Развитие творческой активности на уроках изобразительного искуства
статья по изобразительному искусству (изо) по теме

Тульская Валентина Ивановна

Развитие познавательной активности на уроках изобразительного искусства. Типы уроков. достижения учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_tvorcheskoy_aktivnosti_0.doc114.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Глинновская средняя общеобразовательная школа»

Новооскольского района Белгородской области»                               

Развитие познавательной

 и творческой активности учащихся

 на уроках изобразительного искусства

                                                                         Подготовила:  Тульская Валентина Ивановна,

учитель изобразительного искусства

МБОУ «Глинновская СОШ»

Глинное 2013 

        Программа гармоничного развития личности в нашей стране требует от общеобразовательной школы такой подготовки подрастающего поколения к жизни, чтобы она соответствовала научно-техническому прогрессу, уровню развития современной культуры. Исходя из общих задач воспитания, школьный курс изобразительного искусства ставит своей целью: готовить всесторонне развитых, образованных членов общества, способных принять активное участие в различных отраслях государственной, общественной и хозяйственной жизни страны.

        Для выполнения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

  • Эстетически воспитывать детей, развивать их художественный вкус.
  • Помочь детям познавать окружающий мир, развивать их наблюдательность, приучать логически мыслить, осознавать увиденное.
  • Раскрывать практическое значение рисунка в жизни человека, научить пользоваться рисунком в трудовой деятельности, в общественно полезной работе.
  • Дать учащимся знание элементарных основ реалистического рисунка. Привить навыки и умения в изобразительном искусстве, ознакомить с основными техническими приемами работы. Привить любовь к труду, воспитать аккуратность и настойчивость в работе. Развить творческие способности учащихся, дать верное направление их эстетическому восприятию мира. Развить пространственное мышление, образное представление и воображение.
  • Ознакомить школьников с выдающимися произведениями русского и мирового изобразительного искусства. Привить интерес и любовь к изобразительной деятельности.

        Преподавание изобразительного искусства в школе должно помогать детям познавать окружающую действительность, видеть и понимать прекрасное в человеческих отношениях, формировать стремление заботиться о красоте своего края, дома, своего облика. Мы должны заботиться, чтобы не было одностороннего воспитания. Ребенок должен научиться видеть разные стороны нашей действительности. В основе методики обучения должны лежать разнообразные педагогические и образовательные технологии. Подходя к подготовке любого урока по изобразительному искусству,  учитываю не только возраст детей, но и их способности. Одной из главных задач преподавания искусства является развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, осознания своих внутренних переживаний. Для этого художественная деятельность школьников на уроках изобразительного искусства должна находить разнообразные формы выражения:

  • изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению);
  • декоративная и конструктивная работа;
  • восприятие явлений действительности и произведений искусства;
  • обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках;
  • изучение художественного наследия;
  • подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;
  • прослушивание, музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

    Систематическое освоение художественного наследия поможет учащимся осознавать искусство как духовную летопись человечества, как познание человеком отношения к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа. Поэтому уроки изобразительного искусства должны быть наиболее разнообразными и современно-технологичными. Большое значение для проведения современного познавательного урока имеет его жанр. Жанр урока искусства является органичной частью художественной педагогики. Урок изобразительного искусства может быть представлен в жанре урока - путешествия, урока - прогулки, урока – спектакля, урока – викторины, урока - импровизации, деловой или ролевой игры, интервью. Возможен урок-репортаж из музея, с выставки, панорама. На таких уроках прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, технологией.

Примеры проведения уроков:

 Урок – прогулка/путешествие. Данный урок можно провести по знаменитым местам, рассматривая архитектуру, скульптуру, парковые зоны с их ландшафтами. На таком уроке учащиеся знакомятся с культурным наследием своего города, страны, через архитектуру и скульптуру они узнают новые имена архитекторов и скульпторов. Во  время прогулки/путешествия ребята могут выполнять зарисовки или наброски (в зависимости от времени отведенного на данный урок и его темы) или задание может быть выполнено на следующем уроке по воспоминаниям. Примером такого урока может быть урок в 5 классе по теме «Убранство и внутренний интерьер русской избы». На уроках,  связанных с этой темой мы с ребятами изучаем и выполняем эскизы архитектурных деталей памятников народного деревянного зодчества. С учащимися проводится беседа, в ходе которой рассматриваются характерные детали и фрагменты построек деревянной архитектуры: причелины,  охлупень, конь, наличники, ставни . Здесь же проводится словарная работа.

Урок – панорама. Этот урок может проходить так же после предварительного домашнего задания или вместе с детьми на уроке, по заготовленным учителем репродукциям картин на определенную тему, предметов декоративно-прикладного искусства или работ учащихся. Ярким примером такого урока могут быть уроки по темам «Пейзаж – большой мир. Организация изображаемого пространства. Пейзаж – настроение. Природа и художник. Городской пейзаж» в 6 классе, на которых можно раскрыть образный и содержательный смысл понятия «Пейзажная живопись». 

Урок – викторина. На таком уроке учащиеся разбиваются на команды или работают индивидуально, проявляют свои знания в области жанров, видов, стилей изобразительного искусства, знание художников и их картин, показывают свои умения и знания в изобразительном искусстве, музыки, литературы. Ребята отвечают на вопросы, подготовленные учителем, выполняют определенные задания, а для командных викторин самостоятельно заготавливают вопросы. Один из таких уроков можно провести в 5 классе как итоговый урок «Роль народных художественных промыслов в современной жизни человека и общества». В ходе урока ребята с помощью различных вопросов с удовольствием разгадывают кроссворд.

 Урока - игра. Здесь учащиеся становятся дизайнерами, художниками - оформителями при изучении нового материала. Очень интересно проходили уроки в 9 классе посвящённые вопросам моды. Темы уроков: «Мода – культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды. Мой костюм – мой облик. Дизайн современной одежды». Учащиеся с удовольствием разрабатывают модели одежд для бумажных кукол. 

Урок – репортаж с выставки. Данный урок проводится после посещения детьми музея или выставки, где используется предварительное домашнее задание. Учащиеся подготавливают репортаж по теме о выставке, музее, дополняя свой рассказ рисунками, фотографиями, репродукциями, подбирают музыку, стихи. Здесь можно использовать СD –диски «Шедевры русской живописи».

 Уроки-конкурсы «конкурсы эрудитов»: на уроках ведется опрос в игровой соревновательной форме. В ходе урока подводятся итоги, как усвоен материал теоретический, практический. Играя, повторять, запоминать, строить рисунок, искать ошибки, быстро с помощью аппликации справляться с заданиями.

 Уроки-познания: учащиеся пополняют свой багаж новыми знаниями, терминами, техникой исполнения, изобразительной грамотностью. 

Уроки-тесты: учащимся предлагается выбрать правильный ответ из трех-пяти предложенных вариантов. 

Уроки-знакомства с различными техниками: лепка, чеканка, коллаж, аппликация, аэрография, граттаж, фитографика, витраж, квилинг и прочее, позволяет учащимся почувствовать материал, создать свое, проявляя фантазию. Одна из главных задач таких занятий – помочь детям познавать окружающую действительность, развивать наблюдательность, научить правильно видеть, развивать мышление, воображение и творческие возможности ребенка.

     Интересны и познавательны для учащихся интегрированные уроки. Хочется только отметить, что при интеграции уроков ИЗО происходит использование потенциала нескольких учебных дисциплин, открываются дополнительные возможности для решения учебных и воспитательных задач, уплотнение количества информации в уроке и мыслительной деятельности учеников по усвоению этой информации. Происходит показ огромных информационных ресурсов, которыми может пользоваться ученик, если установит интегрированные связи между учебными предметами. Хочу отметить, что на интегрированных уроках, которые  провожу совместно с другими  учителями нашей школы, дети не только получают психологическую разгрузку, они учатся творчески подходить к учебному процессу, использовать наряду с интеллектуальными - свои художественные возможности.  Во время интегрированных уроков каждый ребенок задействован активной, творческой работой. Он может реализовать себя во время урока несколько раз, как в интеллектуальной, так и в художественной деятельности. Очень интересно проходят интегрированные уроки: ИЗО + Музыка, ИЗО + История, ИЗО + математика. Совместно с учителем математики мною был разработан и опубликован в сборнике «Продуктивный педагогический опыт» интегрированный урок «Симметричный мир вокруг нас».  Интересна такая проблема как развитие познавательной и творческой активности на уроках ИЗО с применением ЭВМ. Процесс обучения изобразительному искусству школьников может быть эффективным, познавательным и интересным если при объяснении определенных заданий будет использован компьютер, так как:

  • его использование оптимизирует деятельность учителя;
  • применение цвета, графики, звука, современных средств видеотехники позволяет моделировать различие ситуации и среды, развивая при этом творческие и познавательные способности учащихся;
  • он позволяет усилить познавательные интересы ученика

         В своей практике  также стараюсь применять на уроках ИЗО информационные технологии. На таких уроках ребята знакомятся и работают в графическом редакторе PAINT.

Одной из эффективных форм внеклассной работы, повышающей интерес школьников к изобразительному искусству, является предметная неделя, которая ежегодно проводится в школе по плану. По итогам недели учащиеся получают грамоты школьной детской организации и сладкие призы.

Неделя ИЗО проводится как заранее подготовленное мероприятие, пробуждающее интерес к искусству, его истории, произведениям великих мастеров. Это и возможность обратиться к национальной культуре и народным традициям.

Предметная неделя становится и поводом ещё раз задуматься над вопросом о месте искусства в жизни человека, жизни каждого из нас.

Итогом работы могут служить следующие достижения учащихся:

Малышенков Андрей – призёр районного конкурса рисунков «Красота Божьего мира»;

Гуслистова Кристина – призёр районного конкурса «Цветы, как признанье» в номинации «Креативный букет»;

Чиркова Лилия – призёр районного конкурса рисунков «Наш мир»;

Забабурина Анна– призёр районного конкурса декоративно-прикладного творчества «Божий мир»;

  Кравцов Владислав – победитель, Малышенков Кирилл, Матвеева София, Ткаленко Адэлина – призёры районного конкурса детского художественного творчества, посвящённого 100-летию со дня рождения С. Михалкова в номинации «Изобразительное искусство»;

Матвеева София – призёр районного конкурса декоративно-прикладного творчества «Рукотворная краса Белогорья» в номинации «Народные промыслы»;

Ткаленко Адэлина– призёр районного конкурса декоративно-прикладного творчества и изобразительного искусства в номинации «Лепка из глины»;

Бурцева Эльвира– призёр районной акции «Берегите первоцветы» в номинации «Плакат»;

       Своё выступление хочу закончить словами К.А. Феоктистовой: «Занятия художественной деятельностью оказывает на школьников значительное психотерапевтическое воздействие, снимая нервно-психологическое напряжение, вызванное другими предметами. Игры, применяемые на уроках ИЗО и музыки, не только сохраняют здоровье детей, но и помогают развить творческую свободу, полёт фантазии, пробуждают процессы воображения и представления. Происходит осознание детьми самого себя, своего внутреннего мира».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей на уроках изобразительного искусства

Для развития творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства я использую различные методические приёмы. В преподавании предмета использую федеральную программу 1994 года под реда...

Развитие творческой активности на уроках математики

Ни один школьный предмет не имеет столько возможностей в воспитании мыслящей личности, сколько математика, но для достижения поставленной цели необходимо приобщение учащихся к приобретению знаний. Но ...

Развитие творческой активности на уроках английского языка через коммуникативно - компетентностный подход в обучении в условиях введения ФГОС нового поколения

Коммуникативная компетентность – это сумма знаний, умений, навыков и других характеристик, позволяющих человеку осуществлять деятельность, связанную с использованием языка. Эффективность обучения инос...

Из опыта работы «Развитие творческой активности на уроках технологии в процессе проектной деятельности».

Проектное обучение я рассматриваю, как средство активизации творческой и  познавательной деятельности учащихся, а также как  средство повышения качества образовательного процесса. Любая прое...

"Развитие творческой активности на уроках иностранного языка"

Статья. Как заинтересовать учащихся изучением предмета....

Развитие творческой активности на уроках химии, биологии во внеурочное время

Развитие творческой активности на уроках химии, биологии во внеурочное время...