Технологическая карта урока. Цветы – частица сада в доме. Создание композиции по типу икебаны.
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 7 класс)

Савченко Елена Владимировна

Методическая разработа урока  содержит технологическую карту урока ИЗО  в 7 классе  на тему "Цветы – частица сада в доме. Создание композиции по типу икебаны". Также предложен глоссарий, ссылка  на презентацию (видеоряд), творческая работа учащейся 7 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта № 29

Тема урока: Цветы – частица сада в доме. Создание композиции по типу икебаны.

Тип урока: комбинированный.

Цели: формирование представлений об основных изучаемых понятиях фитодизайна и аранжировки.

Задачи урока: 

  • познакомить учащихся с искусством  аранжировки цветов в вазе в соответствии с традициями икебаны;
  • приобретение опыта создания объемно-пространственных композиций из растительного материала.

Планируемые результаты урока:

Предметные УУД

  • знать и понимать  понятия фитодизайн, аранжировка;
  • представлять основные принципы составления композиции по типу  икебаны;
  • приобретать опыт создания объемно - пространственных композиций из цветов и природных материалов;
  • формировать интерес к художественно – практической деятельности;
  • развивать индивидуальные творческие способности, пространственное воображение и внимательность;

Метапредметные УУД

  • делать выводы в результате совместной работы всего класса;
  • планировать путь достижения цели;
  • осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения задач;
  • работать по плану, сверяясь с целью;
  • излагать свое мнение в диалоге;
  • планировать, контролировать и корректировать свои действия в соответствии с поставленной целью;
  • формировать коммуникативные навыки и устную речь в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми;

Личностные УУД

  • формировать уважительное и доброжелательное отношение к культуре других стран;
  • добиваться поставленной цели;
  • развивать внимание, наблюдательность и творческое воображение;
  • воспитывать эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность;
  • развивать мелкую моторику в процессе художественно - практической деятельности.

Оборудование: 

Для учителя: компьютер, проектор, экран; иллюстрации.

Для учащихся:  альбом, простой карандаш; материалы для составления цветочной композиции: импровизированные вазы, ветки, коряги, мох, голые прутья, цветы, можно сухие; ножницы, тонкая проволока.

Зрительный ряд:  презентация, видеоролик,  иллюстрации с изображением цветочных композиций икебан.

Музыкальное сопровождение: современная японская лирическая инструментальная музыка во время художественно-практической деятельности.

Этапы урока

Методы, приемы, формы обучения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

Вводная часть:

Организационный блок.

Словесный, фронтальный

Приветствие.

Проверка готовности к уроку. 

Приветствие. Проверка готовности к уроку. 

Регулятивные: контроль и коррекция

Личностные: формирование ответственного отношения к учению

Мотивация учебной деятельности обучающихся.

Приемы социальной, эмоциональной мотивации

Красивая природа позитивно влияет на человека: реализует способность любить и радоваться, духовно развиваться, наполняет нашу жизнь смыслом и чувствами, которые делают человека счастливым. Поселившись в городах, люди отстранились от природы, отгородились от ветра и холода толстыми стенами домов. Впрочем, именно в таких условиях большинство людей начинает понимать, что им чего-то не хватает. А не хватает им …

Поэтому люди заботятся о птицах и зверях, разводят цветы, компенсируя тем самым недостаток живой природы в городской среде.

Задает вопросы, начальные фразы.

(обучающиеся продолжают фразу) А не хватает им … …общения с природой! Приводят примеры

Познавательные: умение строить высказывание; умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

Актуализация знаний.

Прием обращения к жизненному опыту обучающихся

Что общего? Фиточай, фитокрем, фитокосметика, фито-салфетки, фито-светильник, фитоаптека, фито-зона и т.д (иллюстрации).

Демонстрирует иллюстративный материал, задает вопросы.

Предлагают варианты: ФИТО - начальная часть сложных слов, вносящая значение: имеющий отношение к растениям, благотворно влияющим на здоровье людей.

Познавательные:

Формирование умения анализа и синтеза, анализ объектов с целью выделения признаков. 

Постановка цели  и темы урока

Метод проблемного вопроса, наглядный метод

Задает наводящие вопросы, демонстрирует иллюстративный материал.

Перед вами композиции, которые служат для оформления интерьера дома. Как вы думаете, что их объединяет? (… они созданы из растений.) А растения – это часть… (природы). Попробуйте исходя из этого, сформулировать тему урока.

Как будет называться дизайн, имеющий отношение к природе, цветам?

 Итак, тема нашего урока: Цветы –
частица сада в доме.

Чему будем учиться на уроке? Какую поставим цель?

Проводят логическую связь с предыдущими понятиями, делают заключение:

ФИТОдизайн

Предлагают формулировки темы урока.

Предлагают: учиться составлять композиции из цветов.

Регулятивные: целеполагание, прогнозирование

Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

Основная часть: 

Первичное усвоение новых знаний

Интерактивная лекция,  диалогическое взаимодействие, метод демнстрации

Презентация. Объяснение.

Фитодизайн подчиняется общим композиционным принципам, а процесс создания композиций называется аранжировкой.

Различают разные стили букетов. Они имеют разные силуэты или абрисы.

 Линейный стиль зародился на Востоке ещё в XII в., но икебана, которую можно отнести к этому стилю, вызвала значительный интерес на Западе лишь в 1912 г. на выставке в Челси (Великобритания).

Икебана в переводе с японского — цветы, наделённые жизнью.

Рассматривают иллюстративный материал на слайдах, в учебнике, сравнивают, анализируют. Отвечают на вопросы, высказываются.

Предметные:  освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов (дизайн)

Познавательные: Развитие визуально-пространственного мышления, самовыражения и ориентации в художественном пространстве. Коммуникативные: - понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, - ориентировка на позицию партнёра

Первичное закрепление новых знаний

Деятельностный, практико -ориентированный

Вопросы для закрепления:

1. Чем руководствуется дизайнер при составлении фитокомпозиции?

2. Что такое икебана и каковы особенности её композиции? Контроль выполнениея заданий

Делают в альбомах рабочие зарисовки композиционных схем аранжировок.

Познавательные: - структурирование знаний,

Личностные: - формирование границ «знания» и «незнания».

Физкультминутка.

Художественно-практическая деятельность учащихся

Практический, метод педагогического сопровождения

Направляющая деятельность - инструктаж по выполнению; проверка понимания учащимися содержания работы и способе её выполнения, инструктаж по технике безопасности во время работы с ножницами.

Демонстрация некоторых приемов закрепления составляющих элементов  на основе (в вазе).

Контроль правильности выполнения.

Индивидуальная помощь при необходимости

Выполняют объемную растительную композицию, применяя полученные знания. Формируют навыки самостоятельной работы и работы в парах.

Предметные: приобретение опыта создания художественного образа, приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках и различных видах визульно-пространственных искусств.

Регулятивные: - принятие и сохранение учебной задачи, - учёт правила в планировании и контроле способа решения, - различение способа и результата действия.

Личностные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе творческой деятельности;

Заключительная часть:

Подведение итогов занятия.

Оценивание.

Информация о домашнем задании.

Принцип активности, взаимо- и самооценки

Демонстрация и обсуждение работ учащихся.

Оценивание работы учащихся на уроке.

Домашнее задание – подобрать иллюстрацию аранжировки, наиболее ярко, соответствующей одной из композиций: композиция с ритмом, без ритма, с акцентом, симметричной, асимметричной.

Самоанализ деятельности и ее результатов. Оценивают, сравнивают.

Записывают домашнее задание.

Метапредметные: овладение основами самоконтроля, самооценки, умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

Рефлексивный блок:

Возвращение к ожидаемым результатам.

Обсуждение форм работы и возникших трудностей.

Метод рефлексивного экрана

Что было интересно? Что узнали  новое? Что вызвало трудности? Что удивило?

Фразы из рефлексивного экрана:

  1. сегодня я узнал…
  2. было интересно…
  3. было трудно…
  4. я выполнял задания…
  5. я понял, что…
  6. теперь я могу…
  7. я почувствовал, что…
  8. я приобрел…
  9. я научился…
  10. у меня получилось …
  11. я смог…
  12. я попробую…
  13. меня удивило…
  14. урок дал мне для жизни…
  15. мне захотелось…

Осмысление способов и приемов работы с учебным материалом, Признание ошибок, возникших трудностей, эмоционального фона деятельности

Метапредметные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию


Приложение.

Объяснение (+ презентация https://drive.google.com/file/d/1mnxdf4rAIfQsIrCKY58OMVLoZxBA4xY0/view?usp=sharing)

Во все времена растения служили источником вдохновения для людей. У разных народов есть традиции составления композиций, венков и различных украшений из цветов. Сегодня большой популярностью пользуется особая сфера дизайна, которую называют фитодизайн или флористика. Фитодизайн подчиняется общим композиционным принципам, а процесс создания композиций называется аранжировкой.

Букетная композиция составляется обычно из «линейного» растительного материала, состоящего из цветков на длинном стебле (гладиолус, дельфиниум, травинки, верхушки кустарников и пр.), доминантного (основного) материала — крупных цветов (пионы, розы, герберы, лилии, георгины и т. п.) или больших ярких листьев, а также из более мелкого растительного материала, называемого наполнителем или цветами второго плана.

Различают разные стили букетов. Они имеют разные силуэты или абрисы.

Линейный стиль зародился на Востоке ещё в XII в., но икебана, которую можно отнести к этому стилю, вызвала значительный интерес на Западе лишь в 1912 г. на выставке в Челси (Великобритания).

Икебана в переводе с японского — цветы, наделённые жизнью.

В японской культуре вся природа (растения, камни, вода и т.п. являются объектами религиозного поклонения и философского созерцания. Наверное поэтому правила аранжировки растений в икебане сложны и глубоко символичны.

 Икебана - самобытное японское искусство расстановки цветов в вазе.

В японском традиционном доме всегда имеется стенная ниша – токонома – где на низком помосте ставится икебана или бонсай. Бонсай – это особым образом выращенное карликовое деревце.

Каждый всенародный праздник в Японии предполагает определённую икебану. Аранжировки с включением цветов и листьев ириса, олицетворяющего стойкость характера и мужественность, составляют в мае в день мальчиков. В марте, в день девочек, цветочные композиции отличаются особой нежностью.

Для новогодних композиций характерны сосновые ветки или белые хризантемы, а свадебные композиции включают бамбук - олицетворяющий жизнестойкость и молодость.

Для икебаны можно использовать любое количество растений. Скромными, лаконичными композициями оформляют помещения, где проходит чайная церемония.

В интерьерах общественных зданий располагают большие аранжировки с использованием крупных веток и коряг.

Создатель икебаны должен руководствоваться особенными правилами, которые являются залогом удачной композиции. Экономное использование растительного и вспомогательного материала. Чёткость, выразительность линий, образуемых растительным материалом.

Естественное, асимметричное размещение растений в вазе. Широкое использование наряду с цветами ветвей, трав, камней, плодов. А также – это соблюдение масштабности, пропорций, контраста, равновесия и акцента.

Творческое задание – создание цветочной композиции. Задание особенно полезно для закрепления знаний по композиции, поскольку оно связано с составлением букетов.

А теперь представьте, что вы мастера аранжировки. Вам предстоит выполнить цветочную  композицию.

У вас есть возможность объединиться в группы или пары, а можете работать индивидуально.

Для практической работы — освоения искусства составления  фитокомпозиции — должны быть подготовлены одна-две вазы для цветов. Можно использовать в качестве вазы пластиковую бутылку, срезав узкую горловину. Эту бутыль можно декорировать цилиндром из плотной тонированной бумаги или из гофрированного упаковочного картона. Чтобы укрепить букеты в низких вазах, нужны скотч, пена,  решётки, зажимы, прищепки, тонкая проволока.  Для композиции нужны также голые прутья, всевозможные коряги, кусочки коры, ветки ели или сосны, шишки, камни, спилы дерева и т.п. Цветы (поскольку нас интересует лишь их компоновка) можно взять практически любые, в том числе сухоцветы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока в 5 классе по теме: Решение задач всех типов на обыкновенные дроби»

В данной разработке представлен урок  в 5 классе по теме:  "Решение задач всех типов на обыкновенные дроби". Урок разработан с учетом новых требований....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА урока: «Describing a house» (описание дома)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОК А №1Предмет: английский языкБазовый УМК: “Enjoy English” ” М.З. Биболетовой. 4 классТема урока: «Describing a house» (описание дома)...

Технологическая карта урока математики в 5 классе «Решение текстовых задач базового типа с помощью умножения и деления.» (Учебник математики для 5 класса. С.М. Никольский, М.К. Потапов, и др.)

Технологическая карта урока математики в 5 классе. (Учебник математики для 5 класса. С.М. Никольский, М.К. Потапов, и др.) Тема урока «Решение текстовых задач базового типа с помощью умноже...

Технологическая карта урока: Человек- частица огромного и прекрасного мира. Авторская позиция в произведении Э. Хемингуэя «Старик и море»

Урок- проектирование . ПОдготовка  книги к переизданию. Обложка. Аннотация. Иллюстрирование. Работа детей в группе....

технологическая карта урока Цвет – элемент композиционного творчества

Цветоведение. Хроматические и ахроматические цвета....

Презентация. "Цветы - частица сада в доме. Фитодизайн" 7 класс

https://ppt-online.org/1274143Презентация урока. 7 класс...

Технологическая карта урока «Реакционные частицы в органической химии. Взаимное влияние атомов в молекулах органических соединений". 10 класс (профильный уровень).

Технологическая карта урока  « Реакционные частицы в органической химии. Взаимное влияние атомов в молекулах органических соединени"    была разработана  ...