Статья "Методическое сопровождение педагогов при подготовке к профессиональным конкурсам"
статья
.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskoe_soprovozhdenie_pedagogov_pri_podgotovke_k_professionalnym_konkursam.docx | 18.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Арапова Татьяна Владимировна, методист
ГБУ ДО ДДТ «Юность» Выборгского района Санкт-Петербурга
Статья
«Методическое сопровождение педагогов при подготовке к профессиональным конкурсам»
Для педагогов, решивших принять участие в профессиональных конкурсах, очень важно методическое сопровождение на каждом этапе этого сложного пути.
Победа или успешное выступление педагога в ходе профессионального конкурса – это, как правило, не только личная заслуга педагога, но и результат слаженной командной работы педагога, методистов и администрации. Администрация учреждения и методическая служба играют большую роль в выборе кандидатов на участие в педагогических конкурсах различного уровня, в повышении уровня мотивации и психолого-педагогической компетентности конкурсантов, их профессионального роста.
Безусловно, легко и интересно работать с «самородками», имеющими устойчивую внутреннюю мотивацию к своему профессиональному росту, публичному представлению своего опыта и готовому к участию в конкурсной борьбе. Но таких педагогов немного. Для большинства педагогов необходим достаточно продолжительный мотивационный подготовительный период и грамотное методическое сопровождение и поддержка на всех этапах конкурсного испытания.
При подготовке педагога к профессиональным конкурсам проходит самоанализ и структурирование его педагогической деятельности, подведение определенных промежуточных итогов, публичное представление опыта работы. На каждом этапе этого сложного пути педагог должен ощущать поддержку и помощь со стороны коллектива (творческой группы), это придаст ему уверенности в собственных силах.
При формировании творческой группы администрация учреждения должна уделить особое внимание психологической совместимости ее участников. Для участия в конкурсе требуется взаимодействие единомышленников, способных слышать друг друга, спорить, принимать и оценивать конструктивные предложения членов творческой группы.
Педагоги, участвующие в профессиональных конкурсах различного уровня, оказавшись в среде коллег творческих, креативных, мотивированных, ищущих и генерирующих новые педагогические идеи, сами по-новому способны посмотреть на свою педагогическую деятельность, раскрыть свой потенциал и сделать шаг вперед. Это приводит к профессиональному росту педагога.
С чего начать подготовку к профессиональному педагогическому конкурсу: с самопрезентации, эссе, с подготовки к конкурсному занятию?
Все начинается со знакомства с положением конкурса. Опытный методист совместно с педагогом должны изучить положение, обращая внимание на требования, предъявляемые к конкурсантам, самопрезентации в ходе конкурсных испытаний, регламент конкурса, экспертный критериальный аппарат. При составлении совместного плана работы особое внимание следует уделять соблюдению сроков отработки того или иного этапа подготовки. Нарушение временных рамок может привести к лимиту времени на финальном этапе подготовки, излишней нервозности и сказаться на результате публичного представления.
В ходе подготовки к конкурсу целесообразно познакомиться с материалами конкурса прошлых лет (если они имеются в открытом доступе). Эти материалы можно расценивать, как мастер-классы, обратив внимание педагога на положительные моменты в презентации своего опыта конкурсантами и возможные риски, которых следует избегать. Знакомство с передовым педагогическим опытом позволит конкурсанту осмыслить и свой педагогический опыт и поможет его представить в ходе самопрезентации.
В процессе совместной работы методист должен помочь педагогу провести анализ педагогической деятельности, структурировать имеющийся материал, выделить сильные стороны работы педагога, отметить возможные риски и наметить пути их минимизации.
Педагог дополнительного образования при разработке концепции самопрезентации должен опереться на дополнительную общеобразовательную программу, которую он реализует в детском коллективе. Именно в программе четко сформулированы цели и задачи обучения, формы и методы обучения, используемые технологии и предполагаемые результаты.
Одним из самых важных моментов при разработке занятия (открытого мероприятия) является этап целеполагания, именно он определяет основную концепцию конкурсного занятия.
Выходя на педагогический профессиональный конкурс, педагог должен свободно ориентироваться в современных педагогических технологиях и владеть ими. Но при разработке конкурсного занятия должен остановить свой выбор на тех методиках и технологиях, которые находятся у него в педагогическом арсенале, которыми он уверенно владеет, привнося элементы творчества и креативности. Нельзя специально для проведения конкурсного занятия использовать новые технологии, в которых педагог не будет чувствовать уверенно и свободна. «Новомодная рубаха с чужого плеча» может оказаться тесной и сковывать действия конкурсанта. Подбор педагогической технологии и целесообразность ее использование для более эффективного достижения образовательной цели при проведении конкурсного занятия можно обсудить с методистом или творческой группой.
При разработке концепции конкурсного занятия, впрочем, как любого другого занятия конкурсант должен руководствоваться принципом педагогической целесообразности. При этом постоянно задавать себе вопрос: «Зачем?». Тогда мы сможем избежать одной из главных ошибок: желания продемонстрировать в ходе одного занятия весь арсенал педагогических приемов, методик и технологий, которыми владеет педагог.
Занятие должно быть информативным и интересным для обучающихся. Тогда они активно включатся в образовательный процесс и преодолеют психологическую зажатость, зачастую возникающую у детей на открытых занятиях. При подготовке к занятию педагог должен продумать несколько вариантов активизации обучающихся и снятия зажатости, на тот случай, если детский коллектив в стрессовой ситуации конкурсного занятия может просто «впасть в ступор».
Занятие должно быть информативным и для членов жюри, позволяющим оценить педагогическое мастерство конкурсанта.
При разработке занятия педагог должен формировать хронометраж времени с учетом продолжительности каждого этапа.
Особое внимание следует уделить рефлексии. Это финальная точка занятия и она не должна быть банальной. При этом следует избегать таких вопросов как: «Понравилось ли вам занятие?» или «Что вы узнали на занятии?». Непредсказуемость детских ответов может отразиться на общем впечатлении от занятия. Желательно рефлексию проводить в игровой форме, но не нарушая общей стилистики занятия.
После завершения этапа создания конспекта занятия и подготовки дидактического материала, необходимо провести пробное занятие для обучающихся схожей возрастной группы и соответствующего уровня подготовки. Это позволит оценить правильность выбора пути: тема – цель – содержание – методика и внести необходимые коррективы. Не рекомендуется проводить занятие с теми учащимися, на которых это занятие будет показано на конкурсе. В детских ответах не будет непосредственных реакций, а будет видна заученность.
Желательно на пробное занятие провести в режиме открытого мероприятия с приглашением коллег-экспертов. Их объективное мнение и конструктивные замечания помогут устранить имеющиеся недочеты и достойно пройти конкурсное испытание.
При подготовке к профессиональному конкурсу следует уделить внимание психологической стессоустойчивости педагога. Конкурсант должен быть готов к разноплановым нестандартным заданиям, уметь собраться в стрессовой ситуации, адекватно воспринимать критические замечания, аргументировано и корректно на них отвечать, стремиться к победе, но быть готовым к тому, что победителем окажется коллега.
Главной целью участия в педагогических конкурсах должна стать не победа, а возможность проверить правильность своего педагогического пути и формирование потребности к дальнейшему педагогическому самосовершенствованию
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое сопровождение педагога при подготовке к занятию
От педагога дополнительного образования требуется высокий профессионализм, умение донести учебный материал до учащихся и реализовать соответствующие учебному профилю цели и задачи. Проблема заключаетс...
Участие педагога в работе, жюри профессиональных конкурсов
Материал для преподавателей ДМШ и ДШИ...
Психологическое сопровождение обучающихся при подготовке к олимпиадам, конкурсам, соревнованиям
В данном материале представлены награды детей, участвующих в конкурсах различных уровней, при сопровожении педагога-психолога. Сопровождение осуществляется при сотрудничестве с лидерами Школьного учен...
ПРОГРАММА подготовки педагогов к участию в профессиональных конкурсах
Алгоритм работы при реализации проекта «Подготовка к конкурсу профессионального мастерства педагогов Сургутского района «Сердце отдаю детям»»...
Статья «Методическое сопровождение, организация и подготовка учащихся к конкурсам по изобразительному искусству»
Конкурсные мероприятия, как одна из составляющих системы работы с одарёнными детьми, являются важным компонентом развития таланта, механизмом самоактуализации способных и одарённых детей. Творчество д...
Методическое сопровождение педагога как условие его профессионального роста Приращение компетенции: повышение квалификации
Каким образом повысить свою квалификацию педагогу доплнительного образования. Какие условия предоставляет реализация Целевой модели развития дополнительного образования детей в рамках феде...
ПРОГРАММА подготовки педагогов к участию в профессиональных конкурсах
Алгоритм работыпри реализации проекта «Подготовка к конкурсу профессионального мастерства педагогов Сургутского района «Сердце отдаю детям»...