Мониторинг УУД
учебно-методическое пособие по изобразительному искусству (изо, 7 класс)

Дугаржапова Валентина Баторовна

Программа психологического мониторинга

 уровня сформированности универсальных учебных действий

 учащихся основного общего образования

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon Мониторинг УУД720.19 КБ
Файл kim_uud_7_kl.docx149.51 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

ФГОС нового поколения задают  новое представление о том, каким должно быть теперь содержание общего образования и его образовательный результат.  Изменения распространились на содержание и способы оценки результата образования.

Наиболее точным измерительным инструментом для отслеживания и оценки процесса развития универсальных учебных действий является мониторинг.

          Диагностика УУД не может быть только психологической или только педагогической. Нужен комплексный психолого-педагогический подход, единый диагностический инструмент.

Оценка уровня сформированности отдельных универсальных учебных действий  проводится педагогом – психологом в течение всего обучения в основной школе с целью получения объективной информации о динамике развития этих универсальных учебных действий. Данные психологической диагностики  дополняются результатами  педагогической диагностики, что позволяет  в полном объёме оценить динамику индивидуальных достижений обучающихся в процессе освоения программы основного общего образования.

Программа психологического мониторинга

 уровня сформированности универсальных учебных действий

 учащихся основного общего образования

В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, А.Г. Асмолов выделяет четыре блока:

1) личностный;

2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции);

3) познавательный;

 4) коммуникативный. 

        Соответственно предметом и целью мониторинга являются следующие универсальные учебные действия:

  • личностные — смыслообразование на основе развития мотивации и целеполагания учения; развитие Я-концепции и самооценки; развитие морального сознания и ориентировки учащегося в сфере нравственно-этических отношений;
  • регулятивные — целеполагание и построение жизненных планов во временной перспективе; планирование и организация деятельности; целеобразование; самоконтроль и самооценивание; действие во внутреннем плане;
  • познавательные исследовательские действия (поиск информации, исследование); сложные формы опосредствования познавательной деятельности; переработка и структурирование информации (работа с текстом, смысловое чтение); формирование элементов комбинаторного мышления как одного из компонентов гипотетико-дедуктивного интеллекта; работа с научными понятиями и освоение общего приёма доказательства как компонента воспитания логического мышления;
  • коммуникативные действия, направленные на осуществление межличностного общения (ориентация в личностных особенностях партнёра, его позиции в общении и взаимодействии, учёт разных мнений, овладение средствами решения коммуникативных задач, воздействие, аргументация и пр.); действия, направленные на кооперацию — совместную деятельность (организация и планирование работы в группе, в том числе умение договариваться, находить общее решение, брать инициативу, разрешать конфликты); действия, обеспечивающие формирование личностной и познавательной рефлексии.

Примерная основная образовательная программа основного общего образования (ООП ООО) содержит перечень универсальных  учебных действий по каждому блоку -   «выпускник научится» и  «выпускник получит возможность научиться». В целях определения уровня сформированности тех или иных универсальных учебных действий в МАОУ СОШ № 32 разработана программа внутришкольного мониторинга, включающая:

  • проведение комплексных итоговых  и тематических работ;
  • наблюдение на уроке и во внеурочной деятельности;
  • анкетирование;
  • педагогическое и психологическое тестирование.

Задачи психологического мониторинга:

  • определение уровня сформированности отдельных универсальных учебных действий у каждого ученика на разных этапах обучения в средней школе;
  • определение проблемных зон в решении задач образования учащихся и выбор возможных путей их ликвидации;
  • разработка стратегии помощи учащимся, имеющим недостаточный уровень сформированности тех или иных УУД;
  • психологическое сопровождение учителей, классных руководителей в процессе диагностики УУД.

Объекты психолого-педагогического мониторинга:

  • универсальные учебные действия учащихся 7 класса основной школы.

Условия реализации психолого–педагогического мониторинга: (какие ресурсы и условия нужны, чтобы программа была реализована):

  • банк диагностических методик;
  •  кадровый ресурс.

Срок реализации: - 1 год (7 класс).

Области применения данных психолого-педагогического мониторинга: данные, полученные в результате психодиагностических исследований,  используются для оперативной коррекции учебно-воспитательного процесса.

Инструментарий для проведения психодиагностических исследований:

I. Диагностика личностных УУД:

  • Шкала самооценки  и уровня притязаний Т.Дембо и Я.С.Рубинштейн /модификация А.М.Прихожан/ (5-7 класс);
  • Методика «Мотивы учебной деятельности»(5-8 класс);

II. Диагностика регулятивных УУД:

  • Методика ГИТ (исполнение инструкций)
  • Методика «Кодировка»

III. Диагностика коммуникативных УУД

  • Диагностика коммуникативного контроля / М .Шнайдер/
  • Диагностика коммуникативных умений Михельсона

IV. Диагностика познавательных УУД

  • Методика ГИТ (установление аналогий).
  • Методика ГИТ (определение сходства и различия понятий)
  • Тест на сформированность навыков чтения Ясюковой

Обоснование выбора диагностического инструментария.

Выбор диагностического инструментария основывался на следующих критериях:

показательность конкретного вида УУД для общей характеристики уровня развития личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД;

учет системного характера видов УУД (одно универсальное учебное действие может быть рассмотрено как принадлежащее к различным классам. Например, рефлексивная самооценка может рассматриваться и как личностное, и как регулятивное действие. Речевое отображение действия может быть проинтерпретировано и как коммуникативное, и как регулятивное, и как знаково-символическое действие и пр.);

– учет возрастной специфики сформированности видов УУД. Показательность видов УУД и их значение для развития учащихся меняется при переходе с одной возрастной ступени на другую, поэтому выбор диагностического инструментария может меняться.

             Требования к методам, инструментарию и организации оценивания уровня развития универсальных учебных действий.

  • адекватность методик целям и задачам исследования;
  • теоретическая обоснованность диагностической направленности методик;
  • адекватность методов (процедур, содержания конкретных заданий и уровня их сложности) возрастным и социокультурным особенностям оцениваемых групп учащихся;
  • валидность надежность применяемых методик;
  • профессиональная компетентность и специальная подготовленность лиц, осуществляющих обследование (сбор диагностических данных), обработку и интерпретацию результатов;
  • этические стандарты деятельности психологов.

 Адекватность методического комплекса оценки УУД целям и задачам исследования. Система критериев и задач при оценке УУД должна быть направлена на определение уровня развития базовых составляющих учебной деятельности, что обеспечивает ее соответствие поставленным целям и задачам.

Теоретическая обоснованность методик

Смысл данного требования состоит в использовании только таких методик, содержательная сторона которых получила достаточный психологический анализ. В результате в них должна быть четко объективирована диагностическая направленность, а также показатели и критерии оценки исследуемой стороны развития ребенка.

Адекватность методов возрастным и социокультурным особенностям оцениваемых групп учащихся. Согласно данному требованию, применяемые методики должны содержать только такие задания, которые по своей процедуре, а также уровню сложности отвечают реальным возрастным интересам и возможностям исследуемых детей.

Валидность и надежность методик. Валидность методики – это свидетельство ее достаточно высокого соответствия заявляемому диагностическому предназначению. Под надежностью методики понимается ее достаточная устойчивость к внешним помехам. В состав диагностического комплекса для оценки УУД включены преимущественно те методики, валидность и надежность которых подтверждена значительным числом психологических исследований, в рамках которых они ранее применялись. В то же время часть заданий, составленных специально для данной системы оценивания УУД, прошла необходимое опробование.

Профессиональная компетентность и специальная подготовленность лиц, осуществляющих обследование (сбор диагностических данных), обработку и интерпретацию результатов. В психологической диагностике принципиальное значение придается требованию, чтобы диагностические методики использовались только достаточно квалифицированными специалистами–психологами, что является необходимой и обязательной мерой по защите прав человека – будь то ребенок или взрослый – от неправильного использования средств оценки их интеллекта, личностных и иных социально значимых качеств. Для правильного применения диагностического инструментария требуется достаточно длинный период обучения и специальной подготовки. Только квалифицированный психолог может обеспечить необходимые условия для правильной процедуры проведения обследования и последующей правильной интерпретации диагностических оценок.

Контрольно-измерительные материалы для измерения уровней УУД  в рамках внедрения ФГОС ООО

Методики  для диагностики личностных УУД

Шкала самооценки и уровня притязаний

 Т. Дембо и С.Я. Рубинштейн (модификация А.М. Прихожан)

Описание

Ниже описанная методика представляет собой вариант известной методики Дембо-Рубинштейн, отличающийся от общепринятых, прежде всего, введением дополнительного параметра уровня притязаний. А.М. Прихожан в своей модификации метода предлагает следующие шкалы: здоровье, ум/способности, характер, авторитет у сверстников, умение многое делать своими руками/умелые руки, внешность, уверенность в себе. Введен также ряд дополнительных параметров для обработки результатов. Отмечается, что различий между учащимися разных параллелей, а также между юношами и девушками по этой методике не обнаружено.

Тамара Дембо (Dembo), сотрудница Курта Левина, предложила использовать эту методику для исследования представления о счастье [Блейхер В.М. Клиническая патопсихология. – Ташкент, 1976. – С. 140-142.]. Сусанна Яковлевна Рубинштейн, классик отечественной патопсихологии, модифицировала методику Дембо для исследования самооценки. В 70-м году был издан ее учебник по экспериментальным методам патопсихологии и опыту их применения в клинике с кратким описанием этой психодиагностической процедуры. 

Цель методики: изучение особенностей самооценки.

Процедура проведения:

Испытуемому выдается бланк, на котором изображено семь линий, высота каждой — 100 мм, с указанием верхней, нижней точек и середины шкалы. При этом верхняя и нижняя точки отмечаются заметными чертами, середина — едва заметной точкой.
Шкала имеет два полюса и середину. Шкала – это то, что позже Дж. Келли назвал «индивидуальным конструктом» или «личностным конструктом». Каждый человек имеет массу таких конструктов, так или иначе связанных друг с другом. Как правило, индивидуальные конструкты имеют форму двухполюсных шкал. Однако, бывают шкалы не двухполюсные, а трехполюсные. Трехполюсная шкала – это шкала, отметка идеальной самооценки на которой падает в середину. С.Я. Рубинштейн рекомендует четыре обязательные шкалы: «здоровье», «ум», «характер» и «счастье». По всей видимости, они отражают четыре основных сегмента человеческой реальности (Я – концепции, самооценки), которые есть у каждого человека. П.В. Яньшин предлагает давать две дополнительные шкалы: «удовлетворенность собой» и «оптимизм». Все остальные шкалы, по П.В. Яньшину, «извлекаются» из ответов испытуемого в клинической беседе. Шкал может быть столько, сколько посчитает нужным исследователь. Полюса – это ценности: то, что человек декларирует как желательное или нежелательное состояние. На верхних полюсах находятся положительные ценности (к этому испытуемый стремится). Внизу находятся отрицательные ценности – то, чего человек старается (или, по крайней мере, верит, что старается) избежать. [4]

Методика может проводиться как фронтально — с целым классом (или группой), так и индивидуально. При фронтальной работе необходимо проверить, как каждый испытуемый заполнил первую шкалу. Надо убедиться, правильно ли применяются предложенные значки, ответить на вопросы. После этого испытуемый работает самостоятельно. Время, отводимое на заполнение шкалы вместе с чтением инструкции — 10-12 мин.

Обработка:

Обработка проводится по шести шкалам (первая, тренировочная — «здоровье» — не учитывается). Каждый ответ выражается в баллах. Длина каждой шкалы 100 мм, в соответствии с этим ответы получают количественную характеристику (например, 54 мм соответствует 54 баллам).

1. По каждой из шести шкал определить:

— уровень притязаний — расстояние в мм от нижней точки шкалы («0») до знака «х»;

— высоту самооценки — от «о» до знака «—»;

— значение расхождения между уровнем притязаний и самооценкой — расстояние от знака «х» до знака «-», если уровень притязаний ниже самооценки, он выражается отрицательным числом.

2. Рассчитать среднюю величину каждого показателя уровня притязаний и самооценки по всем шести шкалам.

БЛАНК
prihozan

Интерпретация:

1. Уровень притязаний

Норму, реалистический уровень притязаний, характеризует результат от 60 до 89 баллов.
Оптимальный — сравнительно
высокий уровень — от 75 до 89 баллов, подтверждающий оптимальное представление о своих возможностях, что является важным фактором личностного развития.

Результат от 90 до 100 баллов обычно удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение испытуемых к собственным возможностям. Нереалистический уровень притязаний свидетельствует о том, что школьник не умеет правильно ставить перед собой цели.
Результат менее
60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний, он — индикатор неблагоприятного развития личности. Чем ниже уровень притязаний, тем более данный показатель свидетельствует о неблагополучии.

Если очень низкий или очень высокий уровень притязаний отмечен по какой-либо одной шкале, то это может характеризовать повышенную значимость (или декларируемое пренебрежение) того или иного качества для школьника.

2. Высота самооценки

Количество баллов от 45 до 74 («средняя» и «высокая» самооценка) свидетельствует о реалистичной (адекватной) самооценке. При этом оптимальным для личностного развития следует признать результат, находящийся в верхней части этого интервала — от 60 до 74 баллов.
           Количество баллов от
75 до 100 и выше свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на определенные отклонения в формировании личности. Завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими; такая самооценка может указывать на существенные искажения в формировании личности — «закрытости для опыта», нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих.

Количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку (недооценку себя) и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. Эти ученики составляют «группу риска», их, как правило, мало. За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и «защитная», когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности и тому подобного позволяет не прилагать никаких усилий.

3. Расхождения между уровнем притязаний и уровнем самооценки.

За норму здесь принимается расхождение от 8 до 22 баллов, свидетельствующее, что школьник ставит перед собой такие цели, которые он действительно стремится достичь. Притязания в значительной степени основываются на оценке им своих возможностей и служат стимулом личностного развития.

Расхождение от 1 до 7 баллов, и особенно случаи полного совпадения уровня притязания и уровня самооценки, указывают на то, что притязания не служат стимулом личностного развития, становления той или иной стороны личности.

Расхождение в 23 балла и более характеризует резкий разрыв между уровнем притязаний и уровнем самооценки. Такой разрыв указывает на конфликт между тем, к чему школьник стремится,  и тем, что он считает для себя возможным.

Дифференцированность уровня притязаний и самооценки. Оценка дифференцированности, т.е. расхождения в высоте уровня притязаний и самооценки по разным шкалам у одного испытуемого зависит от того, при какой средней высоте самооценки наблюдается та или иная степень дифференцированности.

В таблице ниже даны количественные характеристики уровня притязаний и самооценки, полученные для учащихся 7-10 классов городских школ (около 900 чел.) [1].

Таблица

Количественные характеристики уровня притязаний и самооценки

учащихся 7-10 классов городских школ

Параметр

Количественная
характеристика (балл)

низкий

средний

высокий

Очень
высокий

Уровень
притязаний

Менее 60

60-74

75-89

90-100

Уровень
самооценки

Менее 45

45-59

60-74

75-100


Инструкция: «Любой человек оценивает свои способности, возможности, характер и др. Уровень развития каждого качества, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя — наивысшее. Вам предлагаются семь таких линий.

Они обозначают:

  1. Здоровье.
  2. Ум, способности.
  3. Характер.
  4. Авторитет у сверстников.
  5. Умение многое делать своими руками, умелые руки.
  6. Внешность.
  7. Уверенность в себе.

На каждой линии чертой (-) отметьте, как вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны вашей личности в данный момент времени. После этого крестиком (х) отметьте, при каком уровне развития этих качеств, сторон вы были бы удовлетворены собой или почувствовали гордость за себя».

Оформление результатов

Фамилия, имя учащегося

Класс

Уровень притязания

Высота самооценки

Расхождение

1

Баякина С

С

В

Норм.

2

Золтуева З

О

Н

К

Обозначения:

Н – низкий уровень

С- средний уровень

В – высокий уровень

О – очень высокий уровень

Норм. – расхождений нет

К – конфликт между уровнем притязаний и уровнем самооценки

Методика «Мотивы учебной деятельности»

(5 – 8-е классы)

Цель: выявить мотивы учебной деятельности школьников.

Инструкция: учитель ставит перед учеником задачу: «Внимательно прочитай анкету и подчеркни те пункты, которые соответствуют твоим стремлениям и желаниям».

Анкета

  1. Учусь потому, что на уроках (по такому-то предмету) интересно.
  2. Учусь потому, что заставляют родители.
  3. Учусь потому, что хочу получать хорошие отметки.
  4. Учусь для того, чтобы подготовиться к будущей профессии.
  5. Учусь потому, что в наше время учатся все, «незнайкой» быть нельзя.
  6. Учусь потому, что хочу завоевать авторитет у товарищей по учебе.
  7. Учусь потому, что нравится узнавать новое.
  8. Учусь потому, что нравится учитель (по такому-то предмету).
  9. Учусь потому, что хочу избежать плохих отметок и неприятностей.
  10. Учусь потому, что хочу больше знать.
  11. Учусь потому, что люблю мыслить, думать, соображать.
  12. Учусь потому, что хочу быть первым учеником.

Обработка и анализ результатов:

1. Проведите классификацию мотивов; их можно разделить на следующие группы:

           а) широкие социальные мотивы – 4, 5;

           б) мотивация благополучия – 1, 11;

           в) мотивация престижа – 6, 12;

           г) мотивация содержания – 7, 10;

           д) мотивация прессом -2, 9;

           е) узкие социальные мотивы – 3, 8.

2. Выделите ведущие мотивы учебной деятельности школьника, проведите качественный анализ  и установите соответствие критериям:

          а) богатство и разнообразие мотивов;

          б) социальная ценность мотивов;

          в) присутствие в структуре мотивации познавательных интересов.

Оформление результатов

Фамилия, имя учащегося

Класс

Группы мотивов

Ведущие мотивы

Отрицательные факторы

1

Иванов Василий

ШПН

С

+

2

Петрова Василиса

БУС

П

-

Обозначения:

Ш – широкие социальные мотивы                        С – мотивация содержания

П – мотивация престижа                                Н – негативные факторы

Б – мотивация благополучия                        У – узкие социальные мотивы

«+» - негативные факторы имеют место

«-»  - отрицательные факторы отсутствуют

Методики для диагностики регулятивных УУД

Методика «ГИТ» 

(исполнение инструкций)  (4 мин)

УУД: действия, направленные на понимание простых указаний и их осуществление.

Прочти внимательно следующие указания и постарайся выполнить их как можно быстрее и точнее.

  1. Зачеркни самое большое из следующих чисел: 2 4 6 8 и нарисуй два кружка между следующими двумя именами: Щура __________Кира.
  2. Подчеркни среднюю из следующих букв: О П Р С Т и после самого длинного из слов: юноша девочка сестра поставь запятую.
  3. Если Международный женский день отмечается иногда в августе, поставь крестик здесь ____, если это не так, то допиши отсутствующее слово в предложении: Солнце ________________ на западе.
  4. Если ты убежден, что Колумб был самым знаменитым французским полководцем, то зачеркни слово «Солнце» в предыдущем предложении. Если это был кто-то другой, то дополни соответствующим числом следующее предложение: У собаки ___  глаза.
  5. Прочитай внимательно следующие слова: фрукты грибы дерево утро. Зачеркни предпоследнюю букву в четвертом слове и вторую букву в предпоследнем слове.
  6. Независимо от того, является ли Ярославль самым большим городом России, обведи кружком слово «нет» и напиши здесь____ любое число, которое является неправильным ответом на вопрос, сколько часов в сутках.
  7. Теперь напиши здесь ____ любую букву, кроме В, и здесь ______ напиши «да», если результат 7 х 8 = 56 является правильным.
  8. Посмотри на следующие два числа: 5 и 4. Если железо тяжелее воды, то напиши число, которое больше здесь ______, а если вода тяжелее железа, то напиши число, которое меньше, здесь ______ .
  9. Если в слове копейка больше букв, чем в слове станция, то зачеркни первую букву в слове лев, если в нем меньше букв, то зачеркни вторую букву в ЭТОМ слове, но в любом случае зачеркни последнюю букву.
  10. Если можно попасть во Львов на теплоходе, то реши задачу: 7x5 =___, если это невозможно, то напиши вместо результата букву X.
  11. Если не противоречит опыту утверждение, что в грозу опасно стоять под высоким деревом, то поставь крестик в первом из следующих квадратов, □□ если наоборот, то напиши третью букву алфавита во втором квадрате.
  12. Зачеркни в следующем утверждении неправильный ответ. 5x8 больше меньше, чем 12x4.
  13. Только три слова из следующих: весна остров конец завтра содержат одну и ту же букву; подчеркни слово, в котором эта буква отсутствует.
  14. Напиши первую букву названия месяца, который следует после июня, в последнем из трех кружков и последнюю букву названия месяца, который предшествует маю, напиши в первом из этих трех кружков ○○○

Уровни

Критерий оценивания: подсчитывается количество ошибок.

Высокий

0-1 ошибки

Средний

2-3 ошибки

Низкий

более 3 ошибок

Оформление результатов

Фамилия, имя учащегося

Класс

Уровень тревожности

1

Иванов Василий

Н

2

Петрова Василиса

В

3

Васильев Петр

С

Обозначения: Н – низкий уровень, С – средний уровень, В – высокий уровень.

Методика «Кодировка»

УУД: знаково-символические действия – кодирование (замещение); регулятивные действия контроляcode2

Оформление результатов

Фамилия, имя учащегося

Класс

Уровень сформированности регулятивного действия

1

Иванов Василий

Н

2

Петрова Василиса

С

3

Васильев Петр

В

Критерий: сформированность действий

Оценки

Н

Ребенок не понимает или плохо понимает инструкцию, выполняет задание правильно только на тренировочном этапе и фактически сразу же прекращает или делает много ошибок на этапе самостоятельного выполнения. Умение кодировать не сформировано

С

Ребенок адекватно выполняет задания кодирования, но допускает достаточно много ошибок (до 25% от выполненного объема), либо работает крайне медленно

В

Сформированность действий кодирования (замещения), ребенок быстро понимает инструкцию, действует адекватно, количество ошибок незначительно

Обозначения: Н – низкий уровень, С – средний уровень, В – высокий уровень.

Методики для диагностики коммуникативных УУД

Диагностика коммуникативного контроля
(М. Шнайдер)

Описание:
             Методика предназначена для изучения уровня коммуникативного контроля. Согласно М. Шнайдеру (М. Снайдеру), люди с высоким коммуникативным контролем постоянно следят за собой, хорошо осведомлены, где и как себя вести. Управляют своими эмоциональными проявлениями. Вместе с тем они испытывают значительные трудности в спонтанности самовыражения, не любят непрогнозируемых ситуаций. Люди с низким коммуникативным контролем непосредственны и открыты, но могут восприниматься окружающими как излишне прямолинейные и навязчивые.

Инструкция: 

«Внимательно прочтите десять предложений, описывающих реакции на некоторые ситуации. Каждое из них вы должны оценить как верное или неверное применительно к себе. Если предложение кажется вам верным или преимущественно верным, поставьте рядом с порядковым номером букву «В», если неверным или преимущественно неверным – букву «Н».

Обработка:
           По 1 баллу начисляется на ответ «Н» на вопросы 1, 5, 7 и за ответ «В» на все остальные вопросы. Подсчитывается сумма баллов.


Интерпретация: 

  • 0-3 балла - низкий коммуникативный контроль; высокая импульсивность в общении, открытость, раскованность, поведение мало подвержено изменениям в зависимости от ситуации общения и не всегда соотносится с поведением других людей;
  • 4-6 баллов - средний коммуникативный контроль; в общении непосредственен, искренне относится к другим. Но сдержан в эмоциональных проявлениях, соотносит свои реакции с поведением окружающих людей;
  • 7-10 баллов - высокий коммуникативный контроль; постоянно следит за собой, управляет выражением своих эмоций.


Текст опросника

1. Мне кажется трудным подражать другим людям.

2. Я смог бы свалять дурака, чтобы привлечь внимание окружающих.

3. Из меня мог бы выйти неплохой актер.

4. Другим людям иногда кажется, что мои переживания более глубоки, чем это есть на самом деле.

5. В компании я редко оказываюсь в центре внимания.

6. В различных ситуациях в общении с другими людьми я часто веду себя по-разному.
7. Я могу отстаивать только то, в чем искренне убежден.

8. Чтобы преуспеть в делах и в отношениях с людьми, я часто бываю именно таким, каким меня ожидают видеть.

9. Я могу быть дружелюбным с людьми, которых не выношу.

10. Я не всегда такой, каким кажусь.

Оформление результатов

Фамилия, имя учащегося

Класс

Уровень тревожности

1

Иванов Василий

Н

2

Петрова Василиса

В

3

Васильев Петр

С

Обозначения: Н – низкий уровень коммуникативного контроля, С – средний уровень  коммуникативного контроля, В – высокий уровень коммуникативного контроля.

Тест коммуникативных умений Михельсона

Автор: Л. Михельсон. Перевод и адаптация Ю. З. Гильбуха
Цель: Определение уровня коммуникативной компетентности и качества сформированности основных коммуникативных умений.
Инструкция: Мы просим Вас внимательно прочитать каждую из описанных ситуаций и выбрать один вариант поведения в ней. Это должно быть наиболее характерное для Вас поведение, то, что Вы действительно делаете в таких случаях, а не то, что, по-вашему, следовало бы делать.

        Тестовый материал:

        1. Кто-либо говорит Вам: "Мне кажется, что Вы замечательный человек". Вы обычно в подобных ситуациях:

        а) Говорите: "Нет, что Вы! Я таким не являюсь".

        б) Говорите с улыбкой: "Спасибо, я действительно человек выдающийся".

        в) Говорите: "Спасибо".

        г) Ничего не говорите и при этом краснеете.

        д) Говорите: "Да, я думаю, что отличаюсь от других и в лучшую сторону".

        2. Кто-либо совершает действие или поступок, которые, по Вашему мнению, являются замечательными. В таких случаях Вы обычно:

        а) Поступаете так, как если бы это действие не было столь замечательным, и при этом говорите: "Нормально!"

        б) Говорите: "Это было отлично, но я видел результаты получше".

        в) Ничего не говорите.

        г) Говорите: "Я могу сделать гораздо лучше".

        д) Говорите: "Это действительно замечательно!"

        3. Вы занимаетесь делом, которое Вам нравится, и думаете, что оно у Вас получается очень хорошо. Кто-либо говорит: "Мне это не нравится!" Обычно в таких случаях Вы:

        а) Говорите: "Вы - болван!"

        б) Говорите: "Я все же думаю, что это заслуживает хорошей оценки".

        в) Говорите: "Вы правы", хотя на самом деле не согласны с этим.

        г) Говорите: "Я думаю, что это выдающийся уровень. Что Вы в этом понимаете".

        д) Чувствуете себя обиженным и ничего не говорите в ответ.

        4. Вы забыли взять с собой какой-то предмет, а думали, что принесли его, и кто-то говорит Вам: "Вы такой растяпа! Вы забыли бы и свою голову, если бы она не была прикреплена к плечам". Обычно Вы в ответ:

        а) Говорите: "Во всяком случае, я толковее Вас. Кроме того, что Вы в этом понимаете!"

        б) Говорите: "Да, Вы правы. Иногда я веду себя как растяпа".

        в) Говорите: "Если кто-либо растяпа, то это Вы".

        г) Говорите: "У всех людей есть недостатки. Я не заслуживаю такой оценки только за то, что забыл что-то".

        д) Ничего не говорите или вообще игнорируете это заявление.

        5. Кто-либо, с кем Вы договорились встретиться, опоздал на 30 минут, и это Вас расстроило, причем человек этот не дает никаких объяснений своему опозданию. В ответ Вы обычно:

        а) Говорите: "Я расстроен тем, что Вы заставили меня столько ожидать".

        б) Говорите: "Я все думал, когда же Вы придете".

        в) Говорите: "Это был последний раз, когда я заставил себя ожидать Вас".

        г) Ничего не говорите этому человеку.

        д) Говорите: "Вы же обещали! Как Вы смели так опаздывать!"

        6. Вам нужно, чтобы кто-либо сделал для Вас одну вещь. Обычно в таких случаях Вы:

        а) Никого ни о чем не просите.

        б) Говорите: "Вы должны сделать это для меня".

        в) Говорите: "Не могли бы Вы сделать для меня одну вещь?", после этого объясняете суть дела.

        г) Слегка намекаете, что Вам нужна услуга этого человека.

        д) Говорите: "Я очень хочу, чтобы Вы сделали это для меня".

        7. Вы знаете, что кто-то чувствует себя расстроенным. Обычно в таких ситуациях Вы:

        а) Говорите: "Вы выглядите расстроенным. Не могу ли я помочь?"

        б) Находясь рядом с этим человеком, не заводите разговора о его состоянии.

        в) Говорите: "У Вас какая-то неприятность?"

        г) Ничего не говорите и оставляете этого человека наедине с собой.

        д) Смеясь говорите: "Вы просто как большой ребенок!"

        8. Вы чувствуете себя расстроенным, а кто-либо говорит: "Вы выглядите расстроенным". Обычно в таких ситуациях Вы:

        а) Отрицательно качаете головой или никак не реагируете.

        б) Говорите: "Это не Ваше дело!"

        в) Говорите: "Да, я немного расстроен. Спасибо за участие".

        г) Говорите: "Пустяки".

        д) Говорите: "Я расстроен, оставьте меня одного".

        9. Кто-либо порицает Вас за ошибку, совершенную другими. В таких случаях Вы обычно:

        а) Говорите: "Вы с ума сошли!"

        б) Говорите: "Это не моя вина. Эту ошибку совершил кто-то другой".

        в) Говорите: "Я не думаю, что это моя вина".

        г) Говорите: "Оставьте меня в покое, Вы не знаете, что Вы говорите".

        д) Принимаете свою вину или не говорите ничего.

        10. Кто-либо просит Вас сделать что-либо, но Вы не знаете, почему это должно быть сделано. Обычно в таких случаях Вы:

        а) Говорите: "Это не имеет никакого смысла, я не хочу это делать".

        б) Выполняете просьбу и ничего не говорите.

        в) Говорите: "Это глупость; я не собираюсь этого делать".

        г) Прежде чем выполнить просьбу, говорите: "Объясните, пожалуйста, почему это должно быть сделано".

        д) Говорите: "Если Вы этого хотите...", после чего выполняете просьбу.

        11. Кто-то говорит Вам, что по его мнению, то, что Вы сделали, великолепно. В таких случаях Вы обычно:

        а) Говорите: "Да, я обычно это делаю лучше, чем большинство других людей".

        б) Говорите: "Нет, это не было столь здорово".

        в) Говорите: "Правильно, я действительно это делаю лучше всех".

        г) Говорите: "Спасибо".

        д) Игнорируете услышанное и ничего не отвечаете.

        12. Кто-либо был очень любезен с Вами. Обычно в таких случаях Вы:

        а) Говорите: "Вы действительно были очень любезны по отношению ко мне".

        б) Действуете так, будто этот человек не был столь любезен к Вам, и говорите: "Да, спасибо".

        в) Говорите: "Вы вели себя в отношении меня вполне нормально, но я заслуживаю большего.

        г) Игнорируете этот факт и ничего не говорите.

        д) Говорите: "Вы вели себя в отношении меня недостаточно хорошо".

        13. Вы разговариваете с приятелем очень громко, и кто-либо говорит Вам: "Извините, но Вы ведете себя слишком шумно". В таких случаях Вы обычно:

        а) Немедленно прекращаете беседу.

        б) Говорите: "Если Вам это не нравится, проваливайте отсюда".

        в) Говорите: "Извините, я буду говорить тише", после чего ведется беседа приглушенным голосом.

        г) Говорите: "Извините" и прекращаете беседу.

        д) Говорите: "Все в порядке" и продолжаете громко разговаривать.

        14. Вы стоите в очереди, и кто-либо становится впереди Вас. Обычно в таких случаях Вы:

        а) Негромко комментируете это, ни к кому не обращаясь, например: "Некоторые люди ведут себя очень нервно".

        б) Говорите: "Становитесь в хвост очереди!"

        в) Ничего не говорите этому типу.

        г) Говорите громко: "Выйди из очереди, ты, нахал!"

        д) Говорите: "Я занял очередь раньше Вас. Пожалуйста, станьте в конец очереди".

        15. Кто-либо делает что-нибудь такое, что Вам не нравится и вызывает у Вас сильное раздражение. Обычно в таких случаях Вы:

        а) Выкрикиваете: "Вы болван, я ненавижу Вас!"

        б) Говорите: "Я сердит на Вас. Мне не нравится то, что Вы делаете".

        в) Действуете так, чтобы повредить этому делу, но ничего этому типу не говорите.

        г) Говорите: "Я рассержен. Вы мне не нравитесь".

        д) Игнорируете это событие и ничего не говорите этому типу.

        16. Кто-либо имеет что-нибудь такое, чем Вы хотели бы пользоваться. Обычно в таких случаях Вы:

        а) Говорите этому человеку, чтобы он дал Вам эту вещь.

        б) Воздерживаетесь от всяких просьб.

        в) Отбираете эту вещь.

        г) Говорите этому человеку, что Вы хотели бы пользоваться данным предметом, и затем просите его у него.

        д) Рассуждаете об этом предмете, но не просите его для пользования.

        17. Кто-либо спрашивает, может ли он получить у Вас определенный предмет для временного пользования, но так как это новый предмет, Вам не хочется его одалживать. В таких случаях Вы обычно:

        а) Говорите: "Нет, я только что достал его и не хочу с ним расставаться; может быть когда-нибудь потом".

        б) Говорите: "Вообще-то я не хотел бы его давать, но Вы можете попользоваться им".

        в) Говорите: "Нет, приобретайте свой!"

        г) Одалживаете этот предмет вопреки своему нежеланию.

        д) Говорите: "Вы с ума сошли!"

        18. Какие-то люди ведут беседу о хобби, которое нравится и Вам, и Вы хотели бы присоединиться к разговору. В таких случаях Вы обычно:

        а) Не говорите ничего.

        б) Прерываете беседу и сразу же начинаете рассказывать о своих успехах в этом хобби.

        в) Подходите поближе к группе и при удобном случае вступаете в разговор.

        г) Подходите поближе и ожидаете, когда собеседники обратят на Вас внимание.

        д) Прерываете беседу и тотчас начинаете говорить о том, как сильно Вам нравится это хобби.

        19. Вы занимаетесь своим хобби, а кто-либо спрашивает: "Что Вы длаете?" Обычно Вы:

        а) Говорите: "О, это пустяк". Или: "Да ничего особенного".

        б) Говорите: "Не мешайте, разве Вы не видите, что я занят?"

        в) Продолжаете молча работать.

        г) Говорите: "Это совсем Вас не касается".

        д) Прекращаете работу и объясняете, что именно Вы делаете.

        20. Вы видите споткнувшегося и падающего человека. В таких случаях Вы:

        а) Рассмеявшись, говорите: "Почему Вы не смотрите под ноги?"

        б) Говорите: "У Вас все в порядке? Может быть я что-либо могу для Вас сделать?"

        в) Спрашиваете: "Что случилось?"

        г) Говорите: "Это все колдобины в тротуаре".

        д) Никак не реагируете на это событие.

        21. Вы стукнулись головой о полку и набили шишку. Кто-либо говорит: "С Вами все в порядке?" Обычно Вы:

        а) Говорите: "Я прекрасно себя чувствую. Оставьте меня в покое!"

        б) Ничего не говорите, игнорируя этого человека.

        в) Говорите: "Почему Вы не занимаетесь своим делом?"

        г) Говорите: "Нет, я ушиб свою голову, спасибо за внимание ко мне".

        д) Говорите: "Пустяки, у меня все будет о'кей".

        22. Вы допустили ошибку, но вина за нее возложена но кого-либо другого. Обычно в таких случаях Вы:

        а) Не говорите ничего.

        б) Говорите: "Это их ошибка!"

        в) Говорите: "Эту ошибку допустил Я".

        г) Говорите: "Я не думаю, что это сделал этот человек".

        д) Говорите: "Это их горькая доля".

        23. Вы чувствуете себя оскорбленным словами, сказанными кем-либо в Ваш адрес. В таких случаях Вы обычно:

        а) Уходите прочь от этого человека, не сказав ему, что он расстроил Вас.

        б) Заявляете этому человеку, чтобы он не смел больше этого делать.

        в) Ничего не говорите этому человеку, хотя чувствуете себя обиженным.

        г) В свою очередь оскорбляете этого человека, называя его по имени.

        д) Заявляете этому человеку, что Вам не нравится то, что он сказал, и что он не должен этого делать снова.

        24. Кто-либо часто перебивает, когда Вы говорите. Обычно в таких случаях Вы:

        а) Говорите: "Извините, но я хотел бы закончить то, о чем рассказывал".

        б) Говорите: "Так не делают. Могу я продолжить свой рассказ?"

        в) Прерываете этого человека, возобновляя свой рассказ.

        г) Ничего не говорите, позволяя другому человеку продолжать свою речь.

        д) Говорите: "Замолчите! Вы меня перебили!"

        25. Кто-либо просит Вас сделать что-либо, что помешало бы Вам осуществить свои планы. В этих условиях Вы обычно:

        а) Говорите: "Я действительно имел другие планы, но я сделаю то, что Вы хотите.

        б) Говорите: "Ни в коем случае! Поищите кого-нибудь еще".

        в) Говорите: "Хорошо, я сделаю то, что Вы хотите".

        г) Говорите: "Отойдите, оставьте меня в покое".

        д) Говорите: "Я уже приступил к осуществлению других планов. Может быть, когда-нибудь потом".

        26. Вы видите кого-либо, с кем хотели бы встретиться и познакомиться. В этой ситуации Вы обычно:

        а) Радостно окликаете этого человека и идете ему навстречу.

        б) Подходите к этому человеку, представляетесь и начинаете с ним разговор.

        в) Подходите к этому человеку и ждете, когда он заговорит с Вами.

        г) Подходите к этому человеку и начинаете рассказывать о крупных делах, совершенных Вами.

        д) Ничего не говорите этому человеку.

        27. Кто-либо, кого Вы раньше не встречали, остановаливается и окликает Вас возгласом "Привет!" В таких случаях Вы обычно:

        а) Говорите: "Что Вам угодно?"

        б) Не говорите ничего

        в) Говорите: "Оставьте меня в покое".

        г) Произносите в ответ "Привет!", представляетесь и просите этого человека представиться в свою очередь.

        д) Киваете головой, произносите "Привет!" и проходите мимо.

Данный тест представляет собой разновидность теста достижений, то есть построен по типу задачи, у которой есть правильный ответ. В тесте предполагается некоторый эталонный вариант поведения, который соответствует компетентному, уверенному, партнерскому стилю. Степень приближения к эталону можно определить по числу правильных ответов. Неправильные ответы подразделяются на неправильные "снизу" (зависимые) и неправильные "сверху" (агрессивные). Опросник содержит описание 27 коммуникативных ситуаций. К каждой ситуации предлагается 5 возможных вариантов поведения. Надо выбрать один, присущий именно ему способ поведения в данной ситуации. Нельзя выбирать два или более вариантов или приписывать вариант, не указанный в опроснике. Авторами предлагается ключ, с помощью которого можно определить, к какому типу реагирования относится выбранный вариант ответа: уверенному, зависимому или агрессивному. В итоге предлагается подсчитать число правильных и неправильных ответов в процентном отношении к общему числу выбранных ответов.

Все вопросы разделены авторами на 5 типов коммуникативных ситуаций:
- ситуации, в которых требуется реакция на положительные высказывания партнера (вопросы 1, 2, 11, 12)
- ситуации, в которых подросток (старшеклассник) должен реагировать на отрицательные высказывания (вопросы 3, 4, 5, 15, 23, 24)
- ситуации, в которых к подростку (старшекласснику) обращаются с просьбой (вопросы 6, 10, 14, 16, 17, 25)
- ситуации беседы (13, 18, 19, 26, 27)
- ситуации, в которых требуется проявление эмпатии (понимание чувств и состояний другого человека (вопросы 7, 8, 9, 20, 21, 22).

Обработка и анализ результатов: Отметьте, какой способ общения Вы выбрали (зависимый, компетентный, агрессивный) в каждой предложенной ситуации в соответствии с ключом. Проанализируйте результаты: какие умения у Вас сформированы, какой тип поведения преобладает?

Блоки умений:

        1. Умение оказывать и принимать знаки внимания (комплименты) от сверстника - вопросы 1, 2, 11, 12.

        2. Реагирование на справедливую критику - вопросы 4, 13.

        3. Реагирование на несправедливую критику - вопросы 3, 9.

        4. Реагирование на задевающее, провоцирующее поведение со стороны собеседника - вопросы 5, 14, 15, 23, 24.

        5. Умение обратиться к сверстнику с просьбой - вопросы 6, 16.

        6. Умение ответить отказом на чужую просьбу, сказать "нет" - вопросы 10, 17, 25.

        7. Умение самому оказать сочувствие, поддержку - вопросы 7, 20.

        8. Умение самому принимать сочувствие и поддержку со стороны сверстников - вопросы 8, 21.

        9. Умение вступить в контакт с другим человеком, контактность - вопросы 18, 26.

        10. Реагирование на попытку вступить с тобой в контакт - вопросы 19, 27.

                    КЛЮЧИ

        зависимые        компетентные        агрессивные

1        АГ                БВ                Д

2        АВ                Д                БГ

3        ВД                Б                АГ

4        БД                Г                АВ

5        Г                АБ                ВД

6        АГ                ВД                Б

7        БГ                АВ                Д

8        АГ                В                БД

9        Д                БВ                АГ

10        БД                Г                АВ

11        БД                Г                АВ

12        БГ                А                ВД

13        АГ                В                БД

14        АВ                Д                БГ

15        ВД                Б                АГ

16        БД                Г                АВ

17        Г                АБ                ДВ

18        АГ                В                БД

19        АВ                Д                БГ

20        ГД                БВ                А

21        Б                ГД                АВ

22        А                ВГ                БД

23        АВ                Д                БГ

24        Г                АБ                ВД

25        В                АД                БГ

26        ВД                АБ                Г

27        БД                АГ                В

Оформление результатов

Фамилия, имя учащегося

Класс

Коммуникативные умения

1

Иванов Василий

З

2

Петрова Василиса

А+

3

Васильев Петр

К+++

Обозначения: З – способ зависимой коммуникации, А – способ агрессивной коммуникации, К – способ компетентной  коммуникации.

+ - контактность,

++ - эмпатия

+++ - адекватная реакция на критику

Методики для диагностики познавательных УУД

Методика «ГИТ»

(установление аналогий)

УУД: умение мыслить по аналогии.

Прочтите внимательно первые три слова в каждой строчке. Первые два слова связаны между собой.

Найди к третьему слову такое четвертое, которое будет с ним связано так же, как первое со вторым, и подчеркни его.

Примеры:

ботинок: нога = шляпа:        пальто нос видеть голова

птица: петь = собака: кусать лаять сторожить бегать

небо; синее = трава: растет  лето зеленая высокая

платье: ткань = ботинки: бумага гуталин гулять кожа

лампа

светить

печь

стоять комната греть стена

1

ехать

машина

лететь

вокзал самолет город  аэродром

2

оса

насекомое

гадюка

насекомое змея млекопитающее яд

3

соленый

соль

сладкий

кислый горький хлеб сахар

4

Россия

Москва

Венгрия

Прага Будапешт Урал Ярославль

5

рот

лицо

пятка

человек нога ходить тело

6

февраль

март

вторник

воскресенье месяц среда неделя

7

морковь

овощи

фиалка

одуванчик цветы долина пахучая

8

склад

товар.

гардероб

клуб гардеробщица пальто театр

9

рыба

вода

птица

хвост насекомое червяк воздух

10

3

30

40

100    1000     400    4000

11

дуб

листья

елка

пихта хвоя ствол дерево

12

фрукты

собирать

рыба

карп жарить ловить грузди

13

слушаться

похвала

шалить

наказание учитель ученик парта

14

часы

время

барометр

погода гроза давление шкала

15

картина

стена

люстра

потолок лампа хрустальный желтый

16

жара

пыль

дождь

облако лето солнце слякоть

17

коньки

лед

яхта

река воскресенье вода лето

18

художник

кисть

кузнец

черный огонь молот лето

19

есть

еда

пить

жажда чай завтракать напиток

20

фермер

хлеб

шахтер

шахта мельник уголь скот

21

север

юг

А

Я   В   Н   Д

22

минута

час

час

секунда сутки время стрелка

23

слюна

еда

пот

лоб капля лимон усилие

24

6

30

5

15   55   25   50

25

тренировка

сильный

лень

слабый спорт медленный безделье

26

город

дома

поле

деревня колосья мыши жара

27

добрый

злой

помогать

честный работать приятный вредить

28

уважение

презрение

друг

ненависть враг любовь болезнь

29

рота

командир

завод

рабочий депутат директор мастер

30

ложка

суп

нож

вилка прибор хлеб тарелка

31

красивый

уродливый

высокий

длинный короткий низкий гора

32

доска

мел

бумага

тетрадь писать карандаш книга

33

волк

овца

кошка

кролик мышь собака крыша

34

слабость

сила.

покой

болезнь лень полнота движение

35

покупка

продажа

приобрести

деньги заработок потерять торговать

36

внизу

вверху

пол

комната потолок линолеум подметать

37

растение

травоядное

травоядное

корова детеныш хищник пресмыкающееся

38

рождение

смерть

начало

жизнь ребенок конец распад

39

сомнительный

вероятный

вероятный

знакомый достоверный чужой возможный

40

Уровни

Критерий оценивания: подсчитывается количество ошибок.

Высокий

0-2 ошибки

Средний

3-4 ошибки

Низкий

более 5 ошибок

Оформление результатов

Фамилия, имя учащегося

Класс

Уровень тревожности

1

Иванов Василий

Н

2

Петрова Василиса

В

3

Васильев Петр

С

Обозначения: Н – низкий уровень, С – средний уровень, В – высокий уровень.

Методика «ГИТ»

(определение сходства и различия понятий)

УУД: умение анализировать понятия, сравнивать их на основе выделения существенных признаков 

Если два слова имеют одинаковое или очень сходное значение, напиши между ними С. Если у них разные значения, напиши между ними Р.

Примеры:

Большой Р маленький,                 мощный С сильный,                  сухо Р мокро.

Богатый

бедный

1

Милый

приятный

2

Быстрый

медленный

3

Все

ничего

4

Галоши

боты

5

Прямая

извилистая

6

Вопрос

ответ

7

Твердый

жидкий

8

Плоский

ровный

9

Лечь

встать

10

Любовь

ненависть

11

Ученый

необразованный

12

Далекий

близкий

13

Доброжелательный

завистливый

14

Часть

доля

15

Внутренний

внешний

16

Подлый

честный

17

Имущество

достояние

18

Позволить

запретить

19

Сходный

различный

20

Сердитый

вспыльчивый

21

Живой

подвижный

22

Красота

великолепие

23

Беспомощный

растерянный

24

Спор

ссора

25

Закономерность

регулярность

26

Простить

наказать

27

Ловкий

умелый

28

Взгляд

мнение

29

Снизить

уменьшить

30

Легкомысленный

беззаботный

31

Согласиться

одобрить

32

Преходящий

постоянный

33

Непрерывный

постоянный

34

Раздражитель

стимул

35

Прославленный

популярный

36

Причина

результат

37

Ограничить

подавить

38

Существенный

побочный

39

Сверстник

современник

40

Уровни

Критерий оценивания: подсчитывается количество ошибок.

Высокий

0-2 ошибки

Средний

3-4 ошибки

Низкий

более 5  ошибок

Оформление результатов

Фамилия, имя учащегося

Класс

Уровень тревожности

1

Иванов Василий

Н

2

Петрова Василиса

В

3

Васильев Петр

С

Обозначения: Н – низкий уровень, С – средний уровень, В – высокий уровень.

Тест на оценку сформированности навыков чтения

Цель: изучение сформированности навыков чтения как одной из составляющих познавательных УУД.

Регистрация данных: групповая форма проведения.

Необходимые материалы: регистрационный бланк, ручка.

Инструкция:. На листке напечатан отрывок из сказки, но в предложениях пропущены слова. Вам надо в пустые места вписать подходящие слова (одно или несколько). Сказку отгадывать не надо. Если в каком-то месте не знаете, что вписывать, то можно пропустить. Не обязательно, чтобы у всех были одинаковые слова. Слова могут быть разные, но они должны подходить по смыслу, и чтобы предложения получались правильные. (Если спросят, можно ли зачеркивать и исправлять, то сказать, что можно.) Не разговаривайте, не списывайте, работайте самостоятельно. Когда все сделаете, поднимите руку».

БЛАНК ОТВЕТОВ

Скоро она зашла в самую чащу ______________. Ни одна ____________________ не залетала сюда, ни единый ____________________ не проникал сквозь ___________________ ветви. Высокие стволы ___________________ плотными рядами, точно стены. Кругом было так ___________________, что Элиза ______________________ свои собственные шаги, слышала шуршание каждого сухого ________________________, попадавшего ей __________________ ноги. Никогда еще Элиза _______________________________ в такой глуши.

Время выполнения теста 4 минуты.

Обработка осуществляется посредством сравнения слов, вставленных ребенком, со словами, приведенными в ключе. Если ребенок использует аналогичные ключевым слова, подходящие по смыслу и лингвистическим правилам, ответ также считается правильным.

Ключ к тесту навыка чтения:

1 – леса

2 – птица, птичка

3 – луч света, лучик, луч, звук

4 – густые

5 – стояли, деревьев стояли, встали

6 – тихо

7 – слышала

8 – листа, листочка, листика

9 – под

10 – не бывала, не была, не ходила

За каждое совпадение дается 1 балл. Затем подсчитывается общая сумма баллов (максимум – 10), которая сравнивается с нормативными данными для учащихся и определяет уровень (зону) развития навыка чтения.

Содержание

показателя

Уровни

1

2

3

4

5

слабый уровень

средний уровень

хороший уровень

высокий уровень

Навык чтения

0–4

5–7

8–9

10

Интерпретация: каждая из выделенных зон характеризует единицу восприятия текста при чтении и тем самым сформированность самого навыка. Если ребенок ошибается при подборе слов только в 1, 3, и 4 случаях (вписывая, например: «и заблудилась», «зверь», «переплетенные»), то это может свидетельствовать об отсутствии вербальной беглости, некоторых недостатках речевого развития, но само чтение, понимание смысла текстов при этом может быть вполне полноценным (то есть соответствовать 4 зоне).

Слабый уровень сформированности навыка чтения. Единицей восприятия текста выступает отдельное слово или части слова (слоги). Ребенок медленно разбирает каждое слово и с трудом понимает то, что читает. Может правильно воспринимать смысл только таких текстов, которые состоят из коротких простых фраз, написанных крупным шрифтом, и по объему не прочитает не только книги, но и тексты в учебниках. Когда его заставляют это делать, то он, видя перед собой большие по объему тексты, и не пытается их медленно разбирать, а пользуется методом угадывания слов по их общему виду, ориентируясь на начало слова или на корневую основу и опуская второстепенные части, обычно суффиксы и окончания. Предлоги с их управляющей ролью также не воспринимаются. При таком чтении все предложение может пониматься неверно. Смысл длинных предложений оказывается недоступен ребенку еще и потому, что, добираясь до их конца, он уже не помнит слов, с которых они начинались. Мелкий шрифт осложняет понимание, так как восприятие слов осуществляется по элементам (по слогам и по буквам), а зрительное их выделение оказывается затруднительным. Если ребенок не ведет пальцем по тексту, то вообще не может воспринимать последовательность букв, так как они зрительно сливаются в неподдающиеся узнаванию комплексы, выпадающие из поля внимания. При слабом уровне сформированности навыка чтения ребенок пишет настолько неграмотно, что обычно получает диагноз «дисграфия». Много ошибок делает при списывании текстов, так как не может пользоваться смысловым контролем, а использует только визуальный, диктанты же, изложения и сочинения не может писать совсем.

Навык чтения сформирован не полностью. Единицей восприятия текста является словосочетание. Смысл предложения ребенок понимает не сразу, а как бы складывает из двух-трех частей. При медленном чтении может разобрать любые тексты. Просто построенные тексты на знакомые темы понимает легко. Вполне адекватно может понимать только короткие тексты на незнакомые темы, так как «согласен» их читать медленно. Длинные, стилистически усложненные предложения ребенок понимает с большим трудом. Для проработки больших объемов использует свой «метод» быстрого чтения, суть которого состоит в том, что ребенок «просматривает» текст и пытается угадать его содержание, «подставляя» стандартные речевые обороты и штампы (несоответствие «подстановки» и реального текста он обычно не замечает). Поскольку ребенок обладает весьма ограниченным набором речевых шаблонов, смысл текста может восприниматься весьма приблизительно или вообще искажаться. При чтении литературных произведений ребенок с удовольствием ограничивается «кусками», где излагаются события или герои ведут диалоги, и опускает распространенные описания природы или философские рассуждения. Большие по объему книги он обычно не читает, так как из-за «фрагментарного» восприятия у него не возникает целостного представления о содержании, и книга становится неинтересной. Толстые книги способны читать только дети, склонные к фантазированию. В этом случае то, что вычитывает ребенок в книге, выступает только как основа для его собственных представлений и фантазий, часто имеющих мало общего с реальным содержанием: не идентифицируется время и место событий, культурная и национальная принадлежность героев, особенности родственных и эмоциональных отношений. В основном воспринимаются только события и разговоры. Общий фон не вполне осознанно определяется ребенком как «про нас, здесь и теперь» (возможны варианты: «про заграницу, про Америку») вне зависимости от того, где и когда происходят события, описываемые в книге. Письмо также страдает специфической неграмотностью. Стилистические и пунктуационные ошибки неискоренимы. Может быть много ошибок в окончаниях, если надо согласовывать отдельные части сложно построенного предложения. Такие ошибки ребенок может допускать и при списывании, так как сознательно он может контролировать только словосочетания, отдельные части предложения, но не все предложение целиком. Могут встречаться описки (даже в диктантах), когда ребенок вместо реального текста «подставляет» привычный ему речевой штамп (например, учитель диктует: «большой, красивый воздушный шар», а ребенок пишет: «большой, красивый, красный шар»). Относительно грамотного письма ребенок может добиться только в том случае, если будет пользоваться простыми, короткими фразами.

Навык чтения развит хорошо. Единицей восприятия текста является целое предложение, смысл которого ребенок схватывает сразу. Читает ребенок обычно много и с удовольствием, пониманию доступны любые тексты. Сложности с пониманием могут возникать только из-за ограниченного словарного запаса и недостаточной общей осведомленности. Но поскольку ребенок много читает, то его словарный запас и общая осведомленность быстро расширяются и проблемы исчезают. При хорошем развитии навыка чтения возможны стилистические ошибки при письме, в остальном оно может быть вполне грамотным. Если ребенок пишет неграмотно, то надо искать другие причины.

Навык чтения развит очень хорошо. Чтение беглое. Единицей восприятия текста является целое предложение, причем сразу схватывается не только его смысл, но и литературные, языковые особенности. Пониманию доступны любые тексты. При чтении ребенок не только легко воспринимает содержание, но и невольно отмечает особенности литературного языка, характерные для того или иного автора. Закладывается база гуманитарных и лингвистических способностей, формируется литературный вкус, развивается эстетическое восприятие. Грамотность может быть абсолютной. Если ребенок все же пишет неграмотно, то тому имеются другие причины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МОНИТОРИНГ степени изученности программы ДО «Первые шаги». МОНИТОРИНГ степени изученности программы ДО «Первые шаги». Мониторинг

Материал  включает в себя тесты на проверку внимания, воображения, речи, различные задания на изучение степени готовности  ребенка к процессу обучения в школе....

Мастер-класс «Мониторинг как инструмент управления качеством образования. Организация внутришкольного мониторинга в процессе внедрения ФГОС ООО"

Представлен опыт по организации  системного внутришкольного мониторинга предметных и метапредметных достижений обучающихся....

Мониторинг «Степень удовлетворенности обучающихся деятельностью арт-студии «Позитив» Мониторинг определения отношений между педагогом и обучающимся. Методика «Наш педагог» (О.И. Мотков)

Мониторинг «Степень удовлетворенности обучающихся деятельностью арт-студии «Позитив»Мониторинг определения отношений между педагогом  и обучающимся.Методика «Наш...

Мониторинг «Степень удовлетворенности обучающихся деятельностью творческого объединения «Автомоделирование» Мониторинг определения отношений между педагогом и обучающимся. Методика «Наш педагог» (О.И. Мотков)

Мониторинг «Степень удовлетворенности обучающихся деятельностью творческого объединения «Автомоделирование»Мониторинг определения отношений  между педагогом  и обучающимся....

Мониторинг "«Степень удовлетворенности обучающихся деятельностью творческого объединения «Цветы из ткани» Мониторинг определения отношений между педагогом и обучающимся. Методика «Наш педагог» (О.И. Мотков)"

laquo;Степень удовлетворенности обучающихся деятельностью творческого объединения «Цветы из ткани»Мониторинг определения отношений между педагогом  и обучающимся.Методика «...

Мониторинг физической подготовленности и соревновательной активности учащихся. Мониторинг спортивных достижений учащихся МБОУ «СШ №3» г. Нижневартовск

В данной работе представлена часть мониторинга и его анализ, который проводится по предметной области «Физическая культура» в МБОУ  СШ№3 г. Нижневартовска...

Отчеты, мониторинги, анализы. Участие в мониторинге ИКП РАО

Отчеты, мониторинги, анализы, информационные справки...