Урок ИЗО 6 класс "Натюрморт"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 6 класс)
Тема урока: «Изображение предметного мира - натюрморт»
Учебник: Под редакцией Л.А. Неменской. Изобразительное искусство. «Искусство в жизни человека».
Раздел программы: «Мир наших вещей. Натюрморт».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
сценарий урока | 148.01 КБ |
Презентация | 1.42 МБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий урока ИЗО.
6 класс
Тема урока: «Изображение предметного мира - натюрморт»
Цель: познакомить обучающихся с многообразием форм изображения мира вещей в истории искусства.
Задачи:
- научить основам композиции и правилами построения натюрморта;
- развивать воображение и графические навыки; развивать индивидуальные творческие способности;
- воспитывать чувство коллективизма и прививать аккуратность при работе; добиться максимальной работоспособной обстановки на уроке.
Здоровьесберегающая цель: Создавать на уроке атмосферу доброты, увлеченности, способствующую сохранению психического здоровья.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: картон; педагогический рисунок; рисунки-схемы; тренажёр для глаз; демонстрационная таблица "композиция натюрморта"; выставка литературы; ТСО; раздаточный материал шаблонов, учебник.
Ход урока
1. Организационный момент.
Есть волшебные слова,
Скажешь, сразу тишина.
Повнимательней, дружок,
Начинается урок.
(Сели правильно, всё внимание на меня)
Проверка готовности к уроку.
2. Сообщение темы и цели урока.
Да, мир вещей влечёт меня,
Да, краски я стремлюсь подмечать,
И то, что в этих красках светит,
Любовь и радость бытия.
Она повсюду разлита:
Она везде, где красота!
Так поэтично и образно я определила тему нашего урока. А, чтобы узнать тему вам необходимо разгадать ребус (Слайд №2)
Итак тема нашего урока - изображение предметного мира - натюрморт. На уроке вы познакомитесь с одним из красивейших жанров изобразительного искусства - натюрмортом, узнаете об особенностях его композиционного решения. Вам предстоит самим составить композицию натюрморта приёмом аппликации.
3. Изучение нового материала. (Слайды № 4,5,6,7)
1. Рассказ "Из истории натюрморта".
Учитель. Натюрморт очень любят многие профессионалы-живописцы. Он входит как важный элемент в обучение будущего художника. Здесь оттачивается умение цельно скомпоновать несколько предметов, понять разность их качеств. Такие постановки, пожалуй, наиболее верно иллюстрируют термин "натюрморт".
Натюрморт (от франц.nature morte - буквально "мёртвая натура") - один из жанров изобразительного искусства, посвященный воспроизведению предметов обихода, снеди(овощей, фруктов и т.д.), цветов и прочего. Это один из жанров изобразительного искусства, посвященный воспроизведению предметов обихода, снеди (овощей, мяса т.д.), цветов и прочего. Отдельное произведение этого жанра также называется натюрмортом.
Предельно точно суть натюрморта выражается в голландском и немецком языках. Там его классифицируют как - тихая жизнь. Действительно, натюрморт - тихая жизнь вещей, полная своих внутренних событий, жизнь, которую мы так редко замечаем. Разве только невзначай в сумерках остановимся пораженные таинственным блеском металла или залюбуемся гордым профилем кувшина.
Конечно, сами художники заметили очень давно, сколь красноречивы могут быть отдельные вещи. Не только нидерландский художник XV столетия мог в библейской композиции поместить на первом плане прекрасный букет цветов. На востоке издревле увлекались "живописью цветов". Но как и у пейзажа, родина современного натюрморта - пытливая и любознательная Голландия, старательно заботящаяся об уюте своих домов.
Задача художника в области натюрморта состоит не только в передаче вещей самих по себе, но и в том, чтобы выразить отношение к ним человека данной эпохи, а через них и к окружающему миру вообще. Вот почему голландский натюрморт XVII века явился поэтическим отражением национального голландского быта.
Потомки знатных рыцарских фамилий, любители шумных охотничьих забав просили художника написать "охотничьи трофеи". Это были патетические и очень показные, бравурные натюрморты, подобные невероятным, но неубедительным охотничьим рассказам. Внешний блеск их не привлекал живших более просто, без претензий горожан. Они предпочитали небольшие натюрморты - "завтраки" - чаще скромные, интимные, но порой и весьма торжественные.
В натюрморте художник ведет с нами доверительную беседу. Тонкость восприятия жизни, поэтичность или, наоборот, бравурность и торжественность - во всем этом мы почувствуем отношение к миру очень зримо и точно. А неожиданный подбор и живописная трактовка предметов могут придать натюрморту фантастический смысл, он может звучать и драматически.
(Слайды №8 -17)
2. Х а р а к т е р и с т и к а особенностей натюрморта в скульптуре.
У ч и т е л ь. Лепные орнаментальные украшения в виде геометрических фигур, предметов быта, фруктов и т.д. мы найдём на многих памятниках старины, современных нам сооружениях.
Сочностью, богатством форм отличаются оконные наличники 18 века. (Павловский дворец).
Современные мастера также использовали традиции классического натюрморта, сообразуясь с новым характером архитектуры. (рис. в учебнике)
Таким образом, натюрморт входит как деталь, составная часть в скульптурную композицию.
3. Последовательность и правила работы над натюрмортом. (Слайды №18 -23)
Учитель. Чтобы работа над натюрмортом была по-настоящему интересной и полезной, натюрморт должен быть хорошо составлен и правильно поставлен. А это начало творчества и не такое простое, как может показаться. Здесь уже проявляются вкус и композиционное чутье художника.
В искусстве жестких рецептов нет. Нет их и для постановки натюрморта, их заменяет вкус, чутье, интуиция, композиционное видение художника. Отметим только некоторые, самые общие моменты. Прежде всего, набор предметов не может быть случайным, их должно что-то объединять, роднить, в них должна быть заложена определенная идея, тема. Это могут быть, например, предметы труда, растения, плоды или кушанья, старинные или бытовые вещи, характеризующие определенный быт, и т. п.
Затем сама постановка. Если рассматривать предметы слишком далеко друг от друга, в композицию может войти пустота; если слишком сблизить - натюрморт может получиться, наоборот, очень тяжелым, громоздким. Одинаковые предметы, расположенные по одной линии, создадут впечатление скучного однообразия. Для создания равновесия в композиции рекомендуется использовать чередование светлых и темных предметов, тяжелых и более изящных по форме, вертикальных и горизонтальных по своим основным пропорциям. Этим будет усиливаться выразительность натюрморта, предметы будут как бы помогать выявлять характерные качества друг друга.
Натюрморт должен иметь композиционный центр - предмет либо самый крупный, либо самый яркий, либо наиболее выразительный в соответствии с задуманной темой. Предметы в натюрморте должны быть зрительно уравновешены, но расположены не строго симметритрично-композиционный центр совсем не обязательно совпадает с центром геометрическим.
В постановке натюрморта предметы должны быть сгруппированы так, чтобы чувствовалась слаженность, уравновешенность, чтобы уже ничего не хотелось убрать, передвинуть или добавить.
Существенную роль в натюрморте играет фон, задник. Взгляд зрителя имеет свойство стремиться вдаль. Откройте позади натюрморта дверь - и мы невольно будем в нее смотреть. Отодвиньте постановку от стены - и она окажется окруженной со всех сторон пространством, воздухом, и наш взгляд невольно несколько рассеется, натюрморт уже будет восприниматься с некоторым напряжением. Помещенный же вплотную за натюрмортом фон не позволяет нашему взгляду рассеиваться, уходить от постановки. Такое, несколько "насильственное" привязывание взгляда рисующего к постановке способствует успеху в работе.
Еще одно правило группировки предметов в пространстве натюрморта - относительно свободный, легкий передний план. Зрительно наиболее тяжелые, крупные предметы должны находиться где-то сзади; более легкие - перед ними, а самый первый план должен быть совсем свободным, открытым. Здесь может находиться, например, только драпировка. Такой облегченный передний план позволяет нашему глазу лучше воспринять предметы, размещенные в пространстве.
Физкультминутка
Упражнение для рук:
1. Массируйте, начиная с кончиков пальцев к ладони так, как будто вы надеваете узкую перчатку.
2. Сожмите в кулак, а затем с силой, напрягая каждый палец, растопырьте их.
3. Возьмите в каждую руку два средней мягкости детских мяча и, держа между большим и указательным пальцами, сожмите. Проделайте то же самое, сменив указательный палец средним, а затем остальными по очереди. Сожмите мяч 3 раза каждым пальцем, а затем 3 раза всеми вместе.
4. Актуализация знаний.
Учитель: Содержание взятого нами натюрморта (из плоских предметов кухонной утвари) несложно. Но выбрать предметы - это еще не все. Необходимо их расположить так, чтобы в совокупности они смотрелись с интересом.
Задания и вопросы:
1. Составьте композицию из предложенных предметов. (Учащиеся предлагают различные варианты расстановки предметов.)
2. Объясните свой замысел. (Учащиеся рассказывают, что и как они вообразили, дают характеристику, насколько их замысел соответствует составленным композициям.)
3. Какой из вариантов расстановки предметов вам кажется лучшим и почему? (Ответы учащихся.)
5. Практическая работа.
Задание. Выполните композиции натюрморта, составленный из плоских предметов кухонной утвари (например, тарелок).
Во время практической работы учитель делает целевые обходы: 1) контроль организации рабочего места; 2) контроль правильности выполнения приемов работы; 3) оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения; 4) контроль объема и качества выполненной работы.
6. Итог урока.
Заключительное слово.
Учитель. Над каким изображением на картинах вы сегодня работали?
Ученики. Над натюрмортом.
Учитель. Что представляет собой эта картина?
Ученики. Картина с изображением крупным планом предметов: цветов, битой дичи, рыбы, утвари, то есть предметов неживой природы.
Учитель. Действительно, в натюрморте мы никогда не увидим изображения человека. И все-таки натюрморт может многое рассказать зрителю, напомнить про солнце, про лето или другое время года, пробудить радость или грусть. Надо быть большим мастером, чтобы живо, точно написать "неживую природу", показать все ее особенности и тонкости.
Иоганн Вольфганг Гете писал: "Цвета действуют на душу: они могут вызывать чувства, пробуждать эмоции и мысли, которые нас успокаивают или волнуют, печалят или радуют". Попробуйте подтвердить эти слова своими работами: как ваше изобразительное искусство, созданное сегодня, "действует на душу"? Покажите свои работы, проанализируйте изображенное на них, полагаясь на правила выполнения натюрморта.
Радуют или печалят использованные в них цвета?
7. Домашнее задание (Слайд №24)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема: Изображение предметного мира -
Тема: Изображение предметного мира – натюрморт. …Требуется умение бегло и удачно компоновать. Тот, кто смел в композиции, никогда не будет затруднен сложным построением. Фрейд Ангель
Натюрморт (от франц. nature morte – буквально «мёртвая натура») – один из жанров изобразительного искусства, посвященный воспроизведению предметов обихода, снеди (овощей, фруктов и т.д.), цветов и прочего.
Задача художника в области натюрморта состоит не только в передаче вещей самих по себе, но и в том, чтобы выразить отношение к ним человека данной эпохи, а через них и к окружающему миру вообще.
В собрании Государственного Эрмитажа хранятся картины с изображением натюрмортов, среди них многочисленные произведения голландских мастеров, относящихся к жанру натюрморта. По – голландски « Stilleven », что означает тихая жизнь.
Родина современного натюрморта – Голландия. Для голландской живописи в целом характерна узкая специализация мастеров внутри жанра.
Цветы и фрукты, включающие, как правило, и всевозможных насекомых. Балтазар Ван Дер Аст . « Натюрморт с фруктами».
Охотничьи трофеи - прежде всего битая птица и дичь. Фердинанд Бол. «Битая дичь».
Завтраки. Питер Клас. «Завтрак с ветчиной».
«Десерты» И. И. Машков. « Виноград , лимон и рак».
А также изображения живой и уснувшей рыбы. Абрахам Ван Бейерен. «Рыбы в корзине».
Разнообразие птиц. Мелхиор Де Хондекутер. « Птицы в парке».
Цветы. Ян Давидс Де Хем . «Цветы в вазе».
В этом красочном полотне соединились черты разных жанров: натюрморт, портрет. Валентин Александрович Серов . «Девочка с персиками»
Сорокин Георгий Иванович. (родился и живет в г.Тюмени) « Тюльпаны».
Павлов Александр Николаевич. (Тюменский художник) «Астры».
Композиционное решение: Набор предметов не может быть случайным, их должно что-то объединять, роднить, в них должна быть заложена определённая идея, тема.
Постановка. Если рассматривать предметы слишком далеко друг от друга, в композиции может произойти пустота, если слишком сблизить – натюрморт может получиться тяжелым, громоздким.
Для создания равновесия в композиции рекомендуется использовать чередование светлых и темных предметов; тяжелых и более изящных по форме; вертикальных и горизонтальных по своим основным пропорциям.
Натюрморт должен иметь композиционный центр – предмет либо самый крупный, либо самый яркий, либо наиболее выразительный.
Свойство нашего зрения тоже необходимо учитывать. Посмотрите, как изменилось впечатление от рисунка, когда мы увидели его зеркальное изображение
В постановке натюрморта предметы должны быть сгруппированы так, чтобы чувствовалось слаженность, уравновешенность, чтобы уже ничего не хотелось убрать, передвинуть или добавить.
Домашнее задание: ПОДОБРАТЬ ИЛЛЮСТРИРОВАННЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ТЕМЕ: «НАТЮРМОРТ»
Выставка и оценивание работ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.
При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке....
Методическая разработка урока литературы по теме «Творчество Сергея Есенина»(11 класс). Тема урока - «Голубая Русь» Сергея Есенина. Тип урока –урок-исследование.
Знакомство со стихотворениями С.Есенина, посвящёнными теме родины, с творческим методом поэта....
Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)
Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...
Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка
Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы: рисование по представлениюТип урока: комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами изобразительного языка ...
Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.
Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...
Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.
Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...