Методическая разработка «Организация выставок семейного творчества»
методическая разработка по изобразительному искусству (изо)

Данная методическая разработка показывает возможности раскрытия и развития творческого потенциала воспитанников и их родителей через организацию и проведение выставок семейного творчества. В разработке дается описание опыта проведения совместных выставок детей и их родителей на примере проекта «Мы рисуем вместе с папой», даются рекомендации по организации и проведению подобных мероприятий.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Егорова Алла Ивановна, методист

Мячина Елена Ивановна, методист

Попова Ольга Ивановна, педагог-организатор

Сахарова Ольга Михайловна, педагог дополнительного образования

ГБУ ДО ЦТиО Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка

«Организация выставок семейного творчества»

Данная методическая разработка показывает возможности раскрытия и развития творческого потенциала воспитанников и их родителей через организацию и проведение выставок семейного творчества. В разработке дается описание опыта проведения совместных выставок детей и их родителей на примере проекта «Мы рисуем вместе с папой», даются рекомендации по организации и проведению подобных мероприятий.

Введение

В художественно-прикладном отделе ЦТИО традиционно проводятся выставки семейного творчества, такие, как «Мы рисуем всей семьей», «Творим всей семьей»; «Мы рисуем вместе с папой». Опыт проведения таких выставок показал их богатый воспитательный потенциал. 

Целью данной методической разработки описание реализации проекта выставки семейного творчества. Для выполнения цели предполагается решить следующие задачи:

  1. Рассмотреть теоретические основы выставочной деятельности
  2. Провести проблемный анализ выставочной деятельности на примере работы художественно-прикладного отдела ГБОУ ДО ЦТиО Фрунзенского района
  3. Рассмотреть поэтапную технологию реализации проекта «Мы рисуем вместе с папой»
  4. Разработать рекомендации по организации и проведению выставки семейного творчества

Методическая разработка адресована педагогам дополнительного образования по декоративно-прикладному и изобразительному творчеству, методистам, руководителям структурными объединениями, учителям школ и может быть использовано при организации выставок семейного творчества на базах школ и учреждений дополнительного образования детей.

Основная часть

Теоретические основы выставочной деятельности

Выставки являются неотъемлемой частью работы творческих коллективов, работающих по направлению  изобразительного и прикладного творчества. Очень важным для педагогов и воспитанников коллективов является проведение регулярных внутренних выставок, поскольку именно они, на наш взгляд, обладают огромным воспитательным потенциалом:

  • являются «лицом» отдела и всего учреждения в целом, поскольку их зрителями становятся воспитанники и родители всех коллективов Центра, его гости, школьники, посещающие различные мероприятия, педагоги
  • являются важной составной частью эстетической образовательной среды, способствуют созданию особой атмосферы творчества в нашем общем «доме»
  • становятся «стимулятором творческого роста» для их участников
  • дают возможность каждому ребенку представить свою работу на ту или иную выставку в течение учебного года, и это особенно важно для тех детей, которые делают свои первые шаги в художественном творчестве

В нашем учреждении проводятся следующие внутренние выставки:

Тематические выставки («Светлое Рождество», выставки к праздничным датам и др.), Мини-выставки (по итогам прохождения учебных тем), Отчетные выставки Персональные выставки воспитанников отдела, выставки семейного творчества.

Описание опыта проведения выставок семейного творчества

В настоящее время одной из основных задач воспитательной работы учреждения дополнительного образования является укрепление взаимосвязей между родителями и детьми, обучающимися в творческих объединениях.

Объединению разных поколений в семьях наших воспитанников как нельзя лучше способствует не только проведение мероприятий, зрителями и участниками которых становятся родные и друзья юных художников и мастеров, но и организация выставок семейного творчества: «Мы рисуем всей семьей», «Мы творим всей семьей».

Основной идеей этих выставок стало привлечение родителей и близких родственников воспитанников отдела к участию не в качестве зрителей, а в качестве творцов. На выставку принимались детские творческие работы и работы взрослых, созданные самостоятельно каждым членом семьи или в сотворчестве.

Новая по форме выставка семейного творчества «Мы рисуем вместе с папой» художественно-прикладного отдела Центра внешкольной работы Фрунзенского района была представлена широкому кругу зрителей с 20 по 30 марта 2019 года в холле ЦТиО.

Информационная справка о реализации проекта выставки семейного творчества

«Мы рисуем вместе с папой».

В реализации проекта приняли участие: воспитанники изостудии и их родители, а также заведующая художественно-прикладным отделом, педагог-организатор, методист художественно-прикладного отдела, педагог-психолог ЦТиО. Все, кроме педагога-психолога, являются также и педагогами в изостудии, в которой занимаются воспитанники, участники выставки.

На экспозиции выставки были размещены 33 творческие работы (живопись, графика, фотография) и 20 из них созданы взрослыми участниками проекта.  Кроме того, на экспозиции выставки были размещены: информация об авторах, представленных на выставке работ, «Стена» - альтернатива традиционной «Книге отзывов».

Родители обеих семей приняли предложение участвовать в выставке очень заинтересованно. К обсуждению, подготовке работ и информационных материалов об участниках выставке активно подключились все члены семей воспитанников. После участия в проекте один из родителей начал заниматься в изостудии для взрослых. Совместно с родителями одной из семей снят фильм об изостудии, родители обеих семей выразили желание участвовать в подобной выставке еще раз.

Методические рекомендации по проведению выставок семейного творчества

Выставки семейного творчества удобно организовывать в форме проекта. Мы хотим предложить Вашему вниманию рекомендации по подготовке и проведения такого проекта на примере выставки «Мы рисуем вместе с папой».

1. Приступая к реализации проекта, необходимо проанализировать ситуацию, выявить проблемы.

Выполненный нами анализ выставочной и воспитательной деятельности художественно-прикладного отдела выявил следующие проблемы:

  • семейное творчество зачастую не воспринимается как особая ценность в семьях воспитанников и, тем более, среди широких кругов зрителей
  • у творческих родителей нет возможностей для презентации собственных работ широкому кругу зрителей
  • старые формы организации воспитательной работы с воспитанниками и работы с родителями (в том числе – проведение выставок и мероприятий отдела) становятся менее привлекательными для участников и зрителей
  • папы менее активно, чем мамы, участвуют в мероприятиях, проводимых учреждениями дополнительного образования детей, их роль в жизни детей традиционно ограничивается меньшим количеством функций
  • уровень представляемых работ на «сборные» выставки является недостаточно высоким, отсюда - сложности организации общей экспозиции выставки (размещение в едином пространстве различных по технике и уровню работ), более низкий уровень эстетического воздействия на зрителя

2. Следующим шагом является определение цели, задач и ожидаемого результата реализации проекта

Цель проекта: создание условий для формирования ценностей семейного творчества через организацию выставки

Задачи проекта

  • обновить формы организации воспитательной работы с воспитанниками отдела и формы работы с родителями
  • позиционировать семейное творчество как особую ценность
  • помочь открыть новые грани взаимоотношений в семьях, объединить детей и родителей вокруг общего интересного дела
  • создать условия для презентации творчества взрослых участников проекта
  • создать условия для более полного раскрытия творческого потенциала всех участников проекта, дать толчок для их дальнейшего творческого развития
  • продемонстрировать успехи и достижения наиболее творчески активных воспитанников и их родителей широкому кругу зрителей
  • повысить активность родителей (и особенно пап) в жизни коллективов отдела

Ожидаемые результаты и показатели результативности

Ожидаемые результаты

Показатели результативности

1

Поиск и использование новых форм организации воспитательной работы с воспитанниками отдела и работы с родителями

1. Использование новых форм в организации семейных выставок отдела

2. Положительные отклики зрителей и участников проекта

2

Осознание детьми и родителями творчества как особой семейной ценности

Признание творчества как особой семейной ценности (результаты анкетирование)

3

Объединение детей и родителей вокруг общего дела

Активное участие в проекте всех участников проекта, включение в подготовку других членов их семей

4

Создание условий для презентации творчества взрослых участников проекта

1.Согласие на участие в проекте родителей воспитанников, их заинтересованность в выставочной деятельности

2. Большое количество работ, представленных ими на выставку

5

Создание условий для более полного раскрытия творческого потенциала  всех участников проекта, стимула для их дальнейшего творческого развития

1. Повышение успешности воспитанников на занятиях, повышение их самооценки, 

2. Желание детей и родителей участвовать в других выставках проектах отдела

6

Знакомство широкого круга зрителей с творческими достижениями участников проекта

Наличие большого количества положительных отзывов на выставку

7

Повышение активности родителей в жизни коллектива

Желание родителей активно включаться в творческую жизнь детей, в мероприятия, организуемые отделом и учреждением

3. Далее следует определить возможные пути решения  

Возможные пути достижения результатов выставок семейного творчества

  • Организовать и провести выставку, на которой были бы представлены работы 1-2 семей, члены которых увлеченно занимаются творчеством (профессионально или как любители)
  • Привлечь к участию в проекте наиболее творчески активных и заинтересованных родителей, особенно –  отцов воспитанников
  • Для знакомства максимально широкого круга зрителей с творческими работами участников выставки: продумать наиболее доступное для просмотра место расположения экспозиции; вывесить информацию о выставке на сайте учреждения и в группе отдела ВКонтакте, разместить там же материалы по выставке (например, фото-галерею); познакомить с выставкой и опытом ее проведения заинтересованных лиц и гостей учреждения
  • Разместить на экспозиции выставки информацию об авторах работ. Неформально составленная самими участниками выставки, она может рассказать о той творческой атмосфере, которая царит в их семьях, и опосредованно транслировать одну из важнейших идей проекта  – об особой ценности семейного творчества
  • Использовать новые формы взаимодействия со зрителями выставки – через интернет, через создание возможности оставить свой отзыв на Стене отзывов, прямо на экспозиции выставки. «Стена» - альтернатива традиционной «Книге отзывов» - несколько листов ватмана прямо под работами, чтобы посетители выставки могли оставить свой отзыв прямо на этой «Стене». Такая форма может позволить активизировать зрителей и собрать множество отзывов об отдельных работах и выставке в целом
  • Провести анкетирование и диагностические беседы как непосредственных участников проекта, так и зрителей, воспитанников и родителей коллективов отдела. К разработке анкет и вопросов, а также к обработке полученных материалов желательно привлекать педагогов-психологов
  • Разработать буклет выставки и специальные дипломы для поощрения и поддержки участников проекта
  • Провести встречу с активными участниками проекта в рамках итогового мероприятия студии \  отдела

4. Затем определяются условия реализации проекта: участники, сроки и этапы.

Последовательность шагов по реализации проекта удобно отразить в виде таблицы.

Содержание деятельности

Сроки

Ответственные

1

5. Для подведения итогов необходимо провести анализ реализованного проекта, выявить типичные ошибки и трудности при проведении мероприятий в рамках проекта и определить пути их предотвращения.

Выводы

Проведение выставок семейного творчества способствует созданию условий:

  • для использования новых форм организации воспитательной работы с воспитанниками отдела и работы с родителями
  • для объединения детей и родителей вокруг общего дела
  • для презентации творчества взрослых участников проекта
  • для раскрытия творческого потенциала всех участников проекта, стимула для их дальнейшего творческого развития
  • для повышения активности родителей в жизни коллектива 

Выставки семейного творчества поддерживают творческий настрой, инициативу и желание участвовать в общем деле каждого члена семьи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка итогового урока по творчеству Ф. И. Тютчева.

Творческий смотр знаний предполагает выявление общего и индивидуального уровня знаний учащихся жизни и творчества Ф.И. Тютчева . На предшествующих уроках рассматривался круг тем его...

Методические разработки по декоративно-прикладному творчеству.

Данный материал используется в преподавании основ декоративно-прикладного творчества, таких как роспись по стеклу, по тканям, по дереву на занятиях в группах дополнительного образования для младших шк...

Методическая разработка литературного вечера, посвященного творчеству Ф. М. Достоевского

Представленный материал- обзор основных этапов жизни и творчества писателя, оценка роли его произведений в развитии русской и мировой культуры....

методическая разработка урока литературы по творчеству А.И.Куприна: Тема: «Трагическая любовь в рассказе Куприна «Гранатовый браслет»

Автор работы хочет предложить вашему вниманию разработку открытого урока по литературе с применением элементов учебного диалога, для формирования ситуации дискуссии и диспута (т.е. в ходе ...

Методическая разработка ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕМАТИЧЕСКИХ ВЫСТАВОК

В настоящем методическом пособии использованы рекомендации по  проведению выставок,  найденные в интернете. Использование данных методических рекомендаций позволит, на наш взгляд, обес...

Методическая разработка воспитательного занятия "Семейные традиции"

Обогащение и систематизация знаний о своей семье, её ценностях и традициях. Осознание себя членом семьи....