Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа профильных смен "Колорит изобразительного искусства"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 8 класс)
Направление- искусство для учащихся 14 лет. Развитие образного и пространственного мышления, фантазии.Беседа о значении произведений искусства и их вклад в общественную культуру. Основы цветоведения. Основы живописи и рисунка.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти
МБУ «Школа № 69»
Принята на заседании педагогического совета, протокол N.
от __.__.2021 г.
Утверждена
Приказом №
От«__»___2021
Директор
МБУ «Школа№ 69»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа профильных смен «Колорит изобразительного искусства»
Направление: искусство
Вид: модифицированная
Возраст обучающихся: 14 лет
Срок реализации: 1 год
Кол-во часов за год: 24 часа
Составитель:
Рыжонкова Жанна Александровна
Учитель ИЗО
Тольятти, 2022 г.
1. Результаты освоения курса дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы профильной смены «Колорит изобразительного искусства»
Личностные результаты
--Развитие образного и пространственного мышления, фантазии, творческой активности;
--Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире изобразительного искусства, с учетом устойчивых познавательных интересов.
--Формирование ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
--Формирование целостного мировоззрения, учитывающего духовное многообразие современного мира.
--Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).
--Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.
--Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
--Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность
понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные
традиции; формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства
организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).
--Развитие внимания, дисциплинированности.
Регулятивные универсальные учебные действия
--Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
--анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
--идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
--выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
--ставить цель деятельности на основе определенной проблемы;
--формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
--обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
--умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных
задач;
--определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
--обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
--определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
--выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
--выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
--составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
--описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;
--планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
-- соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
--определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
--систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
--отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
--оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
--устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
--анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
--свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки.
исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
--обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
--фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
--наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других o6y чающихся в процессе взаимопроверки;
--соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
--принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
--самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
--ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;
Познавательные универсальные учебные действия
--определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии)
--объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
--выделять явление из общего ряда других явлений;
--определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделить определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
--строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
--строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
--излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
--самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
--объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
--выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
--делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
-обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
--определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
--создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
--строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
--преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
--строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
--анализировать/ рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
--определять свое отношение к природной среде;
--анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
--проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
--выражать свое отношение к природе через рисунки, модели, проектные работы.
--определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
--осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
--формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;
Обучающийся сможет:
--играть определенную роль в совместной деятельности;
--принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
--определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
--строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
--корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
--критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
--предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
--выделять общую точку зрения в дискуссии;
--договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
--организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
--устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
--определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
--отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
--представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
--соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
--высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
--принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
--использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;
--использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;
--делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
--целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
--выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
--выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;
Цель программы - обучение основам изобразительного искусства, развитие творческих способностей обучающихся, формирование художественными средствами разнообразных умений, способностей, качеств личности, формирование чувства сопричастности к общему делу.
2. Содержание программы, виды и формы деятельности.
1. Вводное занятие (1ч)
Беседа о значении произведений известных художников, их вклад в общественную культуру.
Введение в образовательную программу. Задачи и структура занятий. Организация рабочего места. Правила безопасности труда на рабочем месте. Приемы безопасной работы с инструментами. Размещение на рабочем месте материалов и инструментов.
Формы деятельности: беседа
Виды деятельности: художественное творчество
2. Основы рисунка (5 ч.).
Виды графики - рисунок, печатные художественные изображения (гравюра, литография, офорт) книжная, прикладная (плакат). Выразительные средства графики - штрих, пятно, контур, фон. Форма- куб, шар, цилиндр, конус. Свет и тень- свет, тень, полутень, рефлекс, блик, падающая тень. Пропорции - отношение размеров предметов друг к другу и к целому. Перспектива- первый, второй и третий план. Воздушность.
Формы деятельности: беседа, игра
Виды деятельности: художественное творчество
3. Основы живописи (9 ч.)
Живопись - вид изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов посредством нанесения красок на поверхность. Основные стили и направления живописи. Техники живописного исполнения. Виды живописи: Пейзаж. Натюрморт. Анималистический жанр. Бытовой жанр. Исторический жанр. Батальный жанр. Мифологический жанр. Портрет. Показ известных репродукций художников - в качестве примера.
Формы деятельности: беседа, игра
Виды деятельности: художественное творчество, познавательная
4. Основы цветоведения (8 ч)
Цветоведение- характеристики и свойства цветов. Наука цветоведения состоит из нескольких разделов. Одни из них близко соприкасаются с областью физики, другие исследуются наши зрительные восприятия , в третьих разрабатывается классификация цветов и устанавливаются законы цветовой гармонии. Холодные и теплые цвета. Основные, составные и дополнительные цвета. Хроматические и ахроматические цвета. Локальный цвет. Цветовые контрасты. Смешение цветов. Колорит.
Формы деятельности: беседа, игра
Виды деятельности: художественное творчество, познавательная
5. Подведение итогов (1ч)
Подведение итогов. Подготовка итоговой выставки работ школьников. Организация и проведение школьной выставки рисунков школьников. Награждение авторов наиболее интересных творческих работ.
Практическая работа: проведение выставки Формы деятельности: КТД
Виды деятельности: художественное творчество
Тематическое планирование 8 класс
№ | Тема занятия | теория | практика | Всего часов |
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | |
2 | Виды графики | 1 | 1 | |
3 | Выразительные средства графики | 1 | 1 | |
4 | Свет и тень | 1 | 1 | |
5 | Пропорции | 1 | 1 | |
6 | Перспектива | 1 | 1 | |
7 | Основы живописи | 1 | 1 | |
8 | Пейзаж | 1 | 1 | |
9 | Натюрморт | 1 | 1 | |
10 | Анималистический жанр | 1 | 1 | |
11 | Бытовой жанр | 1 | 1 | |
12 | Исторический жанр | 1 | 1 | |
13 | Батальный жанр | 1 | 1 | |
14 | Мифологический жанр | 1 | 1 | |
15 | Портрет | 1 | 1 | |
16 | Основы цветоведения | 1 | 1 | |
17 | Холодные и теплые цвета | 1 | 1 | |
18 | Основные, составные и дополнительные цвета | 1 | 1 | |
19 | Хроматические и ахроматические цвета | 1 | 1 | |
20 | Локальный цвет | 1 | 1 | |
21 | Цветовые контрасты | 1 | 1 | |
22 | Смешение цветов | 1 | 1 | |
23 | Колорит | 1 | 1 | |
24 | Подведение итогов | 1 | 1 | |
всего | 6 | 18 | 24 |
Литература для педагога
- Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты М., 1981 г.
- Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества. М. 2006 г.
- Кузин В. Изобразительное искусство и методика его преподавания
- Неменский Б.М. Педагогика искусства. М. 2012 г.
- Журавлев В.В. Мир художественной культуры. М. Мысль. 1987 г.
- Неменская Л.А. Изобразительное искусство. М. 2017 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Изучение основ хорового искусства»
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫШКОЛА 883 Принята на заседании педагогического советаот «___»________________20__...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Изучение основ хорового искусства»
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫШКОЛА 883 Принята на заседании педагогического советаот «___»________________20__...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Шоу-театр «Столица» Искусство театра»
Данная программа обеспечивает создание условий для социального, профессионального, культурного самоопределения, а так же для творческой самореализации личности каждого участника коллектива и содейству...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа профильного физкультурно-спортивного лагеря "Чемпион"
Профильная смена – форма учебно-воспитательной работы, при которой учитываются интересы, склонности и способности учащихся, создаются условия для максимального развития в соответствии с их позна...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа профильного летнего лагеря "Азимут-1"
Программа «Азимут» включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания учащихся в условиях профильного лагеря....
Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа в области изобразительного искусства (для детей с ОВЗ) «Маленький художник»
Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа в области изобразительного искус (для детей с ОВЗ) "Маленький художник"Занятия по изобразительной деятельности,...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ПРОФИЛЬНОЙ СМЕНЫ «ТРУДОВИЧОК »
Данная программа особенно актуальна в настоящее время, когда агротехнически правильное ведение своего приусадебного участка уменьшает негативное воздействие на природу. В процессе освоения программы у...