Конспект занятия в подготовительной группе "Волшебный батик"
план-конспект по изобразительному искусству (изо)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 35 «Родничок»
Конспект занятия дополнительной образовательной услуги
нетрадиционной техники рисования «батик»
в подготовительной к школе группе (6-7 лет)
«Волшебный батик»
Автор:
Безрукова Татьяна Алепксеевна,
воспитатель
г. Губкин, 2022
Программное содержание:
Цель: познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования «батик».
Задачи:
1. Освоить метод нанесения мазков на влажную поверхность ткани.
2. Развивать умение работать концом кисти; развивать цветовое и эстетическое восприятие, художественные способности детей, творческое воображение.
3. Пробуждать в детях эмоциональную отзывчивость, научить чувствовать красоту декоративной росписи по ткани.
4. Воспитывать аккуратность,уважение по отношению к сверстникам и педагогу.
5. Закрепить навык сложения и вычитания в пределах 10.
Форма занятия: творческая мастерская.
Методические приемы: сюрпризный момент, беседа, рассказ воспитателя, показ способов действия.
Оборудование:
Для педагога: сундук, письмо, кисти, краски «батик», ткань с заранее нанесенным орнаментом, клеенка, мультимедийная доска, музыкальный ряд, презентация.
Для детей: баночка для воды, влажные салфетки, краски, кисти.
Ход занятия
Воспитатель и дети заходят в аудиторию, становятся полукругом для приветствия.
Воспитатель. Я рада видеть вас в хорошем настроении, в своей художественной мастерской «Волшебные краски».
Упражнение «Дружба начинается с улыбки»
На интерактивной доске звучит звук «Skype». Появляется изображение мультипликационного персонажа Алладина.
Воспитатель. Здравствуй, Алладин, что случилось?
Алладин: «Добрый день! Ребята, мне нужна Ваша помощь! У Жасмин скоро день рождения. В поисках подарка, я нашел огромную пещеру, в которой был сундук с сокровищами. Но никак не могу его открыть. Может у Вас получится?»
Воспитатель: Ребята, поможем Алладину!»
Дети. Да, конечно.
Звучит запись голоса Алладина: «Ребята, я для вас оставил подсказку. Воспитатель вам ее зачитает»
Воспитатель показывает конверт детям и читает надпись: «Чтобы быстрее открыть сундук, и узнать, что там внутри, нужно отгадать загадку и ответить на вопрос!»
Из конверта воспитатель достает карточку с загадкой и вопросами зачитывает их детям. На их ответы, на слайде появляются соответствующие картинки.
Загадка:
У меня есть карандаш,
Разноцветная гуашь,
Акварель, палитра, кисть
И бумаги плотный лист,
А еще – мольберт-треножник, Потому что я … (художник)
Воспитатель. А какие художественные материалы использует художник при рисовании? (Ответы детей)
После ответов детей звучит звук «открывающего сундука».
Воспитатель. Ребята, Вы справились! Сундук Алладина открылся благодаря вашим знаниям. Давайте посмотрим, что лежит в сундуке.
Воспитатель показывает детям, кисти, краски. Затем достает из сундука расписной платок.
Воспитатель. Дети, посмотрите, что это? (Ответы детей)
Алладин, посмотри, какая красивая расписанная ткань лежала в твоем сундуке.
Алладин: «Какая связь между тем, что лежит в сундуке и расписанной тканью?»
Воспитатель. Ребята, вы знаете?
Дети. Ткань расписали этими красками.
Воспитатель. Верно, дети. Эта ткань расписана художником в технике «батик». Давным-давно в одной далекой восточной стране люди очень любили рисовать. Они рисовали везде и на всем, где только можно.
Воспитатель. Рисование на ткани или на одежде – это было самое любимое их занятие. Так как они могли украшать свою одежду, сделать ее неповторимой, не такой как у всех и очень яркой, красочной.
Воспитатель. Древние мастера использовали самые обыкновенные ткани, которые только могли найти, а также использовали натуральные красители – краски которые им дала природа. Это соки и отвары фруктов, овощей, трав.
Воспитатель. Ребята, как выдумаете, какой цвет получится из свеклы. (Ответы детей). Правильно, темно – красный (бордовый)
Воспитатель. А из моркови? (Ответы детей) Правильно, оранжевый.
Воспитатель. А из травы или петрушки? (Ответы детей) Правильно зеленый.
Воспитатель. А сейчас для удобства люди придумали множество разных искусственных красок гуашь, акварель. А также краски для росписи ткани в технике батик. (показ изображения красок).
Воспитатель. Техника, когда расписывают ткань называется «батик». А свои идеи для рисунков, люди брали тоже из окружающей их природы. Это могли быть цветы, деревья, бабочки, море, небо, птицы, животные и многое другое (на слайдах появляются изображения).
Алладин: «Ничего себе! Как это красиво! Я хотел бы для Жасмин такой же подарок. Пусть это будет шарф. Но как они делали эти узоры? Ведь краска же вся растекается по ткани?»
Воспитатель. А для этого люди придумали разные инструменты и способы рисования. Перед тем как приступить к рисованию красками необходимо подготовить ткань. А как это делается, я вам расскажу.
Показ слайдов с последующим пояснением детей.
- Продумать рисунок, нарисовать его на листе бумаги.
- Перенести рисунок на ткань, это делается очень просто: рисунок подкладывается под ткань, так как ткань просвечивается, то можно увидеть рисунок, при помощи карандаша его обвести.
- Поверх карандаша наносится резерв, который не позволит цветам в процессе рисования растечься. Его наносят специальной стеклянной трубочкой.
- Нужно подождать, чтобы резерв высох.
- Когда сделали всю эту подготовку, то можно смело переходить к рисованию цветом.
Алладин: «Это так сложно»
Воспитатель. Ребята, а вы хотите попробовать расписать ткань в технике «батик». И покажем Алладину, что это не сложно.
Дети. Давайте!
Воспитатель. Но так как, подготовительная работа занимает очень много времени. Дети из моей группы решили вам немного помочь. Они уже нанесли рисунок и обвели его. Поэтому нам осталось приступить именно к рисованию цветом. На столе у вас лежит все необходимые принадлежности для работы, краски, кисточки, вода, салфетки.
Воспитатель раздает ткань с нанесенным рисунком детям.
Воспитатель. Посмотрите на ткань, что на ней изображено?
Дети. Бабочки!
Воспитатель. Посмотрите внимательно на ткань, что вы еще видите?
Дети. Примеры!
Воспитатель. Совершенно верно. Для того чтобы узнать какой цвет наносить и на каком участке рисунка, вам нужно решить эти примеры.
На слайде появляются цифры с определенным цветом.
Воспитатель. К каждому получившемуся числу относится свой цвет.
А теперь давайте решим эти примеры.
Фон:
- 10 - 5 =5; 9 – 4 = 5;
- 3+2 = 5; 1 + 4 = 5;
- 4+1=5; 6 – 1 = 5;
- 7 - 2 = 5; 2 + 3 = 5;
- 8 - 3=5; 4 + 1 = 5.
Бабочки:
- 5 + 2 = 7; 4 + 3 = 7;
- 6 + 4 = 10; 5 + 5 = 10;
- 9 – 6 = 3; 10 – 7 = 3;
- 7 + 2 = 9; 6 + 3 = 9;
- 10 – 2 = 8; 5 + 3 = 8.
Воспитатель спрашивает ответы, убеждаясь в их правильности.
Воспитатель. Вы все правильно решили примеры. А теперь внимательно посмотрите, к каким цифрам относится тот и или иной цвет. Эти цвета, мы сейчас будем наносить на рисунок.
Для этого подойдите к моему столу, и я вам покажу, как правильно наносить краску на ткань.
Начинать рисовать красками нужно с фона, то есть с больших не закрашенных участков. Для этого какую мне кисточку следует выбрать?
Дети. Большую.
Воспитатель. Что делает художник, прежде чем набрать кисточкой краску?
Дети. Нужно ее смочить в воде.
Воспитатель. Правильно, смачиваем кисточку в воде и немного вытираем ее на тряпочке. После, обмакиваем кисть в нужный цвет. У меня фон желтый, а бабочка, красного цвета.
Воспитатель.
Воспитатель. Верно. Рисовать нужно только аккуратно, за контур не выходим, а то краски смешаются. Один мазок сделали, затем еще один и так до конца, пока фон не будет закрашен.
Воспитатель. А для бабочки мы будем использовать такую же кисть?
Дети. Нет, нужна кисть потоньше.
Воспитатель. Как вы думаете почему?
Дети. Чтобы аккуратно, нарисовать бабочку, не выйти за контур.
Воспитатель доводит до конца свою работу, показывает детям. И приглашает занять свои места за столами.
Воспитатель. Сейчас дети, вы будете расписывать ткань в технике «батик». Посмотрите еще раз внимательно на свой рисунок, на примеры, к каким цифрам относится тот или иной цвет. Но перед началом работы, давайте разомнем свои пальчики, чтобы они вас слушались.
Пальчиковая гимнастика с применением кисточки (Приложение 1).
Воспитатель. Мы с вами будем работать, а Алладин понаблюдает за нами.
После пальчиковой гимнастики дети приступают к работе, в это время играет восточная мелодия.
Воспитатель. Что мы расписываем первым, фон или бабочку?
Дети. Фон.
Воспитатель. А какой кистью будете рисовать?
Дети. Большой.
Воспитатель. Правильно, молодцы! А как наносим краску на ткань?
Дети. Аккуратно, мазочками, не выходя за контур.
Дети расписывают фон. По необходимости воспитатель помогает им.
Воспитатель. С фоном мы закончили, а что у нас осталось не закрашенным?
Дети. Бабочки!
Воспитатель. Вспомните, какого они должны быть цвета?
У тебя….
У тебя……
……..
(Ответы детей)
Воспитатель. Какой кисточкой будете расписывать бабочку?
Дети. Тонкой.
Воспитатель напоминает детям. Здесь нужно быть очень внимательными. Чтобы краска не выходила за контур и не смешивалась с фоном, - на кисточку надо набирать небольшое количество воды.
Воспитатель. Бабочки расписываем точно так же, как и фон. Еще раз посмотрите на доску и убедитесь, что цвет выбран правильно.
Дети приступают и заканчивают свои работы. По необходимости воспитатель помогает им.
Воспитатель. Ребята, вы такие молодцы! Очень красиво. Теперь давайте соединим наши рисунки. Что же у нас получилось? Да это же целый шарф с бабочками.
Алладин: «Какой красивый шарф, ребята! Это будет хороший подарок для моей Жасмин! Она будет в восторге от вашего подарка! Спасибо ребята!»
Воспитатель. Но только, тебе, Алладин, придется подождать. Все работы нужно высушить, прогладить, чтобы краска закрепилась. После этого сшить вместе. Только потом ты, Алладин, сможешь подарить шарф Жасмин.
Алладин: «Хорошо, я буду с нетерпением ждать. Всего доброго».
Воспитатель. Молодцы, ребята! Вы очень постарались. У вас получились замечательные работы. А как вы этого добились, что делали?
Дети. Рисовали по ткани.
Воспитатель. Как называется эта техника рисования на ткани? Понравилось ли вам работать в этой технике? Что вам больше всего понравилось, запомнилось?
Воспитатель. Алладину, видно, тоже очень понравилось! Он даже оставил для вас угощенье. Вот они. А съедите вы их в группе.
Воспитатель. Алладин оставил для вас угощенье, которое вы скушаете в группе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Аверьянова А. П. «Детский батик»/ Аверьянова А. П. - М.: Карапуз, 2007. - 16с.
- Архарова Н. В. «Развитие творческого воображения у детей через нетрадиционные способы рисования»/ Архарова Н. В. - Мосальск, «Воспитатель года», 2006. - 30 с.
- Белобрыкина О. А. «Маленькие волшебники, или на пути к творчеству»/ Белобрыкина О. А. -Новосибирск, 1993.-62с.
- Казакова Т. Г. «Развивайте у дошкольников творчество». - М.: Просвещение, 1945. – 56 с.
- Комарова Т. С. «Детское художественное творчество». Методическое пособие для воспитателей и педагогов/ Т.С. Комарова. - М.: Мозаика - Синтез, 2005. - 120с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в подготовительной группе «Звуки «З», «Зь».
Применение здоровьесберегающих технологий на занятии....
«Земля моя любимая» (конспект занятия для подготовительной группы)
Реализация национально-регионального компонента ...
конспект занятия в подготовительной группе детей с ОНР "На морском дне"
Цель: продолжать обучать детей образованию глаголов-антонимов (стоит-лежит, наливает-выливает, одевается-раздевается); продолжать работу над умением подбирать однородные определения и составлять...
Конспект занятия в подготовительной группе "Весна идет"
Итоговое занятие в подготовительной группе...
Конспект занятия в подготовительной группе Лексическая тема: «Школьные принадлежности»
Конспект занятия в подготовительной группеЛексическая тема: «Школьные принадлежности» с использованием иллюстрированных чистоговорок для автоматизации поставленных звуков Задачи:...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Юные автолюбители» Лексическая тема: «ТРАНСПОРТ»
Данный конспект предназначен для учителей-логопедов, воспитателей логопедической группы детского сада.Конспект применим для подгруппового занятия с детьми 6-7 лет.Конспект по лексической теме "Транспо...
Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи в подготовительной группе чтение рассказа К. Д. Ушинского «Слепая лошадь»
Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Слепая лошадь»...