Метод проектов школьников.
статья по изобразительному искусству (изо)

Рейза Юлия Альбертовна

Технология организации проектной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Метод проектов школьников.38 КБ

Предварительный просмотр:

Метод проектов школьников.

Метод проектов, как технология организации учебной деятельности, разработан еще в первой половине XX века. Однако в России он получил популярность именно в наши дни.
ПРОЕКТ - от лат. projectus - "выброшенный вперёд". Становление данной категории связано с развитием так называемой «проектной культуры».

В общем контексте проект можно определить как замысел какого-либо нового объекта, явления, процесса, выраженный в схемах, чертежах или ином описании.

Однако зачастую проектом называют любую самостоятельно проводимую работу ученика, например доклад, сообщение или реферат.

В результате у учителей не складывается четкого представления о проекте как о методе обучения.
Тем временем, выполнение проектов учащимися всех классов — неотъемлемый атрибут современной школьной жизни. Ещё с начальной школы дети вовлекаются в разработку, выполнение, презентацию проектов. Школьные проекты могут быть классифицированы по типу, виду, продолжительности, условиям, результатам и т.д. Однако львиная доля учителей начальной школы и родителей школьников считает проектную деятельность учащихся пустой тратой их и своего времени, полагая чем-то малозначимым. В таком случае учителя исполняют свои обязанности по организации проектной деятельности детей как очередное мероприятие для отчета, галочки, а родители, вздыхая, по вечерам выполняют проект, заданный учителем их ребенку. Тем не менее продуманный и грамотно подготовленный учебный проект несет в себе колоссальный развивающий потенциал.
Безусловно, чем дети младше, тем более легкий вариант проектной работы должен им предлагаться. При этом в основе любого проекта лежит идея развития субъектности ребенка при обеспечении максимальной самостоятельности его продуктивной деятельности. Поясним сказанное.
В
проектной технологии ведущими могут считаться две идеи:
1) прагматическая направленность учебно-познавательной деятельности школьников на результат» которого достигают при разрешении практической или теоретической, но обязательно личностно значимой и социально детерминированной проблемы. Или, другими словами, технология организации проектной деятельности школьников включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути, инструментально направленных на самостоятельную реализацию школьником задуманного результата. Этот результат носит название «проект», что в переводе означает замысел, план;
2) 
характер взаимодействия субъектов проектной деятельности — ученика и учителя — принципиально иной по сравнению с традиционным обучением.


Действия учителя при реализации проектного метода можно охарактеризовать следующим образом:
•    помогает ученику определить цель деятельности;
•    рекомендует источники получения информации;
•    раскрывает возможные формы деятельности;
•    содействует прогнозированию результатов выполнения проекта;
•    создает условия для проявления школьником активности;
•    является партнером;
•    помогает ученику оценить полученный результат.


Действия ученика, выполняющего проект, можно охарактеризовать следующим образом:
•    определяет цель своей деятельности;
•    получает новые знания;
•    экспериментирует;
•    выбирает пути разрешения возникающих проблем;
•    несет ответственность за свою деятельность и т.п.

Таким образом, учебный проект школьника — это особый вид его учебной деятельности, имеющей начало и конец, направленный на достижение заранее определенного результата, создание продукта.

Можно пойти от обратного и определить признаки того, что работа, выполняемая школьником, проектом не является. Данные признаки следующие:
•   
скрытая цель. Цель деятельности для ученика изначально не определена или не конкретна: учащиеся выполняют серию заданий учителя, не отдавая себе отчет, для чего они это делают;
•   
ограничения инициативы. Учащиеся поставлены в жесткие условия, ограничены во времени, материалах, их инициатива не поощряется и не приветствуется;
•   
работа по образцу. Учитель демонстрирует учащимся некий продукт, созданный другими учениками, и предлагает его повторить;
•   
стандартный результат. Результат проектной деятельности всегда должен быть уникальным, предполагать творчество самого ребенка.


Проектная деятельность школьников 

подразумевает наличие качеств, умений и компетенций:
•   
качества — самостоятельность, инициативность, целеполагание, креативность и др.;
•   
умения и компетенции:
-  
исследовательские — генерировать идеи, выбирать лучшее решение;
-  
социального взаимодействия — сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять ее в нужное русло;
-  
оценочные — оценивать ход и результат своей деятельности и деятельности других;
-  
информационные — самостоятельно осуществлять поиск нужной информации, выявлять, какой информации или каких умений недостает;
-  
презентационные — выступать перед аудиторией, демонстрировать артистические возможности, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности;
рефлексивные — отвечать на вопросы (Чему я научился? Чему мне необходимо научиться?); адекватно выбирать свою роль в коллективном деле;
-  
менеджерские — проектировать процесс, планировать деятельность (время, ресурсы), принимать решения, распределять обязанности при выполнении коллективного проекта.
Возникает резонный вопрос: готовы ли школьники к такой деятельности, достаточно ли развиты у них необходимые качества и умения? Ответ — конечно, нет! Но диалектика обучения, воспитания и развития как раз и состоит в том, что ученик, не обладая необходимыми умениями и качествами, вовлекается в выполнение какой-либо деятельности, предполагающей наличие этих умений и качеств. Участие в проектной деятельности есть и условие, и результат развития необходимых для выполнения этой деятельности умении и качеств, поскольку формирование необходимых качеств и умений возникает только в процессе данной деятельности и не может происходить вне ее.


Например, самостоятельность как качество личности не может развиться без самостоятельной деятельности ученика. Исследовательские умения человека не могут появиться без участия учащегося в исследовании. Умение выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, как нам хорошо известно, формируется в процессе самих выступлений и т.д.
Более того, никакой школьный возраст (младший, подростковый) нельзя рассматривать как малозначимый, проходной для реализации проектного метода. Иначе мы можем оказаться в ситуации, когда у значительного числа школьников так и не удастся развить впоследствии необходимые качества и умения на должном уровне.
Резюмируя сказанное, приходим к следующему
выводу: необходимо вовлекать школьников в проектную деятельность, причем начинать это следует как можно раньше, разумеется, на доступном для их возраста уровне, учитывая особенности личностного развития каждого. При организации проектной деятельности важно подмечать проявления необходимых качеств и умений учащихся, культивировать их, создавать условия для их развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дипломная работа МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Цель исследования: выявить возможности использования метода проектов в формировании навыков монологической речи у младших школьников на уроках русского языка...

Развитие творческих способностей младших школьников через метод проектов

На начальной ступени обучения одной из главных задач педагога является развитие творческих способностей ребенка. Этому в полной мере способствует уроки трудового обучения. Основная цель образова...

Метод проектов как один из способов формирования ключевых компетенций школьников

В статье обобщается опыт по применению метода проектов, как способа формирования ключевых компетенций школьников....

Метод проектов в обучении школьников

В статье описана роль метода проектов, как метода развивающего обучения школьников....

Доклад на 4 Международном педагогическом форуме г.Санкт-Петербург Метод проектов.Организация исследовательской деятельности школьников

        Исследовательская работа в рамках каждого учебного предмета имеет свои особенности и помогает решать специфические задачи. Такой вид деятельности в облас...

Применение метода проектов в дополнительном образовании школьников на примере информационно-творческого проекта «Люблю тебя, Петра творенье»

На примере информационно-творческого проекта «Люблю тебя, Петра творенье» показано применение метода проектов в дополнительном образовании школьников...

Применение метода проектов в дополнительном образовании школьников на примере информационно-творческого проекта

Применение метода проектов в дополнительном образовании школьников на примере информационно-творческого проекта «Люблю тебя, Петра творенье»...