Разработка открытого урока в 6 классе «Цвет в натюрморте»
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 6 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Правдовская школа Первомайского района Республики Крым»
Разработка открытого урока
на тему «Цвет в натюрморте».
Подготовила:
учитель ИЗО,
МБОУ Правдовская школа
Асанова Гульзар Алиевна
с.Правда, 2021г.
Тема: « Цвет в натюрморте»
Вид деятельности: рисование с натуры – живопись в цвете.
Цели:
- образовательные: познакомить учащихся с многообразием форм изображения мира вещей в истории искусства ; расширить знания учащихся о жанре натюрморта , об особенностях натюрморта в живописи; учить изображать различные предметы;
- воспитательные: эстетическое восприятие окружающего мира;
- развивающая: развить приемы работы красками, фантазию.
Планируемые результаты:
- наработают умение показать красоту и поэтичность предметов;
- научаться располагать предметы в определенной композиции;
- научаться развивать живописные и композиционные навыки:
-узнают о роли цвета в натюрморте, как выразительном средстве
- научаться выражать цветом в композиции натюрморта заданное эмоциональное состояние, настроение;
-овладеют простыми навыками создания изобразительной композиции в технике монотопии;
-приобретут представление о новом понимании выразительных возможностей цвета в изобразительном искусстве XIX-XX вв.
Оборудование урока:
пособия «Этапы рисования композиции из нескольких предметов»; Виллем Калф «Десерт»; К.А.Коровин «Натюрморт»; Мишель де Буйон «Овощная лавка»; Ян Фейт «Охотничьи трофеи»; Фрасуа Депорт «Плоды»; И.Т.Хруцкий «Натюрморт»; И.Э.Габарь «Яблоки»; О.В.Розанова «Натюрморт»; И.И.Машков «Натюрморт»; А.Я.Головин «Розы и фарфор».
План урока:
1.Приветствие.
2. Проверка готовности учащихся к уроку.
3.Организационный момент.
4.Тема, постановка целей урока.
5.Изучение нового материала.
6.Постановка художественной задачи по выполнению натюрморта.
7.Практическая работа.
8.Рефлексия.
9.Подведение итогов и защита работы.
Ход урока
I. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Садитесь.
Проверка готовности уч-ся к уроку.
- Давайте улыбнёмся друг другу и подарим хорошее настроение на весь урок.
2. Формулирование темы, целей урока.
--Отгадайте загадку:
Если видишь на картин
Чашку кофе на столе
Или квас в большом кувшине,
Или вазу в хрустале,
Или бронзовую вазу, или грушу, или торт,
Или все предметы сразу,
Знай, что это… (натюрморт).
--Чему будет посвящён наш урок?
-- Правильно. Новая это для вас тема или вы уже знакомы с этим жанром?
-- На предыдущем уроке вы познакомились с понятиями натюрморт в графике, свет и тень в натюрморте.
-- Сегодня на уроке мы поговорим о роли цвета в натюрморте.
-- Давайте вместе с вами попробуем сформулировать цели нашего урока, задачи для каждого из вас.
ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
Сообщение теоретических сведений.
- Что же такое натюрморт?
(Жанр ИЗО, в котором изображаются предметы неживой природы, размещенные в единой среде.. Это может быть 1 или несколько предметов.)
– Давайте с вами вспомним, как переводится слово натюрморт?
– «Мертвая природа» или «тихая жизнь» Слайд 1
Учитель.
-Натюрморт (франц. nature morte, буквально – мертвая природа) – жанр в изобразительном искусстве (гл. обр. в живописи), посвященный изображению неодушевленных предметов. В натюрморте изображаются обычно цветы, плоды, битая дичь, накрытые столы, различные предметы обихода т.д.
Натюрморт возник в древнем мире (древнеегипетские фрески и рельефы, древнеримские мозаики фрески др.) Самостоятельное значение натюрморт приобрел в Китае с 7в., особенно высокого развития достиг в 10 – 13 вв.(художники Чжао Чан, Цуй Бо и др.) .
В европейском искусстве в 17 в. Натюрморт выделился в отдельный жанр, достигнув совершенства в передачи многообразия предметов материального мира, утверждая эстетическую ценность простых, обыденных вещей, окружающих человека в быту.
В русском искусстве натюрморт появился в 18 в.
Время расцвета этого жанра – конец 19-начало 20 в. Это прежде всего импрессионистические работы И.А.Коровина и И.Э.Грабаря (1871 -1980).
Яркие, пронизывающие светом и полнотой мироощущения натюрморты создали художники И.Машков, А.Куприн и др., соединяя элементы четкого реалистичного изображения с новыми художественными приемами новых школ (кубизма, футуризма, экспрессионизма).
– Что чаще всего изображали в натюрмортах?
( Цветы, фрукты, овощи, мясо, дичь, предметы быта, атрибуты).
Ученик читает стихотворение :
На скатерти домашней хлеб румянится,
И солнце жадно к караваю тянется,
Хлеб пышет свежестью, печным теплом,
Распространяя аромат кругом.
Тарелки деревянные точеные
Блестят боками расписными золочеными.
Стоит букетик полевых цветов
И ваза, полная плодов.
- Так что же ещё может изображаться в натюрмортах?
Правильно. Помимо неодушевлённых предметов на картине также могут быть изображены объекты живой природы, например рыба на столе, дичь, цветы в букете.
Игровой элемент.
Учитель:
- у доски лежат иллюстрации с изображением нескольких жанров: портрет, пейзаж, декоративно – прикладного искусства и тд. Ученику, который выйдет к доске необходимо выбрать только иллюстрации с изображением натюрмортного жанра. Выбранные варианты репродукций прицепить магнитиками на доске
2. РАБОТА ПО ЗРИТЕЛЬНОМУ РЯДУ.
- Давайте рассмотрим натюрморты известных художников и постараемся определить, какие переживания, чувства, настроение передавали художники при помощи цвета. Почему вы так думаете?
Если у учащихся это задание вызвало затруднения, то открываю за доской написанные чувства и предлагаю выбрать то, что подходит к картине).
Нежность мечтательность тепло, душевность
Радость доброта грусть, ощущение хрупкости жизни
Тревога восхищение восторг, чувственность
Таинственность праздничность
- А теперь посмотрите, как в своих натюрмортах ученики передают настроение, чувства.
( На доске работы учащихся).
VI. Физкультминутка.
Упражнение для рук:
1. Массируйте, начиная с кончиков пальцев к ладоням так, как будто вы надеваете узкую перчатку.
2. Сожмите в кулак, а затем с силой, напрягая каждый палец, растопырьте их.
3. Расслабив кисти рук потрясите ими.
Постановка художественной задачи по выполнению натюрморта.
Сегодня на уроке вы выполните изображение натюрморта. Как вы помните, работа над натюрмортом начинается с решения: о чем этот натюрморт расскажет, из каких предметов он будет состоять, какие навеет настроения (праздничный или грустный, таинственный или торжественный, утренний или вечерний).
-- Постарайтесь определёнными цветами выразить своё эмоциональное состояние. Как можно ярче отразить характер предметов.
Какие тебе для этого нужны краски? Какой цвет будет определяющим – яркий теплый, или мягкий красный, или глубокий синий, или… ? Изобрази этим цветом главный предмет в твоем натюрморте, определив ему место на листе. Подумай, какими будут остальные предметы и фон.
Компоновка предметов должна быть тщательно продумана. Далее делается рисунок, в котором не только отражается форма рисуемых предметов, но и показывается направление светотени, темные и светлые места, и только после этого работаете с красками.
Устный опрос, анализ предложенной композиции
- Что такое конструкция предмета? (Строение.)
- Что такое пропорции предметов и группы (натюрморта) в целом? (Соотношение величин частей, целого предмета и его части.)
- Что такое перспектива? (Это правила и закономерности изображения предметов, объектов в пространстве.)
- Чем отличается рисование по памяти от рисования с натуры?
- Какую форму конструкции имеют предметы в натюрморте?
- С помощью каких художественных средств можно передать объем предметов в рисунке? (Перспектива, светотень, штрих, пятна, а в живописи – мазок.)
- Что общего у шара и яблока? Цилиндра и бидона? Призмы и коробки? (Форма.)
- С чего начинаем рисунок? (Расположим лист вертикально или горизонтально, Наметим высоту и ширину всего натюрморта и отдельных предметов.)
Учитель подчеркивает, что работа над рисунком натюрморта представляет собой последовательное решение связанных между собой этапов.
1. Композиция, то есть грамотное размещение предметов на листе. Построение формы предметов . Передача пропорций, соотношений по высоте, ширине, соразмерности предметов, расположению их к зрителю (ближе – дальше). Перспективные сокращения.
2. Первоначальная передача цвета. Применять художественную линию (разным нажимом) для расположения предмета в пространстве.
3. Подробная проработка рисунка. Использовать ослабление и усиление цвета, работа «по - сырому», «лессировки», работа с палитрой.
Практическая работа.
Звучит тихая музыка – мелодия №3).
Задание.
Выполните красками натюрморт, составленный из плоских предметов.
Во время практической работы учитель делает целевые обходы:
1. контроль организации рабочего места;
2. контроль правильности выполнения приемов работы;
3. оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;
4. контроль объема и качества выполнения работы.
IX. Итог работы.
Заключительное слово.
Рефлексия
Учитель Над каким изображениями на картинах вы сегодня работали?
Ученики. Над натюрмортом.
Учитель. Что представляет собой эта картина?
Ученики. Картина с изображением предметов неживой природы.
Учитель. Действительно, в натюрморте мы никогда не увидим изображения человека. И все - таки натюрморт может многое рассказать зрителю, пробудить радость или грусть, Надо быть большим мастером, чтобы живо, точно написать «неживую природу» , показать все ее особенности и точности.
Иоганн Вольфганг Гете писал: «Цвета действуют на душу: они могут вызывать чувства, пробуждать эмоции и мысли, которые нас успокаивают или волнуют, печалят ли радуют»
. Попробуйте подтвердить эти слова своими рисунками: как ваше изобразительное искусство, созданное сегодня, «действует на душу»? Покажите свои работы, проанализируйте изображенное на них, полагаясь на правила выполнения натюрморта.
Радуют ли печалят использованные в них цвета?
Учитель вызывает к доске учеников с лучшими работами и производится анализ рисунков с указанием достоинств и недостатков.
Домашнее задание: подобрать иллюстрации с изображением натюрмортов, рассказать об их авторах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка открытого урока по классу фортепиано «Работа над полифонией в старших классах»
Трёхголосное полифоническое произведение. И.С. Бах Фуга С-dur....
Разработка открытого урока 5 класс "Форматирование текста"
Техналогическая карта урока Презентация к уроку...
Методическая разработка открытого урока 8 класс.
Методическая разработка открытого урока 8 класс....
Разработка открытого урока 3 класс по теме "Christmas is coming"
Разработка урока предназначена для использования на итоговом уроке по теме "Рождество", учебник М. З. Биболетова...
Разработка открытого урока в классе фортепиано на тему "Работа над музыкальным образом"
Технологическая карта и конспект открытого урока в классе фортепиано с презентацией.Тема урока:_ «Работа над музыкальным образом в классе фортепиано»Цель урока: Формирование представлений ...
Разработка открытого урока 9 класс "Системы счисления"
Разработка открытого урока 9 класс "Системы счисления"...