Конспект интегрированного урока Русские народные праздники, обряды
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс)
Конспект интегрированного уроа по изобразительному искусству и музыке с применение исследовательской работы учащихся, с музыкальным сопровождением фольклорной группы учащихся пятых классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_integrirovannogo_uroka_russkie_narodnye_prazdniki_obryady.docx | 23.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение «Ракитянская средняя общеобразовательная школа №2 имени А.И.Цыбулева»
Тема урока:
РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ОБРЯДЫ, ОБЫЧАИ, ПРАЗДНИКИ.
Учитель изобразительного искусства
Заболотная Валентина Васильевна
Учитель музыки
Польская Виктория Алексеевна
2017 год
Ход урока
1 этап. Организационный момент 2 мин 1 МУЗЫКА (Слайд 1)
Учитель изо и музыки:
- Здравствуйте ребята!
Учитель изобразительного искусства:
– Ребята, а вы заметили, что урок мы сегодня будем вести вдвоем!
Учитель музыки:
-Вы обратили внимание на то, что наш кабинет сегодня необычно оформлен и класс расположился по группам.
Учитель изобразительного искусства:
- У вас на столе лежат кроссворды с вопросом к каждому участнику, попробуйте разгадать их. В каждой группе, при разгадывании кроссворда выявится ключевое слово. Как только все группы справятся с заданием, мы сможем определим тему нашего урока. Итак, приступаем к творческому заданию.
2 МУЗЫКА (разгадывание кроссвордов - 3 мин.)
Учитель изобразительного искусства:
-Ребята, какое ключевое слово получилось у каждой команды? :
У 1 группы? (обычаи) У второй? (обряды), У третьей? (праздники)
Учитель изобразительного искусства:
-Все верно. Сформулируйте тему нашего урока.
Дети: Тема нашего урока: «Русские народные обряды, обычаи, праздники» (Слайд 2)
Учитель изобразительного искусства:
- Оцените себя на этом этапе в листке самоконтроля.
2. Этап Постановка цели и задач урока.
Учитель изобразительного искусства:
Закрыты в нашу память на века
И даты, и события и лица.
А память, как колодец - глубока,
Попробуй заглянуть – наверняка
Лицо - и то неясно отразится
Учитель музыки: - Посмотрите, пожалуйста, еще раз на тему. С чем мы должны познакомиться?
Дети: С народными праздниками, обычаями, обрядами.
(Слайд 4)
Учитель изобразительного искусства:
- Что мы должны вспомнить? (Слайд 5)
Дети: Вспомнить Убранство избы, предметы быта крестьян, русскую народную вышивку, русский народный костюм.
Задачи: (Слайд 6)
- Повторить пройденный материал
- познакомиться с народными праздниками, обрядами, обычаями
3 Этап Актуализация знаний ( Обобщение пройденного материала)
Учитель изобразительного искусства:
- Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие в прошлое, перенесемся в те далекие года, когда люди жили в деревянных избах и ездили на лошадях. Ребята, а что вы уже узнали об этом?
- Каждая группа готовила свое мини-исследование. Во время презентации каждого задания вам предлагается заполнить таблицу. Впишите в определенную колонку новые для вас названия и слова.
- И так, начинает 1 группа… ( В это время все дети записывают новые термины и названия в табличку)
ПРЕЗЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ (сообщение по 3 мин)
1гр. «Внутренний мир русской избы»
2 гр. «Предметы народного быта»
3 гр. «Народные праздники, обряды и обычаи»
Учитель изобразительного искусства:
-Дети, проверьте, какие слова вы внесли в таблицу и дополните. Оцените свою работу в листах самоконтроля (слайд 7 для самопроверки с таблицей)
4 Этап Знакомство с новым материалом
Учитель музыки:
- Русский народ издавна любил праздники. Ведь Праздник — это яркое зрелище, нарядные одежды, песни, танцы, театрализованные представления. Каждый праздник — приурочен к годовому циклу. Это определенный итог, подводимый крестьянами или после очередного нелегкого трудового периода — сбора урожая, или подготовке к новому будущему урожаю – изготовления сохи, бороны, а также изготовления большого запаса утвари: посуды, корзин, тканых изделий.
Учитель музыки:
-Ребята, а какие народные праздники вам известны?
Дети: Рождество, Масленица, Красная горка, Троица, Егорьев день
Учитель музыки:
-Да, ребята, и каждый праздник сопровождали определённые песни и обряды. Давайте назовём примеры таких обрядов и песен.
Ответы детей:
Дети: - На «Сороки» пекут булочки в виде птичек и поют.
Пример: Ой кулики-жулики
Летите зза моря…
Дети: На Святки поются колядки и совершается обряд засеваниия и колядования.
Учитель музыки: Давайте проиллюстрируем пример колядки.
Пример: Приходила коляда,
Накануне Рождества…
Дети: . На Масленицу пекут блины и водят хороводы и поют Масленичные песни.
Пример Масленичной песни – Ой Масляная любая моя, кабы тебе семь недель…
Дети: На Троицу делаю арепей, и кстят кукушку
Пример: « Черёма, черёмушка-кусток»
Дети: А ещё поют песни покосные, потому что к Троице травы соком наливаются, и приходит пора сенокосов.
Пример: «Трава моя травушка»
Учитель музыки:
-Ребята, а вспомните, из уроков музыки, на каком празднике использовался такой предмет быта как рушник?
Дети: На Красную горку, под рушник водят ширинки.
Учитель музыки: А давайте покажем фрагмент вождения ширинок.
Пример: «Вот у нас на улице»
Учитель музыки: Дети, мы сегодня уже много сказали о предметах старинного быта крестьян, скажите, пожалуйста, а предметы быта использовались только по определенному назначению?
Дети: Эти предметы не только использовались в быту, как, например, в прибаутках и потешках, но некоторые из них применялись для украшения песен на праздничных семейных и уличных гуляниях, как ритмическое и музыкальное сопровождение, особенно в плясовых песнях.
Учитель музыки: Верно! Назовите, какие предметы могли использоваться?
Дети: - рубель, ложки, трещотки, коса, чугунок, ведро, грабли, полено, стиральная доска и т.д.
Учитель музыки:
-А давайте мы представим, что мы на широкой, раздольной улице и попробуем украсить весёлую плясовую песню теми бытовыми предметами-инструментами, которые у нас имеются сегодня на уроке. Ребята, берите инструменты.
(Учитель читает четверостишье, дети берут инструменты.)
Русь деревянная - края дорогие,
Здесь издавна русские люди живут.
Они прославляют просторы родные.
Раздольные русские песни поют.
Звучит инструментальный номер «Пойду я в зелёный сад».
Учитель музыки: Ну и какой же праздник без частушки? (Звучат частушки)
Учитель музыки: - Ребята, вам понравилось путешествовать по старине?
Учитель изобразительного искусства:
( Слайд 10)
- Давайте еще раз прочитаем цель урока! Мы достигли цели? (Ответы детей)
-Оцените себя отметкой в листе самоконтроля
4 Этап Рефлексия (подведение итогов занятия)
Учитель изобразительного искусства:
-Наш урок подходит к концу. Мы добились поставленных целей, прикоснулись к старине, и, теперь хотелось бы узнать ваше впечатление от пройденного материала и от сегодняшнего урока. Давайте создадим орнамент на наши «Рушники - настроения». Каждая группа собирает узор из представленных фрагментов орнамента. 3. МУЗЫКА
Учитель изобразительного искусства:
-Ребята, посмотрите на наши рушники настроения! Какие яркие и интересные у нас получились узоры. Стало понятно, что всем понравилась пройденная тема. И в конце урока мы предлагаем вам в листе самоконтроля вывести общую оценку. (ВКЛЮЧАЕМ МУЗЫКУ)
Учитель музыки: Продолжайте интересоваться стариной и пополнять свои знания, ведь это история нашего народа. Нам с вами тоже было очень интересно!
Урок наш окончен! Спасибо за вашу активную работу
Учитель изобразительного искусства:
-и выполнение творческих заданий.
Учитель изо и музыки: До новой встречи!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку "Русские народные праздники. Святки"
Презентация к уроку "Русские народные праздники. Святки"....
Конспект интегрированного урока русского языка и литературы для 6 класса "Понятие об имени сущестительном, или знакомство с творчеством А.Костюнина"
Урок углубляет знания учащихся об имени существительном, знакомит с группами существительных по значению, с творчеством современного писателя А.Костюнина на примере рассказа "Сострадание", учит добру ...
Конспект интегрированного урока русского и английского языка во 2 классе по теме: "Заимствованные слова. Англицизмы".
Данный конспект подготовлен для проведения интегрированного урока русского и английского языка во 2 классе по теме "Заимствованные слова. Англицизмы"....
Конспект интегрированного урока изо , музыка "Народный праздник - Пасха".
Конспект интегрированного урока (изо, музыка) для учащихся начальной школы по теме "Народный праздник - пасха". Учащиеся на уроке узнают о празднике, играют в игры. Знакомятся с росписью пасхальных яи...
Конспект интегрированного урока русского языка в разновозрастной группе учащихся 5-6 классов «Правописание корней с чередующимися гласными о-а»
Интегрированный урок проводится в разновозрастной группе учащихся (5-6 классы). Для учащихся 5 класса это урок получения новых знаний. В процессе урока они имеют возможность обратиться за помощью не т...
конспект интегрированного урока русского языка и литературы
Конспект интегрированного урока. Тема «Обращение. Распространенное обращение. Выделительные знаки препинания при обращении»...
Конспект интегрированного урока русского языка и литературы
Интегрированный урок русского языка и литературыТема: «Листая страницы вновь…» (Сложное предложение в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»)...
- Мне нравится (1)