Рабочая программа по изобразительному искусству 5-7 классы.
рабочая программа по изобразительному искусству (изо)
Рабочие программы составлены к учебникам "Изобразительное искусство" под редакцией Б.М. Неменского
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izo_5-7_avtosohranennyy.docx | 70.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Раздел 1. Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе:
- ФГОС основного общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки от 17.12. 2010 № 1897
- С учетом авторской программы общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство 5-9 кл.»./Сост. Б.М. Неменский.- М.: Просвещение, 2013 г.,
- Основной образовательной программы МОУ Прозоровской СОШ. и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
1. Неменский Б.М. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 5-9 кл. ФГОС.: пособие Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Поурочные разработки 5 класс / Н.А. Горяева : под ред. Б.М. Неменского. - М.: Просвещение, 2018.
4. Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь 5 кл. ФГОС: / Н.А. Горяева : под ред. Б.М. Неменского. - М.: Просвещение, 2018.
5. Л.А. Неменская Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс, ФГОС: учебник. для общеобразовательных учреждений / Л.А. Неменская : под ред. Б.М. Неменского. - М.: Просвещение, 2018.
6. А.С. Питерских, Г.Е. Гуров Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека 7класс: учебник для общеобразовательных организаций/ А.С. Питерских, Г.Е. Гуров; под ред. Б.М. Неменского. - М.: Просвещение, 2016.
7. А.С. Питерских Изобразительное искусство. Изобразительное искусство в театре, кино, телевидении 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций/ А.С. Питерских; под ред. Б.М. Неменского. - М.: Просвещение, 2018.
УМК выбрано с учетом более полного методического обеспечения по сравнению с другими образовательными линиями. Это позволит варьировать содержание урока, не отходя от требований Федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Личная многолетняя практика работы с программой Б.М. Неменского делает этот выбор целесообразным.
Кроме того -
- учебные издания этой линии не только дают знания, умения и навыки работы в искусстве, но и помогают раскрыть творческую личность в каждом ребёнке, формируют разностороннюю художественную культуру, умение видеть прекрасное в жизни и в искусстве;
- учебники посвящены более глубокому изучению отдельных видов искусства (декоративно-прикладного, станкового искусства, дизайна и архитектуры, изобразительного искусства в театре, кино, на телевидении).
для учителей общеобразовательных учреждений / Б. М. Неменский (и др.). - М.: Просвещение, 2011.
2. Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 кл., ФГОС: учебник. для общеобразовательных учреждений / Н.А. Горяева, О.В. Островская : под ред. Б.М. Неменского. - М.: Просвещение, 2018.
3. Горяева Н.А. Уроки изобразительного искусства
Цель обучения предмету:
Развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, дающего возможность самовыражения и ориентации в художественном, нравственном пространстве культуры.
Основные задачи:
- формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально - ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
- развитие визуально - пространственного мышления как формы эмоционально - ценностного освоения мира самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
- освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве в национальных образах предметно - материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
- приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально - пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно – прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
- приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках, в различных видах визуально - пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
- развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства, формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой эстетической и личностно – значимой ценности.
Учебный план отводит 102 часа для обязательного изучения учебного предмета «Изобразительное искусство» на этапе основного общего образования, в том числе: в V классе 34 часа, из расчета 1 учебный час в неделю, в VI классе - 34 часа и в VII классе -34 часа в неделю.
Раздел 2. Планируемые результаты
Выпускник научится:
- характеризовать особенности уникального народного искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, птица, солярные знаки); создавать декоративные изображения на основе русских образов;
- раскрывать смысл народных праздников и обрядов и их отражение в народном искусстве и в современной жизни;
- создавать эскизы декоративного убранства русской избы;
- создавать цветовую композицию внутреннего убранства избы;
- определять специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
- создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народные традиции;
- создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных элементов в цветовом решении;
- умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
- выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т. д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
- владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;
- распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов; осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов;
- характеризовать основы народного орнамента; создавать орнаменты на основе народных традиций;
- различать виды и материалы декоративно-прикладного искусства;
- различать национальные особенности русского орнамента и орнаментов других народов России;
- находить общие черты в единстве материалов, формы и декора, конструктивных декоративных изобразительных элементов в произведениях народных и современных промыслов;
- различать и характеризовать несколько народных художественных промыслов России;
- называть пространственные и временные виды искусства и объяснять, в чем состоит различие временных и пространственных видов искусства;
- классифицировать жанровую систему в изобразительном искусстве и ее значение для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира;
- объяснять разницу между предметом изображения, сюжетом и содержанием изображения;
- композиционным навыкам работы, чувству ритма, работе с различными художественными материалами;
- создавать образы, используя все выразительные возможности художественных материалов;
- простым навыкам изображения с помощью пятна и тональных отношений;
- навыку плоскостного силуэтного изображения обычных, простых предметов (кухонная утварь);
- изображать сложную форму предмета (силуэт) как соотношение простых геометрических фигур, соблюдая их пропорции;
- создавать линейные изображения геометрических тел и натюрморт с натуры из геометрических тел;
- строить изображения простых предметов по правилам линейной перспективы;
- характеризовать освещение как важнейшее выразительное средство изобразительного искусства, как средство построения объема предметов и глубины пространства;
- передавать с помощью света характер формы и эмоциональное напряжение в композиции натюрморта;
- творческому опыту выполнения графического натюрморта и гравюры наклейками на картоне;
- выражать цветом в натюрморте собственное настроение и переживания;
- рассуждать о разных способах передачи перспективы в изобразительном искусстве как выражении различных мировоззренческих смыслов;
- применять перспективу в практической творческой работе;
- навыкам изображения перспективных сокращений в зарисовках наблюдаемого;
- навыкам изображения уходящего вдаль пространства, применяя правила линейной и воздушной перспективы;
- видеть, наблюдать и эстетически переживать изменчивость цветового состояния и настроения в природе;
- навыкам создания пейзажных зарисовок;
- различать и характеризовать понятия: пространство, ракурс, воздушная перспектива;
- пользоваться правилами работы на пленэре;
- использовать цвет как инструмент передачи своих чувств и представлений о красоте; осознавать, что колорит является средством эмоциональной выразительности живописного произведения;
- навыкам композиции, наблюдательной перспективы и ритмической организации плоскости изображения;
- различать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива и др.);
- определять композицию как целостный и образный строй произведения, роль формата, выразительное значение размера произведения, соотношение целого и детали, значение каждого фрагмента в его метафорическом смысле;
- пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, использовать коллажные техники;
- различать и характеризовать понятия: эпический пейзаж, романтический пейзаж, пейзаж настроения, пленэр, импрессионизм;
- различать и характеризовать виды портрета;
- понимать и характеризовать основы изображения головы человека;
- пользоваться навыками работы с доступными скульптурными материалами;
- видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению, по памяти;
- видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображения предмета и группы предметов;
- использовать графические материалы в работе над портретом;
- использовать образные возможности освещения в портрете;
- пользоваться правилами схематического построения головы человека в рисунке;
- называть имена выдающихся русских и зарубежных художников - портретистов и определять их произведения;
- навыкам передачи в плоскостном изображении простых движений фигуры человека;
- навыкам понимания особенностей восприятия скульптурного образа;
- навыкам лепки и работы с пластилином или глиной;
- рассуждать (с опорой на восприятие художественных произведений - шедевров изобразительного искусства) об изменчивости образа человека в истории искусства;
- приемам выразительности при работе с натуры над набросками и зарисовками фигуры человека, используя разнообразные графические материалы;
- характеризовать сюжетно-тематическую картину как обобщенный и целостный образ, как результат наблюдений и размышлений художника над жизнью;
- объяснять понятия «тема», «содержание», «сюжет» в произведениях станковой живописи;
- изобразительным и композиционным навыкам в процессе работы над эскизом;
- узнавать и объяснять понятия «тематическая картина», «станковая живопись»;
- перечислять и характеризовать основные жанры сюжетно- тематической картины;
- характеризовать исторический жанр как идейное и образное выражение значительных событий в истории общества, как воплощение его мировоззренческих позиций и идеалов;
- узнавать и характеризовать несколько классических произведений и называть имена великих русских мастеров исторической картины;
- характеризовать значение тематической картины XIX века в развитии русской культуры;
- рассуждать о значении творчества великих русских художников в создании образа народа, в становлении национального самосознания и образа национальной истории;
- называть имена нескольких известных художников объединения «Мир искусства» и их наиболее известные произведения;
- творческому опыту по разработке и созданию изобразительного образа на выбранный исторический сюжет;
- творческому опыту по разработке художественного проекта –разработки композиции на историческую тему;
- творческому опыту создания композиции на основе библейских сюжетов;
- представлениям о великих, вечных темах в искусстве на основе сюжетов из Библии, об их мировоззренческом и нравственном значении в культуре;
- называть имена великих европейских и русских художников, творивших на библейские темы;
- узнавать и характеризовать произведения великих европейских и русских художников на библейские темы;
- характеризовать роль монументальных памятников в жизни общества;
- рассуждать об особенностях художественного образа советского народа в годы Великой Отечественной войны;
- описывать и характеризовать выдающиеся монументальные памятники и ансамбли, посвященные Великой Отечественной войне;
- творческому опыту лепки памятника, посвященного значимому историческому событию или историческому герою;
- анализировать художественно-выразительные средства произведений изобразительного искусства XX века;
- культуре зрительского восприятия;
- характеризовать временные и пространственные искусства;
- понимать разницу между реальностью и художественным образом;
- представлениям об искусстве иллюстрации и творчестве известных иллюстраторов книг. И.Я. Билибин. В.А. Милашевский. В.А. Фаворский;
- опыту художественного иллюстрирования и навыкам работы графическими материалами;
- собирать необходимый материал для иллюстрирования (характер одежды героев, характер построек и помещений, характерные детали быта и т.д.);
- представлениям об анималистическом жанре изобразительного искусства и творчестве художников-анималистов;
- опыту художественного творчества по созданию стилизованных образов животных;
- систематизировать и характеризовать основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна;
- распознавать объект и пространство в конструктивных видах искусства;
- понимать сочетание различных объемов в здании;
- понимать единство художественного и функционального в вещи, форму и материал;
- иметь общее представление и рассказывать об особенностях архитектурно-художественных стилей разных эпох;
- понимать тенденции и перспективы развития современной архитектуры;
- различать образно-стилевой язык архитектуры прошлого;
- характеризовать и различать малые формы архитектуры и дизайна в пространстве городской среды;
- понимать плоскостную композицию как возможное схематическое изображение объемов при взгляде на них сверху;
- осознавать чертеж как плоскостное изображение объемов, когда точка – вертикаль, круг – цилиндр, шар и т. д.;
- применять в создаваемых пространственных композициях доминантный объект и вспомогательные соединительные элементы;
- применять навыки формообразования, использования объемов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина);
- создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;
- создавать практические творческие композиции в технике коллажа, дизайн-проектов;
- получать представления о влиянии цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна, а также о том, какое значение имеет расположение цвета в пространстве архитектурно-дизайнерского объекта;
- приобретать общее представление о традициях ландшафтно-парковой архитектуры;
- характеризовать основные школы садово-паркового искусства;
- понимать основы краткой истории русской усадебной культуры XVIII – XIX веков;
- называть и раскрывать смысл основ искусства флористики;
- понимать основы краткой истории костюма;
- характеризовать и раскрывать смысл композиционно-конструктивных принципов дизайна одежды;
- применять навыки сочинения объемно-пространственной композиции в формировании букета по принципам икэбаны;
- использовать старые и осваивать новые приемы работы с бумагой, природными материалами в процессе макетирования архитектурно-ландшафтных объектов;
- отражать в эскизном проекте дизайна сада образно-архитектурный композиционный замысел;
- использовать графические навыки и технологии выполнения коллажа в процессе создания эскизов молодежных и исторических комплектов одежды;
- узнавать и характеризовать памятники архитектуры Древнего Киева. София Киевская. Фрески. Мозаики;
- различать итальянские и русские традиции в архитектуре Московского Кремля. Характеризовать и описывать архитектурные особенности соборов Московского Кремля;
- различать и характеризовать особенности древнерусской иконописи. Понимать значение иконы «Троица» Андрея Рублева в общественной, духовной и художественной жизни Руси;
- узнавать и описывать памятники шатрового зодчества;
- характеризовать особенности церкви Вознесения в селе Коломенском и храма Покрова-на-Рву;
- раскрывать особенности новых иконописных традиций в XVII веке. Отличать по характерным особенностям икону и парсуну;
- работать над проектом (индивидуальным или коллективным), создавая разнообразные творческие композиции в материалах по различным темам;
- различать стилевые особенности разных школ архитектуры Древней Руси;
- создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.;
- работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура); использовать выразительный язык при моделировании архитектурного пространства;
- сравнивать, сопоставлять и анализировать произведения живописи Древней Руси;
- рассуждать о значении художественного образа древнерусской культуры;
- ориентироваться в широком разнообразии стилей и направлений изобразительного искусства и архитектуры XVIII – XIX веков;
- использовать в речи новые термины, связанные со стилями в изобразительном искусстве и архитектуре XVIII – XIX веков;
- выявлять и называть характерные особенности русской портретной живописи XVIII века;
- характеризовать признаки и особенности московского барокко;
- создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале.
- уметь анализировать произведения архитектуры и дизайна;
- знать место конструктивных искусств в ряду пластических искусств, их общие начала и специфику;
- понимать особенности образного языка конструктивных видов искусства, единство функционального и художественно-образных начал и их социальную роль;
- знать основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна,
- тенденции современного конструктивного искусства;
- конструировать объёмно-пространственные композиции, моделировать архитектурно-дизайнерские объекты (в графике и объёме);
- моделировать в своём творчестве основные этапы художественно-производственного процесса в конструктивных искусствах;
- работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий и вещной среды;
- конструировать основные объёмно-пространственные объекты, реализуя при этом фронтальную, объёмную и глубинно-пространственную композицию; использовать в макетных и графических композициях ритм линий, цвета, объёмов, статику и динамику тектоники и фактур;
- владеть навыками формообразования, использования объёмов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина); создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;
- создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.; работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура); использовать выразительный язык при моделировании архитектурного ансамбля;
- использовать разнообразные художественные материалы.
- освоить азбуку фотографирования;
- анализировать фотопроизведение, исходя из принципов художественности; применять критерии художественности, композиционнойграмотности в своей съёмочной практике;
- усвоить принципы построения изображения и пространственно-временного развития и построения видеоряда (раскадровки);
- усвоить принципы киномонтажа в создании художественного образа;
- осознавать технологическую цепочку производства видеофильма и быть способным на практике реализовать свои знания при работенад простейшими учебными и домашними кино- и видеоработами;
- быть готовыми к аргументированному подходу при анализе современных явлений в искусствах кино, телевидения, видео.
Выпускник получит возможность научиться:
- активно использовать язык изобразительного искусства и различные художественные материалы для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, окружающего мира, технологии и др.);
- владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою точку зрения в процессе изучения изобразительного искусства;
- различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознавать общечеловеческие ценности, выраженные в главных темах искусства;
- выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения изобразительного искусства;
- понимать специфику изображения в полиграфии;
- различать формы полиграфической продукции: книги, журналы, плакаты, афиши и др.);
- различать и характеризовать типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, компьютерное, фотографическое);
- проектировать обложку книги, рекламы открытки, визитки и др.;
- создавать художественную композицию макета книги, журнала;
- называть имена великих русских живописцев и архитекторов XVIII – XIX веков;
- называть и характеризовать произведения изобразительного искусства и архитектуры русских художников XVIII – XIX веков;
- называть имена выдающихся русских художников-ваятелей XVIII века и определять скульптурные памятники;
- называть имена выдающихся художников «Товарищества передвижников» и определять их произведения живописи;
- называть имена выдающихся русских художников-пейзажистов XIX века и определять произведения пейзажной живописи;
- понимать особенности исторического жанра, определять произведения исторической живописи;
- активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведениям искусства;
- определять «Русский стиль» в архитектуре модерна, называть памятники архитектуры модерна;
- использовать навыки формообразования, использования объемов в архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина); создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;
- называть имена выдающихся русских художников-ваятелей второй половины XIX века и определять памятники монументальной скульптуры;
- создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале;
- узнавать основные художественные направления в искусстве XIX и XX веков;
- узнавать, называть основные художественные стили в европейском и русском искусстве и время их развития в истории культуры;
- осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной художественно-творческой деятельности, создавать выразительные образы;
- применять творческий опыт разработки художественного проекта – создания композиции на определенную тему;
- понимать смысл традиций и новаторства в изобразительном искусстве XX века. Модерн. Авангард. Сюрреализм;
- характеризовать стиль модерн в архитектуре. Ф.О. Шехтель. А. Гауди;
- создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.;
- работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура);
- использовать выразительный язык при моделировании архитектурного пространства;
- характеризовать крупнейшие художественные музеи мира и России;
- получать представления об особенностях художественных коллекций крупнейших музеев мира;
- использовать навыки коллективной работы над объемно- пространственной композицией;
- понимать основы сценографии как вида художественного творчества;
- понимать роль костюма, маски и грима в искусстве актерского перевоплощения;
- называть имена великих актеров российского театра XX века (А.Я. Головин, А.Н. Бенуа, М.В. Добужинский);
- различать особенности художественной фотографии;
- различать выразительные средства художественной фотографии (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.);
- понимать изобразительную природу экранных искусств;
- характеризовать принципы киномонтажа в создании художественного образа;
- различать понятия: игровой и документальный фильм;
- называть имена мастеров российского кинематографа. С.М. Эйзенштейн. А.А. Тарковский. С.Ф. Бондарчук. Н.С. Михалков;
- понимать основы искусства телевидения;
- понимать различия в творческой работе художника-живописца и сценографа;
- применять полученные знания о типах оформления сцены при создании школьного спектакля;
- применять в практике любительского спектакля художественно-творческие умения по созданию костюмов, грима и т. д. для спектакля из доступных материалов;
- добиваться в практической работе большей выразительности костюма и его стилевого единства со сценографией спектакля;
- использовать элементарные навыки основ фотосъемки, осознанно осуществлять выбор объекта и точки съемки, ракурса, плана как художественно-выразительных средств фотографии;
- применять в своей съемочной практике ранее приобретенные знания и навыки композиции, чувства цвета, глубины пространства и т. д.;
- пользоваться компьютерной обработкой фотоснимка при исправлении отдельных недочетов и случайностей;
- понимать и объяснять синтетическую природу фильма;
- применять первоначальные навыки в создании сценария и замысла фильма;
- применять полученные ранее знания по композиции и построению кадра;
- использовать первоначальные навыки операторской грамоты, техники съемки и компьютерного монтажа;
- применять сценарно-режиссерские навыки при построении текстового и изобразительного сюжета, а также звукового ряда своей компьютерной анимации;
- смотреть и анализировать с точки зрения режиссерского, монтажно-операторского искусства фильмы мастеров кино;
- использовать опыт документальной съемки и тележурналистики для формирования школьного телевидения;
- реализовывать сценарно-режиссерскую и операторскую грамоту в практике создания видео-этюда.
Раздел 3. Содержание учебного предмета
Программа учебного предмета «Изобразительное искусство» ориентирована на развитие компетенций в области освоения культурного наследия, умения ориентироваться в различных сферах мировой художественной культуры, на формирование у обучающихся целостных представлений об исторических традициях и ценностях русской художественной культуры.
В программе предусмотрена практическая художественно-творческая деятельность, аналитическое восприятие произведений искусства. Программа включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств – живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, театра, фото- и киноискусства.
Отличительной особенностью программы является новый взгляд на предмет «Изобразительное искусство», суть которого заключается в том, что искусство в нем рассматривается как особая духовная сфера, концентрирующая в себе колоссальный эстетический, художественный и нравственный мировой опыт. Как целостность, состоящая из народного искусства и профессионально-художественного, проявляющихся и живущих по своим законам и находящихся в постоянном взаимодействии.
В программу включены следующие основные виды художественно-творческой деятельности:
- ценностно-ориентационная и коммуникативная деятельность;
- изобразительная деятельность (основы художественного изображения);
- декоративно-прикладная деятельность (основы народного и декоративно-прикладного искусства);
- художественно-конструкторская деятельность (элементы дизайна и архитектуры);
- художественно-творческая деятельность на основе синтеза искусств.
Связующим звеном предмета «Изобразительного искусства» с другими предметами является художественный образ, созданный средствами разных видов искусства и создаваемый обучающимися в различных видах художественной деятельности.
Изучение предмета «Изобразительное искусство» построено на освоении общенаучных методов (наблюдение, измерение, моделирование), освоении практического применения знаний и основано на межпредметных связях с предметами: « Литература», «История России», «Обществознание», «География», «Математика», «Технология».
Раздел 4. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
5 класс
Раздел 5. Календарно-тематическое планирование
5 класс 1 час в неделю - 34 часа в год
№ урока | Раздел, тема урока | Кол-во часов |
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА | ||
РАЗДЕЛ 1. ДРЕВНИЕ КОРНИ НАРОДНОГО ИСКУССТВА | ||
1 | Древние образы в народном искусстве | 1 |
2 | Убранство русской избы | 1 |
3 | Внутренний мир русской избы | 1 |
4-5 | Конструкция и декор предметов народного быта. Интегрированный урок (технология) | 2 |
6 | Русская народная вышивка. | 1 |
7-8 | Народный праздничный костюм | 2 |
9 | Народные праздничные обряды (обобщение темы). | 1 |
РАЗДЕЛ 2. СВЯЗЬ ВРЕМЕН В НАРОДНОМ ИСКУССТВЕ | ||
10-11 | Древние образы в современных народных игрушках | 2 |
12 | Искусство Гжели | 1 |
13 | Искусство Городца | 1 |
14 15. | Хохлома | 2 |
16 | Жостово. Роспись по металлу | 1 |
17 | Искусство Борисовской керамики | 1 |
18 | Предметы народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы) | 1 |
РАЗДЕЛ 3. ДЕКОР — ЧЕЛОВЕК, ОБЩЕСТВО, ВРЕМЯ | ||
19 | Зачем людям украшения | 1 |
20-21 | Роль декоративного искусства в жизни древнего общества Интегрированный урок (история,литература) | 2 |
22-23 24-25- 26 | Связь времен и народов в искусстве.Одежда говорит о человеке Интегрированный урок (история) | 5 |
27-28 | О чём рассказывают нам гербы Ярославской области. | 2 |
29 | Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы) | 1 |
РАЗДЕЛ 4. ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ |
30 | Современное выставочное искусство | 1 |
31, 32,33 | Ты сам мастер | 3 |
34 | Современное выставочное искусство | 1 |
6 класс
1час в неделю - 34 часа в год
«Изобразительное искусство в жизни человека»
№ п/п | Раздел, тема урока | Количесто часов | |
Виды изобразительного искусства и основы образного языка – 8ч | |||
1 | Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств (постановка и решение учебной задачи) | 1 | |
2 | Рисунок – основа изобразительного творчества (постановка и решение учебной задачи) | 1 | |
3 | Линия и её выразительные возможности (постановка и решение учебной задачи) | 1 | |
4 | Пятно – как средство выражения. Композиция как ритм пятен (постановка и решение учебной задачи) | 1 | |
5 | Цвет. Основы цветоведения (постановка и решение учебной задачи) Интегрированный урок (физика) | 1 | |
6 | Цвет в произведениях живописи (постановка и решение учебной задачи) | 1 | |
7 | Объёмные изображения в скульптуре (постановка и решение учебной задачи) | 1 | |
8 | Основы языка изображения (постановка и решение учебной задачи) | 1 | |
Мир наших вещей. Натюрморт - 8ч. | |||
9 | Реальность и фантазия в творчестве художника Интегрированный урок (литература)(постановка и решение учебной задачи) | 1 | |
10 | Изображение предметного мира – натюрморт (постановка и решение учебной задачи) | 1 | |
11 | Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира (постановка и решение учебной задачи) | 1 | |
12 | Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива Интегрированный урок (математика, черчение) (постановка и решение учебной задачи) | 1 | |
13 | Освещение. Свет и тень (постановка и решение учебной задачи) | 1 | |
14 | Натюрморт в графике (постановка и решение учебной задачи) | 1 | |
15 | Цвет в натюрморте (постановка и решение учебной задачи) | 1 | |
16 | Выразительные возможности натюрморта (постановка и решение учебной задачи) | 1 | |
Вглядываясь в человека. Портрет - 11 ч. | |||
17 | Образ человека – главная тема искусства (постановка и решение учебной задачи) | 1 | |
18 | Конструкция головы человека и её пропорции (постановка и решение учебной задачи) | 1 | |
19 | Графический портретный рисунок и выразительность образа человека. Изображение головы человека в пространстве. (постановка и решение учебной задачи) | 1 | |
20 | Портрет в графике. Графический портретный рисунок и выразительность образа человека (постановка и решение учебной задачи) | 1 | |
21 | Портрет в скульптуре (постановка и решение учебной задачи) | 1 | |
22 | Сатирические образы человека (постановка и решение учебной задачи) | 1 | |
23 | Образные возможности освещения в портрете (постановка и решение учебной задачи) | 1 | |
24-25 | Портрет в живописи. Интегрированный урок (литература) (постановка и решение учебной задачи) | 2 | |
26 | Роль цвета в портрете (постановка и решение учебной задачи) | 1 | |
27 | Великие портретисты (обобщение темы) (постановка и решение учебной задачи) | 1 | |
Человек и пространство. Пейзаж. - 7ч. | |||
28 | Жанры в изобразительном искусстве (постановка и решение учебной задачи) | 1 | |
29 | Изображение пространства (постановка и решение учебной задачи) | 1 | |
30 | Правила линейной и воздушной перспективы (постановка и решение учебной задачи) | 1 | |
31 | Пейзаж – большой мир. Организация изображаемого пространства (постановка и решение учебной задачи) | 1 | |
32 | Пейзаж – настроение. Природа и художник (постановка и решение учебной задачи) | 1 | |
33 | Городской пейзаж (постановка и решение учебной задачи) | 1 | |
34 | Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл (обобщение) | 1 | |
Итого: 34 ч. | |||
7 класс
1 час в неделю - 34 часа в год
«Дизайн и архитектура в жизни человека»
№ п/п | Раздел, тема урока | |
Кол-во часов |
Раздел 1. Художник — дизайн — архитектура. Искусство композиции — основа дизайна и архитектуры (8 часов)
1 | Дизайн и архитектура - конструктивные искусства в ряду пространственных искусств | 1 |
2 | Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции. | 1 |
3 | Прямые линии и организация пространства | 1 |
4 | Цвет — элемент композиционного творчества. | 1 |
5 | Свободные формы: линии и тоновые пятна. | 1 |
6 | Буква — строка — текст. Искусство шрифта. Интегрированный урок (черчение) | 1 |
7 | Композиционные основы макетирования в графическом дизайне. Интегрированный урок (информатика) | 1 |
8 | Многообразие форм графического дизайна. | 1 |
Раздел 2. Художественный язык конструктивных искусств (8 часов)
9 | Соразмерность и пропорциональность. | 1 |
10 | Взаимосвязь объектов в архитектурном макете | 1 |
11 | Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объёмов. Понятие модуля. | 1 |
12 | Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объёмов. Понятие модуля. | 1 |
13 | Важнейшие архитектурные элементы здания. Интегрированный урок (черчение) | 1 |
14 | Красота и целесообразность. Вещь как сочетание объёмов и образ времени. | 1 |
15 | Форма и материал. Роль и значение материала в конструкции. | 1 |
16 | Цвет в архитектуре и дизайне. Роль цвета в формотворчестве | 1 |
Раздел 3. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека (11 часов)
17 | Город сквозь времена и страны. Образно-стилевой язык архитектуры прошлого. | 1 |
18 | Город сегодня и завтра. Пути развития современной архитектуры и дизайна. | 1 |
19 | Живое пространство города. Город, микрорайон, улица | 1 |
20 | Вещь в городе и дома. Роль архитектурного дизайна в формировании городской среды. | 1 |
21 | Вещь в городе и дома. Роль архитектурного дизайна в формировании городской среды. | 1 |
22 | Интерьер и вещь в доме. Дизайн пространственно-вещной среды Интерьера. | 1 |
23 | Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства. | 1 |
24 | Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства. | 1 |
25 | Ты – архитектор. Проектирование города: архитектурный замысел и его осуществление. | 1 (3ч) |
26 | Ты – архитектор. Проектирование города: архитектурный замысел и его осуществление. | 1 |
27 | Ты – архитектор. Проектирование города: архитектурный замысел и его осуществление. | 1 |
Раздел 4. Образ человека и индивидуальное проектирование (7 часов)
28 | Мой дом — мой образ жизни. | 1 |
29 | Интерьер, который мы создаем | 1 |
30 | Дизайн и архитектура моего сада. | 1 |
31 | Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды. | 1 |
32 | Мой костюм – мой облик. Дизайн современной одежды. | 1 |
33 | Грим, визажистика и причёска в практике дизайна. | 1 |
34 | Моделируя себя — моделируешь мир(обобщение темы). | 1 |
35 | Повторение | 1 |
8 класс
1 час в неделю - 34 часа в год
«Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении»
№ п/п | Название раздела, тема урока | Количество часов |
Изобразительное искусство в театре, кино и на телевидении | ||
1 четверть | ||
Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических искусствах | ||
Образная сила искусства. Изображение в театре и кино. | 1 | |
Театральное искусство и художник. Правда и магия театра | 1 | |
Сценография - особый вид художественного творчества. Безграничное пространство сцены. | 1 | |
Сценография как искусство и производство. | 1 | |
Костюм, грим и маска, или магическое « если бы». Тайны актерского перевоплощения | 1 | |
Художник в театре кукол. | 1 | |
Привет от Карабаса – Барабаса. | 1 | |
Спектакль – от замысла к воплощению. | 1 | |
2 четверть. | ||
ЭСТАФЕТА ИСКУСТВ: ОТ РИСУНКА К ФОТОГРАФИИ.ЭВОЛЮЦИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ И ТЕХНОЛОГИЙ | ||
9 | Фотография – взгляд сохраненный навсегда. Фотография - новое изображение реальности. | 1 |
10 | Грамота фотокомпозиции и съемки. Основа операторского фотомастерства: умение видеть и выбирать. | 1 |
11 | Фотография искусство « светописи». Вещь : свет и фактура. | 1 |
12 | « На фоне Пушкина снимается семейство». Искусство фотопейзажа и фотоинтерьера. | 1 |
13 | Человек на фотографии. Операторское мастерство фотооператора. | 1 |
14 | Событие в кадре. Искусство фоторепортажа. | 1 |
15 | Фотография и компьютер. | 1 |
16 | Документ для фальсификации: факт и его компьютерная трактовка. | 1 |
ФИЛЬМ ТВОРЕЦ И ЗРИТЕЛЬ. ЧТО МЫ ЗНАЕМ ОБ ИСКУСТВЕ КИНО? | ||
17 | Многоголосый язык экрана. Синтетическая природа фильма и монтаж. | 1 |
18 | Пространство и время в кино. | 1 |
3 четверть | ||
19 | Художник и художественное творчество в кино. | 1 |
20 | Художник в игровом фильме. | 1 |
21 | От большого экрана к домашнему видео. | 1 |
22 | Азбука киноязыка. | 1 |
23 | Азбука киноязыка. | 1 |
24 | Бесконечный мир кинематографа | 1 |
25 | Искусство анимации. Многообразие жанровых киноформ. | 1 |
26 | История и специфика рисовального фильма | 1 |
ТЕЛЕВИДЕНИЕ, ПРОСТРАНСТВО КУЛЬТУРА. ЭКРАН – ИСКУССТВО – ЗРИТЕЛЬ | ||
27 | Мир на экране: здесь и сейчас. Информационная и | 1 |
28 | Телевидение и документальное кино. | 1 |
4 четверть | ||
29 | Киноглаз, или Жизнь в врасплох. | 1 |
30 | Телевидение, Интернет… Что дальше? | 1 |
31 | Современные формы экранного языка. | 1 |
32 | В царстве кривых зеркал, | 1 |
33 | Искусство-зритель- современность | 1 |
34 | Пеображающий свет искусства | 1 |
Итого: | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса по программе Б.Неменского.
Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, программы «Изобразительное иск...
Рабочая программа по изобразительному искусству 5-7 класс (по программа Кузина
Рабочая программа по изобразительному искусству Кузина...
Рабочая программа по изобразительному искусству для 6 класса по программе Т.Я.Шпикаловой
Рабочая программа по изобразительному искусству для 6 класса по программе Т.Я.Шпикаловой...
Рабочая программа по изобразительному искусству для 7 класса по программе Т.Я. Шпикаловой
Рабочая программа по изобразительному искусству для 7 класса соответствует базовому уровню изучения предмета и составлена на основе :федерального компонента государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа по изобразительному искусству в 5 классе по программе Б.М.Неменского
Рабочая программа по изобразительнному искусству в 5 классе составлена на основе рабочих программ под редакцией Б.М.Неменского в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ» для 7 класса на основе программы Б.М.Неменского (М., Просвещение, 2011 г.)
Рабочая программа – нормативно-управленческий документ, характеризующий систему организации образовательной деятельности педагога. Рабочая программа составлена с учётом статуса учреж...
Рабочая программа по изобразительному искусству 5- 6 класс по программе Неменского ФГОС
Рабочая программа по изобразительному искусству 5-6 кл ФГОС Неменский...