Конспект интегрированного урока Русские народные праздники, обряды
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс)

Заболотная Валентина Васильевна

Конспект интегрированного уроа по изобразительному искусству и музыке с применение исследовательской работы учащихся, с музыкальным  сопровождением фольклорной группы учащихся пятых классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение «Ракитянская средняя общеобразовательная школа №2 имени А.И.Цыбулева»

Тема урока:

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ОБРЯДЫ, ОБЫЧАИ, ПРАЗДНИКИ.

Учитель изобразительного искусства

Заболотная Валентина Васильевна

Учитель музыки

Польская Виктория Алексеевна

                                                                                                                 2017 год

                                                                                                                           Ход урока

                   

 1 этап. Организационный момент           2 мин            1 МУЗЫКА  (Слайд 1)

Учитель изо и музыки:

- Здравствуйте ребята!

Учитель изобразительного искусства:

– Ребята, а вы заметили, что урок мы сегодня будем вести вдвоем!

Учитель музыки:

-Вы обратили внимание на то, что наш кабинет сегодня необычно оформлен и класс расположился по группам.      

Учитель изобразительного искусства:

- У вас на столе лежат  кроссворды с вопросом к каждому участнику, попробуйте разгадать их. В каждой группе, при разгадывании кроссворда выявится ключевое слово. Как только все группы справятся с заданием, мы сможем   определим тему нашего урока. Итак, приступаем  к творческому заданию.

2 МУЗЫКА  (разгадывание кроссвордов - 3 мин.)

Учитель изобразительного искусства:

-Ребята, какое ключевое слово получилось у каждой команды? :

  У 1 группы? (обычаи)                       У второй? (обряды),                                 У третьей? (праздники)

Учитель изобразительного искусства:

-Все верно. Сформулируйте тему нашего урока.

           

Дети:  Тема нашего урока: «Русские народные обряды, обычаи, праздники» (Слайд 2)

Учитель изобразительного искусства:

- Оцените себя на этом этапе в листке самоконтроля.

       

 2. Этап    Постановка цели и задач урока.

Учитель изобразительного искусства:

Закрыты  в  нашу память на века

И даты, и события и лица.

А память, как колодец - глубока,

Попробуй заглянуть – наверняка

Лицо - и то неясно отразится

Учитель музыки: - Посмотрите, пожалуйста,  еще раз на тему.   С чем мы должны познакомиться?        

 Дети: С народными праздниками, обычаями, обрядами.

  (Слайд 4)

Учитель изобразительного искусства:

- Что мы должны вспомнить?  (Слайд 5)

Дети:  Вспомнить Убранство избы, предметы быта крестьян, русскую народную вышивку, русский народный костюм.

Задачи: (Слайд 6)

- Повторить пройденный материал

- познакомиться с народными праздниками, обрядами, обычаями

 

         3 Этап  Актуализация знаний   ( Обобщение пройденного материала)

Учитель изобразительного искусства:

- Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие в прошлое, перенесемся в те далекие года, когда люди жили в деревянных избах и ездили на лошадях.    Ребята, а что вы  уже узнали об этом?

- Каждая группа  готовила свое мини-исследование.  Во время презентации каждого задания вам предлагается  заполнить таблицу. Впишите в определенную колонку новые для вас названия и слова.

- И так, начинает 1 группа…  ( В это время все дети  записывают  новые термины  и названия в табличку)

   ПРЕЗЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ     (сообщение по 3 мин)

 1гр. «Внутренний мир русской избы» 

 2 гр. «Предметы народного быта» 

 3 гр. «Народные праздники, обряды и обычаи» 

Учитель изобразительного искусства:

 -Дети, проверьте, какие слова вы внесли в таблицу и дополните. Оцените свою работу в листах самоконтроля (слайд 7 для самопроверки с таблицей)

 4 Этап        Знакомство с новым материалом

Учитель музыки:   

- Русский народ издавна любил праздники. Ведь Праздник — это яркое зрелище, нарядные одежды, песни, танцы, театрализованные представления. Каждый праздник — приурочен к годовому циклу. Это определенный итог, подводимый крестьянами  или после очередного нелегкого трудового периода — сбора урожая,  или подготовке к новому будущему урожаю – изготовления сохи, бороны, а также изготовления  большого запаса утвари: посуды, корзин, тканых изделий.

Учитель музыки: 

-Ребята, а какие народные праздники вам известны?      

Дети: Рождество, Масленица, Красная горка, Троица, Егорьев день

Учитель музыки: 

-Да, ребята, и каждый праздник сопровождали определённые песни и  обряды. Давайте назовём примеры таких обрядов и песен.

             Ответы детей: 

 Дети:  - На «Сороки» пекут булочки в виде птичек и поют.

Пример: Ой кулики-жулики

               Летите зза моря…

Дети:  На Святки поются колядки и совершается обряд засеваниия и колядования.

Учитель музыки:  Давайте проиллюстрируем пример колядки.

Пример: Приходила коляда,

              Накануне Рождества…

Дети: .  На Масленицу пекут блины и водят хороводы и поют Масленичные песни.

Пример Масленичной песни – Ой Масляная любая моя, кабы тебе семь недель…

Дети:  На Троицу делаю арепей, и кстят кукушку        

Пример: « Черёма, черёмушка-кусток»

Дети:  А ещё поют песни покосные, потому что к Троице травы соком наливаются, и приходит пора сенокосов.

Пример: «Трава моя травушка»

Учитель музыки: 

-Ребята, а вспомните, из уроков музыки, на каком празднике использовался такой предмет быта как рушник?

Дети:    На Красную горку, под рушник  водят ширинки.

Учитель музыки: А давайте покажем фрагмент вождения ширинок.

Пример:  «Вот у нас на улице»

Учитель  музыки:   Дети, мы сегодня уже много сказали о предметах старинного быта крестьян, скажите, пожалуйста, а предметы быта использовались только по определенному назначению?

Дети: Эти предметы не только использовались  в быту, как, например, в прибаутках и потешках, но некоторые из них применялись  для украшения песен на праздничных семейных и уличных гуляниях, как ритмическое и музыкальное сопровождение,  особенно в плясовых песнях.

Учитель  музыки: Верно! Назовите,  какие предметы могли  использоваться?

Дети: - рубель, ложки, трещотки, коса, чугунок, ведро, грабли, полено, стиральная доска и т.д.

Учитель  музыки: 

-А давайте мы представим, что мы на широкой, раздольной улице и попробуем   украсить весёлую плясовую песню теми бытовыми предметами-инструментами, которые у нас имеются сегодня на уроке. Ребята, берите инструменты.

                                            (Учитель читает четверостишье,  дети берут инструменты.)

Русь деревянная - края дорогие,

Здесь издавна русские люди живут.

Они прославляют просторы родные.

Раздольные русские песни поют.

                                                      Звучит инструментальный номер  «Пойду я в зелёный сад».

Учитель  музыки: Ну и какой же праздник без частушки?  (Звучат частушки)

Учитель музыки:   - Ребята, вам понравилось путешествовать по старине?

Учитель изобразительного искусства:

 ( Слайд 10)

- Давайте еще раз прочитаем цель урока! Мы достигли цели?                 (Ответы детей)

-Оцените себя отметкой в листе самоконтроля               

     4 Этап  Рефлексия (подведение итогов занятия)

Учитель изобразительного искусства:

-Наш урок подходит к концу. Мы добились поставленных целей, прикоснулись к старине, и, теперь хотелось бы узнать ваше впечатление от пройденного материала и от сегодняшнего урока. Давайте создадим орнамент на наши «Рушники - настроения». Каждая группа собирает узор из представленных фрагментов орнамента. 3. МУЗЫКА 

Учитель изобразительного искусства:

-Ребята, посмотрите  на наши  рушники настроения! Какие яркие и интересные у нас получились узоры. Стало понятно, что всем понравилась пройденная тема. И в конце урока мы предлагаем вам в листе самоконтроля вывести общую оценку. (ВКЛЮЧАЕМ МУЗЫКУ)

Учитель музыки: Продолжайте интересоваться стариной и пополнять свои знания, ведь это  история  нашего народа. Нам с вами тоже было очень интересно!

Урок наш окончен! Спасибо  за  вашу активную работу

Учитель изобразительного искусства:

 -и выполнение творческих заданий.

Учитель изо и музыки: До новой встречи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Русские народные праздники. Святки"

Презентация к уроку "Русские народные праздники. Святки"....

Конспект интегрированного урока русского языка и литературы для 6 класса "Понятие об имени сущестительном, или знакомство с творчеством А.Костюнина"

Урок углубляет знания учащихся об имени существительном, знакомит с группами существительных по значению, с творчеством современного писателя А.Костюнина на примере рассказа "Сострадание", учит добру ...

Конспект интегрированного урока русского и английского языка во 2 классе по теме: "Заимствованные слова. Англицизмы".

Данный конспект подготовлен для проведения интегрированного урока русского и английского языка во 2 классе по теме "Заимствованные слова. Англицизмы"....

Конспект интегрированного урока изо , музыка "Народный праздник - Пасха".

Конспект интегрированного урока (изо, музыка) для учащихся начальной школы по теме "Народный праздник - пасха". Учащиеся на уроке узнают о празднике, играют в игры. Знакомятся с росписью пасхальных яи...

Конспект интегрированного урока русского языка в разновозрастной группе учащихся 5-6 классов «Правописание корней с чередующимися гласными о-а»

Интегрированный урок проводится в разновозрастной группе учащихся (5-6 классы). Для учащихся 5 класса это урок получения новых знаний. В процессе урока они имеют возможность обратиться за помощью не т...

конспект интегрированного урока русского языка и литературы

Конспект интегрированного урока. Тема «Обращение. Распространенное обращение. Выделительные знаки препинания при обращении»...

Конспект интегрированного урока русского языка и литературы

Интегрированный урок русского языка и литературыТема: «Листая страницы вновь…» (Сложное предложение в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»)...