Статья "Творческие способности и одаренность обучающихся 7 класса"
статья по изобразительному искусству (изо, 7 класс)
Статья о понятии "одаренности", разница между одаренностью и творческими способностями на примере обучающихся 7 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tv_sp_i_od.doc | 22 КБ |
Предварительный просмотр:
Творческие способности и одаренность обучающихся 7 класса
Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких по сравнению с другими людьми, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности.
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Одаренность ребенка часто проявляется в успешности деятельности, имеющей стихийный, самодеятельный характер. Например, ребенок, увлеченный техникой, дома строит свои модели, но к школьной, либо социально организованной внешкольной деятельности (в кружке, секции, студии) его занятие не имеет никакого отношения. Другой ребенок увлеченно сочиняет стихи или рассказы, но не хочет демонстрировать их педагогу. Судить об одаренности ребенка следует не только по его школьной деятельности, но и по его внешкольным делам, а также по инициированным им самим формам деятельности.
Под понятием «творчество» понимают активное самовыражение, которое может осуществляться через какие угодно формы. У ребёнка, творческими способностями называют индивидуальные качества личности, обуславливающие успешность реализации того или иного вида творческой деятельности.
Творческие способности включают в себя комплексное понятие, которое состоит из определенных составляющих:
-умение познавать все новое;
-стремление к познанию;
-активность и живость ума;
-умение в обычных явлениях и привычных вещах находить нестандартное;
-стремление к постоянным открытиям;
-умение применять на практике полученные опыт и знания;
-свобода воображения;
-интуиция и фантазия, в результате которых появляются соответствующие открытия и изобретения.
Развитие творческих способностей детей основывается на совершенствовании имеющихся задатков и навыков. Определить уровень развития творческих способностей у детей можно посредством применения разнообразных методик.
Классификация детской одаренности.
В практике школьного обучения одаренными принято называть детей, которые, по оценке специалистов, в силу выдающихся способностей демонстрируют высокие достижения в одной или нескольких сферах: интеллектуальной, творческой, организаторской, художественной, спортивной и др.
Классификация специальной одаренности детей.
Один и тот же ребенок может проявлять разные типы специальной одаренности. Например, академическую, спортивную и творческую одаренности: одинаково хорошо поет и танцует, на “отлично” успевает по всем школьным дисциплинам. Другими словами, в данном случае можно вести речь о так называемой комплексной одаренности.
Творчески одаренные дети.
Поподробнее остановимся на группе творчески одаренных детей и на тех критериях, которые позволяют говорить о наличии или отсутствии специальной одаренности.
Дети с художественно-эстетической одаренностью имеют ярко выраженные творческие способности, основанные на сочетании высокоразвитого логического и творческого мышления. А так же дети, достигшие успехов в каких-либо областях художественного творчества: музыкантов, поэтов, художников, шахматистов и т.п.
Критерии творческой одаренности:
- Ребенок чрезвычайно пытлив и любознателен, способен с головой уходить в интересующее его занятие: танцы, пение, сценическое искусство, конструирование и т.п.;
- Имеет высокий энергетический уровень (высокую продуктивность или интерес к множеству разных вещей);
- Часто делает все по-своему (независим), особенно в продуктивной деятельности;
- изобретателен в изобразительной деятельности, в играх, в использовании материалов и идей;
- часто высказывает много разных соображений по поводу конкретной ситуации;
- способен по разному подойти к проблеме или к использованию материалов (гибкость);
- способен продуцировать оригинальные идеи или находить оригинальный результат, высоко креативен;
- склонен к завершенности и точности в художественно-прикладных занятиях и играх.
Креативность является одним из важнейших образований, характерных для художественно одаренных детей. Составными частями креативности (по Е.П. Торренсу) являются следующие: особая чувствительность ребенка к проблемам, возникающим в ходе практической деятельности; ощущение неудовлетворенности и недостаточности своих знаний; чувствительность к отсутствующим элементам, к любого рода дисгармонии, несоответствию; догадки, связанные с недостающим для решения, формулирование гипотез; проверка этих гипотез, их модификация и адаптация, а также сообщение результатов.
Изобразительное искусство:
- ребенок проявляет большой интерес к визуальной информации;
- в мельчайших деталях запоминает увиденное;
- проводит много времени за рисованием или лепкой;
- весьма серьезно относится к своим художественным занятиям и получает от них большое удовольствие;
- демонстрирует опережающую свой возраст умелость;
- оригинально использует средства художественной выразительности;
- экспериментирует с использованием традиционных материалов;
- осознанно строит композицию картин или рисунков;
- его произведения включают множество деталей;
- работы оригинальны и отмечены печатью индивидуальности;
- ребенка интересуют не столько лаконичный и законченный творческий продукт, сколько нахождение и выражение человеческих смыслов.
Таким образом, говорить о том, что в 7х классах есть творчески одаренные дети — я не могу.
Но творчески способные — безусловно.
Некоторые дети занимаются в художественной школе и у них хорошо развито чувство формы, цвета, пропорций. Но задание по представлению вызывают сложности. Но есть и те, кому даны эти качества от природы, часто, эти дети имеют успех в изобразительном искусстве, но неудачи в других дисциплинах. Моя задача сделать так, чтобы у всех обучающихся интерес к творчеству не угас: постоянно придумывать для них новые инверсные (актуальные) темы уроков. Осваивать новые понятия и техники в изобразительном искусстве.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анкета "Ребенок: способный или одаренный?
Данное исследование позволит родителям открыть в своем ребенке для себя и окружающих его людей что-то новое. Для того чтобы информация о талантливости ребенка была достаточно полной, родит...
Развитие способностей и одаренности учащихся в модульно-развивающейся системе обучения
Как работать с одаренными детьми: методы, приемы, принципы обучения, формы работы...
Развитие способностей у одаренных детей.
В данной статье представлена необходимость развития способностей креативного мышления у одаренных учащихся....
Создание системы психолого-педагогического сопровождения способных и одаренных детей, склонных к проектной и исследовательской работе.
1. Совершенствование системы выявления и сопровождения одаренных и способных детей для поддержки и оказания психологической помощи.2. Сохранение и укрепления психологического здоровья способных и одар...
Школьная газета как средство социализации и развития творческих способностей одаренных обучающихся
В данной работе представлен краткий отчёт о работе школьной газеты в рамках реализации комплексной модели психолого-педагогического сопровождения одарённых обучающихся через интеграцию урочной и внеур...
"Развитие творческих способностей и одаренности обучающихся через использование "скрытых" возможностей и полезных функций текстового редактора"
Федеральный государственный образовательный стандарт перед каждым педагогом ставит важную задачу: обеспечить развитие способностей каждого ребенка.Обучение одаренных школьников в условиях введения ФГО...
План работы учителя географии по выявлению и развитию способностей одаренных обучающихся.
Определение одаренности ребенка - сложная задача, решаемая как психологическим обследованием, так и опросом родителей, учителей и сверстников о школьной и внешкольной деятельности ребенка...