Функциональная грамотность
учебно-методический материал (6 класс)

Ленкина Маргарита Николаевна

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА № 3

ГОРОДА БИЙСКА АЛТАЙСКОГО КРАЯ

Алтайский край, г. Бийск, улица Николая Липового, 74/3, телефон: 8 (3854) 43-52 -90, 43-52-91

e-mail: bschool3@mail.ru

Технологическая карта

Урока по изобразительному искусству

в 5 классе

Тема «Разнообразие материалов народных ремесел и их связь с регионально – национальным бытом Алтайского края»

Автор:  учитель изобразительного искусства

Ленкина Маргарита Николаевна

высшая квалификационная категория

Бийск

2023

Пояснительная записка

 Представлена технологическая карта урока в 5 м классе по изобразительному искусству УМК Б.М. Неменского.5-8 классы, издательство «Просвещение».

Тема «Разнообразие материалов народных ремесел и их связь с регионально – национальным бытом» изучается в главе «Народные художественные промыслы», после темы «Многообразие видов традиционных ремёсел и происхождение художественных промыслов народов России. Традиции культуры, особенные для каждого региона». Акцент сделан на формирование основных понятий о разнообразии материалов народных ремёсел и их связь с регионально-национальным бытом Алтайского края, развитие разных видов функциональной грамотности (креативной, читательской, математической).

Тип урока: изучение нового материала

Технология урока: Технология  проект

Оборудование урока:

зрительный ряд:

 -  демонстрационные таблицы «Вазы Колывани»;

-таблица «смешение пластилина»

- вазы разных промыслов и одна не промысловая;

-карточки задания для обучающихся с заданием на оценку читательской грамотности;

-иллюстрации изделий камнерезов Колывани  для обучающихся;

- предметы быта народных мастеров и один современный;

- карта Алтайского края;

-фишки с изображением разных промыслов (для рефлексии);

- слова с названием поделочного  камня

музыкальный ряд:

-  аудио отрывок сказки П. Бажова «Каменный цветок»;

-видеоролик «Колывань камнерезная»

ТСО: компьютер, телевизор, документ камера

Материалы для учащихся: пластилин, дощечка, стеки

Цель урока: способствовать формированию представлений о разнообразии материалов народных ремесел и их связь с регионально – национальным бытом».

Планируемые результаты:

Личностные результаты: 

  • воспитание российской гражданской идентичности, чувства гордости за традиционное искусство своего народа Алтайского края; приобретение представлений об особенностях народного  художественного промысла камнерезов Колывани, их значении в современной жизни;
  •  формирование готовности и способности учащихся к обучению, самообразованию на основе мотивации (участие в поисковой работе по сбору и классификации материала по народным художественным промыслам, не включённого для изучения на уроке)
  • формирование умения вести диалог, обсуждать вопросы, связанные с современными народными промыслами, достигая взаимопонимания со сверстниками — представителями других национальностей, сохраняя уважительное отношение друг к другу;
  •  формирование эстетического сознания (эстетические потребности, эстетический вкус, эстетические чувства, эстетический идеал) через освоение особенностей современных художественных промыслов как формы народного творчества, воспроизводящего единство человека с природой, необходимые человечеству ценности.

Метапредметные результаты: 

  • умение оценивать искусство современных народных художественных промыслов как часть культуры народа, как самобытную предметно-преобразовательную творческую деятельность, связанную с традициями; умение сознавать народные художественные промыслы как прошлое в настоящем, обращённом в будущее и осуществляющем связь времён;
  • умение осознанно действовать в соответствии с планируемыми результатами, определять способы действий, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, давать ей оценку;
  • умение на основе сравнительного анализа произведений делать обобщения, классифицировать их по принадлежности к тому или иному современному традиционному промыслу;
  • умение творчески сотрудничать со сверстниками в процессе выполнения  групповой творческой  работы, строить продуктивное общение, межличностные отношения, распределять роли в соответствии с индивидуальными особенностями учеников, разрешать конфликты и т. д.;
  •   применять полученные на уроках навыки декоративного творчества в жизни школы.

Предметные результаты: 

  • осознание места и значения современных народных художественных промыслов в современной жизни, формирование эмоционально-ценностного отношения к произведениям художественных промыслов России;
  •  знание художественных промыслов Алтайского края, их особенностей; умение распознавать, сопоставлять, анализировать произведения разных художественных промыслов, обнаруживать в них общее (верность народной традиции, природное начало) и особенное, умение выявлять в произведениях традиционных промыслов единство материала, формы и декора, элементов декоративности, конструктивности и орнаментальности как принципа изобразительной композиции;
  • приобретение опыта выполнения моделей предметов  в соответствии с традициями народного промысла камнерезов Колывани, передача особенностей формы, традиционной орнаментики и колористики.

Организационная структура урока

Этап урока

Образовательные задачи (планируемые результаты)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Организационный этап

Личностные

создание условий для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность

Приветствие

Внешняя готовность

Дети сидят по группам (3 группы)

Мотивация к учебной деятельности, актуализация знаний

Регулятивные

Развитие  мотивов и интересов познавательной деятельности

Познавательные

осуществлять актуализацию знаний

Предметные

использовать отличительные черты народных промыслов для определения изделий

Сегодня на  урок  с вами я принесла разную посуду.

Посмотрите, один предмет лишний, какой? Почему?

(он не относится к народным промыслам)

Какой признак предметов народных промыслов?

Найдите в тексте ключевое слово, характеризующее отличительные черты промысла

 

Наблюдают  и анализируют изделия различных народных художественных промыслов с позиций материала их изготовления.

Работают в группе с текстом

Предметы быта народных мастеров и один современный стоят на столе

Приложение1

Задание формирует читательскую грамотность

Определение темы урока, постановка цели и задач урока

Регулятивные

умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебно-познавательной деятельности

С какими материалами работали мастера? Сколько их много.

От чего зависит выбор мастера, что обрабатывать?

Сегодня на уроке поговорим об этом.

Какая тема нашего урока? Соберите из слов тему урока.

Игра «Собери предложение»

А знаете, о материалах, из которых народ создавал свои развивались у нас на Алтае? Давайте угадаем, на доске слова- подсказки, это материал, с которым работали народные мастера.

Какие задачи мы поставим перед собой на урок  

Слушают учителя;

 внутренняя мотивация

Один ребенок собирает слова на столе под документ камерой, дети проверяют себя

Определяют тему урока  - «Разнообразие материалов народных ремесел и их связь с регионально – национальным бытом».

Ставят цель: познакомиться с  материалами  народных ремесел Алтайского края  и их связь с регионально – национальным бытом

Задачи:

- выяснить, каким промыслом прославился Алтайский край;

-познакомиться с промыслом камнерезов Колывани

- создать работу из пластилина в стиле камнерезов Колывани

Тема урока разрезана на слова, дети собирают в предложение

На доске:

карта Алтайского края;

Приложение2

слова с названием поделочного  камня

Изучение новых знаний 

Первичное усвоение новых знаний

Предметные

Формирование понятия «промысел камнерезов Колывани»

Предлагаю познакомиться с промыслом камнерезов, обратите внимание, как работали мастера

Дети смотрят видеофрагмент фильма «Колывань камнерезная»

Первичная проверка понимания

Познавательные: умение строить логическое рассуждение на основании полученных знаний

О каком заводе рассказывается в фильме?

Чем прославился завод?

Какие изделия создавали?

Отвечают на вопросы, обосновывают свои ответы.

Использование краеведческого материала (межпредметные связи)

Познавательные

поиск и выделение информации;

Познавательные

построение речевого высказывания в устной форме

Какие камни добывали на Колыванской земле?

Почему народ выбрал именно этот материал? С чем это связано?

Давайте рассмотрим узор камня. Какие цвета встречаются? Они в чистом виде?

 Как пластилином показать разноцветные вкрапления камня?

Работают с краеведческим материалом

В этой местности находится месторождение поделочного камня Порфир

Яшма

Кварцит

Мрамор

Лазурит

Рассматривают через документ камеру иллюстрации камня.

Наблюдают  и анализируют увиденное, предполагают ответ

Иллюстрации книги «Алтай»

Физминутка по В. Ф. Базарному

Регулятивные: умение выделять и осознавать то, что уже усвоено;

Личностные:

умение применять в жизненных ситуациях и  учебном процессе способы снятия напряжения, концентрации внимания, умение включаться в общую деятельность

Найдите глазами карточки, на которых даны слова, относящиеся к народным промыслам

Выполняют упражнения на мышечно-телесную координацию (поиск и выполнение, активизирующих внимание детей заданий.  Карточки могут оказаться в любой точке класса.)

По кабинету в хаотичном порядке размещены карточки со словами

Приложение 3

Изучение новых умений 

Предметные:

 Формирование умений работы с пластилином, смешение цветов, создание обьемных форм, передача художественного образа

Как пластилином показать имитацию камня?

Рассматривают через документ камеру приемы работы с пластилином (смешение цветов, создание мозаики)

Демонстрация приемов работы учителем

Приложение 4

Практическая групповая работа. Инструктаж по  выполнению

Предметные

Формирование понятия камнерезный промысел Колывани; формирование умений выполнять композицию из пластилина с имитацией поделочного камня

Предметные

Представлять устную информацию

Познавательные

поиск и выделение информации;

умение структурировать знания;

  Выполните задание в группе по карточкам .

Распределите роли в группе.

Прослушайте отрывок. Из какого он  произведения?

Распределяют роли, Работают в группе, согласно ролям:

Роли:

Художник  выполняет эскиз

Скульпторы работают над композицией (1 группа —вазу, 2 группа – шкатулку, 3 группа – мозаичное панно)

 Помощник скульптора намешивает пластилин

Поисковая группа ищет информацию для ответа на вопросы карточки

Выступающий защищает проект

Слушают произведение П. Бажова «Каменный цветок»

Приложение 5

Литературный ряд для эмоционального настроя, погружения в ситуацию

Применение знаний и умений в новой ситуации

Познавательные

осуществлять актуализацию личного жизненного опыта

Формирование функциональной грамотности

Коммуникативные

инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

Защита проектов по группам

Отвечают на вопросы карточки, защищают проект

Решение учебных задач, связанных с конкретными жизненными ситуациями 

Познавательные

анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности, строить рассуждения;
построение речевого высказывания в устной форме

Фронтальная беседа

1.  Почему нужно изучать и беречь народные промыслы?

2.Продолжается промысел камнерезов сегодня?

3. Где можем применить полученные знания?

Рассуждают, отвечают на вопросы

Рефлексия (подведение итогов занятия)

Домашнее задание

Личностные:
формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия,
формирование границ собственного «знания» и «незнания».

Регулятивные:
адекватная самооценка;

умение соотносить цели урока с результатом работы и со способами ее достижения;

умение соотносить цели и результаты собственной деятельности;

Познавательные:
построение речевого высказывания в устной форме,

− Что нового вы узнали?

− Какую цель мы  ставили на уроке?  Достигли ли их?

− Какие трудности еще остались? Над чем надо еще поработать?

Проанализируйте свою работу и оцените ее, используя фишки, приклейте на карту Алтайского края на доске фишку с народным промыслом, если узнали что то новое, вам было интересно

Посмотрите, на карту, куда вы приклеили свои фишки,  сколько промыслов есть еще в Алтайском крае. Хотите узнать о них ?

Это и будет вашим домашним заданием: найти информацию об одном из них.

Озвучивают ответ

Смотрят на панно «Промыслы Алтайского края»

 

Приложение 1

Порфир

Яшма

Кварцит

Мрамор

Лазурит

Приложение 2

Русские народные промыслы

С незапамятных времен на Руси в жизни русского народа важное место занимала особая форма творчества — «промысел» или «промыслы». Она сочетала производство повседневных предметов быта с высокохудожественными способами их изготовления и украшения. В русских промыслах отображается все многообразие исторических, духовных и культурных традиций нашего народа, некоторые из которых зародились столетия назад.

C:\Users\User\Desktop\img10.jpg

Приложение 3

Береста

Гжель

Керамика

Кружево

Городец

Тульский пряник

Глиняная игрушка

Костюм спортивный

Гитара

Трава

Машина

 Солнце

Книга

Резьба

Хохлома

Вышивка

Робот

Валенки

Приложение 4

Приемы смешения цветов пластилина

C:\Users\User\Desktop\ocr.jpg

C:\Users\User\Desktop\p18-2-1.jpg

Приложение 5

Задание группе 1

  1. Прочитайте текст, выберите правильный вариант ответа

Вазы алтайских самоцветов вошли не только в историю русского декоративно- прикладного искусства. Некоторые из них связаны с историей дипломатии. В этом смысле чрезвычайно любопытна судьба квадратной чаши из порфира. Царь Александр I, решил, что эта чаша может быть достойным ответным подарком на французские фарфоровые вазы, подаренные ему Наполеоном. Вазы находятся сейчас в Государственном Эрмитаже. Там же хранятся и удивительные, не только по красоте, но и по размерам круглая чаша из коргонского порфира, и чаша из зелено-волнистой ревневской яшмы. Та самая "Царица ваз" из яшмы. Вес ее - 19 тонн, это самая большая ваза в мире. Царица ваз сейчас является одним из символов Алтайского края, она изображена на его гербе и флаге.

В настоящее время Колыванский камнерезный завод выпускает продукцию для устройства дорог (бортовой камень), облицовочную плиту, художественные изделия — вазы, мозаичные панно, шкатулки, подсвечники, мозаичные столы и столешницы.

Чем является в настоящее время Царица ваза?

  • одним из символов Алтайского края
  • произведением искусства мастеров из Германии
  • экспонатом в Государственном Эрмитаже

Найдите  вес Царь вазы в килограммах, если 1 пуд равен 16,38 кг    

109  * 16, 38= _кг

  • 1785,42 кг
  • 20045 кг
  • 690 кг

Как определил ценность колыванских ваз Александр I?

  • решил, что эта чаша может быть достойным ответным подарком на французские фарфоровые вазы
  • посчитал, что вазы не имеют никакой  ценности
  • Александр I оценил вазы и рассчитал мастеров небольшой суммой денег

Как сложилась судьба камнерезной фабрики в настоящее время?

  • сможет выполнить любой заказ — от небольшого сувенира до огромного камина, вазы, чаши, картины из камня, сохраняя и продолжая традиции камнерезов 19  века и внося новые идеи современности
  • сменило профиль и выпускает автомобили
  • прекратило свое существование

2. Выполните художественное любое изделие —вазу

Задание группе 2

  1.  Прочитайте текст, выберите правильный вариант ответа

Поселок Колывань был основан в связи с постройкой в этих местах  сереброплавильного завода в 1727 году. В 1802 году в бывших цехах завода разместили гранильно- шлифовальную фабрику. С этого времени она является центром камнерезного дела на Алтае. Культура обработки  камня возникла в России 18 века в связи с расширением дворцового строительства.

Было изготовлено около 900 значительных произведений: декоративные изделия для дворцов: камины, вазы, предметы интерьера.

Изделия алтайских мастеров славились на весь мир. В настоящее время в поселке действует камнерезный завод имени И. И. Ползунова, производящий технические и художественные изделия из яшмы, порфиров, кварцита, мрамора, а также открыт музей истории камнерезного дела на Алтае.

У фабрики было четыре каменоломни:

 Разработанная (розовый кварц)          Ревневская (зеленоволнистая яшма)

C:\Users\User\Downloads\Bilde_087.jpg                        Jusper.jpg

Белорецкая (кварцит)                                 Коргонская (порфир, яшмы)

 Quartzite 2 jpg.jpg               https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/4/4f/S%C3%A4rna-Porphyr_P1000115.JPG/1280px-S%C3%A4rna-Porphyr_P1000115.JPG

Камни каждого из перечисленных месторождений отличаются разнообразием цветовой гаммы и структуры.

С какого момента и до какого времени Колывань является столицей камнерезного дела в Сибири и на Алтае?

  • с 1727года, до 1800года
  •  с 1802 года до настоящего времени
  • с 1543 года до 1802 года

Что изготавливали на фабрике в 18 веке?

  • тротуарную плитку,
  • ограды,
  • декоративные изделия для дворцов: камины, вазы, предметы интерьера)

 Какой камень добывали и обрабатывали мастера Колывани?

  1. Выполните художественное любое изделие —шкатулки, подсвечники, мозаичные столы и столешницы.

Задание группе 3

  1. Прочитайте текст, выберите правильный вариант ответа

Флорентийская мозаика — мозаика из цветных поделочных камней разных форм, состыкованных в единый рисунок так, что граница между ними практически незаметна. Эта техника камнерезного искусства, используется для изготовления настенных панно, столешниц, шахматных досок, ювелирных коробочек, а также для украшения различных элементов мебели и получила поэтическое название «каменная картина». 

Дивный художественный эффект флорентийской мозаики основан на тщательном подборе оттенков камней с использованием их естественного рисунка. При этом тонким каменным пластинкам придают контуры изображаемого предмета или соответствующей детали, а сами пластинки идеально подгоняют друг к другу.

Русские мастера камнерезы быстро освоили секреты этого искусства и уже в 19в. составили конкуренцию итальянским художникам-камнерезам. Флорентийская мозаика оказалась востребованной и в советское время — ею украшались потолки и стены метрополитена и многие общественные здания. Размеры произведений камнерезного искусства в этой технике в иных случаях достигали сотен квадратных метров. 

Какие изделия изготавливали в Колывани на камнерезной фабрике?

  • мебель
  • посуду
  •  флорентийскую мозаику
  •  машины

Что украшала флорентийская мозаика?

  • жилые дома
  • потолки и стены метрополитена и многие общественные здания
  • площади городов

На чем основан  художественный эффект флорентийской мозаики?

  • на тщательном подборе оттенков камней с использованием их естественного рисунка
  • на сходстве двух явлений
  • на художественном преувеличении образов
  1. Выполните художественное любое изделие —мозаичное панно

Литература

  1. Большая Российская энциклопедия [Текст]: В 30т./ Председатель Науч. – ред. Совета Ю.С.Осипов. Отв. Ред. С.Л.Кравец Т. 14 Киреев – Конго. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2009. – 751 с.: ил.: карт.    
  2.     Родионов, А.М. Колывань камнерезная. [Текст]: 4-е издание / А.М.Родионов.  -  Барнаул: ОАО «Алтайский  Дом печати», 2007. – 328 с.
  3. 6.      Славный Алтай – камень [Текст]: альбом / Под общей редакцией М.П.Щетинина; сост. В.Б.Бородаев, С.И. Бергер. – Барнаул: Азбука, 2009. -200с.: ил.

Интернет источники

  1. https://yandex.ru/video/preview/2296643102926285573
  2. https://econom22.ru/press-centre/publication/detail.php?ID=2703
  3. https://yandex.ru/images/search?from=tabbar&text


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по теме «Пожарная безопасность». 2022 год

Автор

Ленкина М. Н., учитель ОБЖ МБОУ «СОШ № 3» города Бийска, Алтайского края

Предмет

ОБЖ

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,

Класс

7  

Тип урока

Комбинированный

Технология урока

Технология  развития  критического мышления, ИКТ                  

Цель

Изучить правила безопасного поведения при пожарах, основные мероприятия по защите обучающихся при пожаре в здании школы

Тема

«Пожарная безопасность».

Задачи

1.Образовательные (предметные результаты)

а) знать:

- правила безопасного поведения при пожарах и способах эвакуации из горящего здания;

- основные мероприятия по защите учащихся при пожаре в здании школы;

- об основных причинах и последствиях пожара;

б) владеть навыками выполнения мероприятий по защите от пожаров;

в) иметь представление о последствиях пожаров и мерах, принимаемых по защите от них.

2. Развивающие (метапредметные результаты):

Развитие познавательного интереса посредством поисковой деятельности;

Осознание проблемы опасности пожаров для жизнедеятельности человека.

Развивать творческие, коммуникативные способности и речевую культуру;

Формировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;

Формировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки;

Формировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

Способствовать формированию читательской грамотности.

3. Воспитательные (личностные результаты)

Формировать культуру безопасности жизнедеятельности,

Воспитывать культуру общения при работе в мини группах и коллективе

Педагогические технологии, приемы и методы, применяемые на уроке:

 технологии развивающего обучения; игровые технологии; технология объяснительно-иллюстративного обучения; технология коллективного взаимообучения; технология проблемного диалога (постановка проблемы; актуализация знаний, необходимых для изучения новой темы; побуждающий или подводящий диалог для совместного открытия знаний; работа с учебником – продуктивное чтение, работа с практикумом – самостоятельное применение знаний); технология оценивания учебных достижений; алгоритм самооценки.

Планируемые  образовательные результаты

Предметные

Имеют желание учиться; Проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность

Метапредметные

         Регулятивные УУД:

самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), сформировать  взаимоотношения с окружающими;

       Познавательные УУД: изучить поражающие факторы пожара, познакомиться с причинами возникновения пожаров; Выучить правила безопасного поведения при пожаре, правила эвакуации, познакомиться с последствиями  пожаров.

      Коммуникативные УУД: владение приемами и навыками общения со сверстниками;  готовность к коллективным формам деятельности, умение участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми при достижении предметных и метапредмтных результатов обучения.

слушать и понимать речь других;

уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

осуществлять взаимный контроль правильности формулировки понятий;

задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации

Личностные  результаты:

Сформировать познавательный интерес к профессии спасателя, сформировать представление о последствиях от пожаров для людей, народного хозяйства, экологии

Решаемые учебные проблемы

Развитие у учащихся навыков самостоятельности и саморазвития.

Основные понятия, изучаемые на уроке

Пожароопасные ситуации, правила безопасного поведения во время пожара, правила эвакуации во время пожарной тревоги

Вид используемых на уроке ИКТ

Мультимедийная  установка , видеоролик о работе спасателей на пожаре, звуковой файл «Пожарная тревога»

Образовательные ресурсы

Учебник: Н. Ф. Виноградова, Д. В. Смирнов, Л. В. Сидоренко 7-9 класс

Дидактическая структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные

1.Организационный этап.

Деятельность учителя.

Мобилизация внимания учащихся, приветствие, определение целей и задач урока, отметка отсутствующих

Деятельность учащихся.

Приветствуют учителя, слушают, принимают участие в диалоге.

Регулятивные: сформировать взаимоотношения с окружающими; Коммуникативные: владение приемами и навыками общения со взрослыми;

Предметные результаты

Метапредметные УУД.

Познавательные УУД:

Слушают учителя

Коммуникативные УУД:

Принимают участие в диалоге с учителем

Регулятивные УУД:

Демонстрируют готовность к уроку:

Готовят рабочее место к уроку.

Личностные результаты:

Имеют желание учиться; Проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность.

2. Актуализация  знаний. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Формулировка темы.

Деятельность учителя.

Учитель: урок начнем с просмотра видео (видеоролик о работе спасателей на пожаре).

?Люди какой профессии показаны

?Обществу нужен их труд?

Может кто то из вас выберет эту нужную, уважаемую профессию.

?Какую чрезвычайную ситуацию вы увидели в фильме

Скажите, пожалуйста, как называется тема нашего урока.

Предлагает учащимся разбиться на группы, для ответа на проблемы.

Деятельность учащихся.Дети отвечают: «пожарные или спасатели».

Да, они спасают людей и их имущество

Дети продолжают беседу: Когда случается пожар.

В школе, дома, на улице, в лесу.

Дети отвечают название темы урока.

Дети разбиваются на группы.

Озвучивает тему урока.

Предлагает разбиться на 3 группы . В группах ответить на поставленные проблемные ситуации.

.

Работают в группах.

Рассказывают алгоритм действий.

Отчет по группам.

3.Постановка учебных задач. Формулировка образовательных, развивающих, воспитательных задач; мотивация на их принятие; планируемые результаты.

Деятельность учителя. Задает вопросы.

Как вы думаете, можно избежать пожара или хотя бы уменьшить ущерб от них?

Как можно этого добиться

? Каких знаний нам не хватает, чтобы быть в безопасности

Дети отвечают.

Если соблюдать меры предосторожности

Знать причины возникновения пожаров, знать правила поведения во время пожаров, уметь применять эти правила в конкретных ситуациях.

Вести безопасный образ жизни

Составление памятки «Действия при пожаре»

Работа по группам: 1Перегрузка электроприборов,

2 Загорелась одежда,

3 Огонь в квартире

Работают в группах. Решают ситуативные задачи

Коммуникативные: владение приемами и навыками общения со сверстниками;  готовность к коллективным формам деятельности.

Личностные:

развить интерес к способам получения знаний, которые выходят за пределы школьных.

4. Проверка Домашнего задания

Деятельность учителя. Задает вопросы.

Какой ущерб наносят пожары?

Дети отвечают.

Ущерб за последние годы в стране и в мире по количеству человеческих жертв; ущерб экологии, ущерб экономике и культурному наследию

Осмысление информации

Оценивают масштаб проблемы

Работа с источниками и нформации

развить интерес к способам получения знаний, которые выходят за пределы школьных.

5.Повторение изученного  материала.

Давайте вспомним пожароопасные ситуации

1 Выполняют задание в тетради.

2Сравните свои записи с информацией в учебнике

1.Делятся своей работой

2.Дополните свои записи

3. Оформите свои предположения с помощью кластера

Предметные: изучают правила поведения.

Регулятивные: прогнозировать возможность возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций по их характерным признакам ; моделировать ситуации; сформировать  взаимоотношения с окружающими;

Познавательные

:познакомиться с причинами возникновения пожаров;

Коммуникативные:

владение приемами и навыками общения со сверстниками; готовность к коллективным формам деятельности, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми при достижении предметных и метапредметных результатов обучения.

Личностные:

развить интерес к способам получения знаний, которые выходят за пределы школьных; формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни; социально-психологические (качество отношений с окружающими людьми);

Предлагает выполнить практическую работу.

Задание. Составление памятки «Действия при пожаре»

Характеристика различных типов пожаров.

Выполняют практическую работу.

 Составляют   памятку.

 Отвечают на задаваемые вопросы

Предлагает заполнить пункты памятки

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Звучит сирена. Учебная эвакуация из здания школы во время пожара.

Анализ правильности действий во время эвакуации, работа в группах (сопоставить свои действия с эталоном), сделать выводы о необходимости тренировки

6. Первичное закрепление.

 Раздает ученикам карточки с ситуационными задачами.

Работают в группах. Отвечают на вопросы по карточкам.

Определяют опасные ситуации, оценивают действия персонажей задачи, анализируют правильность и ошибки их действий.

Составляют правила поведения для конкретной ситуации

 

Задача 1. Задача 2. Задача 3.

Читательская грамотность

Регулятивные: уметь анализировать последствия опасных ситуаций в повседневной жизни и причины их возникновения; сформировать навыки ориентирования на местности; моделировать ситуации

Познавательные:

познакомиться с последствия  возникновения пожаров .

Личностные: 

развить интерес к способам получения знаний, которые выходят за пределы школьных.

7.Закрепление материала.

Предлагает прочитать пункты памятки

Учащиеся  прикрепляют на плакат Памятка «Действия при пожаре» пункты действий (написанные на цветных листах, у каждой группы свой цвет)

Защита групповой работы у доски, аргументировать свои записи

Умение высказать свою точку зрения, сделать выводы

Регулятивные: 

сформировать  взаимоотношений с окружающими.

Познавательные: 

выучить правила безопасного поведения при пожаре, правила эвакуации, Коммуникативные: владение приемами и навыками общения с взрослыми;  умение участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Личностные: 

развить интерес к способам получения знаний, которые выходят за пределы школьных.

7.Рефлексия.

Деятельность учащихся. Используя рисунок, анализируют, делают выводы. Устно отвечают на вопрос.

Слушают друг друга. Анализируют, оценивают правильность выполнения задания.

Отвечают на вопросы.

Оценивают свою работу на уроке.

Деятельность учителя. 1.Самостоятельное применение знаний. Работа в паре.

2.Взаимопроверка.

Организует беседу с классом по вопросам:

3.Самооценка.

Проведите самооценку, поставьте себе объективную оценку за урок.

Критерии:

Оценка «5» , если нет ошибок;

Оценка «4», если допущена незначительная  ошибка;

Оценка «3», если допущены две ошибки. (слайд)

4 Задает задание на дом: поисковая работа по вопросу: обязанность и ответственность граждан при пожарной безопасности

Достигли ли вы цели урока?

Что было главным на уроке?

Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке?

Что нового вы узнали?

Что было интересным?

Чему научились

Творческие задания:

1) придумать и нарисовать знак, призывающий людей беречь лес от пожара;

2) подобрать материал о лесных пожарах Смоленской  области

Регулятивные:

сформировать  взаимоотношений с окружающими.

Познавательные:

выучить правила безопасного поведения при пожаре, правила эвакуации, Коммуникативные: владение приемами и навыками общения с взрослыми;  умение участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Личностные:

социально-психологические ( качество отношений с окружающими людьми).



Предварительный просмотр:

КОМПЛЕКСНОЕ ЗАДАНИЕ «ДРУДЛЫ»

6 класс, комбинированное: письменное самовыражение (задания №1, №2, №3), визуальное самовыражение (задание №4)

ДРУДЛЫ

ВВЕДЕНИЕ

Прочитайте введение. Затем нажмите на стрелку ДАЛЕЕ.

ДРУДЛЫ

Креативность сегодня является одним из самых востребованных качеств личности. За креативный или нестандартный подход к решению задачи можно получить выше балл за контрольную, или получить престижную работу, проявив креативность на собеседовании.

Что же такое креативность?

В психологии креативность это:

  • умение создавать интересные идеи;
  • предлагать неожиданные решения проблем;
  • отклоняться от привычных алгоритмов мышления.

А знаете ли вы, что креативность можно развивать в себе, например, с помощью друдлов? Предлагаем заняться этим, решая последующие задания!

Желаем успехов!

Друдлы

Задание 1 / 4

Воспользуйтесь текстом, расположенным справа. Запишите свой ответ на вопрос.

Друдл – это незаконченная картинка, которую требуется дорисовать или додумать. Лучший ответ – тот, который придёт в голову не каждому, но стоит его услышать – и решение кажется очевидным.

Как вы думаете, что изображено на картинке?

P31C1T2#yIS1

Постарайтесь увидеть в картинке-друдле то, чего не

увидят другие.

Запишите свой ответ.

Друдлы – это задачи, в которых требуется домыслить, что изображено на рисунке.

Друдлы (или по-английски droodles) – это изобретение американского автора-юмориста        Роджера        Прайса.        Название        droodle        произошло        от комбинации трёх слов «doodle» (каракули), «drawing» (рисунок), riddle (загадка). Картинка друдла очень похожа на каракули, которые можно рисовать машинально на бумаге во время лекции или разговора по телефону. В Америке друдлы из книги Прайса были так популярны, что из них делали телешоу: участники разгадывали смысл картинок в прямом эфире. В советской передаче «Будильник» был такой герой – профессор Друдл: он

показывал картинки, а дети присылали свои версии толкования.

Ниже изображены несколько друдлов.

P47C2T2#yIS1

Источник: https://i.pinimg.com/originals/3a/ce/d3/3aced3c83173d0b75eda1edc5fba9ef4.jpg

Друдлы

Задание 2 / 4

Воспользуйтесь текстом, расположенным справа. Для ответа на вопрос запишите свой ответ на вопрос.

В картинке-друдле можно увидеть множество идей, они могут быть похожи между собой, а могут кардинально отличаться. Ниже в таблице приведены идеи того, что изображено на картинке. Расположите идеи от наиболее креативной до наименее креативной.


Самый известный друдл можно встретить в иллюстрации к сказке

«Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери. Маленький принц изображал на нём удава, который проглотил слона, но взрослые увидели в нем лишь шляпу.

1. Три леденца на палочке

2. Лошади в стойле

3. Кошачья лапа с выпущенными когтями

4. Зонтики на опустевшем пляже

Запишите номера наиболее креативных идей.

Запишите свой ответ на вопрос.

Наиболее креативные идеи № _   _____________

Друдлы

Задание 3 / 4

Для ответа на вопрос отметьте нужные варианты ответа.

Выберите самые оригинальные названия для рисунка.

Отметьте все нужные варианты ответа.

  • Гора
  • Перевернутый эскиз логотипа Макдональдса
  • Привидение в дверном проёме
  • Муравейник между деревьев
  • Раскрытый клюв птицы
  • Въезд в туннель

Друдлы

Задание 4 / 4

Для выполнения задания используйте инструменты для рисования.

Попробуйте себя в роли создателя картинок-друдлов. Нарисуйте такой друдл, к которому бы подошло название «Ученик сдал зачёт!»

Нарисуйте картинку-друдл и опишите свою идею.

Описание:



Предварительный просмотр:

КРЕАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ (6 класс)

Характеристики и системы оценивания заданий

ЗАДАНИЕ 1. ДРУДЛЫ (1 из 4) МФГ_КМ_6_013_01_А7

ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗАДАНИЯ:

  • Содержательная область оценки: письменное самовыражение
  • Компетентностная область оценки: выдвижение креативной идеи
  • Контекст: досуг и отдых
  • Уровень сложности: низкий
  • Формат ответа: задание с кратким ответом
  •         Объект оценки: предложить оригинальную идею того, что изображено на картинке
  • Максимальный балл: 2 балла

Система оценивания:

Балл

Содержание критерия

2

Приведена идея, адекватная заданию и наполняющая смыслом графическое изображение, которая относится к редко встречающимся категориям:

  • идея, в которой обычный предмет/существо помещено в необычные условия, например, пингвин в ванной комнате, утёнок, выглядывающий из-за забора и т.п.;
  • идея, привносящая в описание предмета, явления юмористические нотки, например, вид на самолёт спереди, мундир с погонами;
  • идея, отражающая явление, недоступное для непосредственного наблюдения, например, ядерный взрыв;
  • иная редко встречающаяся идея.

1

Приведена идея, адекватная заданию, относящаяся к часто встречающимся категориям:

  • идея, отражающая ассоциацию с одним из обыденных объектов, имеющим сходные очертания, например, черепаха, лицо подсматривающего из-за ограждения, шляпа и т.п.;
  • идея, отражающая ассоциацию с фантастическим объектом, например,

летающая тарелка;

  • идея, отражающая ассоциацию с выдумкой, например, волшебный шлем.

0

Ответ отсутствует ИЛИ не соответствует требованию задания, например,

много кружочков.

ЗАДАНИЕ 2. ДРУДЛЫ (2 из 4) МФГ_КМ_6_013_02_А7

ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗАДАНИЯ:

  • Содержательная область оценки: письменное самовыражение
  • Компетентностная область оценки: оценка и отбор идей
  • Контекст: досуг и отдых
  • Уровень сложности: низкий
  • Формат ответа: задание с выбором ответа
  • Объект оценки: проранжировать идеи по степени креативности
  • Максимальный балл: 1 балл

Система оценивания:

Балл

Содержание критерия

1

Выбраны ответы 2 и/или 3

0

Другой ответ или ответ отсутствует.

ЗАДАНИЕ 3. ДРУДЛЫ (3 из 4) МФГ_КМ_6_013_03_А7

ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗАДАНИЯ:

  • Содержательная область оценки: письменное самовыражение
  • Компетентностная область оценки: оценка и отбор идей
  • Контекст: досуг и отдых
  • Уровень сложности: низкий
  • Формат ответа: задание с выбором нескольких ответов
  • Объект оценки: выбрать креативные идеи названия рисунка
  • Максимальный балл: 1 балл

Система оценивания:

Балл

Содержание критерия

1

Выбраны любые три варианта ответов из четырёх возможных (№№ 2, 3, 4, 5):

  • Перевернутый эскиз логотипа Макдональдса
  • Привидение в дверном проёме
  • Муравейник между деревьев
  • Раскрытый клюв птицы.

0

Другой ответ или ответ отсутствует.

ЗАДАНИЕ 4. ДРУДЛЫ (4 из 4) МФГ_КМ_6_013_04_А7

ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗАДАНИЯ:

  • Содержательная область оценки: визуальное самовыражение
  • Компетентностная область оценки: выдвижение креативной идеи
  • Контекст: досуг и отдых
  • Уровень сложности: средний
  • Формат ответа: задание с развёрнутыми ответами в виде рисунка и текста
  • Объект оценки: нарисовать друдл на заданную тему
  • Максимальный балл: 2 балла

Система оценивания:

Балл

Содержание критерия

2

Описана идея и нарисован друдл, который соответствуют теме.

1

Описана идея и нарисован друдл, НО связь с темой не прослеживается.

0

Другой ответ или ответ отсутствует.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся при обучении химии и биологии: методические особенности формирования естественнонаучной грамотности как компонента функциональной грамотности».

ull;Обучение обучающихся самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества выступает в...

Презентация к выступлению на региональной инновационной площадке “Функциональная грамотность как основа качества образовательных результатов”ЕСТЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК ОДИН ИЗ КОМПОНЕНТОВ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ. Теоретические основы разраб

Проблема ! Развитие у школьников умения использовать свои знания, в своей повседневной жизни, что позволит выпускникам активнее и успешнее включиться во взрослую жизнь, занять устойчивую жизненную поз...

Функциональная грамотность. Сборник заданий по формированию функциональной грамотности.

Сборник заданий для развития функциональной грамотности учащихся на уроках русского языка...

О реализации модуля 2.7. «Механизмы формирования функциональной грамотности обучающихся: практикум с использованием ресурсов региональных площадок» в рамках ДПП ПК «Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка и родных язы

С 31 октября по 11 ноября  учителя русского языка и родных языков народов РФ, работающие в образовательных учреждениях г.Тюмени и районах Тюменской области прошли курсы  «Формирование ...

Опыт работы по теме "Функциональная грамотность учителя-основа развития функциональной грамотности ученика"

В данной работе представлен опыт по формированию практических навыков на уроках биологии...

выступление на педсовете по теме "Функциональная грамотность учителя как основа развития функциональной грамотности учащихся".

Актуальность проблемы еще более усиливается в связи с необходимостью подготовки учащихся к работе в совершенно новых условиях, которые характеризуются демократизацией общественной жизни, открытием вне...

Формирование и оценка функциональной грамотности у обучающихся с ОВЗ: методические особенности проектирования коррекционно-развивающих занятий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся

Основа жизненной компетенции, которая характеризуется системой умений решать практические задачи в основных сферах жизнедеятельности,...