Урок по ИЗО "Гербы И Эмблемы" 5 класс
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс)

Черновалова  Елена Александровна

План – конспект открытого урока изобразительного искусства, 5 класс.

 

Тема: «О чём рассказывают нам гербы и эмблемы»

 

Тип урока: Урок усвоения новых знаний.

Цель урока: формирование у учащихся представление о символическом характере языка герба как отличительного знака, о его составных частях, о символическом значении изобразительных элементов и цвета в искусстве геральдики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План – конспект открытого урока изобразительного искусства, 5 класс.

Тема: «О чём рассказывают нам гербы и эмблемы»

Тип урока: Урок усвоения новых знаний.

Оборудование к уроку:

Для учителя: компьютер, проектор, презентации по теме, доска, мел, наглядные пособия.

Для учеников: цветной картон, белая бумага, карандаш, резинка, клей , ножницы, линейки.

           

           План урока:

  1. Орг.момент 3 мин.
  2. Вступление.
  3. Объяснение новой темы.
  4. Практическая работа.
  5. Подведение итогов.
  6. Задание на дом.

Цель урока: формирование у учащихся представление о символическом характере языка герба как отличительного знака, о его составных частях, о символическом значении изобразительных элементов и цвета в искусстве геральдики.

Задачи. Личностные:

-Формирование основ художественной культуры.

-Развитие эстетического сознания через освоение творческой деятельности эстетического характера.

- Развитие ассоциативно- образного мышления, фантазии, навыков работы с художественными материалами.

Метапредметные:

Формировать умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности.

Развивать умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации.

Предметные: содействовать развитию эстетического вкуса, художественного мышления обучающихся, воспитывать интерес к мировой истории, уважение к культуре.

Упражнять обучающихся в использовании различных материалов и средств художественной выразительности для передачи замысла в собственной деятельности.

Межпредметные: расширение знаний по истории, литературе.

  1. Вступление. Стихотворение С.Маршака.

Различным образом державы

Свои украсили гербы.

Вот леопард, орел двуглавый

И лев, встающий на дыбы.

Таков обычай был старинный-

Чтоб с государственных гербов

Грозил соседям лик звериные

Оскалом всех своих зубов.

(Беседа)

  • Ребята как выдумаете о чем мы будем говорить на уроке? (Ответы)
  • А что такое Герб?
  • Какие вы знаете гербы?

  1. Объяснение новой темы.

Герб – немецкое слово. В переводе на русский оно означает «наследство».

Герб – это условное изображение, являющееся символом и отличительным знаком государства, города, а в старину – рода или отдельного лица. 

Геральдика – искусство составления гербов.

Герольды (в переводе с немецкого языка – глашатаи), которые были распорядителями на рыцарских турнирах, стали описывать и составлять гербы

Конечно герб, какой он в нашем представлении, появился в Западной Европе в средние века.  Это были личные знаки рыцарей, которые чаще всего размещались  на щитах, на флагах (штандартах) и на попонах лошадей. Они помогали закованным с головы до ног воинам различать друг друга на расстоянии. Каждый знак, цвет в гербе имел определенное значение и символически рассказывал о том, кто этот человек. Именно в эпоху средневековья в Европе появилось новое искусство и новая наука - геральдика, связанная с составлением гербов.

Герб, по сути символичный и условный знак. Основой герба является – геральдический щит. Можно выделить по крайней мере девять основных форм геральдических щитов: на экране (варяжский, испанский, итальянский, французский, английский, византийский, немецкий, ромбический, квадратный).

 В большинстве случаев щит бывает разделён на несколько частей, каждая из которых называется полем. Это деление образуется раскраской щита несколькими красками. Основных делений четыре: рассечение, пересечение, скошение справа и скошение слева. Эти деления могут сочетаться разнообразными способами. Вот основные варианты:

На экране (Рассеченный - производится перпендикулярной линией, опущенной из середины главы на основание. Пересеченный - производится прямой горизонтальной линией, соединяющей середины правой и левой сторон. Скошенный - производится диагональной линией из верхнего угла щита - справа, или слева).

В геральдике традиционно используется семь цветов. На экране(Первоначально было только четыре цвета: красный – символ любви, смелости, великодушия; синий – символ красоты и величия, честности; черный – мудрости; белый - символ невинности и чистоты, благородства; но затем появились дополнительные цвета: зеленый – символ изобилия, желтый - символ богатства и справедливости; и пурпурный – могущество)

Ограничение набора цветов в геральдике продиктовано практическими соображениями. Герб служил, прежде всего, военным опознавательным знаком, который должен был хорошо различаться на расстоянии. Его окраска должна была быть яркой и контрастной.

В поле герба расположены фигуры. Фигуры бывают 2 видов.

Геральдические фигуры – вы видите их на экране: глава, пояс, столб, стропило, кайма, оконечность, костыль и вольная четверть, а также второстепенные: ромб, клин, треугольник, квадрат и др..

Негеральдические фигуры в украшении гербов, имеющих условно-изобразительный характер: естественные (человек, животные, растения, явления природы, планеты, звезды), искусственные, созданных самим человеком (постройки, оружие, корабли, атрибуты охоты и войны, предметы быта, орудия труда), а также фантастические (единорог, дракон, гриф, сказочные птицы).

Каждое условное изображение имело своё значение: коронованный лев – символ силы и власти, мужества и благородства; дуб, медведь - сила; факел, раскрытая книга – знание; пчела – трудолюбие; лавр – слава; крылатый змей – зло, смута; дракон – могущество; рука – храбрость.

Я повторюсь искусство геральдики оформилось в Средние века, но в древности тоже были своеобразные гербы – символы древних государств, или символы и знаки отдельных личностей. В данный момент, вы изучаете на уроках истории- историю Древней Греции. Так вот в произведениях античных авторов Гомера, Вергилия, Плиния и других, встречаются свидетельства использования таких знаков. И легендарные герои, и реальные исторические личности, например, цари и полководцы, часто имели личные эмблемы. Так, шлем Александра Македонского украшал морской конь (гиппокамп), а шлем известного героя Илиады  - орёл, Давайте узнаем этого героя. Я прочту отрывок из стихотворения Арсения Тарковского:

Равнодушно пьют герои

Хмель времен и хмель могил,

Мчит  вокруг горящей Трои

Тело Гектора …….

Нужно сказать, что многие эмблемы использовались временно, но некоторые символы островов и городов античного мира использовались постоянно - на монетах, медалях и печатях. Символом Коринфа  был Пегас, Самоса - павлин, острова Родос – роза. Но мы поговорим об одном из самых развитых городов-государств Древней Греции – об Афинах. Вы знаете что означает название города? (ответы) На монетах Афин с одной стороны было изображение богини Афины, а с другой…отгадайте загадку:

У нее глаза большие,
Хищный клюв – всегда крючком.
По ночам она летает,
Спит на дереве лишь днем.

Еще в период античности люди считали сову священной птицей, которая причастна к волшебству. Затем она стала изображаться как атрибут богини мудрости Афины — сидящей у ее ног или на руке.

Эту связь подчеркивал Гомер в «Одиссее»: 
«Фемий кифару поднял и начал прекрасную песню.
И обратился тогда Телемах к совоокой Афине,
К ней наклонясь головой, чтоб никто посторонний не слышал...» 
Гомер. Одиссея. I, 155

Здесь Афина называется «совоокой», т. е. наделенной взором совы, способной смотреть вдаль и предвидеть будущее. Иногда даже богиню-воительницу изображали в образе сыча . На монетах  также изображалась Афина в образе совы,  и здесь рядом с совой изображена оливковая ветвь, еще один символ Афин.

Физкультминутка

Поднимает руки класс – это раз,

Повернулась голова – это два,

Руки вниз, вперёд смотри – это три,

Руки в стороны пошире развернули на четыре,

С силой их к плечам прижать – это пять.  

Всем ребятам тихо сесть – это шесть!

  1. Практическая Работа.

Переходим к практической работе. Ваша задача: сделать герб Афин способом аппликации. Цветовая гамма у нас ограничена: два цвета, белый и цвет щита. Форму щита выбирайте произвольно.

Этапы работы: 1 -подготовка щита;

 2- подготовка рисунка на листе бумаги. Лист складываем пополам. Рисунок симметричный (что такое двусторонняя симметрия?) поэтому рисуем только одну половину.

  1. Вырезаем,  рисунок дробный (разрезаем).
  2. Клеем к щиту.

4.Завершение урока.

Беседа:

  1. О каком искусстве мы сегодня говорили?
  2. Из каких элементов состоит герб?
  3. О какой исторической эпохе сегодня вспомнили?

Д.З.- альбом, карандаш, кисти, краски. Придумать  символы для семейного герба.

Выставление оценок


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок изобразительного искусства 5 класс учитель: Черновалова Е.А.

Слайд 2

Гербы и эмблемы

Слайд 3

Цели урока узнать историю появления гербов, правила, по которым они составлялись, их символический смысл. выполнить герб методом аппликаци.

Слайд 4

Что такое герб? Герб – немецкое слово, означает -«наследство» Герб – это условное изображение, являющееся символом и отличительным знаком государства, города, рода, отдельного лица, отражающее исторические традиции владельца

Слайд 5

Геральдика Геральдика – искусство составления гербов Возникновение – XI- XII века

Слайд 9

Условные цвета. красный – символ любви, смелости, великодушия; синий – символ красоты и величия, честности; черный – мудрости; белый - символ невинности и чистоты, благородства; зеленый – символ изобилия , желтый - символ богатства и справедливости; пурпурный – могущество

Слайд 11

Геральдические фигуры (почетные) Глава Столб Правый край Оконечность Пояс Правая перевязь Стропило Кайма Простой крест Вилообразный крест Костыль Косой крест

Слайд 13

Смысл изображений Лев – сила, мужество, великодушие Леопард – храбрость, отвага Орёл – власть, господство, прозорливость Конь – храбрость льва, зоркость орла, сила и быстрота Собака – верность, преданность, повиновение Кошка – независимость Овца – кротость Единорог – чистота, непорочность Кабан, вепрь – мужество, неустрашимость Ворон – долголетие Феникс – бессмертие Змея – вечность Дуб – крепость, сила Солнце – свет, богатство, изобилие Звезда – ночь, вечность Посох – духовная власть

Слайд 14

Афинская декадрахма - античных монета

Слайд 15

Физкультминутка. Поднимает руки класс – это раз, Повернулась голова – это два, Руки вниз, вперёд смотри – это три, Руки в стороны пошире развернули на четыре, С силой их к плечам прижать – это пять. Всем ребятам тихо сесть – это шесть!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...

Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс

Методическая разработка на заочный  районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....

Урок русского языка в 6 классе (дистанционное обучение) Тема урока «Повторение изученного в 5 классе. Фонетика, орфоэпия. Орфография».

Задание выполняется в электронном виде и высылается учителю на электронную почту или выкладывается  в электронный  дневник....

Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс.

Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс....