Технологическая карта урока. Цветы – частица сада в доме. Создание композиции по типу икебаны.
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 7 класс)
Методическая разработа урока содержит технологическую карту урока ИЗО в 7 классе на тему "Цветы – частица сада в доме. Создание композиции по типу икебаны". Также предложен глоссарий, ссылка на презентацию (видеоряд), творческая работа учащейся 7 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта "Цветы – частица сада в доме. Создание композиции по типу икебаны." | 35.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта № 29
Тема урока: Цветы – частица сада в доме. Создание композиции по типу икебаны.
Тип урока: комбинированный.
Цели: формирование представлений об основных изучаемых понятиях фитодизайна и аранжировки.
Задачи урока:
- познакомить учащихся с искусством аранжировки цветов в вазе в соответствии с традициями икебаны;
- приобретение опыта создания объемно-пространственных композиций из растительного материала.
Планируемые результаты урока:
Предметные УУД
- знать и понимать понятия фитодизайн, аранжировка;
- представлять основные принципы составления композиции по типу икебаны;
- приобретать опыт создания объемно - пространственных композиций из цветов и природных материалов;
- формировать интерес к художественно – практической деятельности;
- развивать индивидуальные творческие способности, пространственное воображение и внимательность;
Метапредметные УУД
- делать выводы в результате совместной работы всего класса;
- планировать путь достижения цели;
- осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения задач;
- работать по плану, сверяясь с целью;
- излагать свое мнение в диалоге;
- планировать, контролировать и корректировать свои действия в соответствии с поставленной целью;
- формировать коммуникативные навыки и устную речь в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми;
Личностные УУД
- формировать уважительное и доброжелательное отношение к культуре других стран;
- добиваться поставленной цели;
- развивать внимание, наблюдательность и творческое воображение;
- воспитывать эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность;
- развивать мелкую моторику в процессе художественно - практической деятельности.
Оборудование:
Для учителя: компьютер, проектор, экран; иллюстрации.
Для учащихся: альбом, простой карандаш; материалы для составления цветочной композиции: импровизированные вазы, ветки, коряги, мох, голые прутья, цветы, можно сухие; ножницы, тонкая проволока.
Зрительный ряд: презентация, видеоролик, иллюстрации с изображением цветочных композиций икебан.
Музыкальное сопровождение: современная японская лирическая инструментальная музыка во время художественно-практической деятельности.
Этапы урока | Методы, приемы, формы обучения | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД | |
Вводная часть: | |||||
Организационный блок. | Словесный, фронтальный | Приветствие. Проверка готовности к уроку. | Приветствие. Проверка готовности к уроку. | Регулятивные: контроль и коррекция Личностные: формирование ответственного отношения к учению | |
Мотивация учебной деятельности обучающихся. | Приемы социальной, эмоциональной мотивации | Красивая природа позитивно влияет на человека: реализует способность любить и радоваться, духовно развиваться, наполняет нашу жизнь смыслом и чувствами, которые делают человека счастливым. Поселившись в городах, люди отстранились от природы, отгородились от ветра и холода толстыми стенами домов. Впрочем, именно в таких условиях большинство людей начинает понимать, что им чего-то не хватает. А не хватает им … Поэтому люди заботятся о птицах и зверях, разводят цветы, компенсируя тем самым недостаток живой природы в городской среде. Задает вопросы, начальные фразы. | (обучающиеся продолжают фразу) А не хватает им … …общения с природой! Приводят примеры | Познавательные: умение строить высказывание; умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. | |
Актуализация знаний. | Прием обращения к жизненному опыту обучающихся | Что общего? Фиточай, фитокрем, фитокосметика, фито-салфетки, фито-светильник, фитоаптека, фито-зона и т.д (иллюстрации). Демонстрирует иллюстративный материал, задает вопросы. | Предлагают варианты: ФИТО - начальная часть сложных слов, вносящая значение: имеющий отношение к растениям, благотворно влияющим на здоровье людей. | Познавательные: Формирование умения анализа и синтеза, анализ объектов с целью выделения признаков. | |
Постановка цели и темы урока | Метод проблемного вопроса, наглядный метод | Задает наводящие вопросы, демонстрирует иллюстративный материал. Перед вами композиции, которые служат для оформления интерьера дома. Как вы думаете, что их объединяет? (… они созданы из растений.) А растения – это часть… (природы). Попробуйте исходя из этого, сформулировать тему урока. Как будет называться дизайн, имеющий отношение к природе, цветам? Итак, тема нашего урока: Цветы – Чему будем учиться на уроке? Какую поставим цель? | Проводят логическую связь с предыдущими понятиями, делают заключение: ФИТОдизайн Предлагают формулировки темы урока. Предлагают: учиться составлять композиции из цветов. | Регулятивные: целеполагание, прогнозирование Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию | |
Основная часть: | |||||
Первичное усвоение новых знаний | Интерактивная лекция, диалогическое взаимодействие, метод демнстрации | Презентация. Объяснение. Фитодизайн подчиняется общим композиционным принципам, а процесс создания композиций называется аранжировкой. Различают разные стили букетов. Они имеют разные силуэты или абрисы. Линейный стиль зародился на Востоке ещё в XII в., но икебана, которую можно отнести к этому стилю, вызвала значительный интерес на Западе лишь в 1912 г. на выставке в Челси (Великобритания). Икебана в переводе с японского — цветы, наделённые жизнью. | Рассматривают иллюстративный материал на слайдах, в учебнике, сравнивают, анализируют. Отвечают на вопросы, высказываются. | Предметные: освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов (дизайн) Познавательные: Развитие визуально-пространственного мышления, самовыражения и ориентации в художественном пространстве. Коммуникативные: - понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, - ориентировка на позицию партнёра | |
Первичное закрепление новых знаний | Деятельностный, практико -ориентированный | Вопросы для закрепления: 1. Чем руководствуется дизайнер при составлении фитокомпозиции? 2. Что такое икебана и каковы особенности её композиции? Контроль выполнениея заданий | Делают в альбомах рабочие зарисовки композиционных схем аранжировок. | Познавательные: - структурирование знаний, Личностные: - формирование границ «знания» и «незнания». | |
Физкультминутка. | |||||
Художественно-практическая деятельность учащихся | Практический, метод педагогического сопровождения | Направляющая деятельность - инструктаж по выполнению; проверка понимания учащимися содержания работы и способе её выполнения, инструктаж по технике безопасности во время работы с ножницами. Демонстрация некоторых приемов закрепления составляющих элементов на основе (в вазе). Контроль правильности выполнения. Индивидуальная помощь при необходимости | Выполняют объемную растительную композицию, применяя полученные знания. Формируют навыки самостоятельной работы и работы в парах. | Предметные: приобретение опыта создания художественного образа, приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках и различных видах визульно-пространственных искусств. Регулятивные: - принятие и сохранение учебной задачи, - учёт правила в планировании и контроле способа решения, - различение способа и результата действия. Личностные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе творческой деятельности; | |
Заключительная часть: | |||||
Подведение итогов занятия. Оценивание. Информация о домашнем задании. | Принцип активности, взаимо- и самооценки | Демонстрация и обсуждение работ учащихся. Оценивание работы учащихся на уроке. Домашнее задание – подобрать иллюстрацию аранжировки, наиболее ярко, соответствующей одной из композиций: композиция с ритмом, без ритма, с акцентом, симметричной, асимметричной. | Самоанализ деятельности и ее результатов. Оценивают, сравнивают. Записывают домашнее задание. | Метапредметные: овладение основами самоконтроля, самооценки, умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; | |
Рефлексивный блок: Возвращение к ожидаемым результатам. Обсуждение форм работы и возникших трудностей. | Метод рефлексивного экрана | Что было интересно? Что узнали новое? Что вызвало трудности? Что удивило? Фразы из рефлексивного экрана:
| Осмысление способов и приемов работы с учебным материалом, Признание ошибок, возникших трудностей, эмоционального фона деятельности | Метапредметные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию |
Приложение.
Объяснение (+ презентация https://drive.google.com/file/d/1mnxdf4rAIfQsIrCKY58OMVLoZxBA4xY0/view?usp=sharing)
Во все времена растения служили источником вдохновения для людей. У разных народов есть традиции составления композиций, венков и различных украшений из цветов. Сегодня большой популярностью пользуется особая сфера дизайна, которую называют фитодизайн или флористика. Фитодизайн подчиняется общим композиционным принципам, а процесс создания композиций называется аранжировкой.
Букетная композиция составляется обычно из «линейного» растительного материала, состоящего из цветков на длинном стебле (гладиолус, дельфиниум, травинки, верхушки кустарников и пр.), доминантного (основного) материала — крупных цветов (пионы, розы, герберы, лилии, георгины и т. п.) или больших ярких листьев, а также из более мелкого растительного материала, называемого наполнителем или цветами второго плана.
Различают разные стили букетов. Они имеют разные силуэты или абрисы.
Линейный стиль зародился на Востоке ещё в XII в., но икебана, которую можно отнести к этому стилю, вызвала значительный интерес на Западе лишь в 1912 г. на выставке в Челси (Великобритания).
Икебана в переводе с японского — цветы, наделённые жизнью.
В японской культуре вся природа (растения, камни, вода и т.п. являются объектами религиозного поклонения и философского созерцания. Наверное поэтому правила аранжировки растений в икебане сложны и глубоко символичны.
Икебана - самобытное японское искусство расстановки цветов в вазе.
В японском традиционном доме всегда имеется стенная ниша – токонома – где на низком помосте ставится икебана или бонсай. Бонсай – это особым образом выращенное карликовое деревце.
Каждый всенародный праздник в Японии предполагает определённую икебану. Аранжировки с включением цветов и листьев ириса, олицетворяющего стойкость характера и мужественность, составляют в мае в день мальчиков. В марте, в день девочек, цветочные композиции отличаются особой нежностью.
Для новогодних композиций характерны сосновые ветки или белые хризантемы, а свадебные композиции включают бамбук - олицетворяющий жизнестойкость и молодость.
Для икебаны можно использовать любое количество растений. Скромными, лаконичными композициями оформляют помещения, где проходит чайная церемония.
В интерьерах общественных зданий располагают большие аранжировки с использованием крупных веток и коряг.
Создатель икебаны должен руководствоваться особенными правилами, которые являются залогом удачной композиции. Экономное использование растительного и вспомогательного материала. Чёткость, выразительность линий, образуемых растительным материалом.
Естественное, асимметричное размещение растений в вазе. Широкое использование наряду с цветами ветвей, трав, камней, плодов. А также – это соблюдение масштабности, пропорций, контраста, равновесия и акцента.
Творческое задание – создание цветочной композиции. Задание особенно полезно для закрепления знаний по композиции, поскольку оно связано с составлением букетов.
А теперь представьте, что вы мастера аранжировки. Вам предстоит выполнить цветочную композицию.
У вас есть возможность объединиться в группы или пары, а можете работать индивидуально.
Для практической работы — освоения искусства составления фитокомпозиции — должны быть подготовлены одна-две вазы для цветов. Можно использовать в качестве вазы пластиковую бутылку, срезав узкую горловину. Эту бутыль можно декорировать цилиндром из плотной тонированной бумаги или из гофрированного упаковочного картона. Чтобы укрепить букеты в низких вазах, нужны скотч, пена, решётки, зажимы, прищепки, тонкая проволока. Для композиции нужны также голые прутья, всевозможные коряги, кусочки коры, ветки ели или сосны, шишки, камни, спилы дерева и т.п. Цветы (поскольку нас интересует лишь их компоновка) можно взять практически любые, в том числе сухоцветы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока в 5 классе по теме: Решение задач всех типов на обыкновенные дроби»
В данной разработке представлен урок в 5 классе по теме: "Решение задач всех типов на обыкновенные дроби". Урок разработан с учетом новых требований....
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА урока: «Describing a house» (описание дома)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОК А №1Предмет: английский языкБазовый УМК: “Enjoy English” ” М.З. Биболетовой. 4 классТема урока: «Describing a house» (описание дома)...
Технологическая карта урока математики в 5 классе «Решение текстовых задач базового типа с помощью умножения и деления.» (Учебник математики для 5 класса. С.М. Никольский, М.К. Потапов, и др.)
Технологическая карта урока математики в 5 классе. (Учебник математики для 5 класса. С.М. Никольский, М.К. Потапов, и др.) Тема урока «Решение текстовых задач базового типа с помощью умноже...
Технологическая карта урока: Человек- частица огромного и прекрасного мира. Авторская позиция в произведении Э. Хемингуэя «Старик и море»
Урок- проектирование . ПОдготовка книги к переизданию. Обложка. Аннотация. Иллюстрирование. Работа детей в группе....
технологическая карта урока Цвет – элемент композиционного творчества
Цветоведение. Хроматические и ахроматические цвета....
Презентация. "Цветы - частица сада в доме. Фитодизайн" 7 класс
https://ppt-online.org/1274143Презентация урока. 7 класс...
Технологическая карта урока «Реакционные частицы в органической химии. Взаимное влияние атомов в молекулах органических соединений". 10 класс (профильный уровень).
Технологическая карта урока « Реакционные частицы в органической химии. Взаимное влияние атомов в молекулах органических соединени" была разработана ...