Статья «Методическое сопровождение, организация и подготовка учащихся к конкурсам по изобразительному искусству»
статья по изобразительному искусству (изо)
Конкурсные мероприятия, как одна из составляющих системы работы с одарёнными детьми, являются важным компонентом развития таланта, механизмом самоактуализации способных и одарённых детей. Творчество детей требует одобрения, поощрения и выхода на широкую публику.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskoe_soprovozhdenie_organizatsiya_i_podgotovka_konkursov_po_izo.docx | 1020.25 КБ |
Предварительный просмотр:
«Методическое сопровождение, организация и подготовка конкурсов по изобразительному искусству»
Конкурсные мероприятия, как одна из составляющих системы работы с одарёнными детьми, являются важным компонентом развития таланта, механизмом самоактуализации способных и одарённых детей. Творчество детей требует одобрения, поощрения и выхода на широкую публику.
Доктор психологических наук, много лет изучавший проблемы детской художественной одарённости, А.А.Мелик-Пашаев, исследуя вопрос, в какой мере такая форма проявления творческой деятельности, как конкурс, влияет на уровень и широту детской одарённости, развитие способностей, отмечал, что конкурсы способствуют формированию волевых качеств, артистизма, опыта исполнительского мастерства. Предназначение и цель каждого конкурсного мероприятия – это выявление, развитие и поддержка одарённых детей. Конкурс может и должен стать частью того образовательного пространства, которое даёт возможность одарённым детям не только проявить себя, но и творчески развиваться вместе с педагогом. Организационно и методически правильное, продуманное конкурсное мероприятие будет приносить ребёнку радость и пользу, создавать развивающую среду и для конкурсанта, и для его педагога.
Конкурсы детского художественного творчества имеют различия по форме участия, тематике, направлениям и жанрам, содержанию, продолжительности конкурсного цикла и другим параметрам.
Основополагающее значение имеет мотивация школьника на участие в конкурсе, для чего проводится серия классных часов, на которых ребята делятся секретами своих творческих открытий, знакомятся с работами своих ровесников. На творческие встречи приглашаются художники. Они рассказывают о своем творческом пути, знакомят с произведениями и открытиями. Всегда интересно проходят встречи с выпускниками, которые делятся своим опытом участия в конкурсах и его значением в дальнейшем обучении и жизни.
Как один из этапов подготовки к творческим состязаниям можно рассматривать экскурсии (в музей, на выставку, парк…). Именно здесь педагог создает ситуации для развития наблюдательности, фантазии, учит находить креативное решение, давать оценку событию и раскрывать его через свое восприятие.
Творческий потенциал учащихся реализуется на бинарных уроках при сотрудничестве с учителями музыки, истории, литературы и на уроках с использованием межпредметных связей (этикет –литература – история – музыка - изобразительное искусство).
Необходимо на уроках создавать возможности для решения познавательных задач, реализации творческого потенциала учащихся за счет использования следующих средств обучения: иллюстраций произведений изобразительного искусства, записей музыкальных произведений, театральных постановок.
На каникулы всем школьникам дается домашнее творческое задание:
- собрать сюжеты для рисунка;
- выполнить зарисовки для конкурсов по изобразительному искусству;
- сделать эскизы на заданные темы.
Важную роль в подготовке ребят к региональным и всероссийским конкурсам играют школьные, и даже конкурсы на уровне класса. Во-первых, ребенок получает личный опыт участника, а значит, и уверенность в себе. Во-вторых, он пополняет свою творческую копилку, знакомясь с работами своих ровесников.
Для того чтобы снять тревожность, беспокойство, страх поражения, целесообразно проводить психологические тренинги непосредственно перед конкурсами.
Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий убивает интерес к обучению. Нельзя лишать радости открытий. Чтоб был успех, необходимо научить детей трудиться творчески.
Выбор конкурса, организация и содержание подготовки к конкурсу – это ежедневная, сложная и не всегда победная работа преподавателя. Главное не опускать рук и не терять веры в свое преподавательское предназначение - быть проводником в мир искусства для своих учеников. От нас с вами зависит, что собой будут представлять конкурсы сегодня – образовательное пространство и территорию творческого роста или выставку достижений и амбиций. Запоминаются конкурсы не столько победами, сколько впечатлениями, которые после них остаются. Теми открытиями, которые там произошли. Теми встречами, которые там состоялись, контактами которые завязались. Когда ты осознаешь себя как часть творческого сообщества, ты чувствуешь свою включенность в большой созидательный процесс духовной, культурной жизни.
За последние годы мои ученики приняли участие во многих конкурсах международного, всероссийского и регионального уровней. Кроме наград и призов приобрели опыт соревновательности, выросли в своём профессиональном мастерстве, стали более профессионально оценивать свои работы и работы других конкурсантов. Положительный опыт, приобретенный во время участия в соревнованиях, может впоследствии найти отражение в активном образе жизни на протяжении многих лет. Таким образом, создавая условия для формирования у подрастающего поколения активной жизненной позиции, конкурсы выполняют важнейшую функцию развития и социализации детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анкетирование учащихся 6 класса по изобразительному искусству. Тема урока "Образ человека – главная тема в искусстве".
Виды портрета (парадный и лирический, социальный, психологический, автопортрет, костюмированный и др.). История возникновения и разви...
Методические особенности организации исследовательской деятельности учащихся на уроках технологии и занятиях по декоративно-прикладному искусству
Восстановить историческую память народа, знать и понимать культуру своей Родины – вот такая задача поставлена перед современной системой образования. С каждым годом всё большее число...
Методическая разработка заданий для подготовки учащихся к Всероссийской олимпиаде по искусству (МХК)
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ КВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЕ ПО ИСКУССТВУ (МХК) 8 КЛАСС...
Муниципальный конкурс «Панорама методических идей» «Организация творческой деятельности учащихся на уроках технологии»
Уроки технологии - особые уроки. Учитель стремится любую работу сделать максимально индивидуальной. И если из урока в урок учитель создает творческую обстановку, побуждает учеников к творчеству, то ср...
Методические рекомендации по подготовке учащихся к конкурсу ораторского искусства на английском языке (из личного опыта работы).
Любая подготовка к конкурсу подразумевает систематическую работу с планируемым результатом.Конкурс ораторского искусства требует как владения английским языком на достаточно высоком уровне, так и быст...
Статья "Подготовка учащихся к конкурсу чтецов произведений на иностранном языке . Стратегия успеха глазами члена жюри."
Как подготовить ребёнка к конкурсу чтецов произведений на иностранном языке. Советы начинающим педагогам....