Рабочая программа изо 5-6 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 10»
РАССМОТРЕНО на методическом объединении Протокол №____ от «___» _________20__г. Руководитель ШМО ___________________ | УТВЕРЖДАЮ Директор МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 10»_________________ /Л.В.Коромыслова / Приказ №113 от 29.08.2016 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по изобразительному искусству
5 – 6 класс
2016-2017 учебный год
Составитель: Якина Анна Олеговна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-7 классов составлена на основе:
- требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, предъявляемых к результатам освоения основной образовательной программы (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» с изменениями и дополнениями Приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. № 1644);
- авторской программы по изобразительному искусству авторской программы Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы», рабочей программы под редакцией Б. М. Неменского «Изобразительное искусство» М., «Просвещение» 2011.
- основных направлений программ, включенных в структуру основной образовательной программы;
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» на уровне основного общего образования составлена с учетом примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобренной Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, Протокол заседания от 8 апреля 2015 г. № 1/15).
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 102 ч для обязательного изучения изобразительного искусства на базовом уровне в 5-7 классах, из расчета 1 ч в неделю. Программа конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение предметных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Реализация программы обеспечивается нормативными документами:
- Федеральным государственным образовательным стандартом
- учебниками (включенными в Федеральный перечень):
- Неменский Б. М. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Учебник для 5 класса. - М.: Просвещение, 2010;
- Неменский Б. М. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь для 5 класса. - М.: Просвещение, 2009;
- Неменский Б. М. Изобразительное искусство в жизни человека. Учебник для 6 класса. - М.: Просвещение, 2010;
- Питерских Л.А., Неменский Б.М. Изобразительное искусство в жизни человека. Дизайн и конструирование. Учебник для 7,8 классов - М.: Просвещение, 2010.
Рабочая программа логически развивает идеи начальной школы, способствует:
- развитию художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
- воспитанию культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
- освоению знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;
- овладению умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
- формированию устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.
Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.
Актуальность программы в том, что она построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, живых примеров из окружающей действительности, краеведческий материал.
В основе программы - эмоционально-деятельностный подход: переживание художественного образа в форме художественных действий. Это реализуется в форме личного творческого опыта. Потому деятельность учащихся строится на основе собственного наблюдения и переживания окружающей реальности.
Культуросозидающая роль программы состоит в познании художественной культуры своего народа, а также в воспитании гражданственности и патриотизма.
Программа предусматривает чередование индивидуальных и коллективных форм деятельности, а также диалогичность и сотворчество учителя и ученика.
Основные формы учебной деятельности — практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.
Цели:
• эстетически воспитывать школьников, формировать духовную культуру и потребность постоянного общения с искусством
Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»:
- формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
- освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;
- формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;
- развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;
- формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;
- развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
- овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки;
- овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно-творческую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств — живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах. Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания, коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности.
Освоение изобразительного искусства в основной школе — продолжение художественно-эстетического образования, воспитания учащихся в начальной школе и опирается на полученный ими художественный опыт.
Программа учитывает традиции российского художественного образования, современные инновационные методы, анализ зарубежных художественно-педагогических практик. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения.
Программа объединяет практические художественно-творческие задания, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности, в единую образовательную структуру образуя условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Программа построена на принципах тематической цельности и последовательности развития курса, предполагает четкость поставленных задач и вариативность их решения. Программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности, диалогичность и сотворчество учителя и ученика.
Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по принципу углубленного изучения каждого вида искусства.
Тема 5 класса — «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» — посвящена изучению группы декоративных искусств, в которых сильна связь с фольклором, с народными корнями искусства. Здесь в наибольшей степени раскрывается свойственный детству наивно-декоративный язык изображения, игровая атмосфера, присущая как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни. При изучении темы этого года необходим акцент на местные, художественные традиции и конкретные промыслы.
Тема 6 и 7 классов — «Изобразительное искусство в жизни человека» — посвящена изучению собственно изобразительного искусства. У учащихся формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок и живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, ребенок сталкивается с его бесконечной изменчивостью в истории искусства. Изучая изменения языка искусства, изменения как будто бы внешние, он на самом деле проникает в сложные духовные процессы, происходящие в обществе и культуре.
Искусство обостряет способность человека чувствовать, сопереживать, входить в чужие миры, учит живому ощущению жизни, дает возможность проникнуть в иной человеческий опыт и этим преобразить жизнь собственную. Понимание искусства — это большая работа, требующая и знаний, и умений.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (п. 11.6 и п. 18.3) предусматривает в основной школе перечень обязательных учебных предметов, курсов, в том числе изучение предмета «Изобразительное искусство». Время, необходимое для изучения предметов, курсов, период их изучения (классы) стандартом не определяются. Предмет «Изобразительное искусство» рекомендуется изучать в 5-7 классах в объёме не менее 102 часов (по 34 часов в каждом классе).
Данная рабочая программа решает также задачи художественного труда и может рассматриваться как интегрированная программа «Изобразительное искусство и художественный труд».
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувство гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, многообразию, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
- формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
- развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
- освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественной творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
- приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне, приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
- приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках и различных видах визульно-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
- развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусств; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
- осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
- развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»
Выпускник научится: | Выпускник получит возможность научиться: |
Роль искусства и художественной деятельности в жизни человека и общества | |
• понимать роль и место искусства в развитии культуры, ориентироваться в связях искусства с наукой и религией; • осознавать потенциал искусства в познании мира, в формировании отношения к человеку, природным и социальным явлениям; • понимать роль искусства в создании материальной среды обитания человека; • осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной художественно-творческой деятельности, создавать выразительные образы. | • выделять и анализировать авторскую концепцию художественного образа в произведении искусства; • определять эстетические категории «прекрасное» и «безобразное», «комическое» и «трагическое» и др. в произведениях пластических искусств и использовать эти знания на практике; • различать произведения разных эпох, художественных стилей; • различать работы великих мастеров по художественной манере (по манере письма). |
Духовно-нравственные проблемы жизни и искусства | |
• понимать связи искусства с всемирной историей и историей Отечества; • осознавать роль искусства в формировании мировоззрения, в развитии религиозных представлений и в передаче духовно-нравственного опыта поколений; • осмысливать на основе произведений искусства морально-нравственную позицию автора и давать ей оценку, соотнося с собственной позицией; • передавать в собственной художественной деятельности красоту мира, выражать своё отношение к негативным явлениям жизни и искусства; • осознавать важность сохранения художественных ценностей для последующих поколений, роль художественных музеев в жизни страны, края, города. | • понимать гражданское подвижничество художника в выявлении положительных и отрицательных сторон жизни в художественном образе; • осознавать необходимость развитого эстетического вкуса в жизни современного человека; • понимать специфику ориентированности отечественного искусства на приоритет этического над эстетическим. |
Язык пластических искусств и художественный образ | |
• эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного языка; • понимать роль художественного образа и понятия «выразительность» в искусстве; • создавать композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве, используя выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла в живописи, скульптуре, графике; • создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры, характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека; • наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать геометрическую форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании; • использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения изделий и предметов быта, ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий). | • анализировать и высказывать суждение о своей творческой работе и работе одноклассников; • понимать и использовать в художественной работе материалы и средства художественной выразительности, соответствующие замыслу; • анализировать средства выразительности, используемые художниками, скульпторами, архитекторами, дизайнерами для создания художественного образа. |
Виды и жанры изобразительного искусства | |
• различать виды изобразительного искусства (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла; • различать виды декоративно-прикладных искусств, понимать их специфику; • различать жанры изобразительного искусства (портрет, пейзаж, натюрморт, бытовой, исторический, батальный жанры) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла. | • определять шедевры национального и мирового изобразительного искусства; • понимать историческую ретроспективу становления жанров пластических искусств. |
Изобразительная природа фотографии, театра, кино | |
• определять жанры и особенности художественной фотографии, её отличие от картины и нехудожественной фотографии; • понимать особенности визуального художественного образа в театре и кино; • применять полученные знания при создании декораций, костюмов и грима для школьного спектакля (при наличии в школе технических возможностей — для школьного фильма); • применять компьютерные технологии в собственной художественно-творческой деятельности (PowerPoint, Photoshop и др.). | • использовать средства художественной выразительности в собственных фотоработах; • применять в работе над цифровой фотографией технические средства Photoshop; • понимать и анализировать выразительность и соответствие авторскому замыслу сценографии, костюмов, грима после просмотра спектакля; • понимать и анализировать раскадровку, реквизит, костюмы и грим после просмотра художественного фильма. |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
5 класс
«ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА» (34 часа)
Многообразие декоративно-прикладного искусства (народное традиционное, классическое, современное), специфика образно-символического языка, социально-коммуникативной роли в обществе.
Образно-символический язык народного (крестьянского) прикладного искусства. Картина мира в образном строе бытового крестьянского искусства.
Народные промыслы – современная форма бытования народной традиции, наше национальное достояние. Местные художественные традиции и конкретные художественные промыслы.
Декоративно-прикладное искусство Древнего Египта, средневековой Западной Европы, Франции ХVII века (эпоха барокко). Декоративно-прикладное искусство в классовом обществе (его социальная роль).
Выставочное декоративное искусство – область дерзкого, смелого эксперимента, поиска нового выразительного, образного языка. Профессионализм современного художника декоративно-прикладного искусства.
Индивидуальные и коллективные практические творческие работы.
Древние корни народного искусства (8 часов)
Истоки образного языка декоративно-прикладного искусства. Крестьянское прикладное искусство – уникальное явление духовной жизни народа. Связь крестьянского искусства с природой, бытом, трудом, эпосом, мировосприятием земледельца.
Условно-символический язык крестьянского прикладного искусства. Форма и цвет как знаки, символизирующие идею целостности мира в единстве космоса-неба, земли и подземно-подводного мира, а также идею вечного развития и обновления природы.
Разные виды народного прикладного искусства: резьба и роспись по дереву, вышивка, народный костюм.
Древние образы в народном искусстве.
Убранство русской избы.
Внутренний мир русской избы.
Конструкция и декор предметов народного быта.
Русская народная вышивка.
Народный праздничный костюм.
Народные праздничные обряды.
Связь времен в народном искусстве (8 часов)
Формы бытования народных традиций в современной жизни. Общность современных традиционных художественных промыслов России, их истоки.
Главные отличительные признаки изделий традиционных художественных промыслов (форма, материал, особенности росписи, цветовой строй, приемы письма, элементы орнамента). Следование традиции и высокий профессионализм современных мастеров художественных промыслов.
Единство материалов, формы и декора, конструктивных декоративных изобразительных элементов в произведениях народных художественных промыслов.
Древние образы в современных народных игрушках.
Искусство Гжели.
Городецкая роспись.
Хохлома.
Жостово. Роспись по металлу.
Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте.
Роль народных художественных промыслов в современной жизни.
Декор — человек, общество, время (10 часов)
Роль декоративных искусств в жизни общества, в различении людей по социальной принадлежности, в выявлении определенных общностей людей. Декор вещи как социальный знак, выявляющий, подчеркивающий место человека в обществе.
Выявление господствующих идей, условий жизни людей разных стран и эпох на образный строй произведений декоративно-прикладного искусства.
Особенности декоративно-прикладного искусства Древнего Египта, Китая, Западной Европы ХVII века.
Зачем людям украшения.
Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.
Одежда «говорит» о человеке.
О чём рассказывают нам гербы и эмблемы.
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества.
Декоративное искусство в современном мире (9 часов)
Разнообразие современного декоративно-прикладного искусства (керамика, стекло, металл, гобелен, батик и многое другое). Новые черты современного искусства. Выставочное и массовое декоративно-прикладное искусство.
Тяготение современного художника к ассоциативному формотворчеству, фантастической декоративности, ансамблевому единству предметов, полному раскрытию творческой индивидуальности. Смелое экспериментирование с материалом, формой, цветом, фактурой.
Коллективная работа в конкретном материале – от замысла до воплощения.
Современное выставочное искусство.
Ты сам — мастер.
6 класс
«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА» (34 часа)
Роль и значение изобразительного искусства в жизни человека. Понятия «художественный образ» и «зрительный образ мира». Изменчивость восприятия картины мира. Искусство изображения как способ художественного познания. Культуростроительная роль изобразительного искусства, выражение ценностного отношения к миру через искусство. Изменчивость языка изобразительного искусства как части процесса развития общечеловеческой культуры. Различные виды восприятия произведений искусства.
Виды изобразительного искусства и основы его образного языка.
Жанры в изобразительном искусстве. Натюрморт. Пейзаж. Портрет. Восприятие искусства.
Шедевры русского и зарубежного изобразительного искусства.
Индивидуальные и коллективные практические творческие работы.
Виды изобразительного искусства и основы образного языка (8 часов)
Основы представлений о языке изобразительного искусства. Все элементы и средства этого языка служат для передачи значимых смыслов, являются изобразительным способом выражения содержания.
Художник, изображая видимый мир, рассказывает о своем восприятии жизни, а зритель при сформированных зрительских умениях понимает произведение искусства через сопереживание его образному содержанию.
Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств.
Художественные материалы.
Рисунок — основа изобразительного творчества.
Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий.
Пятно как средство выражения. Ритм пятен.
Цвет. Основы цветоведения.
Цвет в произведениях живописи.
Объемные изображения в скульптуре.
Основы языка изображения.
Мир наших вещей. Натюрморт (8 часов)
История развития жанра «натюрморт» в контексте развития художественной культуры.
Натюрморт как отражение мировоззрения художника, живущего в определенное время, и как творческая лаборатория художника.
Особенности выражения содержания натюрморта в графике и в живописи.
Художественно-выразительные средства изображения предметного мира (композиция, перспектива, форма, объем, свет).
Реальность и фантазия в творчестве художника.
Изображение предметного мира — натюрморт.
Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.
Изображение объема на плоскости и линейная перспектива.
Освещение. Свет и тень.
Натюрморт в графике.
Цвет в натюрморте.
Выразительные возможности натюрморта.
Вглядываясь в человека. Портрет (10 часов)
Приобщение к культурному наследию человечества через знакомство с искусством портрета разных эпох. Содержание портрета – интерес к личности, наделенной индивидуальными качествами. Сходство портретируемого внешнее и внутреннее.
Художественно-выразительные средства портрета (композиция, ритм, форма, линия, объем, свет).
Портрет как способ наблюдения человека и понимания его.
Образ человека — главная тема в искусстве.
Конструкция головы человека и ее основные пропорции.
Изображение головы человека в пространстве.
Портрет в скульптуре.
Графический портретный рисунок.
Сатирические образы человека.
Образные возможности освещения в портрете.
Роль цвета в портрете.
Великие портретисты прошлого.
Портрет в изобразительном искусстве XX века.
Человек и пространство. Пейзаж (8 часов)
Жанры в изобразительном искусстве.
Жанр пейзажа как изображение пространства, как отражение впечатлений и переживаний художника.
Историческое развитие жанра. Основные вехи в развитии жанра пейзажа.
Образ природы в произведениях русских и зарубежных художников-пейзажистов.
Виды пейзажей.
Особенности образно-выразительного языка пейзажа. Мотив пейзажа. Точка зрения и линия горизонта. Линейная и воздушная перспектива. Пейзаж настроения.
Жанры в изобразительном искусстве.
Изображение пространства.
Правила построения перспективы. Воздушная перспектива.
Пейзаж — большой мир.
Пейзаж настроения. Природа и художник.
Пейзаж в русской живописи.
Пейзаж в графике.
Городской пейзаж.
Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.
7 класс
«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА» (34 часа)
Продолжение учебного материала 6 класса, посвященного основам изобразительного искусства. Развитие жанров тематической картины в истории искусства: роль в истории искусства в понимании людьми образа своего прошлого, в образном и ценностном понимании окружающего мира. Место искусства в развитии самосознания народа и образных его представлений о жизни народов мира. Изменение языка изображения как выражение изменений ценностного понимания и видения мира. Знакомство с проблемами художественной жизни ХХ в., с множественностью одновременных и очень разных процессов в искусстве.
Практическая творческая художественная деятельность учащихся. Выявление личностных ценностно-смысловых ориентаций, эффективное решение познавательных, регулятивных задач, сотрудничество и навыки самоорганизации.
Изображение фигуры человека и образ человека (8 часов)
Изображение человека в графике, живописи, скульптуре. Пропорция и строение фигуры человека.
Изображение человека в истории искусства разных эпох. Образ человека в европейском и русском искусстве, в современном мире.
Изображение фигуры человека в истории искусства.
Пропорции и строение фигуры человека.
Лепка фигуры человека.
Набросок фигуры человека с натуры.
Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве.
Поэзия повседневности (8 часов)
Изображение обыденной жизни людей в истории искусства.
Бытовой жанр в изобразительном искусстве и его значение в понимании истории человечества и современной жизни человека. Выражение мировоззрения и общественных идеалов в изображении повседневной жизни в искусстве разных эпох и народов. Поэзия понимания мира и себя в этом мире.
Углубление и развитие композиционного мышления: представления о целостности композиции, об образных возможностях изобразительного искусства и особенностях его метаморфического строя.
Знакомство с классическими произведениями, составляющими золотой фонд мирового и отечественного искусства.
Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов.
Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры.
Сюжет и содержание в картине.
Жизнь каждого дня — большая тема в искусстве.
Жизнь в моем городе в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре).
Праздник и карнавал в изобразительном искусстве (тема праздника в бытовом жанре).
Великие темы жизни (10 часов)
Историческая тема в искусстве как изображение наиболее значительных событий в жизни общества.
Мифологические и библейские темы в искусстве и их особое значение в развитии самосознания общества.
Тематическая картина как обобщенный и целостный образ, как результат наблюдений и размышлений художника над жизнью.
Историческая картина в европейском и русском искусстве. Значение исторической картины в становлении национального самосознания.
Монументальная скульптура и образ истории народа. Место и роль картины в искусстве ХХ века. Проблемы современного развития изобразительного искусства.
Исторические и мифологические темы в искусстве разных эпох.
Тематическая картина в русском искусстве XIX века.
Процесс работы над тематической картиной.
Библейские темы в изобразительном искусстве.
Монументальная скульптура и образ истории народа.
Место и роль картины в искусстве XX века.
Реальность жизни и художественный образ (8 часов)
Обобщение и систематизация полученных знаний и представлений об искусстве. Главная задача обучения искусству – живое, эмоциональное, глубокое восприятие изобразительного искусства ради нового понимания и богатого переживания жизни.
Создание коллективных или индивидуальных творческих проектов.
Искусство иллюстрации. Слово и изображение.
Зрительские умения и их значение для современного человека.
История искусства и история человечества. Стиль и направление в изобразительном искусстве.
Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре.
Художественно-творческие проекты.
Учебно - тематическое планирование 5 класс
№ | Тема | Кол – во часов |
1 четверть 8 часов | ||
1 | Древние образы в народном искусстве | 1 |
2 | Убранство русской избы | 1 |
3 | Внутренний мир русской избы | 1 |
4 | Конструкция и декор предметов народного быта | 1 |
5 | Русская народная вшивка | 1 |
6 | Народный праздничный костюм | 2 |
7 | Народные праздничные обряды | 1 |
2 четверть 8 часов | ||
8 | Древние образы в современных народных игрушках | 2 |
9 | Искусство Гжели | 1 |
10 | Городецкая роспись | 1 |
11 | Хохлома | 1 |
12 | Щепа. Роспись по лубу и дереву. Теснение и резьба по бересте | 1 |
13 | Жостово. Роспись по металлу | 1 |
14 | Роль народных художественных промыслов в современной жизни | 1 |
3 четверть 10 часов | ||
15 | Зачем людям украшение | 2 |
16 | Роль декоративного искусства в жизни древнего общества | 2 |
17 | Одежда «говорит» о человеке | 2 |
18 | О чем рассказывают нам гербы и эмблемы | 2 |
19 | Роль декоративного искусства в жизни человека и общества | 2 |
4 четверть 8 часов | ||
23 | Современное выставочное искусство | 1 |
24 | Ты сам – мастер | 7 |
Итого часов 34 |
Учебно - тематическое планирование 6 класс
№ | Тема | Кол – во часов |
1 четверть 8 часов | ||
1 | Изобразительное искусство в семье пластических искусств | 1 |
2 | Рисунок – основа изобразительного творчества. Линия и ее выразительные возможности | 1 |
3 | Пятно, как средство выражения. Композиция, как ритм пятен | 1 |
4 | Объем – основа языка скульптуры | 1 |
5 | Черное и белое основа языка графики | 1 |
6 | Цвет. Основа цветоведения | 1 |
7 | Цвет – основа языка живописи | 1 |
2 четверть 8 часов | ||
8 | Реальность и фантазия в творчестве художника | 1 |
9 | Изображение предметного мира – натюрморт | 1 |
10 | Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира. | 1 |
11 | Изображение предмета на плоскости и линейная перспектива. | 2 |
12 | Освещение. Свет и тень. | 1 |
13 | Натюрморт в графике | 1 |
14 | Цвет в натюрморте | 1 |
3 четверть 10 часов | ||
15 | Образ человека –главная тема искусства | 1 |
16 | Конструкция головы человека и ее пропорции | 1 |
17 | Изображение головы человека в пространстве | 1 |
18 | Графический портретный рисунок и выразительность образа человека | 1 |
19 | Портрет в скульптуре | 1 |
20 | Сатирические образы человека | 1 |
21 | Образные возможности освещения в портрете | 1 |
22 | Портрет в живописи | 1 |
23 | Роль цвета в портрете | 1 |
24 | Великие портретисты | 1 |
4 четверть 8 часов | ||
25 | Жанры в изобразительном искусстве | 1 |
26 | Изображение пространства | 1 |
27 | Правила линейной перспективы | 2 |
28 | Пейзаж – большой мир. Организация пространства | 1 |
29 | Пейзаж – настроение. Природа и художник. | 1 |
28 | Городской пейзаж | 1 |
29 | Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл | 1 |
Итого часов 34 |
Литература:
Учебно-методический комплект под редакцией Б.М.Неменского:
Учебники:
5 класс - Декоративно-прикладное искусство в жизни человека (авт. Горяева Н. А., Островская О. В.);
6 класс - «Изобразительное искусство в жизни человека» (авт. Неменская Л.А.),
7 класс – «Изобразительное искусство в жизни человека» (авт. Неменская Л.А.),
Пособие для учителей
- Н. А. Горяева. «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство. Методическое пособие. 5 класс» под редакцией Б. М. Неменского. Москва, «Просвещение», 2009 г
- Н. А. Горяева. «Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. Методическое пособие. 6 класс» под редакцией Б. М. Неменского. Москва, «Просвещение», 2010 г
- Г. Е. Гуров, А. С. Питерских. «Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. Методическое пособие. 7-8 класс». Москва, «Просвещение», 2010 г
Дополнительная литература.
а) дополнительная литература для учителя:
Комарова Т. С., Савенков А. И. Коллективное творчество детей. – М.: Российское педагогическое агентство, 1998.
Комарова Т. С. Народное искусство в воспитании детей. – М.: Российское педагогическое агентство, 1997.
Курочкина Н. А. Детям о книжной графике. – СПб.: Акцидент, 1997.
Курочкина Н. А. Знакомство с натюрмортом. – СПб.: Акцидент, 1998.
Курочкина Н. А. Дети и пейзажная живопись. Времена года. Учимся видеть, ценить, создавать красоту. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003
Лялина Л. А. Дизайн и дети: Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
Основы рисунка. - М.: АСТ, 2004.
Свиридова О. В. Изобразительное искусство. 5-8 классы: проверочные и контрольные тесты. – Волгоград: Учитель, 2008.
б) дополнительная литература для учащихся:
Порте П. Учимся рисовать человека / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005.- 123 с.
Ушакова О. Д. Великие художники: Справочник школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2004.
Интернет-ресурсы, которые могут быть использованы учителем и учащимися для подготовки уроков, сообщений, докладов и рефератов
http://school-collection.edu.ru/
http://festival.1september.ru/
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Печатные пособия:
- таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента, по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству.
Учебно-практическое оборудование:
- краски акварельные;
- краски гуашевые;
- тушь;
- бумага А4;
- фломастеры;
- кисти;
- емкости для воды;
- стеки;
- пластилин;
- клей;
- ножницы.
Модели и натурный фонд:
- изделия декоративно-прикладного искусства.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса
учащиеся должны знать:
- Истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
- Особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов традиционных образов, мотивов, сюжетов);
- Семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);
- Несколько народных художественных промыслов России, различать их по характеру росписи, пользоваться приемами художественного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец,Жостово).
учащиеся должны уметь:
- Различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, средневековой Европы, Западной Европы 17в.);
- Различать по материалу, техники исполнения современное декоративно-прикладное искусство (художественное стекло, керамика, ковка, литьё, гобелен и т. д.);
- Выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного)связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора.
учащиеся должны:
- Умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения;
- Передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
- Умело выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
- Создавать художественно-декоративные проекты предметной среды, объединенные единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной эпохи).
Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса:
учащиеся должны знать:
- особенности языка следующих видов изобразительного искусства: живописи, графики, скульптуры;
- основные жанры изобразительного искусства;
- известнейшие музеи свое страны и мира (Третьяковская галерея, Эрмитаж, Русский музей, Лувр, Прадо, Дрезденская галерея), а также местные художественные музеи;
- о выдающихся произведениях скульптуры, живописи, графики;
- о выдающихся произведениях русского изобразительного искусства.
учащиеся должны уметь:
- работать с натуры в живописи и графике над натюрмортом и портретом;
- выбирать наиболее подходящий формат листа при работе над натюрмортом, пейзажем, портретом;
- добиваться тональных и цветовых градаций при передаче объёма;
- передавать при изображении предмета пропорции и характер формы;
- передавать при изображении головы человека (на плоскости и в объёме) пропорции, характер черт, выражение лица;
- передавать пространственные планы в живописи и графике с применением знаний линейной и воздушной перспективы;
- в рисунке с натуры передавать единую точку зрения на группу предметов;
- пользоваться различными графическими техниками
- оформлять выставки работ своего класса в школьных интерьерах.
Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса:
Учащиеся должны знать:
- о жанровой системе в изобразительном искусстве и ее значении для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира, а следовательно, и способов его изображения;
- о роли и истории тематической картины и ее жанровых видах;
-о процессе работы художника над картиной;
- о композиции как целостности и образном строе произведения;
- о поэтической красоте повседневности, раскрываемой в творчестве художников; о роли искусства в утверждении значительности каждого момента жизни человека, в понимании и ощущении человеком своего бытия и красоты мира;
- о роли искусства в создании памятников в честь о больших исторических событиях; о влиянии образа на понимание событий истории;
- о роли художественных образов изо в понимании вечных тем жизни, создании культурного контекста между поколениями, между людьми;
- о роли художественной иллюстрации;
- наиболее значимый ряд великих произведений ИЗО на исторические и библейские темы в отечественном искусстве.
Учащиеся должны уметь:
- применять на практике первичные навыки изображения пропорций и движений фигуры человека с натуры и по представлению;
- владеть материалами живописи графики и лепки на доступном возрасту уровне;
- развивать навыки наблюдательности, способности образного видения окружающей жизни;
- получить творческий опыт в построении тематических композиций;
- получит навыки соотнесения собственных переживаний с контекстами художественной культуры.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
• для восприятия и оценки произведений искусства;
• самостоятельной творческой деятельности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва
В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...
Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...
Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.
Рабочая программа и тематическое планирование 8 класс по русскому языку и литературе...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)
Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...