Влияние нетрадиционных техник рисования на мировосприятие учащихся
статья по изобразительному искусству (изо)
Нетрадиционный подход к творчеству вызывает интерес у ребенка к изобразительному искусству и повышает качественный уровень детских работ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vliyanie_netraditsionnyh_tehnik_risovaniya_na_mirovospriyatie_uchashchihsya.docx | 27.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Влияние нетрадиционных техник рисования на мировосприятие учащихся
МОУ «Луховский лицей»
Гущина Татьяна Александровна, учитель изобразительного искусства
В настоящее время особо остро встал вопрос о сохранении эстетического мировосприятия у человека. Средством формирования эстетического мировосприятия у учащихся может стать художественно-изобразительная деятельность, которая обладает «уникальными возможностями» (Б.М. Неменский). Это возможность прожить, пережить «кусок жизни», запечатленный автором в художественном произведении, это работа не по шаблону, а творчески: сочинять, импровизировать, экспериментировать, выражать свои собственные мысли и чувства, фантазии и мечты в цвете, линиях, формах, тем самым реализовывать свою сущностную, человеческую природу, свой внутренний потенциал. Опыт художественной деятельности, понимание, восприятие и оценка произведений искусства вводит человека в мир общечеловеческих ценностей.
Помочь ребенку успешно преодолеть оба этапа можно лишь:
· приобщая детей к искусству мастеров;
· организуя творческую (авторскую) деятельность детей.
С самого раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве через визуальные ощущения. «В момент, когда ребёнок остаётся один на один с бумагой и красками, чтобы нарисовать цветы, солнце, траву, он в полном смысле Создатель, Творец, и по его замыслу, мир должен быть устроен красиво, гармонично» (Н. К. Величко).
Есть дети, которые рисуют и видят то, что они нарисовали, а есть такие, которые рисуют и видят даже то, что не нарисовано.
Сегодня общество живет в обстановке огромных перемен в развивающем мире научно – технического прогресса. Мы уже не представляем свою жизнь без компьютера и цифровой техники. Чем больше ребенок окружен этими плодами цивилизации, тем больше ощущается дисгармония и тем сильнее стремление к самовыражению индивидуальности личности. Очень сложно заинтересовать детей деятельностью, которая требует от него умений и навыков ручного труда. В существующей действительности учитель решает вопросы, связанные с творческой самореализацией детей по самым различным направлениям учебной деятельности. Мы уже скептически относимся к «штамповке», испытывая потребность жить в мире эксклюзивных «штучных» вещей, созданных своими руками.
Б.М. Неменский в своей книге «Мудрость красоты» пишет: «Но дело не только в том, чтобы научить детей видеть, чувствовать и понимать прекрасное в искусстве. Задача гораздо сложнее – необходимо сформировать у них умение творить прекрасное в своей повседневной деятельности, повседневном труде, повседневных человеческих отношениях».
На уроках изобразительного искусства, я пытаюсь разнообразить изобразительную деятельность детей. Нетрадиционный подход к творчеству вызывает интерес у ребенка к изобразительному искусству и повышает качественный уровень детских работ.
Все начинается с детства. Уже в самой сути маленького человека заложено стремление узнавать и создавать. Результативность воспитательного процесса тем успешнее, чем раньше, чем целенаправленнее у детей развивается абстрактное, логическое и эмоциональное мышление, внимание, наблюдательность, воображение. Необходимо помнить, что каждый человек обладает творческими возможностями, выражающимися в склонности, проявлении интереса к какому-либо виду деятельности - художественному, музыкальному, литературному, коммуникативному и др. Таким образом, актуализация и развитие творческого потенциала личности предполагает ее включенность в творческий процесс, что приводит к появлению психических новообразований (многозначности мышления, произвольности психических процессов рефлексии, самоконтроля), и в итоге личность переходит на более высокую ступень развития.
Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» является курсом, где изучаются основные виды искусства: живопись, графика, скульптура и архитектура, дизайн и декоративно-прикладное искусство в сочетании с региональным компонентом. Таким образом, все изображаемые в рисунках виды можно сочетать с нетрадиционными техниками рисования.
Важно отметить, что нетрадиционные техники можно применять на различных этапах урока.
Так, например,
- при изучении новой темы – может быть практическая работа в сочетании с нетрадиционными техниками
- при восприятии художественного произведения на уроке – может быть разбор картины выполненной необычной техникой
- при повторе предыдущей темы – может быть мини-задание на закрепление изученной темы связанной с необычным рисованием
- при первичном закреплении – может быть упражнение в сочетании с нетрадиционной техникой рисования
Следовательно, применение на уроках изобразительного искусства необычных техник рисования возможно и даже желательно для повышения уровня активности в работе.
Несомненным достоинством таких техник является универсальность использования. Технология их выполнения интересна и доступна.
Остановимся на некоторых из нетрадиционных техниках рисования
Рисование жесткой полусухой кистью.
ПМИ: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный из нее силуэт пушистого или колючего животного
СПИ: на кисть набирается краска (вода практически не используется, и прикосновениями ее к бумаге заполняется весь лист, контурный рисунок или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
Рисование пальчиками (пальчики – палитра).
ПМИ: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета формата А 4, салфетки.
СПИ: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит на бумагу точки, пятна (в зависимости от замысла - рисование ягод, гроздей; хаотичное заполнение листа цветными пятнами - рисование настроения). После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Оттиск поролоном.
ПМИ: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона. Вместо поролона можно использовать пенопласт или ластик.
СПИ: ребенок прижимает кусочек поролона к краске и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.
Оттиск смятой бумагой.
ПМИ: блюдце или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.
СПИ: ребенок прижимает смятую бумагу к палитре с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются блюдце и смятая бумага.
Восковые мелки (свеча) + акварель.
ПМИ: восковые мелки или свеча, плотная белая бумага, акварель, кисти.
СПИ: ребенок рисует восковыми мелками (свечой) на белой бумаге. Затем тонирует лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.
Монотипия предметная. (бабочка)
ПМИ: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.
СПИ: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (объекты для рисования выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, прорабатывая детали изображения каждый раз так же складывая лист.
Монотипия пейзажная.
ПМИ: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.
СПИ: ребенок складывает лист бумаги пополам. На одной его половине рисует пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Рисунок выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок после того, как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку, на которую краской наносится рисунок, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.
Черно-белый граттаж (грунтованный лист).
ПМИ: картон или плотная бумага любого цвета, свеча, широкая кисть, черная гуашь, жидкое мыло (примерно 1 капля на столовую ложку туши) или зубной порошок, мисочки для туши, палочка с заточенным концом или пустой стержень (иглы, булавки использовать не рекомендуется).
СПИ: ребенок натирает свечой лист бумаги так, чтобы он был полностью покрыт слоем воска. Затем на него наносится гуашь с жидким мылом После высыхания палочкой процарапывается рисунок.
Цветной граттаж.
ПМИ: цветной картон или плотная бумага, предварительно затонированные акварельными красками либо гуашью, свеча, широкая кисть, мисочки для гуаши, палочка с заточенным концом или пустой стержень, жидкое мыло.
СПИ: ребенок тонирует бумагу , натирает свечой лист бумаги так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем лист тонируется слоем гуаши (контрастным по цвету) с добавлением жидкого мыла. После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Далее возможна доработка недостающих деталей гуашью.
Кляксография обычная.
ПМИ: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая
ложечка или кисть (белка, № 5 и больше).
СПИ: ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложечкой и выливает на бумагу или набирает толстой кистью разведенную водой краску и ставит кляксы на лист бумаги, осторожно стряхивая. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам) Далее верхний лист снимается, а изображение внимательно рассматривается, чтобы определить, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.
Кляксография с ниточкой («цветные ниточки»).
ПМИ: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, нитка средней толщины длиной в два раза больше размера листа.
СПИ: ребенок опускает нитку в краску (можно держать нить за оба конца и окрашивать ее, постепенно опуская в баночку с разведенной краской и придерживая ложечкой, палочкой или кистью). Затем на лист бумаги (или наполовину сложенного листа) выкладывается изображение из нитки или различные петли, причем концы нити остаются свободными (за пределами листа). После этого сверху накладывается другой лист или половина (сложенного листа), прижимается одной рукой, а другой нитка вытягивается за кончики, с одновременным ее потягиванием в разных направлениях. Работа просушивается, недостающие детали дорабатываются тонкой кистью.
Набрызг.
ПМИ: бумага, гуашь, кусочек картона, жесткая кисть или расческа, зубная щетка.
СПИ: ребенок набирает краску на кисть и легонько ударяет ею о картон, который держит над бумагой, - краска разбрызгивается на бумагу. Для разбрызгивания краски можно также использовать зубную щетку или расческу
Отпечатки листьев.
ПМИ: листья разных деревьев (опавшие), гуашь, кисти.
СПИ: ребенок покрывает лист дерева красками разных цветов, затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью
Очень красивые работы получаются в технике Point to point – точечная роспись.
Но вот лучше всего получаются точечные рисунки красками в технике пуантилизм. Ватная палочка окунается в густую краску. И краски смешиваются прямо на бумаге.
Рисование на мокрой бумаге. Существует целый ряд предметов, сюжетов, образов, которые лучше рисовать на влажной бумаге. Нужна неясность, расплывчатость, например, если ребенок хочет изобразить следующие темы: "Город в тумане", "Идет дождь", и т.д.
Депупаж – салфеточная техника и другие
Применение этих техник на уроках, дает возможность нестандартного решения творческих заданий, развивает детскую фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции. Это свободный творческий процесс, когда не присутствует слово «НЕЛЬЗЯ», а существует возможность нарушать правила использования некоторых материалов: а вот пальчиком, да в краску.
Проведение таких уроков способствует снятию детских страхов, обретению веры в свои силы, внутренней гармонии с самим собой и окружающим миром. Разнообразные нетрадиционные способы рисования, лепки, аппликации учат детей выражать свое творческое начало и свое собственное «Я» через воплощение своих идей при создании необычных произведений изобразительного искусства. При выполнении работ учащиеся используют жизненный опыт, примеры из окружающей действительности. «Мы не можем игнорировать то обстоятельство, - писал Л.С.Выготский, - что школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда имеет перед собой уже определенную стадию детского развития, проделанную ребенком».
Как показывает опыт, использование нетрадиционной техники выводит учащихся за привычные рамки рисования, пробуждает в них интерес к самостоятельному творчеству, к эксперименту, раскрепощает, помогает избавиться от комплекса «я не умею», «у меня не получается», «не похоже». Они начинают работать смелее, увереннее. Овладевая основами изображения, учащиеся не только глубже и полнее познают действительность, но и приобретают жизненно важные умения и навыки, необходимых для разнообразных современных профессий. Творческое отношение к трудовой деятельности, эстетическое воспитание в труде оказывают огромное влияние на формирование творческих сил человека, раздвигают рамки его представления о жизни, воспитывают художественный вкус и активизируют познание действительности.
Мне, как педагогу, хочется, чтобы детям на моих уроках всегда было интересно, чтобы они шли на урок не просто потому, что он стоит по расписанию, а потому, что им хочется идти ко мне. Поэтому стараюсь учить не по шаблону, всё время нахожусь в поиске новых способов, методов и форм работы с детьми, как на уроке, так и во внеклассной работе. Постоянно на своих уроках веду эксперимент по планированию и насыщению урока новыми формами подачи материала, стараюсь сделать уроки интересными и разнообразными, учить детей воспринимать прекрасное в искусстве, в природе, в обыкновенной жизни и одновременно вносить это прекрасное в отношения друг с другом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание ситуации успеха учащихся в изобразительной деятельности через нетрадиционные техники рисования.
Обобщение опыта по использованию нетрадиционных техник рисования в ходе учебных занятий...
Занятие по ИЗО для дошкольников по изучению нетрадиционных техник рисования "Нетрадиционные техники рисования. Оттиск поролоном, Рисование пингвина"
Данное занятие знакомит учащихся 5-7 лет с одним из видов нетрадиционных техник рисования "оттиском поролонм". На самом занятии активно применяются ИКТ (для знакомства с новым материалом, проведения ф...
"Использование нетрадиционных техник рисования для коррекции мелкой моторики у учащихся с нарушением интеллекта на уроках изобразительной деятельности"
Объект исследования: особенности развития мелкой моторики у учащихся с нарушением интеллекта.Предмет исследования: нетрадиционные техники рисования как средство коррекции мелкой моторики у у...
Рисование в средней группе «Осенний пейзаж». Нетрадиционная техника рисования «Печать листьями».
Рисование в средней группе «Осенний пейзаж».Нетрадиционная техника рисования «Печать листьями»....
Образовательный проект «Нетрадиционные техники рисования – как эффективное средство развития творческих способностей учащихся»
Современное общество нуждается в творческой личности. Многие способности, которыми наделяет нас природа, к сожалению, остаются недостаточно развитыми и не раскрытыми, а значит, и нереализованными в бу...
Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей учащихся с ОВЗ.
Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих...
Использование нетрадиционных техник рисования на уроках ИЗО для развития творческого потенциала одаренных учащихся
Творческая одаренность – особый вид одаренности, предполагающий создание чего-то нового, уникального в разных видах деятельности и областях жизни. Раскрою некоторые подходы в развитии творческих...