Разработка урока по изобразительному искусству в 5 классе «Природа и художник. Золотая волшебница-осень»
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок | 191 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Волосовская общеобразовательная школа №2»
Разработка урока по изобразительному искусству в 5 классе
«Природа и художник. Золотая волшебница-осень»
Учитель: Пронина Татьяна Алексеевна
г. Волосово
2019
План урока
«Природа и художник. Золотая волшебница-осень»
Предмет | Изобразительное искусство |
Класс | 5 класс |
В соответствии | С авторской программой под редакцией Б.М. Неменского |
Раздел | Человек, природа, культура, как единое целое |
Подраздел | Природа и художник |
Тема урока | Природа и художник. Осенние листья |
Продолжительность | 1 урок |
Цели:
- ознакомление с новыми возможностями художественных техник, овладение техникой «тиснение листьев»;
- развитие образного представления, творческого восприятия действительности;
- расширение представления детей о красках осени,
Задачи:
Учебные:
- Познакомить учащихся с техникой «Тиснение листьев»
- Закреплять навыки изобразительной деятельности
- Формировать творческий интерес
Развивающие:
- Развивать творческие способности учащихся.
Воспитательные:
- Способствовать восприятию прекрасного.
- Способствовать развитию детского воображения, эстетического восприятия.
Планируемые образовательные результаты:
- Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; оценивать результат своего труда; самостоятельно выполнять творческое задание.
- Познавательные: создавать рисунок при помощи листьев, используя свою фантазию и творческое воображение,
развивать фантазию и знакомиться с особенностями работы тиснением; овладевать первичными навыками работы с тиснением; формировать навыки работы с красками, учиться преобразовывать информацию из одной формы в другую.
- Личностные: проявлять собственный стиль в рисунке, повышать культуру речевого общения, развивать способности к творческому самовыражению; проявлять уважительное отношение к произведениям художников, композиторов и поэтов; понимать личную ответственность за результат.
- Коммуникативные: уметь вступать в речевое общение; уметь слушать одноклассников и учителя, обмениваться мнениями, обсуждать индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности своих одноклассников.
Тип урока: Формирования новых знаний
Метапредметные связи: литература, окружающий мир, технология, музыка
Методы и формы обучения: Объяснительно - иллюстрированный, практическая работа/ индивидуальная, фронтальная.
Наглядно-демонстрационный материал:
- Визуальный ряд: репродукции картин И. Левитана «Золотая осень», фильм «Осень в произведениях живописи и литературы», образец педагогического рисунка, портреты И.И. Левитана, А.С. Пушкина, П.И. Чайковского, наглядный материал для игры «С какого дерева листок».
- Музыкальный ряд: П. И. Чайковский «Осень» (из цикла «Времена года»)
- Литературный ряд: А. С. Пушкин «Осень» (отрывок), И. Бунин.
- Оборудование: альбомные листы, гуашь, кисточки, стаканчики с водой, листья различных деревьев.
Организационная структура урока: | |||||
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные учебные действия | Промежуточный контроль |
1. Организационный момент | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Приветствие учителя: Нас две ниточки связали Теплоты и доброты. - Добрый день! – тебе сказали. - Добрый день! – ответил ты. Будем отвечать активно, Хорошо себя вести, Чтобы на урок всем нам Захотелось вновь прийти. Так подобает вести себя ученикам и они всегда должны быть готовы к уроку. (Проверка готовности присутствующих учащихся к уроку). | Слушают учителя, проверяют свою готовность к уроку, отвечают на вопросы. Готовят к работе краски. Слушают учителя | Личностные Имеют положительное отношение к школе | Устные ответы |
2. Мотивация к учебной деятельности. Эмоциональный настрой | Словесно-иллюстративный рассказ | Чтение стихотворения. Осень только взялась за работу, Только вынула кисть и резец, Положила кой-где позолоту, Кое-где уронила багрец И замешкалась, будто решая, приниматься ей этак иль так? То отчается, краски мешая, и в смущенье отступит на шаг… То зайдется от злости и в клочья Все порвет беспощадной рукой… И внезапно, мучительной ночью, Обретет величавый покой. И тогда уж, сорвав воедино Все усилья, раздумья, пути, Нарисует такую картину, что не сможем мы глаз отвести! | Слушают учителя, отвечают на вопросы учителя, просматривают фильм | Личностные Имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности Познавательные: Умеют осуществлять поиск существен- ной информации; высказывать аргументированное суждения о художественных произведениях, изображающих природу; видеть, чувствовать красоту и разнообразие природы. | Устные ответы |
3. Актуализация необходимых знаний | - Ребята, о чём это стихотворение? (об осени) - С кем автор сравнивает осень? (с художницей) - А с кем вы можете сравнить осень? Ответы детей (…волшебницей…) - Какие цвета использует в своей работе волшебница – осень? (жёлтый, красный, оранжевый, золотой, коричневый и т.д.) - За буйство ярко – жёлтого цвета осень часто называют золотой, и мы слышим выражения золотая осень, волшебница осень. - Какое время года за окном? | ||||
4. Формирование темы урока и постановка цели | - Как вы думаете, что мы сегодня будем рисовать? (Осень) - Какая осень? - Ребята, давайте сформулируем тему нашего урока. (Ответы детей) - Тема нашего урока «Золотая волшебница осень». Ребята, то что осень золотая – понятно, а вот почему волшебница – узнаем. - Ребята, какую цель поставим на уроке? (научиться рисовать золотую волшебницу осень) - Ребята, а вы знаете, что осень была любимым временем года многих художников, поэтов, композиторов, и каждый по – своему изображал её в своих произведениях. | Регулятивные: Принимают и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий. Коммуникативные: Умеют слушать учителя и своих сверстников | |||
5. Введение в тему | Поэтическое вхождение в тему Беседа. Анализ и обсуждение произведений художников, композиторов, поэтов | Листья, как ноты, роняет кудесница – осень. А музыка у осени проста... Мелодия воздушна и легка. В ней шорохи опавшего листа. Твоя осень-музыкальна! Ты вслушиваешься в шум дождя за окном, шорох листьев под ногами, музыка осени- музыка твоего сердца! Многие композиторы изображали настроение осени в своих произведениях: Чайковский и Антонио Вивальди в музыкальных циклах «Времена года», Шопен и другие. Музыку мы слышим, а вот картинами известных художников можем любоваться. Многие знаменитые художники изображали на своих картинах осень, передавая всё буйство красок этого яркого времени года. В историю русской живописи Исаак Ильич Левитан вошел, прежде всего, как пейзажист. Левитан - создатель так называемого "пейзажа настроения". Художник умел очень тонко передать разнообразие состояния природы, дать почувствовать всю прелесть окружающего мира. - Ребята, на доске 2 картины И.И. Левитана. Посмотрите на них и скажите, чем они схожи и чем отличаются. (одна яркая, с изображением дня; вторая пасмурная) - Как вы определили? (по цвету) Художники: Поленов, Куинджи, Клод Моне понимали осень, прежде всего, как праздник красок, как прощание с летом. Вокруг нас красивые осенние листья, целый разноцветный и пышный ковёр, нарядные деревья: золотые берёзки, красные листики рябины и осины. В нашем лесу тёплый и солнечный день. Именно про такой осенний день и написал своё стихотворение «Листопад» русский поэт Иван Бунин. Давайте послушаем. (Читает ученик) Лес, точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный. Веселой, пестрою стеной стоит над светлою поляной. Березы желтою резьбой блестят в лазури голубой. Как вышки, елочки темнеют, а между кленами синеют То там, то здесь в листве сквозной просветы в небо, что оконца. Лес пахнет дубом и сосной, за лето высох он от солнца. И осень тихою вдовой вступает в пестрый терем свой. - Осень никогда не повторяется – каждый год она приносит нам что-нибудь новое, неведомое, восхищая и радуя людей прекрасным зрелищем. Осень - самое плодотворное время года в творчестве А.С. Пушкина. Он восхищался ей, и только осень действительно мила его сердцу (Читает ученик) Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдалённые седой зимы угрозы. - А сейчас, ребята, мы подытожим нашу беседу и посмотрим фильм «Осень в произведениях художников и поэтов». Мы увидим репродукции картин известных художников, стихи великих поэтов и услышим таинственную музыку Петра Ильича Чайковского из цикла «Времена года. Октябрь». https://yandex.ru/video/preview/?filmId=6608665871794790283&from=tabbar&parent-reqid=1586507649662674-116761584031493166603317-production-app-host-sas-web-yp-222&text=осень+в+произведениях+художников+фильм (Демонстрация фильма) - После просмотра фильма давайте дадим нашим глазкам отдохнуть. (Физминутка для глаз). | Коммуникативные: умеют слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания, обосновывать и доказывать свою точку зрения Личностные: осознают свои возможности. Регулятивные: ориентируются в учебнике, принимают и сохраняют учебную задачу. Познавательные: строят осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме | ||
6. Организация познавательной деятельности | Композиция рисунка. Рассказ об основах создания композиции в рисунке по представлению на тему «Чудо -дерево» | - Ребята, чем вам нравится осень? - Сегодня мы с вами тоже будем творцами прекрасного и создадим вот такое Чудо – дерево. (Демонстрация образца). - Как вы думаете, почему я назвала это дерево чудом? (На нём разные листочки) - Теперь сможете мне сказать, почему тема нашего урока «Золотая волшебница осень». (Творит чудеса, дерево с разными листочками) - Сегодня вы тоже попытаетесь создать такое дерево. Глядя на мой рисунок, вы догадались чем вы будете рисовать? (листочками) - Значит, какую цель мы сейчас поставим перед собой? (Научиться рисовать листочками) - Давайте определимся, листьями каких деревьев будем рисовать. Игра «С какого дерева листок». - Ребята, прежде чем начать рисовать, вы должны определиться, листья какого дерева вы будете использовать, а, чтобы помочь вам в этом, я предлагаю поиграть в игру «С какого дерева листок». Шалун – ветер посрывал с деревьев листочки и перепутал их. Определите, с какого дерева упал листок и прикрепите его к соответствующему названию. (Проведение игры) - Давайте немного отдохнём и представим, что мы тоже осенние листочки. | Отвечают на вопросы, обсуждают тему. | Познавательные: извлекать необходимую информацию из прослушанного, структурировать знания, давать определения новым понятиям Коммуникативные: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | Устные ответы |
7.Динамическая пауза. | Физкультминутка | Упражнение «Мы листики осенние» - Встаньте, пожалуйста, из-за парт. Представьте, что мы с вами в осеннем парке. Вдруг поднялся сильный ветер и закружил осеннюю листву. (Учитель демонстрирует действия детям) Мы, листики осенние, Дети поднимают На ветках мы сидим. руки вверх Дунул ветер - полетели. Движение руками Мы летели, мы летели из стороны сторону И на землю тихо сели. Дети приседают Ветер снова набежал И листочки все поднял. Дети поднялись Закружились, полетели Кружатся на месте И на землю снова сели. Дети садятся по местам | Выполняют упражнения | Личностные: положительно относятся к занятиям двигательной деятельностью. | Устные ответы |
8. Первичное восприятие и усвоение нового материала. | Этапы выполнения рисунка (демонстрация приемов работы над рисунком) | - Сяду прямо, не согнусь. За работу я возьмусь. - Ребята, я просила вас принести осенние листочки и рисовать мы будем с их помощью. Тиснение листьев – это один из способов печатания. Печатание с помощью растений – один из древнейших приёмов. Материалы для работы: листья, гуашь (акварель с мылом), газетная бумага и альбомные листы бумаги. Свежий или сушёный листочек (растение) распрямляют, положив его на газетную бумагу лицевой стороной вниз. Обратную сторону листочка покрывают краской (но не очень густо). Краска не должна быть жидкой. Окрашенной стороной лист прикладывают к чистому листу бумаги. На листе остаётся отпечаток. Если он получится жирным, то выполняют ещё один, не окрашивая листок снова. Иногда листок плохо покрывается краской: она как бы скатывается с него. В таком случае накрыть листок бумагой и сверху хорошенько прижать ладонью. | Слушают учителя, наблюдают за его действиями и повторяют их | Познавательные: Умеют наблюдать, сравнивать, сопоставлять пространственную композицию рисунка, изображать предметы различной формы Личностные Овладеют способностью адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием | Устные ответы |
9. Совместное составление плана работы над рисунком. | - Ребята, а сейчас вы повторите последовательность работы над рисунком. - С чего начинаем? (Кладём листок лицевой стороной вниз) - Что делать дальше? (Наносим на листок гуашь). (Прикладываем листок окрашенной стороной к листу бумаги.) - Ребята, у нас получился план работы. (НА ДОСКЕ ПОЭТАПНО ВЫВЕШИВАЮТСЯ ТАБЛИЧКИ С ЭТАПАМИ РАБОТЫ) - Чтобы дерево получилось красивым, выполнять работу вы будете вместе. Давайте повторим правила работы в группе. 1. Думаю сам… 2. Высказываю своё мнение… 3. Выслушиваю соседа… 4. Приходим к общему мнению… - Всё правильно. Можно приступать к работе. | Коммуникативные: Обмениваются мнениями, слушают друг друга, помогают друг другу, строят понятные речевые высказывания Регулятивные: умеют составлять план работы над рисунком (под руководством учителя) и следовать ему | |||
10. Творческая практическая деятельность в паре (реализация плана) | Рисование по теме «Чудо - дерево» | Контролирует правильность приемов работы, оказывает помощь учащимся, затрудняющимся в выполнении задания | Выполняют рисунок | Познавательные: Умеют работать красками и кистью Регулятивные: оцениваю конечный результат работы, вносят необходимые коррективы | Выполнение рисунка на листе |
11. Итоги урока. Рефлексия | Выставка работ учащихся Заключительное слово | Организует выставку работ учащихся и обсуждение выставленных работ. - Какую цель ставили на уроке? - Достигли цели? - Ребята, вам понравилась ваша коллективная работа? - Что бы вы хотели отметить? - Что лучше всего получилось? - Что ещё нового вы сегодня узнали на уроке? - Расскажите о своих ощущениях от работы, продолжив фразы: • У меня получилось… • Мне нужно постараться…. • У меня были трудности в… Когда вы создавали свои полотна, то я опять вспомнила строки из стихотворения М. Алигер: И тогда уж, собрав воедино Все усилья, раздумья, пути, Нарисует такую картину, Что не сможем мы глаз отвести! И, вы, ребята, как осень-художница, проявили творческую фантазию и приложили немного усилий, чтобы получились такие удивительные работы. Каждая мастерская выполнила работу в разной технике, и каждая настолько хороша и необычна, что, действительно, трудно от них отвести взгляд! Вы настоящие художники Осени. Мне очень приятно, что вы все работали дружно, активно. Старались передать красоту осенней природы, вложили в свои работы много труда, свое настроение. Вам понравилось рисовать осень? А мне на память о сегодняшнем уроке оставьте свои впечатления в виде волшебного листочка. Красный лист – прекрасное настроение, желтый лист — хорошее, зеленый лист — мне немного грустно. (листочки на доске) Вот, оказывается, ребята, какой могучей силой может быть искусство, когда им владеют люди с добрым сердцем. Спасибо за внимание и за работу. | Отвечают на вопросы, участвуют в оценивании рисунков, обсуждении композиции. Отвечают на вопросы. | Коммуникативные: Участвуют в обсуждении выполненных работ Регулятивные: Адекватно оценивают уровень своих знаний, результаты выполненной работы | Оценивание результатов работы класса |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по изобразительному искусству 7 класс «Вещь: красота и целесообразность. Единство художественного и функционального в вещи. Вещь как сочетание объёмов и материальный образ времени».
Конспект урока. Презентация. Самоанализ урока....
Календарно-тематическое планирование и разработки уроков по изобразительному искусству для классов интегрированного обучения (7 класс)
У детей с ограниченными возможностями здоровья, как правило, плохая память, слабая мыслительная деятельность (относительно развито репродуктивное мышление), внимание рассеяно, не развита зрит...
"Виды искусств. Виды изобразительных искусств. Жанры в изобразительном искусстве". Разработка урока по изобразительному искусству в рамках ФГОС.
Урок по изобразительному искусству. ФГОС. 6 класс по программе Б.М.Неменского.Тема урока: Виды искусств. Виды изобразительных искусств. Жанры в изобразительном искусстве.Тип урока: Комбини...
методическая разработка урока по изобразительному искусству 5 класс
Данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС с применением деятельностного подхода в обучении. Технология деятельностного обучения основывается на формировании у учащихс...
Разработка урока по изобразительному искусству для учащихся 5 класса "Золотая Хохлома"
Хохлома — старинный русский народный промысел.Как же выглядят хохломские изделия? Почему же эти изделия называют Хохломой?...
Методическая разработка урока по изобразительному искусству 5 класс "Сундук. Конструкция, декор предметов народного быта"
Актуальность данной темы определчется тем, что одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом в настоящее время, является воспитание патриотизма, уважение к своей истории и традициям,духовным...
Методическая разработка урока по изобразительному искусству(1 класс)
Методическая разработка урока по изобразительному искусству(1 класс)...