План - конспект урока: «Декоративное рисование. Калмыцкий орнамент» 3 класс
презентация урока для интерактивной доски по изобразительному искусству (изо)
Знакомство с калмыцким орнаментом, с различными видами орнамента (растительный, астральный, зооморфный, геометрический). Развитие навыков декорирования заданной формы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska.docx | 1.6 МБ |
interaktivnaya_mozayka_wecompress.com_.pptx | 1.27 МБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
‒Песня, какого народа прозвучала? На каком языке? ‒ У калмыцкого народа много традиций и занятий. На уроке рисования мы познакомимся…
‒ А это вы узнаете, разгадав кроссворд . ‒ Прочитайте слово, которое выделено: ОРНАМЕНТ.
‒ Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?
‒ Сможем ли мы сразу приступить к рисованию орнамента калмыцкого народа? ‒Почему? ‒ Что же такое орнамент? Где можно найти значение этого слова? ОРНАМЕНТ ‒ графическое украшение, узор из сочетания геометрических, растительных или животных элементов. ‒ Чем раньше занимался калмыцкий народ ‒ Что же могли изображать люди в своих орнаментах? Где брали образы? В Калмыцком народном орнаменте наибольшее использование нашли геометрические, растительные и животные формы.
В основе калмыцких орнаментальных мотивов лежат стилизованные изображения рогов, степных трав и цветов, солнца, луны и звезд, огня, облаков. Например, войлокам присущ линейный, геометрический, состоящий из ромбов, квадратов, треугольников, зигзагов орнамент и мотив меандра
На сосудах из кожи чаще всего использовался растительный и зооморфный орнамент, мотив солнца и креста .
В вышивке женских головных уборов, одежды и разных декоративных предметов наибольшее использование получил орнамент в виде побегов лозы, листьев, бутонов, цветов тюльпана, лотоса, розы
Кроме того, в калмыцкой вышивке встречаются также элементы астрального орнамента (звезды, крест, солнце и луна). Цветовая гамма-красный, желтый, зеленый, синий, белый (серебристый), черный. Красный - цвет радости, веселья, торжества и счастья. С ним связано представление о солнце - источнике всего живого на земле. Желтый и золотой цвета символизировали постоянство. Голубой - цвет неба ‒ символ верности и преданности; зеленый ‒ цвет весны, покоя и стабильности.
К геометрическим мотивам относятся: точки, линии, полосы, зигзаги, квадраты, треугольники, окружности, крестообразные и сердцевидные фигуры, всевозможные розетки, решетки и т.д. Орнаменты растительного характера: побеги, стебли, листья, бутоны, закрытые и распустившиеся разнообразные цветы . Зооморфный орнамент принадлежит к наименее развитым типам калмыцкой орнаментики.
На уроке мы будем учиться рисовать орнамент калмыцкого народа. Вспомните, о каких мотивах калмыцкого орнамента вы узнали . Будем работать в группах: 1 ряд будет украшать калмыцким орнаментом пояс, 2 ряд-камчатку, 3 ряд-манжету .
Композиция рисунка : ‒ закрасим фон в соответствующий цвет (камчатку-черным цветом, манжету-желтым цветом, пояс-оранжевым цветом) и ждем, когда высохнет основа ; ‒ определяем композицию орнамента ; ‒ тонкими линиями карандаша намечаем расположение элементов узора, причем элементы не должны быть слишком маленькими или слишком велики по сравнению с заготовкой.
Рисование элементов узора : ‒ рисуем по намеченным местам выбранные узоры ; ‒ прорисовываем мелкие детали, соблюдая симметрию и ритм ; ‒ выполнить орнамент в цвете ; ‒ прорисовываем тонкой кистью мелкие детали . Всем понятно, как рисовать? Возьмите простые карандаши, откройте альбомы и приступайте к работе.
Подводятся итоги урока . Сегодня и мальчики, и девочки одинаково хорошо отвечали на устные вопросы, и те, и другие нарисовали красивые рисунки.
Список источников 1 .Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах: Уч. пособие. ‒М.: Просвещение,1984. ‒319с . 2 .Мелик‒Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Художник в каждом ребенке. Цели и методы художественного образования. ‒ М.: Просвещение,2008. ‒175с . 3.Рожкова Е.Е. Изобразительное искусство в начальной школе: Из опыта работы учителя. ‒ М.: Просвещение,1980. ‒96с. 4 . Эрдниев У.Э. Калмыки: Историко-этнографические очерки. ‒ 3-е изд. Перераб . и доп. – Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 1985. ‒282с. 5. Эрендженов К.Э. Золотой родник: О калмыцком народном творчестве, ремеслах и быте/ Пер. с калмыцкого А. Аквилева. ‒Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 1985. ‒126с. 6. https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/0350/00082d27-f1471882/2/img13.jpg 7. http://www.artgaliacaren.com/wp-content/uploads/2016/11/Galeria_10.jpg
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока по теме:Проектирование орнамента в графическом редакторе
Урок - закрепление ....
План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс
Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...
план-конспект урока декоративно-прикладной труд 7 класс
Тема урока: « Лепка птицы.»Цель урока: закрепить понятия «глина и пластилин»,их свойства и применение. Вылепить птицу из пластилина конструктивным способом с учётом интеллектуа...
План - конспект урока музыки (5, 6, 7 класс) по теме: Конспекты уроков музыки в основной школе
Конспекты уроков музыки для 5, 6, 7 классов!...
План-конспект урока английского языка в 6 классе УМК «Английский в фокусе» авторы Н.И.Быкова, Дж.Дули и др. Тема урока: “Holiday plans”. Планы на каникулы.
Тема урока: “Holiday plans”. Планы на каникулы. Место и роль урока в изучаемой теме: 1 урок по теме «Holiday plans» , 1 урок по разделу «Holiday time»...
План –конспект урока по профориентации в 9 классе по теме: Защита проекта «Мои жизненные планы и профессиональная карьера»
Обобщение знаний по разделу «Технология профессионального самоопределение и карьеры» в систему. Активизация процесса профессионального самоопределения молодёжи, оказание действенной помощи...
План-конспект урока по профильному труду 6 класс. Тема урока: «Ориентирование в задании по чертежу. Разбор чертежа. Составление плана работ изготовления скамейки».
Изучение план изготовления скамейки, научить самостоятельно изготавливать скамейку по плану; Развитие моторики рук, глазомер, связную речь, развить образную память, логическое мышление; Ко...