Урок по ИЗО "Гербы И Эмблемы" 5 класс
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс)
План – конспект открытого урока изобразительного искусства, 5 класс.
Тема: «О чём рассказывают нам гербы и эмблемы»
Тип урока: Урок усвоения новых знаний.
Цель урока: формирование у учащихся представление о символическом характере языка герба как отличительного знака, о его составных частях, о символическом значении изобразительных элементов и цвета в искусстве геральдики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gerb_otkrytyy_urok.docx | 23.72 КБ |
prezentatsiya_k_uroku_izo_v_5_klasse_-gerby_i_emblemy-_.ppt | 1.14 МБ |
Предварительный просмотр:
План – конспект открытого урока изобразительного искусства, 5 класс.
Тема: «О чём рассказывают нам гербы и эмблемы»
Тип урока: Урок усвоения новых знаний.
Оборудование к уроку:
Для учителя: компьютер, проектор, презентации по теме, доска, мел, наглядные пособия.
Для учеников: цветной картон, белая бумага, карандаш, резинка, клей , ножницы, линейки.
План урока:
- Орг.момент 3 мин.
- Вступление.
- Объяснение новой темы.
- Практическая работа.
- Подведение итогов.
- Задание на дом.
Цель урока: формирование у учащихся представление о символическом характере языка герба как отличительного знака, о его составных частях, о символическом значении изобразительных элементов и цвета в искусстве геральдики.
Задачи. Личностные:
-Формирование основ художественной культуры.
-Развитие эстетического сознания через освоение творческой деятельности эстетического характера.
- Развитие ассоциативно- образного мышления, фантазии, навыков работы с художественными материалами.
Метапредметные:
Формировать умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности.
Развивать умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации.
Предметные: содействовать развитию эстетического вкуса, художественного мышления обучающихся, воспитывать интерес к мировой истории, уважение к культуре.
Упражнять обучающихся в использовании различных материалов и средств художественной выразительности для передачи замысла в собственной деятельности.
Межпредметные: расширение знаний по истории, литературе.
- Вступление. Стихотворение С.Маршака.
Различным образом державы
Свои украсили гербы.
Вот леопард, орел двуглавый
И лев, встающий на дыбы.
Таков обычай был старинный-
Чтоб с государственных гербов
Грозил соседям лик звериные
Оскалом всех своих зубов.
(Беседа)
- Ребята как выдумаете о чем мы будем говорить на уроке? (Ответы)
- А что такое Герб?
- Какие вы знаете гербы?
- Объяснение новой темы.
Герб – немецкое слово. В переводе на русский оно означает «наследство».
Герб – это условное изображение, являющееся символом и отличительным знаком государства, города, а в старину – рода или отдельного лица.
Геральдика – искусство составления гербов.
Герольды (в переводе с немецкого языка – глашатаи), которые были распорядителями на рыцарских турнирах, стали описывать и составлять гербы
Конечно герб, какой он в нашем представлении, появился в Западной Европе в средние века. Это были личные знаки рыцарей, которые чаще всего размещались на щитах, на флагах (штандартах) и на попонах лошадей. Они помогали закованным с головы до ног воинам различать друг друга на расстоянии. Каждый знак, цвет в гербе имел определенное значение и символически рассказывал о том, кто этот человек. Именно в эпоху средневековья в Европе появилось новое искусство и новая наука - геральдика, связанная с составлением гербов.
Герб, по сути символичный и условный знак. Основой герба является – геральдический щит. Можно выделить по крайней мере девять основных форм геральдических щитов: на экране (варяжский, испанский, итальянский, французский, английский, византийский, немецкий, ромбический, квадратный).
В большинстве случаев щит бывает разделён на несколько частей, каждая из которых называется полем. Это деление образуется раскраской щита несколькими красками. Основных делений четыре: рассечение, пересечение, скошение справа и скошение слева. Эти деления могут сочетаться разнообразными способами. Вот основные варианты:
На экране (Рассеченный - производится перпендикулярной линией, опущенной из середины главы на основание. Пересеченный - производится прямой горизонтальной линией, соединяющей середины правой и левой сторон. Скошенный - производится диагональной линией из верхнего угла щита - справа, или слева).
В геральдике традиционно используется семь цветов. На экране(Первоначально было только четыре цвета: красный – символ любви, смелости, великодушия; синий – символ красоты и величия, честности; черный – мудрости; белый - символ невинности и чистоты, благородства; но затем появились дополнительные цвета: зеленый – символ изобилия, желтый - символ богатства и справедливости; и пурпурный – могущество)
Ограничение набора цветов в геральдике продиктовано практическими соображениями. Герб служил, прежде всего, военным опознавательным знаком, который должен был хорошо различаться на расстоянии. Его окраска должна была быть яркой и контрастной.
В поле герба расположены фигуры. Фигуры бывают 2 видов.
Геральдические фигуры – вы видите их на экране: глава, пояс, столб, стропило, кайма, оконечность, костыль и вольная четверть, а также второстепенные: ромб, клин, треугольник, квадрат и др..
Негеральдические фигуры в украшении гербов, имеющих условно-изобразительный характер: естественные (человек, животные, растения, явления природы, планеты, звезды), искусственные, созданных самим человеком (постройки, оружие, корабли, атрибуты охоты и войны, предметы быта, орудия труда), а также фантастические (единорог, дракон, гриф, сказочные птицы).
Каждое условное изображение имело своё значение: коронованный лев – символ силы и власти, мужества и благородства; дуб, медведь - сила; факел, раскрытая книга – знание; пчела – трудолюбие; лавр – слава; крылатый змей – зло, смута; дракон – могущество; рука – храбрость.
Я повторюсь искусство геральдики оформилось в Средние века, но в древности тоже были своеобразные гербы – символы древних государств, или символы и знаки отдельных личностей. В данный момент, вы изучаете на уроках истории- историю Древней Греции. Так вот в произведениях античных авторов Гомера, Вергилия, Плиния и других, встречаются свидетельства использования таких знаков. И легендарные герои, и реальные исторические личности, например, цари и полководцы, часто имели личные эмблемы. Так, шлем Александра Македонского украшал морской конь (гиппокамп), а шлем известного героя Илиады - орёл, Давайте узнаем этого героя. Я прочту отрывок из стихотворения Арсения Тарковского:
Равнодушно пьют герои
Хмель времен и хмель могил,
Мчит вокруг горящей Трои
Тело Гектора …….
Нужно сказать, что многие эмблемы использовались временно, но некоторые символы островов и городов античного мира использовались постоянно - на монетах, медалях и печатях. Символом Коринфа был Пегас, Самоса - павлин, острова Родос – роза. Но мы поговорим об одном из самых развитых городов-государств Древней Греции – об Афинах. Вы знаете что означает название города? (ответы) На монетах Афин с одной стороны было изображение богини Афины, а с другой…отгадайте загадку:
У нее глаза большие,
Хищный клюв – всегда крючком.
По ночам она летает,
Спит на дереве лишь днем.
Еще в период античности люди считали сову священной птицей, которая причастна к волшебству. Затем она стала изображаться как атрибут богини мудрости Афины — сидящей у ее ног или на руке.
Эту связь подчеркивал Гомер в «Одиссее»:
«Фемий кифару поднял и начал прекрасную песню.
И обратился тогда Телемах к совоокой Афине,
К ней наклонясь головой, чтоб никто посторонний не слышал...»
Гомер. Одиссея. I, 155
Здесь Афина называется «совоокой», т. е. наделенной взором совы, способной смотреть вдаль и предвидеть будущее. Иногда даже богиню-воительницу изображали в образе сыча . На монетах также изображалась Афина в образе совы, и здесь рядом с совой изображена оливковая ветвь, еще один символ Афин.
Физкультминутка
Поднимает руки класс – это раз,
Повернулась голова – это два,
Руки вниз, вперёд смотри – это три,
Руки в стороны пошире развернули на четыре,
С силой их к плечам прижать – это пять.
Всем ребятам тихо сесть – это шесть!
- Практическая Работа.
Переходим к практической работе. Ваша задача: сделать герб Афин способом аппликации. Цветовая гамма у нас ограничена: два цвета, белый и цвет щита. Форму щита выбирайте произвольно.
Этапы работы: 1 -подготовка щита;
2- подготовка рисунка на листе бумаги. Лист складываем пополам. Рисунок симметричный (что такое двусторонняя симметрия?) поэтому рисуем только одну половину.
- Вырезаем, рисунок дробный (разрезаем).
- Клеем к щиту.
4.Завершение урока.
Беседа:
- О каком искусстве мы сегодня говорили?
- Из каких элементов состоит герб?
- О какой исторической эпохе сегодня вспомнили?
Д.З.- альбом, карандаш, кисти, краски. Придумать символы для семейного герба.
Выставление оценок
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Гербы и эмблемы
Цели урока узнать историю появления гербов, правила, по которым они составлялись, их символический смысл. выполнить герб методом аппликаци.
Что такое герб? Герб – немецкое слово, означает -«наследство» Герб – это условное изображение, являющееся символом и отличительным знаком государства, города, рода, отдельного лица, отражающее исторические традиции владельца
Геральдика Геральдика – искусство составления гербов Возникновение – XI- XII века
Условные цвета. красный – символ любви, смелости, великодушия; синий – символ красоты и величия, честности; черный – мудрости; белый - символ невинности и чистоты, благородства; зеленый – символ изобилия , желтый - символ богатства и справедливости; пурпурный – могущество
Геральдические фигуры (почетные) Глава Столб Правый край Оконечность Пояс Правая перевязь Стропило Кайма Простой крест Вилообразный крест Костыль Косой крест
Смысл изображений Лев – сила, мужество, великодушие Леопард – храбрость, отвага Орёл – власть, господство, прозорливость Конь – храбрость льва, зоркость орла, сила и быстрота Собака – верность, преданность, повиновение Кошка – независимость Овца – кротость Единорог – чистота, непорочность Кабан, вепрь – мужество, неустрашимость Ворон – долголетие Феникс – бессмертие Змея – вечность Дуб – крепость, сила Солнце – свет, богатство, изобилие Звезда – ночь, вечность Посох – духовная власть
Афинская декадрахма - античных монета
Физкультминутка. Поднимает руки класс – это раз, Повернулась голова – это два, Руки вниз, вперёд смотри – это три, Руки в стороны пошире развернули на четыре, С силой их к плечам прижать – это пять. Всем ребятам тихо сесть – это шесть!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания. Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированн
урок по физической культуре с ипользованием инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания...
Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».
Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...
Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс
Методическая разработка на заочный районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....
Урок русского языка в 6 классе (дистанционное обучение) Тема урока «Повторение изученного в 5 классе. Фонетика, орфоэпия. Орфография».
Задание выполняется в электронном виде и высылается учителю на электронную почту или выкладывается в электронный дневник....
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...
Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс.
Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс....
Урок литературы в 6-м классе по теме "И.С. Тургенев. Цикл рассказов «Записки охотника». Взаимосвязь природы и человека в рассказе «Бежин луг». (второй урок из цикла уроков по изучению творчества И.С.Тургенева в 6 класс).
Данная разработка содержит материал к уроку литературы в 6-м классе по изучению творчества Ивана Сергеевича Тургенева....