Методическая разработка по дисциплине ЖИВОПИСЬ «ДЕКОРАТИВНЫЙ НАТЮРМОРТ»
методическая разработка по изобразительному искусству (изо)

Бальжиева Виктория Олеговна

Декоративный натюрморт, как и декоративная живопись в целом – это творческий переход от натуры к решению композиции и воплощению ее в различных материалах. В работе над декоративным натюрмортом можно научиться средствами цвета, ритма объединять разные предметы, видеть не только отдельную вещь на изолированном фоне, а предметы в их взаимосвязи. Декоративный натюрморт – это путь к смелому решению колористических задач. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_dekorativnyy_natyurmort.docx853.35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования

«Курумканская детская школа искусств»

Методическая разработка

по дисциплине ЖИВОПИСЬ 

«ДЕКОРАТИВНЫЙ НАТЮРМОРТ»

Выполнила преподаватель

Изобразительного икскусства

МАУ ДО «Курумканская ДШИ»

Бальжиева Виктория Олеговна

с.Курумкан
2019 г

Содержание

  1. Декоративность в натюрморте
  2. Колорит
  3. Цветовая композиция
  4. Декоративный натюрморт
  5. Технология выполнения декоративного натюрморта.
  6. Обучение декоративному рисованию
  7. Особенности при изучении декоративного натюрморта в классе изобразительного искусства.

Декоративность в натюрморте

Слова «декоративность», «декорация» происходят от латинского слова «decoro», что значит «украшать». Декоративность – особое качество художественной формы, повышающее ее эмоциональную выразительность. Также декоративность можно рассматривать как форму выражения красоты, свойство, глубоко заложенное в эстетическом сознании человека. Не только декоративно – прикладное искусство занимается украшением жизни. Живопись тоже берет на себя такую задачу. Проблема декоративности для живописца состоит в том, что ему нельзя потерять содержательности, глубины и чувства связи с природой, но в тоже время нельзя пренебречь эстетическими требованиями, или, проще говоря, красотой живописи. В системе европейской эстетики нового времени полноценной считается такая живопись, которая синтезирует содержательное и декоративное начало.

Декоративная живопись

Прикладное искусство в течение всей своей истории копило и вбирало, обобщало и шлифовало орнаментальные законы и композицию. В лучших образцах иконописи мы наблюдаем умение художника пользоваться цветовыми контрастами, ограниченным количеством цвета, создавая подлинные шедевры. Изучение этого опыта не только расширяет и обогащает кругозор художника, но и развивает в нем собственный потенциал творчества. Потому что сила настоящего мастерства заключается в том, чтобы уметь органически соединять приемы традиционного народного искусства с новым содержанием, с новыми эстетическими требованиями, уметь расти и развиваться в ногу со временем. Умение создать выразительный образ, тонкий вкус, чувство ритма, цветовой гармонии является важным в произведении декоративного плана.

Декоративная живопись, как и другие виды искусства, является формой отражения реального мира и обладает всеми качествами, характеризующими понятие декоративности. Это и повышенная цветовая гармония, тональное и контрастное решение, плоскость изображения, орнаментальность, условность решения темы и ограниченность в подборе цветов, то есть все то, что неизменно присутствует в народном искусстве. Живописный цвет принадлежит не только миру изображения, но и самой картине – вещи, находящиеся вместе с ним, в нашем пространстве. Картина не только показывает и рассказывает, она украшает наши комнаты. Украшает, кроме всего прочего, нарядностью и богатством своего колорита. Декоративную – «украшательскую» - задачу вполне сознательно может ставить и решать живописец. Для этого обычно подчеркивает в картине не ее сюжетную, повествовательную сторону, не пространство с его глубиной, не материальную объемность вещей, а саму плоскость картины: бегущие по ней узоры четко выделенных контуров, красивые контрасты красок. Цвет чаще всего ложится на такую поверхность ковром, ровным и плотным слоем без светотени и без воздушных расплывов. Обычно он сохраняет определенную связь с цветом изображенных предметов и одежд, с красками природы. но все-таки это уже не реальный предметный цвет, а декоративный – условный и плоскостный, усиленный и измененный для того, чтобы сделать наиболее нарядной, орнаментально красивой саму живописную поверхность. Развитие образного мышления, цветовая культура, смелость композиционных решений – все эти качества необходимы будущему художнику. Занятия декоративной живописью помогут ему глубже понять и тоньше почувствовать всю глубину и красоту народного искусства.

Колорит

Неотъемлемой частью композиции в декоративной работе является колорит. Колорит в живописи представляет собой определенное сочетание цветов, гармонизирующих между собой и обладающих единством. В более узком, профессиональном смысле под колоритом понимают красоту цветовых сочетаний, а также богатство цветовых оттенков. В зависимости от преобладания в нем цветовой гаммы он может быть холодным, теплым, светлым, серебристым, голубоватым и т.п. Колорит воздействует на чувства зрителя, создает настроение в картине и служит важным средством образной и психологической характеристики. Выбирая цвета для декоративного изделия, определяется настроение и характер передаваемой атмосферы. Нужно совершенно осознанно выбрать цвета и краски для работы и добиться с их помощью определенных результатов согласно поставленной цели. Чтобы это получилось именно так, как хочется, пригодятся несколько советов по поводу выбора цветовой палитры деятелей науки и культуры разных времен, физиологов, психологов, а также представления людей различных вероисповеданий об ассоциациях и символике цвета.

Зеленый – это свежесть. Для любителей природы совершенно очевидно, что свежая зелень привносит в дом, особенно в холодное время года. Поэтому зеленый цвет почти всегда приветствуется, так как наряду с излучением свежести он обладает еще одним прекрасным свойством – подчеркивает красоту других цветов, особенно дополнительного красного. Одноцветная, но разная по тону, зеленая композиция тоже может передать ощущение свежести. Работа будет казаться «зеленым чудом». В средневековом христианстве зеленый ассоциировался с триумфом жизни, надеждой на воскресение, духовным посвящением в тайну, знаком воды и крещения, а в сочетании с золотистым и красным - с раем. В древнерусской иконописи зеленый цвет был символом юности и цветения.

Серый – цвет благородства. Для некоторых слово серый ассоциируется в первую очередь не с цветом, а с состоянием – тусклым, беспросветно- холодным, пасмурным. Однако все зависит от того, что мы можем выразить этим цветом. В средневековом христианстве серый – это смирение, победа духа над телом. Серый – нейтральный цвет, его можно комбинировать как с теплыми, так и холодными тонами.

Белый цвет, как и серый, может выражать самые различные настроения. По Кандинскому – это рождение, по представлениям людей Древнего мира – это посвященность божеству, святость, чистота, невинность, божественный свет. Белый цвет смотрится совершенно по-разному, в зависимости от того, с каким цветом его комбинируют. Он может выглядеть холодно и просто, но одновременно благородно и элегантно. Очень нарядно будет смотреться работа, где белый цвет скомбинирован с пастельными тонами и множеством серебра.

Желтый цвет – свет и радость. С желтым цветом у нас ассоциируются солнечный свет, веселье, жизненная сила и радостная суета. И это действительно так, ибо предвестниками лета являются желтые весенние цветы: нарциссы, тюльпаны, примулы. Желтый цвет сопровождает нас в течение всего года: поздним летом мы любуемся огромными цветами подсолнечника, осенью листвой деревьев, а в конце зимы – букетами мимоз.

Красный цвет – это тепло огня. Красный наиболее сильный излучающий свет и самый импульсивный из всех цветов. Светящийся красный одновременно передает тепло и наряженность. Не напрасно красные розы являются символом романтики, страсти и красоты. Красный цвет всегда будет доминировать и бросаться в глаза. Именно поэтому он может стать слегка навязчивым. Рекомендуют быть осторожными с красным цветом. Чувственность и тепло красный цвет будет излучать в сочетании с блеклыми розовыми оттенками, ощущение от тепла огня подчеркнут серый и зеленый цвета.

Синий передает ощущение солидности. От самого светлого и нежного сизо-голубого до насыщенного цвета стали – такова палитра синих тонов, которую вы можете выбрать. Синий цвет может быть холодным, напоминающим о темноте ночи и теней, а иногда очень живым и вдохновляюще-творческим. Синий прекрасно смотрится в комбинации с другими цветами. Гармония его оттенков будет создавать атмосферу солидности. Контрастная комбинация синего с белым подкупает чистотой своих красок и жизненностью. Более близкие по цвету варианты зеленого и синего цвета, напротив могут образовать более стильное изделие.

Пастельные тона – нежная элегантность. Нежные и приглушенные оттенки розового, сиреневого, кремового и цвета шампанского противоположны светящимся первичным цветам. Но, несмотря на свою нежность, они не являются блеклыми и неприметными. В сочетании с белым цветом они создают совершенно особенный налет элегантности. Эти мягкие контрасты излучают нежную и спокойную ауру. Приняв во внимание советы, можно решить – сделать ли работу тон в тон, либо создать контрастную, будоражащую композицию. Приступая к колористическому решению произведения, необходимо также учитывать, что каждый цвет в произведении существует не изолированно. Он действует на зрителя одновременно с цветами, его окружающими. Явление изменения светлоты цвета в зависимости от светлоты окружающего его фона носит название светлотного контраста. Более сложные изменения происходят с цветами при хроматическом (цветовом) контрасте.

Хроматический контраст – это кажущееся изменение цветового тона или насыщенности цвета в зависимости от окружающих его других цветов. Хроматический контраст ярче выражается при соприкосновении дополнительных или близких к ним цветов, причем он усиливается при уменьшении насыщенности этих цветов. Иногда появляется необходимость в выделении и подчеркивании какого-либо цвета в общей спокойной и сдержанной гамме, включении в композицию цветового «огонька». В этом случае необходимо расположить его на фоне дополнительного цвета. Тогда по закону одновременного хроматического контраста он будет казаться ярким и насыщенным. Выбор основной гаммы и подчинение общего колористического решения этой гамме позволяет осмысленно подходить к вопросу цветового решения произведения. Недостаточно распределить цвета по плоскости. Нужно научиться управлять возможностями, которые дают краски. Колористически гармонично решенная работа подобна музыкальному произведению, в котором явно слышится основная мелодия на фоне музыкального сопровождения, не заглушающего эту мелодию, а только подчеркивающего и обогащающего ее.

Цветовая композиция

Если отвлечься от содержания произведения искусства (картины, скульптуры), то можно сказать, что для нашего зрения оно представляет собой некоторую совокупность (систему) цветовых пятен – на плоскости, объемном теле или в пространстве. Расположение этих пятен, их цветовые характеристики и размеры подчиняются определенной закономерности и логике, связанной с содержанием и назначением вещи. Вот это и называется цветовой композицией. Чтобы завершить определение цветовой композиции, нужно добавить, что она непременно содержит то или иное эстетическое качество или производит эстетическое впечатление, задуманное художником. Теперь можно сформулировать определение цветовой композиции кратко и достаточно близко к сути: цветовой композицией называют совокупность цветовых пятен (на плоскости, объемной фигуре или в пространстве), организованную по какой-либо закономерности и рассчитанную на эстетическое впечатление. Понятие цветовой композиции более формально и узкопрофессионально, чем понятие колорита. История и современная практика искусства показывают, что существует сравнительно немного типов цветовой композиции, среди которых можно выделить четыре основных типа и две-три разновидности.

Первый тип – монохромия. В композиции доминирует один цветовой тон или несколько соседних цветов, воспринимаемых как оттенки основного. Монохромия встречается в искусстве всех времен и народов. При помощи композиции этого типа достигаются разнообразные и сильные эффекты:

1. Классическая простота и ясность художественного языка. (Древнегреческая живопись, краснофигурные и чернофигурные вазы, живопись барокко и реализма XVII в.).

2. Сильно направленное к определенной цели воздействие (русские иконы «Владимирская Божья матерь», «Спас нерукотворный», «Архангел Михаил», картины Рембрандта и др. на библейские сюжеты).

3. Сосредоточенность на внутреннем мире человека (средневековая живопись Китая и Японии, «метафизическая» живопись XX века – Д. Моранди, А. Васнецов, И. Маркевич).

4. Старость, угасание жизненных сил, трагизм (поздний Тициан, Тинторетто, Ф. Хальс).

5. Простота, доходчивость, броскость (геральдика – знамена, гербы, знаки отличия, изделия массовой культуры, реклама).

s1200 (1).jpgstill_life_II.9203726_std.jpg

Второй тип – полярная цветовая композиция. Доминантой служит пара контрастирующих цветов, противоположных (полярных) в цветовом круге. Эти цвета могут быть дополнительными, контрастными или близкими к ним. Полярную композицию могут составить только два цвета, например красный и зелено-голубой; желтый и синий; красный и синий и т.д. Эти цвета могут быть также взяты с оттенками, т.е. каждый цвет может быть развернут в монохромный ряд или группу. Кроме того, в полярной композиции, как и во всякой другой, могут участвовать ахроматические цвета.

У полярной композиции свои «функции» и задачи. Чаще всего она применяется в следующих случаях:

1. Для выявления антиномий (противопоставлений), например фигура и фон; большое и малое; верх и низ; добро и зло и т.д. Сама природа «выявляет» красные и фиолетовые цветы на фоне зеленых листьев и травы, черные глаза и брови на светлом лице, она окрашивает небо в синий, а землю - в желтый цвет.

 2. Для достижения эффекта декоративности, основанного на физиологической потребности глаза в «уравновешивании» впечатлений. Красота полярных сопоставлений была замечена еще в глубокой древности. В критских дворцах украшают стены пурпурно-зелеными и оранжевоголубыми фресками. С тех пор контрастные сопоставления возводятся в непреложный закон гармонии и декоративности.

 3. С конца XIX в. и позже полярная цветовая композиция используется для передачи световых эффектов. При этом свет и тень окрашиваются в контрастные или дополнительные цвета (А. Матисс, М. Вламинк, Л. Кирхнер, Р. Дюфи, М. Аветисян, М. Сарьян).

4. Сочетание желтого с синим или оранжевого с голубым (малой насыщенности) может выражать состояние покоя, неподвижности, умиротворенности и даже беспроблемности. Поэтому так любил эту гамму П. Кузнецов и так часто ею пользуются дети.

5. Если полярные цвета насыщены и приведены к гармонии, то такая композиция используется для изображения конфликтности, напряженности, драматизма или трагизма (живопись экспрессионистов, сюрреалистов).

https://i.pinimg.com/736x/1b/f3/6b/1bf36bbc984ac02d135679beea5c88e2--impressionist-art-food-art.jpg

Третий тип – трехцветная композиция. Основу трехцветной композиции могут составлять: триада основных цветов (красный, зеленый, синий), триада основных красок (красный, желтый, синий), а также любые три цвета при вершинах равностороннего треугольника, вписанного в цветовой круг. Трехцветие – самый сложный тип цветовой композиции. Он занимает промежуточное положение между лаконичными первым и вторым типами и изобильным четвертым типом, его труднее гармонизировать, привести к равновесию и к единству гаммы. Если два цвета триады стоят в круге дальше, чем на 120 градусов, то они тяготеют к полярности; и третий цвет оказывается как бы «лишним», его хочется вообще убрать. Некоторые триады, хотя и построены правильно, т.е. в оптической смеси дают серый, все же производят впечатление чего-то грубого, неклассичного, например триада желтооранжевый – голубой – фиолетово-пурпурный. Для восприятия зрителем трехцветие труднее, чем другие типы композиции. В нем как бы заключена сложная мысль, которую не всегда можно выразить словами. Поэтому трехцветие мы видим в искусстве древности и средневековья, проникнутом религиозными идеями. Часто роль желтых и оранжевых членов триады выполняло золото. В живописи Возрождения трехцветные сочетания встречаются очень часто, но они обычно сосредоточены на одной фигуре или на группе фигур и служат как бы акцентом в композиции.

http://d-d-c.ru/files/gimgs/44_189cvet09098.jpg

Четвертый тип – многоцветие (полихромный). Многоцветием называют такую цветовую композицию, в которой доминируют четыре и больше хроматических цвета. Обычно в многоцветии используют две пары, или четыре основных хроматических цвета: красный, желтый, зеленый, синий, а также их оттенки. Помимо этих основных четырех типов цветовой композиции можно выделить еще два производных, поскольку они часто встречаются в живописи, прикладной графике и других жанрах искусства. А. Многоцветие со сдвигом к одному цветовому тону. Такая цветовая композиция представляет собой как бы синтез монохромии и многоцветия. Она встречается главным образом в пейзажной живописи, когда художник стремиться передать солнечное или лунное освещение. Б. Ахроматическая цветовая композиция. Такая композиция может состоять из белого и черного, а также всех промежуточных серых тонов. В нее включаться небольшие по площади акценты хроматических цветов. Природа создала много образцов бело-черно серых гамм: зимний пейзаж, заснеженные вершины гор, дождь и туман, мех животных, оперение птиц и т.д.

соколов.jpg

Декоративный натюрморт

Декоративный натюрморт, как и декоративная живопись в целом – это творческий переход от натуры к решению композиции и воплощению ее в различных материалах. В работе над декоративным натюрмортом можно научиться средствами цвета, ритма объединять разные предметы, видеть не только отдельную вещь на изолированном фоне, а предметы в их взаимосвязи. Декоративный натюрморт – это путь к смелому решению колористических задач. Для создания наиболее выразительного образа можно придумать своеобразную тему в натюрморте. Это может быть город, театр, спорт или что-то другое, волнующее художника. Существует несколько способов решения декоративного натюрморта:

  1. Плоскостное, когда происходит обобщение воздушной и линейной перспективы.
  2. Локальное решение цвета, обобщение цвета и тона.
  3. Конструктивное, когда в любой форме необходимо увидеть прежде всего структуру, формообразование.
  4. Орнаментальное, когда предмет превращается в деталь орнамента, кружево.
  5. Образное, когда происходит переработка реалистического изображения в образ

При выполнении декоративного натюрморта можно отталкиваться от натурного варианта постановки, стилизуя предметный мир, связывая его форму не с собственно локальным предметным цветом, а соподчиняя с правилами построения колорита. Не обязательно следовать академическим канонам живописи. В поле зрения остаются конструктивное начало, расшифровка формы, а затем применяются законы цветоведения.

Технология выполнения декоративного натюрморта.

Делаются небольшие предварительные наброски реалистичных натюрмортов. Затем делим каждую крупную форму на мелкие, следующий шаг – определение темных и светлых участков. Необходимо сделать рисунок светлых, средних и темных тонов для привлечения взгляда зрителя внутрь, наружу и вокруг композиции. После выбора наиболее удачного композиционного положения переходим к разработкам в цвете, здесь нужно организовать ритм, противопоставляя светлые тона темным и средним. При работе над набросками ставились следующие задачи: преобразить реальность, постараться увидеть предметы с разных точек зрения, показать их «во времени и пространстве». Выделить главное и соподчинить с ним второстепенное. Использовать цвет, прежде всего как средство эмоционального воздействия, способное передать «настроение» натюрморта при ограниченной цветовой палитре. Реализовать цветовое пространство. Окончательно определившись с эскизами, отобрав наиболее интересные из них, переходим к выполнению картона. Для этого переносим изображение на бумагу, увеличив его в несколько раз и выполняем в тоне. Затем делаем эскиз. Переходим к выполнению работы, используя гуашь. Живопись начинаем с прокладок крупных участков, одновременно в полную силу тона намечая темные и светлые места, потом более детальной прописке.

Обучение декоративному рисованию

Произведения декоративно-прикладного искусства обладают художественно-эстетическими свойствами и имею непосредственное практическое назначение в быту, труде или специально предназначены для украшения жилищ, архитектурных сооружений, площадей, парков и т.д. В детской художественной школе с основами декоративно-прикладного искусства дети знакомятся на уроках декоративной композиции. Декоративное рисование в 1-3 классах основано на декоративной переработке (стилизации) форм и цвета объектов растительного и животного мира и составления из них узоров, орнаментов. Как правило, декоративные работы представляют собой обобщение формы и цвета, изображаемых с натуры объектов – листьев, цветов, бабочек, жуков и т.п. В первом полугодие учащиеся в 1 классе выполняют декоративные рисунки с образца, далее декоративные работы творчески составляются самими детьми.

Особое внимание обучающихся обращается на умелое, выразительное использование ритма, гармоничности цветовых отношений, зрительного равновесие форм и цвета в декоративных работах. В 3 классе обучающиеся должны понимать тесную, неразрывную связь декоративного оформления предмета и его практического назначения, должны самостоятельно отличать удачное, выразительное решение декоративного украшения вещи от неудачного.

Знакомство учеников с произведениями декоративно-прикладного искусства осуществляется непосредственно на уроках декоративного рисования в тесной, органической связи с содержанием конкретного учебного задания, а не выделяется в специальные уроки-беседы о декоративно-прикладном искусстве. Это позволяет ученикам более глубоко понять связь декоративного украшения вещи с ее практическим назначением, глубже осмыслить особенности декоративного узора и орнамента.

 

Работая в детской школе искусств, я задалась вопросом: как научить детей мыслить нестандартно и креативно.

Для реализации этой задачи есть огромное множество способов. Один из них – это декоративный натюрморт.

Жанр натюрморта наиболее показателен и многообразен в плане изучения признаков декоративной стилизации. В нём работали многие большие мастера, и история мирового искусства даёт нам множество разнообразных по своей стилистике образцов декоративного  натюрморта.

Ознакомившись с наследием нескольких наиболее ярких и ставших классиками художников, я предлагаю блок заданий, разработанных и апробированных мной на уроках, которые постепенно, шаг за шагом, через весь курс обучения на художественном отделении школы искусств, развивают у ребёнка изобразительную творческую активность.

Работая,  кажется,  с незыблемым – с натюрмортом (с мёртвой натурой) – мои ученики постепенно начинают импровизировать. Но для того, чтобы пробудить желание идти нестандартным путём, преподаватель должен дать учащимся «инструмент» - знания, которыми можно воспользоваться во время работы. Это, например, способы стилизации: явления оверлеппинга (наложения), членение плоскости на части путём насыщения орнаментом, дробление изображения, введение постоянного модуля и фиксация его цветом.

Ученикам объясняется, что если станковый натюрморт – это вполне самостоятельное произведение, то не имеет значения и среда, в которой ему жить: в жилом, промышленном интерьере, офисе или экспонироваться на вернисаже. И совсем другое дело – это декоративные произведения, в частности, декоративный натюрморт: он отличается от станкового своей несамостоятельностью. Уже при работе над ним художник мысленно или практическим путём закладывает среду, интерьер, в котором он будет находиться.

Поэтому в декоративной работе и, в частности, в декоративном натюрморте, особое внимание уделяется цветовому строю работы. На работах ученики знакомятся с разными способами гармонизации цвета. За счёт ограниченной цветовой палитры в работах образуется целостный цветовой строй. Импровизируя на тему натюрморта, цветовой строй в предложенной постановке может быть изменён или дополнен. Да и сам натюрморт является только темой для творческой работы. В декоративной работе предметы могут перемещаться, дополняться или вообще убираться,  всё в соответствии с творческим замыслом. Условием создания декоративной работы является стилизация форм предметов натюрморта.

Детей нужно научить создавать самостоятельные, стилистически целостные произведения.

На единство стиля будет работать и заданный заранее учителем цветовой строй, способы подачи изобразительных линий (они могут быть пластичными или рубленными). В основу изображения должна быть заложена какая-то общая идея, которую юный автор на протяжении всей работы будет держать в голове. Например,  стилистическое направление в искусстве, историческая или географическая принадлежность и их колористические традиции, геометрия и даже фактурность. Это приведёт к стилистической целостности работы.

Ниже я привожу примеры заданий для разных классов ДШИ.

Первый класс.

Задачи:

Продемонстрировать приём гармонизации цвета через сочетание двух любых цветов (не лежащих рядом) в тёплой или холодной части спектра и чёрной и белой краски.

Познакомить со следующими приёмами:

-все предметы изображаются фронтально (вид сбоку), в изображении исключается объём;

-предметы в натюрморте упрощаются и доводятся до предметных символов;

-предметы ставятся на одну горизонталь;

-декоративность достигается за счёт введения орнамента по горизонтали или через ритмичные полосы, с повторением рапорта, этот приём работает на стилистическое единство;

-читаемость всех частей в натюрморте достигается за счёт контрастных сочетаний тёмных и светлых элементов.

Требования к работе:

При выполнении линейного поиска следует учесть:

- при изображении формы предметов их нужно упрощать до простых геометрических фигур;

-необходимо постоянно помнить о целостности и уравновешенности в листе.

Для достижения тоновой выразительности в работе предварительно делается тоновой поиск (эскиз). Декоративность и стилистическое единство достигается через использование следующих приёмов:

-Введение орнаментов по всей композиционной плоскости. Он будет выполнять  роль  связующего элемента, объединяя отдельные изображаемые участки композиции в единый ансамбль. Орнамент составляется из простых геометрических форм по всей полосе изображаемого участка с повторением рапортов. Необходимо также позаботиться о том, чтобы композиция не перегрузилась и не была бы трудна для восприятия за счёт введения усложнённого орнамента, чтобы не получился обратный эффект.

-В работе используются два любых цвета (не лежащих рядом) из тёплой или холодной части спектра и чёрная и белая краски.  При смешении красок  в различных пропорциях  высветленные белой краской и приглушённые чёрной цвета дают множество тоновых сочетаний.  Гармоничность цветового строя достигается благодаря ограниченности цветовой палитры.

Второй класс.

Задачи:

Познакомить учащихся со следующими декоративными приёмами:

-использование обратной перспективы, совмещение различных ракурсов в одной работе;

-выстраивание предметов с мягкими гнущимися осями. За счёт этого работа становится динамичной;

-для достижения стилистической целостности линии при изображении предметов могут быть либо пластичными, либо рубленными;

-декоративность достигается за счёт членения плоскости, усложнения формы и активного наполнения изображения декоративными элементами, если это созвучно основной идее построения композиции.

Требования к работе:

Работа должна быть максимально живой, эмоционально воздействовать на зрителя через цветовой строй и динамику движения линий.

При работе с реальной натурой ученикам предлагается максимально проявить свою индивидуальность.

В работе нужно вычленить главное, сделать на нём акцент, утрировать его пластику, подчинить этому основному предмету всё остальное в композиции, например: вертикали доминирующего кувшина, выразительность декоративного задника, своеобразие красоты букета цветов.

Третий класс.

Примерное задание №1.

Задачи:

Познакомить учащихся со следующими декоративными приёмами:

-дробление плоскости на мозаичные части;

-использование обводки.

Требования к работе:

Дроблением всего изображения на мелкие участки можно добиться создания или усиления декоративности. Это может быть модуль какого-то кусочка, созданного искусственным делениям линиями, или модуль мазка. Этот приём создаёт и эффект нарядности, возникает своего рода неправильный узор из мелких элементов, создаётся как бы раппортная сетка из повторяющихся площадей отдельных кусочков.

Если этот эффект нежелателен, возможно введение тёмного контура. Рисующий контур можно ввести также в тех случаях, когда цвета изображения не очень удачно сочетаются друг с другом.

Примерное задание №2.

Задачи:

Познакомить учащихся с декоративным приёмом «оверлеппинг» (частичное совпадение или наложение одной формы на другую).

Требования к работе:

Предлагаю рассмотреть два случая «оверлеппинга».

-Один объект находится впереди другого, и контур переднего предмета изображается полностью. А предмет, находящийся на дальнем плане, частично перекрыт, и контур его прерывается в двух местах.

-Ситуация та же: один объект впереди другого, но контуры обоих предметов изображаются полностью, так как одно и тоже пространство принадлежит сразу двум объектам.

В первом случае контур одной из изобразительных частей заблокирован в двух точках пересечения; объект, имеющий непрерывный контур, будет восприниматься находящимся впереди другого, а объект с прерванным контуром займёт заднюю позицию.  

Четвёртый класс.

Задачи:

Познакомить детей со следующим декоративным приёмом – рассечение композиционной плоскости листа и смещение деталей изображаемых предметов.

Творчески переработав постановку, придумать тему и создать стилистически целостный натюрморт и пространство за ним. (Примечание: большую роль при выполнении задания играет постановка. Необходимо, чтобы каждый натюрморт был понятен, имел свою характерную особенность, композиционную зацепку, повод или мотив для переработки и стилизации; маловыразительная постановка не даст желаемых результатов.) Закрепить полученные ранее знания, умения и навыки.

Литература.

  1. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция – М.; ВЛАДОС, 2004
  2. Яцюк О. Основы графического дизайна на базе компьютерных технологий – СПБ.; БХВ – Петербург, 2004
  3. Штаничева Н.С.; Денисенко В.И. Живопись; Учебное пособие для вузов. – М.; Академический Проспект, 2009
  4. Голованова М. Главное «Не изображать, а выражать». – Художественная школа №5/2007.
  5.  Волков Н.Н. Цвет в живописи – М.: Искусство, 1984, 320с., ил.
  6. Миронова Л.Н. Цвет в изобразительном искусстве: пособие для учителей, 3-е издание – Минск: Беларусь, 2005, 151с.,ил.
  7. Зайцев А.С. Наука о цвете и живопись – М.: Искусство, 1986, 158с., ил.
  8. Яшухин А.П. Живопись – Издательство «Агар», 1999, 232с.
  9. Киплик Д.И. Техника живописи – М.: СВАРОГ и К, 2000, 503с.
  10. Унковский А.А. Живопись. Вопросы колорита – М.: Просвещение, 1980, 128с., ил.
  11. Миронова Т.А. Декоративная композиция. Примерная программа для ДХШ и художественный отделений ДШИ– М.:, 2006, 22с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по дисциплине: «Немецкий язык» для студентов II-го курса по теме «В магазине»

Данная методическая разработка предназначена для работы на уроках немецкого языка со студентами II-го курса по теме “В магазине”. Разработка может быть использована как для аудиторной, так и для...

Методическая разработка по дисциплине «Иностранный язык» на тему: «Возрастные особенности учебной деятельности на уроках иностранного языка»

План Введение Возрастное своеобразие юности Умственное развитие старшего возраста Развитие самосознания Трудности и конфликты старшего школьного возраста Развитие социально активной позиции ли...

Методическая разработка по дисциплине «География»

География населения мира. Статистические материалы по теме "География населения мира"....

Методическая разработка по дисциплине ИТПД "Решение профессиональных задач средствами MS Excel"

Методическая разработка содержит структуру проведения открытого практического занятия по применению возможностей MS Excel для решения задач по  специальности "Садово - парковое и ландшафтное стро...

Методическая разработка по дисциплине "Основы менеджмента"

Методическая разработка по теме "Стратегическое планирование"...

Методическая разработка по дисциплине "Художественное декорирование изделий одежды" Тема: Вязание пончо.

Долгие годы пончо оставался только традиционной одеждой индейцев и изредка использовался в качестве элемента военного обмундирования. Со временем пончо из нехитрого прямоугольника превратилось в ...