рабочая программа по ИЗО 5-7 классы
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5, 6, 7 класс)
Настоящая рабочая программа по изобразительному искусству для 5-7 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство. 5-7 кл.», авторы: В.С. Кузин, С.П. Ломов, Е.В. Шорохов, С.Е. Игнатьев, П.Ю. Коваленко.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_5-7_izo._2021.docx | 80.37 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ Гергебильская средняя общеобразовательная школа №1
«Рассмотрено» на заседании МО учителей ИЗО, музыки, технологии и физической культуры «___»__________________2021г. __________Шарабудинова Д.М. | «Согласовано» Зам директора по УВР ____________/Мучиева М.М./ ФИО «___»____________2021г. | «Утверждаю» Директор школы __________/Магомедов М.М./ Приказ № _____ от «___»_________2021г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Изобразительное искусство»
для учащихся 5-7 классов
на 2021-22 учебный год
Составитель: Курбанов К.Д., учитель высшей квалификационной категории
Гергебиль. 2021
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа по изобразительному искусству для 5-7 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство. 5-7 кл.», авторы: В.С. Кузин, С.П. Ломов, Е.В. Шорохов, С.Е. Игнатьев, П.Ю. Коваленко. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые определены стандартом; является неотъемлемым звеном системы непрерывного образования, служит логическому развитию идей художественно-эстетического формирования личности, заложенных в начальной школе.
Реализация рабочей программы осуществляется с использованием учебно-методического комплекса:
Класс | Учебно- методический комплекс |
5—7 | Рабочая программа для общеобразовательных учреждений |
5 | Ломов С. П., Игнатьев С. Е. Изобразительное искусство. Учебник. В 2 частях Ломов С. П. и др. Изобразительное искусство Методическое пособие |
6 | Ломов С. П., Игнатьев С. Е. Изобразительное искусство. Учебник. В 2 частях Ломов С. П. и др. Изобразительное искусство Методическое пособие |
7 | Ломов С. П., Игнатьев С. Е. Изобразительное искусство. Учебник. В 2 частях Ломов С. П. и др. Изобразительное искусство Методическое пособие |
По авторской программе: в 5—7 классах отводится 102 ч (по 34 ч в каждом классе).
По учебному плану: в 5-7 классах отводится 102 ч (по 34 ч в каждом классе) Виды занятий | Классы | ||
5 | 6 | 7 | |
Рисование с натуры | 8 | 8 | 8 |
Рисование на темы, по памяти и представлению | 12 | 12 | 12 |
Декоративная работа, художественное конструирование и дизайн | 10 | 10 | 10 |
Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас | 4 | 4 | 4 |
Итого за год | 34 | 34 | 34 |
Раздел 1. Планируемые результаты изучения учебного предмета
Обучение детей по программе курса «Изобразительное искусство» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.
Требования к личностным результатам:
К концу учебного года у обучающихся должны быть сформированы:
— мотивация достижения результата, стремление к совершенствованию своих способностей;
— морально-этические суждения, способность к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения/нарушения моральной нормы;
— эстетические суждения, ценности и чувства.
Требования к метапредметным результатам:
К концу учебного года у обучающихся должны быть сформированы:
— умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, искать средства ее осуществления;
— умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;
— умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, работать в группе, коллективе, взаимодействовать с партнером, слушать и слышать собеседника;
— умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок;
— умение осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и интернета;
— умение воспринимать и оценивать шедевры русского и мирового искусства, проводить анализ содержания художественных произведений разных видов и жанров, отмечать выразительные средства изображения, их воздействие на чувства зрителя;
— умение давать эстетическую оценку произведениям изобразительного искусства, предметам быта, разработанными народными мастерами, дизайнерами и сопровождающими жизнь человека.
Требования к предметным результатам:
К концу учебного года обучающиеся должны знать:
— закономерности конструктивного строения изображаемых предметов, основные закономерности наблюдательной, линейной и воздушной перспективы, светотени, элементы цветоведения, композиции;
— различные приемы работы карандашом, акварелью, гуашью и другими художественными материалами;
— особенности художественных средств различных видов и жанров изобразительного искусства;
— особенности ансамбля народного костюма; зависимость колорита народного костюма и узора от национальных традиций искусства и быта;
— отдельные произведения выдающихся мастеров русского изобразительного искусства прошлого и настоящего времени;
— ведущие художественные музеи России и мира.
Обучающиеся должны уметь:
— видеть цветовое богатство окружающего мира и передавать свои впечатления в рисунках;
— выбрать наиболее выразительный сюжет тематической композиции и проводить подготовительную работу (предварительные наблюдения, наброски и зарисовки, эскизы), с помощью изобразительных средств выражать свое отношение к персонажам изображаемого сюжета;
— анализировать форму, конструкцию, пространственное расположение, тональные отношения, цвет изображаемых предметов, сравнивать характерные особенности двух предметов;
— пользоваться перспективой, светотенью, композицией и т. д. в процессе рисования с натуры и на темы;
— передавать тоном и цветом объем и пространство в натюрморте;
— применять в рисунках выразительные средства (эффекты освещения, композиции, штриховки, разные приемы работы акварелью, гуашью), добиваться образной передачи действительности;
— разрабатывать эскизы интерьеров, композиции эскизов печатной продукции, эскизы костюмов.
Раздел 2. Содержание учебного предмета, курса
Цели курса:
— знакомство с образным языком и историей развития изобразительного искусства, эволюцией художественных идей, понимание значимости изобразительного искусства и художественной культуры для общества;
— формирование представлений о выразительных средствах живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры;
— овладение знаниями об изобразительном искусстве, умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
— развитие наглядно-образного, ассоциативного и логического мышления, пространственных представлений, художественных и творческих способностей, интуиции, фантазии, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
— воспитание средствами изобразительного искусства личности школьника, обогащение его нравственного опыта, эстетических потребностей, формирование уважительного отношения к искусству и культуре народов многонациональной России и других стран.
Содержание курса
Рисование с натуры
Выразительные возможности линейного и тонового рисунка. Приемы передачи освещенности в линейном рисунке. Свет и тень в рисунке. Изображение объема предметов.
Рисование отдельных предметов быта, школьного обихода, предметов декоративного искусства и их групп (натюрмортов) с использованием правил перспективы, светотени, законов цветоведения, живописной грамоты, композиции. Тоновые отношения в рисунке натюрморта. Метод обобщения в линейном и тоновом рисунке.
Рисование фигуры человека, животных. Передача в рисунках гармонии цветовых отношений средствами цвета. Художественно-образное восприятие формы предметов. Передача в рисунках эмоционально-эстетического отношения к изображаемым объектам и чувства восхищения красотой их формы, пропорций, очертаний, цветовой окраски.
Рисование на темы, по памяти и представлению
Рисование на темы окружающей жизни на основе наблюдений или по воображению. Иллюстрирование литературных произведений (с предварительным выполнением набросков и зарисовок с натуры по заданию учителя). Изображение пейзажа по литературному описанию.
Раскрытие в рисунке действия, выразительная передача в сюжете характерного, главного, передача эмоционально-эстетического отношения к изображаемому мотиву. Законы перспективы, композиции, конструктивное строение предметов в тематических рисунках. Цвет как средство передачи настроения, переживаний, вызываемых изображаемыми объектами и сюжетами. Осознание прекрасного в объектах и явлениях действительности.
Передача движения в рисунке (движения из картинной плоскости на зрителя, движения в глубь плоскости, движения по диагонали, по кругу, передача ритма и плановости в изображении).
Декоративная работа, художественное конструирование и дизайн
Народное декоративно-прикладное искусство как специфический тип народного творчества в системе культуры. Взаимосвязь национального и интернационального, взаимообогащение культур разных народов. Функциональность, конструктивность и красота изделий народного декоративно-прикладного искусства.
Народное и современное в декоративно-прикладном искусстве. Становление профессионального художественного ремесла. Области декоративного искусства: монументально-декоративная, декоративно-оформительская. Принципы и приемы воплощения художественного образа в декоративно-прикладном искусстве. Основы декоративной композиции, ее закономерности. Орнаментальная композиция.
Декоративное оформление предметов быта на основе обобщения форм растительного и животного мира. Понятие ансамблевости: гармония и соподчинение предметов домашнего обихода в интерьере крестьянской избы, украшение интерьеров современных общественных сооружений. Художественно-содержательный анализ произведений декоративно-прикладного искусства.
Дизайн. Формообразование предметов. Дизайн печатной продукции. Графические разработки эскизов печатной продукции: открытки, плакаты, обложки книг, упаковка предметов. Согласование изобразительных и шрифтовых элементов композиции. Изобразительные и шрифтовые элементы в открытке, плакате, обложке книги. Особенности композиции и цветового решения.
Книга как синтез искусств. Внешние элементы книги: книжный блок, обложка, форзац, суперобложка и др.; внутренние элементы: титульный лист, текст, иллюстрации. Единство образности графических элементов и литературного текста (обложка, титульный лист, заставка, концовка).
Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас
Понятие слова «музей». История возникновения художественных музеев. Художественные музеи мира: Лувр, Метрополитен-музей; музеи России: Оружейная палата, Кунсткамера, Эрмитаж, Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Музеи как объекты научного исследования. Художественные музеи как достижение человеческой цивилизации, как возможность хранить и делать доступными людям уникальные творения искусства. Классификация художественных музеев. Знаменитые художественные музеи мира и России.
Характеристика основных видов занятий
Рисование с натуры (рисунок и живопись) включает в себя выполнение как длительных заданий, рассчитанных на 1—2 урока, так и кратковременных, которые выполняются в течение 7—15 минут (наброски и зарисовки).
Рисунки с натуры выполняются различными художественными материалами — простым карандашом, акварельными или гуашевыми красками. В отдельных заданиях применяется уголь, сангина, соус. Обычно такие задания предшествуют выполнению рисунков на темы и декоративным работам.
На уроках рисования с натуры в 6 классе необходимо развивать художественные умения и навыки, сформированные в 5 классе, углублять основы знаний в области рисунка, живописи, композиции, декоративно-прикладного искусства. Учащиеся продолжают изучать элементарные закономерности перспективы, конструктивного строения предметов, светотени, цветоведения.
Рисование на темы, по памяти и представлению — это создание композиций на темы окружающей жизни, иллюстрирование сюжетов литературных произведений, которое ведется по памяти, на основе предварительных целенаправленных наблюдений, по воображению и сопровождается выполнением набросков и зарисовок с натуры.
В процессе рисования на темы совершенствуются и закрепляются навыки грамотной конструктивной передачи объема, пространственного положения, соблюдения пропорций, освещенности, цвета предметов. Важное значение приобретает выработка у учащихся умения выразительно выполнять рисунки, определять общее и типическое в художественном образе.
Декоративная работа, художественное конструирование и дизайн на уроках изобразительного искусства предусматривают изготовление учащимися творческих декоративных композиций, составление эскизов оформительских работ, эскизов полиграфической продукции, эскизов костюмов. Знакомство с элементарными основами проектной графики вводит учащихся в современный мир дизайна. Понимание ритма, гармоничности цветовых отношений, зрительного равновесия форм и цвета, является важным основанием выполнения эскизов.
Во время практических работ важно использовать самые разнообразные художественные материалы и технику: графические карандаши, акварель, гуашь, пастель, цветные мелки, цветная тонированная бумага, ретушь, аппликация и т. д. Следует помнить, что каждый из названных художественных материалов обладает своими выразительными особенностями.
Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас основаны на показе произведений искусства. Беседы воспитывают у детей интерес и любовь к искусству, расширяют представления об окружающем мире.
Школьники учатся понимать содержание картин и некоторых средств художественной выразительности (рисунок, цвет, композиция и т. п.), у них воспитывается бережное отношение к памятникам старины и произведениям народного художественного творчества.
Занятия обогащаются использованием современных информационных технологий, компьютерных мультимедийных программ, видеофильмов, экскурсиями в художественные галереи, музеи, к памятникам искусства. Важно, чтобы учащиеся хорошо знали искусство, народное творчество своего края.
Знакомство детей с русским искусством, обучение их на основе русской реалистической художественной школы должно вестись в тесной связи с местными национальными особенностями изобразительного искусства, с традициями народных художественных ремесел, т. е. учитывать региональный компонент, без которого обучение искусству будет оторвано от реальной жизни. Также важно знакомить школьников и с творчеством выдающихся мастеров зарубежного искусства.
Главное, чтобы школьники осознали место отечественного изобразительного искусства в общей мировой художественной культуре, огромный вклад русских художников, национальных художников Российской Федерации в мировую сокровищницу общечеловеческих культурных ценностей. В то же время учащиеся должны иметь представление и о разнообразии художественных культур, о различных тенденциях развития мирового и отечественного искусства.
Содержание учебного курса по разделам с указанием количества часов
и с учётом программы воспитания
5 класс
Наименование раздела | Количество часов | Модуль «Школьный урок» |
Рисование с натуры | 8 | Формирование эстетических чувств, вкусов |
Рисование на темы, по памяти и представлению | 12 | Развитие в детях способностей к восприятию прекрасного в себе самом, в другом человеке и окружающем мире. |
Декоративная работа, художественное конструирование и дизайн | 10 | развитие мотиваций (потребностей, интересов) и способностей к художественно-творческой деятельности. |
Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас | 4 | педагогически корректное противодействие дезориентирующим влияниям псевдокультуры |
6 класс
Наименование раздела | Количество часов | Модуль «Школьный урок» |
Рисование с натуры | 8 | Приучение мыслить и целенаправленно вести наблюдение, пробуждение интереса к анализу натуры, тем самым подготавливать детей к дальнейшей учебной работе. |
Рисование на темы, по памяти и представлению | 12 | Воспитание чувства долга, чувства ответственности на примере героев литературных произведений |
Декоративная работа, художественное конструирование и дизайн | 10 | Воспитание творческого человека, обладающего развитым интеллектом и творческим потенциалом, имеющего потребность в преобразующей деятельности, в чувстве нового. |
Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас | 4 | Воспитание духовного человека, имеющего развитие потребности в познании и самопознании, рефлексии, в поиске смысла жизни, идеала |
7 класс
Наименование раздела | Количество часов | Модуль «Школьный урок» |
Рисование с натуры | 8 | Воспитание внимания, сосредоточения в анализе формы объекта. |
Рисование на темы, по памяти и представлению | 12 | Создание ситуации успеха у учащихся, формирование устойчивой мотивации к рисованию |
Декоративная работа, художественное конструирование и дизайн | 10 | Эстетическое воспитание посредством произведений декоративно-прикладного искусства, ознакомление учащихся с местными народными умельцами |
Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас | 4 | Приобщение детей к миру искусства. Помочь лучше понимать реальный мир, видеть и любить прекрасное. |
Раздел 3. Календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
5 класс
№ | Тема урока | Дата | Элементы содержания. Планируемые предметные результаты |
1 | Цветовой круг. | Изучение основ цветоведения, смешанные и основные цвета, спектр. Инд. работа | |
2 | Урок-экскурсия в осенний сад. | Наблюдение за видимым миром, беседа о перспективе. | |
3-4 | «Декоративный цветок». | Рисунки волшебных цветов Декоративное рисование, отработка живописной техники, «мазок», условность декоративного изображения. | |
5 | Живописные украшения, монотипия «Веселые кляксы. | Живописная техника, цветоведение, простейшие виды печати . | |
6 | «Золотая осень».Рисунок осеннего дерева с натуры или по памяти. | Рисунок осеннего дерева с натуры, по памяти. Изучение строения дерева. Живопись. Жанр пейзажа. | |
7 | Рисование фруктов, овощей. | Рисование с натуры и по памяти, работа с палитрой, освоение основ цветоведения, смешанные и основные цвета. Работа с трафаретом. | |
8 | «Золотые узоры». | Декоративная роспись разделочной доски. Хохлома. Украшение и стилизация. Работа с трафаретом. | |
9 | Рисуем отгадки к народным загадкам. | Рисование по памяти. Иллюстрация к книге, организация листа в книге (композиция). | |
10-11 | Узор в полосе. Эскиз декоративной росписи сосуда. | Декоративное рисование. Гжель, Жостово, Скопин, Опошня, Городец. Ковроткачество. Контрастные цвета. | |
12 | «Рыжий кот». | Анималистка. Рисование с натуры, по памяти, с иллюстрации (копирование). Анатомия животного, цвет, пластика, образ жизни. | |
13 | Герои любимых мультфильмов | Тематическое рисование. Знакомство с искусством мультипликации, работой художников мультипликаторов | |
14 | «Веселый Дед Мороз». | Аппликация из цветной бумаги и других материалов. Новый год в жизни человека, в искусстве. | |
15 | Раппорт ткани. | Декоративное рисование. Владение способом «Набивки» по шаблону, трафарету, знакомство со способами размножения изображений. | |
16-17 | Гравюра на картоне (по аппликации). | Печатная (тиражная) графика, знакомство с творчеством художников-графиков. | |
18-19 | Работа в технике «Граттаж» . | Тематическое рисование, освоение художественной техники, ее возможностей. Законы композиции. Знакомство с разнообразными штрихами и их возможностями. | |
20 | Наброски с натуры фигуры человека. | Рисование с натуры, по памяти, по таблице. Анатомия и пластика тела человека. Общее и индивидуальное. Модель. Акварель, карандаш. | |
21 | Русские богатыри. | Тематическое рисование - аппликация. В.Васнецов, П.Корин, Е.Вучетич, В.Суриков и др. Патриотизма в истории в изобразительном искусстве. Исторический жанр, иллюстрация. | |
22 | Транспорт. | Рисование с натуры (игрушки), по памяти, по таблицам современной техники . | |
23-24 | Натюрморт из 2-3 геометрических тел. | Конструкция. Линейное (сквозное) построение. Техника штриха и его культура. Гризайль – как соединение рисунка и живописи. | |
25-26 | Натюрморт из разнородных предметов: геометрических тел, фруктов, овощей. | Светотень, цвет. Работа в технике гризайль. Материальность в рисунке. Конструкция. Жанр натюрморта. | |
27-28 | Наброски модели домика с натуры. | Рисование с натуры. Карандаш. Линейное построение. Предметы и анализ их формы. Перспектива. | |
29 | Старинный терем. | Рисунок по представлению из геометрических форм (карандаш). Развитие аналитических способностей, воображения. Сквозной рисунок, штриховка по форме, конструирование. | |
30 | Буквица. | Искусство художника книги. История книгопечатания. Работа с текстом, шрифтом. Вспомогательная сетка, ее использование. | |
31-32 | Иллюстрация к сказке П. Ершова «Конёк-Горбунок». | Иллюстрации к книге. От эскиза к завершению. Цвет в иллюстрации. Художники-сказочники: Васнецов, Билибин, Рачев, Врубель, и др. Книжная графика. Оформление книги. | |
33-34 | Портрет. | Жанр портрета в изобразительном искусстве. Лепка из пластилина. Пропорции лица. |
6 класс
№ | Тема урока | Дата | Элементы содержания. Планируемые предметные результаты |
1 | Что нужно знать для грамотного рисования. Летние впечатления. | Беседа, тематическое рисование; анкетирование, определяющее уровень знаний, навыков по предмету ИЗО; правилами работ/, инструментами | |
2 | Полный цветовой круг | Учебное задание по живописи; основы цветоведения и изобразительной грамоты; система требований к работам; основные, смешанные, теплые, холодные, контрастные, сближенные цвета. | |
3 | Живописные и графические упражнения | Работа графическими и живописными материалами; цветовая растяжка, графические упражнения (линией, штрихом, пятном, силуэтом и др.) | |
4 | Осенний лист, бабочка и фрукты | Рисование с натуры, по памяти, по представлению, с таблиц; палитра осенних цветов; симметрия и ее роль в природе, в изображении; окраска в природе; декоративность, теплый и холодный колорит, сближенные цвета . | |
5-6 | Рисование натюрморта: комнатный цветок и яблоко; корзина с овощами | Рисование с натуры; анализ натуры, ее конструкции, цвета, светотени; беседа «Натюрморт в живописи»; 1-й урок – карандаш, линейное изображение, конструкция; определение цветовых сочетаний (первая пропись); 2-1 урок – подбор цветов, близких натуре, использование палитры, живопись «по мокрому», «по сухому». | |
7 | В осеннем лесу, саду | Тематическое рисование; элементы композиции, перспективы; фигура человека в пейзаже; выбор положения листа в зависимости от сюжета; жанр пейзажа, его виды, беседа «Пейзаж в живописи», работа «по сухому», «по мокрому». | |
8 | Наброски домашних животных (лошадь, корова, коза, собака, кошка) | Рисование с натуры, по памяти, с таблиц, иллюстраций, реальных объектов. Анималистка в ИЗО; беседа о художниках (Ватагин, Чарушин и др.); сравнительная анатомия, зависимость строения от среды обитания, движения; элементы композиции; графические материалы. | |
9 | На дне морском | Тематическое рисование, рисование по памяти и с натуры живых объектов; работа с трафаретом (рыба); маскировка, мимикрия в природе у птиц, животных; композиция, сюжет; живопись «по мокрому» (фон, рыба – 1 слой), «по сухому» (прописывание деталей, рыба) | |
10 | Невиданный зверь | Тематическое рисование; рисунок-фантазия; рисунок-тест; анализ и синтез в изображении художника; анималистка | |
11 | Наброски с куклы- игрушки | Рисование с натуры, живопись; анализ формы, светотени, цвета | |
12-13 | Наброски с фигуры человека, сидящего в профиль (в легкой одежде, не скрывающей телосложение) | Рисование с натуры: 1-й урок – мальчик, графика; 2-й урок – девочка, живопись; беседа «Портрет в творчестве русских художников»; пропорции фигуры (1:6, 1:7), модель (позируют школьники); знакомство с пластической анатомией, скелетом, мускулатурой; общее и отличительное; рисование фигуры человека от схемы; последовательное ведение работы. | |
14 | Фигура человека в движении. Спорт. | Аппликация; декоративная работа на основе наблюдений за натурой – человеком; человек в движении с атрибутами спорта; составление фигуры человека из заготовок (элементов фигуры) на основе пропорции; поза, одежда, дополнения; анализ произведений искусства | |
15 | Две контрастные фигуры | Рисование по памяти, с натуры реальных объектов; контраст в изобразительном искусстве, его разновидности, художественный образ; карикатура как контраст; фигуры во весь рост. | |
16 | Новогодняя открытка, приглашение на бал | Графика, ее виды, прикладная графика; язык графики; элементы открытки, условность цвета, изображения, краткость текста, доходчивость, ясность; промграфика; шрифт; декоративное рисование и аппликация, на их основе – конструирование макета открытки | |
17 | Зимние забавы (развлечения, спорт). Комиксы. | Тематическое рисование; разновидность современной книжной графики – комиксы; общие корни с книгой (литературная основа, текст, развитие сюжета) и кино («по кадровое» построение, «мультяшность»); просмотр мультфильма. | |
18-19 | Мы рисуем инструменты | Наброски с натуры столярных, слесарных, строительных и др.инструментов; анализ формы, пропорций, конструкций; геометрическая основа формы; перспективные сокращения; техника работы графическими материалами. | |
20 | Знаменитые архитектурные ансамбли | Беседа- видеоэкскурсия; просмотр зрительных материалов, сообщения учащихся; архитектура как вид ИЗО; архитектурные памятники Москвы и Санкт-Петербурга. | |
21 | Наши новостройки | 21 Тематическое рисование; рисование построек с натуры, по наблюдению, по памяти, с таблиц; призматические формы в окружающей жизни; перспектива с одной, двумя точками схода; работа от эскиза; анализ произведений искусства. | |
22-23 | Красота народного костюма | Декоративное рисование, аппликация, использование шаблонов, трафарета; беседа о социально-историческом значении русского народного костюма, его символике; части одежды, виды, традиции разных областей; костюм – наследие культуры; 1-й урок – эскиз костюма на основе фигуры (куклы), цвет» 2-1 урок – деталирование, элементы из аппликации (узоры, фон, пейзаж, изба, трава, цветы. | |
24 | Русский быт в прошлые века. Иллюстрации к литературному произведению | Беседа о творчестве русских художников Х1Х века; Репин, Суриков, передвижники; тематическое рисование – иллюстрация к литературному произведению, близкому по теме к анализируемым живописным произведениям (н.Некрасов, А.Кольцов, А.Майков и др.); работа от эскиза. | |
25 | Материнство («Рождество» или «Новорожденный») | Тематическое рисование; тема женской красоты, материнства в изобразительном искусстве; взаимосвязь светской темы и библейских сюжетов, общее и различное; анализ произведений живописи | |
26 | Красота орнамента. Гипсовый трилистник | Рисование с натуры гипсового орнамента. Возможные варианты: 1) карандаш, светотеневая разработка 2) работа акварелью в технике «гризайль»; 3) лепка. Обобщение и стилизация, поэтапная работа от общего к частному; штрих по форме. | |
27-28 | Иллюстрация к литературному произведению | Беседа на тему красоты русского деревянного, каменного зодчества, искусства плотников и каменщиков, об интерьере крестьянской избы;школьной программе) на основе отечественной истории, культуры. символике; о художественных замыслах; анализ произведений искусства; тематическое рисование – иллюстрации к произведениям Аксакова С. «Аленький цветочек», А.Пушкина «Сказка о мертвой царевне», «Руслан и Людмила», сбор материала по теме; композиция, перспектива . | |
29-30 | Космические дали | Тематическое рисование, декоративное конструирование – макет марки (аппликативное оформление рисунка); рисунок-фантазия. Космонавтика: новая разновидность пейзажа; обязательные элементы пейзажа. Филателия, как разновидность прикладной графики. Работа от эскиза (3 варианта) к большому формату. Элементы марки: год, страна, название и пр. | |
31 | Разработка герба | Геральдика, ее история; условность изображения, символика в композиции герба, роль линии, цвета; герб страны, родного города; разработка герба (личного, школы, класса, кабинета, города); | |
32 | Афиша цирка | Беседа о разновидности графики – плакате: плакат и его виды; средства художественной выразительности плаката; анализ произведений искусства; декоративное рисование. | |
33 | Человек и профессия. Поясной портрет | Рисование с натуры, по представлению, памяти, с таблиц; беседа о портрете как жанре живописи, о знаменитых портретистах (О.Кипренский, К.Брюллов, В.Тропинин, И.Репин, В.Серов, Рембрандт, Тициан, Ван Дейк, Рафаэль, П.Рубенс и др.); разновидности портрета; пластика и анатомия тела человека, головы, мимика; униформа, профессиональные предметы и орудия труда. | |
34 | Портрет-шутка | Рисунок-фантазия; реальность и фантазия в творчестве; анализ и синтез; символика. Беседа о художнике ХУ1 века Д.Аргимбольдо, гримерах в театре; создание портрета из овощей и фруктов, сохранив пропорции лица. |
7 класс
№ | Раздел, тема урока | Дата | Вид занятий |
1 | Красота вокруг нас. | Беседа, тематическое рисование. Видение прекрасного в предметах и явлениях. Свободная тема (карандаш, акварель). | |
2 | Народ – творец прекрасного. | Беседа. Декоративно-прикладное искусство России. Художественные промыслы России. Связь времен в народном искусстве. Истоки и современное развитие народных промыслов. | |
3-4 | Праздничный Натюрморт. | Беседа. Отличительные особенности жанра натюрморта. Форма и пространственное положение предметов. Выражение цветом в натюрморте на строения и переживаний художника выразительности. Колорит. Красота и своеобразие архитектуры Древней Руси, ее символичность, обращенность к внутреннему миру человека. Рисование с натуры натюрморта, составленного из осенних цветов в вазе и 1-3 предметов декоративно-прикладного искусства (карандаш, акварель). | |
5 | Мы - юные краеведы и этнографы. | Беседа. Архитектурно-строительная культура русского Севера. Музеи народного деревянного зодчества. Характерные детали и фрагменты построек деревянной архитектуры. Композиция дома. Рисунок по памяти и представлению крестьянского дома (карандаш). | |
6 | Дагестанскмй Натюрморт. | Беседа. Декоративно-прикладное творчество народов России и Дагестана. Русская глиняная игрушка, жостовские подносы, вышивка. Промыслы народов Дагестана. Специфика образно-символического языка в произведениях декоративно-прикладного искусства. Роль цвета в декоративно-прикладном искусстве. Хроматические и ахроматические цвета. Светлота, насыщенность. Теплые и холодные цвета Рисование с натуры натюрморта, составленного из 2-3 предметов народных промыслов (карандаш, акварель, гуашь). | |
7 | Национальные традиции в культуре народа | Беседа. Народный костюм. Национальный орнамент и его использование в народном костюме. Виды орнамента и типы орнаментальных композиций. Мотивы традиционной одежды в современной моде. Выполнение эскиза современной одежды по мотивам национальных костюмов (цветные карандаши, акварель, гуашь). | |
8 | Народные праздники | Беседа. Народные праздники: история их возникновения, магический смысл. Связь времен в народном творчестве. Цвет и цветовой контраст. Смешение красок . Рисование по памяти и представлению на тему «Народный праздник» (карандаш, акварель). | |
9 | Иллюстрация сказок народов России | Передача художественными средствами своего отношения к изображаемому. Основные средства художественной выразительности графики: линия, пятно, точка Иллюстрирование сказки народов Рос- сии | |
10 | Красота родного края | Беседа. Пейзаж как жанр изобразительного искусства. Линейная и световоздушная перспектива. Колористическое построение пространства. Изменение цвета в зависимости от освещения Рисование на тему «Край, в котором ты живешь» (карандаш, акварель, гуашь) | |
11 | Изобразительное искусство эпохи Возрождения | Беседа. Творчество художников эпохи Возрождения: Рафаэля, Микеланджело, Тициана, Дюрера. Вечные темы и исторические события в искусстве. Выступления о художниках эпохи Возрождения. | |
12 | Мир Леонардо | Вклад Леонардо да Винчи в развитие живописи. Выступления о творчестве Леонардо да Винчи. | |
13-14 | Красота классической архитектуры | Знакомство с ансамблем Афинского Акрополя. Ордер и его виды. Тональные отношения. Рисование с натуры гипсовой капители (карандаш). | |
15 | Изобразительное искусство Западной Европы XVII века | Творчество художников Западной Европы XVII века: Рубенса, А. Ван Дейка, Ф. Снейдерса, Ф. Хальса, Д. Веласкеса. Жанры изобразительного искусства и их развитие художниками XVII века . | |
16 | Творчество Рембрандта | Своеобразие рисунка Рембрандта. Вклад художника в развитие техники живописи. Колорит в произведениях Рембрандта . | |
17-18 | Искусство натюрморта | Беседа. Рисунок в натюрморте. Ритм пятен и цвет как средство передачи своего эмоционального состояния Рисование с натуры натюрморта, составленного из гипсовой вазы и двух гладкоокрашенных яблок на фоне нейтральной драпировки без складок (карандаш, акварель). | |
19 | Изображение человека в движении | Беседа. Образ человека — главная тема искусства. Закономерности в строении тела человека. Пропорции. Наброски и зарисовки с натуры фигуры человека.Наброски с натуры двух фигур школьников сразу, объединенных какой-либо темой сюжетов: «Дежурные», «На перемене» и т. д. | |
20 | Красота фигуры человека в движении | Скульптура как вид изобразительного искусства. Виды скульптуры. Человек - основной предмет изображения в скульптуре. Элементы пластического языка. Передача движения в скульптуре Создание скульптуры человека на проволочном каркасе | |
21 | Изобразительное искусство западноевропейских стран XVIII-XX вв. | Творчество художников Д. Рейнольдса, Т. Гейнсборо, Ф. Гойя, Ж. Давида, Э. Делакруа, Энгра, К. Коро, Г. Курбе, К. Моне, В. Ван Гога, Э. Мане, П. Сезанна, О. Родена, Р. Кента. Течения в живописи конца XIX - начала XX века. | |
22 | Античная расписная керамика | Отличительные черты искусства Древней Греции. Стили греческой вазописи. Орнаменты, характерные для греческой вазописи. Рисунок, пропорции, силуэтность фигур в произведениях греческих вазописцев. Выполнение эскиза декоративной плитки или тарелки по мотивам греческой вазописи (гуашь, акварель). | |
23 | Зарубежный друг (гость) | Знакомство с произведениями художников: И. Аргунов «Портрет неизвестной в русском костюме», С. Чуйков «На набережной Бомбея вечером», А. Головин «Цыганка», Рембрандт «Ночной дозор», Китагава Утамаро. Изобразительное искусство как хранитель костюмов всех времен. Костюм как произведение искусства. Одежда как показатель общественного положения человека. Выполнение рисунка по памяти или представлению на тему «Зарубежный друг» (карандаш, акварель, гуашь, пастель). | |
24-25 | В мире литературных героев | Литературные герои в изобразительном искусстве. Выразительное изображение действия сюжета, персонажей Иллюстрирование одного из литературных произведений: М. Сервантес «Дон Кихот», Д. Дефо «Робинзон Крузо», Р. Джованьоли «Спартак» и т. д. (карандаш, акварель). | |
26-27 | Трудовые ритмы Рисование с натуры | Натюрморт и трудовые будни. Знакомство с произведениями Ю.Шаблыкина «Натюрморт», «На стройке», А. Никича «В мастерской».Анализ формы, конструкции изображаемых предметов. Передача объема средствами светотени. Рисование натюрморта с натуры, составленного из предметов (инструментов), характеризующих труд рабочего, художника и т. д. (карандаш, акварель). | |
28 | Трудовые будни Тематическое рисование | Тема труда в произведениях изобразительного искусства. Роль композиции в передаче своего отношения к изображаемому. Основы движения фигуры человека .Выполнение рисунка на тему «Моя будущая профессия» (карандаш, акварель). | |
29 | Мы - юные дизайнеры Декоративное рисование | Дизайн как область искусства предметного мира. Критерии ценности дизайнерских разработок. Выполнение эскиза экслибриса или фирменного знака (перо, тушь, акварель). | |
30 | Рисуем лошадей Рисование по представлению | Знакомство с отдельными произведениями М. Грекова «Головы белых лошадей», К. Петрова-Водкина «Купание красного коня» и др. Изображение животных в движении. Анатомическое строение, пропорции. Выполнение рисунка по памяти или представлению лошадей (карандаш, акварель, мел, пастель, уголь, гуашь). | |
31-32 | Мы охраняем памятники нашей Родины Тематическое рисование | Памятники истории и культуры, их сбережение. Виды графики: станковая, книжная, плакат, промграфика. Использование языка графики в плакатном искусстве. Крупнейшие художественные музеи и страны мира. Выполнение эскиза плаката на тему «Мы охраняем памятники нашей Родины» (карандаш, акварель, перо, тушь, гуашь). | |
33 | Весенний пейзаж Рисование по памяти | Лирический пейзаж, его отличие от других видов пейзажа. Тема весны в произведениях выдающихся художников. Тонально-цветовые отношения Выполнение рисунка весеннего пейзажа по памяти (карандаш, акварель). | |
34 | Цветы весны Рисование с натуры | Знакомство с отдельными произведениями П. Кончаловского, В. Дмитриевского, Д. Налбандяна, А. Герасимова и др. Рисование с натуры букета весенних цветов в вазе (акварель, карандаш). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике (алгебре) 5-9 классы и рабочая программа по геометрии 7-9 класс
Рабочая программа составлена на основе примерных программ основного общего образования по математике 2004 года по учебным комплектам: математика 5-6 класс - Н. Я. Виленкин и др., алгебра - Ю. Н. Макар...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва
В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...
Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.
1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...