Методы и приемы обучения рисованию в начальной школе
статья по изобразительному искусству (изо)
Современное образование нацелено на формирование личности учащихся, развитие различных навыков и умений, которые будут полезны для дальнейшей учебы и жизни учащихся. Именно поэтому важной задачей современной школы является развитие творческих способностей учащихся и их всестороннее развитие.
Развитие творческих способностей происходит быстро и эффективно на уроках изобразительного искусства. У учащихся формируются умение видеть красоту в окружающем их мире, умение видеть живописность природы, умение ценить все, что создала природа, развитие у учащихся способностей наблюдать, анализировать, запоминать характерное в предметах и явлениях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 19.34 КБ |
Предварительный просмотр:
«Методы и приемы обучения рисованию в начальной школе»
Статью подготовила:
Учитель ИЗО
Циплева Наталья Викторовна
Современное образование нацелено на формирование личности учащихся, развитие различных навыков и умений, которые будут полезны для дальнейшей учебы и жизни учащихся. Именно поэтому важной задачей современной школы является развитие творческих способностей учащихся и их всестороннее развитие.
Развитие творческих способностей происходит быстро и эффективно на уроках изобразительного искусства. У учащихся формируются умение видеть красоту в окружающем их мире, умение видеть живописность природы, умение ценить все, что создала природа, развитие у учащихся способностей наблюдать, анализировать, запоминать характерное в предметах и явлениях.
Чему учит изобразительное искусство в школе?
- формирование общей культуры, духовно-нравственное,
гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья;
- становление и развитие личности в ее индивидуальности, самобытности,
уникальности и неповторимости;
- выявление и развитие способностей обучающихся,
- воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству;
- приобщение к ценностям отечественной и зарубежной художественной культуры и народного творчества,
- развитие воображения, образного мышления, пространственных представлений, сенсорных навыков, способности к художественному творчеству;
- освоение первоначальных знаний о пластических искусствах:
- овладение элементарной художественной грамотой;
- формирование художественного кругозора.
Обучение рисованию в начальной школе имеет свои особенности. В 1 и 2 классе учащиеся должны показывать в рисунке два измерения (длину и ширину). В 3-4 классах учащиеся показывают трехмерность предметов. Особенность обучения на данной ступени- необходимость считаться с интересами детей, т.к все «завязано» на эмоциональной составляющей урока и именно это влияет на эстетическое воспитание учащихся. Также важно упрощать информацию, сообщаемую детям в процессе занятий. Все объяснения носят наглядный характер. Необходимо помнить также о том, что в начальных классах рисование тесно связано с учебно-воспитательной работой. Важно постоянно поддерживать метпредметные связи - изобразительные навыки можно использовать на уроках математики, чтения, технологии и т. д. Цель проведения урока рисования - это не только обучение детей основам грамотного рисования, но и эстетическое воспитание, развитие творческих способностей. Учащиеся начальной школы знакомятся с произведениями изобразительного искусства, картинами художников, а также художественными иллюстрациями к литературным произведениям, работают с содержанием сказок, рассказов, музыкой.
Методы и приемы обучения рисованию в начальной школе
Методы обучения — это способы совместной деятельности преподавателя и студентов, направленные на решение задач обучения.
Прием обучения - это составная часть или отдельная сторона метода. Отдельные приемы могут входить в состав различных методов.
Методы и приемы обучения на ранней ступени обучения в начальной школе (1 класс)
- Наглядный метод
- Словесный метод
- Игровой метод
Наглядные методы и приемы обучения рисованию
Наглядные методы и приемы обучения – это такие методы обучения, при которых используются наглядные пособия и технические средства. К ним относятся:
- Метод использования натуры.
Это метод изображения явления в процессе его непосредственного наблюдения, изображение на плоскости, при непосредственном восприятии предмета, либо по памяти. В качестве экспоната выступать игрушки, плоды, ветки, цветы и т.п.
- Метод использования образца
Он направлен на развития отдельных элементов изобразительной деятельности, учитель показывает детям как правильно рисовать различные узоры, элементы, части предмета, фигуры и др. Он используется при обучении декоративному рисованию.
- Метод рассматривания отдельных предметов
Этот метод нацелен на обучение детей техники рисования отдельных предметов. Учитель показывает из каких частей состоит предмет, составляют алгоритм рисования, выделяя его основные этапы и нюансы.
- Метод показа отдельных приемов изображения.
Учитель показывает детям приемы рисования путем жестов или непосредственно путем изображения элемента.
- Метод показа детских работ в конце занятия
Этот метод обсуждения работ детей в корректной форме. Цель метода, чтобы в дальнейшем избежать допущенных ошибок и добиться хороших результатов.
К наглядным методам и приемам обучения относятся использование натуры, репродукции картин, образца и других наглядных пособий; рассматривание отдельных предметов; показ учителем приемов изображения; показ детских работ в конце занятия, при их оценке.
Словесные методы и приемы обучения рисованию
Словесные методы и приемы обучения – такие методы и приемы, которые помогают передать большой объем информации от педагога к ребенку через коммуникацию.
1.Беседа.
Цель данного метода - привить интерес к рисованию. Беседа должна быть краткой, содержательной и эмоционально окрашенной. Приемы в рамках этого метода - загадки, чтение краткого рассказа и др. Перед началом занятия по рисованию педагог показывает и объясняет приемы и способы, напоминает ранее пройденные, а во время самостоятельного рисования детьми смотрит за техникой выполнения и при необходимости поправляет и направляет ребенка. 2. Использование словесного художественного образа.
Данный метод основан на мысленном образе предмета путем использования художественного слова. Художественный образ может быть использован в случае, если рисование организуется по ранее прочитанному художественному произведению, тематическое рисования
Игровые методы и приемы обучения рисованию
Игровые методы и приемы обучения – методы, основанные на использовании в процессе обучения игровых приемов, упражнений, различного рода игр. Игровые приемы обучения будут способствовать привлечению внимания детей к поставленной задаче, облегчать работу мышления и воображения. Цель - закрепление принятого детьми мотива, обеспечение осмысленного заинтересованного анализа и оценки рисунков, желания улучшить изображение, укрепление интереса к изобразительной деятельности, формирование чувства ответственности за свою работу
Игровые приемы в рамках этого метода: обыгрывание предметов, игрушек, картин; обыгрывание выполненного изображения; обыгрывание незаконченного изображения;
игровые ситуации с ролевым поведением детей и взрослых.
Методы и приемы обучения рисования на всех ступенях обучения в начальной школе
Также существует современная классификации методов (Лернер И.Я., Скаткин М.Н).
- Информационно-рецептивный;
- Репродуктивный;
- Исследовательский;
- Эвристический;
- Метод проблемного изложения материала.
Информационно-рецептивный метод - система действий педагога, организующего практическую и познавательную деятельность детей, которая направлена на усвоение содержания образования.
В информационно-рецептивный метод включаются следующие приемы:
- рассматривание;
- наблюдение;
- экскурсия;
- образец воспитателя;
- показ воспитателя.
Репродуктивный метод — это метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящий навыки до автоматизма. Приемы:
- прием повтора;
- работа на черновиках;
- выполнение формообразующих движений рукой.
Эвристический метод направлен на проявление самостоятельности в каком — либо моменте работы на занятии, частично самостоятельная деятельность.
Приемы:
- «внедрение» в художественное произведение,
- использование творческих заданий,
- придумывание нового элемента.
Исследовательский метод направлен на развитие у детей не только самостоятельности, но и фантазии и творчества. Педагог предлагает самостоятельно выполнить не какую — либо часть, а всю работу.
Он не применим к начальной ступени обучения в школе.
Какие бы методы и приемы не использовал педагог в работе, важно правильно подбирать их к теме урока, к определённому классу, возрасту учащихся. В этом случае, результат будет высоким и качествнным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методический уголок.Нобелевский класс. Тема:«Система методов обучения истории в начальной школе во внеурочное время"
В Средней школе селения Цалык уже несколько лет функционирует Нобелевский класс для начальной школы , он подготавливает к переходу в среднее звено наиболее одарённых детей и потом они успешно з...
Речь учителя на уроке как один из приемов обучения аудированию в начальной школе
В данной статье актуализируется важная роль речи учителя на уроках иностранного языка как один из эффективных приемов обучения аудированию на начальном этапе обучения иностранному яз...
Методы и приемы обучения в специальной коррекционной школе * вида.
В специальной (коррекционной) школе так же, как и в массовой, учебный процесс предполагает диалектическое единство содержания, методов и организационных форм обучения.Понятие «метод обучени...
Доклад на ШМО учителей начальных классов по теме: " Методы и приемы обучения математике детей с интеллектуальными нарушениями "_30.12.2020
Основные задачи специальной школы – максимальное преодоление недостатков познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы умственно отсталых школьников, подготовка их к участию в полезно...
Методы и приемы обучения иностранному языку в начальной школе
В данной статье описываются основные методы и приемы обчения ИЯ на начальном этапе изучения....