Идивидуальная дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа художественной направленности «Живопись»
рабочая программа (6 класс)

Программа предусматривает индивидуальную работу с обучающимися, обладающими художественными способностями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Дом детского творчества»

Красненского района Белгородской области

Принята на заседании                                                        УТВЕРЖДАЮ

педагогического совета                                                        Директор МБУ ДО «Дом детского

Протокол  № 4 от 31.05.2021 года                        творчества» Красненского района

                                                                                                Белгородской области

                                                                                                _______________И.Н. Смирных

                                                                                                        

Индивидуальная  дополнительная общеобразовательная

(общеразвивающая) программа художественной направленности

«Живопись»

Возраст 12-16 лет

Срок реализации- 1 год

                                                           Автор-составитель:

     Кануник Вера Яковлевна,

     педагог дополнительного образования

с. Красное

2021

Паспорт индивидуальной дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Живопись»

Название программы

Индивидуальная дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Живопись»

Учреждение, реализующее программу

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества» Адрес: Красненский р-н, с. Красное, ул. Подгорная, д.1 телефон: 5-22-24

Разработчик(и) программы

Кануник Вера Яковлевна, педагог дополнительного образования МБУ ДО «ДДТ»

Аннотация

«Живопись» предоставляет возможность детям среднего школьного возраста научиться выполнять живописные работы в различных жанрах изобразительного искусства

Год разработки программы

2021 г.

Где, когда и кем утверждена программа

Решение педагогического совета МБУ ДО «ДДТ» от __ _____ 2021 г. Протокол № _

Программа принята в новой редакции

-

 

Тип программы по функциональному назначению

Общеразвивающая

Направленность программы

Художественная

Направление (вид) деятельности

Изобразительное искусство

Форма обучения по программе

Очная

Вид программы по уровню организации деятельности учащихся

Творческий

Вид программы по уровню освоения содержания программы

Программа индивидуального обучения

Вид программы по признаку возрастного предназначения

Для среднего школьного возраста

Охват детей по возрастам

12-16  лет (6-9 класс)

Срок реализации программы

1 год

I. ВВЕДЕНИЕ

Данная программа «Живопись» составлена на основе примерной программы по живописи для детских художественных школ и изобразительных отделений детских школ искусств (автор Т.М. Проненко М. 2002 год). Программа включает в себя виды живописных работ в различных жанрах изобразительного искусства. Двенадцатилетний возраст считается оптимальным для начала обучения детей академической грамоте, в том числе и живописи с натуры. Живопись является одним из ведущих видов детского творчества в объединениях художественной направленности. Основным методом является метод тонально-цветовых соотношений в передаче формы и пространства предметного мира. Данный метод соответствует академической системе, обучающей азам рисунка и живописи в реалистических традициях. Основным принципом обучения является нераздельность процесса работы над цветом и формой. Задания выстроены таким образом, что учащийся от простейших заданий по изображению предметов быта переходит к изображению предметного пространства, используя для этого живописные средства. В программу включены задания творческого характера, позволяющие раскрыть даже саамы минимальные способности ребёнка, способствующие развитию индивидуальных особенностей обучаемого. Программа составлена с учётом возрастных особенностей учащихся.

II. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность программы в области изобразительного  искусства «Живопись»   обусловлена тем, что занятия живописью являются одним из главных компонентов в обучении изобразительной грамоте в академических традициях.

 Особенность решения данной задачи определяется практической возможностью учащихся  применять данный вид изобразительного творчества в различных жанрах – натюрморте, пейзаже, портрете, тематическом рисовании.  

ИУП разработан с учётом требований изложенных в следующих документах:

- Закон РФ «Об образовании» п. 3 ч.1 ст. 34;

- приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008;

- положение об индивидуальном учебном плане локального нормативного акта, регламентирующим деятельность МБУ ДО «Дом детского творчества»;

- Устав учреждения дополнительного образования;

- санитарно-эпидемиологические правила и нормативы.

Отличительная особенность данного индивидуального учебного плана в том, что содержание и материал образовательной программы организован по принципу изучения  и выполнения живописных работ в различных жанрах изобразительного искусства.

Новизна заключается в том, что дети занимаются в индивидуальном порядке с педагогом, что дает более глубокие и прочные знания в области искусства живописи. Программа может служить подготовкой  к дальнейшему обучению детей по предпрофессиональной программе изобразительной направленности.

  Основная цель образовательной программы: формирование знаний, умений и навыков при выполнении творческих живописных работ в различных жанрах изобразительного искусства.

Образовательные:

- содействовать приобретению учащимися творческого и практического опыта в области  искусства живописи и изобразительного искусства в целом;

- учить различать и использовать различные живописные техники;

- содействовать изучению грамоте изображения предметов и предметного пространства цветом и цветовыми сочетаниями;

- научить основным  приемам и техникам живописной работы.

Развивающие:

- развивать творческое воображение, фантазию, кругозор;

- развивать образное и пространственное мышление, память, внимание, фантазию, в изложении собственных замыслов;

- развивать индивидуальность ребенка, побуждать к творчеству и самостоятельности.

Воспитательные: 

-  формировать  культуру цвета;

- формировать потребность в высоких культурных и духовных ценностях и их дальнейшем обогащении;

- воспитывать эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира;

- содействовать гармоничному развитию творческой личности ребенка, повышению его общей культуры, воспитанию активности и самостоятельности общения, усидчивости, аккуратности, активности, формированию потребности к саморазвитию.

В процессе реализации программы решаются более узкие и конкретные задачи, что отражено в программах учебных модульных курсов.

 Возраст обучающихся: 12-16 лет

Срок реализации индивидуального учебного плана 1 год.

Форма организации занятий – учебные занятия.

Длительность

занятия (мин.)

Количество

занятий

в неделю

Всего часов

в год

45

2

72

        Занятия должны проводиться в светлом, просторном, хорошо проветриваемом помещении. В процессе обучения, воспитанники и педагог должны строго соблюдать правила техники безопасности труда.

 Обучающийся должен быть обеспечен всеми необходимыми для работы материалами, инструментами, приспособлениями:

  • Бумага для рисования разного размера (А4-А3)
  • Кисти (белка № 3-5)
  • Кисти синтетика №4, 7
  • Кисти щетина №3, 5
  • Акварель
  • Гуашь
  • Палитра
  • Баночка для воды, салфетки.
  • Карандаш простой (НВ, 2В).

1.8. Общая результативность обучения по программе:

В процессе занятий по образовательной программе обучающиеся приобретут следующие знания:

  • об основах цветоведения;
  • о правилах изображения окружающего мира с натуры;
  • об основах композиции;
  • о жанрах изобразительного искусства

и сформирует следующие умения:

  • умения и навыки работы живописными материалами;
  • умение работать творчески и самостоятельно;
  • умение использовать в своей работе накопленный художественный опыт, опирающийся на знания, полученные в процессе обучения

В результате занятий по программе у детей будут сформированы и развиты следующие компетенции и личностные качества:

  • развитие личных предпочтений в искусстве живописи;
  • развитие творческой индивидуальности учащегося, его личностной свободы в процессе создания художественного образа;
  • развитие зрительной и вербальной памяти;
  • развитие образного мышления и воображения;
  • формирование эстетических взглядов, нравственных установок и потребностей общения с духовными ценностями, произведениями искусства;
  • воспитание активного зрителя, способного воспринимать прекрасное.

III. УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Раздел

Количество часов

1 год обучения

1.

Введение в программу

2

2.

Натюрморт

12

3.

Пейзаж

16

4.

Анималистический жанр

16

5.

Портрет

6

6.

Тематическое рисование

12

7

Итоговое занятие

8

Всего:

72

3.1 Учебно-тематический план

Разделы и темы

Всего часов

В том числе

теория

практика

1

Введение в программу

2

1

1

1.1 Вводное занятие

2

1

1

2

Натюрморт

12

3

9

2.1 Натюрморт в холодной цветовой гамме

4

1

3

2.2 Натюрморт в теплой цветовой гамме

4

1

3

2.3 Декоративный натюрморт

4

1

3

3

Пейзаж

16

3

13

3.1 Пейзаж с дальним планом

6

1

5

3.3 Сельский пейзаж

4

1

3

3.4 Пейзаж с архитектурой

6

1

5

4.

Анималистический жанр

16

3

13

4.1 Животные

6

1

5

4.2 Птицы

6

1

5

4.3 Насекомые

4

1

3

5

Портрет

6

1

5

5.1 Погрудный портрет

6

1

5

6

Тематическое рисование

12

2

10

6.1 Рисование на темы повседневной жизни.

6

1

5

6.2 Рисование на военную тематику.

6

1

5

7

Итоговая композиция

8

-

8

Всего:

72

13

59

IV. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

        1.Введение в программу (2 часа)

1.1.Вводное занятие (2 часа)

Теория: Ознакомление с программой «Живопись». Знакомство с материально-техническими, изобразительными средствами. Правила техники безопасности во время работы. Организация работы.

Практическая работа: упражнения на выполнение легких и пастозных мазков, заливки.

Форма проведения занятия – мини-выставка работ.

Приёмы и методы: наглядный, иллюстрированный, практический.

Дидактический материал: выставочные работы, образцы работ.

Материал: бумага А4, гуашь,  акварель, кисти, палитра, баночка для воды, салфетка.

Форма подведения итогов: опрос, беседа, загадки.

2. Натюрморт (12 часов)

2.1 Натюрморт в холодной цветовой гамме (4 часа)

Теория: Разновидности натюрморта. Порядок построения предметов. Цветовая гамма.

Практическая работа: живописное изображение натюрморта с натуры.

Формы проведения занятия: индивидуальное занятие по усвоению новых знаний; практическая работа.

Приёмы и методы: наглядный, практический, словесный.

Зрительный материал: репродукции с картин художников.

Материал: бумагаА3 для акварели, карандаш, акварель, кисти.

Форма подведения итогов: блиц-опрос.

2.2 Натюрморт в теплой цветовой гамме (4 часа)

Теория: Разновидности натюрморта. Порядок построения предметов. Цветовая гамма.

Практическая работа: живописное изображение натюрморта с натуры.

Формы проведения занятия: индивидуальное занятие по усвоению новых знаний; практическая работа.

Приёмы и методы: наглядный, практический, словесный.

Зрительный материал: репродукции с картин художников.

Материал: бумагаА3для акварели, карандаш, акварель, кисти.

Форма подведения итогов: блиц-опрос.

2.3 Декоративный натюрморт (4 часа)

Теория: Отличия реалистичного и декоративного натюрморта.

Практическая работа: изображение декоративного натюрморта.

Формы проведения занятия: индивидуальное занятие по усвоению новых знаний; практическая работа.

Приёмы и методы: наглядный, практический, словесный.

Зрительный материал: репродукции с картин художников.

Материал: бумага А3, карандаш, гуашь, кисти.

Форма подведения итогов: блиц-опрос.

3. Пейзаж (16 часов)

3.1 Пейзаж с дальним планом (6 часов)

Теория: Пейзаж. Многоплановый пейзаж. Перспектива. Порядок построения предметов в перспективе. Световоздушная среда. Особенности изображения пейзажа с дальним планом.

Практическая работа: изображение пейзажа с дальним планом.

Формы проведения занятия: индивидуальное занятие по усвоению новых знаний; практическая работа.

Приёмы и методы: наглядный, практический, словесный.

Зрительный материал: слайды с изображением пейзажей, репродукции произведений художников по теме.

Материал: бумагаА3, карандаш, гуашь, кисти.

Форма подведения итогов: блиц-опрос.

3.2 Сельский пейзаж (6 часов)

Теория: Виды пейзажа. Пейзаж сельский. Воздушная перспектива. Особенности композиция сельского пейзажа.

Практическая работа: изображение сельского пейзажа

Формы проведения занятия: индивидуальное занятие по усвоению новых знаний; практическая работа.

Приёмы и методы: наглядный, практический, словесный.

Зрительный материал: слайды с изображением сельских пейзажей, репродукции произведений художников по теме.

Материал: бумага А3, карандаш, гуашь, кисти.        

Форма подведения итогов: блиц-опрос.

3.3 Пейзаж с архитектурой (6 часов)

Теория: Виды пейзажа. Городской пейзаж. Перспектива. Порядок построения предметов архитектуры в перспективе пейзажа. Особенности композиция пейзажа с архитектурой.

Практическая работа: изображение пейзажа с архитектурой.

Формы проведения занятия: индивидуальное занятие по усвоению новых знаний; практическая работа.

Приёмы и методы: наглядный, практический, словесный.

Зрительный материал: слайды с изображением пейзажей, репродукции произведений художников по теме.

Материал: бумагаА3, карандаш, гуашь, кисти, акварельные цветные карандаши.

Форма подведения итогов: блиц-опрос.

4. Анималистический жанр (16 часов)

4.1 Животные (6 часов)

Теория: Жанр, изображающий животных. Художники. Особенности изображения животных.

Практическая работа: живописное изображение животного  

Формы проведения занятия: индивидуальное занятие по усвоению новых знаний; практическая работа.

Приёмы и методы: наглядный, практический, словесный.

Зрительный материал: слайды с изображением животных

Материал: бумага А3, карандаш, ластик, гуашь, кисти, акварельные цветные карандаши.

Форма подведения итогов: блиц-опрос.

4.2 Птицы(6 часов)

Теория: Жанр, изображающий животных. Художники. Особенности изображения птиц

Практическая работа: живописное изображение птицы.

Формы проведения занятия: индивидуальное занятие по усвоению новых знаний; практическая работа.

Приёмы и методы: наглядный, практический, словесный.

Зрительный материал: слайды с изображением птиц.

Материал: бумага А3, карандаш, гуашь, кисти, акварельные цветные карандаши.

Форма подведения итогов: блиц-опрос.

4.3 Насекомые(4 часа)

Теория: художники, изображающие насекомых. Правила изображения насекомого.

Практическая работа: живописное изображение насекомых (пчела, бабочка и др.)

Формы проведения занятия: индивидуальное занятие по усвоению новых знаний; практическая работа.

Приёмы и методы: наглядный, практический, словесный.

Зрительный материал: слайды с изображением насекомых.

Материал: бумага А4, карандаш, ластик, акварель, акварельные цветные карандаши.

Форма подведения итогов: блиц-опрос.

5. Портрет (12 часов)

5.1 Погрудный портрет (6 часов)

Теория: Портрет. Правила изображения лица человека. Пропорции. Живописные особенности изображения тела человека. Художники-портретисты.

Практическая работа: живописное изображение человека по грудь.

Формы проведения занятия: индивидуальное занятие по усвоению новых знаний; практическая работа.

Приёмы и методы: наглядный, практический, словесный.

Зрительный материал: слайды с изображением портретов.

Материал: бумага А3, карандаш, гуашь, кисти.

Форма подведения итогов: блиц-опрос.

6. Тематическое рисование (12 часов)

6.1 Рисование на темы повседневной жизни (6 часов)

Теория: Особенности рисования на темы. Бытовой жанр. Художественный замысел. Эскиз. Основные правила композиции, используемые в тематическом рисовании. Живописные особенности изображения тематической композиции.

Практическая работа: живописное изображение тематической композиции.

Формы проведения занятия: индивидуальное занятие по усвоению новых знаний; практическая работа.

Приёмы и методы: наглядный, практический, словесный.

Зрительный материал: слайды с изображением произведений художников по теме.

Материал: бумага А3, карандаш, гуашь, кисти.

Форма подведения итогов: блиц-опрос.

6.2 Рисование на военную тематику (6 часов)

Теория: Особенности рисования на темы войны. Батальный жанр. Художественный замысел. Эскиз. Правила композиции. Прием смысловых контрастов. Живописные особенности изображения композиции на темы войны.  

Практическая работа: живописное изображение композиции на военную тему.

Формы проведения занятия: индивидуальное занятие по усвоению новых знаний; практическая работа.

Приёмы и методы: наглядный, практический, словесный.

Зрительный материал: картинки с изображением военной техники, слайды с изображением произведений художников по теме.

Материал: бумага А3, карандаш, гуашь, кисти.

Форма подведения итогов: блиц-опрос.

7. Итоговая композиция (8 часов)

Цель: выявить степень усвоения программного материала.

Практическая работа: живописное изображение композиции на свободную тему.

Формы проведения занятия: практическая работа.

Приёмы и методы: наглядный, практический.

Материал: бумага А3, карандаш, ластик, гуашь, кисти.

Форма подведения итогов:  Анализ работ.

V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

        При реализации программы используются различные методы обучения: словесные, наглядные, практические методы. Использование разнообразных форм обучения повышает продуктивность занятий, повышает интерес обучающихся к учебному процессу.

        Для реализации программы разработаны и применяются следующие дидактические материалы:

иллюстративный и демонстрационный материал:

  • схемы;
  • таблицы;
  • репродукции с картин художников;
  • слайды по темам;
  • образцы рисунков.

материалы для проверки освоения программы: 

  • тесты по разделам программы;
  • диагностические карты.

При обучении по данной программе, живописные работы должны выполняться преимущественно на больших форматах листа (А3), так как выбранный формат дает возможность ребенку смелее и шире работать  кистями различного размера, полнее передать цветовые ощущения.

Педагог строит занятия таким образом, чтобы от занятия к занятию воспитанники приобретали навыки живописной изобразительной деятельности.

При демонстрации приемов работы художественными материалами педагог, показывает, как необходимо работать тоном или цветом. Демонстрация педагогом способов работы стимулирует формирование знаний, умений и навыков в области практической деятельности, учит свободному владению живописными материалами.

Большое значение в формировании эмоционально-оценочного отношения, в формировании вкуса имеют обсуждение творческих работ учащихся, выставки творческих работ, восприятие произведений профессиональных художников (репродукции, слайды). Важен анализ творчества воспитанников, проводимый взрослыми.

 

4. Педагогический мониторинг результатов образовательного процесса

Текущий контроль осуществляется в форме мини-выставок творческих работ, обсуждений. Для оценки сформированности практических умений обучающихся применяется метод экспертной оценки. Эксперт (педагог, обучающиеся) оценивает творческую работу по следующим критериям.

 Оценка творческой работы складывается из следующих составляющих:

1.Владение живописными материалами.

2. Знание основных законов композиции.

3. Воображение.

4. Оригинальность исполнения.

5. Творческая активность.

Отслеживание итогов образовательного процесса производится следующим образом:

 - анализ выполнения практических работ;

- выставка, организованная на ранней стадии обучения (ноябрь, декабрь), и итоговая (в конце учебного года) покажет возрастание уровня выразительности и творческой свободы работ;

- участие в выставках и конкурсах на уровне учреждения, района и области. Для учёта участия детей в выставках и конкурсах используется следующая таблица:

Ф.И. обучающегося

Дата

Название конкурса, выставки

Название работы (художественный материал)

Результат

4.2.  Способы и формы подведения итогов деятельности по программе

Важным компонентом образовательной деятельности является система

отслеживания и оценки результатов деятельности обучающихся, в нее как составная часть входит процедура аттестации обучающихся.  

 В качестве форм подведения итогов по программе используются:

 1) текущие и итоговые выставки достижений обучающихся (в соответствии с планом работы учреждения);

2) В соответствии с календарным учебным графиком проводится: входящая диагностика, промежуточная и итоговая аттестации.

Стартовый контроль

Стартовый контроль проводится в сентябре

Цель – определение уровня или степени творческих способностей детей в начале цикла обучения. В ходе проведения диагностики педагог определяет уровень подготовленности детей для данного вида деятельности;

Формы проведения первичной диагностики – тестирование, наблюдение (Приложение №1)

Промежуточный контроль

Промежуточный контроль проводится в декабре – январе.

Цель – подведение промежуточных итогов обучения, оценка успешности продвижения обучающихся.

В ходе проведения диагностики педагог определяет:

- какова оценка успешности выбора технологии и методики;

- анализируются результаты обучения на данном этапе.

Формы проведения: педагогическое наблюдение, устный опрос, практическое задание, тестирование. (Приложение №2)

Итоговый контроль

Итоговый контроль приобретенных практических умений и навыков осуществляется по итогам экзаменационной работы, по результатам участия в выставках, творческих конкурсах. Итоговая диагностика проводится в мае.

Цель определение уровня подготовки и уровня развития способностей детей в конце цикла обучения.

Формы проведения: итоговая композиция (Приложение №3)

Процесс обучения и воспитания основывается на строго дифференцированном подходе к детям с учетом их индивидуальных способностей. Учитывается то, что важным фактором в освоении программы является заинтересованность детей. Поэтому изыскиваются такие формы занятий, которые бы способствовали пробуждению наибольшего интереса у обучающихся.

Оценочные и диагностические материалы:

1. Диагностика определения уровня творческих способностей обучающихся (Приложение 4)

2.Методика определения самооценки школьника «Дерево» (авт. Д. Лампен, в адаптац. Л.П.Пономаренко) (Приложение 5)

3.Анкета для обучающихся «Изучение уровня удовлетворенности  программой  дополнительного образования». (Приложение 6)

 4.Анкета для родителей «Удовлетворенность родителей работой педагога дополнительного образования». (Приложение 7)

VI. ЛИТЕРАТУРА

1. Голубева О.Л. Основы композиции. Издательский дом искусств. М., 2004

2. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. М.: Просвещение, 1989

3. Зайцев А.С. Наука о цвете и живописи. М., Искусство, 1986

4. Манизер М.Г. Школа изобразительного искусства. М.: Изобразительное искусство, 1989

5. Марков П. Н. “Об акварели или живописи водяными красками”. Московская

специализированная школа акварели Сергея Андрияки, Москва, 2003

6. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для уч. 5-8 кл.: В 4 ч. Ч.2 Основы живописи - Обнинск: Титул, 1996

7. Суздалев П.К. Основы понимания живописи. М.: Искусство, 1984.


ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1

Входящая диагностика (Стартовый контроль)

 

Цель диагностики – определить уровень мотивации, подготовленности и творческих способностей детей в начале обучения.

Определение уровня мотивации обучающихся

Фамилия имя ____________

Возраст _________________

Дата заполнения _________________

1. Как называется объединение?

           Юный художник

          другое название

2. Откуда ты узнал о возможности заниматься индивидуально в объединении?

          из интернета;

          от педагога;

          от родителей;

          от друзей

3. Знаешь ли ты, чем здесь будешь заниматься?

         да, знаю

         немного

         нет, не знаю

4. Есть ли у тебя хобби, какое?

         рисовать

         лепить

         мастерить поделки

5. Почему ты решил заниматься индивидуально?

         самому захотелось лучше научиться рисовать

         за компанию с другом

         родители рекомендовали

Вывод: Результаты анкеты позволяют педагогу иметь общую картину о своих воспитанниках. Кто пришел в объединение целенаправленно за определенными знаниями и навыками или за общением, а кто пришел случайно, за компанию с другом или по чьему - либо совету. Данная информация нужна педагогу для того, чтобы он мог акцентировать первоначальное внимание на тех обучающихся, кто пришел случайно, чтобы мотивировать их интерес к занятиям, чтобы они не уходили после первых занятий, а остались до конца курса обучения.

                                                                                                        

        

Приложение 2

Тестовые  задания промежуточной аттестации

для обучающихся индивидуального учебного плана

1.Перечислите художественные материалы, применяемые для живописи:

______________________________________________________________________

2. Продолжите фразу:

    Живопись – это_______________________________________________________

3.  Что такое натюрморт?

А) основа любого изображения.

Б) изображение неодушевлённых предметов.

В) изображение зверей.

4.Что такое пейзаж?

А) изображение природы.

Б) внутреннее строение предмета.

В) изображение предметов быта.

5. Что такое анималистический жанр?

А) соотношение частей предмета между собой.

Б) изображение животных.

В) изображение моря.

                                                                                                                                Приложение 3

Итоговая диагностика

Итоговая диагностика предусматривает проверку практических умений и навыков, которые определены общеобразовательной программой. Итоговая диагностика проводится в форме выполнения итоговой композиции на свободную тему в любом жанре изобразительного искусства.

                                                                                                                                Приложение 4

Диагностика определения уровня творческих способностей обучающихся

Критерии оценивания творческой работы

Баллы

1. Самостоятельность.

          самостоятельно

8-10

          с помощью

5-7

          не может выполнить самостоятельно

1-4

2. Цветовое решение.

          гармонично

8-10

          необычное цветовое решение

5-7

          не гармонично

1-4

3. Креативность.

         оригинально, сложно

8-10

         владеет навыками живописного изображения

5-7

         слабо, с помощью

1-4

4. Качество.

         аккуратно

8-10

         с дефектами

5-7

         неаккуратно

1-4

5. Оригинальность.

         оригинально

8-10

         однотипно

5-7

         просто

1-4

Уровень творческих способностей обучающихся:

Высокий

Средний

Низкий

40-50

30-39

5-29

                                                                                                                                Приложение 5

Методика самооценки «Дерево»

(автор Д. Лампен, в адаптац. Л.П. Пономаренко)

Описание: https://www.b17.ru/foto/uploaded/6f13f61d6c40bf6285bdce575faad8c2.gif

Инструкция:

Посмотри внимательно на рисунок. Перед вами лесные человечки.  У каждого из них разное настроение, каждый занят своим любимым делом, каждый занимает свое положение. 
Возьми коричневый карандаш (фломастер) и раскрась ствол и ветки дерева. А когда будешьраскрашивать, внимательно рассмотрите каждого человечка: где он расположен, чем занят.


А теперь возьми красный карандаш (фломастер) и раскрась того человечка, который напоминает тебе себя, похож на тебя, твоенастроение и твое положение. 
Теперь возьми зеленый карандаш (фломастер) и раскрасьте того человечка, которым ты хотел бы быть и на чьем месте ты хотел бы находиться. 
 

Бывает так, что некоторые дети просят разрешения обозначить позиции двух человечков. Считаю, что в этом случае не следует ограничивать их выбор, но необходимо зафиксировать, какой человечек был отмечен в первую очередь, какой во вторую, так как соотношение этих выборов может быть достаточно информативным.
 

Ключ (чтобы видеть текст выделите его курсивом):

Интерпретация результатов выполнения проективной методики «Дерево» проводится исходя из того, какие позиции выбирает данный ученик, с положением какого человечка отождествляет свое реальное и идеальное положение, есть ли между ними различия.

Для удобства объяснения каждой фигурке присвоен свой номер.

Выбор позиции № 1, 3, 6, 7 характеризует установку на преодоление препятствий.

№ 2, 11, 12, 18, 19 — общительность, дружескую поддержку.

№ 4 — устойчивость положения (желание добиваться успехов, не преодолевая трудности).

№ 5 — утомляемость, общая слабость, небольшой запас сил, застенчивость.

№ 9 — мотивация на развлечения.

№ 13, 21 — отстраненность, замкнутость, тревожность.

№ 8 — отстраненность , уход в себя.

№ 10, 15 — комфортное состояние, нормальная адаптация.

№ 14 — кризисное состояние, «падение в пропасть».

Позицию № 20 часто выбирают как перспективу дети с завышенной самооценкой и установкой на лидерство.

Следует заметить, что позицию № 16 дети не всегда понимают как позицию «человечка, который несет на себе человечка № 17», а склонны видеть в ней человека, поддерживаемого и обнимаемого другим.

Приложение 6

Анкета «Изучение уровня

удовлетворенности  программой  дополнительного образования».

Уважаемые воспитанники, приглашаем вас ответить на вопросы анкеты:

  1. Я посещаю дополнительные занятия, потому что:
  • Здесь я занимаюсь творчеством 
  • Здесь я готовлюсь к профессии 
  • Это укрепляет здоровье
  • Мне нравится общаться с педагогом
  • Мне нравится общаться со сверстниками
  • Другое (напишите Ваш вариант)________________________________________________________________
  1. С каким настроением ты собираешься на занятия в системе дополнительного образования
  • С радостью, интересом, воодушевлением
  • Настроение не имеет значения, это пригодится мне в будущем
  • Настроения нет, вынужден идти туда, т.к. этого требует классный руководитель (воспитатель)
  • Настроение появляется уже на занятиях
  • Занимаюсь без настроения
  • Бывает по-разному
  1. Занятия всегда интересны для меня?
  • Да
  • Нет
  • По-разному
  1. Устраивает ли тебя уровень и тематика занятий?
  • Да
  • Нет
  • По-разному
  1. Ты хотел бы, чтобы задания на занятиях были более легкими?
  • Да
  • Иногда
  • Хочу, чтобы задания были трудными
  1. За период посещения занятий в системе дополнительного образования:
  • Я многое узнал, многое для себя открыл
  • Я стал активным участником различных мероприятий, проводимых в училище
  • Я стал активным участником различных мероприятий, проводимых в городе, крае
  • У меня появилось больше  друзей
  • Ничего не изменилось
  1. Какие черты характера воспитывают в тебе занятия, которые ты посещаешь
  • Аккуратность
  • Внимательность
  • Активность
  • Усидчивость
  • Любознательность
  • Серьёзность
  • Исполнительность
  • Общительность
  • Уверенность в себе
  • Артистизм
  • Другое (напишите Ваш вариант)________________________________________________________________
  1. Как ты думаешь, поможет ли тебе посещение занятий определиться с выбором будущей профессии?
  • Да, поможет
  • Может и нет, но мне нравится посещать занятия, заниматься любимым делом
  • Не знаю, время покажет
  • Нет
  1. Ты считаешь, что твои педагоги ДО:
  • Проводят интересные и увлекательные занятия
  • Стремятся вызвать интерес к занятиям у кадет
  • Доброжелательны, справедливы, тактичны
  • Всегда понимают тебя, твое настроение
  • У тебя есть желание быть похожим на них
  • Другое (напишите Ваш вариант)______________________________________________________________
  1. Педагоги ДО всегда учитывают мои возможности и способности?
  • Да
  • Нет
  • По-разному
  1. Если бы педагог сказал, что завтра на занятия всем приходить не обязательно, ты бы пришел?
  • пришел
  • не пошел бы
  • не знаю
  1. Ты хотел бы, чтобы у тебя были другие, менее строгие педагоги?
  • не хотел, мне нравятся наши педагоги
  • хотел бы
  • точно не знаю
  1. Ты часто рассказываешь о занятиях своим родственникам и друзьям?
  • часто;
  • редко;
  • совсем не рассказываю
  1. Тебе нравятся ребята, которые занимаются вместе с тобой? 
  • да;
  • не очень;
  • нет
  1. Напиши свои впечатления о занятиях в системе дополнительного образования

Спасибо за ответы!

Обработка результатов:

За каждый ответ на вопрос № 2-5, 10-14:

а) да – 3 балла,

б) иногда, не знаю, редко, бывает по-разному – 1 балл,

в) нет – 0 баллов.

Подсчет общего коллектива баллов:

0-7 баллов – неучебная мотивация, неудовлетворительное отношение к занятиям;

8-15 балов – низкий уровень мотивации к занятиям.

16-19 баллов – средний уровень мотивации, занятия привлекают, но, в основном, с целью организации времяпрепровождения.

20-23 баллов – хороший уровень познавательной мотивации.

24-27 баллов – высокий уровень учебной мотивации.

                                                        

Приложение 7

Анкета

изучения удовлетворенности родителей

работой педагога дополнительного образования

Уважаемые родители! Внимательно прочитайте ниже перечисленные утверждения и оцените степень согласия с ними. Необходимо отметить цифру, которая означает ответ, соответствующий вашей точки зрения. В окошко поставьте V или другой знак.

Творческое объединение______________________________________

Цифры означают следующие ответы:

4 - совершенно согласен;

3 - согласен;

2 - трудно сказать;

1 - не согласен;

0 - совершенно не согласен.

№ п/п

Утверждения

Ваша точка зрения

4

3

2

1

0

1

Ребенок с удовольствием идет на занятие к педагогу.

2

На занятиях  объединения ребенок чувствует себя комфортно

3

Педагог проявляет доброжелательное отношение к вашему ребенку.

4

Педагог пользуется авторитетом у обучающихся.

5

Вас устраивает стиль общения педагога с детьми.

6

Педагог создает условия для проявления и развития способностей  вашего  ребенка.

7

Педагог отличается высокими профессиональными знаниями, навыками и умениями

8

Вы своевременно получаете информацию от педагога о работе объединения и достижениях ребенка (мессенджеры, соцсети).

9

Вы испытываете чувство взаимопонимания в контактах с педагогом.

10

Вы на постоянной связи с педагогом (Вайбер, Ватсапп, телефон).

Обработка результатов:

  1. Удовлетворенность родителей работой педагога определяется как частное от деления суммы баллов всех ответов родителей на общее количество ответов.
  2. Если коэффициент удовлетворенности равен 3 и более этого числа, то это свидетельствует о высоком уровне удовлетворенности, если он равен или больше 2, но не больше 3, то можно констатировать средний уровень удовлетворенности, если же коэффициент удовлетворенности меньше 2, то это является показателем низкого уровня удовлетворенности родителей деятельностью педагога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Позитив» (живопись, декоративное рисование)

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности«Позитив»(живопись, декоративное рисование)...

Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности «Позитив» (живопись, декоративное рисование)

Мониторингрезультатов обучения ребенка по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности «Позитив» (живопись, декоративное рисование)...

"Жостовский" поднос - занятие по программе "Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Мастерилка»". Тема: «Изготовление композиций из различных материалов»

quot;Жостовский" поднос - занятие по программе "Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Мастерилка»". Тема: «Изгот...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Художественное вязание»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Художественное вязание»Возраст обучающихся: 10 - 15 лет. Срок реализации: 1 ...

дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности художественного объединения «Волшебная кисточка»

Данная образовательная программа создает благоприятные условия для интеллектуального и эстетического воспитания личности ребенка, направлена на развитие познавательной активности, творческой самореали...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Художественное слово»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной  направленности«Художественное слово»...