Программа курса по выбору "Черчение.Первые шаги"
элективный курс (8 класс)
Курс «Черчение. Первые шаги» – формирует техническое мышление, пространственное представление, а также способность к познанию техники с помощью графических изображений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kurs_cherchenie.pervye_shagi_8_klass.docx | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Белореченская средняя общеобразовательная школа»
Согласовано Зам. директора ___________ /М.В.Фрунза/ «_____»________2016 г. | Утверждаю Директор __________/Л.П.Мамойко/ Приказ № _______ от «_____»_________2016 г. |
Рабочая учебная программа
курса по выбору
«Черчение. Первые шаги»
8 класс
(наименование учебного предмета (курса)
основное общее образование
(уровень образования)
Приходько Галина Владимировна,
учитель ИЗО и черчения
Рассмотрено на заседании
Методического совета
Протокол № _____ «_____» _________ 2016 г.
п. Белореченский
2016 – 2017 учебный год
Пояснительная записка
Настоящая программа курса по выбору «Первые шаги» для 8класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской программы А.Д. Ботвинникова для общеобразовательных учреждений «Черчение» - М.: Просвещение, 2011г. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения черчения, которые определены стандартом.
Общая характеристика учебного предмета
Приоритетной целью школьного курса черчения является общая система развития мышления, пространственных представлений и графической грамотности учащихся. Факультативный курс «Черчение. Первые шаги» помогает школьникам овладеть одним из средств познания окружающего мира; имеет большое значение для общего и политехнического образования учащихся; приобщает школьников к элементам инженерно-технических знаний в области техники и технологии современного производства; содействует развитию технического мышления, познавательных способностей учащихся. Кроме того, занятия черчением оказывают большое влияние на воспитание у школьников самостоятельности и наблюдательности, аккуратности и точности в работе, являющихся важнейшими элементами общей культуры труда; благоприятно воздействуют на формирование эстетического вкуса учащихся, что способствует разрешению задач их эстетического воспитания.
Основная задача курса «Черчение. Первые шаги» – формирование учащихся технического мышления, пространственных представлений, а также способностей к познанию техники с помощью графических изображений. Задачу развития познавательного интереса следует рассматривать в черчении как стимул активизации деятельности школьника, как эффективный инструмент, позволяющий учителю сделать процесс обучения интересным, привлекательным, выделяя в нём те аспекты, которые смогут привлечь к себе внимание ученика.
В число задач политехнической подготовки входят ознакомление учащихся с основами производства, развитие конструкторских способностей, изучение роли чертежа в современном производстве, установление логической связи черчения с другими предметами политехнического цикла, выражающейся, в частности, в повышении требовательности к качеству графических работ школьников на уроках математики, физики, химии, труда. В результате этого будет совершенствоваться общая графическая грамотность учащихся. В задачу обучения черчению входит также подготовка школьников к самостоятельной работе со справочной и специальной литературой для решения возникающих проблем.
Современное графическое образование подразумевает хорошую подготовку в области изобразительного искусства, черчения, начертательной геометрии, технологии, и других учебных дисциплин, а также владение программами компьютерной графики. Графический язык рассматривается как язык делового общения, принятый в науке, технике, искусстве, содержащий геометрическую, эстетическую, техническую и технологическую информацию.
Огромную роль в обучении учащихся ОУ играет развитие образно-пространственного мышления, которое формируется главным образом именно при усвоении знаний и умений на уроках черчения, и нередко именно его недостаточное развитие препятствует полноценному развитию творческих способностей школьников, т.к. основная часть усваиваемого учебного материала школьных предметов представлена в вербальной форме.
Изучение графической грамоты необходимо в школах, т.к. требуется подготовка кадров на предприятия именно по техническим специальностям, и существует ряд факультетов в ВУЗах и ССУЗах для освоения графических дисциплин которых должна предшествовать первоначальная подготовка в школах.
Предлагаемый курс позволит школьникам углубить и расширить свои знания в области графических дисциплин, а также лучше адаптироваться в системе высшего образования и современного производства, быстрее и качественнее освоить более сложную вузовскую программу, повысить творческий потенциал конструкторских решений.
Цель: Овладение учащимися графического языка техники и способность применять полученные знания для решения практических и графических задач с творческим содержанием.
Цель обучения предмету реализуется через выполнение следующих задач:
- ознакомить учащихся с правилами выполнения чертежей установленными государственным стандартом ЕСКД;
- научить выполнять чертежи в системе прямоугольных проекций, а также аксонометрические проекции с преобразованием формы предмета;
- научить школьников читать и анализировать форму предметов и объектов по чертежам, эскизам, аксонометрическим проекциям и техническим рисункам;
- сформировать у учащихся знания об основных способах проецирования;
- формировать умение применять графические знания в новых ситуациях;
- развивать образно - пространственное мышление, умения самостоятельного подхода к решению различных задач, развитие конструкторских, технических способностей учащихся.
- научить самостоятельно, пользоваться учебными материалами.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Программа рассчитана на 34 учебных часов по 1 часу в неделю.
Основными формами контроля знаний учащихся являются графические, практические и контрольные работы, которые являются проверочными после изучения основного материала в разделах. Кроме того, контроль предусматривает опрос учащихся по изученной теме, закрепление пройденного материала, самостоятельные и проверочные работы, работы по карточкам.
Примерный перечень графических и практических работ
(Чертежи выполняются на отдельных листах формата А4, упражнения в тетрадях.)
1.Линии чертежа.
2.Чертеж «плоской» детали.
3.Чертеж детали (с использованием геометрических построений).
4.Чертежи и аксонометрические проекции предметов (с построением проекций точек, отрезков, граней и пр.).
5.Построение третьей проекции по двум данным.
6.Чертеж предмета в трех видах (с преобразованием формы предмета).
7.Устное чтение чертежей.
8. Эскиз и технический рисунок детали (с преобразованием формы предмета).
9. Эскизы деталей с включением элементов конструирования.
10. Чертеж предмета (по аксонометрической проекции или с натуры).
Личностные, метапредметные и предметные результаты
Личностные результаты результаты освоения основной образовательной программы по черчению основного общего образования должны отражать:
готовность и способность обучающихся к саморазвитию, ценностно-смысловые установки и личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности:
патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению на основе мотивации к обучению и познанию;
готовность и способность обучающихся к формированию ценностно-смысловых установок: формированию осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению и мировоззрению; формированию коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной и творческой деятельности; осознание значения семьи в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы по черчению основного общего образования должны отражать:
· умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе;
· умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные;
· умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся задачей;
· умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;
· владение основами самоконтроля, самооценки;
. умение работать со справочниками и ГОСТами;
· умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, разрешать конфликты, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Предметные результаты представляют собой освоенный обучающимися опыт деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания:
· приобщение к графической культуре как совокупности достижений человечества в области освоения графических способов передачи информации;
· развитие зрительной памяти, ассоциативного мышления;
· развитие визуально – пространственного мышления;
· приобретение опыта создания творческих работ с элементами конструирования, в том числе базирующихся на ИКТ;
· формирование стойкого интереса к творческой деятельности.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Обучающиеся должны иметь представления:
- о форме предметов и геометрических тел, их составе;
- о структуре и размерах формы;
- о положении и ориентации предметов в пространстве;
-об изделиях;
- о деталях и конструктивных элементах.
Обучающиеся должны знать:
- приемы работы с чертежными инструментами;
-простейшие геометрические построения;
-приемы построения сопряжений;
-основные сведения о шрифте;
-основы прямоугольного проецирования на одну, две и три взаимно перпендикулярные плоскости проекций;
-принципы построения наглядных изображений
- методы графического отображения геометрической информации;
-способы построения проекций;
-информационные возможности чертежа;
- изображения чертежа (виды, разрезы, сечения);
- правила оформления чертежа детали;
- последовательность выполнения чертежа.
Обучающиеся должны уметь:
-анализировать форму предмета по чертежу, наглядному изображению, натуре и простейшим разверткам;
-осуществлять несложные преобразования формы и пространственного положения предметов и их частей;
-читать и выполнять виды на комплексных чертежах (и эскизах) отдельных предметов;
-анализировать графический состав изображений;
-выбирать главный вид и оптимальное количество видов на комплексном чертеже (и эскизе) отдельного предмета;
-читать и выполнять наглядные изображения, аксонометрические проекции, технические рисунки и наброски;
-проводить самоконтроль правильности и качества выполнения простейших графических работ;
-приводить примеры использования графики в жизни, быту и профессиональной деятельности человека.
Содержание курса
8 класс
(34 ч, по 1 ч. в неделю)
ВВЕДЕНИЕ. УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ ЧЕРЧЕНИЕ (1 ч.)
Значение черчения в практической деятельности людей. Краткие сведения об истории черчения. Современные методы выполнения чертежей с применением компьютерных программ. Цели и задачи изучения черчения в школе. Инструменты, принадлежности и материалы для выполнения чертежей. Рациональные приёмы работы инструментами. Организация рабочего места.
ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ЧЕРТЕЖЕЙ (5 ч.)
Понятие о стандартах. Линии чертежа. Форматы. Некоторые сведения о нанесении размеров на чертежах (выносная и размерная линии, стрелки, знаки диаметра и радиуса; указание толщины и длины детали надписью; расположение размерных чисел). Применение и обозначение масштаба. Сведения о чертежном шрифте. Буквы, цифры и знаки на чертежах.
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОСТРОЕНИЯ (4 ч.)
Сопряжения (сопряжения прямого, острого и тупого углов, сопряжение прямой и окружности, сопряжение дуг и окружностей внешнее и внутреннее). Деление окружности на равные части (деление окружности на 3, 5, 6, 7, 12 частей).
СПОСОБЫ ПРОЕЦИРОВАНИЯ (9 ч.)
Проецирование. Центральное и параллельное проецирование. Прямоугольные проекции. Выполнение изображений предметов на одной, двух и трех взаимно перпендикулярных плоскостях проекций.
Расположение видов на чертеже и их названия: вид спереди, вид сверху, вид слева. Определение необходимого и достаточного числа видов на чертежах. Понятие о местных видах (расположенных в проекционной связи). Косоугольная фронтальная диметрическая и прямоугольная изометрическая проекции. Направление осей, показатели искажения, нанесение размеров.Аксонометрические проекции плоских и объемных фигур. Эллипс как проекция окружности. Построение овала.Понятие о техническом рисунке. Технические рисунки и аксонометрические проекции предметов. Выбор вида — аксонометрической проекции и рационального способа ее построения.
ЧТЕНИЕ И ВЫПОЛНЕНИЕ ЧЕРТЕЖЕЙ ДЕТАЛЕЙ (15 ч.)
Анализ геометрической формы предметов. Проекции геометрических тел. Мысленное расчленение предмета на геометрические тела — призмы, цилиндры, конусы, пирамиды, шар и их части. Чертежи группы геометрических тел.
Нахождение на чертеже вершин, ребер, образующих и поверхностей тел, составляющих форму предмета. Нанесение размеров на чертежах с учетом формы предметов. Использование знака квадрата. Развертывание поверхностей некоторых тел.Анализ графического состава изображений. Выполнение чертежей предметов с использованием геометрических построений: деление отрезка, окружности и угла на равные части; сопряжений.Чтение чертежей детали.
Выполнение эскиза детали (с натуры).Решение графических задач, в том числе творческих. Определение необходимого и достаточного числа изображений на чертежах. Выбор главного изображения.Чтение и выполнение чертежей, содержащих условности.Решение графических задач, в том числе творческих.
Календарно - тематическое планирование курса «Первые шаги»
8 класс
№ урока | Дата | Тема | Оборудование (наглядные пособия, технические средства и т.д.) | Содержание теоретической части | Основные виды деятельности учащихся | |
1 | Введение. Учебный предмет черчение. | Учебные таблицы. Презентация по теме. | История развития чертежа и его роль в жизни людей. Содержание данных в современном чертеже. Основной материал и инструменты. | Ознакомление с примерами изображений, чертёжными инструментами и принадлежностями. | ||
I | Правила оформления чертежей (5 ч.) | |||||
2 | Правила оформления чертежей. | Учебные таблицы. Презентация по теме. | Формат, линии, масштаб, основная надпись. ГОСТ, ЕСКД. Приёмы работы чертёжными инструментами. | Оформление листа формата А4. Рис. № 19 | ||
3 | Графическая работа №1 «Линии чертежа» | Учебные таблицы. Учебник. Презентация по теме. | Повторение материала по теме «Типы линий» | Графическая работа. Рис. №24 | ||
4 | Сведения о чертёжном шрифте | Учебные таблицы. Инструменты. | Типы шрифта, размеры шрифта, буквы, цифры и знаки на чертежах Основные особенности выполнения чертёжного шрифта. | Написание алфавита чертёжным шрифтом на миллиметровой бумаге | ||
5 | Сведения о нанесении размеров | Учебные таблицы. Презентация по теме | Основные сведения о нанесении размеров. Выносные и размерные линии, стрелки, знаки диаметра, радиуса. | Упражнения в написании размерных линий и знаков. | ||
6 | Графическая работа №2 «Чертёж плоской детали» | Учебные таблицы. Инструменты. Карточки-задания. | Повторение теоретических знаний по изученным темам | Графическая работа по индивидуальным карточкам – заданиям (выполнение чертежа плоской детали с изменением масштаба). | ||
II | Геометрические построения на плоскости (4 ч.) | |||||
7 | Деление окружности на равные части | Чертежные инструменты. Презентация по теме. | Процесс выполнения чертежа посредством графических операций (деление окружности) | Деление окружности на 3,5,6,7,9,12 частей | ||
8, 9 | Сопряжения | Учебные таблицы. Презентация по теме. | Процесс выполнения чертежа посредством графических операций (сопряжения). | Сопряжение прямого, тупого и острого углов, прямой окружности и дуги, сопряжение окружностей. | ||
10 | Графическая работа №3 «Чертёж детали с использованием геометрических построений» | Учебные таблицы. Карточки-задания. | Построение сопряжения в контуре детали. | Графическая работа по индивидуальным карточкам – заданиям (построение прокладки по одной половине её изображения). | ||
III | Способы проецирования (9 ч.) | |||||
11 | Способы проецирования | Макет плоскостей проекций. Презентация по теме. | Центральное, параллельное, ортогональное проецирование. | Построение эпюра точки. | ||
12 | Проецирование детали на три плоскости проекций | Макет плоскостей проекций. Презентация по теме. | Проецирование предмета на одну, две и три плоскости проекций предмета. Обозначение и название плоскостей. | Построение предмета в трёх основных проекциях. Рис. 45,46,47. | ||
13 | Расположение видов на чертеже. Местные виды. | Учебные таблицы. Чертежные инструменты. Презентация по теме. | Название проекций, полученных при проецировании на три плоскости и их расположение. Определение местного вида и цель его использования. | Построение предмета в трёх основных проекциях (фронтальное задание). Рис. 55. | ||
14 | Графическая работа №4 «Построение трёх проекций предмета». | Модели деталей, чертежные инструменты. Карточки-задания. | Повторение по теме «Проецирование детали на три плоскости проекций». | Графическая работа по индивидуальным карточкам (построение по наглядному изображению трёх видов предмета). | ||
15 | Получение и построение аксонометрических проекций. | Учебные таблицы. Чертежные инструменты. Презентация по теме. | Получение и построение фронтальной диметрической и изометрической проекций. Построение осей в аксонометрических проекциях. | Построение осей во фронтальнойдиметрической и изометрической проекций. | ||
16 | Аксонометрические проекции плоскогранных предметов. | Учебные таблицы. Чертежные инструменты. Презентация по теме. | Построение геометрических фигур по осям в аксонометрических проекциях. | Построение предмета во фронтально диметрической и изометрической проекций. Рис. 62. | ||
17 | Аксонометрические проекции предметов имеющих круглые поверхности. | Учебные таблицы. Чертежные инструменты. Презентация по теме. | Способы построения предметов имеющих круглые поверхности в изометрической проекции. | Построение окружности в изометрической проекции (по вариантам). Рис. 64, 65, 66, 68. | ||
18 | Технический рисунок. | Чертежные инструменты. Презентация по теме. Учебные таблицы. | Отличие технического рисунка от аксонометрических проекций. Правила построения технического рисунка. | Построение технического рисунка предмета (фронтально). | ||
19 | Практическая работа «Технический рисунок». | Учебные таблицы. | Повторение темы «Технический рисунок» | Построение технического рисунка (индивидуальные задания). | ||
IV | Чтение и выполнение чертежей предметов (15 ч.) | |||||
20, 21, 22 | Анализ геометрической формы предмета. Проекции геометрических тел. Проекции вершин, ребер и граней предмета | Учебные таблицы. Чертежные инструменты. | Основные геометрические тела, составляющие формы деталей и предметов. Алгоритм анализа геометрической формы предметов. | Построение проекций геометрических тел (фронтально). | ||
23 | Чертежи развёрток поверхностей геометрических тел. | Учебные таблицы. Чертежные инструменты. Презентация по теме. | Формулы для построения развёрток геометрических тел. | Построение развёрток плоскогранных тел и тел вращения (по вариантам). | ||
24 | Графическая работа №6 «Построение третьей проекции по двум данным». | Учебные таблицы, карточки-задания. | Повторение темы «Проецирование предмета на три плоскости проекций ». | Графическая работа по индивидуальным карточкам (построение комплексного чертежа предмета по двум в данным видам). | ||
25 | Нанесение размеров с учётом формы предмета. | Учебные таблицы. Чертежные инструменты. Презентация по теме. | Рациональное нанесение размеров на чертежах. | Чертёж детали с нанесением размеров. Рис. 119 б, 120 а. | ||
26 | Графическая работа №7 «Чертежи и аксонометрические проекции предметов». | Учебные таблицы. Карточки-задания. | Повторение темы «Получение и построение аксонометрических проекций». | Графическая работа по индивидуальным карточкам (построение комплексного чертежа) геометрического тела | ||
27 | Порядок чтения чертежей деталей. | Учебные таблицы. Презентация по теме. | Алгоритм чтения чертежей. Выявление габаритных размеров детали и чтение её геометрической формы. | Чтение чертежей предметов (фронтально). Рис. 146, 147, 148. | ||
28 | Практическая работа «Устное чтение чертежей». | Учебные таблицы. Карточки-задания. | Повторение по теме «Порядок чтения чертежей деталей». | Практическая работа по индивидуальным карточкам – заданиям (чтение комплексного чертежа детали письменно). | ||
29 | Графическая работа №8 «Выполнение чертежа предмета в 3-х видах с преобразованием его формы». | Учебные таблицы. | Закрепление знаний теоретического материала. | Графическая работа. Рис. 149, 150, 151. | ||
30 | Эскизы деталей. | Учебные таблицы. Презентация по теме. | Правила и целесообразность выполнения эскизов. | Построение эскизов по моделям деталей (фронтально). | ||
31, 32 | Графическая работа №9 «Эскиз и технический рисунок предмета». | Учебные таблицы. Модели деталей. | Повторение по темам «Технический рисунок» и «Эскизы». | Графическая работа (выполнение эскизов по моделям деталей, индивидуально). | ||
33, 34 | Графическая работа №10 «Выполнение чертежа предмета» | Учебные таблицы. | Обобщение знаний, полученных в 8 классе по черчению. | Графическая работа Рис. 160. |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Класс | Учебники (автор, название, год издания, кем рекомендован или допущен, издательство) | Методические материалы | Дидактические материалы | Материалы для контроля | Интернет-ресурсы, ЦОР |
8 | Ботвинников А.Д. Черчение: Учебник для 8-9кл. общеобразоват. учреждений/ А.Д. Ботвинников, В.Н. Виноградов, И.С. Вышнепольский.– М.: АСТ: Астрель, 2010 г. Допущен Министерством образования и науки РФ. | 1. Черчение: Программы общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2009 - 76с. 2. Методика обучения черчению и графике. Учебно-методическое пособие для учителей./ Павлова А. А. Жуков С. В. - М.: Владос 2009 - 96 с. 3. Методическое пособие по черчению: К учебнику А. Д. Ботвинникова и др. «Черчение. 7-8 классы»/ А. Д. Ботвинников, В. Н. Виноградов, И. С. Вышнепольский и др. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2010.-159 с. | 1. Подшибякин В.В. Черчение. Практикум. – Саратов: Лицей, 2009.-144с. 2. Василенко Е. А., Жукова Е. Т. Карточки-задания по черчению для 7 класса. – М.: Просвещение, 2009.-413с. 3. Василенко Е. А., Жукова Е. Т. Карточки-задания по черчению для 8 класса. – М.: Просвещение, 2009.-239с. | 1.Василенко Е. А., Жукова Е. Т. Карточки-задания по черчению для 7 класса. – М.: Просвещение, 2009.-413с. | Презента ции к урокам |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Шаг за шагом» 9 класс
Текстовые задачи являются традиционным разделом на экзамене по математике. Вместе с тем многие учащиеся 9 классов испытывают затруднения при их решении в связи с недостаточной сформированностью умения...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Первые шаги в лингвистику"
Программа внеурочной деятельности, целью которой является развитие исследовательских навыков обучающихся, а итогом - написание исследовательской работы по английскому языку и участие в конференции НОУ...
Рабочая программе курса внеурочной деятельности «К пятёрке шаг за шагом» 7 класс
Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования.Содержание и методы обучения содействуют приобретению и закреплению...
Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Первые шаги. Немецкий язык» для 6 классов
Методическая разработка внеурочной деятельности....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности для 2-4 классов «Английский шаг за шагом».
Рабочая программа курса внеурочной деятельности обще интеллектуальной направленности «Английский шаг за шагом» адресована обучающимся 2-4-х классов....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Шаги творчества" (общекультурное направление) 4 класс
Программа расчитана на один год обучения....