Конспект урока по изобразительному искуству в 7 классе "Эскиз буквицы - элемент оформления книги"
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 7 класс)
В рамках уроков ИЗО в 7 классе предусматривается целый ряд уроков по дизайну, оформительскому искусству. Цель таких занятий – формирование представлений о роли отдельного предмета в интерьере и характере решения художественного образа определенной среды, знакомство с профессиями художников-проектировщиков, художников-дизайнеров, художников-оформителей, их творческой и практической деятельности. Во время таких занятий ученики учатся выполнять несложные макеты, понимать цветовые сочетания, знакомятся с основами композиции на плоскости и в пространстве. Я считаю, что необходимо учить детей основам оформительского искусства, например, в пятом классе можно познакомить детей с особенностью стилизации, используемой при создании композиции для эмблемы (учебной, спортивной) , значка, памятного кубка, открытки . В седьмом классе плодотворно проходят уроки по знакомству и выполнению разных типов шрифтов, написанием букв, тем более такая работа имеет большое практическое значение для внеклассной работы, так как в школе часто проводятся конкурсы плакатов и стенгазет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока ИЗО в 7 классе по программе Б.М.Неменского | 57.25 КБ |
Предварительный просмотр:
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
Сигина Екатерина Игоревна, учитель изобразительного искусства
ГБОУ гимназии 631 Приморского района Санкт-Петербурга.
Урок «Эскиз буквицы - элемент оформления книги».
7 класс
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: урок-путешествие.
Учебные материалы урока:
Рабочая программа «Изобразительное искусство 5-9 кл. под редакцией Б.Н. Неменского .
Учебник 7 кл. А.С.Питерских, Г.Е.Гуров Изобразительное искусство «Дизайн и архитектура в жизни человека». Москва «Просвещение 2019».
Цель урока: учить оформлять букву декоративными элементами..
Задачи урока
Обучающие:
1. Способствовать знакомству с понятием «буквица» и элементами графического дизайна, используемого в современной полиграфии;
2. Способствовать расширению знаний детей о развитии письменности и создании рукописных книг; использовании мотивов оформления рукописных книг в книгопечатании и современной полиграфии.
З. Продолжить формирование навыка работы акварельными красками и разными графическими материалами.
Развивающие:
Способствовать развитию речи, внимания, усидчивости.
Воспитывающие:
1. Способствовать пробуждению у учащихся эмоционального отклика на произведения искусства и действительности;
2. Прививать художественный вкус;
3. Способствовать воспитанию чувства ответственности каждого школьника за собственную деятельность и деятельность всего класса.
Предметные результаты:
Научиться анализировать свойства цвета и формы в создании элемента оформления книги, воспринимать образцы рукописных книг как произведения искусства и выражать свое отношение к ним, совершенствовать умение передавать форму и содержание рисунка средствами изобразительного искусства, совершенствовать умение работать акварельными красками и графическими материалами .
Метапредметные результаты:
• Регулятивные УУД: уметь организовать свое рабочее место под руководством учителя; уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей при работе в группах.
• Познавательные УУД: овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов; уметь приобретать новые знания, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную при просмотре презентации.
• Коммуникативные УУД: использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач; уметь слушать и вступать в диалог; уметь договариваться и задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с другими учащимися; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной.
• Личностные результаты: уметь осуществлять самоанализ и самоконтроль результатов деятельности, анализировать соответствие результатов требованиям.
Оборудование для учителя: компьютер, экран, проектор , музыкальный центр, цветовые круги, цветные магнитные кружки, карточки терминологического словаря, демонстрационный материал, презентация .
Оборудование для учащихся: раздаточный материал бумага , простые карандаши, резинки, акварельные краски, кисти, фломастеры, гелевые ручки, ножницы, клей.
Зрительный ряд: репродукции, иллюстрации книг , кадры презентации.
Музыкальный ряд: классическая инструментальная музыка.
Ход урока
- Организационный момент.
Учащиеся рассаживаются за парты, готовятся к работе.
2. Актуализация имеющихся знаний
1) Объявление целей урока.
- Книга- это предмет, который является источником знаний и информации. Книги и в наше время остаются необыкновенным чудом, так как они рассказывают нам обо всём, не нужно даже выходить из дома: побывать на луне, в дальних странах, задуматься, поволноваться, и конечно, посмеяться. Сегодня мы отправимся в путешествие в историческое прошлое книги.
2) Повторение изученного ранее.
- Что такое книга ? Книга имеет свои секреты. На уроках вы познакомились со структурой книги – строением книги. Давайте вспомним, какое строение книги?
(Книга имеет обложку и внутренние органы – титульный лист, основной текст, иллюстрации.)
-Что такое иллюстрация?
( Иллюстрация – рисунок, который в книге украшает содержание, делает ее яркой, привлекательной, помогает понять содержание прочитанного текста.)
3. Основная часть урока.
1 станция : история появления письменности.
- Наша первая остановка – история появления письменности.
-Долгим был путь к современной книге. У разных народов были разные способы письма и разные материалы. На каменной плите слова высекали, на страницы из шёлка - наносили кисточкой, на пальмовых листьях - выцарапывали. До наших времён дошли "книги" на глиняных дощечках, папирусе, пергаменте, бересте. Узнать, как люди изобрели письменность, нам помогут кадры презентации.
-Письменность, как и звуковая речь, это средство общения между людьми. Она служит для передачи информации на расстоянии и во времени. Письменность является частью общей культуры. История развития письменности знает 4 основных вида письма:
• Пиктографическое
• Идеографическое
• Слоговое
• Буквенно-звуковое
- Самый древний и самый простой способ письма появился еще в палеолите - "рассказ в картинках", так называемое пиктографическое письмо. Письмо это, конечно же, очень несовершенное, ведь прочесть рассказ в картинках можно по-разному.
-Потом придумали клинопись, немного похожую на буквы. Писали на влажных глиняных плитках, которые потом высушивали и обжигали. Чтобы написать книгу, таких плиток нужно было очень много - несколько сотен. Глиняные книги были очень неудобными, громоздкими. Их нельзя взять домой почитать, ведь плиток очень много. Каждая книга весила несколько десятков килограммов. Поэтому читали только в библиотеке.
- А древние греки уже имели алфавит, в Греции использовали деревянные дощечки, залитые воском. Писали по воску стальной палочкой "стилем". Такая книга состояла из ряда скреплённых друг с другом дощечек с углублением в середине, заполненном воском.
-В древнем Египте писали на папирусе. Стебли папируса разрезали на тонкие полоски и укладывали их друг на друга, смазывали клеем, проглаживали деревянной гладилкой, сушили на солнце и свертывали в трубку. Там возник другой способ письма: каждое слово передавалось рисунком, иногда конкретным, иногда условным. Такие египетские рисунки греки назвали иероглифами: "иеро" - "священный", "глифы" - "высеченный на камне". Текст, составленный иероглифами, выглядит как серия рисунков.
-Наши предки, которые жили в Древней Руси, писали на бересте. Береста – это наружная часть берёзовой коры. Писать на бересте удобно, но для книг она не годилась.
- В городе Пергаме придумали пергамент – названный в честь города. Изготавливали его из шкур телят и овец. К этому времени уже многие народы имели свой алфавит, что привело к появлению множества книг.
2 станция: появление книги - рукописные книги.
- Сейчас мы сделаем остановку на очень интересной станции «Рукописные книги» и узнаем, как же они создавались?
- Первые книги были рукописными. На изделие одной книги уходило целое стадо баранов. Писали её от руки несколько лет. Книги из пергамента были очень дорогие. Старинные книги часто украшались декоративными элементами и буквицами, придуманными и нарисованными от руки. В рисунках использовались растительные и животные элементы. Обложку изготавливали из древесины, сверху покрывали кожей. Книги оснащали обвязками и зажимами, чтобы удержать плохо формирующийся пергамент. Вспомните теперь, как выглядели старинные книги: мощные и с загадочными зажимами! Уже в позднем Средневековье появились общественные библиотеки. Тогда для предотвращения воровства ценных книг, их приковывали к столу или к книжной полке!
Книги, как правило, переписывали в монастырях. Это был очень длительный и кропотливый процесс. В XIII веке появились первые университеты, и, как следствие, спрос на книги значительно возрос. Тогда начали по-новому копировать книги: их делили на отдельные листы и выдавали копировщиками. Так процесс производства книг значительно ускорился.
3 станция: появление книгопечатания.
-Затем появился новый материал, который намного тоньше пергамента. На нём было очень просто писать. Это – бумага. Рецепт изготовления бумаги придумали в Китае. Этой диковиной восхищались все страны, но китайцы держали в тайне чудесный способ. Только через века Европа узнала, как делать это чудо. На Руси тоже стали создавать книги из бумаги, но они были рукописными. Появлению письменности славяне обязаны святым апостолам Кириллу и Мефодию. История поставила их имена в ряд величайших сыновей человечества. В 863 году по распоряжению императора Михаила братьям поручили отправиться в славянскую Моравию для обучения местных жителей богослужению на славянском языке. Первые рукописные книги на Руси появились в 10 веке. Книг было мало, и стоили они дорого, ценились на вес золота. Чтобы книги лучше сохранялись, переплёты делались из деревянных дощечек. Их обтягивали тонкой кожей или дорогой материей.
-Первые печатные книги появились в Германии. Современный способ книгопечатания изобрёл немец Иоганн Гуттенберг.
-На Руси первопечатником стал Иван Фёдоров. Первая русская печатная книга - “Апостол” – была выпущена 1 марта 1564 года. К книгам относились бережно, они были доступны не для всех, стоили книги очень дорого и были в единственном экземпляре.
Динамическая пауза.
- Прежде чем мы выполнять работу, давайте немного разомнёмся и взбодримся. (презентация – физкультминутка)
4 станция: Что такое буквица?
-Наша следующая остановка- стация «Буквица». Кто может сказать, что это такое?
(Первая буква в тексте).
-Буквица – это древнейший элемент оформления текста. История возникновения буквицы тесно связана с историей письменности. В самых первых древнерусских рукописях X - XI вв., сделанных в виде надписей на камне, пергаменных и берестяных грамот, рукописных книг, в качестве украшения использовалась буквица. Буквицу ставили в начале текста, делали ее большого размера и богато расцвечивали разнообразным орнаментом. Причем с развитием письменности изменялся и вид оформления буквицы. Буквица (или инициал) - крупная, отличная от прочих, первая буква главы, раздела или целой книги.
-Художник-график стремится выделить первую букву, чтобы читатель обратил на неё внимание. Она первая, поэтому ей особый почёт и уважение! Буквицы украшались растительным орнаментом, изображениями животных или птиц, использовался плетёный стиль. Часто в орнаменте использовались изображения животных или птиц. Буквы украшались звериными головами, изображением двугорбого верблюда, оседланного коня, барсов, змеи, медведей, львицы, кошки, собаки, волка, единорога, фазана, журавля, сокола или ястреба, ворона в пасти волка.
- С начала XV века развиваются два новых стиля оформления буквицы жгутовый или плетеный и растительный. Буквицы плетеного периода как бы стянуты в разных частях узлами.
В древние времена буквицу выделяли красным цветом, который назывался киноварь (оттенок красного цвета). Красная буквица бросалась в глаза и привлекала читателя. Отсюда и пошло выражение, которые вы уже слышали на уроке русского языка: «Пишем с красной строки…» (т.е. с первой, или с новой строки, с начала абзаца).
- Таким образом, ребята, буквица служит не только для оформления текста, но и символизирует его начало. И если раньше процесс создания буквицы мог занимать несколько дней, и ее созданием занимались люди специальных профессий, то сейчас современная технология позволяет любому человеку создать буквицу на компьютере. Современные художники-графики часто используют мотивы старинных книг в своей работе.
-Например, широко известны декоративные картинки с рисунком буквицы Т.Мавриной, в которых художница помещает изображения главных героев сказок. Наверное, в большей степени известности Татьяна Маврина достигла благодаря изображению именно сказочных животных. Всем с детства известны её кот-баюн, сказочные петухи, чудища и т.д. В изображении этих непростых животных фантастика смешивается с реальной жизнью. Одной из первых книг, которую иллюстрировала Т. А. Маврина, была "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях". Увлечение А. С. Пушкиным осталось на всю жизнь. Изящные буквы, заставки, украшения, естественно сочетающиеся с сюжетными иллюстрациями, придают оформлению книги цельность и стилевое единство, отвечающее поэтической цельности сказок А. С. Пушкина. В нарядной красочности иллюстраций Т. А. Мавриной можно увидеть обаяние народного искусства. Творчество Т. А. Мавриной помогает раскрыть неисчерпаемое богатство народной эстетики, ощутить национальную основу фольклора.
5 станция: создание эскиза своей буквицы
-Сегодня ваша задача будет немного пофантазировать и представить свою буквицу, нарисовать первую букву названия литературного произведения.
-У нас в кабинете три колонки, я предлагаю представителям от ваших колонок выбрать тему буквицы.
(Дети выбирают карточки: сказки А.С.Пушкина, басни И.А.Крылова, русские народные сказки)
-А теперь приступаем к выполнению практического задания. Для начала нам необходимо вспомнить, как сделать хорошую и красивую композицию? Сначала нужно решить, как расположить лист бумаги (горизонтально или вертикально)? Не забывайте и об остальных правилах композиции: чтобы вашу букву не приходилось рассматривать «под микроскопом» и она «не вываливалась» за края листа!
Букву лучше сделать объёмной, широкой, чтобы можно было её украсить, заштриховать, придумать геометрический узор или орнамент, добавить сюжетный рисунок.
-Прежде чем вы начнете работать, посмотрите, какие «литературные» буквицы получились у ваших ровесников в прошлые годы. Угадаете ли произведения, к каким ребята придумали свои композиции?
(Произведения зарубежных писателей)
-Словом, творите и фантазируйте! Приступаем!
(Выполнение рисунка буквицы. Во время работы включается классическая инструментальная музыка, что настраивает ребят на творческий лад).
3. Заключительная часть урока.
1) Подведение итога урока.
- Мы познакомились с историей появления буквицы, этого замечательного элемента в оформлении книг Декоративно- сюжетная композиция буквиц позволяет показать разные события в одном рисунке. Силуэт, линия, цвет- все художественные средства помогают зрителю осмыслить содержание литературного произведения.
2) Рефлексия.
-Что, на ваш взгляд, было самым интересным, трудным, над чем нужно ещё поработать? Ребята, посмотрите на доску: там нарисована буква «К». К какому произведению может подойти такая буквица? Какой герой изображен?
(Карлсон, который живет на крыше)
-Ребята, а эта буква «К» обозначает не только название произведения Астрид Линдгрен. Догадайтесь, как одним словом назвать всех нас?! (класс)
Буква «К» - это буквица в слове класс, давайте поможем Карлсону, который очень любит варенье. Те, кому наш сегодняшний урок понравился, у кого всё-всё получилось, возьмите со стола красные клубнички и положите в банку для варенья. Те, у кого не всё получалось на уроке – возьмите ягодку зеленую.
(Заполняют лист рефлексии.)
3) Оценочная деятельность.
Выставка работ учащихся. Обсуждение работ – учащиеся рассказывают о своей буквице.
4) Домашнее задание
-Принести акварельные краски, кисти беличьи №1,3,5, палитру бумажную, салфетки бумажные. (Записывают задание в дневник.)
4. Организованный конец урока
-Наш урок подошёл к концу! Спасибо за работу! Вы можете убрать рабочие места.
(Контроль за уборкой рабочего места. Уборка рабочего места.)
Технологическая карта урока изобразительного искусства .
Учреждение: ГБОУ гимназия 631 Приморского района Санкт- Петербурга.
Автор: учитель ИЗО Сигина Екатерина Игоревна.
Название урока | «Эскиз буквицы - элемент оформления книги». | |||
Предмет | ИЗО | |||
Класс | 7 класс | |||
Тип урока | Урок ознакомления с новым материалом | |||
Технологии урока | Урок-путешествие, ИКТ | |||
Образовательная среда урока | Акварель, бумага, кисти, палитра фломастеры; методические таблицы, раздаточный материал. Презентация, мультимедийный проектор. | |||
Цели урока | Главная дидактическая цель урока | учить оформлять букву декоративными элементами. | ||
Обучающие цели | 1. Способствовать знакомству с понятием «буквица» и элементами графического дизайна, используемого в современной полиграфии; 2. Способствовать расширению знаний детей о развитии письменности и создании рукописных книг; использовании мотивов оформления рукописных книг в книгопечатании и современной полиграфии. З. Продолжить формирование навыка работы акварельными красками и разными графическими материалами. | |||
Развивающие цели |
| |||
Воспитывающие цели | 1. Способствовать пробуждению у учащихся эмоционального отклика на произведения искусства и действительности;
| |||
Этапы урока: | время | деятельность | прогнозируемые результаты | |
учителя | ученика | УУД | ||
организационный | 0,5 мин | Приветствие, знакомство с учащимися, проверка готовности к уроку, мотивация к учебной деятельности, настрой учащихся. | Готовят рабочее место. | Регулятивные УУД: умение организовать свое рабочее место под руководством учителя. |
актуализация имеющихся знаний Объявление целей урока. Повторение изученного ранее. | 3 мин. | Книга- это предмет, который является источником знаний и информации. Книги и в наше время остаются необыкновенным чудом, так как они рассказывают нам обо всём, не нужно даже выходить из дома: побывать на луне, в дальних странах, задуматься, поволноваться, и конечно, посмеяться. Сегодня мы отправимся в путешествие в историческое прошлое книги. | Ответы учащихся. Просматривают презентацию, отвечают на вопросы, высказывают свои предположения. | Познавательные УУД: применение предметных знаний. Коммуникативные УУД: умение высказываться. |
- Что такое книга ? Книга имеет свои секреты. На уроках вы познакомились со структурой книги – строением книги. Какое строение книги? Вспомнить это нам помогут кадры презентации. | ||||
основная часть урока | 15 мин. | Сопровождает учащихся в работе по станциям. 1. станция : история появления письменности. | Просматривают презентацию, отвечают на вопросы, высказывают свои предположения, заполняют таблицу. | Познавательные УУД: умение видеть и слышать; применение предметных знаний. Коммуникативные УУД: умение высказываться. Регулятивные УУД: выполнение учебного задания в соответствии с целью. |
2 станция: появление книги - рукописные книги. | ||||
3 станция: появление книгопечатания | ||||
2 мин. | Динамическая пауза: демонстрирует простейшие физ. упражнения. | Выполняют упражнения по примеру учителя. | Регулятивные УУД: осуществлять правильное чередование труда и отдыха. | |
20 | 4 станция: Что такое буквица? | Просматривают кадры презентации. Выполняют творческое задание акварельными красками, фломастерами. | Регулятивные УУД: выполнение учебного задания в соответствии с целью. Познавательные УУД: применение предметных знаний. | |
5 станция: создание эскиза своей буквицы . | ||||
Заключительная часть урока. Подведение итога Рефлексия. Домашнее задание | 3 мин. 0,5 мин. | Мы познакомились с историей появления буквицы, этого замечательного элемента в оформлении книг Декоративно- сюжетная композиция буквиц позволяет показать разные события в одном рисунке. Силуэт, линия, цвет- все художественные средства помогают зрителю осмыслить содержание литературного произведения. | Отвечают на вопросы, высказывают свои мнения. | Регулятивные УУД: выполнение учебного задания в соответствии с целью. Познавательные УУД: применение предметных знаний. Коммуникативные УУД: умение высказываться. Регулятивные УУД: выполнение учебного задания в соответствии с целью. |
Что, на ваш взгляд, было самым интересным, трудным, над чем нужно ещё поработать? | Отвечают на вопросы. Заполняют лист рефлексии. | |||
Оценочная деятельность. Выставка работ учащихся. | Обсуждение работ – учащиеся рассказывают о своей буквице. | |||
Принести акварельные краски, кисти беличьи №1,3,5, палитру бумажную, салфетки бумажные. | Записывают задание в дневник. | |||
Организованный конец урока | 1 мин. | Благодарность за сотрудничество. Контроль за уборкой рабочего места. | Уборка рабочего места. | Регулятивные УУД: умение освободить свое рабочее место под руководством учителя. |
Источники информации | А.С.Питерских, Г.Е.Гуров Изобразительное искусство «Дизайн и архитектура в жизни человека». Москва «Просвещение 2019». | |||
Приложение | Компьютерная презентация « Появление книги» и «Буквица» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку "Колокольность в музыке и изобразительном искустве"
Презентация к уроку музыки в 5 классе по программе Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой....
Развитие творческой активности на уроках изобразительного искуства
Развитие познавательной активности на уроках изобразительного искусства. Типы уроков. достижения учащихся...
"Рисование элемента оформления книги - буквицы"
В презентации представлен материал о понятии "Буквица"....
Конспект урока "Выполнение эскизов элементов оформления книги. Заставка. Буквицы. Концовка"
Конспект урока в 7-ом классе, включающий беседу по презентации и оформление буквицы обучающимися....
Презентация "Выполнение эскизов элементов оформления книги. Заставка. Буквицы. Концовка"
Презентация с основными элементами оформления книг и поэтапным рисованием буквицы...
КТП по Изобразительному искуству 2 класс
Календарно-тематическое планирование по предмету изобразительное искусство для 2 «Б» класса на 2018-2019 учебный годКалендарно-тематическое планирование в полном объеме соответ...
Жанр изобразительного искуства - портрет Презентация
Презентация к уроку...