изучение, практическое выполнение | Практическое тестирование | ||
- | Действия группы в зоне химического заражения | 1 | Изучение, практическое выполнение | Наблюдение | ||
- | Действия группы в зоне ЧС природного характера. | 1 | Изучение, практическое выполнение | Наблюдение | ||
- | Действия группы в зоне ЧС природного характера. | 1 | Изучение, практическое выполнение | Тестирование | ||
- | Действия группы в зоне ЧС техногенного характера. | 1 | Изучение, практическое выполнение | Тестирование | ||
- | Подгонка страховочной системы | 1 | Практическое занятие | Практическое тестирование | ||
- | Правила использования страховочной системны | 1 | Практическое занятие | Практическое тестирование | ||
- | Способы вязания туристических узлов | 1 | Практическое занятие | Практическое тестирование | ||
Способы вязания туристических узлов | 1 | Практическое занятие | Практическое тестирование | |||
Способы вязания туристических узлов | 1 | Практическое занятие | Практическое тестирование | |||
- | Способы вязания туристических узлов | 1 | Практическое занятие | Практическое тестирование | ||
- | Способы вязания туристических узлов | 1 | Практическое занятие | Практическое тестирование | ||
- | Способы использования спусковых устройств | 1 | Практическое занятие | Практическое тестирование | ||
- | Способы использования спусковых устройств | 1 | Практическое занятие | Практическое тестирование | ||
- | Способы использования устройств для вертикального подъема по веревке | 1 | Практическое занятие | Практическое тестирование | ||
- | Способы использования устройств для вертикального подъема по веревке | 1 | Практическое занятие | Практическое тестирование | ||
- | Способы использования спусковых устройств | 1 | Практическое занятие | Практическое тестирование | ||
- | Способы использования спусковых устройств | 1 | Практическое занятие | Практическое тестирование | ||
- | Комплектация личного и группового снаряжения, его транспортировка. | 1 | Практическое занятие | Практическое тестирование | ||
- | Комплектация личного и группового снаряжения, его транспортировка. | 1 | Практическое занятие | Практическое тестирование | ||
- | Способы преодоления навесной переправы по горизонтальной веревке с самостраховкой и челноком | 1 | Изучение | Практическое тестирование | ||
- | Способы преодоления навесной переправы по горизонтальной веревке с самостраховкой и челноком | 1 | Практическое выполнение | Практическое тестирование | ||
- | Способы преодоления навесной переправы по горизонтальной веревке с самостраховкой и челноком | 1 | Практическое выполнение | Практическое тестирование | ||
- | Техника преодоления навесной переправы по горизонтальной веревке с самостраховкой и челноком | 1 | Практическое выполнение | Практическое тестирование | ||
- | Техника преодоления навесной переправы по горизонтальной веревке с самостраховкой и челноком | 1 | Практическое выполнение | Практическое тестирование | ||
- | Техника преодоления навесной переправы по горизонтальной веревке с самостраховкой и челноком | 1 | Практическое выполнение | Практическое тестирование | ||
- | Техника преодоления «Ромба» и навесной переправы | 1 | Практическое занятие | Практическое тестирование | ||
- | Техника преодоления «Ромба» и навесной переправы | 1 | Практическое занятие | Практическое тестирование | ||
- | Техника преодоления разновысоких качающихся перекладин. | 1 | Практическое занятие | Практическое тестирование | ||
- | Техника преодоления разновысоких качающихся перекладин. | 1 | Практическое занятие | Практическое тестирование | ||
- | Техника преодоления качающихся перекладин. | 1 | Практическое занятие | Практическое тестирование | ||
- | Техника преодоления качающихся перекладин. | 1 | Практическое занятие | Практическое тестирование | ||
- | Комплексное прохождение туристической полосы препятствий. | 1 | Практическое занятие | Практическое тестирование | ||
- | Комплексное прохождение туристической полосы препятствий. | 1 | Практическое занятие | Практическое тестирование | ||
- | Комплексное прохождение туристической полосы препятствий. | 1 | Практическое занятие | Практическое тестирование | ||
- | Комплексное прохождение туристической полосы препятствий. | 1 | Практическое занятие | Практическое тестирование | ||
- | Комплексное прохождение туристической полосы препятствий. | 1 | Практическое занятие | Практическое тестирование | ||
- | Комплексное прохождение туристической полосы препятствий. | 1 | Практическое занятие | Практическое тестирование | ||
- | Комплексное прохождение туристической полосы препятствий. | 1 | Практическое занятие | Практическое тестирование | ||
- | Комплексное прохождение туристической полосы препятствий. | 1 | Практическое занятие | Практическое тестирование | ||
- | Комплексное прохождение туристической полосы препятствий. | 1 | Практическое занятие | Практическое тестирование | ||
- | Комплексное прохождение туристической полосы препятствий. | 1 | Практическое занятие | Практическое тестирование | ||
- | Комплексное прохождение туристической полосы препятствий. | 1 | Практическое занятие | Практическое тестирование | ||
- | Комплексное прохождение туристической полосы препятствий. | 1 | Практическое занятие | Практическое тестирование | ||
- | Комплексное прохождение туристической полосы препятствий. | 1 | Практическое занятие | Практическое тестирование | ||
- | Комплексное прохождение туристической полосы препятствий. | 1 | Практическое занятие | Практическое тестирование | ||
- | Комплексное прохождение туристической полосы препятствий. | 1 | Практическое занятие | Практическое тестирование | ||
- | Комплексное прохождение туристической полосы препятствий. | 1 | Практическое занятие | Практическое тестирование | ||
- | Комплексное прохождение туристической полосы препятствий. | 1 | Практическое занятие | Практическое тестирование | ||
- | Комплексное прохождение туристической полосы препятствий. | 1 | Практическое занятие | Практическое тестирование | ||
- | Комплексное прохождение туристической полосы препятствий. | 1 | Практическое занятие | Практическое тестирование | ||
- | Промежуточная аттестация | 1 | Практическое занятие | Выполнение контрольных нормативов | ||
- | Промежуточная аттестация | 1 | Практическое занятие | Выполнение контрольных нормативов | ||
- | Аптечка туриста. Препараты аптечки, их назначение и применение. | 1 | Изучение | Тестирование | ||
- | Виды кровотечений. | 1 | Изучение | Тестирование | ||
- | Первая доврачебная помощь при различных видах кровотечений. | 1 | Изучение | Тестирование | ||
- | Первая доврачебная помощь при различных видах кровотечений. | 1 | Изучение | Тестирование | ||
- | Первая доврачебная помощь при различных видах кровотечений. | 1 | Изучение | Тестирование | ||
- | Первая доврачебная помощь при переломах конечностей. | 1 | Практическое выполнение | Тестирование | ||
- | Первая доврачебная помощь при переломах конечностей. | 1 | Практическое выполнение | Тестирование | ||
- | Первая доврачебная помощь при переломах конечностей. | 1 | Практическое выполнение | Тестирование | ||
- | Правила транспортировки пострадавшего. | 1 | Изучение | Тестирование | ||
- | Транспортировка пострадавшего. | 1 | Практическое выполнение | Практическое Тестирование | ||
Транспортировка пострадавшего. | 1 | Практическое выполнение | Практическое Тестирование | |||
- | Желудочно-кишечные заболевания и отравления. | 1 | Изучение | Тестирование | ||
- | Ориентирование на местности. Карты местности. | 1 | Изучение | Практическое Тестирование | ||
- | Ориентирование на местности. Карты местности. | 1 | Практическое выполнение | Практическое Тестирование | ||
- | Ориентирование на местности. Карты местности. | 1 | Практическое выполнение | Практическое Тестирование | ||
- | Ориентирование на местности. Карты местности. | 1 | Практическое выполнение | Практическое Тестирование | ||
- | Ориентирование на местности. Карты местности. | 1 | Практическое выполнение | Практическое Тестирование | ||
- | Ориентирование на местности. Карты местности. | 1 | Практическое выполнение | Практическое Тестирование | ||
- | Ориентирование на местности. Карты местности. | 1 | Практическое выполнение | Практическое Тестирование | ||
- | Ориентирование на местности. Карты местности. | 1 | Практическое выполнение | Практическое Тестирование | ||
- | Ориентирование на местности. Карты местности. | 1 | Практическое выполнение | Практическое Тестирование | ||
- | Ориентирование на местности. Карты местности. | 1 | Практическое выполнение | Практическое Тестирование | ||
- | Условные топографические знаки. | 1 | Изучение | Тестирование | ||
- | Условные топографические знаки. | 1 | Изучение | Тестирование | ||
- | Условные топографические знаки. | 1 | Изучение | Тестирование | ||
- | Составление легенды по карте. | 1 | Практическое выполнение | Практическое Тестирование | ||
- | Составление легенды по карте. | 1 | Практическое выполнение | Практическое Тестирование | ||
- | Составление легенды по карте. | 1 | Практическое выполнение | Практическое Тестирование | ||
- | Составление легенды по карте. | 1 | Практическое выполнение | Практическое Тестирование | ||
- | Основные действия с компасом. | 1 | Изучение | Практическое Тестирование | ||
- | Основные действия с компасом. | 1 | Изучение | Практическое Тестирование | ||
- | Движение по заданному азимуту. | 1 | Практическое выполнение | Практическое Тестирование | ||
- | Движение по заданному азимуту. | 1 | Практическое выполнение | Практическое Тестирование | ||
- | Движение по заданному азимуту. | 1 | Практическое выполнение | Практическое Тестирование | ||
- | Движение по заданному азимуту. | 1 | Практическое выполнение | Практическое Тестирование | ||
Прохождение маршрута на 10КП (до 3км) | 1 | Практическое выполнение | Практическое Тестирование | |||
Прохождение маршрута на 12КП (до 3км) | 1 | Практическое выполнение | Практическое Тестирование | |||
Прохождение маршрута на 12КП (до 5км) | 1 | Практическое выполнение | Практическое Тестирование | |||
Прохождение маршрута на 15КП (до 5км) | 1 | Практическое выполнение | Практическое Тестирование | |||
- | Изготовление компаса из подручных материалов. | 1 | Практическое выполнение | Практическое Тестирование | ||
- | Изготовление компаса из подручных материалов. | 1 | Практическое выполнение | Практическое Тестирование | ||
- | Способы определения расстояния на местности. | 1 | Практическое выполнение | Практическое Тестирование | ||
- | Определение расстояния до недоступного объекта. | 1 | Практическое выполнение | Практическое Тестирование | ||
- | Определение расстояния до недоступного объекта. | 1 | Практическое выполнение | Практическое Тестирование | ||
- | Определение высоты объекта. | 1 | Практическое выполнение | Практическое Тестирование | ||
- | Определение высоты объекта. | 1 | Практическое выполнение | Практическое Тестирование | ||
- | Комплектация и укладка личного и командного снаряжения | 1 | Изучение | Практическое Тестирование | ||
- | Составление маршрута | 1 | Практическое выполнение | Практическое Тестирование | ||
- | Спасательные работы на воде | 1 | Практическое выполнение | Практическое Тестирование | ||
- | Преодоление заболоченного участка местности по жердям через проложенную гать | 1 | Практическое выполнение | Практическое Тестирование | ||
- | Наведение переправы через ров с использованием бревна | 1 | Практическое выполнение | Практическое Тестирование | ||
- | Переправа по бревну с страховочными перилами | 1 | Практическое выполнение | Практическое Тестирование | ||
- | Итоговая аттестация | 1 | Практическое выполнение | Прохождение контрольной дистанции | ||
- | Итоговое занятие | 1 | Аналитический разбор | |||
Итого | 114 |
Содержание программы
1.Вводное занятие.
Теория: Ознакомление с правилами внутреннего распорядка. Правила пожарной безопасности. Техника безопасности на занятиях, при проведении прогулок, туристических походов, экскурсий .
2.История родного края.
Теория: Территория и границы Нефтеюганского региона, ХМАО и Тюменской области. Рельеф, гидрография, растительность, полезные ископаемые и другие природные условия. Климат, его влияние на возможности занятий туризмом.
3. Действия в чрезвычайных ситуациях.
Правила поведения членов группы в условиях:
- аварий и катастроф техногенного и природного характера;
- захвата группы в заложники;
- заражения АХОВ.
4. Спасательная подготовка.
Личное снаряжение для многодневного похода, требования к нему. Подгонка личного снаряжения. Изготовление, усовершенствование и ремонт снаряжения.
Групповое снаряжение для многодневного похода, требования к нему. Комплектование личного и группового снаряжения.
Страховочная система способы её одевания и подгонки размера.
Спасательные устройства их предназначения и техники использования.
Спасательные веревки их разновидности и цели применения.
Узлы, использующиеся в туристических целях.
Узлы для связывания веревок: прямой, встречный, встречная восьмёрка, ткацкий, брамшкотовый, академический, грейпвайн, травяной, змеинный.
Петлевые узлы: простой проводник, двойной проводник, проводник восьмерка, австрийский срединный, булинь.
Вспомогательные узлы: удавка, штык, двойной штык, стремя, схватывающий.
Отработка техники движения и преодоления препятствий туристической полосы препятствий.
5.Промежуточная аттестация
Промежуточная - проводится по завершению двух месяцев обучения.
Цель – отслеживание динамики развития каждого ребёнка, коррекция образовательного процесса.
Метод проведения – контрольное прохождение веревочной полосы препятствий без потери самостраховки.
6.Первая доврачебная помощь в полевых условиях.
Состав походной аптечки, перечень и назначение лекарственных препаратов. Показания и противопоказания к применению лекарственных препаратов. Хранение, транспортировка, пополнение походной аптечки. Индивидуальная аптечка туриста. Ушибы, ссадины, потертости. Характеристика кровотечений. Первая помощь желудочно-кишечных заболеваниях и отравлениях.
Первая помощь при капиллярном, венозном и артериальном кровотечениях. Правила наложения жгута. Виды повязок, основные правила наложения повязок. Первая помощь при переломах конечностей. Иммобилизация (обездвижение) пострадавшего подручными и специальными средствами. Положение пострадавшего при транспортировке. Способы транспортировки пострадавшего: на руках, на импровизированных носилках, при помощи наплечных лямок. Изготовление носилок из подручных средств. Требования к носилкам.
7.Ориентированиена местности.
Географическая и топографическая карты. Географические координаты точки на местности и определение их на топографической карте. Виды топографических карт. Условные знаки топографических карт: населенные пункты, гидрография, дорожная сеть и сооружения на ней, растительный покров, местные предметы. Спортивная карта, ее назначение, отличие от топографической карты. Условные знаки спортивных карт, виды спортивных карт: масштабные, внемасштабные, линейные и площадные. Условные знаки. Устройство компаса, правила пользования им. Ориентирование карты и компаса. Азимут, снятие азимута с карты. Определение сторон горизонта и приблизительных азимутов при помощи Солнца, Луны, Полярной звезды. Определение сторон горизонта при помощи местных предметов, созданных природой и людьми, по растительности. Причины, приводящие к потере ориентировки. Порядок действий в случае потери ориентировки: прекращение движения, анализ пройденного пути, поиск сходной, параллельной ситуации на карте. Необходимость выхода на крупные линейные или площадные ориентиры. Использование троп, идущих в нужном направлении, движение по генеральному азимуту. Движение вдоль ручьев, рек, выход к жилью.
Изображение рельефа на топографических и спортивных картах. Влияние рельефа на пути движения. Движение по азимуту. Приёмы обхода препятствий. Движение через промежуточные ориентиры. Взятие азимута на предмет. Упражнения по определению азимута, снятие азимута с карты. Тренировка на прохождение азимутальных отрезков, прохождение через контрольные пункты по азимуту без использования карты. Упражнения и соревнования на прохождение азимутальных дистанций в ограниченном коридоре. Измерение кривых линий на карте с помощью курвиметра. Определение расстояния до недоступного предмета, ширины реки, оврага. Упражнения по определению расстояния до недоступного предмета, по определению ширины реки, оврага. Движение по легенде - подробному описанию пути.
8.Поисково спасательные работы.
Тактические приемы выхода группы из аварийных ситуаций (остановка движения, разбивка лагеря, отход группы к месту предыдущей стоянки, продолжение движения до более подходящего места установки лагеря). Организация и тактика поиска группы, нарушившей контрольные сроки. Работа по спасению группы, терпящей бедствие. Порядок эвакуации группы с маршрута. Связь с поисково-спасательной службой.
Отработка, техники преодоления естественных препятствий используя личное, командное снаряжение и подручные средства.
9.Итоговая аттестация.
Итоговая аттестация проводится в конце обучения.
Цель - подведение итогов освоения программы.
Методы проведения: участие военно-спортивных игах и соревнованиях, Юнармейских и туристических слетах.
10.Итоговое занятие.
Подведение итогов по результатам выполненной программы. Награждение грамотами учащихся, успешно освоивших программу модуля
Методическое обеспечение
Формы проведения занятий:
-чередование занятий практических и теоретических, проведение мастер-классов, экскурсий, конкурсов, соревнований, олимпиад.
Методы и приемы, применяемые на занятиях:
-Словесные методы обучения (устное изложение; беседа; анализ произведений искусства);
-Наглядные методы обучения (показ упражнений, исполнение педагогом; наблюдение; работа по образцу);
-Практические методы обучения;
-Частично-поисковые методы обучения (дети участвуют в подборе материала).
Дидактическое обеспечение:
Наглядные пособия:
-тематические плакаты;
-тематические видеофильмы;
-тематические стенды;
-топографические карты.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Арефьев В. Е. Введение в туризм. Барнаул, 2014
2. Дроздов А. В. Основы экологического туризма. М., 2015.
3. Косолапов А. Б. Теория и практика экологического туризма. М., 2015.
4. Курило Л. В. Краеведение и туризм. М., 1914.
5. Сборник законодательства Российской Федерации в области туризма.//С. Р. Ахмеров, Н. Ю. Репина и др. Саратов, 2016.
6. Седова Н. А. Культурно-просветительный туризм. М., 2014.
7. Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания. – М.: Просвещение, 2014.
8. Баранов С.П. Педагогика / С.П. Баранов. - М.: Просвещение, 2017. - 236 с.
9. Былеева Л., Коротков И., Яковлев В. Подвижные игры. – 4-е изд., перераб. и доп. М., 2014.
10. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации. / Под ред. Е.Н. Степанова. – М.: ТЦ «Сфера», 2017.
11. Государственная программа патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2015-2020 годы. // Собрание законодательства РФ -2016.
12. Николаев А.А., Семенов В.Г. Развитие выносливости у спортсменов. М.: «СПОРТ», 2018г.
13. Конституция Российской Федерации. – М. Юридическая литература, 1993.// Собрание законодательства РФ -1994.
14. Костюкова О. И. Основы туризма. Владивосток, 1917.
15. Менеджмент туризма. Туризм как вид деятельности.//Н. И. Гаранин, И. В. Зорин, Е. Н. Ильина, В. А. Квартальнов и др. М., 2015.
16. Окишев П. А. Основы туризмоведения. Томск, 2015.
17. Организация туризма.//Под ред. Н. И. Кабушкина. Мн., 2015.
18. Гулиев Н. А., Кулагина Е. В. Введение в специальность: Туризм. Омск, 2012.
19. Долженко Г. П. Экскурсионное дело. М.-Ростов-на-Дону, 2015.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Школа молодого журналиста» (14-18 лет)
Журналистика во все времена притягивала внимание молодых людей. Их увлекают романтические представления об этой профессии, возможность познания мира через общение с интересными, известными людьм...
РЕЦЕНЗИЯ на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу социально-педагогической направленности «Школа молодого журналиста» (автор-разработчик – педагог дополнительного образования Анна Сергеевна Головлева)
Представленная к рецензированию общеобразовательная программа направлена на популяризацию в детско-юношеской и молодежной среде профессии журналиста. В настоящее время в обществе к сфере деятельности ...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА социально - педагогической направленности «Школа безопасности»
Данная программа имеет социально-педагогическую направленность.Новизна программы в том, что впервые предложена система поведенческих алгоритмов действий в экстремальных ситуациях, рассмотрены психолог...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА естественно-научной направленности «Школа безопасности»
Данная программа имеет естественно-научную направленность.Новизна данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы опирается на понимание приоритетности воспитательной работы, напра...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Школа безопасности»
Программа, реализуемая в центре "Точка роста"...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности "Школа юных риторов и журналистов".
Программа внеурочной деятельности на базе Центра цифрового и гуманитарного профилей "Точка роста"...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Туристстко-краеведческой направленности «Школа выживания»
Программа «Школа выживания» предназначена для укрепления здоровья детей, их физического и спортивного совершенствования, а также социально-психологической реабилитации подростков в сложных...