А.С. Макаренко
видеоурок по изобразительному искусству (изо)

Николаева Ирина Дмитриевна
Педагогическая деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskaya_deyatelnost_makarenko.docx995.2 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическая деятельность Макаренко. Идеи и методы.

Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним
разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему.
Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни.
Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует,
все повороты вашей мысли доходят до него
невидимыми путями, вы их не замечаете.

Макаренко А. С.

Все знают А. С. Макаренко как организатора и руководителя колоний, где воспитывались беспризорники и несовершеннолетние нарушители. Это хулиганы, воры, девочки, занимавшиеся проституцией. Их испорченность уже не позволяла им быть нормальными членами общества. Привозили туда своих трудных детей и, казалось бы, благополучные родители, которые не могли справиться с их воспитанием, у которых опускались руки.

Именно таких детей, применяя свою систему, Макаренко и воспитывал с большим успехом. Так, в колонии им. Дзержинского, где на его попечении было 600 правонарушителей, вообще не было воспитателей. В школе были учителя, на заводе – инженеры, в остальном жизнь воспитанников протекала в известной степени самостоятельно. При этом все вокруг блестело, а чистоту проверяли с помощью белого носового платка.

https://taday.ru/data/2021/07/12/1236606386/001.jpg

Принципы системы Макаренко

Основываясь на педагогической литературе и собственных исследованиях и опыте, Макаренко считал, что воспитание и образование являются наиболее важными факторами, влияющими на становление и развитие личности. Его точка зрения контрастировала с практическими стандартами того времени.

В начале 20-го века большинство педагогов считали, что у каждого человека есть ряд врожденных характеристик, которые определяют его личность. Антон Семёнович был не согласен с тем, что человек «изначально хорош» или «изначально плох». Он был уверен, что все, особенно дети и подростки, нуждаются в уважении и понимании.

Антон Семенович считал, что работа педагога должна быть основана на следующих основополагающих постулатах.

Принцип гуманизма. Он проходил красной нитью через систему обучения Макаренко своих воспитанников жизни и труду. Выдающийся педагог призывал отказаться от муштры, от подавления личности ребенка, от призывов к слепому повиновению. Необходимо, напротив, развивать творческую активность личности, основывать воспитание «на опыте поведения». А. С. Макаренко беззаветно верил в творческие силы людей, в их большие возможности.

Отрицание «свободного воспитания», отказ от слащавого, идеалистического отношения к ребенку, от сентиментального любования им. Это развивает у детей лень, эгоизм, избалованность, барство и расхлябанность. В обращении с маленьким человеком Макаренко отвергал заласкивание, объятия и поцелуи. Он призывал к строгости, к чувству меры в любви. В отношении к детям необходима «требовательная любовь»: чем больше уважаешь человека, тем больше нужно от него требовать.

Оптимизм. В каждом воспитаннике необходимо видеть положительные силы, находить в нем лучшее, более интересное и более сильное.

Обобщение практического опыта. Таковой и являлась педагогическая система Макаренко. Он подвергал критике метафизические теории, которые были выстроены на основе умозрительных заключений.

Применение технологий воспитывающего воздействия. Антон Семенович считал, что педагогика ошибочно строится на логике моральной проповеди, тогда как ее нужно строить по логике технологической. Ведь между процессом материального производства и воспитанием наблюдается большое сходство. И к человеческой личности, со всем ее богатством, красотой и сложностью, нужно подходить с измерителями более сложными, с большей наукой и с большей ответственностью.

«Педагогическая поэма», основная публикация Макаренко, имела большой успех не только в СССР, но и за рубежом. Антон Семёнович заслужил репутацию прогрессивного, инновационного и талантливого педагога.

Компоненты воспитательной системы Макаренко

Среди них можно выделить самые основные, к которым относятся следующие:

-Роль воспитателя.

-Наказание и поощрение.

-Воспитание трудом.

-Коллективизм.

-Система самоуправления.

-Формат: правила поведения, ритуалы, нормы жизни.

-Перспективные линии.
https://www.perunica.ru/uploads/posts/2017-06/1498063558_244841_900.jpg

Коллективизм

Воспитание в коллективе и посредством коллектива – это основная идея системы Макаренко. Он не рассматривал коллектив как случайное скопление людей. Это объединение, созданное для общего труда, в процессе которого достигаются общие цели. Антон Семенович считал, что на отдельную личность можно воздействовать, влияя на коллектив, называя этот прием «принцип параллельного действия». В нем реализуется такое требование, как «один отвечает за всех, а все – за одного».

Колонистов Макаренко воспитывали не воспитатели, а ядро коллектива. Воспитанники, которые пользовались особым авторитетом, разделяли и исповедовали принципы колонии, выступали в роли «закваски», пропитывающей вновь прибывающих колонистов. Последние как будто оказывались в мясорубке, которая, перемалывая новичков, превращала их в часть системы. Новые правила жизни одни дети доносили до других на своем языке. Макаренко оставалось только сдерживать их, направляя их поведение в цивилизованные рамки.

https://ic.pics.livejournal.com/arctus/61667372/393668/393668_original.jpg


Чтобы стать коллективом, группа должна пройти путь качественных преобразований. На этом пути АС. Макаренко выделяет несколько стадий (этапов):

Первая стадия – становление коллектива (стадия первоначального сплочения). Педагог стремиться сформировать коллектив т.е. социально-психологическую общность.

Вторая стадия – стабилизация коллектива. Коллектив учится самоорганизации и саморегуляции.

Третья стадия – расцвет коллектива. Товарищи имеют к себе больше требований нежели к остальным, имеют устойчивые взгляды, суждения. В таком коллективе может сформироваться здоровая личность. Основные первые признаки, индикаторы того, что уже группа является коллективом – наличие общего опыта у его участников, одинаковые оценки событий.

Четвёртая стадия – этап движения. Появляется потребность в выполнении нравственных норм. Здесь процесс воспитания переходит в процесс самовоспитания.

Система воспитания Макаренко

Повседневная жизнь детей состояла из четырех часов в школе, четырех часов работы, а затем содержательного и культурного досуга. Макаренко потребовал, чтобы его ученики учились десять лет, хотя за пределами колонии оставалось восьмилетнее образование.

Вначале педагоги сами планировали мероприятия, но вскоре Антон Семёнович доверил это своим ученикам. Он был великим сторонником автономии коллектива. Молодежь в колонии была разделена на отряды с переменными лидерами. Они принимали участие в коллективном совете и участвовали во всех решениях.

Цель воспитания по Макаренко состояла не только в содействии командной работе, полезности и терпимости, в понимании того, что можно достичь большего вместе. Это было привитие демократии и обучение всех руководить, организовывать, управлять - и быть подчиненными.

https://cdn.prod.www.spiegel.de/images/48a466e3-fc7a-4e2c-8da5-02effb685c9d_w1528_r1.4378585086042066_fpx43.11_fpy49.99.jpg

Учение А. С. Макаренко о коллективе, воспитании и обучении были переведены на многие языки и распространены по всему миру. В то время, когда он преподавал, его основные идеи были довольно радикальными. Он не использовал традиционные подходы к образованию, к которым привыкло советское правительство. Сначала они оказывали поддержку, потому что видели влияние, которое оказывает Антон Семёнович на молодёжь. Однако вскоре власти забеспокоились, что те свободолюбивые личности, которых воспитывал Макаренко, станут угрозой для правительства.

Заключение

Советское правительство не поддерживало индивидуализм - людей трудно контролировать. Поэтому, когда они заметили, что, казалось бы, коллективное общество Макаренко устремляется к индивидуализму, они забеспокоились. Кроме того, его колония выращивала собственные культуры, производила собственные товары и продавала их в близлежащие деревни. Это были спекулятивные действия, определенные советским уголовным кодексом и являющиеся незаконными в Советском Союзе.

Антон Семёнович, который вложил всю душу в свою работу, вскоре после увольнения умер. Его педагогические взгляды, однако, затронули сотни советских сирот и дали им возможность вырасти в успешных взрослых.

https://autogear.ru/misc/i/gallery/54146/2595881.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Антон Семёнович Макаренко - писатель и педагог

Разработка учебного занятия (внеклассного мероприятия) ко Дню Учителя....

Проблема самоуправления в наследии А.С. Макаренко

Макаренко и его социально-педагогическое наследие – прошлое нашей школы и педагогики,- это её будущее. Статья посвящена вопросам самоуправления в процессе становления детского коллектива. Антон Семёно...

Сценарий конференции "125 лет со дня рождения А.С.Макаренко"

Сценарий может использоваться для проведения как конфернции, так и классного часа. В материале сделан акцент на личности выдающегося педагога А.С.Макаренко....

Сценарий презентации книги А.С. Макаренко "Книга для родителей"

Сценарий презентации книги А.С. Макаренко  «Книга для родителей».Книга "Книга для родителей" писана Антом Семёновичем Макаренко в 1937 году, совместно со своей женой Галиной Стахиевной Макаренко....

Работы А.С.Макаренко

Предлагаю для прочтения материалы работ великого педагога А.С.Макаренко....

Устный журнал "Великие люди России: Антон Семенович Макаренко"

лекторская группа в составе 8 учеников проводит устный журнал...

Макаренко А.С. Книга для родителей

Настоящее издание посвящено вопросам воспитания детей, структуры семьи как коллектива. Автор приводит многочисленные примеры жизненных ситуаций, конфликтов, непонимания в семье, затем разбирает и анал...