рабочая программа для 8 класса
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 8 класс)
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 460 ПУШКИНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Ленсоветовский, д. 19, лит. А, пос. Шушары, Санкт-Петербург, 196627
E-mail: school460M@yandex.ru
тел. 8(812)746-46-45
Разработана и Принята Педагогическим советом ГБОУ школа № 460 Пушкинского района Санкт-Петербурга Протокол № 1 от «27» августа 2021 г. | Утверждаю Директор ГБОУ школа № 460 Пушкинского района Санкт-Петербурга ______________________ М.Л. Пичурина Приказ № 245 от «1» сентября 2021 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по изобразительному искусству
(наименование кружка/предмета)
уровень: базовый класс: 8А, 8Б, 8 В
Срок реализации программы: 2021-2022 уч. год
Количество часов: 34 часа (1 часа в неделю)
Разработчик: Соколова Наталья Владимировна
(фамилия, имя, отчество)
учитель ИЗО
(должность)
Санкт-Петербург
2021 г.
Пояснительная записка.
Статус документа
Рабочая программа составлена в соответствии с
- Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012 г.,
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»,
-приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. №1644 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от17.12.2010 г. № 1897»,
- приказом Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от17.12.2010 г. № 1897»,
- учебным планом ГБОУ школа №460;
- предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского. 5—8 классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / [Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Н. А. Горяева, А. С. Питерских]. — 4е изд. — М. : Просвещение, 2015.».
Для реализации рабочей программы возможно, по решению органов управления образованием, обучение с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Порядок организации обучения с использованием дистанционных образовательных технологий регулируется «Положением о порядке использования дистанционных образовательных технологий».
Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно-творческую деятельность, художественно-творческую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств – живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства. Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания, коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности.
Освоение изобразительного искусства в основной школе — продолжение художественно-эстетического образования, воспитания учащихся в начальной школе, которое опирается на полученный ими художественный опыт. Программа «Изобразительное искусство. 5—8 классы» создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Эта программа является продуктом комплексного проекта, созданного на основе системной исследовательской и экспериментальной работы коллектива специалистов. Программа учитывает традиции российского художественного образования, современные инновационные методы, анализ зарубежных художественно-педагогических практик. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения.
Программа объединяет практические художественно-творческие задания, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности в единую образовательную структуру, создавая условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы.
Программа построена на принципах тематической цельности и последовательности развития курса, предполагает чёткость поставленных задач и вариативность их решения.
Программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности, диалогичность и сотворчество учителя и ученика.
Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по принципу углублённого изучения каждого вида искусства.
Тема 8 класса — «Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении» — является как развитием, так и принципиальным расширением курса визуально-пространственных искусств. XX век дал немыслимые ранее возможности влияния на людей зрительных образов при слиянии их со словом и звуком. Синтетические искусства — театр, кино, телевидение — непосредственно связаны с изобразительными и являются сегодня господствующими. «Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении» - является как развитием, так и принципиальным расширением курса визуально-пространственных искусств. XX век дал немыслимые ранее возможности влияния на людей зрительных образов при слиянии их со словом и звуком. Синтетические искусства – театр, кино, телевидение – непосредственно связанные с изобразительными и являются сегодня господствующими. Программа «Изобразительное искусство» даёт широкие возможности для педагогического творчества, учёта особенностей конкретного региона России при сохранении структурной целостности данной программы.
Цель программы:
осознание учащимися развития изобразительного искусства в современном мире. Помочь учащимся получить представление: о роли искусства и художника в постиндустриальном обществе; о роли в культуре современного мира визуальных синтетических искусств, возникающих на базе изобразительного искусства вследствие технической эволюции изобразительных средств; о сложности современного творческого процесса в синтетических искусствах; о постоянном взаимовлиянии пространственных и временных искусств; об относительности процесса в искусстве и истинной ценности художественного наследия.
Задачи художественного развития учащихся в 8 классе
4 год обучения (8 класс)
Понимать специфику изображения и визуально_пластической образности в театре и на киноэкране.
Получать представления о синтетической природе и коллективности творческого процесса в театре, о роли художника сценографа в содружестве драматурга, режиссёра и актёра.
Узнавать о жанровом многообразии театрального искусства, кинематографа, телевидения.
Понимать соотнесение правды и условности в актёрской игре и сцено_
графии спектакля.
Получать представление об истории развития искусства театра, эволюции театрального здания и устройства сцены (от древнегреческого амфитеатра
до современной мультисцены).
Узнавать, что образное решение сценического пространства спектакля и облика его персонажей составляют основную творческую задачу театрального художника.
Понимать различия в творческой работе художника живописца и сценографа.
Осознавать отличие бытового предмета и среды от их сценических аналогов.
Представлять многообразие типов современных сценических зрелищ (шоу, праздников, концертов) и художнических профессий людей, участвующих в их оформлении.
Получать представление об основных формах работы сценографа (эскизы, макет, чертежи и др.), об этапах их воплощения на сцене в содружестве с бутафорами, пошивочными, декорационными и иными цехами.
Уметь применять полученные знания о типах оформления сцены при создании школьного спектакля.
Понимать и объяснять условность театрального костюма и его отличия от бытового.
Представлять, каково значение костюма в создании образа персонажа и уметь рассматривать его как средство внешнего перевоплощения актёра (наряду с гримом, причёской и др.).
Уметь применять в практике любительского театра художественно творческие умения по созданию костюмов для спектакля из доступных материалов, понимать роль детали в создании сценического образа.
Уметь добиваться наибольшей выразительности костюма и его стилевого единства со сценографией спектакля, частью которого он является.
Понимать и объяснять, в чём заключается ведущая роль художника кукольного спектакля как соавтора режиссёра и актёра в процессе создания.
Представлять разнообразие кукол (тростевые, перчаточные, ростовые) и уметь пользоваться этими знаниями при создании кукол для любительского спектакля, участвуя в нём в качестве художника, режиссёра или актёра.
Понимать единство творческой природы театрального и школьного спектакля.
Осознавать специфику спектакля как неповторимого действа, происходящего здесь и сейчас, т. е. на глазах у зрителя — равноправного участника
сценического зрелища.
Развивать свою зрительскую культуру, от которой зависит степень понимания спектакля и получения эмоционально-художественного впечатления — катарсиса.
Понимать специфику изображения в фотографии, его эстетическую условность, несмотря на всё его правдоподобие.
Различать особенности художественно-образного языка, на котором «говорят» картина и фотография.
Осознавать, что фотографию делает искусством не аппарат, а человек, снимающий этим аппаратом.
Иметь представление о различном соотношении объективного и субъективного в изображении мира на картине ина фотографии.
Понимать и объяснять, что в основе искусства фотографии лежит дар видения мира, умение отбирать и запечатлевать в потоке жизни её неповторимость в большом и малом.
Владеть элементарными основами грамоты фотосъёмки, осознанно осуществлять выбор объекта и точки съёмки, ракурса и крупности плана как художественно-выразительных средств фотографии.
Уметь применять в своей съёмочной практике ранее приобретённые знания и навыки композиции, чувства цвета, глубины пространства и т. д.
Понимать и объяснять роль света как художественного средства в искусстве фотографии.
Уметь работать с освещением (а также с точкой съёмки, ракурсом и крупностью плана) для передачи объёма и фактуры вещи при создании художественно-выразительного фотонатюрморта.
Приобретать навыки композицинной (кадрирование) и тональной (эффекты соляризации, фотографики и т. д.) обработки фотоснимка при помощи различных компьютерных программ.
Осознавать художественную выразительность и визуально-эмоциональную неповторимость фотопейзажа и уметь применять в своей практике элементы операторского мастерства при выборе момента съёмки природного или архитектурного пейзажа с учётом его световыразительного состояния.
Анализировать и сопоставлять художественную ценность чёрнобелой и цветной фотографии, в которой природа цвета принципиально отлична от природы цвета в живописи.
Приобретать представление о том, что образность портрета в фотографии достигается не путём художественного обобщения, а благодаря точности выбора и передаче характера и состояния конкретного человека.
Овладевать грамотой операторского мастерства при съёмке фотопортрета. Снимая репортажный портрет, уметь работать оперативно и быстро, чтобы
захватить мгновение определённого душевно_психологического состояния человека. При съёмке постановочного портрета уметь работать с освещением (а также точкой съёмки, ракурсом и крупностью плана) для передачи характера человека.
Понимать и объяснять значение информационно-эстетической и историко-документальной ценности фотографии.
Осваивать навыки оперативной репортажной съёмки события и учиться владеть основами операторской грамоты, необходимой в жизненной практике.
Уметь анализировать работы мастеров отечественной и мировой фотографии, осваивая школу операторского мастерства во всех фотожанрах, двигаясь в своей практике от фотозабавы к фототворчеству.
Осознавать ту грань, когда при компьютерной обработке фотоснимка исправление его отдельных недочётов и случайностей переходит в искажение запечатлённого реального события и подменяет правду факта его компьютерной фальсификацией.
Постоянно овладевать новейшими компьютерными технологиями, повышая свой профессиональный уровень.
Развивать в себе художнические способности, используя для этого компьютерные технологии и Интернет.
Понимать и объяснять синтетическую природу фильма, которая рождается благодаря многообразию выразительных средств, используемых в нём, существованию в композиционно-драматургическом единстве изображения, игрового действа, музыки и слова.
Приобретать представление о кино как о пространственно-временнум искусстве, в котором экранное время и всё изображаемое в нём являются условностью (несмотря на схожесть кино с реальностью, оно лишь её художественное отображение).
Знать, что спецификой языка кино является монтаж и монтажное построение изобразительного ряда фильма.
Иметь представление об истории кино и его эволюции как искусства.
Приобретать представление о коллективном процессе создания фильма, в котором участвуют не только творческие работники, но и технологи, инженеры и специалисты многих иных профессий.
Понимать и объяснять, что современное кино является мощнейшей индустрией.
Узнавать, что решение изобразительного строя фильма является результатом совместного творчества режиссёра, оператора и художника.
Приобретать представление о роли художника постановщика в игровом фильме, о творческих задачах, стоящих перед ним, и о многообразии художнических профессий в современном кино.
Осознавать единство природы творческого процесса в фильме блок-бастере и домашнем видеофильме.
Приобретать представление о значении сценария в создании фильма как записи его замысла и сюжетной
основы.
Осваивать начальные азы сценарной записи и уметь применять в своей творческой практике его простейшие формы.
Излагать свой замысел в форме сценарной записи или раскадровки, определяя в них монтажно-смысловое построение «кинослова» и «кинофразы».
Приобретать представление о творческой роли режиссёра в кино, овладевать азами режиссёрской грамоты, чтобы применять их в работе над своими видеофильмами.
Приобретать представление о художнической природе операторского мастерства и уметь применять полученные ранее знания по композиции и построению кадра.
Овладевать азами операторской грамоты, техники съёмки и компьютерного монтажа, чтобы эффективно применять их в работе над своим видео.
Уметь смотреть и анализировать с точки зрения режиссёрского, монтажно-операторского искусства фильмы мастеров кино, чтобы пополнять багаж своих знаний и творческих умений.
Приобретать представление об истории и художественной специфике анимационного кино (мультипликации).
Учиться понимать роль и значение художника в создании анимационного фильма и реализовывать свои художнические навыки и знания при съёмке.
Узнавать технологический минимум работы на компьютере в разных программах, необходимый для создания видеоанимации и её монтажа.
Приобретать представление о различных видах анимационных фильмов и этапах работы над ними.
Уметь применять сценарно-режиссёрские навыки при построении текстового и изобразительного сюжета, а также звукового ряда своей компьютерной анимации.
Давать оценку своим творческим работам и работам одноклассников в процессе их коллективного просмотра и обсуждения.
Узнавать, что телевидение прежде всего является средством массовой информации, транслятором самых различных событий и зрелищ, в том числе и произведений искусства, не будучи при этом новым видом искусства.
Понимать многофункциональное назначение телевидения как средства не только информации, но и культуры,
просвещения, развлечения и т. д.
Узнавать, что неповторимую специфику телевидения составляет прямой эфир, т. е. сиюминутное изображение на экране реального события, совершающегося на наших глазах в реальном времени.
Получать представление о разнобразном жанровом спектре телевизионных передач и уметь формировать собственную программу телепросмотра, выбирая самое важное и интересное, а не проводить всё время перед экраном.
Осознавать общность творческого процесса при создании любой телевизионной передачи и кинодокумента_
листики.
Приобретать и использовать опыт документальной съёмки и тележурналистики (интервью, репортаж, очерк) для формирования школьного телевидения.
Учебно-методический комплект
1. Программа «Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского. 5—8 классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / [Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Н. А. Горяева, А. С. Питерских]. — 4е изд. — М. : Просвещение,2015.»
2. Г.Е.Гуров, А.С. Питерских. «Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека.Методическое пособие.7-8 классы по редакцией Б.М.Неменского. -М.:Просвещение,2013
3. Питерских А.С. Изобразительное искусство. Изобразительное искусство в театре кино на телевидении. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций /А.С.Питерских; под ред.Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2013.
дополнительные пособия для учителя:
- С П. Ломов, С.Е. Игнатьев, М.В. Карамзина, Изобразительное искусство. 8 класс, - м. Дрофа, 2018
– О.В.Свиридова, Изобразительное искусство:8 класс. Поурочные планы по программе Б.М.Неменского – Волгоград: Учитель, 2010г.;
- учебник: – А.С. Питерских, Г.Е. Гуров, Изобразительное искусство: 7-8 класс. Дизайн и архитектура в жизни человека, – М.: Просвещение, 2008г.
– коллектив авторов под руководством Б.М.Неменского, Программа ИЗО и художественный труд. 1–9 классы. – М.: Просвещение, 2010;
– Н.М. Сокольникова, Основы рисунка:5-8 классы – Обнинск, Издательство «Титул», 1996г.
Тематический план предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. В частности: в 8 классах (базовый уровень) дидактико-технологическое оснащение включает ПК, медиатеку и т. п.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: электронная версия музеев мира.
Промежуточную аттестацию запланировано проводить в форме обобщающих уроков. Устные проверки знаний проводятся в форме собеседования, защиты рефератов. Письменные проверки знаний проводятся в форме практических работ, проектов
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
- Активность участия.
- Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
- Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
- Самостоятельность.
- Оригинальность суждений
Оценка «5» (очень хорошо) выставляется учащемуся чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат, правильные и полные, логичные и осмысленные, в практической деятельности проявляются приобретенная самостоятельность и творческое применение. Объем работы выполнен на 94% - 100%.
Оценка « 4» (хорошо) выставляется учащемуся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результаты в основном правильные, логичные и осмысленные, но недостаточно полные или имеются мелкие ошибки, в практической деятельности обнаруживается отсутствие в некоторой мере самостоятельности, мелкие ошибки. Практическая работа выполнена на 75% - 93%.
Оценка «3» (удовлетворительно) выставляется учащемуся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результаты в основной части правильные, приобретены основные умения, но применение знаний в практической деятельности вызывает трудности. Учащийся нуждается в руководстве и указаниях. Объем выполненного практического задания 30% - 74%.
Оценка «2» (недостаточно) выставляется учащемуся, у которого при устном ответе (выступлении), в письменной работе, практической деятельности или в их результатах наблюдаются существенные недостатки и ошибки. Учащийся делает в большинстве содержательные ошибки, не способен применять знания также при руководстве и направлении его деятельности. Объем выполненной работы 10% -29%.
Требования к оформлению рефератов, презентаций, выставок
Творческий отчет-выставка
Требования к оформлению работ для выставки. Выставочная работа выполняется на формате бумаги А-3 или А-4 в паспарту белого цвета. Работа должна сопровождаться табличкой, расположенной в правом нижнем углу, с указанием названия работы, фамилии, имени и отчества автора, руководителя, общеобразовательного учреждения, города Размер таблички -5 x10 см, шрифт Times New Roman, размер 14, интервал 1.
Требования к оформлению презентации
Материалы в отпечатанном виде на листах А4, шрифт 14, интервал 1.5, поля стандартные;
Презентация в формате РРТ (МS Power Point) размером не более 20-25 слайдов.
Презентация должна акцентировать внимание на наиболее интересном и значимом из собранного материала.
Критерии оценки выполнения проектов
1.Общая культура представления итогов проделанной работы.
2.интерес к изобразительному искусству и художественной деятельности;
3.оригинальность. творческое своеобразие полученных результатов;
При оценке проектов теоретического характера следует руководствоваться критериями:
1.содержательность и художественная ценность собранного материала;
2.владение основными, ключевыми знаниями по предмету;
3.последовательность, логика изложения собственных мыслей;
4.художественная грамотность и эстетичность оформления представленной работы
Критерии к исполнительским проектам:
1.эмоциональность, выражение своего отношения к созданному художественному образу;
2.владение художественными материалами, средствами художественной выразительности;
3.умение импровизировать и создавать оригинальные художественные образы
Место курса в учебном плане
Для 8 А класса:
Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю.
Количество часов в неделю – 1 час, количество учебных недель – 33.
Количество часов в год – 33.
Для 8 Б класса:
Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю.
Количество часов в неделю – 1 час, количество учебных недель – 34.
Количество часов в год – 34.
Для 8 В класса:
Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю.
Количество часов в неделю – 1 час, количество учебных недель – 34.
Количество часов в год – 34.
Содержание учебного предмета
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ТЕАТРЕ, КИНО, НА ТЕЛЕВИДЕНИИ
Раздел. Тема. Основное содержание по темам. | Характеристика основных видов деятельности учащихся УУД |
Раздел 1. | |
Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических искусствах Образная сила искусства. Изображение в театре и кино. Театральное искусство и художник. Правда и магия театра. Сценография – особый вид художественного творчества. Безграничное пространство сцены. Сценография – искусство и производство. Костюм, грим, маска, или магическое « если бы». Тайны актерского перевоплощения. Художник в театре кукол. Привет от Карабаса - Барабаса! | Узнавать о жанровом многообразии театрального искусства. Представлять значение актера в создании визуального облика спектакля. Понимать различия в творческой работе художника-живописца и сценографа. Представлять многообразие типов современных сценических зрелищ и художественных профессий людей, участвующих в их оформлении. Уметь применять полученные знания на практике. Представлять, каково значение костюма в создании образа персонажа и уметь рассматривать его как средство внешнего перевоплощения актера. Представлять разнообразие кукол и уметь пользоваться этими знаниями при создании кукол для любительского спектакля. |
Раздел 2. | |
Эстафета искусств: от рисунка к фотографии. Эволюция изобразительных искусств и технологий. Фотография – взгляд, сохраненный навсегда. Фотография – новое изображение реальности. Грамота фотокомпозиции и съемки. Основа операторского фотомастерства: умение видеть и выбирать. Искусство фотопейзажа и фотоинтерьера.« На фоне Пушкина снимается семейство» Человек на фотографии. Операторское мастерство фотооператора. Событие в кадре. Искусство фоторепортажа | Осознавать, что фотографию делает искусством не аппарат, а человек, снимающий этим аппаратом. Владеть элементарными основами грамоты фотосъемки, осознанно осуществлять выбор объекта и точки съемки. Понимать и объяснять значение информационно-эстетической и историко-документальной ценности фотографии. |
Раздел 3. | |
Фильм – творец и зритель. Что мы знаем об искусстве кино? Многоголосый язык экрана. Синтетическая природа фильма и монтаж. Пространство и время в кино. Художник и художественное творчество в кино. Художник в игровом фильме. От большого экрана к домашнему видео. Азбука киноязыка. Бесконечный мир кинематографа. | Иметь представление об истории кино и его эволюции как искусства. Понимать и объяснять, что современное кино является мощнейшей индустрией. Осваивать начальные азы сценарной записи и уметь применять в своей творческой практике его простейшие формы. Приобретать представления об истории и художественной специфики анимационного кино (мультипликации). |
Раздел 4. | |
Телевидение – пространство, культуры? Экран – искусство – зритель. Мир на экране: здесь и сейчас. Информационная и художественная природа телевизионного изображения. Телевидение и документальное кино. Телевизионная документалистика. Киноглаз, или Жизнь в врасплох. Современные формы экранного языка. В царстве кривых зеркал, или Вечные истина искусства. | Узнавать, что телевидение, прежде всего является средством массовой информации, транслятором самых различных событий и зрелищ. Узнавать, что неповторимую специфику телевидения составляет прямой эфир. Приобретать и использовать опыт документальной съемки и тележурналистики. |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п, | Название темы урока. Форма занятия. | Цели изучения темы, раздела. | Планируемые результаты |
1 | Синтетические искусства и изображение. Роль и место изображения в синтетических искусствах. | а) Знакомство с понятием « синтетические искусства» как искусства, использующие в своих произведениях выразительные средства различных видов художественного творчества. Пространственно- временной характер произведений синтетических искусств. | Просмотр и исследование произведений различных видов синтетических искусств с целью определения в них роли и места изображения изобразительного компонента. |
2 | Театр и экран- две грани изобразительной образности | а) Знакомство с видами театрально- зрелищных и игровых представлений и место в них изобразительного компонента. | Сравнительный анализ сценического и экранного образов в про-цессе просмотра и обсуждения фотографий и видеофрагментов спектаклей и фильмов; Определение жанровых условностей в спектакле и фильме. Создание сценического образа места действий |
3 | Сценография или театрально – декорационное искусство- особый вид художественного твор-чества. | а) Знакомство с видами сценического оформления: изобразительно - живописное, архитектурно - конструктивное, метафорическое, проекционно- световое и т. д. | .Начало работы над макетом спектакля |
4 | Сценография как искусство и производство | а) Как и с кем работает художник- постановщик. Театральное здание и устройство сцены. | Создание эскиза декорации ( в любой технике) по мотивам фотографии или картины, изображающей интерьер или пейзаж |
5 | Изобразительные средства актерского перевоплощения: костюм, грим и маска. | а) Искусство и специфика театрального костюма. Маска: внешнее и внутреннее перевоплощение актера. | Эскиз костюма и театрального грима персонажа или театральной маски. |
6 | Театр кукол | а) Знакомство с видами театральных кукол и способами работы с ними. | Создание эскиза кукольного спектакля или эскиза кукольного персонажа. |
7 | Театрализованный показ проделанной работы. | а) Подведение итогов. | Фрагмент кукольного спектакля или театральный показ костюмов. |
8 | Художник и художественные технологии: от карандаша к компьютеру. Эстафета искусств. | а) Знакомство с ролью художественных инструментов в творческом художественном процессе. Объективное и субъективное в живописи и фотографии или кино. | Обзор живописи, фотографии и экранных произведений.; их сравнительный анализ. |
9 | Фотография- расширение изобразительных возможностей. | а) Фотография , как передача видимого мира в изображениях, дублирующих реальность. Этапы развития фотографии: от первых дагерротипов до компьютерной фотографии. | Информационные сообщения или краткие рефераты по теме « Современная съемочная техника и значение работы оператора для общества 21 века» |
10 | Грамота фотографирования и операторского мастерства. | а) Становление фотографии как искусства. Специфика фотоизображения и технология процессов его получения. | Освоение элементарных азов съемочного процесса: изучение фото и видеокамеры |
11 | Всеобщность законов композиции. | а) Художественно- композиционные моменты в съемке. | Обсуждение действенности художнического опыта в построении картины и в построении кадра. |
12 | Выбор места, объекта и ракурса съемки. | а) Композиция в живописи и фотографии: общее и специфическое. Использование опыта композиции при построении фотокадра. | Расширение навыков и опыта работы с фотокамерой; подготовка к съемке: осмотр объекта, выбор точки съемки, ракурса и освещения. |
13 | Художественно- изобразительная природа творчества оператора. | а) Основа операторского искусства- талант видения и отбора. Точка съемки и ракурс. | Продолжение освоения видеокамеры и ее возможностей. |
14 | Фотография- искусство светописи. Натюрморт и пейзаж- жанровые темы фотографии. | а) Свет- изобразительный язык фотографии. Свет в натюрморте и в пейзаже. | Начало создания коллекции фотографий « Мой фотоальбом» Фото- съемка натюрморта и пейзажа. |
15 | Человек и фотографии. Специфика художественной образности фотопортрета. | а) Сравнительный анализ изображения в живописи и на фотографии. | Съемка человека в каком либо действии. Постановочная съемка. |
16 | Событие в кадре. Информативность и образность фотоизображения. | а) Фотоизображение, как документ времени и зримая информация. | Проведение выездной фото и видеосъемки. |
17 | Презентация проектов. « Мой фотоальбом». Выставка работ учащихся. | а) Подведение итогов четверти | Выставка работ учащихся. |
18 | Кино- запечатленное движение. Изобразительный язык кино и монтаж. | а) Новый вид изображения- движущееся экранное изображение. Понятие кадра и плана. Искусство кино и монтаж. | Съемка простых форм движения. |
19 | Сюжет и кино. Сценарий и раскадровка. | а) Фильм, как последовательность кадров. | Роль сценария в фильме. |
20 | Из истории кино. Кино-жанры. Документальный фильм. | а) Немые фильмы, черно- белые фильмы, цветные фильмы, реклама и телевизионные клипы. Жанры кино: анимационный, игровой и документальный фильм. | Создание сценария документального фильма на свободную тему |
21 | Мир и человек на телеэкране. Репортаж и интервью- основные телевизионные жанры. | а) Человек на экране. Психология и поведение человека перед камерой. | Создание сценария документального фильма на свободную тему |
22 | Игровой (художественный) фильм. Драматургическая роль звука и музыки в фильме. | а) Главное играемого актерами сюжета в игровом ( художественном ) фильме. Музыка и шумы в фильме. | Создание сценария своего музыкального видеоклипа. |
23 | Компьютер на службе художника. Анимационный (мультипликационный) фильм. | а) Новые способы получения изображения. Компьютерная графика. | Компьютерный практикум по созданию анимационной кинофразы по своему сценарию. |
24 | О природе художественного творчества. | а) Процесс творчества и его составные- сочинение, воплощение и восприятие произведения; их нерасторжимая связь в любом виде искусства. | Сообщения по теме. |
25 | Связи искусства с жизнью каждого человека. | а) Личные связи человека с окружающим его искусством. Реальность и фантазия | Подготовка устных и письменных рефератов. |
26 | Искусство среди нас | а) Возможности зрителя в отборе фильмов. Роль рекламы. | Подготовка устных и письменных рефератов. Практические проекты. |
27 | Каждый народ Земли- художник | а) Есть ли для культуры нравственно- эстетические границы, которые создатели не должны переступать? | Подготовка устных и письменных рефератов. Практические проекты |
28 | Язык и содержание трех групп пластических искусств. Их виды и жанры | а) Роль каждой из групп пластических искусств в жизни человека и причины разности образных языков этих искусств. Национальная, историческая, региональная специфика этих искусств. | Устные и письменные сообщения. |
29 | Презентация проектов. Синтетические искусства. Их виды и язык. | а) Возникновение синтетических видов искусств, их связи с современной жизнью. | Практические и теоретические проекты на тему урока. |
30 | Презентация проектов Современные проблемы пластических искусств. Урок обобщение. | а) Вторая половина 20 века в искусствах Америки, Европы, России. Отсутствие единства развития. Постмодернизм и реализм в искусстве России. Проблема влияния искусства на зрителя и зрителя на искусство. | Устные и письменные сообщения. |
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:
• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
• формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
- формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения;
- развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
- развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
- освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
- приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
- приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
- развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, - освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
- осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
- развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
• самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
• планировать пути достижения целей;
• устанавливать целевые приоритеты;
• уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
• принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
• осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
• адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
• основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.
Выпускник получит возможность научиться:
• самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
• построению жизненных планов во временно2й перспективе;
• при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;
• выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
• основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;
• осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
• адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;
• адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;
• основам саморегуляции эмоциональных состояний;
• прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
• устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
• аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
• организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
• осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;
• работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
• основам коммуникативной рефлексии;
• использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
• отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.
Выпускник получит возможность научиться:
• учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве;
• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
• продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
• брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
• оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;
• осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра;
• в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
• следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;
• устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;
• в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
• проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
• создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
• давать определение понятиям;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;
• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
• объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
Выпускник получит возможность научиться:
• ставить проблему, аргументировать её актуальность;
• самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;
• выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;
• организовывать исследование с целью проверки гипотез;
• делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.
Формирование ИКТ-компетентности обучающихся
Создание, восприятие и использование гипермедиасообщений
Выпускник научится:
• организовывать сообщения в виде линейного или включающего ссылки представления для самостоятельного просмотра через браузер;
• проводить деконструкцию сообщений, выделение в них структуры, элементов и фрагментов;
• использовать при восприятии сообщений внутренние и внешние ссылки;
• формулировать вопросы к сообщению, создавать краткое описание сообщения; цитировать фрагменты сообщения;
• избирательно относиться к информации в окружающем информационном пространстве, отказываться от потребления ненужной информации.
Выпускник получит возможность научиться:
• проектировать дизайн сообщений в соответствии с задачами и средствами доставки;
• понимать сообщения, используя при их восприятии внутренние и внешние ссылки, различные инструменты поиска, справочные источники (включая двуязычные).
Ррезультаты достигаются преимущественно в рамках предметов «Технология», «Литература», «Русский язык», «Иностранный язык», «Искусство», могут достигаться при изучении и других предметов.
Коммуникация и социальное взаимодействие
Выпускник научится:
• выступать с аудиовидеоподдержкой, включая выступление перед дистанционной аудиторией;
• участвовать в обсуждении (аудиовидеофорум, текстовый форум) с использованием возможностей Интернета;
• использовать возможности электронной почты для информационного обмена;
• вести личный дневник (блог) с использованием возможностей Интернета;
• осуществлять образовательное взаимодействие в информационном пространстве образовательного учреждения (получение и выполнение заданий, получение комментариев, совершенствование своей работы, формирование портфолио);
• соблюдать нормы информационной культуры, этики и права; с уважением относиться к частной информации и информационным правам других людей.
Выпускник получит возможность научиться:
• взаимодействовать в социальных сетях, работать в группе над сообщением (вики);
• участвовать в форумах в социальных образовательных сетях;
• взаимодействовать с партнёрами с использованием возможностей Интернета (игровое и театральное взаимодействие).
Результаты достигаются в рамках всех предметов, а также во внеурочной деятельности.
Поиск и организация хранения информации
Выпускник научится:
• использовать различные приёмы поиска информации в Интернете, поисковые сервисы, строить запросы для поиска информации и анализировать результаты поиска;
• использовать приёмы поиска информации на персональном компьютере, в информационной среде учреждения и в образовательном пространстве;
• использовать различные библиотечные, в том числе электронные, каталоги для поиска необходимых книг;
• искать информацию в различных базах данных, создавать и заполнять базы данных, в частности использовать различные определители;
• формировать собственное информационное пространство: создавать системы папок и размещать в них нужные информационные источники, размещать информацию в Интернете.
Выпускник получит возможность научиться:
• создавать и заполнять различные определители;
• использовать различные приёмы поиска информации в Интернете в ходе учебной деятельности.
Результаты достигаются преимущественно в рамках предметов «История», «Литература», «Технология», «Информатика», «Искусство» других предметов.
Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности
Выпускник научится:
• планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;
• выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме;
• распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;
• использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов;
• ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;
• отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания;
• видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания.
Выпускник получит возможность научиться:
• самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проект;
• использовать догадку, озарение, интуицию;
• использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: анкетирование, моделирование, поиск исторических образцов;
• использовать некоторые приёмы художественного познания мира: целостное отображение мира, образность, художественный вымысел, органическое единство общего особенного (типичного) и единичного, оригинальность;
• целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства;
• осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта.
Стратегии смыслового чтения и работа с текстом
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Выпускник научится:
• ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:
сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.;
• находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);
• решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста:
Выпускник получит возможность научиться:
• анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Выпускник научится:
• структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавление; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
• преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
Выпускник получит возможность научиться:
• выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа (7 классы, по программе Р.Р.Нигъматуллиной)
Рабочая программа для учителей, работающих в 7 классах русских школ...
Рабочая программа 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова
тематическое и поурочное планирование 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова...
Рабочая программа 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака
Тематическое и поурочное планирование 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака...
Рабочая программа 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака
Тематическое и поурочное планирование 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Москва «Просвещение», 2008г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Мос...
Рабочая программа 1 класс музыка по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС
Рабочая программа 1 класс по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС...