Проблема самоуправления в наследии А.С. Макаренко
статья по теме
Макаренко и его социально-педагогическое наследие – прошлое нашей школы и педагогики,- это её будущее. Статья посвящена вопросам самоуправления в процессе становления детского коллектива. Антон Семёнович рассматривал ученическое самоуправление как средство подготовки подрастающего поколения к жизни, труду и общественным делам. Самоуправление – не только необходимое условие налаживания и сохранения порядка, но и средство воспитания активных, умелых организаторов, воспитания у каждого члена коллектива ответственности за общее дело, самодисциплины.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблемы самоуправления
в наследии А. С. Макаренко
Многогранность и широта, открытость и диалектичность взглядов Макаренко создают то широкое дискуссионное поле, которое притягивает исследователей. Макаренко и его социально-педагогическое наследие – прошлое нашей школы и педагогики,- это её будущее.
Для того чтобы очень хорошо и правильно представить себе детское самоуправление Макаренко, поставьте себя на место Макаренко с теми юношами и девушками, которых он описал в «Педагогической поэме».
Макаренко знал, что положительного эффекта в деле создания коллектива он добьётся лишь в том случае, если вовлечет своих воспитанников в дела.
Вы поймете главное: вся сила в ребятах, в их энергии и слаженности. Вот это и будет нашей первой педагогической задачей.
Антон Семенович писал: «… независимо от того, какие меры могут быть ко мне применены, я продолжаю быть уверенным в правильности моего варианта детской организации. Я считаю и теперь, что в колонии им. Горького настоящий советский соцвос, основными моментами которого являются:
1. Организация первичных коллективов по производственному принципу (отряды, а не школьные группы).
2. Самоуправление, основанное не только на выборности, но и на назначении».
Принимая такие условия, молодой человек, с одной стороны подчёркивал добровольность своего выбора, с другой - принимал ценности новой для него группы людей. И впоследствии, такой добровольный отказ от элементов потенциально способствующих разложению группы, способствовал созданию развитого коллектива. Такой коллектив впоследствии становился эффективной и действенной силой воздействия на личность, оказывая на неё благотворное влияние.
В коммунах Макаренко первичный коллектив назывался отрядом, во главе которого стоял командир, который избирался на срок от трёх до шести месяцев. Из существующего множества вариантов и принципов, на которых возможно построение первичного коллектива, Антон Семенович выбрал возрастной и производственный. Но после, когда сложился дружный коллектив, он создал разновозрастные отряды. Уделяя внимание первичному коллективу, он отмечал необходимость воспитания и через общий коллектив, главным условием существования которого была возможность совместного собрания.
Антон Семёнович рассматривал ученическое самоуправление как средство подготовки подрастающего поколения к жизни, труду и общественным делам.
Самоуправление, без которого Макаренко не мыслил развитие детского управления, существовало в коммуне не на бумаге. Никто не мог отменить решения общего собрания. Именно оно определяло жизнь, труд, быт, досуг, отдых всего коллектива, а иногда и судьбу одного человека.
Одна из наших сегодняшних бед в том, что мы стараемся делить коллектив на взрослых и детей, а Макаренко старался соединять всех в единый коллектив, с едиными устремлениями, вкусами, задачами и интересами.
Макаренко никогда не разграничивал: мы — педагоги, а они — воспитанники. У него было только мы — вместе.
Самоуправление – не только необходимое условие налаживания и сохранения порядка, но и средство воспитания активных, умелых организаторов, воспитания у каждого члена коллектива ответственности за общее дело, самодисциплины.
Совет командиров – это единственный орган управления, который работал не по заранее составленному плану, а решал текущие вопросы, возникающие каждодневно, сиюминутно, это очень подвижная организация и Антон Семенович собирал совет постоянно, ежедневно или еженедельно.
Как руководителю воспитательного учреждения, Макаренко необходимо было помнить такие правила:
- нельзя подменять органы самоуправления и решать вопросы, подлежащие ведению этих органов;
- ошибочные решения не отменять, а обратиться к общему собранию для их рассмотрения;
- не загружать органы самоуправления различными мелочами, которые можно решить в текущем порядке;
- четко наладить учет работы органов самоуправления, этим может заниматься, например, секретарь коллектива.
С членами актива необходимо было постоянно работать: собирать их для обсуждения предстоящих дел, советоваться, беседовать о том, какие трудности в работе и т. п. Но Макаренко не пугали трудности: он их все преодолевал несмотря ни на что.
Как руководитель коллектива, Макаренко соблюдал правило: командиры отрядов, старшие, члены актива и органов самоуправления лучше всех должны были выполнять правила жизни учреждения и нести повышенную ответственность за нарушение правил.
Если говорить об опыте самоуправления в воспитательных учреждениях, руководимых А.С Макаренко, — колонии им. М. Горького и коммуне им. Ф. Э. Дзержинского, — то оно охватывало нее основные виды коллективной деятельности: учебную, общественно-политическую, трудовую, клубную, физкультурно-спортивную.
Важным элементом, который будет проглядываться и у многих других моделей «воспитательного коллектива» была демократия: руководили жизнью коммуны именно воспитанники учреждения посредством чёткой внутренней организации и чётких внутренних правил. Демократия закреплялась в статье изданного коммуной нормативного акта: «…заведующий не имел и не имеет права провести то или иное мероприятие без утверждения его общим собранием».
Высшим исполнительным органом в коллективе являлся совет командиров. Труднее всего ясно представить себе, что в практике А. С. Макаренко совет командиров, будучи самой настоящей властью, был, прежде всего, игрой, но игрой серьезной, полной большого общественного и человеческого смысла. Вот это неразрывное слияние в жизни самого серьезного дела с игрой и делало совет командиров одним из самых могучих рычагов педагогической системы А. С. Макаренко.
Однако Макаренко очень тактично избегал присвоения ему этого высокого, светлого звания. Только в отчаянных положениях там, в Наркомпросе, он бывал вынужден указывать на то, что в деятельности совета командиров есть элементы игры, чтобы успокоить разъяренных противников. Они, на время удовлетворенные, затихали, так как под игрой подразумевали любую ерунду, все несерьезное, не заслуживающее внимания и недостойное их гнева или милости.
У нас теперь принято называть самоуправление в детских учреждениях детским.
Люди, отдающие свой труд и душу детям, должны пользоваться глубочайшим уважением, и для этого их, прежде всего надо считать такими же членами коллектива, как и детей.
Нам ясно только одно: что высший орган коллектива детского учреждения сегодня должен состоять из самых лучших людей коллектива, взрослых и детей
Итак, сегодня мы предлагаем говорить не о детском самоуправлении, а об участии детей в управлении. Об участии не формальном, показном, а самом настоящем, правомочном, полноправном, ответственном и решающем.
Педагогический коллектив нашего колледжа пришел к выводу, что стать самостоятельной, свободной, культурной, нравственной личностью, сознающей ответственность перед собой, семьёй, обществом и государством можно только опираясь на структуру общеколледжного самоуправления — основу организации коллектива и воспитания личности.
Органом самоуправления студентов Зерноградского педагогического колледжа является студенческий совет. Студенческий совет создан в целях повышения творческой и социальной активности студентов, поддержки общественно-значимых инициатив студентов.
Основными направлениями деятельности студенческого совета являются:
- Отслеживание текущей успеваемости;
- Организация помощи отстающим студентам;
- Участие в проведении общеколледжных и межотделенческих праздников;
- Организация экскурсий, посещение кинотеатров, музеев, выставок;
- Проведение спортивных мероприятий, соревнований;
- Организация дежурства в колледже;
- Проведение трудовых акций, экологических десантов;
- Проведение рейдов по проверке санитарного состояния общежития;
- Выпуск стенгазет, газеты «Созвездие»;
- Участие в проведении олимпиад и мн. др.
Проходят годы, сменяются поколения, а идеи А. С. Макаренко живут до сих пор и по-прежнему близки учителям, вдохновляют их на новые педагогические свершения, на педагогический поиск.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/26/picture-410949-1393438143.jpg)
ВОСПИТАНИЕ ЛИДЕРА. ПРОБЛЕМЫ САМОУПРАВЛЕНИЯ.
основы и принципы воспитания лидера, авторитет, создание органов самоуправления...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/19/picture-625037-1429404624.jpg)
Эссе (сочинение) на тему: «Проблема сохранения культурного наследия Ю. А. Гагарина в Хабаровском крае»
Работа подготовлена для школьного конкурса...
![](/sites/default/files/pictures/2016/06/07/picture-796159-1465288702.jpg)
Проблемы сохранения и популяризации историко-культурного и природного наследия Восточного Мурмана на примере старинного поморского становища Рында
Становище Рында…… Что кому говорит это название? Скорее всего, ухо поймает название морского колокола рында и удивится, почему же поселение в устье реки так назвали. Но потом в...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/30/picture-871247-1483056664.jpg)
Разработка проблемы подготовки молодежи к семейной жизни в отечественном философском и психолого – педагогическом наследии конца ХIХ начала ХХ века
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11349198","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","style":"width: 349px; height: 480px; float: left;","width":"349"}}]]Введение.«...
![](/sites/default/files/pictures/2018/04/09/picture-982394-1523241053.jpg)
Ессе "Взгляд молодых на проблемы местного самоуправления"
Ессе "Взгляд молодых на проблемы местного самоуправления"...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/23/picture-1000231-1516655687.jpg)
Уклад жизни семьи, как один из главных факторов воспитания по А. С. Макаренко. Опыт использования наследия А.С. Макаренко в работе с семьей.
Данная статья основана на опыте использования идей и работ величайшего педагога Антона Семеновича Макаренко в работе с родителями....
![](/sites/default/files/pictures/2022/05/22/picture-1408246-1653231761.jpg)
Развитие мотивации учащихся к изучению проблемы сохранения историко-культурного наследия Санкт-Петербурга на уроках краеведения
Статья посвящена особенностям мотивации учащихся на уроках истории и культуры Санкт-Петербуга в целом, и к изучениб проблемы сохранения историко-культурного наследия в частности. Предлагается мет...