Урок по предмету «История изобразительного искусства» на тему: "Феномен Русских сезонов С.П. Дягилева"
план-конспект урока на тему
Предварительный просмотр:
Урок по предмету «История изобразительного искусства»
4 класс (4 года обучения)
преподавателя МБОУ ДОД «ДШИ № 2» города Воткинска
Наталии Борисовны Горлановой
с электронной презентацией.
Тема: Феномен Русских сезонов С.П. Дягилева
Цель:
- Показать синтез искусств на примере:
- сюиты «Шехерезада» Н. Римского-Корсакова,
- эскизов костюмов Л. Бакста.
Задачи:
- История создания сюиты Н. Римского- Корсакова.
- История создания эскизов костюмов Л. Бакста.
- Развитие эмоциональной сферы, умение чувствовать музыку, живопись, танец. Выражать свое отношение к ним.
- Актуализировать стремление учащихся к самовыражению, познание внешнего и внутреннего мира.
- Развитие ассоциативного и образного мышления, творческого воображения.
- Формировать умение выражать свою эстетическую позицию и отстаивать ее.
- Мотивировать учеников к дальнейшему глубокому освоению творчества художников «Мир искусства».
- Создать атмосферу творчества, в которой учащиеся могут показать свои знания и умения (анализировать, сопоставлять, участвовать в творческом обмене мнениями и дискутировать).
- Включать каждого ученика в те виды деятельности, которые соответствуют его природе мышления и его способностям.
- Создать условия для формирования мыслительных операций: сравнивать выделение главного, обобщать, доказывать, учить точности и тонкости различия цвета, научить различать звуки, вслушиваться в музыку.
- Раскрыть роль С. Дягилева – мецената и организатора выставок, а в последствии – организатора гастролей русского балета и оперы за границей.
- Познакомить с воплощением мечты о соединении различных искусств (живописи, литературы, музыки, театра) на практике, создание журнала в 1899 году, проведение регулярных выставок под эгидой «Мира искусства».
Методы и приемы:
- Объяснение нового материала
- Интерактивная беседа
- Иллюстрирование
- Творческая работа учащихся (выполнение эскизов)
Оборудование для преподавателя:
- Мультимедийный проектор;
- Экран;
- Видеомагнитофон;
- Музыкальный центр;
- Компьютер;
- Цветная бумага;
- Классная доска;
- Иллюстративный материал (фотографии художников и музыкантов, эскизы костюмов, балет);
- Фортепиано.
Оборудование для учащихся:
- Стол
- Стул
- Тетрадь
- Ручка
План урока
- Организационный момент. Приветствие – 1 мин.
- Повторение темы предыдущего урока – 2 мин.
- Постановка проблемы на основе изученного материала и введение в новый материал – 1 мин.
- Электронная презентация – знакомство с творчеством Л. Бакста,
Н.А. Римского - Корсакова и выявление синтеза искусств – 15 мин.
- Видеоматериал балет «Шехерезада» – 21 мин.
- Подведение итогов творческих работ учащихся, дискуссия – 5 мин.
Ход урока
Надпись на доске «Феномен русских сезон С. Дягилева,
фамилии изученных художников, композиторов - «Русских сезонов».
Учитель: Приветствую учащихся. Настрой.
Объединение «Мир искусства» это?
Ученик: Предполагаемые ответы:
- Художественное объединение.
- Крупное эстетическое явление русской культуры.
- Западная культура знакомится с русской культурой.
Учитель: Да, верно.
Рассказ о С. Дягилеве. Его заслуга. Общая идея. Мечта С. Дягилева.
Знакомство с еще одним примером, синтезы искусств - «Шехерезада».
Показ презентации. Комментарии по презентации. Роль художника. Знакомство с творчеством Л. Бакста. Его идеи, тема. Знакомство с костюмами к сюите Н.А. Римского - Корсакова «Шехеразада».
- Изобразительность и картинность музыки Н.А. Римского - Корсакова.
- Изобразительность и живописность.
- Слушая - видим ряд сказочных сцен, лица.
- Удивительная цельность - объединяющая нить - тема Шехерезады. (скрипка)
Разбор и прослушивание частей. Сюита «Шехеразада» Римского - Корсакова. Видео показ.
Вывод: 1910 год. Париж взбудоражен премьерой балета «Шехерезада». Мечта «Мир - искусства» сбылась. Живопись, музыка и хореография - едины.
Утверждение силы русского духа. Актуальная во времени музыка (закрытие Олимпиады 2014, мультфильм Русалочка, фильм Кавказская пленница, фильм Мастер и Маргарита, оркестр Мерлина, Паттерсона, Deep- Purple).
Учащихся прослушивают самую удачную интерпретацию.
Домашнее задание: создать эскизы костюмов.
Литература
- Ванслов В.В. «Изобразительное искусство и музыка» Л.1983
- Леванова Т. «История западноевропейской музыки» М. 1983
- Левик Б.В. «Музыкальная литература зарубежных стран» М.1975
- Скудина Г. История одного шедевра «Шехерезада»
- Журнал «Музыкальная жизнь» №15 М. 1980
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Пропаганда русского театрального искусства за рубежом. Взаимопроникновение двух культур - русской и французской на примере русских сезонов Сергея Павловича Дягилева. Наследие русских сезонов"
Статья учителя русского языка и литературы в альманах "Мнемозина". Выпуск был посвящен году Франции в России и России во Франции. Автор рассуждает о взаимном влиянии двух культур. Своей рабой он пытае...
Календарно – тематическое планирование уроков по предмету «Изобразительное искусство»
Календарно – тематическое планирование уроков по предмету «Изобразительное искусство» для обучающихся 6 класса (для детей с легкой умственной отсталостью), 7 класса (для детей с тяжелой умственной отс...
Методическая разработка открытого урока по предмету «Изобразительное искусство» на тему: «Изображение предметного мира - натюрморт" (Рисунок группы предметов)
Методическая разработка открытого урока по предмету «Изобразительное искусство» ...
Открытый урок по музыке в 5 классе по теме "Русские сезоны в Париже".
Знакомство с понятием «Русские сезоны» в Париже, с историей создания балета И.Ф. Стравинского «Петрушка»....
Методическая разработка урока по предмету изобразительное искусство в соответствии с требованиями ФГОС Тема: «Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки». Коллективный проект.
В данной работе представлена разработка урока по изобразительному искусству "Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки". В приложении показан конечный рузультат и материалы к работе групп....
Проект интегрированного урока по биологии и географии на тему "Феномен австралийской природы"
Урок знакомства с природой Австралии предназначен для обучающихся 7-х классов. Снабжен презентацией. Содержит элемент игры - лото для запоминания представителей австралийской флоры и фауны....
Урок по предмету изобразительное искусство: «ИЗОБРАЖЕНИЕ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА И ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА В ИСТОРИИ ИСКУССТВА», 6 класс Тема урока: Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств.
Конспекты уроков содержат основной материал по некоторым темам для учащихся 6, 7-х классов....