Совершенствование педагогической техники учителя как фактор повышения качества образования
учебно-методический материал по изобразительному искусству (изо)
Современной российской школе нужен учитель, способный к постоянному профессиональному совершенствованию и умеющий выбирать необходимые направления и формы для собственного профессионального роста.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Семинар РМО учителей изобразительного искусства
Выступление по теме:
Совершенствование педагогической техники учителя как фактор повышения качества
образования
Докладчик: учитель изобразительного искусства
МБОУ «СОШ № 4» г. Михайловска
Корнилов Олег Петрович
Совершенствование педагогической техники учителя как фактор повышения качества образования
Повышение качества образования - одна из основных задач, декларируемых Концепцией модернизации российского образования.
Что же следует понимать в термине "Хорошее качество образования"?
Для учащихся хорошее качество образования связано, в первую очередь:
Это хорошие знания по всем предметам, когда по окончании школы ученик без проблем может поступить в ВУЗ.
Для родителей:
Это получение знаний, умений и навыков, которые позволяют выпускнику школы найти свое место в жизни, добиться уважения окружающих его людей.
Для учителей:
Это умение подготовить школьника в ВУЗ, подготовкой ученика не только умственно, но и нравственно. С личностной компетентной профессиональной позицией и самоощущением учителя, когда он четко представляет свои цели, знает, как их достичь и чувствует душевный комфорт.
Современной российской школе нужен учитель, способный к постоянному профессиональному совершенствованию и умеющий выбирать необходимые направления и формы для собственного профессионального роста.
Важнейшее условие успешности педагогической деятельности – готовность к непрерывному педагогическому образованию. Первоочередная задача образования – преодолеть отставание от запросов современной жизни, а это значит, что в подготовке учеников необходимо учитывать не только проблемы и потребности сегодняшнего дня, но и те, что проявятся в будущем.
Все формируется годами, успех приходит к тем людям, которые привыкли добросовестно трудиться, постоянно учиться, быть "в струе" новизны. Как только ты отстал в знаниях - ты уже не интересен своим ученикам - значит и успешности не будет ни у тебя, ни у твоих учеников.
Успешным ученик может стать только у успешного учителя.
Формула успешного учителя = Любовь к своей профессии + Безупречное знание своего предмета + Высокая требовательность + Уважение к обучающимся, родителям, коллегам + Моральная чистоплотность + Гражданская и общественная активность педагога + Патриотизм + Высокая культура преподавателя + положительная сторона личной жизни.
Существуют различные формы и направления повышения квалификации педагога в предметных областях и в направлении воспитательной работы. Для учителей изобразительного искусства существуют такие направления -
Основные формы и направления повышения уровня профессионального мастерства:
- курсы ИКТ-технологий;
- выступления, участие в научно-практических конференциях;
- участие в профессиональных конкурсах, в том числе олимпиадах для учителей;
- подготовка учащихся к олимпиадам и конкурсам с использованием инновационных практик;
- проектная деятельность и презентация результатов урочной и внеурочной деятельности;
- мастер-классы и предъявление методических достижений учительскому сообществу в рамках методических объединений учителей-ИЗО;
- участие в сетевых сообществах педагогов;
- самообразование, в том числе дистанционные курсы повышения квалификации.
С повышением качества образования и уровнем профессионального мастерства педагога мы коротко разобрались. Перейдем же к основной теме доклада - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНИКЕ УЧИТЕЛЯ.
В современной педагогике понятие «педагогическая техника» трактуется как комплекс знаний, умений и навыков, необходимых педагогу для того, чтобы эффективно применять на практике избираемые им методы педагогического воздействия, как на отдельных воспитанников, так и на детский коллектив в целом.
А.С. Макаренко говорил, что в педагогической деятельности для него «стали решающими такие «мелочи»: как стоять, как сидеть, как подняться со стула, из-за стола, как повысить голос, усмехнуться, как посмотреть». «Воспитывает все, - писал он, - люди, вещи, явления, но, прежде всего, и больше всего - люди. Из них на первом месте - родители и педагоги». Для обозначения умения педагога владеть приемами организации своего поведения и влияния на учащихся, А. С. Макаренко и ввел понятие «педагогическая техника», которое напоминает педагогу о необходимости беспокоиться о форме проявления своих намерений, своего духовного потенциала.
Что же составляет суть педагогической техники, какие компоненты входят в ее состав?
Элементы педагогической техники
- Умение одеваться, следить за своей внешностью.
- Культура речи: направленность, логическая грамотность, темп и ритм, интонация, дикция, дыхание.
- Умение владеть своим телом: ходить, сидеть стоять.
- Умение владеть жестами и мимикой.
- Умения психотехники: понимание своего психического состояния, умение управлять им; понимание психического состояния воспитанника и адекватно влиять на него; умение выбирать темп и ритм в работе.
- Умение педагогического общения
Практика показывает, что в процессе профессиональной деятельности как молодые педагоги, так и более опытные допускают ряд ошибок в педагогической технике, которые, в конечном итоге, снижают эффективность учебно-воспитательного процесса:
- неумение поговорить с учащимся, его родителями;
- неумение сдержать или, наоборот, проявить гнев;
- неумение преодолеть неуверенность;
- неумение принять соответствующую позу, подобрать необходимый жест;
- недостатки речи: монотонность, бесцветность, невыразительность, плохая дикция и т.п.
В педагогике не может быть мелочей, поэтому, говоря о педагогической технике, необходимо в равной степени серьезно подходить как к выработке общей стратегии педагогических действий учителя, так и к продумыванию отдельных деталей процесса, поскольку их недооценка может помешать реализации цели воспитания.
Педагогическая техника включает две группы умений:
- первая группа умений - умения управлять собой, владение своим телом, техникой речи,
- вторая группа умений - умения взаимодействовать в процессе решения педагогических задач, это дидактические, организаторские умения.
Вникая с секреты успеха педагогов - мастеров, можно обнаружить отточенность приемов педагогического воздействия, искусную постановку и решение самых разнообразных практических задач. Важная роль здесь принадлежит специальным умениям: мобилизовать учащихся, ставить вопросы, общаться с коллективом и отдельной личностью, владеть своим настроением, голосом, мимикой, движением. “Воспитанник воспринимает вашу душу и ваши мысли не потому, что знает, что у вас в душе, а потому, что видит вас, слушает вас” - говорил А.С. Макаренко. Педагогическая техника как раз и способствует гармоническому единству внутреннего содержания деятельности учителя и внешнего его выражения.
Современная педагогика считает, что педагогическая техника – это совокупность приемов. Ее средства - речь и невербальные средства общения. Педагогическая наука отводит педагогической технике служебную роль и не сводит к ней сущность педагогического мастерства. Но нельзя бросаться и в другую крайность. Пренебрегать этой техникой тоже нельзя.
Таким образом, каждый педагог должен СТАРАТЬСЯ овладеть педагогической техникой, знать ее компоненты, обеспечивающие успешность его деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профессиональная компетентность учителя как фактор повышения качества образования школьников
"Делайте то, что любите делать и в вашей жизни не будет ни одного рабочего дня", - говорил древнекитайский мыслитель Конфуций. В предлагаемой статье представлен самоанализ опыта работы учителя техноло...
«КЛЮЧ УЧИТЕЛЯ» как фактор повышения качества образования
Статья об одной очень важной закономерности во взаимодействии между учителями учениками в ходе учебно-воспитательного процесса, игнорирование которой не даст увеличить реальное качество образова...
Выступление на ГМО учителей математики "Совершенствование педагогического мастерства учителя через самообразовательную деятельность"
Данный материал поможет Вам без проблем подготовмться к выступлению на ШМО или ГМО....
Аналитическая деятельность учителя как фактор повышения эффективности педагогической деятельности
Обобщение опыта работы...
Методическая публикация в сборнике «Профессиональная компетенция учителя как фактор повышения качества образовательного процесса по иностранному языку» 2011 г.
тема публикации - «Владение информационно-коммуникационными технологиями как способ создания условий для самостоятельной работы учащихся по иностранному языку на уроке и внеурочное время»...
Педагогический совет: "Совершенствование педагогического мастерства учителей школы через самообразовательную деятельность"
laquo;Образ педагога» обсуждался во все времена. Эта тема стала еще более актуальной сегодня, при ФГОС. Современной школе нужен учитель, глубоко владеющий предметными и психолого-педагогическим...
Выступление на ШМО учителей естественно-математического цикла на тему:"Пути и способы совершенствования педагогического мастерства учителя, как необходимое условие для перехода на Новые стандарты."
Реализация ФГОС образования обучающихся с УО(ИН) выдвигает на первый план ориентацию на формирование жизненных и социальных компетенций обучающихся, на их подготовку к самостоятельной жизни, де...