Школьная газета как средство социализации и развития творческих способностей одаренных обучающихся
проект на тему
В данной работе представлен краткий отчёт о работе школьной газеты в рамках реализации комплексной модели психолого-педагогического сопровождения одарённых обучающихся через интеграцию урочной и внеурочной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
solnechnye_vesti.docx | 20.17 КБ |
Предварительный просмотр:
ШКОЛЬНАЯ ГАЗЕТА
КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ И РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
ОДАРЕННЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Перспективы развития культуры определяются духовным потенциалом молодого поколения. Общество, озабоченное своим будущим, одной из важнейших своих задач видит формирование культуры личности ребенка.
Раскрывать в детях качества, лежащие в основе творческого мышления, сформировывать умение управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций – важное направление педагогической и просветительской деятельности. Творчество перестает быть уделом единиц. Школа должна прореагировать на эти изменяющиеся условия. Развитие творческих способностей учащихся и воспитание активной личности – первостепенная задача современной школы.
Одним из инструментов развития творческих способностей, обучающихся является выпуск школьной газеты, в которой они не только публикуют свои произведения, но и заявляют о своих достижениях, служащих примером для всего коллектива учебного заведения.
Сегодня от учащихся школы требуются не только знания, но и активность, инициативность, способность принимать решения в трудной ситуации. Соответственно, необходимы такие изменения в организации процесса обучения, чтобы школьник мог применять полученные знания.
А поскольку учебный процесс предоставляет мало возможностей для реализации чувства взрослости, то они находят другие возможности для его проявления. Нашей задачей является направить их в нужное русло.
Школьную газету можно сейчас рассматривать как средство создания в школе настоящего крепкого творческого коллектива, как средство формирования общественного мнения, средство воспитания и т.д. Для ребят активных, любознательных школьная газета – это своеобразный катализатор и генератор идей. А содержание школьной газеты – это школьная жизнь в самом широком смысле. Это круг интересов ребят, их забот, поисков, их общие радости и печали, сомнения и открытия, это своеобразная школьная летопись.
Школьная газета - современное средство социализации и формирования творческой личности, активной гражданской позиции, воспитания патриотизма, а также средство повышения интереса к учёбе.
Одним из самых ярких социальных проектов внеурочной деятельности является школьная газета «Солнечные вести».
В 2009 году она была зарегистрирована в Москве (реестр RSPR, 1111). Газета получила название «Солнечные вести», в котором слово «солнечные» имеет два значения. Они связаны с тем, что наша школа находится в посёлке «Солнечный» в Ленинском районе г. Саратова. Кроме того, это слово является эпитетом, т.е., вести светлые, тёплые.
Чтобы издавать газету, нужна редакция. Обозначили функции каждого члена редакции в зависимости от наклонностей и компетенции.
В состав редакции вошли учащиеся 5-11 классов. Все поручения внутри редакции распределили на добровольной основе.
Создатели «Солнечных вестей» ставили перед собой следующие задачи: освещение школьной жизни, воспитание информационной культуры школьников, повышение интереса к учёбе, литературе, русскому языку, развитие интеллекта, творческих, коммуникативных способностей, формирование гуманистического отношения к окружающему миру, приобщение к общечеловеческим ценностям, формирование стремления к здоровому образу жизни, реализация патриотического воспитания, формирование у учащихся толерантного сознания.
Дети успешно осваивают программу Microsoft Publisher, с помощью которой верстается каждый номер газеты, оформляют дизайн газеты. Успешно овладевают возможностями не только векторной графики, но и растровой – готовят изображения для публикации в газете. С этой целью проводятся консультации и уроки по векторной и растровой графике, обучение программам Corel Draw и Adobe Photoshop.
Таким образом, учащиеся не только закрепляют знания, полученные на уроках информатики и информационных технологий, но и активно повышают свой профессиональный уровень в области новых информационных технологий.
Чтобы осуществлять связь классных коллективов с газетой, из всех 5-11-х классов в состав пресс-центра входят дети, интересующиеся журналистикой.
Редколлегия газеты еженедельно проводит собрания. Бывают у нас и выездные заседания. Так, например, мы встречались с редактором журнала «Топ-top» Верой Полонской. Ребята узнали много нового и интересного об издательском деле.
При подготовке каждого номера мы стремимся сориентировать наших корреспондентов на использование материалов различных информационных жанров: заметка, репортаж, отчёт, интервью, которые отличаются оперативностью, наличием в материалах событийного повода, рассмотрением отдельного факта, явления. Этим жанрам мы отводим львиную долю газетной площади.
Школьная газета должна быть актуальной, отражающей события школы. На заседаниях редакционного совета обсуждаются злободневные для учащихся и школы темы, специальные корреспонденты получают задания, делятся своими планами.
Выпускается газета в популярном формате А3. Количество полос определилось опытным путём. Периодичность издания – один раз в месяц. Тираж – 60 экземпляров, чтобы хватило по одному экземпляру в каждый класс, в места общего сбора: библиотеку, учительскую и так далее, на стенды, где смогут прочитать все желающие.
Девизом газеты являются слова: «Наша школа даёт шанс каждому стать звездой». Школьная газета дает учащимся возможность проявить себя, развить свои литературные способности, наблюдательность, дать выход творческой энергии.
Ежегодно редакция газеты принимает участие в муниципальных и всероссийских конкурсах школьных периодических изданий, имеет
многочисленные награды:
Почѐтная грамота администрации муниципального образования «Город Саратов» администрации Ленинского района за победу в номинации «Лучшее оформление школьной газеты» в заочном районном конкурсе школьных печатных изданий «Лучшая школьная газета»,
Благодарность Общественной палаты Саратовской области за
участие в конкурсе школьных газет «Общество и школа: вчера, сегодня,
завтра» в рамках совместного проекта Общественной палаты Саратовской
области и Агентства «Диалог» «Школьная газета как форма проявления
социальной активности школьников»
Ежегодно мы участвуем в городском фестивале-конкурсе школьных периодических изданий «О времени и о себе» в лаборатории «Литературные дебюты». В 2014 году за свои авторские стихотворения Шибалова Полина и Махиянова Виктория были награждены дипломами I и III степени.
За победу в международном конкурсе детского литературного творчества «Родное сердце» в 2014 году ученица 5Б класса Шибалова Полина была награждена дипломом II степени. Ее стихотворение было опубликовано в сборнике стихов и прозы «О маме», в который включены избранные произведения конкурса «Золотое перышко». Этот конкурс был проведен сайтом Сообщества взаимопомощи учителей Pedsovet.su. В конкурсе приняли участие более 500 ребят из России и других стран.
В итоговый сборник стихотворений международного детско-юношеского литературного конкурса «70 стихов о войне и Победе», проводимого Санкт-Петербургским государственным университетом, вошли лучшие работы из почти двух тысяч произведений, присланных со всего мира. В этом сборнике опубликовано и стихотворение победителя данного конкурса – Махияновой Виктории, чьи стихи неоднократно публиковались на страницах школьной газеты в рубрике «Проба пера».
Обогащение личностного опыта подростков идет и через общение со сверстниками из других школ. С 2014 года материалы из «Солнечных вестей» размещаются на сайте Единого портала школьных газет Саратова «Юнкор».
В этом году мы стали участниками фестиваля школьных периодических изданий Факультета журналистики МГУ.
На международной конференции «Образование без границ» в январе 2018 года редактор газеты Калугина Е. А. заняла 1 место с мастер-классом «Мир газеты «Солнечные вести».
Число учеников, желающих опубликовать свои материалы в школьной газете, постоянно растёт, что говорит о возрастающем интересе детской аудитории к проекту «Солнечные вести», их желании проявить и показать себя успешными в столь значимом социальном проекте нашей школы.
Читательская аудитория приросла не только школьниками, но и их родителями. Возросло число читателей электронной версии газеты, которая ежемесячно публикуется на сайте школы http://sar60.ucoz.ru/
Школьная газета, как и остальные СМИ, влияет на процесс усвоения учениками образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний и навыков, позволяющих им успешно функционировать в не только в школе, но и в обществе в целом.
Е. А. Калугина,
учитель русского языка
и литературы
МОУ «СОШ № 60» г. Саратова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дифференцированный подход в обучении русскому языку и литературе как средство выявления и развития творческих способностей учащихся.
Рациональная организация учебной деятельности, нацеленная на достижение высоких результатов, а главное, на развитие способностей каждого ребенка, предполагает дифферецированный подход в обучении. Это...
Новые технологии, как средство мотивации, и развития творческих способностей на уроках русского языка и литературы и внеклассной деятельности
В данной работе показано, как внедрение новых образовательных технологий способствует развитию творческого мышления обучающихся...
Школьная газета как средство социализации обучающихся
Выступление на школьной конференции...
СОЦИАЛИЗАЦИЯ И РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ПОЗНАНИЕ БЫТА, КУЛЬТУРЫ, ТРАДИЦИИ НАРОДОВ НАШЕЙ СТРАНЫ
Проблема воспитания и социализации подрастающего поколения является одной из важнейших для любого общества....
Презентация Проектная деятельность на уроках английского языка и во внеурочной деятельности как средство развития творческих способностей каждого обучающегося, включая одарённых детей
Данная презентация будет полезна не толко учителям английского языка, но и преподавателям других дисциплин....
Практико-ориентированные задания с применением национально-регионального компонента как средство развития творческих способностей у обучающихся на уроках химии.
Применение национально-регионального компонента в обучении химии позволяет увидеть «живую химию», а не сухую бездушную науку. Изучение химии в органической связи с окружающим, ...
Использование современных средств ИКТ для развития творческих способностей обучающихся во внеурочной деятельности по ИЗО.
Использование современных средств ИКТ для развития творческих способностей обучающихся во внеурочной деятельности по ИЗО....