Разработка урока изобразительного искусства в 5 классе по теме «Искусство Гжели»
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Правдовская школа Первомайского района Республики Крым»
Разработка урока изобразительного искусства
в 5 классе
по теме
«Искусство Гжели»
Подготовила: учитель изобразительного искусства, МХК
МБОУ Правдовская школа
Асанова Гульзар Алиевна
с.Правда,2022г
Тема года: Декоративно-прикладное искусство в жизни человека.
Тема четверти: Связь времен в народном искусстве.
Тема урока: Искусство Гжели.
Цели урока:
-по содержанию: знать об искусстве гжельского промысла, особенностях гжельской росписи;
-по способу работы:
освоить приемы гжельского кистевого мазка, создать образ сказочной жар-птицы как символа творчества и вдохновения.
Задачи урока:
-Воспитывать бережное отношение к народным традициям и промыслам, эмоционально-ценностное отношение к деятельности;
-продолжить формирование знаний о декоративно-прикладном искусстве и его применении, об образном языке декоративного искусства, обеспечить освоение приемов гжельской росписи;
-развивать умение сравнивать и делать выбор, давать эстетическую
оценку произведениям гжельской керамики, развивать фантазию и воображение, навыки самостоятельного творческого мышления.
Результаты обучения:
Личностные:
- уважительно относиться к культуре народного искусства,
-понимать роли культуры и искусства в жизни человека,
- уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм,
-уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом,
-уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы.
. Предметные:
- понимать «язык» декоративного искусства, освоить основные мотивы гжельской росписи, разнообразные приемы работы, в т.ч. технику двойного мазка,
- создать художественный образ волшебной жар-птицы.
Метапредметные:
- учиться высказывать и отстаивать свое мнение, планировать время, работу, и оценивать ее результаты,
- анализировать собственную художественную деятельность, развивать внимание, навыки самостоятельного творческого мышления.
Наглядный и дидактические материалы:
- учебник Н.А.Горяевой, 5 класс; изделия гжельских мастеров,
ИКТ- оборудование: мультимедийная доска, компьютер, презентация к уроку
Художественные материалы: гуашь, бумага для упражнений, кисти синтетика плоская № 4-7, круглая №3, салфетки, баночки с водой.
План урока
1.Приветствие.
2. Проверка готовности учащихся к уроку.
3.Организационный момент.
4.Тема, постановка целей урока.
5.Изучение нового материала.
6.Постановка художественной задачи по выполнению росписи.
7.Практическая работа.
8.Рефлексия.
9.Подведение итогов и защита работы.
Ход урока
Добрый день 5 класс
Мне приятно видеть вас
Встаньте ровно, подтянитесь
И друг, другу улыбнитесь
Молодцы, теперь садитесь…
Учитель:
- Ребята, а над какой темой мы работали всю четверть?
-Связано ли наше сказочное оформление с этой темой?
Уч-ся:
-Народные промыслы.
Учитель:
- А вы хорошо помните эти промыслы?
- Вы готовы повторить знания, полученные на предыдущих уроках.?
Задание 1
1.Работа по карточкам - «Тест»
«Древние корни народного искусства»-2 уч-ся
Тест№1
1. Как называются знаки, обозначающие воду, солнце, землю и т. д.:
а) водные знаки; б) солярные знаки.
2. Как называются постройки из дерева:
а,) зодчество; б,) архитектура.
3. Орудие для ручного прядения
а) прялка; б) иголка.
Тест№2
4. Ей украшали рубахи вокруг ворота, по рукавам, по подолу:
а) роспись; б) вышивка
5. Как называется главный угол в избе:
а) красный,. б,) синий.
6. Где находились лавки в избе:
а) вокруг стола, б) вдоль стен.
Задание2
Фронтальная беседа по вопросам:
Тема «Древние образы в народных игрушках»
1.Из какого материала изготавливается дымковская игрушка:
а) пластилин; б) глина, в)дерево.
2. Особенности узоров дымковской игрушки:
а) круг; б) квадрат, в)елочка.
3. Особенности филимоновской игрушки:
а) круг; б) полосы, в)крест.
4. Как называется посуда из глины:
а) хрусталь; б)пластик, в)керамика.
5.Поднос расписанный цветами:
а) жостовский; б)дымковский, в)каргапольский.
Учитель: -Ребята, а как вы думаете, все ли мы промыслы изучили?
- Внимание на экран!
Выход на тему урока.
Учитель:
- найдите в сетке название промысла, о котором пойдет сегодня
речь.
Розы, листья, птицы.
Г | Г | О |
Л | Ж | Ш |
И | Е | Н |
Н | Л | И |
А | Ь | К |
Увидев вас впервые,
Каждый удивится.
Чудо на фарфоре –
Синяя купель.
Это называется
Просто роспись… (Гжель.)
Учитель:
Так какая же тема нашего урока будет?
тема: «Гжель».
Учитель:
- А, что мы знаем о гжели? (Дети дают ответ)
-Что бы вы хотели узнать о Гжели?
Чему мы должны сегодня научиться?
-Познакомиться с искусством
Узнать о Гжели
Учитель:
- Гжельская роспись – это древнее, традиционно русское искусство, истоки которого зародились в русской глубинке более 670 лет назад.
«Нежно-голубое чудо – сказочная гжель» - так ласково называли люди на Руси – всем полюбившуюся, удивительно украшенную керамику из белоснежной глины.
-Правда, очень красиво!?
Одной из причин развития именно этого промысла послужила качественная гжельская глина.
-Кто может сказать, на каком материале выполняют роспись мастера Гжели?
Роспись часто дополнялась скульптурными изображениями людей, животных, птиц
-А какие цвета используют художники?
-(Синий)
Особенностью Гжельской росписи является использование 3 основных цветов: белого, составляющего фон изделия, синего и голубого, которыми выполняется сам рисунок (художники берут на кисть только 1 цвет -синий
-Какие бывают изделия?
- Это разнообразная посуда: кувшины, кумганы, блюда, молочники, масленки, чашки, вазы, солонки, тарелки, фигурки людей, птиц, животных…
-Вытачивают модели, в формы заливают гипс, гипс затвердевает, изделия обжигают, художники расписывают их вручную.
Об особенностях этого промысла и о приемах росписи
Просмотр презентации «Элементы росписи гжели»
Учитель:
- какие элементы используют народные мастера?
Учиники:
(Линии, сеточки, усики, мазок с тенями…)
Выполнение упражнений
Отработка элементов росписи, помощь затрудняющимся
Выполнение разных линий, сеточек, усиков, завитков, цветов, листиков. Мазок-пятно дополняет тонкая решительная линия: прямая, волнистая, спиралевидная, округлая.
Мазок с тенями выполняем следующим образом: набираем на кисть густую синюю краску, проводим мазок необходимой формы и чистой влажной кистью добиваемся растяжки тона к более светлом.
Учитель:
-вам понятна тема и цели? Вот теперь мы можем приступить к достижению целей и задач, которые вы запланировали для себя
2.Практическая работа.
Украшаем посуду ( заранее подготовленные шаблоны, чайный сервиз)
- вам необходимо придумать и нарисовать узоры, применив элементы гжельской росписи.
Во время практической работы - целевые обходы:
1)контроль организации рабочего места;
2)контроль правильности выполнения приемов работы;
3) оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;
4) контроль объема и качества выполненной работы
Рефлексия
Итог урока.
1. Общая оценка работы класса
-Чему Вы научились?
-Кто почувствовали вдохновение?
-Понравился урок?
-Что понравилось?
-В чем затруднялись?
-Где можно использовать свои рисунки? (смотря по оставшемуся времени урока)
-В чём секрет гжельского рисунка? (Секрет гжельского синего мазка в его тональности. В нем постепенный переход от темного к светлому.)
-Как вы думаете, добились ли мы на уроке поставленных целей, Изучили еще один промысел, научились владеть кистевой росписью?
2. Выставка работ учащихся.
Какая работа понравилась и почему?
(ответы учащихся)
Анализ работ
-Я предлагаю оценить свою работу вам так.
Перед вами на доске прикреплён магинитиками рисунок самовара и подноса, вам необходимо прикрепить ваши работы рядом.
Если вы считаете, что у вас все получается и вы довольны своей работой, прикрепите свои работы к самовару. Если вы считаете, что испытываете затруднение при работе с этой темой, прикрепите к подносу Ну, а если совсем вам трудно было работать прикрепите работы внизу.
-И неважно ребята, где бы не висели ваши работы, вы были замечательными сегодня художниками!
3. Уборка рабочих мест.
Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока изобразительного искусства в 5 классе по теме: «Искусство Гжели» (по программе Б.М.Неменского).
В методической разработке урока изобразительного искусства в 5 классе по теме: «Искусство Гжели» (по программе Б.М.Неменского) представлены цели и задачи урока, результаты по ФГОС – личностные, метапр...
Методическая разработка урока изобразительно искусства Тема. «Народные промыслы. Искусство Гжели» 5 класс
Методическая разработка урока изобразительно искусстваТема. «Народные промыслы. Искусство Гжели»5 класс...
Урок изобразительного искусства на тему "Искусство народов Востока"
Данная презентация поможет лучше ознакомить учащихся с творчеством народов Востока. Важно, чтобы у учащихся сформировалось понимание как, почему, чем отличается искусство разных народов....
Методическая разработка урока изобразительного искусства в 5 классе по теме «Искусство Гжели» (по программе Б.М. Неменского)
Урок продолжает цикл уроков 2 четверти «Связь времен в народном искусстве». В методической разработке урока изобразительного искусства в 5 классе по теме: «Искусство Гжели» (по программе Б.М.Нем...
Урок изобразительного искусства на тему: «Искусство Жостово. Истоки и современное развитие промысла»
Тема урока: Искусство Жостово. Истоки и современное развитие промыслаЦель: Формирование художественной культуры учащихся через знакомство с жостовской росписьюСсылка для просмотра урока: https://...
Методическая разработка Проведение контрольной работы по предмету История изобразительного искусства по теме «Искусство Древнего Египта» в первом классе при реализации дополнительной общеразвивающей программы в области изобразительного искусства «
Данная методическая разработка создана для проведения в рамках текущей аттестации контрольного урока по учебному предмету «История изобразительного искусства&r...
Урок по изобразительному искусству на тему: «Искусство Гжели. Истоки и современное развитие».
Ознакомление учащихся с искусством гжели, истоками и современным развитием промысла, особенностями гжельской росписи, гжельской керамической продукцией её многообразием....