Статья «Обучение детей изобразительному искусству. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа изостудии».
статья по изобразительному искусству (изо)
Важным моментом этой программы является развитие у детей умения видеть, сравнивать, мыслить, выделять и воплощать при помощи художественных материалов образы окружающего мира. Для пробуждения интереса к изобразительной деятельности у детей, развития их творческой активности я использую разнообразные художественные техники - как классические, так и нетрадиционные, например, монотипию и граттаж. Все системы обучения, формирующие творческую деятельность, направлены, в первую очередь, на развитие воображения у детей и на овладение детьми знаниями для возможности создания художественных образов разными способами.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Обучение детей изобразительному искусству является важным фактором в развитии гармоничного человека, полноценной личности. Важным моментом этой программы является развитие у детей умения видеть, сравнивать, мыслить, выделять и воплощать при помощи художественных материалов образы окружающего мира. Для пробуждения интереса к изобразительной деятельности у детей, развития их творческой активности я использую разнообразные художественные техники - как классические, так и нетрадиционные, например, монотипию и граттаж. Все системы обучения, формирующие творческую деятельность, направлены, в первую очередь, на развитие воображения у детей и на овладение детьми знаниями для возможности создания художественных образов разными способами.
Актуальность программы заключается в том, что изобразительная деятельность занимает особое место в развитии и воспитании детей. Содействуя развитию воображения и фантазии, пространственного мышления, колористического восприятия, она способствует раскрытию творческого потенциала личности, вносит вклад в процесс формирования эстетической культуры ребёнка, его эмоциональной отзывчивости. Приобретая практические умения и навыки в области художественного творчества, дети получают возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать желание создавать нечто новое своими силами.
Программа ориентирована на то, чтобы дать детям систематизированные знания по живописи, рисунку, графики и истории изобразительного искусства, что дает основательную базу для изобразительной деятельности и создаёт для обучающихся перспективу их творческого роста, личностного развития.
Программа «ИЗО студия» направлена на обучение детей в возрасте 7-9 лет, проявляющих интерес к художественному творчеству и дизайну.
Создание условий для развития творческих способностей детей средствами изобразительной деятельности и получение художественно-творческого опыта.
Задачи:
Обучающие
- формирование устойчивого интереса к изобразительной деятельности;
- знакомство с различными видами изобразительной деятельности;
- освоение элементарной художественной грамоты и работе с различными художественными материалами.
- знакомство с отдельными произведениями русских художников (Шишкин И.И., Репин И.Е., Билибин И.Я. и др.)
Развивающие
- развитие творческой фантазии, креативного мышления, художественного вкуса;
- развитие внимательности, наблюдательности, логического мышления, точности глазомера;
- развитие графических и живописных навыков и умений;
- развитие моторики мелких мышц рук, речевой и умственной деятельности.
Воспитательные
- воспитание навыков сотрудничества с коллективом, доброжелательности друг к другу;
- воспитание стремления к здоровому образу жизни, творческому труду, бережному отношению к своей культуре.
- воспитание у детей ответственности, самостоятельности, аккуратности;
Условия реализации программы
Условия набора и формирования групп
Набор в объединение осуществляется без конкурса, на основе личного желания и интереса к занятиям. Сроки реализации программы –1 год.
Группы комплектуются: 1 год обучения - 15 человек.
Допускается прием новых учащихся на любом этапе обучения, которые обладают необходимыми знаниями и умениями. Программа может быть адаптирована для детей с особыми возможностями здоровья.
Особенности организации образовательного процесса
Формы и режим занятий
1 год обучения - 2 академических часа в неделю (72 академических часа в год).
Необходимое кадровое и материально-техническое обеспечение программы
Кадровое обеспечение: педагог с соответствующим профилю объединения образованием и опытом работы.
Материально-техническое обеспечение
Для реализации программы необходимы:
- кабинет для занятий на 15 человек
- компьютер с выходом в интернет, веб камера
- аудио и видеовоспроизводящая аппаратура
Материалы:
-гуашь (не менее 12 цветов), подложка А3
-акварель
-кисти (белка круглая 3,5,9, синтетика плоская 8, щетина 10)
-фломастеры (основные цвета)
-губка (для мытья посуды)
-альбом для рисования А4
-бумага акварельная А4 и А3
-малярный скотч (средний), папка с файлами, ветошь или салфетки,
-восковые мелки, гелевые ручки
Отдельные занятия, связанные с показом иллюстративного материала, могут проходить в конференц-зале с использованием компьютера.
Для реализации программы используются несколько форм организации занятий:
- групповые, по подгруппам (4-8 человек), индивидуальные.
Деятельность учащихся может быть организована с использованием дистанционных образовательных технологий (приложение):
- очные занятия, проводимые в режиме реального времени (WhatsApp, Zoom, Skype и др.);
- дистанционная передача видеозаписи заданий и занятий, подборок образовательных, просветительских и развивающих материалов;
- Google и Яндекс формы;
- рекомендованных образовательных платформ.
Занятия по данной программе предусматривают внеаудиторные мероприятия. Недостающие навыки и умения восполняются на занятиях в индивидуальной форме. Занятия в индивидуальной форме также служат для подготовки ребенка к участию в выставках. Занятия по данной программе предусматривают посещение различных выставок и участие в конкурсах.
Каждое занятие включает в себя теоретическую и практическую часть. Теоретическая часть даётся в форме бесед с просмотром иллюстративного материала, презентаций и подкрепляется практической работой. Отдельные темы предваряют занятия-упражнения, связанные не только с освоением новой техники, но и для закрепления навыков и умений в изобразительной деятельности. При подведении итогов работы обязательное обсуждение полученных результатов. Отчёт о работе проходит в форме выставок (текущих, отчётных), конкурсов, открытых занятий.
Основные формы и средства обучения:
1. Коллективные, индивидуальные, индивидуально-групповые.
2. Тематические презентации; репродукции произведений искусства и иных достижений культуры; наглядные пособия (схемы, рисунки, чертежи, фото и др.), технические средства обучения.
Планируемые результаты:
Личностные:
- Наличие устойчивого интереса к изобразительной деятельности, приобретение лучшего
понимания и любви к художественным традициям своего народа.
- Знание видов изобразительного искусства, владение элементарной художественной
грамотой, уверенная работа различными художественными материалами.
- Знание произведений русских художников (Шишкин И.И., Репин И.Е., Билибин И.Я. и др.).
Метапредметные:
- умение творчески, креативно решать поставленные задачи, обладать художественным вкусом;
-умение концентрировать внимание, быть наблюдательным, логически последовательным, пользоваться глазомером.
- умение использовать в творчестве графические и живописные приемы.
- мышцы рук способны выполнять длительные графические задания, умение интересно рассказать о своей работе.
Предметные:
- Развиты навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
- Сформированы установки на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
- Развита ответственность, аккуратность и самостоятельность.
Формы подведения итогов реализации программы:
Основной формой определения результативности является участие детей в выставках, конкурсах. Результативность отдельного занятия определяется в ходе коллективного обсуждения работ.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН 1 года обучения
Наименование тем | Количество часов | |||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | Введение | 2 | 1 | 1 |
2 | Живопись | 22 | 11 | 11 |
3 | Рисунок | 28 | 14 | 14 |
4 | Декоративное рисование | 12 | 6 | 6 |
5 | Конструирование из бумаги | 2 | 1 | 1 |
6 | Выразительные средства графических материалов | 4 | 2 | 2 |
7 | Итоговое занятие | 2 | 1 | 1 |
ИТОГО: | 72 | 36 | 36 |
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Год обучения | Дата начала обучения по программе | Дата окончания обучения по программе | Всего учебных недель | Количество учебных часов | Режим занятий |
1 год гр.№1 | 06.09.2022 | 31.05.2023 | 36 | 72 | 1 раз в неделю по 2 академических часа |
1 год гр.№2 | 08.09.2022 | 31.05.2023 | 36 | 72 | 1 раз в неделю по 2 академических часа |
Адресат программы
Программа «ИЗО студия» направлена на обучение детей в возрасте 7-9 лет, проявляющих интерес к художественному творчеству и дизайну.
Цель:
Создание условий для развития творческих способностей детей средствами изобразительной деятельности и получение художественно-творческого опыта.
Задачи:
Обучающие
- формирование устойчивого интереса к изобразительной деятельности;
- знакомство с различными видами изобразительной деятельности;
- освоение элементарной художественной грамоты и работе с различными художественными материалами.
- знакомство с отдельными произведениями русских художников (Шишкин И.И., Репин И.Е., Билибин И.Я. и др.)
Развивающие
- развитие творческой фантазии, креативного мышления, художественного вкуса;
- развитие внимательности, наблюдательности, логического мышления, точности глазомера;
- развитие графических и живописных навыков и умений;
- развитие моторики мелких мышц рук, речевой и умственной деятельности.
Воспитательные
- воспитание навыков сотрудничества с коллективом, доброжелательности друг к другу;
- воспитание стремления к здоровому образу жизни, творческому труду, бережному отношению к своей культуре.
- воспитание у детей ответственности, самостоятельности, аккуратности;
Планируемые результаты:
Личностные:
- Наличие устойчивого интереса к изобразительной деятельности, приобретение лучшего
понимания и любви к художественным традициям своего народа.
- Знание видов изобразительного искусства, владение элементарной художественной
грамотой, уверенная работа различными художественными материалами.
- Знание произведений русских художников (Шишкин И.И., Репин И.Е., Билибин И.Я. и др.).
Метапредметные:
- умение творчески, креативно решать поставленные задачи, обладать художественным вкусом;
-умение концентрировать внимание, быть наблюдательным, логически последовательным, пользоваться глазомером.
- умение использовать в творчестве графические и живописные приемы.
- мышцы рук способны выполнять длительные графические задания, умение интересно рассказать о своей работе.
Предметные:
- Развиты навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
- Сформированы установки на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
- Развита ответственность, аккуратность и самостоятельность.
- Развиты самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, представления о нравственных нормах.
Информационные источники, используемые при реализации программы
Литература для педагога:
▪ Дубровская Н. В. Приглашение к творчеству. – СПб.: Детство-Пресс, 2004.
▪ Комарова Т. С., Размыслова А. В. Цвет в детском изобразительном творчестве. – М.: Педагогическое общество России, 2002.
▪ Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.: Просвещение, 1985.
▪ Корнева Г. Бумага. – СПб.: Кристалл, 2001.
▪ Луковенко Б. А. Рисунок пером. – М.: Изобразительное искусство, 2009.
▪ Митителло К. Аппликация. Техника и искусство. – М.: Эксмо-Пресс, 2002.
▪ Михайлов А. М. Искусство акварели. – М.: Изобразительное искусство, 2005.
▪ Неменский Б. М. Образовательная область «искусство». – М.: ГОМЦ, Школьная книга, 2000.
▪ Неменский Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд. – М.: МИПКРО, 2003.
▪ Полунина В. Н. Искусство и дети. – М.: Правда, 1982.
▪ Полунина В. Н. Солнечный круг. У Лукоморья. – М.: Искусство и образование, 2001.
▪ Полунина В. Н., Капитунова А. А. Гербарий. – М.: Астрель, 2001
▪ Смит С. Рисунок. Полный курс. – М.: Внешсигма, 1997.
Литература для детей:
▪ Белашов А. М. Как рисовать животных. – М.: Юный художник, 2002.
▪ Брагинский В. Э. Пастель. – М.: Юный художник, 2002.
▪ Дикинс Р., Маккафферти Я. Как научиться рисовать лица. – М.: РОСМЭН, 2002.
▪ Иванов В. И. О тоне и цвете (в 2-х частях). – М.: Юный художник, 2001-2002.
▪ Лахути М. Д. Как научиться рисовать. – М.: РОСМЭН, 2000.
▪ Панов В. П. Искусство силуэта. – М.: Юный художник, 2005.
▪ Ткаченко Е. И. Мир цвета. – М.: Юный художник, 1999.
▪ Уотт Ф. Я умею рисовать. – М.: РОСМЭН, 2010.
▪ Чивиков Е. К. Городской пейзаж. – М.: Юный художник, 2012.
▪ Шабаев М. Б. Цветные карандаши. – М.: Юный художник, 2012.
▪ Алексеева В. В. Что такое искусство. – М.: Советский художник, 1991.
▪ Дрезнина М. Г. Каждый ребенок – художник. – М.: ЮВЕНТА, 2002.
▪ Лопатина А., Скребцова М. Краски рассказывают сказки. – М.: Амрита-Русь, 2005.
▪ Мейстер А. Г. Бумажная пластика. Домашнее рукоделие. – М.: Астрель, 2012.
▪ Синицына Е. Умные занятия и игры. – М.: Лист Нью, Вече, 2012.
Электронные ресурсы
artlib.ru / artchive.ru / https://stranamasterov.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Изостудия «Веселая палитра»
Направленность: художественнаяНормативный срок освоения программы:- от 7 до 10 лет – 4 года (1 час в неделю – ФГОС)...
Статья на тему: "Востребованность школьниками дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ военно - патриотической направленности"
В данной статье приведены данные по востребованности программ военно – патриотической направленности в учреждениях дополнительного образования России. К сожалению востребованность программ военн...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Изостудия" (разноуровневая)
В рамках Соглашений о реализации регионального проекта «Успех каждого ребенка», заключенного между Департаментом Смоленской области по образованию и науке и муниципальными районами мною бы...
Статья "Реализация дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ как эффективное средство профилактики пожароопасного поведения детей и подростков"
В статье освещаются вопросы возможности использования ДООП как средства профилактики пожароопасного поведения детей и подростков.Статья легла в основу доклада автора на 3 городской научно-практической...
СТАТЬЯ "ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ОСНОВАМ ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ ДОВРАЧЕБНОЙ ПОМОЩИ В РАМКАХ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ ПРОГРАММ ПО ПДД"
доклад на районном семинаре для участников конкурса методических материалов (среди педагогов) по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма среди детей дошкольного и школьного возраста ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа профильных смен "Колорит изобразительного искусства"
Направление- искусство для учащихся 14 лет. Развитие образного и пространственного мышления, фантазии.Беседа о значении произведений искусства и их вклад в общественную культуру. Основы цветоведения. ...
Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа в области изобразительного искусства (для детей с ОВЗ) «Маленький художник»
Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа в области изобразительного искус (для детей с ОВЗ) "Маленький художник"Занятия по изобразительной деятельности,...