Конспект урока по ИЗО во 2 классе "Тёплые и холодные цвета"
план-конспект по изобразительному искусству (изо)
Конспект составлен по УМК "Школа России". Праткическое задание для учащихся - рисунок пера Жар-птицы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_izo_borba_tyoplogo_i_holodnogo_2_kl.docx | 33.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Класс 2
УМК, программа – «Школа России»
Предмет – Изобразительное искусство.
(Учебник: Изобразительное искусство.2 класс. Учеб. Для общеобразоват. организаций. /И.Е.Коротеева; под ред. Б.М. Неменского. – 10-е изд. – М.: Просвещение, 2019. – 128 с.)
Учитель изобразительного искусства – Селькова Татьяна Михайловна
Тема - «Тёплые и холодные цвета. Борьба тёплого и холодного»
Цель: познакомить учащихся с тёплыми и холодными цветами, различными способами смешивания цветов, применение их на практике.
Задачи:
Образовательные:
- дать представление о тёплых и холодных цветах, которые применяют художники для выражения чувств и настроения; о контрасте тёплых и холодных цветов;
- расширить опыт владения цветовыми сочетаниями;
- сформировать понимания красочной выразительности родной природы, способность наслаждаться её красотой;
- расширить знания о средствах художественной выразительности;
- научить изображать простые сюжеты колористическим контрастом;
- сформировать умение работы с графическими материалами
Развивающие. Развивать:
- навык смешения красок;
- умение использовать в своей изобразительной деятельности выразительные возможности художественных материалов (краски);
- фантазию, творческое воображение, мелкую моторику рук;
- умение анализировать свой рисунок и рисунок товарища по заданным критериям;
- умение по-разному держать кисть; умение изменять направление движения;
- эмоциональную сферу, художественно-образное, творческое мышление детей, наблюдательность, художественный вкус.
- развивать технику рисования «по сырому»
- развивать изобразительные навыки образного представления;
- колористические навыки работы акварелью;
- каллиграфическую технику написания.
Воспитательные. Воспитывать:
- чувства прекрасного в природе через живопись;
- у учащихся чувство наслаждения от созерцания красоты цвета;
- аккуратность, самостоятельность;
- эмоциональную отзывчивость;
- эстетическое восприятие окружающего мира:
- интерес к урокам изобразительного искусства;
Здоровьесберегающая:
• создать условия для сохранения и сбережения здоровья обучающихся на уроке.
Планируемые результаты. Научатся:
Личностные:
- осознавать значимость эмоционально-ценностного отношения к собственной деятельности, как основы творчества;
- ценить и принимать базовые ценности природы;
- способности к созданию художественного образа, эстетической оценке произведений искусства и работ учащихся;
- иметь представление о причинах успеха и неуспеха в предметно-практической деятельности;
- этическим нормам (сотрудничества, взаимопомощи, ответственности) при изготовлении изделия;
- соблюдать правила безопасного использования инструментов и материалов для качественного выполнения задания.
- навыками самостоятельной работы в процессе выполнения художественно-творческих заданий;
- применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности
Предметные:
- приобретут практические навыки и умения в изобразительной деятельности;
- овладеть художественным (эстетическим) вкусом;
- овладеть художественным вкусом, воображением, фантазией;
- самостоятельно отбирать материалы и инструменты для работы;
- готовить рабочее место в соответствии с видом деятельности, поддерживать порядок во время работы, убирать рабочее место;
- выделять, называть и применять изученные общие правила создания рукотворного мира в своей предметно-творческой деятельности;
- применять освоенные знания и практические умения; использовать инструменты при рисовании;
- осуществлять анализ природы;
- различать «теплые» и «холодные» цвета;
- смешивать краски; владеть цветовыми сочетаниями;
- изображать простые сюжеты колористическим контрастом; работать с графическими материалами
- работать с кистью и акварелью при рисовании;
- технике «по сырому»
Здоровьесберегающая:
• создать условия для сохранения и сбережения здоровья учащихся на уроке.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- формулировать цель деятельности на уроке и учебную проблему;
- планировать практическую деятельность на уроке;
- выполнять упражнения для выявления оптимального решения проблемы (задачи);
- работать по плану, составленному совместно с учителем, использовать необходимые средства, осуществлять контроль точности выполнения операций;
- определять успешность выполнения своего задания (в диалоге с учителем).
Познавательные УУД:
- творческому видению с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Коммуникативные УУД:
- формулировать свои мысли с учётом учебных и жизненных речевых ситуаций;
- высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновывать и аргументировать;
- слушать других, уважительно относиться к их мнениям, пытаться договариваться;
- слушать и слышать учителя и одноклассников совместно обсуждать предложенную или выявленную проблему;
- уметь вести небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализировать изделия;
- выполнять предлагаемые задания индивидуально, в паре, совместной работе
III. Технологии развития УУД, используемые в рамках урока:
- фронтальной, групповой и индивидуальной работы
- здоровьесберегающие технологии
- практической деятельности
- деятельностного мышления
- частично – поисковой деятельности
Методы:
- Словесные методы: рассказ, объяснение, инструктаж.
- Наглядные методы: демонстрирование изучаемых объектов и их изображений; репродукция картин
- Методы самостоятельной работы школьников: упражнения, самостоятельная работа изобразительной деятельности, выполнение практического задания
- Практические: анализ репродукции картин; выполнение заданий; каллиграфическое написание
- Логические методы: анализ и обобщение, метод разрешения проблемной ситуации.
- Методы контроля: самоконтроль, взаимоконтроль
- Методы поощрения: похвала, одобрение
V. Формы работы: фронтальная, индивидуальная
VI. Оборудование:
- Для учителя – мультимедийный проектор, мультимедийная презентация, проигрыватель
- Для обучающихся – альбом для рисования, акварель, стакан с водой, кисти, салфетки, палитра
VIII. Тип урока: урок – путешествие
ХОД УРОКА
Этап урока | Результаты | Деятельность учителя (вопросы, задания) | Деятельность учащихся (способы) |
Организацион-ный момент | Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»); - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»); - установить тематические рамки учебной деятельности («могу»). | Добрый день, 2-ой класс, Мне приятно видеть вас Встаньте ровно, подтянитесь И друг, другу улыбнитесь! Молодцы, теперь садитесь! Ребята у нас сегодня не обычный урок, а урок-путешествие. Любите ли вы путешествовать? А что бы вы взяли с собой в путешествие по стране красок?(Слайд 1) А я бы взяла с собой верного друга и заряд хорошего настроения. Пусть урок принесёт нам радость общения и наполнит сердца добрыми чувствами. Подарите друг другу улыбки. | Готовят рабочее место. Слушают учителя и отвечают на вопросы |
Актуализация имеющихся знаний и опыта | Подготовка к усвоению нового | А путешествие мы начнем с загадки: Как над речкой, над рекой, появился круг цветной чудо – мостик подвесной, семицветная дуга, красочная …(радуга) (Слайд 2) А давайте вспомним цвета радуги – буква каждого слова означает первую букву названия цвета: Каждый-------------красный Охотник----------оранжевый Желает------------желтый Знать--------------зеленый Где----------------голубой Сидит-------------синий Фазан-----------фиолетовый. (Слайд 3) К вам в гости прилетела фея. Она приглашает вас совершить волшебное путешествие на ковре – самолете. Ковер-самолет это вам не автомобиль и здесь нельзя пристегнуть ремни, чтобы не упасть, поэтому предлагаю взяться за руки с соседом по парте. Ну как вы готовы? Тогда летим (закройте глаза) Мы летим в страну вечной зимы. Сверкающего льда и искрящегося снега. Чувствуете, как стало холодно? -Внимание! Подлетаем к царству царевны Льдинки. Это ее страна. Откройте глаза. Чтобы войти в замок и увидеть царевну Льдинку, надо угадать какие краски живут в ее царстве. Учитель организует восприятие и анализ иллюстративного материала (на слайдах презентации появляется зрительный ряд, способствующий эмоциональному восприятию цвета, рождению ассоциаций Слайд 4)) Эти краски такие же холодные, как лед и снег, но не белые. Какие это цвета? (ответы детей) Вы справились с заданием и можете увидеть царевну Льдинку. Царевна может творить настоящие чудеса – она может превратить в холодный почти любой цвет, опуская в него синюю льдинку. Царевна Льдинка предлагает вам игру: Назовите как можно больше предметов, которые в природе бывают синего цвета. (Ответы детей) Молодцы! Вы справились с заданием, и царевна награждает вас орденом Синей тучки. -Внимание, посадка. Возьмитесь за руки. Мы отправляемся в другое царство. Закройте глаза. Летим! -В этом королевстве царит вечное лето. Вам становится тепло. Чувствуете? Ярко светит солнышко, цветут цветы, порхают бабочки. Подлетаем к замку царевны Огонек. Откройте глаза. Хотите увидеть царевну? Отгадайте, какие краски живут в ее царстве. Найдите теплые краски солнца и огня. (Ответы детей) Вы справились с заданием. А вот и сама царевна. Она тоже умеет творить чудеса и превращать любые цвета в теплые, добавляя немного солнечного желтого в любой цвет. Поиграем с царевной Огонек, назовите как можно больше предметов в природе желтого цвета. Молодцы! Царевна награждает вас орденом солнца. Между двумя царевнами существует спор. Они как же назвать зелёный цвет – тёплым или холодным. –Как вы думаете, почему? Как можно получить зелёный цвет? (Ответ детей) –Правильно, ведь он состоит из тёплого – жёлтого и холодного синего цветов. Если в зелёном окажется больше синей льдинки, он станет холоднее, но если Огонек постарается и в синий опустит жёлтый луч – зелёный станет тепле | Слушают учителя Усваивают информацию, отвечают на вопросы, Рассуждают, высказывают свою точку зрения, |
Постановка цели урока. Определение темы. Планирование | Выход на тему, выдвижение гипотез, определение цели урока и составление плана деятельности на уроке | Догадались о теме нашего урока (формулирование темы учениками) Да наша тема «Тёплые и холодные цвета. Борьба тёплого и холодного» (Слайд 5) | Формулируют тему урока, |
Изучение нового материала | Выделение существенных признаков нового знания (правила, явления, способа действия, вычислительного приема, вида задачи…). Построение нового способа действия. | У тёплых и холодных цветов разное настроение. – Радостное и весёлое настроение, передают какие цвета? (Тёплые) – А фантастическое, загадочное? (Холодные) Посмотрите на картину Ивана Айвазовского «Черное море». Какое настроение она у вас вызвала? (Слайд 6) (Тревогу, грусть, печаль) -Почему эта картина создает такое настроение? (Использованы мрачные, темные краски) -А теперь посмотрим на картину Ван Гога «Красные виноградники» (Слайд 7) Какие чувства она у вас вызывает? (Торжество, радость, тепло) -Какие краски помогают нам это почувствовать? (Красные, желтые, оранжевые) -Почему у этих картин разное настроение? (Использованы разные цвета) Говоря про теплые и холодные цвета, нельзя обойти молчанием ассоциации и дополнительные смыслы, связанные с ними. Вы наверняка слышали не раз, что теплые цвета приближают, а холодные – отдаляют? Этот эффект художники с успехом используют для передачи трехмерных форм. Расположенные рядом теплые и холодные цвета помогают друг другу звучать ярче, как бы громче. Теплый становится еще теплее, а холодный – еще холоднее. Используя контраст теплого и холодного – можно выделить в рисунке главное. Посмотрите на слайды (Слайд 8-12) (репродукции: И. Шишкин «Перед грозой», «Лес зимой», И. Левитан «Золотая осень», Н. Ромадин «Цветущий бугор», «Розовый вечер») Когда художник пишет картину, он использует набор цветов, и этот набор называется цветовая гамма. Цветовая гамма – это ряд гармонично сочетающихся оттенков цвета, используемых при создании художественных произведений. Расположенные рядом тёплые и холодные цвета помогают друг другу звучать ярче, как бы громче. А вспомните сказку «Конёк-горбунок» и представьте перо Жар-птицы, которое осталось в руках Ивана, когда она вырвалась. (стихи «Жар-птица») (Слайд 13) А сейчас нам прочитает стих Даша про эту чудесную птицу а вы послушайте (чтение стихотворение учащейся) Птица чудная она. Вся из пламени-огня. Крылья плавно поднимает, Хвост как веер распускает, Глазки яхонтом горят – Удивительный наряд. Побеждает темень, мрак. Туче чёрной – первый враг. А перо той дивной птицы Вмиг желание исполнит, Людям счастье принесёт А теперь представьте пылающее перо, сияющего оттенками жёлто-оранжевого и красно-оранжевого цветов. И вы сможете понять как яркость и сочность тёплых цветов волшебного пера усиливается, если расположить его на фоне холодного неба, т.е. в окружении фиолетовых, синих, голубых. | Смотрят картины. Отвечают на вопросы Рассуждают, выдвигают предположения, высказывают свою точку зрения |
Физминутка | Если б все на свете было Одинакового цвета, (Вращательные движения головой) Вас бы это рассердило Или радовало это? (Наклоны головы вперед – назад) Видеть мир привыкли люди Белым, желтым, синим, красным… (Руки на поясе, наклоны туловища влево – вправо) Пусть же все вокруг нас будет Удивительным и разным! (Прыжки на месте на левой, правой, двух ногах) | Выполняют задание | |
Первичная проверка материала | Составление алгоритма действия по новому правилу | Давайте поэкспериментируем. На краю парты лежат листы. Возьмите их перед собой. Возьмите кисточку и проведите по листу бумаги по середине бумаги снизу вверх желтой краской линию, помойте кисточку. Теперь Сверху желтой проведите полоску зеленого цвета, а снизу добавьте каплю синего цвета. Получилось два новых цвета, оттенков зеленого. Определите, какой оттенок «теплый», а какой«холодный». Зеленый цвет занимает особые положения среди цветов. Он находится на границе двух групп, и поэтому все зависит от того, какого цвета в нем больше и рядом с каким цветом он стоит. Если в нем больше желтого, то зеленый цвет – «теплый», если синего, то – «холодный». Синий «холоднее» голубого, фиолетовый «теплее» синего, красный «теплее» зеленого, а зеленый – синего. Теплые и холодные качества, как видите, относительные. Но есть и абсолютные цвета. Например, оранжевый – самый «теплый» цвет, а самый «холодный» цвет – синий. Не случайно они находятся в спектре друг против друга | Усваивают информацию, правила Применяют правило, алгоритм действия. Взаимооценку |
Закрепление материала | Составление алгоритма действий по новому правилу (знанию) | Представьте перо Жар-птицы, которое осталось в руках у Ивана, когда она вырвалась. (Учащиеся представляют пылающее перо, сияющее оттенками желто-оранжевого и красно-оранжевого цветов) -Яркость теплых цветов волшебного пера усилятся, если расположить его на фоне холодного неба. -Холодные цвета также обретут еще большую выразительность от того, что будут находиться около тёплых. Холодное небо с оттенками синих, голубых и фиолетовых словно зажигает теплое пятно. -Сегодня вы попробуете передать борьбу теплых и холодных цветов в своем рисунке, изображая перо Жар-птицы. Используйте свои знания, которые получили на уроке. В конце урока мы сделаем выставку ваших работ, посмотрим какие цвета вы использовали, какой рисунок получился у вас. И оценим по следующим критериям: (Слайд 14) 1)красота (эстетичность); 2)использование цветов по группам: холодные или теплые (умение различать и дефференцированно использовать эти цвета); 4)использование разных по теплоте зеленых оттенков 3)владение материалом (акварелью); 4)аккуратность; | Усваивают информацию, правила Применяют правило, алгоритм действия. Самооценка |
Оценка выполнения задания | Самооценка и оценка работы Просмотр, анализ выполненных работ, отбор лучших. | Молодцы, нарисовали, а теперь давайте сделаем выставку и обсуждение работ. (Выставление оценок, при этом учитывается самооценка учащихся. Если учитель не согласен, объясняет и анализирует, почему) | Высказывают свое мнение. Взаимооценка |
Рефлексия. | Самоанализ по обобщению знаний и качества сформированных умений учащегося | Понравилось вам сегодня работать? Что нового вы узнали? Что такое цветовая гамма? – Какие цвета называют холодными? Какие теплыми? Для чего в работе нужно использовать эти цвета? (Чтобы передавать разное настроение, дополнять один цвет другим, делать работу выразительной) Легко ли вам было рисовать море? - В чем испытали затруднения? Понравился ли вам урок? У вас на партах лежат полосочки разноцветной бумаги. Выберите тот цвет, который соответствует вашему настроению. В конце урока собрать цветы в корзинку или вазочку. Хочу напомнить, какому настроению соответствует какой цвет: красный – восторженное; оранжевый – радостное, теплое; желтый – светлое, приятное; зеленый – спокойное; синий – неудовлетворенное, грустное; фиолетовый – тревожное, напряженное; черный – упадок, уныние. (слайд 15) | Анализируют свою деятельность, возникшие трудности. Ранжируют свое эмоциональное состояние на уроке. |
Итог урока | Выводы по уроку, уборка рабочих мест | Домашнее задание: подумать, где в природе еще встречается «борьба» теплых и холодных красок, в каких состояниях природы, времен года преобладают «холодные» или «теплые» цвета. (слайд 16) | Слушают учителя и убирают свое рабочее место |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку ИЗО во 2 классе. Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета.
Презентация к уроку ИЗО во 2 классе. Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета. Разработана учителем изобразительного искусства Морозовой .В. А....
Конспект урока языка хинди в 5 классе. Тема: "Цвета".
Конспект урока языка хинди.Класс/возраст учащихся: 5 класс, 11-12 летТема урока: Цвета. Семантика цвета в одежде....
Конспект урока по английскому языку по теме "Виды цветов"
Конспект урока по теме "Виды цветов" для учащихся 6 классов с использованием Смарт-доски....
План-конспект урока по предмету "Композиция" на тему "Какого цвета весна?"
Предмет: КомпозицияИзучаемая тема: Тематическое рисование Тема урока: Какого цвета весна?Вид урока: Рисование по воображениюЦель урока: Нарисовать сюжет на весеннюю тему.Класс: 2 класс (учащиеся...
План-конспект урока . Защита проекта"Сделать город ярче - укрась цветами"
Арт-группа Рассказовского представительства Тамбовского государственного университета им. Г.Р.Державина предложила нам принять участие во Всеросийском арт-проекте "Сделай город ярче--укрась цветами!" ...
Конспект урока в 3 классе по теме "Какого цвета..?"
Конспект урока обобщения и систематизации материала по изученной теме "Цвета" в 3 классе. В приложении интерактивные задания, песня и упражнения для работы в тетрадях....
Конспект урока по изобразительному искусству.Тема урока: «Тёплые и холодные цвета», перо жар птицы (гуашь), 2 класс
Конспект урока изоискусстваТема урока: «Тёплые и холодные цвета», перо жар птицы (гуашь).Цели деятельности учителя:- научить различать теплые и холодные цвета-учить сме...